- Ошибки при тренировке собак
- 10 вещей, из-за которых собаки не выполняют команды хозяина
- Что творится в голове у собаки: ошибки при дрессировке собак
- 1. «Неинтересное» угощение: стоит ли собаке работать ради вашего поощрения?
- 2. Низкий уровень подкрепления: вы мало вознаграждаете собаку?
- 3. Высокие критерии: вы просите сразу слишком многого?
- 4. Высокий уровень отвлекающих факторов: не слишком ли много всего происходит вокруг?
- 5. Отсутствие дрессировки: воспитывали ли вашу собаку раньше?
- 6. Неясные сигналы: возможно, вы сбиваете собаку с толку?
- 7. Нарастание разочарования: вы расстраиваетесь из-за неудач?
- 8. Эмоциональные проблемы: мешают ли эмоции?
- 9. Соображения по поводу здоровья: не испытывает ли собака боль или дискомфорт?
- 10. Вы забываете приучать собаку задействовать свой ум?
Ошибки при тренировке собак
Ф.С. Арасланов, А.А. Алексеев, В.И. Шигорин
ДРЕССИРОВКА СЛУЖЕБНЫХ СОБАК
Допущено в качестве учебного пособия Ученым советом Главного управления пограничных войск КГБ СССР для подготовки специалистов по служебному собаководству.
Рецензенты: ГУПВ КГБ СССР, ГУВВ МВД СССР и школа милиции г. Ростова-на-Дону.
Собака — первое домашнее животное, прирученное человеком. По мере того как изменялись условия жизни человека, видоизменялись и способы применения собак.
Человек очень давно оценил полезные качества собаки: острое обоняние, тонкий слух, хорошее зрение, быстрый бег, выносливость и неприхотливость. На протяжении тысячелетий систематического отбора, целенаправленного воздействия у собаки вырабатывалась ярко выраженная привязанность к своему хозяину, податливость к дрессировке.
Все это сделало собаку незаменимой для выполнения многих народнохозяйственных, военных задач и в наши дни.
Все породы собак, а их более четырехсот, по назначению и способам использования можно разделить на четыре вида: служебные, охотничьи, комнатно-декоративные и лабораторно-экспериментальные.
Научной основой дрессировки собак является учение академика И. П. Павлова и его последователей о высшей нервной деятельности, которое составляет главное содержание теории дрессировки всех видов собак.
Служебное собаководство в нашей стране развито широко. Во многих городах имеются клубы служебного собаководства ДОСААФ, объединяющие большое количество любителей собак служебных пород. Они проводят огромную работу по подготовке специалистов кинологов, дрессировке и разведению собак.
В помощь специалистам в нашей стране периодически издавались различные учебники и учебные пособия по служебному собаководству. В них в краткой форме изложены все основные разделы служебного собаководства, в том числе даны рекомендации по методике дрессировки собак многих видов служб. Эти книги имели универсальный характер и предназначались для всех специалистов. К сожалению, в них крайне недостаточно освещались вопросы теории и практики дрессировки розыскных и сторожевых собак. А, как известно, наиболее трудным и продолжительным по времени является процесс подготовки розыскных собак, у которых вырабатывается наибольшее количество навыков по сравнению с собаками всех других видов служб. При этом самым сложным является приучение розыскных собак к поиску человека по запаховому следу, обыску местности, выборке вещей и человека.
Специалисты кинологии всех категорий нуждаются в хороших учебниках, пособиях, которые бы соответствовали содержанию и профилю их службы. Это относится в первую очередь к пограничным, внутренним войскам и органам МВД СССР.
Для выполнения служебных задач им нужны высококвалифицированные кинологи и хорошо надрессированные розыскные, сторожевые и караульные собаки. По этой причине авторы книги сочли целесообразным дать в расширенном объеме только два раздела кинологии — теорию и практику дрессировки собак, главным образом, розыскной службы.
Содержание «Теории дрессировки» изложено в конкретной связи с практикой подготовки розыскных собак. Более углубленно даны вопросы рефлекторной теории, учения о высшей нервной деятельности на основе современных достижений в биологии, этологии, физиологии и нейрофизиологии. Разъяснена современная методика выработки условных рефлексов и новая классификация приемов дрессировки.
Во второй части наряду с расширенным изложением всех приемов дрессировки розыскных собак больше внимания уделено методике и технике выработки навыков работы собаки по запаховому следу, обыску местности в сложных условиях. Дана новая методика приучения собак к выборке вещей и одорологической идентификации предметов.
В книге обобщен многолетний опыт практики служебного собаководства в нашей стране и за рубежом, личный опыт авторов книги, а также учтены упущения, имеющиеся в ранее вылущенных учебниках и пособиях.
Книга написана в соответствии с программой подготовки квалифицированных специалистов служебного собаководства, занимающихся дрессировкой, тренировкой и применением служебных собак в пограничных, внутренних войсках, органах МВД и других ведомствах СССР. Она может быть использована при подготовке специалистов и служебных собак, применяемых в различных отраслях народного хозяйства страны.
Коллектив авторов в составе: заслуженного работника Высшей школы Казахской ССР Ф. С. Арасланова, А. А. Алексеева, В. И. Шигорина выражают сердечную признательность и благодарность авторам учебников, пособий по служебному собаководству, чей положительный опыт был обобщен и использован нами в процессе работы над рукописью, а также преподавателям, которые помогли нам замечаниями и ценными предложениями.
ТЕОРИЯ ДРЕССИРОВКИ СОБАК
ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОВЕДЕНИЯ И ДРЕССИРОВКИ СОБАК
Основные методы дрессировки собак основываются на учении о высшей нервной деятельности, которая является деятельностью рефлекторной. Она направлена на взаимодействие организма с окружающей средой и осуществляется через нервную систему. Нервная система имеет сложное строение и выполняет своеобразные функции: контролирует, регулирует и подчиняет себе деятельность других систем и всего организма в целом. С помощью нервной системы происходят сложные психические процессы, а также обеспечивается управление поведением организма. Одновременно нервная система осуществляет и функцию саморегулирования.
По функциональному признаку и жизненному назначению в организме нервную систему делят на анимальную, обеспечивающую передвижение организма в пространстве и поведенческие реакции, и вегетативную, ведающую процессами обмена веществ и деятельностью внутренних органов. Обе эти системы имеют свою центральную и периферическую часть. Центральная нервная система состоит из головного и спинного мозга, периферическая — из многочисленных ответвлений нервов, которые отходят от головного и спинного мозга и пронизывают весь организм.
Все отделы центральной нервной системы работают по принципу рефлекса, являющегося основной формой высшей нервной деятельности у собаки, вырабатывают различные виды условных рефлексов, необходимых для управления ее поведением и использования на службе.
Функции нервной системы и закономерности высшей нервной деятельности можно понять при глубоком и детальном изучении отдельных нервных структур и их физиологических свойств.
НЕЙРОН, ЕГО ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА И ФУНКЦИИ
Нейрон — это нервная клетка с отростками, являющаяся основной структурной и функциональной единицей нервной системы. Она имеет строение, сходное с другими клетками: оболочка, протоплазма, ядро, митохондрии, рибосомы и другие органоиды.
В нейроне различают три части: тело клетки — сома, длинный отросток — аксон и множество коротких разветвленных отростков — дендритов. Сома выполняет обменные функции, дендриты специализируются на приеме сигналов из внешней среды или от других нервных клеток, аксон на проведении и передаче возбуждения в область, удаленную от зоны дендритов. Аксон оканчивается группой концевых разветвлений для передачи сигналов другим нейронам или органам-исполнителям. Наряду с общим сходством в строении нейронов наблюдается большое разнообразие, обусловленное их функциональными различиями (рис. 1).
Источник
10 вещей, из-за которых собаки не выполняют команды хозяина
Что творится в голове у собаки: ошибки при дрессировке собак
Случалось ли с вами такое: на прогулке вы подзываете к себе собаку , но пес продолжает весело играть или сосредоточенно что-то выискивать в траве? Вы зовете снова, и опять никакой реакции. Или вы отдаете команду, а собака не спешит ее выполнить. И сколько бы вы ни повторяли свое «лежать!» или «сидеть!», надеясь, что лохматый приятель все-таки сделает то, что от него требуется, но собачка и ухом не ведет. В чем дело, почему верный и покладистый друг не подчиняется? Может, собака не слышит вас?
Когда такое происходит, избегайте повторять команды снова и снова, навязывая свою волю и пытаясь получить от пса нужную реакцию. Вместо этого сделайте шаг назад и успокойтесь. Советы BoredPanda должны помочь найти способы решения проблем, связанных с повиновением и дисциплиной вашего четвероногого друга. Эти проблемы наиболее распространены при дрессировке собак.
1. «Неинтересное» угощение: стоит ли собаке работать ради вашего поощрения?
Существует представление, что собаки работают для нас и выполняют приказы, чтобы доставить хозяевам удовольствие. Это романтический миф, который почти все принимают за правду, и поэтому его трудно развенчать. На самом деле собаки преследуют свои интересы, отлично зная собственную выгоду. Такие данные получены Ассоциацией дрессировщиков домашних собак (APDT). Получая команду, они, скорее всего, думают: «Что хорошего это означает для меня?».
Правильно употребляя лакомства как поощрение, действительно можно отличить собаку, которая хочет работать за вкусности, от собаки, которой все равно. Зачем псу утруждаться, если ему дадут в награду что-то не очень вкусное? Использование слишком простого угощения (например, корма) может оказаться вредным, если, конечно, ваша собака не обожает его. Особенно на начальных этапах обучения или когда вокруг вас происходит что-то, отвлекающее внимание пса. Поэтому убедитесь, что лакомства, которыми вы поощряете собаку, достойны ее внимания.
Также не забывайте выбирать лакомство мягкое, пахнущее и разделенное на небольшие кусочки. Это позволяет вашей собаке быстро проглотить награду и снова сосредоточить свое внимание на вас, а не отвлекаться на поедание более обильного угощения. Попробуйте использовать то, что ветеринар, тренер и писатель доктор Ян Данбар называет «Ferrari лакомств для собак»: сублимированную печень. При этом способе приготовления из замороженной печени в вакуумной среде удаляют влагу. Поэтому печенка, сохраняя все питательные свойства, превращается в небольшие легкие кусочки, которые удобно давать собаке, поощряя сделать то, что вы от нее хотите.
2. Низкий уровень подкрепления: вы мало вознаграждаете собаку?
На начальных этапах обучения, или когда вокруг много отвлекающих факторов, ваша собака может найти обнюхивание травы, осмотр, пометку территории или натягивание поводка более важными занятиями, чем слушать ваш голос и выполнять приказы. Почему так? Вероятно, потому, что есть стимулы, которые ей очень интересны и на которые она обращает больше внимания.
Возможно, собака в прошлом получила очень небольшую подготовку, основную часть своей жизни проведя на свободе без тренеров и их требований и оставшись практически без обучения. Повышайте уровень положительного подкрепления в настоящем времени, давая вашей собаке больше лакомств на тренировках. Это поможет мотивировать ее и научит уделять больше внимания вам, а не отвлекающим стимулам окружающей среды.
Низкий уровень подкрепления, когда вы ее ничем не поощряете или мало даете, может заставить вашу собаку разочароваться и отказаться от попыток. Помните, что на начальных этапах обучения вам нужна постоянная скорость подкрепления (вознаграждение за каждый успех). И только после того, как собака покажет признаки хорошей реакции, вы можете перейти к изменяемому графику (давать угощение за ее успехи только время от времени).
3. Высокие критерии: вы просите сразу слишком многого?
Именно здесь вступает в игру поговорка «Тише едешь – дальше будешь». Часто при дрессировке щенка возникает соблазн попытаться научить новому поведению сразу за один вечер. Когда собака перестает работать, вы начинаете думать: «Неужели я сразу слишком многого прошу?». Правильно думаете. Правда состоит в том, что собаки часто не реагируют на команду, так как это слишком сложно для них. Так что постарайтесь не увеличивать слишком интенсивно сложность ваших заданий. Лучше разбейте цель на несколько достижимых шагов, чтобы помочь собаке добиться успеха.
Например, если вы пытались приучить пса касаться кончика палки-мишени носом, то вы можете вознаградить ее за то, что она сначала коснулась любой части палки. Со временем, когда собака хорошо научится это делать, вы можете перейти к поощрению только за прикосновение к закругленному кончику на вершине палки. Постарайтесь изо всех сил, чтобы собака не остановилась при выполнении команды, и не делайте тренировки слишком длинными – пусть они будут короткими и приятными!
4. Высокий уровень отвлекающих факторов: не слишком ли много всего происходит вокруг?
Собаки учатся лучше всего, когда вокруг вас мало или совсем нет отвлекающих факторов, поэтому обязательно начинайте тренировки в тихой комнате, где почти ничего не происходит. Как только ваша собака сможет вести себя правильно в тихом месте, сделайте следующий шаг и постепенно начните требовать от собаки нужного поведения в более шумной комнате. Затем переходите во двор, на оживленную улицу, в парк для собак и так далее. Если вы сразу же начнете обучение на оживленной улице или в собачьем парке, ваш пес может не отреагировать, потому что вы еще не заложили основу для необходимого поведения.
5. Отсутствие дрессировки: воспитывали ли вашу собаку раньше?
Если занимавшийся в прошлом тренировкой человек был непоследователен и не следил за тем, выполняет ли собака приказы, то, вероятно, пес научился избегать определенного поведения и привык игнорировать тренера. Для собак , которые никогда не обучались и которым большую часть их жизни позволяли делать все, что заблагорассудится, часто начальные этапы обучения бывают трудны. Ничего удивительного, поскольку эта концепция является для них совершенно новой.
Задача тренера – стать для пса интересным и достойным внимания, делая упор на методы обучения, основанные на вознаграждении. Почитайте книги или лекции по этому вопросу, например курс Адриенна Фарричелли «Тренировка мозга для собак».
6. Неясные сигналы: возможно, вы сбиваете собаку с толку?
Собаки выполняют действия последовательно, и в этом они преуспевают получше людей. Поэтому убедитесь, что вы всегда используете одну и ту же команду. При этом следите, чтобы и другие обучающие собаку делали то же самое. Если вы заставляете пса выполнить какую-то команду, а он просто сидит и смотрит на вас, то подумайте, используете ли вы эту команду последовательно и постоянно.
Нередко можно встретить семью, в которой жена, чтобы позвать собаку, использует слово «иди», муж зовет пса по имени, а дети просто говорят «сюда!». Никогда не отдавайте команду разными способами и убедитесь, что язык вашего тела соответствует словесной команде.
Сопровождайте команду определенным жестом и не меняйте его, потому что собаки очень внимательны и считывают язык тела быстрее, чем словесные сигналы. Кроме того, изо всех сил старайтесь не повторять команды снова и снова. Иначе собака перестанет вас слышать. Она научится не выполнять команду после первого раза, а вместо этого будет ждать, пока вы закончите фразу!
7. Нарастание разочарования: вы расстраиваетесь из-за неудач?
Собаки владеют языком тела и легко распознают ваше уныние. Когда они видят, что разочарование из-за неудач с обучением нарастает, то часто вместо того, чтобы становиться более послушными, они просто отключаются и перестают реагировать вообще. Если это произошло, то полезно попросить собаку выполнить действие, которое она хорошо знает (например, сидеть). С обязательным последующим вознаграждением, чтобы завершить тренировку на положительной ноте. Вы можете повторить неполучившееся упражнение немного позже. Возможно, если оно было слишком трудным для вашей собаки, его стоит разделить на более мелкие шаги.
Также имейте в виду, что если вы начинаете повышать голос, особенно наклоняясь прямо к морде собаки, то тем самым вы запугиваете ее. Пес будет чувствовать необходимость посылать вам сигналы умиротворения вместо выполнения ваших команд, умильно глядя в глаза и помахивая хвостом, стараясь задобрить хозяина.
8. Эмоциональные проблемы: мешают ли эмоции?
Если собака напугана, взволнована или нервничает, ее эмоциональное состояние может мешать дрессировке. Это связано с тем, что собаки часто находятся в состоянии «борьбы или бегства», а это влияет на их когнитивные функции и ухудшает способность к обучению. В этом случае вам, возможно, придется заниматься с псом там, где он будет меньше бояться, если его пугает улица, люди, машины или что-то еще. Затем постепенно вводите все больше и больше раздражителей, чтобы пес привык и не реагировал на окружение.
Если ваша собака испугалась грома, то вместо того, чтобы сразу дать ей послушать записи грозы на всю мощь колонок, вы должны сначала воспроизвести их на очень низкой громкости, чтобы пес распознал звук, но не испугался. Не забывайте поощрять собаку во время воспроизведения звука. Со временем и в ходе многочисленных тренировок увеличивайте громкость записи. Этот процесс известен как десенсибилизация и является распространенной техникой, которую используют в дрессировке собак.
9. Соображения по поводу здоровья: не испытывает ли собака боль или дискомфорт?
Если собака игнорирует команды и не слышит вас, то причина может крыться в том, что она чувствует себя плохо или некомфортно. Если пес всегда был послушным, а теперь стал вялым и не хочет работать, то стоит пойти к ветеринару, чтобы исключить любые проблемы со здоровьем. Неудобная посадка или нежелание лечь могут указывать на ортопедические проблемы.
Помимо медицинских проблем, у собак могут быть свои предпочтения. Некоторым может не нравиться тренироваться на определенных поверхностях – на траве, при лужах на асфальте. Возможно, им не по нраву погода – слишком жаркая, слишком ветреная или слишком холодная. Есть множество вероятных причин, по которым собаке некомфортно. Часто псу, который не желает выполнить команду, просто требуется облегчиться или напиться воды. Представьте, каково было бы вам самим сдавать экзамены при отсутствии туалета и возможности глотнуть воды!
10. Вы забываете приучать собаку задействовать свой ум?
Многие владельцы даже не знают о том, что когда дело касается собак, то срабатывает поговорка: «Праздный ум – мастерская дьявола». Когда они, уходя из дома на весь день, оставляют своих собак скучать на диване, это приводит к невыразимым проблемам с поведением у четвероногих. Простой секрет хорошо обученной собаки – задействовать ее ум и заставить хорошенько думать над выполнением поставленных задач.
В дикой природе еще до приручения собаки человеком большую часть своей жизни они проводили, выполняя задачи, необходимые для выживания. Даже в более современной истории собаки играли особую роль в отношениях с людьми. Это были работники, которые выполняли определенные действия: охота, выслеживание, езда в упряжи, уничтожение мелких животных. Эти естественные влечения все еще можно наблюдать у собак и сегодня! Например, вы знаете, как гончие любят преследовать по запахам, как некоторые породы терьеров любят копать, как древесные кунхаунды лают, заметив добычу на дереве.
В отличие от людей, которые не любят «каторжный» офисный труд с 9 до 17 и пять раз в неделю, собаки активно хотят работать. Когда у них нет такой возможности, то появляется склонность к поведенческим проблемам, непослушанию и психологическому неблагополучию. Многие владельцы тратят тысячи и тысячи на дрессировку собак, тогда как решение может быть простым – это усиление умственной стимуляции!
Для решения этой проблемы нужна литература, программы обучения, лекции для воспитателей собак. Полезную книгу написал сертифицированный тренер Адриенн Фарричелли. Его «Тренировка мозга для собак» («Brain training for dogs») – одна из первых обучающих программ, которая не только учит собак послушанию, лучшему поведению, важным навыкам и забавным трюкам. Она заставляет работать над повышением интеллекта и задействовать мозг собаки. Курс содержит 21 веселую и простую игру, новые и научно проверенные методы, которые обязательно улучшат жизнь и владельцу, и его собаке! К концу тренинга для собак питомец сможет приводить в порядок свои игрушки, играть на пианино (да, действительно, так обещает автор!), и при этом он будет более воспитанным и послушным.
Как выясняется, есть множество причин, по которым собака может вас не слушать и не подчиняться командам. Не называйте пса упрямым или глупым, не начинайте выкрикивать команды, как армейский старшина, и не забрасывайте дрессировку окончательно. Вместо этого попробуйте дать собаке передышку и подумайте, что на самом деле происходит. Лучшее понимание того, как собаки обучаются, – это прямой путь к лучшему обучению. Надеемся, это поможет вам и вашему питомцу!
Источник