Основы построения процесса спортивной тренировки презентация

ПРЕЗЕНТАЦИЯ Основы построения тренировочного процесса юных спортсменов
презентация к уроку по физкультуре

Под характеристикой построения понимают совокупность структурных компонентов, направленность тренировочных нагрузок. Между тем, для организации тренировочного процесса юных спортсменов нужно знать основные положения возрастной периодизации детей, подростков и юношей, которые представлены ниже.

Скачать:

Вложение Размер
osnovy_postroeniya_trenirovochnogo_protsessa_yunyh_sportsmenov.pptx 234.32 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Основы построения тренировочного процесса юных спортсменов

Организация тренировочного процесса на этапе начальной спортивной специализации наряду с общими закономерностями построения тренировочного процесса имеет ряд особенностей по форме и содержанию. Исходя из структуры многолетней системы подготовки, осуществляется планирование тренировочного процесса на его отдельном этапе. Под характеристикой построения понимают совокупность структурных компонентов, направленность тренировочных нагрузок. Между тем, для организации тренировочного процесса юных спортсменов нужно знать основные положения возрастной периодизации детей, подростков и юношей, которые представлены ниже.

Педагогическая: 9-11 лет (младшие школьники) 12-14 лет (средние школьники) 15-17 лет (старшие школьники) 19-20 лет (учащиеся ВУЗов) Физиологическая: 9-12 лет (2-е детство) 13-16 лет (подростковый возраст) 17-20 лет (юношеский возраст) Периодизация возрастных групп детей, подростков и юношей

В группах ДЮСШ: 9-11 лет (Группы начальной подготовки) 12-17 лет (Учебно-тренировочные группы) 18-20 лет (Группы высшего спортивного мастерства) По правилам соревнований: 9-10 лет (младшие мальчики) 11-12 лет (старшие мальчики) 13-14 лет (младшие юноши) 15-16 лет (средние юноши) 17-18 лет (старшие юноши) 19-20 лет (юниоры) По этапам многолетней подготовки (по Платонову): 12-14 лет (начальная) 15-17 лет (предварительная базовая) 18-20 лет (специализированная базовая)

Тренировочный процесс представляет собой многогранный комплекс элементов системы подготовки спортсменов. Большое значение приобретает грамотное управление этой системой, где ведущее место отводится тренеру-педагогу. Характеристика управления тренировочным процессом

Тренер должен быть одновременно педагогом-организатором, психологом, знать основы физиологии, в совершенстве теорию построения тренировочного процесса в избранном виде спорта. Важно грамотно и успешно сочетать различные средства и методы тренировочного воздействия.

Основной целью является достижение результата на соревнованиях, который зависит от взаимодействия тренер-спортсмен, использования перспективных тренировочных методик, труда ученых различных отраслей.

Тренировочный процесс, являясь целенаправленным психолого-педагогическим процессом, представляет собой развивающуюся динамическую систему, которая воздействует на спортсмена. Каждый атлет имеет свои индивидуально-психологические, физиологические и другие особенности, свойственные только ему одному. Для правильного управления спортивной тренировкой требуется знание индивидуальных особенностей и свойств личности.

Последовательность звеньев в системе подготовки спортсменов следующая: 1. осуществляется разработка конечной цели; 2. в соответствии с поставленной целью, ставятся задачи, выделяются этапы подготовки; 3. производится подбор средств и методов для использования в тренировочном процессе, определяется их сочетание; 4. практическое применение разработанных идей в соответствии с выбранной тренировочной программой, с использованием методов контроля, текущее сопоставление полученных данных с запланированными программой; 5. подведение итогов, сопоставление полученного результата с поставленной целью в разработанной тренировочной программе; 6. критический анализ допущенных ошибок, устранение несоответствий поставленным задачам.

Тренировочный процесс представляет собой единую структуру соподчиненных звеньев и в зависимости от времени его реализации может представлять собой микро, мезо, и макроструктуру.

Микроструктура представляет собой малый тренировочный цикл. Во временных рамках он ограничен, как правило, одной неделей, имеет законченную структуру и носит название недельного микроцикла. Включает в себя от 2-3 тренировочных занятий до нескольких. Понятие микроцикла впервые было выделено Л.П. Матвеевым . В зависимости от поставленной цели и реализуемых задач, места в системе годичной подготовки, выделяют несколько видов микроциклов : -собственно тренировочные микроциклы, подводящие ; -соревновательные ; — восстановительные.

Мезоструктура более продолжительна, чем микроструктура, реализуется по времени от 2 до 6 недель . Основу составляют «средние» волны, т.е. колебание нагрузок, их увеличение и снижение. Это обусловлено необходимостью, достичь максимального тренировочного эффекта за данный промежуток времени, не нарушив динамического равновесия в системе подготовки, стараясь не снижать адаптационные возможности организма спортсмена .

Макроструктура представляет собой совокупность микро и мезоциклов и является более завершенной глобальной структурой. Макроцикл является «большой» волной, продолжительной по времени, от 3-4 месяцев до года, двух, четырех лет.

Тренировочное занятие, является одним из наименьших по длительности и сложности организации элементов в системе подготовки, в то же время неотъемлемая и обязательная составляющая микро, мезо, макроструктур. Тренировочное занятие состоит из ряда последовательных звеньев, ему свойственны следующие положения: 1 . упорядоченное расположение элементов содержания тренировки (средств, методов, видов подготовки спортсменов); 2. соотношение компонентов нагрузки (объем и интенсивность); 3. последовательность звеньев тренировки (отдельных занятий и их частей).

а) комплекс основных показателей, характеризующих состояние организма юного спортсмена, как до выполнения нагрузок, так и после их реализации; б) совокупность рациональных и эффективных педагогических методов воздействия на спортсмена; в) надежная и информативная система контроля состояния занимающегося. Г лавные структурные компоненты при рассмотрении системного подхода к тренировочному процессу:

Структурная организация тренировочного процесса представляет собой сложную по организации динамическую систему соподчиненных компонентов, цепочку последовательных звеньев . Базовым компонентом в структуре подготовки является тренировочное задание. Посредством организации тренировочного процесса решаются поставленные педагогические задачи.

Спасибо за внимание!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Одной из наиболее актуальных проблем в спортивных еди­ноборствах считается подготовка резерва национальных сбор­ных команд. Одаренные юные спортсмены становятся призе­рами европейских и мировых .

статья содержит рабочий план тренировочного процесса с мая по октябрь (подготовительный этап).

В настоящем проекте предпринята попытка обобщить имеющийся опыт и восполнить его собственными результатами тренерской деятельности и многолетних наблюдений за подготовкой борцов и сборных команд.

Проблема сохранения здоровья начинающих спортсменов является особенно актуальной, так как имеется тенденция снижения уровня здоровья и спортивной подготовленности школьников. Установлено, что нагрузки.

Презентация. Общие основы обучения технике волейбола юных спортсменов.

Данная методическая разработка посвящена проблемам построения тренировочного процесса восточных единоборств и, в частности, такого молодого вида спорта на территории России, как Таинг (бандо).Пособие .

Проект, посвященный индивидуальному подход к построению тренировочного процесса боксёров на этапе спортивной специализации. Может быть полезен тренерам-преподавателям отделения бокса в детско-юношески.

Источник

Презентация на тему: «Основы спортивной тренировки»

Презентация на тему: «Основы спортивной тренировки». Для преподавателя. Нигде не использовалась.

Просмотр содержимого документа
«Презентация на тему: «Основы спортивной тренировки»»

Министерство образования Калининградской области

государственное автономное учреждение

профессиональная образовательная организация

«Колледж сервиса и туризма»

ОСНОВЫ СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ

Преподаватель: Алукриева Э.Л.

2.Цель спортивной тренировки

3.Задачи спортивной тренировки

4.Средства спортивной тренировки

Термин «тренировка» происходит от английского слова training , означающего упражнение. Долгое время это значение вкладывали и в понятие «спортивная тренировка», понимая под этим термином повторное выполнение спортивного упражнения с целью достижения наиболее высокого результата.

ЦЕЛЬ СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ

Целью спортивной тренировки является подготовка к спортивным состязанием, направленная на достижение максимально возможного для данного спортсмена уровня подготовленности, обусловленного спецификой соревновательной деятельности и гарантирующего достижение запланированных спортивных результатов.

ЗАДАЧИ СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ

В процессе спортивной тренировки решаются следующие основные задачи:

  • освоение техники и тактики избранной спортивной дисциплины;
  • совершенствование двигательных качеств и повышение возможностей функциональных систем организма, обеспечивающих успешнее выполнение соревновательного упражнения и достижение планируемых результатов;
  • восстание необходимых моральных и волевых качеств;
  • обеспечение необходимого уровня специальной психической подготовленности;
  • приобретение теоретических знаний и практического опыта, необходимых для успешной тренировочной и соревновательной деятельности.

СРЕДСТВА СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ

Основными средствами спортивной тренировки в видах спорта, характеризующихся активной двигательной деятельностью, являются физические упражнения. Состав этих упражнений в той или иной мере специализируется применительно особенностям спортивной дисциплины, избранной в качестве предмета спортивного совершенствования.

Средства спортивной тренировки могут быть подразделены на группы упражнений: избранные соревновательные, специально подготовительные, общеподготовительные.

Избранные соревновательные упражнения — это целостные двигательные действия (либо совокупность двигательных действий), которые являются средством ведения спортивной борьбы и выполняются по возможности в соответствии с правилами состязаний по избранному виду спорта.

Специально подготовительные упражнения включают элементы соревновательных действий, их связи и вариации, а также движения и действия, существенно сходные с ними по форме или характеру проявляемых способностей. К числу специально подготовительных относятся в определенных случаях и упражнения из смежных, родственных видов спорта, направленных на совершенствование специфических качеств, необходимых в дисциплине специализации и проявляемых соответствующих режимах работы.

Общеподготовительные упражнения являются преимущественно средствами общей подготовки спортсмена. В качестве таковых могут использоваться самые разнообразные упражнения — как приближенные по особенностям своего воздействия к специально подготовительным, так и существенно отличные от них (в том числе и противоположно направленные).

В процессе спортивной тренировки используются две большие группы методов:

1.)общепедагогические, включающие словесные и наглядные методы;

2.)практические, включающие метод строго регламентированного упражнения, игровой и соревновательный методы.

Источник

Теоретические основы и методика спортивной тренировки. — презентация

Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемsport.pi.sfedu.ru

Похожие презентации

Презентация на тему: » Теоретические основы и методика спортивной тренировки.» — Транскрипт:

1 Теоретические основы и методика спортивной тренировки

2 СОДЕРЖАНИЕ 1. Физическая подготовка Физическая подготовка Физическая подготовка 2. Спортивная тренировка Спортивная тренировка Спортивная тренировка 3. Тренированность Тренированность 4. Спортивная форма Спортивная форма Спортивная форма 5. Спортивные соревнования Спортивные соревнования Спортивные соревнования 6. Двигательное действие Двигательное действие Двигательное действие 7. Двигательные умения Двигательные умения Двигательные умения 8. Двигательные навыки Двигательные навыки Двигательные навыки 9. Динамический стереотип Динамический стереотип Динамический стереотип 10. Физические упражнения Физические упражнения Физические упражнения 11. Классификация физических упражнений Классификация физических упражнений Классификация физических упражнений 12. ОФП и СФП ОФП и СФП ОФП и СФП 13. Направленность спортивной тренировки Направленность спортивной тренировки Направленность спортивной тренировки 14. Методы спортивной тренировки Методы спортивной тренировки Методы спортивной тренировки

3 Физическая подготовка – процесс, направленный на развитие физических качеств, способностей (в том числе навыков и умений) человека с учетом вида его деятельности и социально- демографических характеристик. содержание

4 Физическая подготовка целенаправленное выполнение физических упражнений, педагогический процесс развития физических способностей и двигательных навыков с учетом требований производства, вида деятельности (военного дела, вида спорта и т.п.). целенаправленное выполнение физических упражнений, педагогический процесс развития физических способностей и двигательных навыков с учетом требований производства, вида деятельности (военного дела, вида спорта и т.п.). содержание

5 Подготовка спортсмена это процесс использования всей совокупности факторов (средств, методов, условий), позволяющих направленно воздействовать на развитие спортсмена, обеспечивая необходимую степень его готовности к спортивным достижениям. содержание

6 Общая цель подготовки спортсмена (независимо от спортивной специализации) развитие его духовных и физических качеств, специфическая (основная) цель достижение высоких (максимально возможных) спортивных результатов. Поэтому в процессе многолетней спортивной тренировки наряду с решением задач повышения уровня развития специальных физических, психических, моральных и волевых качеств, совершенствования технического и тактического мастерства, а также интеллектуальной подготовки в области теории и методики спорта должны ставиться и решаться задачи, которые обеспечат спортсмену крепкое здоровье, нравственное и интеллектуальное воспитание, гармоническое физическое развитие. содержание

7 В качестве комплексной системы подготовка включает в себя: а) спортивную тренировку; б) спортивные состязания (в той мере, в какой они служат формой подготовки); в) внетренировочные и внесоревновательные факторы, которые дополняют тренировку и состязания и оптимизируют их эффект. Важнейшей составной частью системы подготовки спортсмена является спортивная тренировка. содержание

8 Спортивная тренировка это подготовка к спортивным состязаниям, построенная в виде системы упражнений и представляющая собой педагогически организованный процесс управления развитием спортсмена. это подготовка к спортивным состязаниям, построенная в виде системы упражнений и представляющая собой педагогически организованный процесс управления развитием спортсмена. Таким образом, при выполнении каких-либо физических упражнений в ходе подготовки осуществляется спортивная тренировка. Если же спортсмен в качестве зрителя во время матча изучает тактические действия соперников, то в этот момент подготовка проводится, а тренировка нет. содержание

9 Тренированность В результате спортивной тренировки происходят разнообразные морфологические и функциональные изменения в организме спортсмена. Эти изменения связаны с адаптационными перестройками биологического характера. Степень их изменения определяет состояние тренированности спортсмена. Тренированность спортсмена следует отличать от подготовленности. содержание

10 Подготовленность это целостный эффект подготовки спортсмена. Он характеризуется совокупностью достигнутого уровня развития физических и психических качеств, необходимых для успеха в избранном виде спорта, степенью освоения спортивно-технического и тактического мастерства. В связи с этим различают технический, физический, тактический, пси­ хологический, интеллектуальный и интегральный разделы подготовки спортсменов. это целостный эффект подготовки спортсмена. Он характеризуется совокупностью достигнутого уровня развития физических и психических качеств, необходимых для успеха в избранном виде спорта, степенью освоения спортивно-технического и тактического мастерства. В связи с этим различают технический, физический, тактический, пси­ хологический, интеллектуальный и интегральный разделы подготовки спортсменов. содержание

11 Причем тактическая и техническая разделы зачастую рассматриваются в совокупности с физической подготовкой, т.е. без отрыва от нее. Например, невозможно в процессе физических упражнений выделить в чистом виде одно или другое (за исключением теоретических занятий). Поэтому часто отмечают физическую подготовку с технической направленностью, физическую подготовку с тактической или даже психологической направленностью, физическую подготовку с функциональной направленностью (развитие и воспитание физических качеств). содержание

12 Спортивная форма (или готовность к достижению) это состояние наивысшей подготовленности, характерное для данного этапа спортивного совершенствования. это состояние наивысшей подготовленности, характерное для данного этапа спортивного совершенствования. содержание

13 Спортивные соревнования это объективный способ демонстрации достигнутых результатов, оценки и сравнения достижений определенных спортсменов и команд. это объективный способ демонстрации достигнутых результатов, оценки и сравнения достижений определенных спортсменов и команд. содержание

14 Система спортивных соревнований включает в себя ряд официальных и неофициальных соревнований. Официальные соревнования планируются в рамках единого спортивного календаря. Применительно к нему, учитывая конкретные особенности подготовки спортсмена, составляется индивидуальный календарь соревнований. Число соревнований, включаемых в индивидуальный календарь, как правило, меньше включенных в единый календарь, что объясняется необходимостью строить подготовку спортсмена в соответствии с логикой тренировочного процесса. содержание

15 В индивидуальном календаре имеются одни или несколько соревнований, наиболее значимых для спортсмена. Соответственно, и подготовка атлета строится таким образом, чтобы наиболее высокая готовность к достижению приходилась к моменту этих соревнований. Большинство других соревнований в значительной степени носит подготовительный характер, хотя они и выполняют различные функции. Характер таких соревнований и позволяет включить их в систему подготовки спортсмена. содержание

16 Соревно- вания Подготови- тельные контрольныеподводящиеотборочныеглавные

17 Подготовительные соревнования. По мере роста квалификации спортсменов увеличивается число соревнований, используемых в качестве формы тренировки. С их помощью совершенствуются специфические психические качества и физические возможности, приобретается соревновательный опыт, отрабатываются рациональные технические и тактические решения. На завершающих этапах многолетней спортивной тренировки подготовительные соревнования играют важнейшую роль в подготовке спортсменов высокого класса. содержание

18 Контрольные соревнования. С их помощью осуществляется контроль за процессом подготовки спортсменов. Анализ выступлений атлетов в контрольных соревнованиях позволяет более эффективно управлять тренировочным процессом, внося необходимые коррективы в программу подготовки к главным стартам сезона. Для контроля за ходом подготовки могут быть использо­ваны как специально организованные соревнования (к примеру, в рамках группы), так и официальные соревнования различного уровня. содержание

19 С помощью контрольных соревнований решаются раз­личные задачи: проверяется уровень развития физических качеств, технико-тактическая подготовленность, психологические возможности спортсменов, «выявляются сильные и слабые сто­роны в структуре соревновательной деятельности». В зависимости от поставленных задач соревнований их программа может соответствовать программам отборочных или главных соревнований или существенно от них отличаться. содержание

20 Подводящие соревнования. Основная их функция повысить уровень готовности спортсмена к моменту отборочных или главных соревнований. Поэтому подводящие соревнования должны проводиться в условиях, максимально приближенных к условиям проведения главных стартов сезона. В этих соревнованиях, как правило, моделируется предстоящая деятельность спортсмена в главных и отборочных стартах. Для «подведения» спортсмена к главным стартам могут быть использованы как официальные соревнования, так и неофициальные (специально организованные в сроки, обусловленные логикой подготовки, с необходимым соперником и в соответствующих условиях). содержание

21 Отборочные соревнования. Во время этих соревнований отбирают участников других соревнований более высокого уровня. Существуют различные принципы отбора: завоевание определенного места, выполнение контрольного норматива, позволяющего надеяться на высокое место в главных соревнованиях, их комбинированные формы (завоевание определенного места с выполнением соответствующих нормативов) и другие принципы. содержание

22 Главные соревнования. Целью подготовки спортсмена является победа или завоевание возможно более высокого места в главных соревнованиях, установление рекордных достижений. В то же время главные соревнования на определенном этапе подготовки являются подготовительными к другим главным стартам на последующих этапах подготовки. содержание

23 Главные соревнования правомерно считать и контрольными, имея в виду контроль за ходом многолетней спортивной деятельности. Все это дает основание отнести главные соревнования к системе подготовки спортсменов. Однако необходимо помнить, что главные соревнования организуются не только по закономерностям подготовки, но и с учетом социальных задач спортивного движения, международных связей, зрелищных и других функций спорта. Поэтому они частично выходят за рамки собственной подготовки. содержание

24 Двигательное действие – группа движений, объединенных в систему для решения какой-либо двигательной задачи. Двигательное действие — это весьма сложная совокупность процессов, затрагивающих опорно- двигательный аппарат, центральную нервную систему, психическую сферу человека и др. В зависимости от решаемых задач освоение конкретного дей­ствия может быть доведено до различной степени совершенства. Выделяют такие степени освоения действий, как двигательные умения и двигательные навыки. содержание

25 Двигательное умение — это такой уровень освоения движения, когда оно выполняется под контролем сознания, опираясь на знания. содержание

26 Умения Осваивая новое двигательное действие, обучающийся думает о том, какое движение, когда и как следует выполнять. Мыслительный процесс протекает на основе знаний о двига­тельном действии и об особенностях его выполнения. Используется приобретенный ранее двигательный опыт, учитывается текущее состояние физических возможностей. В таких условиях обучающийся вначале не может осуществить действие легко и слитно. содержание

27 Умения При каждом повторении вносятся изменения и уточнения, что дает возможность формировать эффективную систему движений и зафиксировать ее в памяти. Однако различные неблагоприятные факторы (утомление, эмоциональные сдвиги, перерывы в обучении и др.) могут разрушить освоенную систему движений, что характерно для рассматриваемой степени освоения двигательного действия. содержание

28 Нередко обучение движениям заканчивается двигательными умениями без последующего перехода их в навыки (освоение различных упражнений вспомогательного характера; упражнений, используемых для воспитания координационных способностей и др.). В тех случаях, когда необходимо достичь совершенной степени овладения двигательным действием, умения являются переходными стадиями двигательного навыка. содержание

29 Двигательный навык — это привычные движения, элементы которых выполняются автоматически. содержание

30 Навыки В результате многократного повторения двигательного действия отдельные движения воспроизводятся без изменений. Они становятся привычными, не требуют концентрации внимания, т.е., выполняются автоматически. В дальнейшем количество таких движений увеличивается, они достигают необходимой точности, повторяются без изменений части осваиваемого действия, и, наконец, вся система движений может выполняться автоматически. Так двигательное умение переходит в двигательный навык. содержание

31 Навыки С выработкой навыка появляется возможность переключать внимание на другие объекты деятельности. Однако такая автоматичность выполнения движений не означает, что двигательное действие выполняется без участия сознания. Человек в любой момент имеет возможность корректировать движения или прекратить двигательное действие. содержание

32 Навыки При доведении двигательного действия до навыка оно становится устойчивым к неблагоприятным факторам, т.е., вырабатываются механизмы, позволяющие выполнять движения эффективно и при волнениях, сильных возбуждениях, психических сдвигах, в различных климатических условиях (дождь, ветер и др.) и т.д. содержание

33 Динамический стереотип В спорте имеет место понятие – «динамический стереотип», который является своеобразной вершиной двигательного навыка, т.е. автоматизм в двигательном действии доведен до такого уровня (это годы тренировок), когда никакие сбивающие факторы не могут существенно нарушить технику двигательного действия (спортивную технику). содержание

34 Динамический стереотип (плюсы и минусы) Плюсы: способность эффективно вести спортивную борьбу на соревнованиях при сбивающих факторах (физическое утомление, психологические факторы, метеорологические факторы и др.). Минусы: сложность внесения корректировок в существующие двигательные действия ( в спортивную технику). содержание

35 Основа физической подготовки спортсмена – спортивная тренировка. Основа спортивной тренировки – ее основные средства — физические упражнения. содержание

36 Физические упражнения — это такие виды двигательных действий (включая и совокупности их), которые направлены на реализацию задач физического воспитания и спортивной тренировки и подчинены ее закономерностям. содержание

37 Физические упражнения — это двигательные действия, которые направлены на реализацию задач физической культуры, сформированные и организованные в соответствие с закономерностями ее развития. содержание

38 Физические упражнения — двигательные действия, созданные и применяемые для физического совершенствования человека. содержание

39 Физическое упражнение – специально организованное повторяющееся двигательное действие, направленное на решение задач физического воспитания и спорта. содержание

40 Под техникой упражнения следует понимать систему движений человека, позволяющую ему решать двигательную задачу. Технику упражнения, благодаря которой задача решается наиболее эффективно, принято называть эффективной техникой. Понятие «двигательный навык» не означает владение только так называемой «совершенной» техникой. Может быть выработан навык владения неэффективной техникой. Разрушить образованный навык очень сложно, поэтому в процессе обучения, начиная с начального разучивания, необходимо формировать индивидуально оптимальную, т.е., эффективную технику упражнения. содержание

41 Классификация упражнений Упражнения соревновательные Специально- подготовительные Обще- подготовительные

42 Соревновательные упражнения К соревновательным относятся упражнения, входящие в программу соревнований и применяемые в тренировочном процессе. содержание

43 Специально-подготовительные упражнения Специально-подготовительные упражнения — это упражнения, направленные на изучение и совершенствование, как отдельных элементов техники соревновательных упражнений, так и на развитие специальных физических качеств спортсмена (силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости). Следует подчеркнуть, что упражнение только в том случае правомерно считать специально-подготовительным, если у него имеется нечто существенно общее с избранным соревновательным упражнением. То есть, это элементы соревновательной деятельности, а также двигательные действия, приближенные к ним по форме, структуре, а также по характеру проявляемых качеств и деятельности функциональных систем организма. содержание

44 Обще-подготовительные упражнения Обще-подготовительные упражнения используются для повышения уровня общей физической подготовленности. Они направлены на всестороннее функциональ­ное развитие организма человека. К обще-подготовительным упражнениям можно также отнести обще-развивающие упражнения, вспомогательные и подводящие упражнения, которые наиболее часто используются в литературе под такими названиями. содержание

45 Гужаловский А.А. (1987) предлагает классифицировать физические упражнения по: признаку их анатомического воздействия. Ею пользуются, когда возникает необходимость подбирать упражнения для различных частей тела или групп мышц; признаку их анатомического воздействия. Ею пользуются, когда возникает необходимость подбирать упражнения для различных частей тела или групп мышц; по общим признакам структуры. По этому признаку упражнения подразделяются на циклические, ациклические и смешанные; по общим признакам структуры. По этому признаку упражнения подразделяются на циклические, ациклические и смешанные; по признаку их преимущественной направленности на развитие двигательных качеств. по признаку их преимущественной направленности на развитие двигательных качеств. содержание

46 Матвеев Л.П. (1977, 1999) предложил несколько иную классификацию: упражнения, требующие комплексного проявления физических качеств в условиях переменных режимов двигательной деятельности, непрерывных изменений ситуаций и форм действий; упражнения, требующие комплексного проявления физических качеств в условиях переменных режимов двигательной деятельности, непрерывных изменений ситуаций и форм действий; упражнения, требующие значительных проявлений координационных и других способностей в условиях строго заданной программы движений; упражнения, требующие значительных проявлений координационных и других способностей в условиях строго заданной программы движений; упражнения, требующие преимущественно проявление выносливости в циклических движениях; упражнения, требующие преимущественно проявление выносливости в циклических движениях; скоростно-силовые упражнения, характеризующиеся максимальной интенсивностью или мощностью усилий скоростно-силовые упражнения, характеризующиеся максимальной интенсивностью или мощностью усилий содержание

47 Платонов В.П. (1997) рекомендует подразделять физические упражнения на четыре группы: обще-подготовительные — направлены на всестороннее функциональное развитие организма человека; обще-подготовительные — направлены на всестороннее функциональное развитие организма человека; вспомогательные — создают фундамент для последующего совершенствования в той или иной спортивной деятельности; вспомогательные — создают фундамент для последующего совершенствования в той или иной спортивной деятельности; специально-подготовительные — включают элементы соревновательной деятельности, а также двигательные действия, приближенные к ним по форме, структуре, а также по характеру проявляемых качеств и деятельнос­ти функциональных систем организма; специально-подготовительные — включают элементы соревновательной деятельности, а также двигательные действия, приближенные к ним по форме, структуре, а также по характеру проявляемых качеств и деятельнос­ти функциональных систем организма; соревновательные — предполагают выполнение комплекса двигательных действий, являющихся предметом спортивной специализации, в соответствии с существующими правилами соревнований. соревновательные — предполагают выполнение комплекса двигательных действий, являющихся предметом спортивной специализации, в соответствии с существующими правилами соревнований. содержание

48 Другие классификации. Расширению представлений о системе физических упражнений способствует их классификация на основе учета активности мышц, вовлеченных в работу. Выделяют локальные — участвует менее 30 % мышечной массы, региональные — от % и глобальные — свыше 50 %. В зависимости от режима работы мышц различают статические и динамические упражнения. содержание

49 На основе анализа стабильности и периодичности кинематических характеристик, двигательных действий выделяют циклические и ациклические упражнения. В упражнениях циклического характера, в соответствии с использованием тех или иных путей энергообеспечения, выделяют ряд групп. Такой подход является общепризнанным, он обоснован специалистами разных стран. Различия — лишь в количестве выделенных групп. Например, Фарфель В.С. (1975) в зависимости от мощности работы и преимущественного ис­пользования анаэробных или аэробных источников энергии для ее обеспечения выделил 4 зоны: с предельной продолжительностью упражнений до 20 секунд (зона максимальной мощности), от 20 секунд до 3-5 минут (зона субмаксимальной мощности), от 3-5 минут до минут (зона большой мощности), и более 40 минут (зона умеренной мощности). содержание

50 Коц Я.М. (1980) в зависимости от путей энергопродукции разделил все упраж­нения на три анаэробных и пять аэробных групп. К анаэробным им были отнесены упражнения максимальной анаэробной мощности (анаэробной мощности); околомаксимальной анаэробной мощности (смешанной анаэробной мощности); субмаксимальной анаэробной мощности (анаэробно-аэробной мощности). К аэробным — упражнения максимальной аэробной мощности; околомаксимальной аэробной мощности; субмаксимальной аэробной мощности; средней аэробной мощности; малой аэробной мощности. содержание

51 Ациклические упражнения характеризуются постоянной сменой двигательной активности, изменением в широком диапазоне биомеханических характеристик двигательных действий. Ациклические упражнения характеризуются постоянной сменой двигательной активности, изменением в широком диапазоне биомеханических характеристик двигательных действий. В специальной литературе чаще всего выделяют три группы ациклических упражнений: ситуационные, стандартные и ударные. В специальной литературе чаще всего выделяют три группы ациклических упражнений: ситуационные, стандартные и ударные. содержание

52 А.Н. Лапутин (1999) предлагает выделять четыре класса физических упражнений: оздоровительные; тренировочные; соревновательные; показательные. содержание

53 Оздоровительные упражнения подразделяют на укрепляющие, лечебные, развивающие, контрольно-оздоровительные. Оздоровительные упражнения подразделяют на укрепляющие, лечебные, развивающие, контрольно-оздоровительные. Тренировочные упражнения включают образцовые, подготовительные, контрольно-тренировочные. Тренировочные упражнения включают образцовые, подготовительные, контрольно-тренировочные. В соревновательных упражнения различают три основных вида: упраж­ нения, рабочий эффект которых достигается преимущественно за счет реализации определенной биокинематической структуры движений (художественная гимнастика, фигурное катание, синхронное плавание и др.); упражнения, рабочий эффект которых достигается преимущественно за счет реализации определенной биодинамической структуры движений (тяжелая атлетика, гребля, легкая атлетика и др.); упражнения, в которых важным является только сам по себе их конечный рабочий эффект, а не способ его достижения (все спортивные виды единоборств — фехтование, бокс, виды борьбы, а также все спортивные игры). В соревновательных упражнения различают три основных вида: упраж­ нения, рабочий эффект которых достигается преимущественно за счет реализации определенной биокинематической структуры движений (художественная гимнастика, фигурное катание, синхронное плавание и др.); упражнения, рабочий эффект которых достигается преимущественно за счет реализации определенной биодинамической структуры движений (тяжелая атлетика, гребля, легкая атлетика и др.); упражнения, в которых важным является только сам по себе их конечный рабочий эффект, а не способ его достижения (все спортивные виды единоборств — фехтование, бокс, виды борьбы, а также все спортивные игры). содержание

54 Физическая подготовка спортсмена Общая физическая подготовка (ОФП) Специальная физическая подготовка (СФП)

55 Общая физическая подготовка (ОФП) – совокупность тренировок, использующих упражнения неспецифического характера для данного вида спортивной или прикладной специализации. содержание

56 Задачи ОФП всестороннее развитие организма спортсмена, воспитание физических качеств: силы, выносливости, быстроты, ловкости, гибкости; всестороннее развитие организма спортсмена, воспитание физических качеств: силы, выносливости, быстроты, ловкости, гибкости; создание условий для активного отдыха в период снижения тренировочных нагрузок (активизация и ускорение восстановительных процессов); создание условий для активного отдыха в период снижения тренировочных нагрузок (активизация и ускорение восстановительных процессов); повышение уровня морально-волевых качеств; повышение уровня морально-волевых качеств; устранение недостатков в физическом развитии, мешающих овладению правильной техникой упражнений. устранение недостатков в физическом развитии, мешающих овладению правильной техникой упражнений. содержание

57 Средства ОФП ЭффективныеНеэффективные

58 Эффективные средства ОФП Наиболее эффективными средствами ОФП являются упражнения, схожие по биомеханической структуре техники исполнения, вовлечению одних и тех же мышечных групп, продолжительности и интенсивности физического упражнения, а также широкий круг общеразвивающих упражнений и упражнений из других видов спорта. Наиболее распространенными упражнениями, применяемыми в качестве средств ОФП буквально во всех видах спорта, являются: кроссовый бег, упражнения с тяжестями, общеразвивающие гимнастические упражнения и спортивные игры. В программу ОФП часто включают также лыжный бег (для пловцов, гребцов, ватерполистов), греблю (для пловцов), езду на велосипеде (для конькобежцев и лыжников) и др. содержание

59 Специальная физическая подготовка (СФП) – совокупность тренировок, использующих упражнения специфического характера (то есть соревновательных и схожих с ними упражнений) для данного вида спортивной или прикладной специализации. содержание

60 Задачи СФП более узки и более специфичны: совершенствование физических качеств, наиболее необходимых и характерных для данного вида спорта; совершенствование физических качеств, наиболее необходимых и характерных для данного вида спорта; преимущественное развитие тех двигательных навыков, которые наиболее необходимы для успешного технико- тактического совершенствования в своем виде спорта; преимущественное развитие тех двигательных навыков, которые наиболее необходимы для успешного технико- тактического совершенствования в своем виде спорта; избирательное развитие отдельных мышц и групп мышц, несущих основную нагрузку при выполнении специализируемого упражнения. избирательное развитие отдельных мышц и групп мышц, несущих основную нагрузку при выполнении специализируемого упражнения. содержание

61 Основными средствами СФП являются: соревновательные упражнения своего вида спорта (для пловцов- плавательные упражнения в бассейне, для игровиков – упражнения с мячом, для гребцов – упражнения в лодке), а также некоторые дополнительные упражнения, сходные по своей двигательной структуре и характеру нервно- мышечных усилий с движениями специализируемого упражнения и, следовательно, направленные на специализированное развитие основных, рабочих, групп мышц и ведущих функций. содержание

62 Подбор средств СФП Наиболее яркий пример подбора средств специальной физической подготовки представляет собой использование в летней тренировке конькобежцами роликовых коньков, лыж­никами лыжероллеров. Гребцы зимой занимаются в гребных бассейнах, пловцы в течение всего сезона применяют различ­ные приспособления, позволяющие имитировать гребок с раз­личной степенью усилий (резиновые шнуры, блочные устройства). содержание

63 Эффективность средств ОФП определяется взаимосвязью СФПОФП содержание

64 Взаимосвязь ОФП и СФП ОФП определяет СФП ОФП определяет СФП СФП определяет ОФП СФП определяет ОФП содержание

65 То есть, в первом случае, чтобы добиться успеха в чем-либо, надо обладать определенной физической базой, так называемым «фундаментом». Однако не все средства ОФП будут полезны для достижения в специализации. Поэтому во втором случае, само СФП может определить подбор средств ОФП для эффективного совершенствования. Например, выяснив, что спортсмен или боец спецназа остановился в своем развитии по причине слабых силовых возможностей, ему подбираются упражнения ОФП силового характера именно той направленности, которая ему необходима. Если речь идет о выносливости – то именно бег, плавание и т.д. определенной дистанции, с определенной интенсивностью и периодичностью, т.е. с учетом специфики «своего» вида спорта или рода профессиональной деятельности. содержание

66 Направленность спортивной тренировки Спортивная тренировка С функциональной направленностью С технической направленностью С тактической направленностью С психологической направленностью содержание

67 Методы тренировки равномерный переменный повторный интервальный соревновательны й (игровой) круговой содержание

Источник

Читайте также:  Питание для роста мышц при силовых тренировках
Оцените статью