Характеристика средств гимнастики
В педагогической практике физкультурного движения определяется три главных направления использование средств гимнастики:
· использование гимнастических упражнений в процессе общего развития человека;
· использование средств гимнастики для формирования жизненно необходимых навыков, которые необходимые в трудовой и повседневной деятельности;
· овладение сложными гимнастическими упражнениями в процессе интенсивной физической подготовки и спортивной тренировки.
Гимнастические упражнения традиционно объединяются у группы, которые называются средствами гимнастики:
Строевые и порядковые упражнения,которые проводятся при решении ряда вспомогательных задач занятия.
Строевые упражнения – эти наиболее экономные способы построений, перестроений, размыканий, передвижений и других действий, которые выполняются соответственно командам и правилам Строевого устава Вооруженных Сил.
С помощью порядковых упражнений решают те же задачи, что и с помощью строевых, но другими формами гимнастических построений, размыканий и передвижений.
Разновидности строевых и порядковых упражнений, которые применяются в зависимости от условий занятий и контингента учеников (пол, возраст, подготовленность), оказывают содействие: воспитанию правильной осанки и решению важных гигиенических задач; приобретению навыков коллективно передвигаться и военно-прикладных навыков, совершенствованию навыков разнообразных способов передвижений.
Строевые и порядковые упражнения делятся на:
· строевые и порядковые приемы;
· построения и перестроения;
· размыкания и смыкания;
Общеразвивающие (подготовительные) упражнения– это движения различными частями тела в различных направлениях с разной амплитудой, скоростью и напряжением, которые обеспечивают как развитие определенных качеств, так и овладения общими основами движений.
ОРУ (подготовительные упражнения) применяются на занятиях различными видами гимнастики и спорта для решения различных задач. Эти упражнения направлены на овладение основами двигательной деятельности. Они являются основным содержанием утренней гигиенической и производственной гимнастики; они могут быть определенными элементами вольных упражнений, упражнений на снарядах, различных прыжков и прикладных упражнений. Их используют для развития двигательных способностей – силы, гибкости, координации движений и т.п.; они играют роль вспомогательных упражнений, предназначенных для подготовки организма к последующей работе в начале или в конце занятия, для решения задач лечебного характера (в лечебной гимнастике) и т.д.
ОРУ состоят из таких элементов: движения руками – плечевым поясом, предплечьями, руками в плечевых суставах; движения ногами – сгибание и разгибание в голеностопном суставе; движения в тазобедренном и коленном суставах; движения туловищем и головой – наклоны, повороты и круговые движения.
Прикладные упражнения –одно из главных средств основной гимнастики, т.к. могут использоваться в трудовой и военной деятельности. К этой группе упражнений относятся:
· Ходьба (походный шаг, строевой шаг, шаг с пригибанием, крадучись, выпадами, высоко поднимая бедро, на носках, на пятках и т.д.).Ходьба – это наиболее распространенный вид физических упражнений. Различные виды ходьбы в жизни человека составляют один из важнейших видов мышечной деятельности, простой на вид, но сложный относительно координации и в значительной мере автоматизированный. Во время ходьбы большое количество групп мышц выполняют динамическую работу ритмично и без резкого напряжения. Ритмичное чередование работы и отдыха мышечных групп во время ходьбы (цикличность) создает условия для успокоения органов дыхания и кровообращения. Применение же быстрой, даже не очень продолжительной ходьбы, а также ходьбы с большой силовой нагрузкой активно влияет на повышение интенсивности деятельности организма.
Ходьбу используют для овладения ее техникой и с прикладной целью, учитывая широкое влияние ее на развитие органов дыхание, кровообращения и мышечной системы.
· Бег (на месте, высоко поднимая бедро, в сторону, вперед и назад скрестным шагом, в полуприседе, бег прыжками и т.д.). В отличие от ходьбы во время бега одноопорная фаза движения чередуется с фазой полета.
Бег относится к прикладным способам передвижения человека и по сравнению с ходьбой является более динамичным упражнением. Беговые упражнения связанны с большими требованиями к функциям дыхания и кровообращения и поэтому очень важно правильно регулировать нагрузку с учетом возрастных, половых особенностей и степени подготовленности учеников.
· Упражнения в равновесии. Тело человека постоянно, за исключением небольшого количества положений, находится в так называемом нестойком равновесии. Нестойкой равновесие бывает во всех случаях, если ОЦТ тела находится над точкой опоры, а линия веса проходит через точку опоры. Если площадь опоры тела размещенная ниже ОЦТ, то его стойкость зависит от взаимного размещения ОЦТ и площади опоры. Площадь опоры образовывают опорные поверхности и площадь между ними. Чем больше развернутые опорные конечности и ниже ОЦТ, тем больше площадь опоры тела. Исходя из этого, во всех случаях для сохранения равновесия нужна целенаправленная работа нервно-мышечного аппарата, которое соединяет ОЦТ и площадь опоры. Другими словами, во время смещения ОЦТ тела происходит координационное действие мышечных групп, которое уравновешивает его, то есть нервно-мышечный аппарат перемещает ОЦТ тела относительно опоры в направлении, противоположному перемещению тела. Чтобы сохранить равновесие во время выполнения сложных движений, которые связанны с новыми и необыкновенными условиями, нужны специальные двигательные навыки.
С этой целью в гимнастике используют упражнения в равновесии, во время выполнения которых ясно ощущается перемещение ОЦТ тела, а потому компенсаторные движения осуществляются не автоматически, из-за чего и движения, которые оказывают содействие балансированию, выполняются более сознательно.
Упражнения в равновесии имеют большое значение. Их удельный вес в основной гимнастике значителен и они являются одним из важнейших средств всесторонней физической подготовки. Целью этих упражнений является улучшение общей двигательной координации, формирование умения быстро выполнять нужные движения для сохранности равновесия и умения применять ее в разных условиях.
· Лазанье и перелезание по гимнастической стенке, вертикальной, наклонной и горизонтальной лестницах, вертикальному, наклонному и горизонтальному канатам и жерди. Упражнения в лазании имеют в основному силовой характер и с различными формами передвижения на снаряде с помощью рук и ног или только рук. Цель систематического упражнения в лазании – привить ученикам прикладные навыки и оказывать содействие преимущественно силовому развитию мышц плечевого пояса и верхних конечностей (сгибание рук).
· Переползание. Упражнения в переползании относятся к передвижению в смешанном упоре. Они, учитывая трудные условия передвижения, ставят перед исполнителями высокие требования и характеризуются большой нагрузкой на опорно-двигательный аппарат и органы дыхания и кровообращения. Некоторые упражнения в переползании (на четвереньках) характерны тем, что разгружают позвоночный столб от воздействия сил весы, способствуют развитию подвижности позвоночника и очень хорошо влияют на укрепление мышц брюшного пресса. Поэтому эти упражнения широко применяют в корригирующей гимнастике.
· Поднимание и переноска груза. Упражнения этой группы оказывают большое влияние на опорно-двигательный аппарат учеников, а так же, и на органы дыхания и кровообращения.
· Метание и ловля. Метание и ловля в различных формах и видах являются замечательным средством развития координационных способностей учеников, так как для метания предметов на определенное расстояние и в цель нужно иметь и точное мышечное ощущение. Школьная программа дает возможность на уроках гимнастики широко использовать различные виды метания и ловли маленьких мячей, надувных и набивных мячей, палок, чурок, камешков, гранат и т.п. в цель и на дальность.
Вольные упражнения являются одним из видов гимнастического многоборья в спортивной гимнастике, средством общеразвивающего характера, использование которого направлено на развитие координационных способностей, повышение выносливости. Вариативность элементов, их комбинирование, построение учебных и спортивных композиций развивают творческие способности учеников.
Акробатические упражнения –средство развития физических способностей, воспитание храбрости и решительности. Различные движения и положение тела, в том числе и переворачивание через голову, совершенствуют ориентирование в пространстве, влияют на внутренние органы, повышают их функциональную стойкость.
Прыжки. Прикладные прыжки требуют сложных координированных усилий, характеризуются кратковременным максимальным мышечным напряжением и относятся к ацикличным локомоторным движениям. Они являются ценным средством физического развития, обогащают двигательный опыт учеников, оказывают содействие повышению спортивного мастерства и могут легко переноситься в повседневную деятельность.
Упражнения художественной гимнастики – танцевальные элементы, упражнения с предметами и без предметов. В художественной гимнастике применяются как специальные формы движений, так и различные гимнастические упражнения.
Специальные формы движений – это соответствующие формы ходьбы, бега, прыжков, повороты, упражнения в равновесии, элементы народных танцев, связки упражнений, танцевальные комбинации, упражнения с предметами, музыкальные игры. К другим упражнениям нужно отнести строевые, порядковые, общеразвивающие, прикладные и акробатические.
Упражнения на снарядах –это перемещения отдельных частей или всего тела гимнаста разными способами и разнообразные его положение на снарядах (в условиях виса и упора).
Источник
ХАРАКТЕРИСТИКА СРЕДСТВ ГИМНАСТИКИ
В соответствии с общими целями физического воспитания, являющегося органической частью коммунистического воспитания, определены три основных направления применения средств гимнастики:
— использование гимнастических упражнений в процессе общего физического развития человека (расширение диапазона проявления его двигательных особенностей, повышение уровня развития физических качеств);
— применение средств гимнастики для формирования жизненно важных навыков, необходимых в трудовой и повседневной практике;
— освоение сложных гимнастических упражнений в процессе интенсивной физической подготовки и спортивной практики.
Гимнастические упражнения традиционно объединяются в следующие группы упражнений, называемые средствами гимнастики:
1. Строевые упражнения.
2. Общеразвивающие упражнения (ОРУ).
3. Прикладные упражнения.
4. Вольные упражнения.
5. Упражнения художественной гимнастики.
6. Акробатические упражнения.
8. Упражнения на снарядах.
Подобное группирование средств гимнастики облегчает подбор необходимых упражнений для решения тех или иных задач.
Кратко охарактеризуем основные средства гимнастики (подробно об этом см. часть II).
1. Строевые упражнения — это несложные двигательные дей
ствия служебного характера, используемые для более организован
ного проведения занятий, рационального размещения занимаю
щихся во время упражнений. Самостоятельное значение имеют при
приобретении навыков ритмичных согласованных действий при
ходьбе и беге под счет или музыкальное сопровождение, навыков
2. Общеразвивающие упражнения широко используются во всех
видах гимнастики. Это координационно несложные двигательные
действия — упражнения, выполняемые с целью общей физической
подготовки: развития различных групп мышц, совершенствова
ния физических качеств, приобретения элементарных двигательных
навыков. Существует множество упражнений, выполняемых без
предметов и с различными предметами и отягощениями (мячи,
скакалки, палки, гантели), с использованием гимнастического и
тренажерного оборудования (скамейки, стенка, олочные и амортизационные устройства, «станки» и т. п.).
Следует сказать, что упражнения общеразвивающего характера могут выполняться и на гимнастических снарядах, составляя особую группу (см. гл. 8 и 9). Однако в целом упражнения на снарядах, как более сложные и универсальные, являются самостоятельной частью средств гимнастики.
3. Прикладные упражнения — средства гимнастики, формирующие важные двигательные умения и навыки активного взаимодействия с окружающей средой. Характерной особенностью, выделяющей их среди других типично гимнастических упражнений, является менее строгая регламентация движений по форме, допущение индивидуальных решений в действиях для достижения двигательной задачи типа сохранения равновесия, перенесения груза, преодоления препятствия и т. п. Эти упражнения выполняются с использованием специального оборудования: канатов, шестов, скамеек, стенок. Многие упражнения данного характера можно выполнять на снарядах стандартного и нестандартного образца (см. гл. 26), имеющихся в гимнастических городках открытого типа, в местах отдыха, по месту жительства, на «тропах здоровья» в парках и загородных зонах. Эти упражнения являются основными при проведении гимнастических игр и эстафет, преодолении полос препятствий.
4. Вольные упражнения являются одним из видов гимнастического многоборья в спортивной гимнастике, средством общеразвивающего характера, использование которого направлено на развитие координационных способностей, повышение выносливости. Благодаря четко выраженной стилизации движений, тщательной отработке техники, выполнению их под музыку решаются задачи эстетического воспитания. Варьирование сочетаний элементов, их комбинирование, создание учебных и спортивных композиций развивают творческие способности занимающихся.
5. Упражнения художественной гимнастики применяются на занятиях с женским контингентом. Они близки по задачам вольным упражнениям, но содержат специфические элементы, выполняемые без предметов (волны, равновесия, повороты, прыжки и т. п.) и с предметами (обруч, мяч, булавы, скакалка, лента и др.). В средства художественной гимнастики включаются также танцевальные элементы и их сочетания. Разнообразные движения объединяются в учебные и спортивные композиции. Выполнение отдельных упражнений и комбинаций с музыкальным сопровождением является эффективным средством развития пластичности движений, их выразительности, воспитания эстетических качеств.
6. Акробатические упражнения очень действенное средство развития физических качеств, воспитания решительности и смелости. Различные движения и положения тела, в том числе и переворачивания через голову, улучшают ориентировку в пространстве, оказывают специфическое воздействие на внутренние органы, повышая их функциональную устойчивость. Доступность акробатических упражнений и возможность беспрерывного усложнения позволяют
использовать их в общей и прикладной физической подготовке, в различных видах спорта с целью специальной подготовки. Спортивные виды акробатики отличаются преимущественным содержанием в них тех или иных по характеру акробатических упражнений: прыжков, балансирований, вольтижных элементов, выполняемых индивидуально (прыжки), в парах, втроем, вчетвером, мужчинами и женщинами. К акробатическим упражнениям относятся и относительно простые групповые пирамиды — фигурные построения с поддержками.
7. Прыжки (неопорные и опорные) в отличие от прыжков-
подскоков, относящихся к группе общеразвивающих упражнений,
характерны выраженной фазой полета после толчка ногами и ру
ками, развивают скоростно-силовые качества, точность движений,
ловкость, волевые качества. Прыжки в занятиях применяются как
средство физической подготовки, формирования прикладных уме
ний и навыков (напрыгивания, спрыгивания, перепрыгивания
препятствий). В спортивной гимнастике как вид многоборья опор
ные прыжки входят в программу соревнований.
8. Упражнения на снарядах характерны необычностью условий
опоры и особенными телодвижениями, обусловленными конструк
цией этих снарядов. В спортивной гимнастике снаряды делятся на
виды мужского многоборья (конь, кольца, брусья, перекладина)
и женского (брусья разной высоты, бревно). Это деление условно,
если иметь в виду использование упражнений на снарядах в видах
гимнастики оздоровительно-прикладной направленности. Так, на
коне с ручками можно выполнять многие упражнения общеразви
вающего характера (к примеру, наклоны туловища назад, наскоки).
Подобный подход к использованию снарядов значительно расширя
ет диапазон их применения в занятиях с лицами разного пола,
возраста, разной подготовленности. Упражнения на снарядах
очень многообразны по форме, по степени сложности, по характеру
воздействия на организм. Как правило, они оказывают значитель
ную нагрузку на опорно-двигательный аппарат, и, следовательно,
занятия на снарядах приводят к существенному развитию мускула
туры, особенно рук, плечевого пояса, так как многие элементы вы
полняются в упоре и висе на руках. Это особенно заметно у предста
вителей спортивной гимнастики.
Разработаны и внедряются конструкции снарядов, позволяющие упражняться на них одновременно группе занимающихся (так называемые многопролетные, удлиненные снаряды массового типа). Их устройство предусматривает быструю установку и трансформацию.
Наряду с традиционными гимнастическими снарядами, исторически вошедшими в арсенал средств гимнастики, в последнее время появились тренажеры и устройства, позволяющие выполнять многие упражнения общеразвивающего характера, в том числе и в домашних условиях.
2.4. ВИДЫ ГИМНАСТИКИ
Наличие большого числа упражнений — средств гимнастики, многоплановые задачи их применения определяют существование различных видов гимнастики. Культивирование устойчивых видов гимнастики, появление новых ее разновидностей следует рассматривать в связи с основными задачами и функциями физической культуры в нашей стране. С учетом этих критериев отдельные виды гимнастики насыщаются соответствующими средствами.
В зависимости от основных задач, решаемых физическим воспитанием в нашей стране, выделяются группы видов гимнастики, утвержденные Всесоюзной конференцией 1984 г. (табл. 1).
Образовательно-развивающие виды — основная гимнастика и прикладная гимнастика — с их разновидностями связаны с долгосрочным применением большинства средств с целью планомерного физического воспитания, обеспечиваемого государственными программами. С помощью этих базовых видов гимнастики дети, подростки, юниоры, молодежь достигают нового, более высокого уровня общефизической подготовленности, приобретают важные двигательные умения и навыки прикладного и профессионально-прикладного характера.
Оздоровительные виды гимнастики — гигиеническая и ее разновидности (бытовые и производственные формы) сопутствуют занимающимся в течение всей жизни, являются формами фоновой физической культуры широких слоев населения, обеспечивают оптимальное текущее функциональное состояние организма, восстанавливают работоспособность, повышают эмоциональный тонус, оказывают профилактическое воздействие в условиях профессиональной деятельности.
Лечебная гимнастика и ее разновидности также относятся к данной группе видов гимнастики оздоровительной направленности.
Спортивные виды гимнастики культивируются как самостоятельные виды спорта. Выделение двух подгрупп — массовых спортивных видов и спортивных видов — объясняется следующим. Возрастание трудности программ, нацеленных на достижение высокого спортивного мастерства и участие в ответственных соревнованиях, требует круглогодичной специализированной интенсивной подготовки, проявления индивидуальных способностей к данному виду спорта, что связано с направленным отбором занимающихся. С целью подъема массовости, привлечения к спортивным видам гимнастики буквально всех желающих разработаны упрощенные классификационные программы категории «Б», доступные и детям и взрослым.
Таким образом, наличие теоретически и методически обоснованных по содержанию, направленности многих видов гимнастики предоставляет практически неограниченные возможности применять их для решения самых различных задач, типичных для физического воспитания в целом. Универсальность гимнастики, обусловленная ее методическими особенностями, многообразием средств и видов, позволяет использовать ее в работе с любыми контингентами, делает ее важным и незаменимым средством советской системы физического воспитания.
Источник