- Основные физические качества занимающихся художественной гимнастикой
- Особенности физического развития юных спортсменок в художественной гимнастике
- Библиографическое описание:
- Что дает художественная гимнастика девочке
- Что развивает художественная гимнастика
- Природные данные для занятий
- Сохранение легкости и питание
- Одежда и экипировка
- Предметы для тренировок
- Как проходят тренировки
- Возрастные группы
- Спортивная карьера и ее завершение
- Получение разрядов
- Минусы
- Травматичность
- Завышенные требования
- Заключение
Основные физические качества занимающихся художественной гимнастикой
К.п.н., Жуманова А.С.
Казахская академия спорта и туризма, Казахстан
Структура специальных физических качеств в художественной гимнастике
Прогрессирующее усложнение соревновательных программ художественной гимнастики предъявляет высокие требования к уровню проявления специальных физических качеств, необходимых для успешного освоения и качественного выполнения упражнений с предметами. Более того, от уровня развития физических качеств зависит уровень спортивного мастерства, а значит и успешное выступление на соревнованиях. Однако изучение данных литературы о выявлении структуры физической подготовки гимнасток показало, что требования к уровню развития физических качеств у разных авторов неодинаковы [1, 2]. К тому же эти исследования проводились уже давно, поэтому есть необходимость установить повлияли ли современные тенденции развития художественной гимнастики на структуру различных физических качеств занимающихся.
В связи с этим были поставлены следующие задачи:
1. Определить факторы, оказывающие наибольшее влияние на соревновательный результат гимнасток.
2. Выявить весомость отдельных физических каче ств дл я оценки уровня физической подготовки гимнасток.
Методы исследований: анализ научно-методической литературы, педагогические наблюдения, анкетный опрос тренеров-экспертов, статистическая обработка материалов исследований.
Результаты и их обсуждение. Анкетный опрос 22 высококвалифицированных тренера по художественной гимнастике Республики Казахстан показал, что наибольшее влияние на достижение высокого спортивного результата в соревнованиях по художественной гимнастике оказывают двигательно-координационные возможности спортсменок, а именно: уровень развития физических качеств, техническая и хореографическая подготовка. Далее по значимости идут психологические особенности: морально-волевые качества и свойства внимания; затем — элементы эстетики: оригинальность композиции, музыкальность, выразительность движений, морфологическая структура гимнастки и ее внешность; завершает список факторов четвертая группа — условия соревнований: их масштаб, порядковый номер выступления, влияние зрителей на выступление. Полученные результаты, в общем, не противоречат данным литературы [1].
Ранжирование физических качеств, репрезентирующих моторику художественных гимнасток, в соответствующие группы (ведущие, чрезвычайно важные, характерные и вспомогательные) показало, что тренеры из 15 предложенных 13 и 14 качеств отнесли соответственно к группам ведущих и чрезвычайно важных, что говорит о необходимости развития практически всего спектра физических качеств в художественной гимнастике. Однако на практике в силу своей индивидуальности не все гимнастки, даже высокого класса, обладают высоким уровнем развития всех качеств, поэтому им приходится компенсировать недостающие качества. Это указывает на необходимость индивидуальной коррекции при развитии отдельных физических качеств.
Интересен результат сравнительного анализа весомости первых девяти физических качеств (в нашем случае это качества, отнесенные к группе ведущих и чрезвычайно важных) разных авторов, представленный в таблице №1.
Таблица №1 – Сравнительный анализ весомости отдельных физических качеств у различных авторов.
Источник
Особенности физического развития юных спортсменок в художественной гимнастике
Рубрика: Физическая культура и спорт
Дата публикации: 08.03.2017 2017-03-08
Статья просмотрена: 2793 раза
Библиографическое описание:
Жуманова, А. С. Особенности физического развития юных спортсменок в художественной гимнастике / А. С. Жуманова, В. Н. Авсиевич, Т. М. Омашева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 10 (144). — С. 385-388. — URL: https://moluch.ru/archive/144/40330/ (дата обращения: 01.10.2021).
В статье представлены результаты исследований динамики физического развития и основных показателей уровня здоровья гимнасток 7–13 лет различных регионов Казахстана.
Ключевые слова: физическое развитие, уровень здоровья, юные гимнастки
Двигательные способности детей зависят от морфологических, физиологических и психомоторных характеристик [1, с. 31]. К морфологическим факторам в гимнастике относят внешние данные, массу и длину тела ребенка, а также силу и эластичность связок и сухожилий. Тренеру необходимо регистрировать изменения, происходящие в течение года у детей в возрастном диапазоне от 6 до 14 лет по таким показателям как средняя динамика длины тела ребенка относительно его возраста, гармоническое развитие всего тела; форма рук, ног и их пропорциональное соотношение [1, с. 33]. Знание этих характеристик способствует эффективности процесса подготовки, так как позволяет подбирать упражнения в соответствии с преимуществами и недостатками структуры тела для коррекции морфологических ограничений и уменьшения их воздействия.
Кроме того, к основным критериям одаренности в гимнастике относят кардио-респираторные возможности, уровень мышечной силы и выносливости относительно общей массы тела. Известно, что физиологические характеристики предопределены генетически, но в значительной мере подвержены изменениям под воздействием ранней тренировки [1, с. 17]. Поэтому одна из важных задач тренера — способствовать развитию физиологических характеристик юных гимнасток в наиболее раннем возрасте, чтобы дать им возможность достичь наивысшей степени совершенствования функциональных способностей, сохранив при этом уровень здоровья.
Цель исследования— определить динамику физического развития и основных показателей уровня здоровья гимнасток 7–13 лет различных регионов Казахстана.
Методы исследований. Медико-биологическое тестирование морфологических (длина и масса тела, жизненная емкость легких (ЖЕЛ), сила кистей рук) и функциональных (ЧСС, артериальное давление (АД) систолическое и диастолическое) показателей физического развития; методы математической статистики.
Уровень и гармоничность физического развития, функционального состояния системы кровообращения и дыхания оценивали по экспресс-методике Г. Л. Апанасенко [3, с. 118]. Вычисляли жизненный (ЖИ), силовой по силе правой и левой кисти рук (СИ) и кардиологический (КИ) индексы. Всего в исследовании приняло участие 310 перспективных юных гимнасток 7–13 лет шести регионов Казахстана.
Результаты исследований иих обсуждение. Анализ данных исследований оказал, что физическое развитие гимнасток 7–13 лет носит поступательный характер (таблица 1).
Средние данные морфологических показателей гимнасток 7–13 лет
Источник
Что дает художественная гимнастика девочке
Дети в художественной гимнастике получают гармоничное физическое, эстетические и эмоциональное развитие, учатся красоте, координации, гармонии. Спорт учит добиваться победы и бороться за результат.
Художественная гимнастика –спортивная дисциплина, родиной которой является Россия. Природная грациозность, красота наших девушек обеспечивают высочайшие спортивные и олимпийские достижения на протяжении длительного времени.
Одаренные девочки могут достигать олимпийских вершин. Для прочих девочек занятия художественной гимнастикой помогают лучше понять свое тело и научиться им управлять.
Что развивает художественная гимнастика
Качества, которые развивает художественная гимнастика у всех девочек без исключения, очень привлекательны. Это гибкость, грация, координация и точность движений, гордая посадка головы и обаятельная улыбка. Выступления под музыку способствуют развитию эстетической составляющей, хорошего вкуса и артистизма. Фигура «художниц» гармонична, с красивой линией плеч и хорошим мускульным скелетом. Несмотря на внешнюю хрупкость, девочки сильны, подвижны и выносливы.
Навыки самодисциплины, умение четко планировать и ценить свое время сохраняются на всю жизнь, как и красивая осанка.
Природные данные для занятий
Художественная гимнастика предполагает тонкость, легкость, прыгучесть, определенное соотношение пропорций тела. Набор девочек в спортивные группы начинается весной и заканчивается осенью. Предпочтение отдается гибким и стройным девочкам.
Проверка пропорций тела для маленьких детей 4-5 лет простая. Ноги должны быть длиннее остального тела. Колени и локти должны разгибаться полностью. Изгиб в обратную сторону допустим, но не приветствуется, поскольку увеличивает возможность травм при прыжках. Проверяется умение тянуть носочек, подвижность суставов и стоп, музыкальность, умение держать ритм.
Небольшая полнота в начале занятий не является препятствием для занятий в оздоровительной группе. При хороших природных данных, возможен переход в спортивную группу.
Здоровью спортсменок уделяется большое внимание. Обследования обязательны 2 раза в год. Нередко отмечаются случаи выправления сколиоза в результате занятий.
Сохранение легкости и питание
Диета для спортсменок должна включать в себя крупы, такие как греча, овсянка, рис, обязательны источники белка, мясо, молоко и овощи. Тренировки способствуют сохранению хорошей формы и стройности, отказ от сладостей и мучного для спортсменок вполне естественен. Гимнастика не требует такого истощения, как в балете, по причине отсутствия балетных поддержек и в силу того что спортивная карьера приходится на период роста и развития ребенка. Можно с уверенностью сказать, что именно художественная гимнастика предполагает гармоничное развитие.
Одежда и экипировка
Одежда для тренировок – это слитный купальник с высокими вырезами для ног с рукавами или без. Купальник может быть из современных эластичных материалов или из хлопка (для начинающих), как простой хореографический. Требования к цвету тренировочного купальника устанавливаются в разных тренировочных школах разные. В любительских группах купальники могут быть разных цветов, для спортивных занятий, как правило, все купальники одного цвета. Черные, белые, синие. Под купальник, если температура в зале не высокая, надевают лосины или велосипедки. В ряде секций носят гетры для лучшего разогрева суставов. Обувь для занятий – получешки с нескользящей подошвой (желательно кожаные) и тренировочные носки.
Девочки в художественной гимнастике выступают в красивых ярких нарядах расшитых блестками, пайетками, бисером. Раньше это был только купальник, а сейчас это может быть и купальник с небольшой юбочкой, которая еще больше подчеркивает красоту и женственность гимнастки. Используются современные материалы, тянущиеся и способствующие правильному теплообмену.
Предметы для тренировок
Скакалка, мяч, булавы, лента, обруч. Качественные предметы для художественной гимнастики стоят дорого и приобретаются по мере обучения.
Как проходят тренировки
Младшая группа занимается 3-4 раза в неделю в спортивных секциях или 2-3 раза в неделю в оздоровительных группах. Тренировки продолжаются по 1.5 часа в спортивных группах и по часу в оздоровительных. Таким образом, сразу понятно, что будущие спортсменки занимаются 6 часов в неделю против 2 часов в неделю для оздоровительных групп. Интенсивность и продолжительность занятий спортсменок в 3 раза выше. При выборе режима тренировок необходимо учитывать этот фактор. Лучше начинать с оздоровительных групп, если только ребенка не отобрали в спортивную группу по природным параметрам.
Старшие группы занимаются 5-6 раз в день и добавляются занятия по хореографии. Продолжительность тренировок может быть до 5-6 часов в день.
Начало тренировки – разминка, укрепляющие упражнения, затем растяжка, прыжковая работа и отработка сложных элементов, упражнения на выносливость.
Тренировки проходят под музыку, т.к. все упражнения идут под музыкальное сопровождение. Гимнастки чередуют работу над отдельными элементами из упражнения и прохождение всего упражнения под музыку.
Координация движений — одно из ключевых понятий в художественной гимнастике и предмет работы на тренировках.
Для обязательных занятий хореографией музыка является важным элементом.
Тренировка, как правило, заканчивается ОФП.
Возрастные группы
- Младшая возрастная группа включает детей 4-7 лет.
- Средняя тренировочная группа объединяет девочек до 10 лет.
- Старшая спортивная группа – до 16 лет.
- Дальнейшее спортивное образование возможно в специализированных учебных заведениях.
Спортивная карьера и ее завершение
В командах и в сборных возраст выступлений формально не ограничен. Девушки могут выступать и перешагнув 20-летний рубеж. Срок завершения карьеры указывает тренер либо гимнастки сами принимают такое решение. В среднем, девушки выступают до 18-22 лет в гимнастике, затем могут продолжить карьеру в акробатике, танцах, начать тренерскую и преподавательскую работу при наличии диплома.
Получение разрядов
Для получения разрядов необходимо выполнить определенный для каждого разряда набор упражнений. Младшая группа получает юношеские разряды, средняя группа уже может претендовать на получение взрослых разрядов. В старшей возрастной группе девочки борются за звания кандидатов и мастеров спорта.
Минусы
Удивительно, но даже у такого прекрасного вида спорта, как художественная гимнастика, имеются минусы. Спорт это соревнования, серьезные эмоциональные нагрузки, возможность травм у спортсменов, выполняющих сложные элементы выше, не все дети имеют равные природные данные для художественной гимнастики.
Даже при занятиях с обычными данными в оздоровительной группе, без значимых побед, девочки приобретают изящество, превосходную осанку и неповторимую грацию.
Травматичность
Выполнение сложных упражнений без должной подготовки и растяжки, глубокие прогибы нередко приводят к растяжениям связок, вывихам, ушибам и даже переломам. Это спорт и небольшие травмы неизбежны, как преодоление и боли при растяжках. Задача родителей – наблюдать, чтобы преодоление не было чрезмерным и травматичным для психики ребенка. Для детей, которые начали занятия позднее, чем 8-9 лет характерны травмы позвоночника при неправильном режиме тренировок. Также могут быть проблемы с коленными суставами.
Завышенные требования
Не все дети одарены одинаково. Если тренер рассчитывает исключительно на высокие спортивные результаты, к детям могут предъявляться завышенные требования, как к одаренным детям – еще выше, еще гибче, еще изящнее, так и к девочкам, которые вряд ли взойдут на мировые пьедесталы. Чтобы избежать завышенных требований, выбирайте тренера тщательно в зависимости от природных возможностей ребенка.
Как и в балете, необходимый выверт стопы можно дотянуть, негнущиеся колени вытянуть. Необходимо понимать, что девочка с данными, дотянутыми до хороших, будет на вторых ролях. По ассоциации с балетом – можно стать балериной Большого театра, 4 лебедь слева, во 2 ряду.
Заключение
Художественная гимнастика – прекрасный вид спорта, выглядящий как грациозный танец, но требующий огромной подготовки, силы воли, выносливости и высокой работоспособности. Художественная гимнастика признана олимпийским видом спорта. Соревнования по художественной гимнастике смотрят миллионы людей. Эмоциональный накал на соревнованиях не слабее, чем на футбольных кубках, что требует от спортсменок выдающихся физических данных и эмоциональной устойчивости. Эти качества формируются в процессе занятий и тренировок.
Основная задача родителей научить ребенка работать и даже при недостаточных природных данных можно добиться высоких результатов.
Источник