Средства художественной гимнастики
Занятия гимнастикой для детей в Краснодаре
Продолжаем расспрашивать тренеров «Регионального развития видов гимнастики» о специфики этого красивого вида спорта. На этот раз поговорим об основным средствах художественной гимнастики.
Художественная гимнастика – вид спорта, включающий в себя выполнение под музыку комбинаций из различных пластичных и динамичных гимнастических и танцевальных упражнений с предметом.
Данный вид активности содержит основные средства:
- упражнения без предмета (равновесия, волны, взмахи, прыжки и т. п.);
- упражнения с предметами (обручем, мячом, булавами, скакалкой, лентой);
- элементы классического танца;
- элементы народных танцев;
- элементы историко-бытовых и современных танцев;
- акробатические упражнения;
- ритмика (упражнения на согласованность движений с музыкой);
- элементы пантомимы;
- элементы основной гимнастики (общеразвивающие, строевые, прикладные упражнения);
- упражнения из других видов спорта.
Основные правила художественной гимнастики
В международной федерации гимнастики для оценки этого вида спорта судейская бригада состоит из 13 судей (трудность оценивают две подгруппы судей по 2 человека, артистизм и хореографию оценивают 4 судьи, исполнение – 4 судьи и еще один судья-координатор следит за формальной стороной выступления, например, количество предметов на площадке). Перед спортсменами стоят непростые задачи: выполнение сложных акробатических упражнений, демонстрация чувства ритма и артистизма, создание визуальной эстетики во время выступления.
В индивидуальных и командных соревнованиях гимнастки выступают по очереди, в групповых — одновременно. Выступления длятся 1,15-1,3 минут (индивидуальный упражнения) и 2,15–2,30 (групповые упражнения) под музыкальное сопровождение. Упражнения выполняются на гимнастическом ковре площадью 13х13 кв.м, окруженном дополнительной площадью для страховки. Есть некоторые ограничения для предметов, но они незначительны. Во время выполнения упражнений гимнастки должны использовать всю площадь ковра. В работе с предметами должны участвовать обе руки. Предметы должны постоянно находиться в движении.
Каждая гимнастка обязана закончить упражнение так, чтобы касаться снаряда какой-либо частью тела и одновременно с окончанием музыки. Во время выполнения упражнений тренеру запрещается разговаривать со спортсменкой, судьями или музыкантом.
Занятие гимнастикой в Краснодаре
Региональный Центр развития видов гимнастики проводит набор в Краснодаре девочек с 3,5 лет на художественную гимнастику — формирование правильной осанки, развитие гибкости, ловкости, основы хореографии, танцевальная и акробатическая подготовка. Главной задачей занятий по художественной гимнастике является формирование и укрепление здоровья в целях гармоничного развития девочек, к занятиям допускаются девочки, не имеющие медицинских противопоказаний к занятиям гимнастикой. Занятия проводятся с оздоровительной и общеразвивающей направленностью и предпрофессиональной подготовкой по художественной гимнастике. Гимнастика является основой любого вида спорта, направленность занятий позволяет перейти от начальной физической подготовки к предпрофессиональной спортивной подготовке, со специализацией по любому виду спорта. (gym-central@mail.ru).
Руководитель Центра — Татьяна Фирсова, мастер спорта по художественной гимнастике, заслуженный работник физической культуры и спорта России и Кубани, тренер высшей квалификационной категории, судья всероссийской категории.
Источник
Средства гимнастики
Гимнастика включает в себя систему специально разработанных физических упражнений и включает множество средств, такие как:
1. Строевые упражнения
2. Общеразвивающие упражнения (ОРУ)
3. Вольные упражнения
4. Упражнения художественной гимнастики
5. Акробатические упражнения
7. Прикладные упражнения
8. Упражнения на формирование осанки, танцевальные упражнения, игры и эстафеты.
1. Строевые упражнения – совместные действия в строю.
Строевые упражнения классифицируются на 4 группы:
— построение и перестроение
— передвижение (фигурная маршировка)
— размыкание и смыкание
К строевым упражнениям относятся действия на месте, в движении и специальные упражнения выполняемые в соответствии со строевым военным уставом. Строевые упражнения являются средством организации занимающихся на занятиях и них целесообразного размещения. Они способствуют формированию правильной осанки, развивают глазомер, чувство ритма и темпа, формируют навыки коллективных действий, повышают эмоциональное состояние.
2. ОРУ. В решении оздоровительно-гигиенических и воспитательно-образовательных задач ОРУ занимают первое место среди других средств гимнастики. Их систематическое применение на занятиях повышает функциональные возможности организма, позволяет противодействовать отрицательному влиянию длительных однообразных поз (в школе, на работе, дома) учит занимающихся владеть своими движениями. ОРУ обеспечивают избирательное воздействие на организм, преимущественное развитие и совершенствование отдельных его функций. Цель ОРУ – формирование правильной осанки, подготовка занимающихся к овладению более сложными двигательными навыками. ОРУ направлены на общее развитие физических качеств и двигательных возможностей. По форме и характеру ОРУ могут динамические и статические.
Классификация ОРУ.
Анатомический признак Формальный
1. для мышц рук и плечевого пояса 1. без предмета
2. мышц туловища и шеи 2. упр. с предметами
3. мышц ног 3. упр. на гимнастических
4. мышц всего тела снарядах
5. упр. с гимнастическими снарядами
Каждые из этих упражнений классифицируются на 3 группы
а) Силовые и скоростно-силовые, для развития силы.
б) Упр. на растягивание, для развития гибкости.
в) Упражнения на расслабление.
1. Упр. на внимание.
2. Упр. без предмета.
3. Упр. с предметом.
4. Упр. с отягощением.
5. Упр. с гимнастическими снарядами и на снарядах.
6. Упр. на расслабление и восстановление осанки.
7. Корригирующие упражнения.
8. Упр. с соупражняющимися (парные, групповые).
3. Вольные упражнения являются одним из наиболее эффективных средств формирования школы движения. В/упр. представляют собой различные по сложности и содержанию композиции движений (телом и отдельными частями), основой которых являются различные прыжковые акробатические элементы и соединения. Участие в движении всех звеньев тела, чередование всевозможных вариантов опорных и безопорных положений обуславливают большое разнообразие элементов, позволяют создавать новые формы движений и их сочетания. В/упр. воспитывают умение точно оценивать движение, развивают пластичность и выразительность, когда выполняются с музыкальным сопровождением, выносливость. По характеру нервно-мышечной работы все элементы вольных упражнений можно разделить на динамические (силовые и скоростно-силовые) – прыжки, перевороты, перекаты, перемахи ногами, повороты, хореографические элементы, — и статические (равновесия, позы).
4. Упр. на гимнастических снарядах – почти все являются упражнения скоростно-силового характера и составляют основное содержание спортивной гимнастики. Упр. на снарядах применяются так же для общей и специальной физической подготовки. Они выполняются преимущественно в смешанных или простых висах и упорах. В мужское многоборье входят: в/упр., конь, кольца, перекладина, оп. прыжок, брусья. В женское: в/упр., брусья, оп. прыжок, бревно. Упр. на гимнастических снарядах подразделяются на 3 группы:
1. Статические (удержание различных поз и положений) и паростатические (силовые упр., медленные опускания)
2. Маховые – упр. отличаются переменой скоростью движений, рациональным использованием инерции тела и его звеньев. Маховые упражнения – перемещение тела по полному кругу (обороты) или по его частям (размахивания, подъёмы, соскоки). Маховые упр. делятся на 3 основные подгруппы:
По отношению к телу гимнаста различают оси:
— лицевая ось (фронтальная)
— передне-задняя ось (сагитальная ось)
5. Упр художественной гимнастики – в основном применяют в занятиях с девочками и женщинами.
Задачи :
— воспитание умения произвольно регулировать степень мышечного напряжения в соответствии с темпом и ритмом движения.
— воспитание умения придавать движениям эмоциональную красоту.
— эстетическое воспитание занимающихся.
Классификация упражнений художественной гимнастики.
1. пружинистые движения. 6. равновесие.
2. волны. 7. повороты
3. взмахи. 8. элементы народных танцев.
4. ходьба и бег. 9. упражнения с предметами.
5. прыжки. 10. элементы хореографии и акробатики.
Особенности упражнений художественной гимнастики
1. Целостность – движения одними частями тела сопровождаются другими звеньями тела.
2. Динамичность – изменение скорости, амплитуды, ритма.
3. Танцевальный характер.
6. Акробатические упражнения – представляют собой движения вращательного характера вокруг различных осей – кувырки, сальто, перевороты, и др. Акробатические упражнения выполняются на акробатической дорожке, снарядах (бревно, батут, трамплин и др.). Значительную часть акробатических упражнений составляют упражнения в равновесии выполняемые индивидуально или с помощью соупражняющихся (акробатические пирамиды).
Акробатические упражнения подразделяются на динамические и статические(равновесия, мосты, шпагаты).
— парные (женские, мужские и смешанные)
— групповые (женские тройки, мужские четверки).
— упражнения на батуте.
Акробатические упражнения делятся на 3 группы
1. Акробатические прыжки – упражнения прыжкового характера, с частичным или полным вращением. Они подразделяются:
2. Упражнения в балансировании — в основе этих упражнений лежит сохранение собственного равновесия и уравновешивание партнеров.
а) одиночные упражнения – стойки на руках, лопатках, шпагаты.
б) стойки на руках, поддержки.
в) групповые упражнения – пирамиды втроем, вчетвером.
3. Боковые упражнения (вольтижировка с партнером) – подбрасывание соупражняющегося с захватом за голень, бедро, стопу и т.д. Подразделяются по характеру полета верхнего.
а) без вращения или с вращением в продольной оси.
б) с неполным вращением (полуперевороты).
в) с полным вращением (сальто).
г) с вращением относительно двух осей (пируэт).
7. Прыжки – преодоление препятствий или пространства свободным полетом. В гимнастике они делятся на 2 группы:
Неопорные прыжки выполняются с места или с разбега, толчком одной или двумя ногами без опоры руками о снаряд, 4 фазы: 1. разбег.
В гимнастике они развивают прыгучесть, правильный разбег, координацию, устойчивость во время приземления, формируют прикладные навыки в преодолении препятствий и воспитывают скоростно-силовые качества.
Опорный прыжок – один из видов гимнастического многоборья, он заключается в преодолении специализированного препятствия (козёл, конь) с заранее заданным прыжковым способом с использованием опоры руками, толчком ногами о мостик. Опорный прыжок имеет 7 фаз:
2. наскок на мостик.
3. толчок ногами.
4. полет до толчка руками.
5. толчек руками.
6. полет после толчка руками.
Они способствуют развитию силы мышц ног, укрепляют связки и суставы, развивают быстроту, ловкость, ориентировку в пространстве, точность движений. По структуре опорные прыжки классифицируются на:
8. Прикладные упражнения — способствуют овладению основными жизненно необходимыми навыками и умениями и служат средством разностороннего физического развития. В эту группу входят:
3. лазание и перелезание
4. метание и ловля предметов.
5. поднимание и переноска груза.
1. Ходьба и бег – это виды движений оказывают тренирующее воздействие на мышцы всего тела (особенно ног) способствуют улучшению работы сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Регуляция нагрузки во время ходьбы зависит от изменения вида ходьбы, темпа, длительности. Бег является прекрасным средством для общефизического воздействия на организм. Фаза полета – непременное условие правильного бега.
2. Упражнения в равновесии – способность сохранять равновесие в различных условиях. Необходимым условием сохранения равновесия является расположение центра тяжести над площадью опоры или ближе к ней. Чем больше площадь опоры и ниже центр тяжести, тем устойчивее равновесие. Упражнения в равновесии делятся на динамические– поддержание равновесия при передвижениях и статические– удержание равновесия в позах или положениях.
3. Упражнения в лазанье и перелезании.
Лазанье – перемещение по специальным снарядам с помощью рук и ног. Лазанье выполняется на гимнастической скамейке, стенке, лестнице, канатах и шестах. Лазанье по гимнастической скамейке стоящей наклонно осуществляется двумя способами: в упоре стоя на коленях и в упоре присев. Лазанье на гимнастической стенке включает в себя различные передвижения в простых и смешанных висах и упорах. Лазанье по канату и шесту осуществляется в 2 и 3 приема без ног и с остановками. Удержание выполняется: а) петлёй б) восьмерка в) спиралевидное. Лазание по наклонному канату или шесту осуществляется в висе завесом одной или двумя ногами.
Перелезание – перемещение через снаряд или с одного снаряда на другой. Четыре способа преодоления препятствий: 1) прыжком 2) перелезанием 3) подлезанием (подползанием) 4) пролезанием.
Перелезание – наступая силой, с опорой ногой, подсаживанием, зацепом, в седее поперек.
4. Метание – упражнения с мячами способствуют совершенствованию координпции движений, развивают скоростно-силовые качества, глазомер, укрепляют основные мышечные группы, особенно рук и плечевого пояса. Упражнения с мячом состоят из двух основных двигательных действий – метание и ловля. Сначала обучают их правильному удержанию мяча и основам техники метания. Наиболее легкий вариант – метание мяча лицом с мишени, затем стоя боком и метание по подвижной мишени.
Навыки ловли мяча формируются параллельно с навыками метания, а также в индивидуальных, парных и групповых упражнений.
5.Переноска груза – развивает силу и выносливость. В качестве груза используются (мячи, мешки и т. д.), гимнастические снаряды (маты, скамейки) и переноска партнера.
Переноска партнера на спине и с захватом за ноги, на плечах, на плече, на руках, переноска обхватом с боку. Двумя одного – под руки и ноги, сидящего на руках.
6. Переползание – передвижение занимающихся по полу, земле, снаряду в положении лежа или на четвереньках. Эти упражнения имеют большое прикладное значение.
Способы переползания: на четвереньках, на получетвереньках, на боку, по пластунски, переползание с партнером.
Задачи гимнастики
1. Оздоровительно-гигиеническая – (решает биологические задачи)
а) разносторонне развивает опорно-двигательный аппарат человека
б) улучшает функции внутренних органов
в) воспитание осанки
г) гармоническое развитие физических качеств
д) укрепляет суставы и связки
2. Воспитательно – образовательная – (решает социальные задачи)
б) воспитание привычек гигиенического поведения в быту
в) развивает память и выносливость
г) развитие умственных способностей, кругозора
Источник