Основой методики воспитания физических качеств является ответ выполнение физических упражнений

Тест с ответами: “Основы знаний по физической культуре”

1. Отличительным признаком физической культуры является:
а) Правильно организованный и воспроизводимый алгоритм движений+
б) Использование природных сил для восстановления организма
в) Стабильно высокие результаты, получаемые на тренировках

2. Уровень развития двигательных способностей человека определяется:
а) Ответной реакцией организма на внешние физические раздражители.+
б) Способностью неоднократно выполнить требования спортивных разрядов.
в) Личными спортивными достижения человека.

3. Организация, руководящая современным олимпийским движением:
а) Организация объединенных наций
б) Международный совет физического воспитания и спорта
в) Международный олимпийский комитет +

4. Какова польза от занятий циклическими видами:
а) увеличивают эффективность работы сердца +
б) уменьшают эффективность работы сердца+
в) увеличивают количество жировой ткани

5. Какие из данных упражнений являются базовыми упражнениями для развития мышц рук и плечевого пояса
а) поднимание ног и таза лежа на спине
б) повороты и наклоны туловища
в) отжимания +

6. Какова польза от занятий циклическими видами:
а) увеличивают количество жировой ткани
б) улучшают потребление организмом кислорода +
в) повышают силовые способности

7. Какое физическое качество получает свое развитие при длительном беге в медленном темпе:
а) ловкость
б) быстрота
в) выносливость +

8. Какие виды спорта развивают преимущественно выносливость:
а) циклические +
б) спортивные единоборства
в) спортивные игры

9. Какой вид спорта наиболее эффективно развивает гибкость и ловкость:
а) художественная гимнастика
б) баскетбол
в) фехтование +

10. Какие упражнения включаются в разминку почти во всех видах спорта:
а) упражнения на скорость
б) бег и общеразвивающие упражнения +
в) упражнения на развитие выносливости

11. Что означает термин «Олимпиада»:
а) четырехлетний период между Олимпийскими играми +
б) первый год четырехлетия, наступление которого празднуют Олимпийские игры
в) синоним Олимпийских игр

12. Что называется разминкой:
а) чередование беговых и общеразвивающих упражнений
б) подготовка организма к предстоящей работе +
в) стартовая готовность

13. Как осуществляется контроль за влиянием физических нагрузок на организм во время занятий физическими упражнениями:
а) по частоте сердечно-сосудистых упражнений +
б) по частоте дыхания
в) по объёму выполненной работы

14. Теоретический материал учебного предмета «Физическая культура» в общеобразовательной школе включает в себя:
а) инструктивно-методические знания
б) знания о правилах выполнения двигательных действий
в) оба варианта верны
г) нет верного ответа

15. Среди всех олимпийцев мира по всем видам спорта наибольшее количество олимпийских наград у:
а) Лариса Латынина (СССР) +
б) Майкл Фелпс (США)
в) Пааво Нурми (Финляндия)

16. Основное средство физического воспитания:
а) учебные занятия
б) физические упражнения +
в) средства обучения

17. Что является одним из основных физических качеств:
а) внимание
б) работоспособность
в) сила +

18. Что является древнейшей формой организации физической культуры:
а) бег
б) игры +
в) единоборство

19. Как двигательная активность влияет на организм:
а) понижает выносливость и работоспособность
б) понижает жизненные силы и функциональные возможности
в) повышает жизненные силы и функциональные возможности +

20. Как двигательная активность влияет на организм:
а) позволяет меньше расходовать калории для поддержания оптимального веса
б) позволяет больше расходовать калории для поддержания оптимального веса +
в) уменьшает количество лет

21. Соотношение между объемом и интенсивностью упражнений характеризуется:
а) обратно пропорциональной зависимостью +
б) показателями количества и качества двигательной активности
в) увеличением ответных реакций организма

22. Основой методики воспитания физических качеств является:
а) возрастная адекватность нагрузки
б) постепенное повышение силы воздействия +
в) выполнение физических упражнений

23. Процесс выполнения физических упражнений с целью повышения качества соревновательной деятельности принято называть:
а) гипердинамией
б) тренировкой
в) стимуляцией +

24. Какое из приведенных утверждений сформулировано некорректно:
а) Спорт – это соревновательная деятельность.
б) Спорт – это соревновательная деятельность и подготовка к ней. +
в) Спорт – неотъемлемая часть физической культуры.

25. Непрерывность физического воспитания обусловлена:
а) особенностями построения урочных форм занятий
б) разнообразием форм занятий
в) взаимодействием эффектов занятий +

26. Структура обучения движениям обусловлена:
а) биомеханическими характеристиками разучиваемого движения
б) закономерностями формирования двигательных навыков +
в) соотношением методов обучения и воспитания

27. Что называется осанкой:
а) привычная поза человека в вертикальном положении +
б) пружинные характеристики позвоночника и стоп
в) качество позвоночника, обеспечивающее хорошее самочувствие

28. Физическая культура направлена на совершенствование:
а) морально-волевых качеств людей
б) техники двигательных действий
в) природных физических свойств человека +

29. В каком году проводились первые Всемирные юношеские игры:
а) 1998 +
б) 1988
в) 1985

30. Какой из перечисленных видов не входит в программу современного пятиборья:
а) фехтование
б) гимнастика +
в) верховая езда

31. Что в легкой атлетике делают с ядром:
а) метают
б) бросают
в) толкают +

32. В каком году создали Российский Олимпийский Комитет:
а) 1908 году
б) 1911 году +
в) 1912 году

Источник

«Методика воспитания физических качеств»

Физическим качествами человека принято называть отдельные его двигательные возможности.Под физическими качествами принято понимать такие как: сила, гибкость, ловкость, быстрота, выносливость.

Просмотр содержимого документа
«»Методика воспитания физических качеств»»

Тукмачева Ирина Николаевна

учитель физической культуры ВКК

г. Ревда, Свердловской обл.

Методика воспитания физических качеств

Физическими качествами человека принято называть отдельные его двигательные возможности, такие как сила, гибкость, выносливость, ловкость, быстрота и другие. Все люди наделены этими качествами природой от рождения. Физические качества в процессе роста и развития организма человека претерпевают естественные изменения.

Физические качества не развиваются изолированно: развивая одно из многих качеств, мы оказываем воздействие на другие. Этот процесс называется «перенос качеств». Он может быть как положительным, так и отрицательным. Силовые качества улучшают результаты в скоростных упражнениях до определенного предела. Например, штангисты редко могут выполнять быстрые движения так же эффективно, как боксеры. Поэтому одностороннее воспитание физической силы может привести к снижению показателей быстроты и выносливости.

В результате постоянного преодоления тренировочных нагрузок в организме человека происходит ряд изменений, определенный сдвиг в сторону увеличения его физических возможностей. Вот почему считается, что основой достижения высоких спортивных результатов является разносторонняя физическая подготовка.

Характеристика физических (двигательных) качеств

Термины «физические качества» и «двигательные качества» используются как равнозначные. Они определяют отдельные стороны двигательных возможностей человека. Под физическими качествами понимают качественные особенности двигательного действия: силы, гибкости, выносливости, ловкости, быстроты.

Сила – это способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему путем мышечных усилий.

Гибкость – это способность человека выполнять движения с большой амплитудой, хорошо расслаблять мышцы. Правильное сочетание напряжения с расслаблением снижает энергетические затраты и предупреждает травмы мышечно – связочного аппарата. Развитию гибкости помогают специальные упражнения на растягивание, которые выполняются с постепенным увеличением амплитуды движения.

Выносливость – это способность организма преодолевать утомление при сохранении необходимой интенсивности, точности и быстроты. В качестве средств развития выносливости используются кроссы, бег с изменением темпа и преодоления препятствий, бег по отрезкам на скорость с повторением через 5- 10 секунд, упражнения в технике и тактике с различными действиями по характеру и интенсивности различные спортивные игры.

Ловкость – это способность быстро и точно реагировать на неожиданно возникающие ситуации, владеть движениями в сложных изменяющихся ситуациях. Для развития ловкости используются гимнастические и акробатические упражнения, упражнения в технике и тактике игры с неожиданно меняющимися ситуациями, различные спортивные и подвижные игры.

Быстрота – это способность совершать двигательные действия в минимальный для данных условий отрезок времени.

Все физические качества взаимосвязаны, поэтому можно говорить о преимущественном развитии того или иного качества. Развитие одного физического качества в ущерб другим отрицательно сказывается на подготовке занимающихся. Развитие двигательных качеств в процессе физического воспитания протекает поэтапно. Возрастное развитие физических качеств характеризуется разновременностью. Это означает, что качества достигают своего максимального развития в разном возрасте (скоростные в 13-15 лет, силовые в 25-30 лет). Во всем разнообразии задач физического воспитания ведущей является формирование системы двигательных умений и навыков. Процесс овладения двигательным действием начинается с формирования умения, опирающегося на предварительно полученные знания и ранее приобретенный опыт.

Двигательное умение — это способность выполнять двигательное действие при условии концентрированного внимания ученика на каждом движении , входящем в изучаемое двигательное действие. Его многократное проявление при постоянных условиях обучения приводит к тому, что умение превращается в двигательный навык.

Двигательный навык – это способность выполнять двигательное действие, позволяющее акцентировать внимание на условиях и результате действия, а не на отдельных движениях, входящих в него. Эта способность достигается за счет автоматизации процесса выполнения движений, которая приобретается в результате обучения или в жизненной практике.

Методика воспитания физических качеств

1. Воспитание силы сопровождается утолщением и ростом мышечных волокон. Развивая массу различных мышечных групп можно изменить телосложение, что наглядно появляется у занимающихся атлетической гимнастикой. Различают абсолютную и относительную силу.

Абсолютная сила – суммарная сила всех мышечных групп, участвующих в данном движении.

Относительная сила – величина абсолютной силы, приходящаяся на один килограмм массы тела человека. Сила измеряется с помощью динамометра. До определенного возраста абсолютная и относительная сила увеличивается и у спортсменов, и у не спортсменов, хотя у первых она всегда немного выше. Сила формируется посредством упражнений с отягощениями собственного тела (выпрямление рук в упоре, подтягивание на перекладине и др.) или с применением снарядов (штанга, гиря, резиновые амортизаторы и др.).

— метод повторных усилий или метод «до отказа» предусматривает упражнения с отягощением, которые выполняются сериями по 4 — 12 повторений в одном подходе. В одном занятии выполняется 3 — 6 подходов, отдых между сериями 2 — 4 минуты. Этот метод чаще всего используется для наращивания мышечной массы.

— метод динамических усилий связан с применением малых и средних отягощений (до 30 % от рекордного веса). Упражнения выполняются сериями по 15 – 20 повторений за один подход в максимально быстром темпе. За одно занятие выполняется 3 – 6 подходов, отдых между ними 2 – 4 минуты. С помощью этого метода преимущественно развиваются скоростно – силовые качества, необходимые в легкоатлетических метаниях, в беге на короткие дистанции.

Для развития силы применяются комплексы упражнений по группам мышц:

— для мышц брюшного пресса;

— для мышц плечевого пояса;

— для мышц ног и таза;

— для набора мышечной массы;

— для рельефа мускулатур.

2. В ряду двигательных и непосредственно связанных с ними качеств человека, позволяющих совершать двигательные действия в пределах краткого времени, с давних пор особо выделяют быстроту.

В рамках базового физического воспитания быстрота конкретизируется в ряде честных задач, связанных с программными требованиями по выполнению основных нормативов в скоростно – силовых упражнениях (бег на короткие дистанции, прыжки, метания и т.д.), а также по освоению комплексных форм двигательной деятельности, характеризующихся динамичной и внезапной сменой ситуаций (элементарные спортивные и подвижные игры, единоборства и т.д.).

Основой методики воспитания быстроты, проявляемой в относительно простых двигательных реакциях, является многократное выполнение упражнений с выраженным моментом мгновенного реагирования определенным действием на стартовый или иной сигнал (упражнение на быстроту реагирования). Методическими условиями их эффективности являются:

— сосредоточение оперативной установки выполняющего упражнение не на ожидание сигнала к действию, а на незамедлительном ответе (реагировании) действием;

— подготовленность к выполнению действия;

— неоднократное, серийное воспроизведение двигательных реакций в пределах возможно меньшего времени.

Основные специфические средства воспитания быстроты как способности, ответственной за скоростные характеристики движений, получили название «собственно – скоростные упражнения».

Важнейший отличительный их признак – выполнение движений с максимальной или близкой к ней скоростью. Для «собственно – скоростных упражнений» характерны:

— установка на полную реализацию в действии индивидуальных скоростных возможностей;

— относительная кратковременность действия, составляющего содержание упражнения, т.е. его продолжительность должна быть на больше той, при которой возможно поддерживать максимальную скорость движений. Упражнение перестает быть скоростным, как только скорость по мере его продолжения начинает существенно падать под влиянием возникающего утомления;

— отсутствие или предельное имитирование дополнительных отягощений, т.к. скорость движений и величина отягощений находятся в обратно пропорциональной зависимости. Средствами воспитания быстроты служат скоростно – силовые, силовые, и упражнения, создающие предпосылки для увеличения скорости движений, поскольку, развитие быстроты так или иначе связано с развитием всего комплекса основных двигательных способностей. В реальных формах жизненно важных двигательных действий быстрота проявляется не в чистом виде, а в скорости движений, значительно различающихся по длительности и величине отягощений.

В процессе общей физической подготовки в качестве средств воспитания быстроты широко используют спринтерские упражнения, прыжки и метания снарядов небольшого веса (малого мяча, гранаты и др.), подвижные и спортивные игры с высокой скоростью движений, скоростные элементы единоборств.

3. Ловкость характеризуется хорошей координацией и высокой точностью движений. Ловкий человек довольно быстро овладевает новыми движениями и способен к их быстрой перестройке. Ловкость зависит от деятельности анализаторов (прежде всего двигательного), а также от пластичности ЦНС.

Для определения ловкости можно использовать метание мяча в корзину и многие другие упражнения, Чтобы получить сравниваемые результаты, мяч необходимо бросать в цель с одного итого же расстояния. От развития ловкости зависит быстрота овладения новыми двигательными навыками, необходимыми в труде и быту, а также способность наилучшим образом в двигательном отношении реагировать на неожиданно возникшую ситуацию, порой опасную. С ловкостью тесно связано чувство равновесия (стояние на месте, переход горной реки прыжками с камня на камень) во многом зависит от точно скоординированной работы самых разных мышц – ног, рук, туловища, шеи. «Ловкие движения» — это движения очень тонкие по своей пространственной координации и наряду с этим точно укладывающиеся в определенные, подчас очень сжатые временные рамки. При этом пространственная и временная точность и сочетаемость движений проявляются не только в строго стандартных, но и в переменчивых условиях. Различают три степени ловкости:

1 степень – характеризуется пространственной точностью и координацией движений;

2 степень – пространственной точностью и координацией в сжатые сроки;

3 степень – высшая степень ловкости, которая проявляется в точности и координации движений, осуществляемых в сжатые сроки в переменных условиях.

Главным направлением в развитии ловкости считается овладение новыми разнообразными навыками и умениями. При этом важно повышение координационных трудностей, с которыми должны справляться занимающиеся, исходя из точности движений, взаимной согласованности и внезапности изменений игровой обстановки на площадке. Для развития ловкости применяются любые упражнения (игровые, требующие мгновенного реагирования на внезапно меняющиеся ситуации, упражнения, требующие различных движений: поворотов, прыжков, быстрых вращений, бега с внезапными остановками, бега боком, спиной вперед и других. Хорошо тренируют ловкость спортивные и подвижные игры. Характерной особенностью упражнений, совершенствующих координационные способности, являются:

— точность движений, зависящая от согласованности мышечных усилий с заданным направлением, амплитудой и скоростью движений;

— согласованность движений, выполняемых различными частями тела во времени, в пространстве и по силе. Упражнения на координацию полезны до наступления автоматизации, поэтому необходимо их разнообразить и усложнить. При этом будет совершенствоваться суставно – мышечная чувствительность, способствующая формированию тонкой двигательной дифференцировки.

4. Гибкость связана с фактором наследственности, однако на нее влияют и возраст, и регулярные физические упражнения, различные виды спорта по – разному воздействующие на воспитание гибкости. Высокие требования к гибкости предъявляют различные виды спорта (художественная и спортивная гимнастика, прыжки в воду и на батуте) и некоторые формы профессиональной деятельности. Чаще всего гибкость выступает как вспомогательное качество, способствующее освоению новых высококоординационных двигательных действий или проявлению других двигательных качеств. Различают четыре вида гибкости:

— динамическая гибкость проявляется в движениях;

статическая гибкость позволяет сохранить позу и положение тела;

активная гибкость проявляется благодаря собственным усилиям;

пассивная гибкость проявляется за счет внешних сил.

Гибкость зависит от эластичности мышц, связок , суставных сумок. При эмоциональном подъеме уже в предстартовом состоянии гибкость увеличивается, а при повышенной степени утомления растягиваемых мышц может уменьшиться. Чтобы увеличить гибкость, применяются предварительная разминка, массаж растягиваемых групп мышц или кратковременное их напряжение, непосредственно перед выполнением движения. Для воспитания гибкости применяются упражнения на растягивание мышц, мышечных сухожилий и суставных связок с постепенно возрастающей амплитудой движения. Движения могут быть простыми, пружинистыми, маховыми, с внешней помощью (дозированной и максимальной), с отягощениями и без них. Разработаны ориентировочные рекомендации по количеству повторений, темпу движений и времени выдержек. Для движений в плечевых и тазобедренных суставах до 30- 45 повторений в серии. Ежедневные двухразовые тренировки с 30 – кратным повторением упражнений в каждом подходе через один – два месяца приводят к заметному приросту гибкости. При прекращении тренировки довольно быстро возвращается к исходному или близкому к нему уровню.

5. Выносливость занимает особое место среди совокупности физических проявлений человека в различной трудовой и спортивной деятельности. Любую сферу деятельности, связанную с проявлением выносливости можно разделить на три раздела:

— период оптимальной работоспособности;

— период снижения работоспособности.

Различают следующие виды выносливости:

общая выносливость – характеризуется способностью длительно выполнять движения умеренной, невысокой длительности, включающих в работу значительные группы мышечной системы человека. Общая выносливость необходима каждому спортсмену, как прочный фундамент к любому другому виду деятельности. Выносливость можно рассматривать как своеобразный запас силы и скорости, свидетельствующий о том, что все эти качества взаимосвязаны между собой, причем в строго определенных соотношениях. В спортивной тренировке необходимых ответных реакций, их величины, характера и направленности при развитии выносливости достигают определенным сочетанием компонентов нагрузки:

— длины дистанций или временной работы;

— скорости преодоления дистанции;

— количество преодолеваемых отрезков дистанции или повторений;

— продолжительность интервалов отдыха между отрезками или отдельными повторениями;

— характер отдыха (активный, пассивный).

Все виды специальной выносливости базируются на хорошо развитой общей выносливости. Существует много средств и методов тренировки выносливости. Их можно распределить на три группы методов:

метод непрерывного тренировочного воздействия можно разделить на три модификации (вариант с равномерным распределением нагрузки; с планомерным изменением скорости; «Фартлек» — игра скоростей строится не по плану , а по самочувствию занимающихся и их готовности);

метод интервальной работы подразумевает выполнение работы с определенными интервалами отдыха (чередование фаз работы и отдыха). В подборе интенсивности работы и в продолжительности паузы отдыха используют два критерия (ориентируются на длину соревновательной дистанции и подбирают отрезки больше или меньше этой дистанции; интервал отдыха между отрезками должен быть такой продолжительности, чтобы ЧСС к началу следующего за паузой отдыха отрезка была 120 – 130 уд/мин., т.е. работа начиналась на стадии полного восстановления; соревновательный метод используется для развития специальной выносливости (дозировка и режим выполнения упражнения должны быть такими, чтобы физиологический, биомеханический и психологический эффекты в наибольшей мере соответствовали специфике соревновательного упражнения).

Скоростная выносливость необходима при выполнении работы с высокой скоростью. Для развития скоростной выносливости необходимо соблюдать три важных условия:

— не применять большое количество повторений тренировочного упражнения в одной тренировке;

— необходимо, чтобы в тренировке возникало утомление, т.е. интервалы отдыха между отдельными повторениями тренировочных упражнений должны быть такими, чтобы организм успевал отдохнуть к следующему повторению работы, и в тоже время так коротки, чтобы во время этого отдыха накапливалось утомление, а организм успевал полностью восстановиться;

— в недельном цикле таких тренировок с целью развития скоростной выносливости в зоне максимальной работы и отчасти большой мощности не должно быть более 2 – 3, остальные тренировочные занятия должны быть направлены на развитие других физических качеств или на совершенствование технических навыков и умений, или тренировки восстановительного характера.

Силовая выносливость проявляется в мышечной деятельности длительного характера с определенными условиями. Развивать ее необходимо в специфических условиях:

— усилие должно соответствовать основному двигательному действию;

— количество повторений тренировочных упражнений при развитии силовой выносливости довольно большое – упражнения выполняются «до утомления»;

— продолжительность интервалов отдыха между сериями упражнений такова, чтобы силовые возможности успели восстановиться почти до исходного уровня;

— в недельном цикле тренировки этой направленности не рекомендуется проводить чаще 3 – 4 раз.

Статическая выносливость характеризуется способностью в течение длительного времени поддерживать определенные мышечные напряжения без выполнения «внешних» двигательных действий или при отсутствии движения. Максимальные мышечные усилия не могут быть длительными, они всегда кратковременные. Особенности методики развития статической выносливости заключаются в том, что практически все упражнения совершаются при неизменной длине мышц, т.е. мышцы напрягаются, совершается своеобразная работа мышц, а так называемого внешнего движения не происходит. Упражнения, развивающие статическую выносливость, можно применять ежедневно. Изометрические упражнения можно выполнять с отягощениями и без них, но необходимо соблюдать те позы, которые являются формирующими в общей структуре двигательных действий.

Разносторонняя выносливость представляет собой способность длительное время совершать физическую работу переменной интенсивности, работу для выполнения которой необходимо переключаться с одного вида и характера двигательной деятельности на другой. Для успешного развития разносторонней выносливости следует соблюдать несколько правил:

— все виды выносливости развиваются на базе общей выносливости;

— развитие скоростной выносливости предшествует развитию силовой, выносливость к статическим напряжениям хорошо сочетается с развитием скоростной и силовой выносливости;

— для эффективного воспитания разносторонней выносливости скоростного и силового характера целесообразно из «развести» по разным тренировочным занятиям;

— после напряженной тренировочной работы, направленной на развитие скоростной или силовой выносливости, целесообразно выполнить напряженную мышечную работу восстановительного характера.

Стайерская выносливость необходима для достижения высоких скоростных результатов в спортивных дисциплинах на длинные (стайерские) дистанции. Эта выносливость позволяет в течение длительного времени бороться с развивающимся утомлением и продолжать работу в заданном темпе. Уровень стайерской выносливости во многом определяется работоспособностью сердечно – сосудистой и дыхательной систем. Для развития стайерской выносливости и обеспечения высокой работоспособности необходимо:

— с невысокой скоростью пробежать 3 – 5 мин, не учитывая расстояние, при усталости перейти на ходьбу, затем снова бег;

— самый трудный момент – это бег первые 3-5 мин, когда организм проходит стадию «врабатывания», это отмечается в течение первых 10 дней;

— не спешите увеличивать скорость бега, лучше увеличить длину дистанции или время бега;

— в недельном цикле тренировки при 4-5 занятиях, нагрузку необходимо распределить следующим образом (2 занятия разгрузочных, одно из них ОФП);

— следуя этим рекомендациям осваивайте бег в течение 30 минут;

— по мере роста тренированности, при повышении уровня развития выносливости, необходимо постепенно увеличивать как длительность нагрузки, так и скорость передвижения.

Если работа на выносливость проводится в оздоровительных и общеукрепляющих целях, увеличивать скорость нецелесообразно, для увеличения нагрузки необходимо увеличивать время и длину дистанции.

Источник

Читайте также:  Сушка с помощью тренировок
Оцените статью