- Основные виды травм на занятиях по физической культуре и меры по их предотвращению
- Меры безопасности на занятиях физкультурой и спортом.
- Общие требования безопасности.
- Требования безопасности перед началом проведения занятий.
- Требования безопасности во время проведения занятий.
- Требования безопасности в аварийных ситуациях.
- Требования безопасности по окончании занятий.
- Какие травмы чаще всего получают люди при занятиях спортом и как их лечат?
- Повреждение мениска
- Травма передней или задней крестообразной связки коленного сустава
- Переломы с осложнениями
- Какие причины приводят к осложнениям во время лечения переломов?
- Можно ли давать хотя бы небольшую нагрузку на сломанную конечность?
- Чем опасны недолеченные травмы?
- Правда ли, что у детей переломы заживают быстрее, чем у взрослых?
Основные виды травм на занятиях по физической культуре и меры по их предотвращению
Марина Браткова
Основные виды травм на занятиях по физической культуре и меры по их предотвращению
Повреждением или травмой называют воздействие на организм человека внешнего фактора, нарушающего строение и целостность тканей и нормальное течение физиологических процессов.
В зависимости от характера травмируемой ткани различают кожные (ушибы, раны, подкожные (разрывы связок, переломы костей и пр.) и полостные (ушибы, кровоизлияния, ранения груди, живота, суставов) повреждения. Травмы бывают открытые – с нарушением целостности, и закрытые, когда изменение органов и тканей происходит при неповрежденной коже и слизистой оболочке.
По тяжести травмы делятся на тяжелые, средней тяжести и легкие.
Тяжелые травмы – это травмы, вызывающие резко выраженные нарушения здоровья и приводящие к потере учебной и спортивной деятельности сроком выше 30 дней.
Травмы средней тяжести – это травмы с выраженным изменением в организме, приведшие к учебной и спортивной нетрудоспособности сроком от 10 до 30дней.
Легкие травмы – это травмы, не вызывающие значительные нарушения в организме и потери общей и спортивной трудоспособности. К ним относятся ссадины, потертости, поверхностные раны, легкие ушибы, растяжения 1-й степени и др., при которых травмированному оказывается первая врачебная помощь, а также возможно сочетание назначенного врачом лечения сроком до 10 дней с тренировками и занятиями пониженной интенсивности.
Кроме того, выделяют острые и хронические травмы.
Острые травмы возникают в результате внезапного воздействия того или иного травмирующего фактора. Хронические травмы являются результатом многократного действия одного и того же травмирующего фактора на определенную область тела.
Существует еще один вид травмы – микротравмы. Это повреждения, полученные клетками тканей в результате однократного (или чаще повреждающегося) воздействия, незначительно превышающего пределы физиологического сопротивления тканей и вызывающие нарушение их функций и структуры.
Среди видов спортивных повреждений ушибы наиболее часто встречаются в футболе, хоккее, боксе, борьбе, конькобежном спорте, спортивных играх.
Повреждения мышц и сухожилий часто наблюдаются при занятиях штангой, легкой атлетикой, гимнастикой.
Растяжение связок – преимущественно при занятиях штангой, борьбой и легкой атлетикой, гимнастикой, спортивными играми и боксом.
Переломы костей относительно часто встречаются у борцов, конькобежцев, велосипедистов, хоккеистов, боксеров, горнолыжников, футболистов.
Раны, ссадины, потертости преобладают при занятиях велосипедным, лыжным, конькобежным спортом, хоккеем, греблей.
Сотрясения мозга наиболее часто встречаются у боксеров, велосипедистов, футболистов, представителей горнолыжного спорта.
По локализации повреждений у физкультурников и спортсменов чаще всего наблюдаются травмы конечностей, среди них преобладают повреждения суставов, особенно коленного и голеностопного. Среди спортивных травм, как правило, высокий процент травм средней и тяжелой степени.
Каковы же причины спортивного травматизма на занятиях по физической культуре?
Основными причинами травматизма являются организационные недостатки при проведении занятий. Это нарушения инструкций о проведении занятий по физической культуре, соревнований, неправильное составление программы соревнований, нарушение их правил, неправильное размещение участников. При проведении занятий: неправильное комплектование групп (по уровню подготовленности, возрасту, полу, многочисленность групп, занимающихся сложными в техническом отношении упражнениями или видами спорта, неорганизованная смена снаряда и переход с места занятий в отсутствие преподавателя и т. п.
Ошибки в методике проведения занятий, которые связаны с нарушением дидактических принципов обучения, отсутствие индивидуального подхода, недостаточный учет состояния здоровья, половых и возрастных особенностей, физической и технической подготовленности детей.
Причинами травмы является также пренебрежительное отношение к подготовительной части занятия, неправильное обучение технике физических упражнений, отсутствие страховки или неправильное ее применение, частое применение максимальных нагрузок.
К травмам также может привести недостаточное материально-техническое оснащение занятий, плохое снаряжение (ненадежное крепление спортивного оборудования и инвентаря, невыявленные дефекты спортивных снарядов, несоответствие их возрасту занимающихся, неправильно подобранная трасса и т. п., неудовлетворительное санитарно-гигиеническое состояние залов и площадок, отсутствие медицинского контроля.
Причинами травм могут стать допуск к занятиям воспитанников или учащихся без прохождения врачебного осмотра, невыполнение врачебных рекомендаций по срокам возобновления занятий после заболеваний или травм, по ограничению интенсивности нагрузок.
Существуют и внутренние факторы, вызывающие спортивные травмы: состояние утомления, переутомления, хронические очаги инфекций, индивидуальные особенности организма, перерывы в занятиях.
Подводя итог причинам травматизма, можно выделить следующие группы:
Причины методического характера:
• неправильная организация и методика проведения учебно-тренировочных занятий;
• выполнение сложных, незнакомых упражнений;
• занятия без разминки или недостаточная разминка;
• отсутствие сосредоточенности и внимания у занимающихся.
Причины организационного характера:
• отсутствие должной квалификации у преподавателя;
• проведение занятий без преподавателя;
• нарушение правил содержания мест занятий и условий безопасности;
• неудовлетворительная воспитательная работа с обучаемыми;
• нарушение правил врачебного контроля;
• неблагоприятные метеорологические условия при проведении занятий или соревнований.
Зная причины возникновения повреждений и травматизма на занятиях физкультурой и спортом, необходимо разработать меры по их предупреждению.
Меры безопасности на занятиях физкультурой и спортом.
Предупреждение травматизма основано на принципах профилактики повреждений на занятиях физкультурой и спортом.
Общие требования безопасности.
Настоящие требования являются обязательными для преподавателей и обучаемых при организации и проведении занятий по физической культуре и спорту.
Преподаватель по физической культуре несет ответственность за сохранение жизни и здоровья обучающихся.
Преподаватель по физической культуре должен:
— проходить курсы по охране труда не реже 1 раза в пять лет;
— принимать участие в испытании гимнастических снарядов и оборудования;
— вносить предложения по улучшению условий проведения образовательного процесса;
— организовывать изучение воспитанниками правил безопасности на занятиях по физической культуре.
Преподаватель должен знать:
— подготовленность и функциональные возможности каждого воспитанника;
— медицинскую группу, к которой отнесены воспитанники по результатам медосмотра;
— воспитанников, освобожденных врачом от физических занятий после болезни;
Требования безопасности перед началом проведения занятий.
Преподаватель по физической культуре должен:
— проветрить спортивный зал, проверить исправность и надежность установки и крепления спортивного инвентаря и оборудования, провести тщательный осмотр места проведения занятий;
— при недостаточном естественном освещении включить осветительные приборы;
— убедиться, что все воспитанники переоделись в спортивную форму;
— обеспечить безопасное проведение образовательного процесса;
— проверить готовность воспитанников к занятию и сделать опрос о состоянии здоровья.
Требования безопасности во время проведения занятий.
Преподаватель по физической культуре должен:
— соблюдать принцип доступности, последовательности при обучении воспитанников, индивидуально подбирать упражнения и физическую нагрузку;
— снизить нагрузку при появлении у обучаемых признаков утомления;
— обеспечить страховку при выполнении сложных технических элементов;
— следить за соблюдением обучаемыми инструкций, правил поведения на занятиях, точного выполнения команд преподавателя, принимать решения об отстранении воспитанников от участия в образовательном процессе при грубом и систематическом нарушении правил безопасности на занятиях по физической культуре;
— выполнять правила по охране труда, технике безопасности, соблюдать санитарно-гигиенические нормы.
Требования безопасности в аварийных ситуациях.
Преподаватель по физической культуре должен:
— при жалобе на недомогание или плохое самочувствие немедленно направить воспитанника к врачу;
— в случае получения воспитанником травмы принять меры по предотвращению воздействия травмирующих факторов на потерпевшего, оказать первую помощь пострадавшему, если требуется, направить его в ближайшее медицинское учреждение, доложить об этом заведующему детским садом, обеспечить до начала расследования сохранность обстановки, если это не приведет к аварии или травмированию других людей.
— при возникновении неисправности в работе спортивного оборудования или его поломки прекратить занятия, сообщить об этом администрации. Занятия продолжить только после устранения неисправности.
— при возникновении пожара срочно эвакуировать детей из физкультурного зала, доложить о пожаре администрации детского сада, в пожарную охрану и приступить к тушению очага возгорания с помощью первичных средств пожаротушения (при отсутствии опасности для жизни и здоровья людей).
Требования безопасности по окончании занятий.
— организованно вывести воспитанников с места проведения занятий;
— проветрить физкультурный зал, закрыть окна, форточки;
— привести в порядок рабочее место, убрать физкультурный инвентарь в отведенное для него место.
— выключить электроосвещение, электроаппаратуру, закрыть помещение;
— обо всех недостатках, отмеченных во время работы, сообщить администрации.
Профессиональные компетенции учителя по физической культуре Профессиональные компетенции учителя по физической культуре. Основная цель современного образования – соответствие актуальным и перспективным.
Фотоотчет «Инструктор по физической культуре в ДОУ» Наталья Николаевна Бойко, работает инструктором по физической культуре в МАДОУ «Волшебница». Больше двадцати пяти лет она приходит в любимый.
Мастер-класс по физической культуре Новшество в работе. В конце месяца в детском саду, инструктор по физической культуре Кардашова И. А. провела мастер – класс гимнастики «Хатха.
Методическая мастерская «Организация интегрированной деятельности на занятиях физической культурой» По словам Ивана Бунина, человека делают счастливым три вещи: любовь, интересная работа и возможность путешествовать. А для инструкторов.
Нетрадиционные формы работы с детьми на занятиях по физической культуре — игры-путешествия В декабре на базе МБДОУ «Детский сад N 11» (г. Сасово, Рязанская область) в рамках работы городского ресурсного центра «Движение — это.
Отчет по самообразованию «Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях по физической культуре» Отчет по теме самообразования «Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях физической культуры» за 2016-2018 год Цели:.
Портфолио инструктора по физической культуре «Единственная красота, которую я знаю, -это здоровье» Генрих Гейне, немецкий поэт Бойко Светлана Владимировна Год рождения: 18 октября.
Портфолио инструктора по физической культуре Инструктор по физической культуре 1. Ф. И. О. Зыкова Любовь Васильевна 2. Дата рождения: 23 мая 1959 г. 3. Образование: среднее специальное.
Рабочая программа по физической культуре в 3 классе Пояснительная записка Рабочая программа предмета «Физическая культура» для 3 класса разработана на основе Примерной программы для образовательных.
Эссе «Я — педагог-инструктор по физической культуре» «Движение – первичный стимул ума ребенка». Н. М. Амосов. Я, Бойко Светлана Владимировна, работаю в МБДОУ «Раздольненский детский сад №5.
Источник
Какие травмы чаще всего получают люди при занятиях спортом и как их лечат?
От 23 700 рублей
Бесконтрольные занятия любым видом спорта, особенно с использованием спортивных снарядов, могут привести к травмам, зачастую с тяжелыми последствиями.
В этой статье врачи «ЕвроМед клиники»: травматолог-ортопед, остеоонколог Дмитрий Олегович САГДЕЕВ и травматолог-ортопед, кандидат медицинских наук Ольга Николаевна ЛЕОНОВА, отвечают на самые частые вопросы, связанные с травмами и их лечением.
Повреждение мениска
Самые частые травмы, возникающие при беге, игровых видах спорта (футбол, волейбол, баскетбол и пр.), горнолыжном спорте, – повреждения связочно-капсулярного аппарата коленного сустава, в том числе разрыв мениска.
Самым информативным методом исследования при повреждении связочно-капсулярного аппарата является магнитно-резонансная томография. При проведении МРТ-обследования определяется степень повреждения внутрисуставных структур, по результатам которого, в совокупности с клиническими проявлениями (болевой синдром, который не купируется консервативно, блоки в суставах и т.д.), принимается решение о хирургическом лечении – резекции поврежденной части мениска либо, если это возможно, его сшивании. Операция проводится артроскопическим методом, который является наиболее предпочтительным при данном виде патологии, поскольку выполняется минимально инвазивными доступами, что значительно уменьшает оперативную травматизацию и сокращает последующий период реабилитации.
В послеоперационном периоде для быстрейшего выздоровления и восстановления функции конечности используются различные методики реабилитации: физиотерапия, лечебная физкультура, при необходимости внутрисуставное введение протезов синовиальной жидкости. На весь период лечения и реабилитации выдается лист нетрудоспособности.
После окончания восстановительного лечения пациент может возвращаться к привычному активному образу жизни и занятиям спортом. Но важно понимать, что проведенная операция не защищает от повторных повреждений суставов, то есть если продолжать занятия спортом в том же духе — с нарушениями техники безопасности, без контроля со стороны тренера — это может привести к повторному хирургическому вмешательству. Риск этого не увеличивается после операции, но и не уменьшается.
Травма передней или задней крестообразной связки коленного сустава
Другое частое повреждение в коленном суставе – это повреждение передней или задней крестообразной связки. Чаще всего к повреждению задней крестообразной связки приводит сильный удар по голени спереди, например, во время занятия спортом или при автомобильной аварии. Как правило, разрыв связки сопровождается болью, ограниченностью движения, отеком колена за счет скопления крови в суставе. Чем раньше вы обратитесь за врачебной помощью, тем проще диагностировать это состояние и оценить степень тяжести травмы.
Передняя крестообразная связка чаще повреждается при скручивании в коленном суставе при фиксированной голени. Выраженного болевого синдрома при разрыве передней крестообразной связки может и не быть, о травме сообщают такие симптомы, как отек сустава и его нестабильность.
При легких степенях повреждения передней или задней крестообразной связки травматолог может предложить консервативное лечение, более серьезные степени повреждения связок лечатся оперативным путем – также артроскопическим методом.
Переломы с осложнениями
В стационаре нашей клиники проводится хирургическое лечение при любых повреждениях костного скелета (переломы костей). Хирургическое лечение при переломах требуется в тех случаях, когда не удается устранить смещение костных фрагментов закрытым способом или при возникновении вторичного смещения костных отломков в гипсовой повязке. При оперативном вмешательстве выбирается один из методов фиксации этих фрагментов с применением современных технологий — накостный или интрамедуллярный остеосинтез.
В современной травматологии используются различные фиксирующие материалы: спицы, пластины, стержни, винты, пины, сетки. Также мы активно используем для фиксации имплантаты из биодеградируемых материалов — они полностью перестраиваются в кости по истечении определенного периода времени, соответственно, не требуется повторная операция для их извлечения.
Какие причины приводят к осложнениям во время лечения переломов?
Есть несколько причин, приводящих к осложнениям: человек не сразу обратился к врачу, нарушал ортопедический режим (была недостаточная фиксация вследствие нарушения гипсовой повязки), пропускал посещения врача и пр.
Позднее обращение к врачу. Бывает, что человек обращается к травматологу не сразу после травмы, а спустя несколько дней – за это время уже произошло смещение костных фрагментов.
Несостоятельность гипсовой повязки. Это обычно происходит, когда пациент нарушает рекомендованный режим посещения врача, неправильно ухаживает за гипсовой повязкой. Есть распространенное заблуждение, что незачем регулярно посещать травматолога, ведь гипс все равно снимут не раньше, чем через 3-4 недели. Это не так. Во время приема врач контролирует состояние гипсовой повязки, состояние конечности, наличие отека. Допустим, наложили гипсовую повязку, постепенно отек спал, конечность в повязке стала подвижной, костные фрагменты сместились. Боли это не вызывает, а после снятия гипса становится видно, что кости срослись неровно, ось нарушена. Это мало того, что выглядит некрасиво, но главное – нарушается функция конечности и в разы возрастает опасность вторичного перелома. Это связано с тем, что нарушена вся биомеханика, смещается нагрузочная ось, изменяется вектор нагрузки на конечность. И высок риск, что кость снова сломается — на вершине дуги искривления.
Для того чтобы этого избежать, врач назначает повторные приемы и – при необходимости – контрольные рентгеновские снимки.
На свежий перелом накладывается гипсовая повязка, и обязательно назначается осмотр на следующий день, потому что за сутки может нарасти отек, в связи с чем произойдет сдавление конечности в повязке. Это приводит к нарушению циркуляции крови, и может иметь серьезные последствия — вплоть до ампутации конечности.
Именно поэтому осмотр на следующий день после наложения гипсовой повязки строго обязателен!
Если имеется опасность вторичного смещения фрагментов, врач назначит отсроченный рентгеновский снимок через 5–7 дней после наложения гипсовой повязки. Если по результатам контроля видно, что вторичного смещения не произошло, отека нет, повязку укрепляют: из лонгетной переводят в циркулярную. Если сохраняется опасность вторичного смещения, может быть назначен дополнительный рентгеновский снимок.
Можно ли давать хотя бы небольшую нагрузку на сломанную конечность?
Сам смысл иммобилизации заключается в том, чтобы максимально защитить от любой нагрузки поврежденную конечность. Поэтому, разумеется, ответ – нет, сломанную конечность надо максимально беречь до полного заживления.
Бывают редкие случаи, когда можно давать дозированную нагрузку на конечность, но это только под контролем и по рекомендации вашего лечащего врача! Такое бывает при слабо срастающихся или консолидированных переломах (сросшийся перелом, где уже образовалась костная мозоль). Для этого накладывается так называемая функциональная повязка, она имеет специальную конфигурацию, с которой можно давать нагрузку. В общем, если врач не рекомендовал – никакой нагрузки!
Чем опасны недолеченные травмы?
Встречаются случаи, когда пациенты не доводят лечение до конца. Вроде бы, время прошло, болеть перестало, и человек перестает посещать врача или игнорирует болевой синдром, надеясь, что само пройдет. Чем это грозит в дальнейшем? Ответ очевиден – развитием посттравматических осложнений.
Например, недолеченный компрессионный перелом позвоночника – это нарушение структуры позвонка — приводит к отдаленным последствиям в плане здоровья, самое частое — развитие посттравматического остеохондроза. В отличие от обычного остеохондроза посттравматический развивается довольно быстро, болевой синдром будет выражен значительно сильнее. Качество жизни страдает, такое состояние может привести к полной потере трудоспособности.
Если игнорировать повреждение мениска, это приведет к развитию раннего артроза. Впоследствии — к нарушению функции сустава. Важно понимать, что, если мениск начал беспокоить, значит, там есть выраженные повреждения. Он начинает повреждать суставной хрящ, который не восстанавливается. Хрящевая ткань замещается грубоволокнистой соединительной тканью, которая не обладает необходимыми свойствами, нет гладкости поверхности, это приводит к тугоподвижности сустава, и постепенно спровоцирует развитие тяжелого артроза и потерю функции сустава.
Правда ли, что у детей переломы заживают быстрее, чем у взрослых?
Да, это так. У детей активнее обменные процессы, организм растет. Есть даже в детской травматологии такое понятие, как «допустимое смещение» — небольшое угловое смещение либо смещение по ширине костного фрагмента, которое в процессе консолидации (срастания) перелома уходит, и ось конечности полностью восстанавливается. Сроки иммобилизации у детей меньше.
В условиях нашей клиники мы можем контролировать лечение пациента от момента оказания первой помощи как при неосложненной травме, так и при травмах, требующих хирургического вмешательства на достаточно сложном уровне, до его полного восстановления. У нас есть условия для проведения физиотерапевтических процедур, лечебной физкультуры, массажа. Комплекс реабилитационных мероприятий (физиотерапия, массаж, ЛФК) позволяет сократить период реабилитации в несколько раз.
Источник