Основные принципы подбора физических упражнений

Физическая культура и спорт копия 1

Принципы физической тренировки

Достижение положительных результатов при регулярных занятиях физическими упражнениями возможно лишь при соблюдении отдельных условий, которые выражаются в виде дидактических принципов. Основными среди них следует считать следующие.

Принцип сознательности и активности предполагает, что занимающийся оздоровительной физкультурой хорошо осознает необходимость движения для поддержания высокого уровня здоровья и понимает физиологические механизмы влияния физических упражнений на организм. При таком подходе физкультурник, во-первых, стремится узнать как можно больше о своем организме и о путях поддержания здоровья; во-вторых, умеет, разрабатывать программу оздоровительной физкультуры в своей жизнедеятельности и планировать рациональное использование различных средств физической культуры для решения общих и частных задач обеспечения здоровья; в-третьих, на основании текущего анализа состояния своего организма вносит своевременные коррективы в программу и организацию оздоровительной физкультуры.

Принцип систематичности и последовательности утверждает необходимость определенной системы в использовании средств физической культуры, которая обеспечила бы решение основных задач и достижения здоровья, реализуемых с помощью физических упражнений. Практика показывает, что чаще всего физкультурник отдает предпочтение какому-либо одному или группе однородных средств (оздоровительный бег, плавание, игры и др.), однако ограничение двигательной активности только ими не может обеспечить решения всех задач достижения здоровья.

Принцип последовательности означает, что нельзя бесконечно менять используемые средства (на первых порах приобщения к оздоровительной физкультуре это допустимо, пока занимающийся не найдет наиболее подходящие для себя физические упражнения). Выбранные средства должны использоваться в определенной системе и последовательности, что позволит не только осознанно планировать нагрузку, но и проследить за ее эффективностью для той или иной системы жизнедеятельности.

Читайте также:  Гимнастика для ног при венозной недостаточности

Принцип постепенного увеличения нагрузки вытекает из динамики послерабочего восстановления функции организма. Возникшие в результате выполненной нагрузки изменения имеют определенные характеристики, определяемые преимущественно выполненной работой. В таком случае после повторной работы, имеющей те же показатели объема, интенсивности и длительности, что и предыдущие, возникнут однотипные послерабочие изменения. При сохранении такого режима физических тренировок развивается адаптация организма к нагрузкам, и нарастания функциональных показателей не происходит. В то же время повышение рабочей нагрузки (в частности, приходящейся на период суперкомпенсации) способствует прогрессирующим изменениям, выражающимся и в активизации белкового обмена, и в совершенствовании деятельности ЦНС, и в экономизации функций и т.д. Разумеется, речь идет не о повышении нагрузки буквально в каждом занятии, а о тенденции к ее повышению на протяжении определенного временного цикла, например, календарного года.

Принцип индивидуализации предполагает, что организация и содержание физической тренировки должны соответствовать особенностям именно данного человека. Это касается, прежде всего, его генетически предопределенных особенностей. В частности, следует учитывать тип телосложения, предрасположение данного морфотипа (астеник, нормостеник, гиперстеник и промежуточные типы) к определенным заболеваниям, на профилактику которых следует ориентировать физическое воспитание. Другим важным генотипическим фактором является тип высшей нервной деятельности, под который и надо подбирать двигательные средства. Кроме того, необходимо учитывать и особенности свертывания крови, и преобладающий тип вегетативной нервной регуляции и т.д. Помимо генетически обусловленных качеств в организации физического воспитания следует учитывать особенности семейного положения физкультурника, его профессиональную принадлежность, режим работы и многие другие факторы.

Принцип комплексности воздействия вытекает из специфики влияния тех или иных физических упражнений на различные системы организма. В отличие от спортивной тренировки, где достигается цель узкой спортивной специализации, общее укрепление организма в оздоровительной физкультуре требует использования широкого арсенала двигательных средств. Тренировочный эффект может быть достигнут с помощью любого упражнения. Однако при этом, во-первых, в большей степени проявляется специфический эффект этого упражнения без ощутимого положительного влияния на другие функциональные системы, а, во-вторых, отрицательные влияния, которые в той или иной степени присущи практически любому упражнению, не компенсируются и не нивелируются другими средствами. Таким образом, в полной мере достижение зависимых от физических упражнений целей здоровья — физической подготовленности, физического здоровья и физического развития — достигается только при комплексном использовании двигательных средств.

Читайте также:  Тренировки сердца полезные упражнения

Принцип обратимости тренировочных эффектов проявляется в том, что последние постепенно уменьшаются по мере снижения тренировочных нагрузок или полностью исчезают при полном прекращении тренировки (эффект детренировки). Снижение работоспособности наступает тем раньше, чем выше ее уровень, но в любом случае через 3-8 месяцев после прекращения тренировок уровень физической подготовленности человека оказывается практически таким же, каким он был до начала регулярных тренировок. Правда, следует отметить, что благодаря сохранению следовых явлений в двигательном динамическом стереотипе восстановление работоспособности при возобновлении тренировок у таких людей протекает активнее, чем у ранее не занимавшихся физической культурой.

Источник

Требования к подбору физических упражнений на занятиях физической культуры детей дошкольного возраста
консультация на тему

Дкти дошкольного возраста и тркбования к подбору физических упражнений

Скачать:

Вложение Размер
trebovaniya_k_podboru_fizicheskih_uprazhneniy.docx 17.45 КБ

Предварительный просмотр:

Требования к подбору физических упражнений.

Быстрота усвоения физических упражнений зависит от строгого соблюдения принципа их последовательности. Основой успешного обучения является правильно составленная педагогом программа, в которой каждое разучиваемое последующее движение опирается на предыдущие умения, базируется на научно обоснованном расположении материала, представляет стройную систему планирования.

На физкультурных занятиях для выполнения предлагаются разнообразные движения, это позволяет обеспечить всестороннее физическое развитие детей, поддерживать высокую работоспособность детского организма и сохранить интерес к двигательной деятельности, вызывая достаточную для усвоения активность занимающихся.

Подбор физических упражнений, должен основываться на трех основных принципах. Прежде всего, необходимо учитывать функциональный принцип подбора, при котором выделяется ведущее движение, выполняющее функцию разучивания и уточнения техники осуществления. Все другие движения на данном занятии могут находиться на стадии закрепления и совершенствования.

Другой принцип подбора — анатомический. Согласно ему не только общеразвивающие упражнения должны подбираться на различные мышечные группы, но и основные движения должны сочетаться по преимущественному воздействию на разные части тела. К движениям, оказывающим преимущественную нагрузку на мышцы ног, относятся ходьба, бег, прыжки, упражнения на развитие функции равновесия. К основным движениям, дающим преимущественную нагрузку на руки, относятся метание и его разновидности, ползание с подтягиванием на руках. Преимущественно на мышцы туловища и рук воздействуют все виды ползания и лазания, подлезания и их разновидности.

Целесообразное сочетание физических упражнений будет достигнуто в том случае, если педагог одновременно использует движения, входящие в одну группу. Это объясняется тем, что для правильного выполнения сложных двигательных действий следует обеспечить хорошую работоспособность мышц. Если последующее упражнение снова требует напряжения только что работавших мышечных групп, то это приведет к снижению точности передачи параметров движения, а также к травматизму. Вместе с тем будет происходить одностороннее физическое развитие. Совсем иное дело, ели упражнения будут воздействовать преимущественно на разные части тела. Смена движений обеспечивает нагрузку и отдых для различных мышечных групп. Это позволит достигать хорошего качества всех выполняемых движений, предупреждать травматизм, обеспечивать высокую работоспособность на протяжении всего занятия и содействовать разностороннему физическому развитию детей. Анатомический принцип подбора осуществляется по отношению к ведущему основному движению.

Третий принцип подбора — физиологический, т.е. учет меры воздействия на органы и системы. Одни физические упражнения при выполнении дают высокую физическую нагрузку (бег, прыжки, лазание), другие — относятся к движениям средней интенсивности (метание, подлезание, пролезание, часть упражнений в равновесии), третьи — упражнения низкой интенсивности (ходьба, большинство упражнений в равновесии, действия с мячом на месте и т.д.).

Нередко нагрузка связана не только с видом движения, но и со степенью его усвоения и местом проведения. Так, если разучиваются прыжки, то ребенок выполняет их медленно, а поэтому за отведенное время получается незначительное число повторений. Когда они будут освоены, то время, потраченное каждым ребенком на одно выполнение, значительно сокращается, а отсюда увеличивается количество повторов на одном занятии, что, несомненно, сказывается на увеличении нагрузки. Новое движение ребенок выполняет осторожно, с большим психическим напряжением, его амплитуда движения незначительная. Усвоенные движения выполняются размашисто, с большими количественными показателями, при этом ребенок прилагает максимальные усилия, что способствует увеличению физиологической нагрузки.

Для удовлетворения потребности растущего организма в движениях, развития физических качеств, содействия укреплению различных органов и систем на занятиях должны быть обязательно физические упражнения», дающие высокую физическую нагрузку, и они должны сочетаться с двигательными действиями средней и низкой интенсивности.

Успешному усвоению техники выполнения сложных движений содействует наличие подводящих упражнений, которые могут включаться в вводную часть или в комплекс общеразвивающих упражнений.

Распределив программный материал согласно предложенной структуры, педагог стремится рационально разместить спортивное оборудование. Во время проведения НОД стараться использовать такие виды деятельности как физическая, познавательная, игровая, коммуникативная, музыкальная.

Обязательными требованиями к ведению НОД по физической культуре являются:

— страховка места выполнения упражнений, согласно требованиям техники безопасности;

— не допустимость переутомления детей;

— правильный выбор места педагога при выполнении детьми заданий;

— недопустимость объяснения программного материала при недостаточном внимании детей;

— недопустимость работы ребенка в спортивном зале без спортивной формы и обуви;

— обеспечение достаточного освещения спортивного зала;

— соблюдение режима проветривания спортивного зала. При таком подходе к работе в деятельности детей будет прослеживаться: активность, взаимодействие со сверстниками и взрослыми, сопереживание, эмоциональность, проявление волевых усилий, самооценка.

НОД будет соответствовать требованиям ФГОС и возрасту детей. А для ребят физическая культура станет любимым занятиям.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В современном мире обучения и образования детей дошкольного возраста перед учреждениями ставятся новые цели по использованию современных технологий, созданию собственных направлений воспитания и обуче.

Организация и формы работы игровых занятий пофизической культуре детей дошкольного возраста.В младшем и среднем возрасте считаю необходимым основным методом обучения использовать импровизацию.Эт.

quot;Опыт взаимодействия инструктора по физической культуре с воспитателями и родителями по физическому развитию детей дошкольного возраста&quot.

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА в общей системе воспитания с учетом современных требований.

Развитие компетентности инструкторов по физической культуре в области знаний отдельных элементов акробатики.

Доклад об основных формах работы по физическому воспитанию на открытом воздухе.

Источник

Основные принципы подбора и дозировки упражнений.

Под дозировкой в лечебной физкультуре следует понимать установление суммарной величины физической нагрузки при применении как одного упражнения, так и всего занятия. Физическая нагрузка зависит от мноих условий и факторов (Готовцев П.И. и др., 1987):

Величина и число мышечных групп, участвующих в упражнении

Амплитуда движения влияет на величину нагрузки прямо пропорционально

Число повторении отдельных упражнений

Темп выполнения упражнения

Точность выполнения заданных движений

Направленность упражнений: на расслабление уменьшают физическую нагрузку

Степень усилия при выполнении упражнения

Степень рассеяния нагрузки

Использование предметов и снарядов

Общую физическую нагрузку на занятиях можно оценить с помощью

Схема построения занятий лечебной гимнастикой.

Каждая процедура лечебной гимнастики поводится по определенному плану, который включает три раздела:

Клинико-физиологическое обоснование применения лечебной физкультуры при заболеваниях сердечно-сосудистой системы, дыхательной системы, органов пищеварения, заболеваниях и травмах опорно-двигательного аппарата, после хирургических вмешательств.

Добровольский В.К в 1970 г выделил основные механизмы лечебного действия ФУ (Потапчук А.А., 2007):

Применение ЛФК при заболеваниях сердечно-сосудистой системы (Готовцев П.И. и др., 1986)

Лечебное действие основано на повышении уровня жизнедеятельности дыхательной и сердечно-сосудистой систем:

Повышение артериального давления

Увеличении числа функционирующих капилляров в миокарде и скелетных мышцах (при повышении АД на 30-50 мм рт ст в артерии сердца поступает в 3 раза больше крови)

Усиливаются окислительные процессы

Улучшается обмен веществ

Увеличивается роль внесердечных механизмов кровобращения

Клинико-физиологическое обоснование применения ЛФК при заболеваниях дыхательной системы

Усиливается лимфо- и кровообращение (при наличии в легких инфильтратов, экссудата, спаечного процесса)

Нормализуется нарушенная дыхательная функция

Увеличивается экскурсия грудной клетки и диафрагмы

растяжение плевральных спаек

Клинико-физиологическое обоснование применения ЛФК при заболеваниях пищеварительной системы

Стимулируется выработка гистаминоподобных веществ. которые являются мощным стимулятором секреции пищеварительных ферментов (упражнения низкоинтенсивные – брюшное дыхание)

Снижение секреции пищеварительных желез достигается при интенсивных физических нагрузках, снижается выделение хлороводородной кислты и желчи, замедляются процесы пищеварения (тормозное влияние физической нагрузки блуждающи нерв активность которого снижается через 1,5 – 2 часа после еды)

Клинико-физиологическое обоснование применения ЛФК при заболеваниях и травмах опорно-двигательного аппарата

Улучшение кровобращения в области травмы

профилактика мышечных атрофий и контрактур

увеличение объема движений

Стимулирование процессов регенерации

ускорение ликвидации воспалительной реакции

Формироание необходимых клмпенсаций утраченных функций

снижение интенсивности неблагоприятных общих ракций на травму

восстановление двигательных навыков

препятствует появлению боли, которая вызывает рефлекторные изменения в организме

Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.

Источник

Оцените статью