Формы и содержание самостоятельных занятий
После определения цели подбираются направление использования средств физической культуры, а также формы самостоятельных занятий физическими упражнениями.
Конкретные направления и организационные формы использования самостоятельных занятий зависят от пола, возраста, состояния здоровья, уровня физической и спортивной подготовленности студентов. Можно выделить гигиеническое, оздоровительно-рекреативное (рекреация — восстановление), общеподготовительное, спортивное, профессионально-прикладное и лечебное направления. Формы самостоятельных занятий физическими упражнениями определяются их целями и задачами.
Существует три формы самостоятельных занятий:
В комплексы утреней гигиенической гимнастики следует включать упражнения для всех групп мышц, упражнения на гибкость и дыхательные упражнения. Можно включать упражнения со скакалкой, эспандером и резиновым жгутом, с мячом (элементы игры в волейбол, баскетбол, футбол с небольшой нагрузкой). Не рекомендуется выполнять упражнения статического характера, со значительными отягощениями, на выносливость (например, длительный бег до утомления).
При составлении комплексов и их выполнении рекомендуется физическую нагрузку, на организм повышать постепенно, с максимумом в середине и во второй половине комплекса.
К окончанию выполнения комплекса упражнений нагрузка снижается и организм приводится в сравнительно спокойное состояние.
Увеличение и уменьшение нагрузки должно быть волнообразным. Каждое упражнение следует начинать в медленном темпе и с небольшой амплитудой движений и постепенно увеличивать ее до средних величин.
Между сериями из 2-3 упражнений (а при силовых – после каждого) выполняется упражнение на расслабление или медленный бег (20-30 с).
Дозировка физических упражнений, т.е. увеличение или уменьшение их интенсивности и объема, обеспечивается:
– изменением исходных положений;
– изменением амплитуды движений;
– ускорением или замедлением темпа;
– увеличением или уменьшением числа повторений упражнений;
– включением в работу большего или меньшего числа мышечных групп;
– увеличением или сокращением пауз для отдыха.
Утренняя гигиеническая гимнастика должна сочетаться с самомассажем основных мышечных групп ног, туловища и рук (5-7 мин) и закаливанием организма (водные процедуры).
Упражнения в течение дня выполняются в перерывах между учебными или самостоятельными занятиями. Такие упражнения предупреждают наступающее утомление, способствуют поддержанию высокой работоспособности в течение длительного времени без перенапряжения. Выполнение физических упражнений в течение 10-15 мин через каждые 1-1,5 ч работы оказывает вдвое больший стимулирующий эффект на улучшение работоспособности, чем пассивный отдых в два раза большей продолжительности.
Физические упражнения нужно проводить в хорошо проветренных помещениях. Очень полезно выполнять упражнения на открытом воздухе.
Самостоятельные тренировочные занятия можно проводить индивидуально или в группе из 3-5 человек и более. Групповая тренировка более эффективна, чем индивидуальная. Заниматься рекомендуется 2-7 раз в неделю по 1- 1,5 ч.
Заниматься менее 2 раз в неделю нецелесообразно, так как это не способствует повышению уровня тренированности организма. Лучшее время для тренировок – вторая половина дня, через 2-3 ч после обеда. Можно тренироваться и в другое время, но не раньше чем через 2 ч после приема пищи и не позднее чем за час до приема пищи или до отхода ко сну. Не рекомендуется тренироваться утром сразу после сна натощак (в это время необходимо выполнять гигиеническую гимнастику).
Тренировочные занятия должны носить комплексный характер, т.е. способствовать развитию всего множества физических качеств, а также укреплять здоровье и повышать общую работоспособность организма. Специализированный характер занятий, т.е. занятия избранным видом спорта, допускается только для квалифицированных спортсменов.
Каждое самостоятельное тренировочное занятие должно состоять из трех частей, подготовительной, основной и заключительной части.
Подготовительная часть или разминка может быть общей и специальной. Физиологический эффект разминки объясняется тем, что вегетативные органы и системы человека обладают определенной инертностью и не сразу начинают действовать на том функциональном уровне, который требуется для качественного обеспечения двигательной деятельности. Сущность разминки заключается в повышении подвижности вегетативных органов и систем человека и возбудимости нервных процессов. Предварительная мышечная работа способствует ускорению физико-химических процессов обмена веществ в самой скелетной мускулатуре, что отражается на повышении внутренней температуры, облегчающей химические реакции.
Усиливается деятельность дыхательной системы – увеличивается легочная вентиляция и газообмен, повышается деятельность системы кровообращения, усиливается обмен веществ в мышцах опорно-двигательного аппарата. Кроме того, положительный эффект разминки выражается в снижении риска травматизма, повышении эластичности связок и сухожилий.
Задача общей разминки (10-15 мин) – активизировать (разогреть) мышцы опорно-двигательного аппарата и функции основных систем организма, тесно связанных с физической нагрузкой, особенно сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Обычно для этого применяется ходьба, медленный бег и гимнастические упражнения для всех основных групп мышц. Комплекс гимнастических упражнений начинается с «разогрева» верхний части тела и заканчивается – нижней:
· наклоны, повороты, круговые вращения головы;
· сгибания, разгибания круговые движения, последовательно выполняемые кистями рук, локтевыми и плечевыми суставами;
· наклоны, повороты, круговые вращения туловища;
· маховые движения ногами, приседания, выпады.
Каждое упражнения выполняются медленно с постепенным нарастанием темпа.
Специальная разминка готовит организм к конкретным заданиям основной части занятия, когда выполняются специально-подготовительные упражнения, сходные по координации движений и физической нагрузке с предстоящими двигательными действиями в основной части занятия. Продолжительность подготовительной части от 15 до 30 мин (зависит от подготовленности занимающихся и характера предстоящего задания).
Желательно учитывать темп и ритм предстоящей работы.
В основной части осуществляется тренировка и развитие физических и волевых качеств, изучается спортивная техника и тактика.
Основная часть занятий бывает простой и сложной. Простая характеризуется однотипной деятельностью (например, кроссовый бег на 3000-5000 м, двусторонняя игра в баскетбол, футбол). В сложной части применяются разнородные упражнения, требующие иногда дополнительной специальной разминки (например, при переходе от прыжков к силовым упражнениям).
Основная трудность при проведении сложной основной части занятий заключается в том, чтобы определить порядок выполнения разнородных упражнений. Рекомендуется в самом начале основной части разучивать технику физических упражнений большей координационной сложности. Тренировочные нагрузки для развития физических качеств целесообразно планировать в следующем порядке: упражнения на быстроту движений, затем на силу и в конце занятия на выносливость. Основная часть занимает в среднем 70% времени.
В заключительной части выполняются медленный бег и упражнения на расслабление, чтобы обеспечить постепенное снижение тренировочной нагрузки и приведение организма в сравнительно спокойное состояние.
Наиболее доступными и полезными средствами физической тренировки являются бег и ходьба, плавание, ходьба и бег на лыжах, езда на велосипеде, ритмическая гимнастика, атлетическая гимнастика, занятия на тренажерах.
При планировании самостоятельного занятия необходимо правильно рассчитывать нагрузку, которая зависит от степени подготовленности занимающегося(физическая нагрузка) – это определенная мера их влияния на организм занимающихся, а также степень преодолеваемых при этом субъективных и объективных трудностей. Два разных по уровню физической подготовленности студента выполняя одинаковую мышечную работу, получают разную по величине нагрузку. Т.О. нагрузка – это не сама работа, а ее следствие.
Одним из показателей соответствия нагрузки уровню подготовленности человека являются внешние признаки утомления (табл.)
Источник
Формы самостоятельных занятий
Формы, средства, содержание и структура самостоятельных занятий
Формы самостоятельных занятий
После определения цели подбираются формы самостоятельных занятий физическими упражнениями. Можно выделить ряд конкретных направлений самостоятельных занятий, это: гигиеническое, оздоровительно-рекреационное, общеподготовительное, спортивное, профессионально-прикладное и лечебное.
Существуют четыре формы самостоятельных занятий: утренняя гигиеническая гимнастика, упражнения в течение рабочего дня, самостоятельные тренировочные занятия физическими упражнениями и спортом, попутная физическая тренировка.
Утренняя гигиеническая гимнастика(зарядка) ускоряет приведение организма в работоспособное состояние, усиливает ток крови и лимфы во всех частях тела и учащает дыхание, активизирует обмен веществ, улучшает деятельность пищеварительных органов, способствует более продуктивной деятельности коры головного мозга, развитию физических качеств, особенно таких, как сила, гибкость, ловкость. Кроме того, во время утренней гимнастики можно осваивать технику многих спортивных упражнений.
При проведении утренней гимнастики следует соблюдать определенные гигиенические правила: по возможности зарядку проводить круглый год на открытом воздухе, при выполнении ее в помещении необходимо хорошо проветрить комнату, комплекс упражнений следует выполнять в легкой спортивной одежде (трусах и майке).
Эффективность утренней гимнастики зависит от подбора упражнений, дозировки нагрузок и интенсивности выполнения упражнений. В комплексы утренней гимнастики следует включать 12-16 упражнений для всех групп мышц, упражнения на гибкость и дыхательные упражнения. Можно включать упражнения со скакалкой, эспандером и резиновым бинтом, с гантелями. Каждое упражнение следует начинать в медленном темпе и с небольшой амплитудой движений и постепенно увеличивать её до средних величин. Между сериями из
2-3 упражнений (а при силовых – после каждого) выполняется упражнение на расслабление мышц или медленный бег (20-30 с.). Упражнения, как и вся зарядка, не должны вызывать утомления.
При выполнении утренней гимнастики рекомендуется придерживаться следующей последовательности выполнения упражнений:
• медленный бег, ходьба (2-3 минуты);
• упражнение типа «потягивание» с глубоким дыханием;
• упражнения на гибкость и подвижность для рук, шеи, туловища и ног;
• силовые упражнения без отягощений или с небольшими отягощениями для рук, туловища и ног; различные наклоны (стоя, сидя, лежа);
• приседания на одной и двух ногах; легкие прыжки или подскоки;
• медленный бег и ходьба (2-3 минуты);
• упражнения на расслабление мышц в сочетании с глубоким дыханием.
При подборе комплексов УФЗ для женщин необходимо учитывать их физиологические особенности и в зарядку в обязательном порядке включать упражнения, способствующие укрепления мышц брюшного пресса и таза, а также упражнения развивающие гибкость.
Дозировка физических упражнений, т.е. увеличение или уменьшение их интенсивности и объёма, обеспечивается: изменением исходных положений; изменением амплитуды движений; ускорением или замедлением темпа; увеличением или уменьшением числа повторений упражнений; увеличением или сокращением пауз для отдыха и т.д.
Регулярная утренняя гимнастика – это первый шаг к здоровью, один из факторов самовоспитания волевых качеств, самодисциплины. Приучил себя к ежедневной зарядке, значит, тебе посильны и другие формы самостоятельных занятий.
Упражнения в течение рабочего (учебного) дня(физкультпаузы) выполняются в перерывах в течение 10-15 мин через каждые 1-1,5 ч работы. Содержание и методика выполнения этих упражнений сходны с упражнениями утренней гимнастики. Помимо обычных упражнений, входящих в комплекс утренней гимнастики, в физкультпаузу для менеджеров целесообразно включать комплекс упражнений в положении сидя, дыхательные упражнения и упражнения для глаз. Они способствуют активизации нервной системы и повышению тонуса, снижают усталость, улучшают мозговое кровообращение.
Самостоятельные тренировочные занятия. Их можно проводить индивидуально или в группе из 2-5 человек и более. Групповая тренировка более эффективна, чем индивидуальная. Заниматься рекомендуется 2-7 раза в неделю
1-1,5 часа. Заниматься менее 2-х раз в неделю не целесообразно, так как это не способствует повышению уровня тренированности организма. Лучшим временем для тренировок является вторая половина дня, через 2-3 часа после обеда. Можно тренироваться и в другое время, но не раньше, чем через 2 часа после приема пищи и не позднее, чем за час до приема пищи или до отхода ко сну.
Попутная физическая тренировка.Она проводится в такие периоды повседневной жизни (например, при следовании на работу или учёбу), когда затруднительно проводить занятия в других формах. В попутную тренировку включается темповая или спокойная ходьба, передвижение по лестницам (вверх или вниз) и т.д. Здесь главное темп, характер и время выполнения трудовых физических действий (упражнений).
Средства, содержание и структура самостоятельных тренировочных занятий
Основными средствами самостоятельных занятий являются физические упражнения различной направленности, вспомогательными — оздоровительные силы природы и гигиенические факторы. Наиболее доступные из физических упражнений – это различные виды ходьбы и бега, плавание, ходьба и бег на лыжах, ритмическая и атлетическая гимнастика, спортивные и подвижные игры, туристические походы.
Подбор средств определяется целенаправленностью этих занятий, индивидуальным уровнем здоровья и физической подготовленности, наличием свободного времени, которое может быть использовано именно для самостоятельных занятий физическими упражнениями.
Содержание самостоятельных занятий (какие упражнения включать, их количество, дозировка и т.д.) опирается на их конкретную направленность (гигиеническая, оздоровительно-рекреационная, общеподготовительная, спортивная, профессионально-прикладная и лечебная.)
Каждое самостоятельное тренировочное занятие состоит из трех частей: подготовительной, основной и заключительной.
Подготовительная часть занятия (разминка) делится на две части – общеразвивающую и специальную.
Общеразвивающая часть состоит из ходьбы (2-3 мин.), медленного бега (женщины — 6-8 мин, мужчины -8-12 мин), общеразвивающих гимнастических упражнений на все группы мышц.
Специальная часть разминки преследует цель подготовить к основной части занятий те или иные мышечные группы и костно-связочный аппарат и обеспечить нервно-координационную и психологическую настройку организма на предстоящее выполнение упражнений в основной части занятия. В специальной части разминки выполняются отдельные элементы основных упражнений и специально-подготовительные упражнения.
В основной части изучается спортивная техника и тактика, осуществляется развитие и тренировка физических (быстрота, сила, выносливость, ловкость), психических и волевых качеств. Рекомендуется следующая частота повторений по дням для развития основных физических качеств за недельный цикл самостоятельных тренировочных занятий: гибкость, общая выносливость, сила мелких групп мышц – ежедневно; сила мышц – через день; специальная выносливость при высоких нагрузках – три дня в неделю; показ высших возможностей в соревновательном периоде – не более двух раз в неделю; для поддержания уровня быстроты, скоростно-силовых качеств – два раза в неделю; прыжковые упражнения без отягощений ежедневно; с отягощением – через день, то же с упражнениями на быстроту и гибкость.
В заключительной части выполняются медленный бег (3-8 мин), переходящий в ходьбу (2-6 мин.), и упражнения на расслабление мышц в сочетании с глубоким дыханием, которые обеспечивают постепенное снижение тренировочной нагрузки и приведение организма в сравнительно спокойное состояние.
При проведении самостоятельных тренировочных занятий продолжительностью 60 или 90 мин можно ориентироваться на следующее распределение времени по частям занятий: подготовительная часть — 15-20 (25-30) мин, основная 30-40 (45-55) мин, заключительная 5-10 (5-15) мин.
Планирование и управление самостоятельными занятиями.
Учёт проделанной работы
Планирование самостоятельных занятий физическими упражнениями направлено на достижение единой цели, которая стоит перед всеми — сохранение хорошего здоровья, поддержание высоко уровня физической и умственной работоспособности.
Планирование самостоятельных занятий в зависимости от состояния здоровья, исходного уровня физической и спортивно-технической подготовленности целесообразно разрабатывать на месяц. Главное – это систематичность, т.е. постоянство и регулярность проведения самостоятельных тренировочных занятий.
Выбор количества занятий в неделю зависит от цели самостоятельных занятий: чтобы поддержать физическое состояние на достигнутом уровне необходимо тренироваться не менее 2-х раз в неделю. Чтобы его повысить –
3 раза в неделю, а для достижения заметных спортивных результатов 4-5 раз в неделю.
Управление самостоятельными занятиями. Управление процессом самостоятельных занятий осуществляется методом самоконтроля занимающихся за динамикой показателей состояния здоровья, физической и спортивной подготовленности. По результатам самоконтроля вносятся нужные поправки в тренировочный процесс (по объёму, интенсивности и т.д.).
Учёт проделанной работы позволяет анализировать ход тренировочного процесса, вносить коррективы в планы тренировок. Рекомендуется проводить предварительный, текущий и итоговый контроль с записью данных в личный дневник самоконтроля.
Цель предварительного учета — зафиксировать данные исходного уровня подготовленности и тренированности занимающихся. Эти данные должен иметь каждый приступающий к занятиям для составления плана тренировочных занятий с учетом индивидуального уровня физической подготовленности.
Текущий учет позволяет анализировать показатели тренировочных занятий. Анализируется: количество проведенных тренировок в неделю, в месяц, год; выполненный объем и интенсивность тренировочной работы, результаты участия в соревнованиях и выполнения обязательных упражнений-тестов. Анализ показателей текущего учета позволяет проверить правильность хода тренировочного процесса и вносить необходимые поправки в планы тренировочных занятий.
Итоговый учет осуществляется в конце месяца или в конце цикла тренировочных занятий.
Источник