Организация занятий по физической культуре в детском саду
Мария Дубровская
Организация занятий по физической культуре в детском саду
Дошкольное детство – это период, когда закладывается фундамент здоровья, физического развития и культуры движений. Растить детей здоровыми, сильными, эмоциональными – задача каждого дошкольного учреждения.
Полноценное решение задач физического воспитания детей достигается при комплексном применении всех форм организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми. Такими организационнымиформами работы являются:
– разные виды занятий по физической культуре;
– физкультурно-оздоровительная работа в режиме дня: утренняя гимнастика, подвижные игры и физические упражнения на прогулке, физкультминутки, упражнения после дневного сна, закаливающие мероприятия;
– самостоятельная двигательная деятельность детей;
– занятия в семье.
Традиционно считается, что физкультурное занятие – основная форма организованного, систематического обучения детей двигательным умениям и навыкам.
Основными целями и задачами занятия являются: формирование двигательных умений и навыков; развитие двигательных (физических) качеств и оптимальной двигательной активности; удовлетворение естественной биологической потребности в движении и тренировке организма с помощью специально-подобранных физических упражнениях, обеспечивающих оптимальные физические нагрузки; воспитание привычки и потребности систематически заниматься физическими упражнениями и разностороннее развитие дошкольников.
В детском саду есть специально оборудованный зал, занятия по физической культуре проводятся в нем. Физкультура проводиться, как с музыкальным сопровождением, так и без него.
Физкультурные занятия проводятся с детьми, начиная с 2-летнего возраста. Занятия проходят 3 раза в неделю. Спортивная форма на занятиях — это обязательное условие их проведения.
Длительность физкультурных занятий в младшей группе 3-4 года – 15 минут. Для занятий подбираются упражнения, разные по назначению, двигательному содержанию и физическим нагрузкам – основные движения; общеразвивающие (ОРУ, строевые и спортивные упражнения, а также подвижные игры.
В практике работы с дошкольниками принята форма занятия,состоящая из 3-х частей:
1. Вводная часть – должна обеспечить организацию детей, активизацию внимания, подготовку организма к выполнению более сложных упражнений.
2. Основная часть, в которой реализуется главные образовательные задачи, состоит из общеразвивающих упражнений (ОРУ, основных видов движений (или спортивных упражнений) и подвижной игры.
3. В заключительной части следует обеспечить переход от интенсивных движений к спокойным. С помощью подбора специальных упражнений педагог постепенно снижает нагрузки на организм и через 3-5 минут после окончания занятия приводит работу органов и систем в первоначальное состояние. Такими упражнениями являются малоподвижные игры, спокойная ходьба, упражнения на релаксацию.
Утренняя гимнастика – обязательная часть ежедневного режима ребенка в детском саду, в семье.Значение утреней гимнастики многообразно: она повышает жизнедеятельность организма, растормаживает нервную систему после сна, сокращает время перехода от сна к бодрствованию.
Утренняя гимнастика воспитывает у детей внимание, целеустремленность, способствует повышению умственной деятельности, вызывает эмоции и радостные ощущения.
Физкультминутки – кратковременные (1-2 мин) перерывы на занятиях для выполнения физических упражнений с целью предупреждения утомления, сохранения умственной работоспособности и профилактики нарушений осанки.
Подвижные игры – игры с преобладанием двигательной активности, самый доступный способ закрепления двигательных навыков и формирования физических качеств и способностей.
Физкультурный досуг наполняет жизнь детей эмоциональной, веселой двигательной деятельностью. Содержание досуга составляют знакомые им подвижные игры и физические упражнения.
Главными задачами при проведении физкультурного досуга является создание бодрого, радостного настроения, стимулирование активности каждого ребенка с учетом его индивидуальных возможностей, дифференцированный подход к оценке результатов его действий, предоставление каждому ребенку возможности испытать удовольствие от выполняемых им и другими детьми движений, а также радость от успехов товарища.
В детском саду мы создаем условия для самостоятельной двигательной деятельности детей. Систематически используем в режиме дня оздоровительные и корригирующие упражнения способствующие укреплению организма ребенка, предупреждают отклонения в физическом развитии, развивает у детей самостоятельность, активность, умение заботиться о своем здоровье, развивает творчество, фантазию.
Консультация для воспитателей «Организация и значение физкультурных занятий в детском саду» Физкультурные занятия в детском саду очень важны. Обычное физкультурное занятие состоит из трёх частей: 1 часть-вводная (идёт подготовка.
Консультация для воспитателей «Организация и значение физкультурных занятий в детском саду» Консультация для воспитателей «Организация и значение физкультурных занятий в детском саду» Консультация для воспитателей «Организация.
Презентация «Нестандартное оборудование по физической культуре в детском саду своими руками» Нестандартное оборудование по физической культуре в детском саду своими руками Что главное в воспитании детей? Ребенок должен расти здоровым.
Организация обучения и воспитания по физической культуре детей с общим недоразвитием речи Эффективность коррекционно – воспитательной системы определяется четкой организацией жизни детей в период их пребывания в детском саду,.
Организация занятий по физической культуре для дошкольников в домашних условиях Нашим детям для правильного развития опорно-двигательного аппарата необходимо хотя бы раз в день выполнять комплекс физических упражнений.
Презентация «Методика проведения занятий по физической культуре в ДОУ» Методика проведения физкультурных занятий в ДОУ Сл 2 Основной формой организованного обучения физическим упражнениям в дошкольных учреждениях.
План самообразования инструктора по физической культуре «Использование нестандартного оборудования в детском саду» План самообразования инструктора по физической культуре Тема самообразования: «Использование нестандартного оборудования на занятиях по.
Советы инструктора по физической культуре для родителей «Физкультура в детском саду» Физкультурно-оздоровительной работе в детских садах сейчас уделяется повышенное внимание, потому что значительная часть детей имеет проблемы.
Справка по результатам тематического контроля «Организация работы по физической культуре и здоровьесбережению» СПРАВКА по результатам тематического контроля «Организация работы по физической культуре и здоровьесбережению с учетом ФГОС» в МАДОУ.
Источник
Тестовые задания по теории и методике физического развития дошкольников
тест по теме
Тестовые задания по теории и методике физического развития дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
testy_po_fiz._kulture.docx | 29.95 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ТЕОРИИ И МЕТОДИКЕ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
Указания: все задания имеют только один правильный ответ . Обведите кружком тот, который Вы считаете правильным.
1. Воспитание здорового, жизнерадостного жизнестойкого, физически совершенного, гармонически и творчески развитого ребенка – это задача…
а) физического воспитания
b) физического развития
с) физической подготовленности
2. Уровень развития двигательных умений, навыков и физических качеств – физическая…
3. Строй, при котором дети стоят один возле другого лицом к центру, называется…….
4. Документ, включающий перечень знаний о физическом воспитании и физических упражнениях:
5. Вставьте пропущенное слово: «Систематические физкультурные занятия на воздухе усиливают ……. эффект на организм ребенка»
6. Движение, в котором поочередное отталкивание от опоры ногами чередуется с полетом:
7. Использование разнообразных форм двигательной активности создает оптимальный ………… .
a) уровень физической подготовленности
b) двигательный режим
c) двигательный навык
8. Приседания, наклоны головы и туловища; повороты головы и туловища; потягивания, поднимание, опускание, скрещивание и сгибание рук и ног – это…….
a) психогимнастические упражнения
b) основные движения
c) общеразвивающие упражнения
9. Строй, в котором дети расположены в затылок друг другу:
10. Способность совершать двигательные действия в минимальный для данных условий отрезок времени, — это…..
11. Кратковременные физические упражнения, проводимые в процессе занятий, требующих интеллектуального напряжения, называются……….
a) логоритмическими упражнениями
c) двигательными разминками
12. Благоприятное время для проведения индивидуальной работы с детьми дошкольного возраста и организации их разумной самостоятельной двигательной активности:
b) динамический час
c) спортивный досуг
13. Виды подвижных игр используемые в ДОУ:
а) сюжетные, несюжетные, спортивные, спортивные досуги
b) сюжетные, несюжетные, спортивные, игры-забавы
c) сюжетные, несюжетные, спортивные, игровые упражнения
14. Основной формой организованного систематического обучения физическим упражнениям является………
a) утренняя гимнастика
b) физкультурное занятие
15. Обучение старших дошкольников спортивным играм начинают с ..
a) вопросов к детям
b) раздачи пособий
c) разучивания отдельных элементов техники игры
16. Сколько частей входит в структуру физкультурного занятия?
17. К строевым упражнениям относятся:
a) построения, равнения, ходьба, повороты, приседания
b) построения, равнение, перестроение, повороты, размыкания, смыкания.
c) построения, равнение, смыкание, размыкание, прыжки, бег по кругу
18. Процесс неоднократного воспроизведения двигательных действий, которые организуются в соответствии с дидактическими принципами обучения – это:
19. Какая задача не относится к воспитательным задачам физического развития детей в ДОУ?
а) формирование потребности в ежедневных физических упражнениях
b) развитие самостоятельности, творчества, инициативности
c) совершенствование защитных функций организма
20. На физкультурном занятии осуществляется контроль за соблюдением следующих нагрузок:
а) эмоциональной, духовно-нравственной
b) психологической, физической
c) интеллектуальной, физической
21. Целесообразность использования времени на физкультурном занятии определяется по…
а) продолжительности вводной части
b) общей плотности занятия
с) продолжительности игры
22. К какой категории физического воспитания относятся гигиенические факторы, естественные силы природы и физические упражнения?
а) принципы физического воспитания
b) средства физического воспитания
c) формы физического воспитания
23. Какие принципы и требования должен отражать режим жизни детей в ДОУ?
а) учет возрастных особенностей и возможностей детей
b) опора на интересы детей
c) учёт наследственных и средовых факторов развития
24. Укажите, как называется метод организации деятельности детей на занятии, при котором вся группа выполняет одно и то же задание:
25. Как называется способ проведения общеразвивающих упражнений, при котором весь комплекс упражнений выполняется занимающимися непрерывно, без остановок, причем конечное положение предыдущего упражнения является исходным для следующего?
26. Совершенствование функциональных систем организма ребенка, направленное на повышение устойчивости к воздействию внешней среды:
27. Найдите верное утверждение:
a) охрана жизни и укрепление здоровья ребенка — это условие физического воспитания
b) охрана жизни и укрепление здоровья ребенка — это форма физического воспитания
c) охрана жизни и укрепление здоровья ребенка — это задача физического воспитания
28. Сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами, — это .
а) двигательный режим
b) подвижная игра
c) спортивные упражнения
29. Важнейшее требование к физкультурному оборудованию:
30. Общая плотность физкультурного занятия должна составлять:
Источник
Организация физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ и семье
Оксана Назаренко
Организация физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ и семье
Формы организации физического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях
Формы организации физического воспитания – это воспитательно-образовательный комплекс разнообразной деятельности ребенка, основу которой составляет двигательная активность.
Использование разнообразных форм двигательной деятельности создает оптимальный двигательный режим, необходимый для полноценного физического развития и укрепления здоровья ребенка.
К формам организациидвигательной деятельности ребенка относятся:
1) физкультурные занятия;
2) Физкультурно – оздоровительная работа в режиме дня: утренняя гимнастика, подвижные игры и физкультурные упражнения на прогулке, физкультминутки, упражнения после дневного сна, закаливающие мероприятия;
3) самостоятельная двигательная деятельность детей;
4)активный отдых: туристические прогулки, физкультурный досуг, Физкультурные праздники, дни здоровья, каникулы;
5)Задание на дом.
Все формы способствуют комплексному решению задач физического воспитания. Однако каждая из форм решает свои специальные задачи и имеет свою специфику.
Физкультурные занятия дошкольников.
Физкультурные занятия — основная форма организованного систематического обучения физическим упражнениям.
Эта форма работы является ведущей для формирования правильных двигательных умений и навыков, создает благоприятные условия общих положений и закономерностей при выполнении физических упражнений, содействует развитию разносторонних способностей детей. Обучающие физкультурные занятия одновременно со всеми детьми позволяют обеспечить сознательное усвоение материала, подвести детей к обобщениям, связанным с овладением двигательными действиями и их использованием. Без обобщения невозможен перенос правильного выполнения в другие ситуации. Занятия физкультурой позволяет научить дошкольников самостоятельно создавать условия для двигательной деятельности, подводить к самостоятельному выполнению сложных двигательных действий, формировать и развивать навыки самоорганизации в использовании сложных двигательных действий и воспитать интерес и стремление к активным действиям, тем самым обеспечивая базу для интересной и содержательной деятельности в повседневной жизни.
Физкультурные занятия способствуют формированию у дошкольников навыков учебной деятельности. Они приучают детей запоминать план действий и руководствоваться им в ходе выполнения физических упражнений.Развивают у детей оценочные суждения:достижение хороших результатов на виду у всех детей вселяет в ребенка уверенность и создает радостное настроение, осознание своих способностей и возможностей в реализации общих интересов, а разделенная радость – это двойная радость.
Успешное решение образовательных задач возможно лишь при соблюдении требований к оздоровительной направленности физкультурных занятий. Обеспечение высокой двигательной активности детей, соблюдение научно обоснованных нагрузок на все органы и системы ребенка позволяют обеспечить эффект в его физическом развитии и укреплении здоровья.
Физкультурные занятия на воздухе
Физкультурные занятия проводятся как в помещении детского сада, так и на воздухе. Исследования показывают высокий оздоровительный эффект физкультурных занятий, проводимых в течение всего года на воздухе.Однако эти занятия исключают выполнение физических упражнений из положения: сидя, лежа, они не имеют возможности использовать ползание, которое очень полезно для развития брюшного пресса и позвоночного столба. В зимнее время не предоставляется условий для выполнения сложных прыжков. Лазания, подбрасывания и ловли мяча и т. д. Затруднена работа над точностью выполнения общеразвивающих упражнений, метания и других движений из-за боязни вызвать переохлаждение организма детей. В этом случае подбор упражнений регламентируется временем года, а не систематичностью в решении педагогических задач.
Физкультурныезанятия на воздухе позволяют научить детей выполнять движения в естественных условия: использовать различные способы ходьбы в зависимости от грунта (ходьба по песку, по воде, по траве, по скользкой поверхности); от рельефа (познакомить с различным положением туловища и постановки ног при вхождении и спуске по наклонной поверхности); использовать бум, бревно для выполнения различных упражнений. Кроме того, естественные условия дают возможность познакомить детей с лазанием по шесту, передвижением на лианах, рукоходах и т. д. ; позволяют после разучивания техники выполнения прыжков в длину и в высоту с разбега включить выполнение этих движений в прыжковую яму, побуждая детей сочетать энергичный разбег с отталкиванием одной ногой, увеличивая расстояние; развивать меткость в попадании в движущую цель, при этом используя различный подсобный материал (шишки, снежки, мешочки и т. д.). В рамках нашего детского учреждения — есть спортивная площадка. В весеннее, летнее и осеннее времена года, проводятся занятия на свежем воздухе в режиме дня и допустимыми погодными условиями. Но для проведения занятий необходимы условия, средства и оборудование, в последнее время постепенно начинаем обновлять площадку.Восстановлены: спортивные площадки для игры в баскетбол, волейбол, прыжковая яма с коридором для разбега, планируется добавить бумы, дорожки, обновить игровую площадку.
Также во время прогулок, проводятся различные подвижные игры и развлечения на групповых площадках, которые имеют в наличии также спортивные снаряжения для лазания,бросков в цель: вертикальную и горизонтальную, имеют не большие игровые площадки, на которых осуществляют такие виды движений как ходьба, бег, прыжки, игры, развлечения.
Во время физкультурных занятий, проводимых на воздухе, успешно решаются задачи закаливания, воспитания общей выносливости, чрезмерно эффективно повышаются защитные функции организма.
Основная задача утренней гимнастики – перевести ребенка в бодрое состояние, активизировать и содействовать переходу к более интенсивной деятельности. Благодаря утренней гимнастике усиливаются все физиологические процессы — дыхание, кровообращение, обмен веществ, улучшается питание всех органов и систем, что создает условия для увеличения работоспособности. Двигательная активность приводит в деятельное состояние различные анализаторы. Включение и ежедневное проведение упражнений для всех групп мышц способствует их укреплению.
Утренняя гимнастика создает организованное начало, ровное,бодрое настроение у занимающихся: сильно возбужденных детей успокаивают действия в заданном темпе, а малокровные дети втягиваются в определенный ритм работы. Поэтому после утренней гимнастики дошкольники более уравновешены, лица их довольны и радостны. Повышая жизненный тонус организма, утренняя гимнастика создает благоприятные условия для дальнейшей деятельности, благотворно влияет на развитие организованности, дисциплинированности, выдержки.
Физкультминутка
Физкультминутка – кратковременные физические упражнения – проводится в средней, старшей и подготовительной группах в перерыве между занятиями, а также в процессе занятий, а также в процессе занятий, требующих интеллектуального напряжения (развития речи, рисование, математика и др.)
Физкультминутка способствует смене позы и характера деятельности путем двигательной активности. Она снимает утомление восстанавливает эмоционально — положительное состояние ребенка.
Закаливающие мероприятия в сочетании с физическими упражнениями.
В дошкольных учреждениях в целях закаливания детей используются воздушные и солнечные ванны, водные процедуры (обливание, обливание, душ, купание).
Комплексное применение природных факторов вырабатывает у детей стойкость к различным неблагоприятным воздействиям окружающей среды
(влажный воздух, дождь, ветер, перегревание).
Закаливающие мероприятия наиболее эффективны в сочетании с физкультурными упражнениями: активная мышечная работа содействует совершенствованию процесса теплорегуляции и тем самым приспособлению организма к окружающей внешней среде. В процессе закаливания происходит глубокая перестройка организма, и если ребенок активен, она осуществляется естественно и просто. Закаливающие мероприятия в сочетании с интересными для ребенка физическими упражнениями и играми вызывают эмоциональный подъем, повышают функции высших нервных центров, благотворно воздействуют на вегетативную нервную систему, регулирующую работу внутренних органов и обмен веществ.В рамках нашего учреждения проводятся следующие закаливающие мероприятия: Воздушные ванн, водные мероприятия — купание в бассейне, солнечные ванны.
Праздники, развлечения, досуги.
Физкультурный праздник является особым, радостным событием в жизни ребенка. Он демонстрирует здоровый образ жизни, представляет достижения в формировании двигательных навыков и психофизических качеств.
Динамика двигательного содержания физкультурного праздника, проведение его на свежем воздухе, праздничное оформление места проведения создают у ребенка радостное, приподнятое настроение.
В программу физкультурного праздника, как одного из видов активного отдыха детей, входят разнообразные физические упражнения и веселые подвижные игры, отражающие приобретенные ребенком двигательные навыки. В праздничную программу включаются движения, предварительно разученные на физкультурных занятиях. Они предоставляют ребенку радость и удовольствие.
Физкультурные праздники разнообразны по содержанию и структуре. Значительную роль в празднике играет музыка, создающая эмоциональный подъем, веселое настроение, бодрость и радость.
Физкультурный досуг наполняет жизнь ребенка эмоциональной двигательной деятельностью, досуг развивает мышление, воображение, целеустремленность, культуру чувств и желания, проявлять решительность, развивает умение двигаться под музыку, музыкальный слух, память.
Индивидуальная работа с ребенком
Известно, что каждый ребенок неповторим. Он имеет свои особенности нервной системы, телосложения, психофизического развития.
Индивидуальные особенности ребенка влияют на усвоение им двигательных умений и навыков, на отношение к окружающим.
Наблюдения за ребенком в повседневной жизни, анализ его поведения и деятельности, беседы с родителями позволяют воспитателю сравнивать задачи, методы, содержание индивидуальной работы.
Оздоровительные семейные мероприятия
и роль их в жизни ребенка
Планирование формы проведения отдыха выходного дня происходит в каждой семье с учетом ее интересов, склонностей, возможностей. Но, пожалуй, наиболее универсальным видом активного отдыха для членов семьи является туризм. Туризм служит надежным средством укрепления и восстановления сил, израсходованных за неделю.
К семейному активному отдыху относят различные дачные мероприятия, лыжные прогулки, различные подвижные игры на водоемах, купание, дворовые затеи, проведение веселой физкультуры в квартире. Формы и методы проведения семейного досуга могут быть разнообразны, включающие дыхательную гимнастику, пальчиковую, гимнастику для глаз, массаж, взаимомассаж.
Высшим достижением активной деятельности дошкольника — является участие в различных соревновательных мероприятиях.
Источник