Организация оздоровительной гимнастики с детьми в старшей группе детского сада
Любовь Щипцова
Организация оздоровительной гимнастики с детьми в старшей группе детского сада
В настоящее время особое внимание уделяется укреплению здоровья и физическому развитию детей. Федеральные государственные требования определяют как одну из важнейших задач: охрану и укрепление здоровья воспитанников через интеграцию образовательных областей, создание условий безопасной образовательной среды, осуществление комплекса психолого – педагогической, профилактической и оздоровительной работы. В соответствии с этим особую актуальность приобретает поиск новых средств и методов повышения эффективности физкультурно-оздоровительной работы, создание оптимальных условий для всестороннего гармоничного развития личности ребёнка.
Виды оздоровительной гимнастики:
1. Утренняя гимнастика;
2. Гимнастика после сна;
4. Пальчиковая гимнастика;
5. Гимнастика для глаз;
6. Дыхательная гимнастика;
Задачи оздоровительной гимнастики:
Сохранение и укрепление здоровья детей
Профилактика и коррекция плоскостопия, нарушения осанки
Формирование осознанного положительного отношения детей к здоровому образу жизни
Обеспечение психологического комфорта в коллективе.
Утренняя гимнастика.
Комплексы гимнастики включают различные виды ходьбы и бега (иногда несложные игровые задания); общеразвивающие упражнения с предметами (кубики, мячи, кегли, палки, верёвочки и т. д.) и без них; подвижные игры малой и средней активности, эстафеты.
Ходьба и бег в начале гимнастики – это небольшая разминка, затем дети выполняют упражнения общеразвивающего характера для мышц спины, плечевого пояса, живота и ног. Упражнениям общеразвивающего характера отводится основная роль по объёму и значимости.
Их многофункциональность способствует оздоровлению организма, развивает силы мышц, подвижность суставов, формирует правильную осанку и умение ориентироваться в пространстве.
Правильное соблюдение исходных положений – обязательное условие при выполнении каких – либо гимнастических упражнений и объяснение, и показ упражнений воспитателем должны быть чёткими и краткими.
Игровые задания, подвижные игры малой активности служат дополнением к двигательной нагрузке.
В заключение комплекса проводится ходьба или несложное игровое задание для приведения всех функций и систем организма в спокойное состояние.
Пальчиковая гимнастика – тренировка тонких движений пальцев и кистей рук. Практически доказано, что на основе двигательного анализатора формируется речедвигательный анализатор. Поэтому работа по развитию мелкой моторики пальцев рук в дошкольном возрасте имеет особое значение. Систематические упражнения по тренировке движения пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи являются мощным средством повышения работоспособности мозга. Формирование словесной речи ребёнка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Развитие пальцевой моторики подготавливает почву для последующего формирования речи. При наличии речевого дефекта у ребёнка особое внимание необходимо обратить на тренировку его пальцев.
Зрительная гимнастика используется в профилактических и оздоровительных целях.
Цель проведения – предупреждение зрительного утомления у детей во время занятий.
Условия проведения. Комплекс упражнений гимнастики для глаз проводят в течение 3-5 минут. Он состоит из 3-5 упражнений, включающих упражнения массажа, растираний, снятия зрительного напряжения, упражнений на внимание. По мере привыкания к комплексу в него включаются новые упражнения или усложняются условия выполнения уже разученных ранее упражнений.
Физкультминутки. Цель проведения – снятие психического напряжения детей путем переключения на другой вид деятельности.
Условия проведения. Физкультурные минутки проводятся в течение 2-3 минут в период появление у детей утомления. В комплекс входят 3-4 упражнения каждое повторяющееся 4-6 раз. При выполнении упражнений произносятся несложные стихотворные тексты в ритме движений. Комплексы могут выполняться стоя или сидя, после показа или вместе с педагогом. Физкультминутки включают упражнения на выпрямление ног и туловища, расправление плеч, поднимание головы, расслабление кистей, движения для профилактики нарушения осанки.
Темп выполнения медленный или средний.
Дыхательная гимнастика способствует оздоровлению всего организма, развивает носовое дыхание, улучшает кровоснабжение верхних дыхательных путей, способствует профилактике простудных заболеваний.
Проводится как часть утренней гимнастики, гимнастики после сна и занятий по физической культуре. Для проведения необходимо обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением этих упражнений.
Психогимнастика – это курс специальных занятий (этюдов, упражнений игр направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка как познавательной, так и эмоционально – личностной сферы).
Используется во всех режимных моментах и в непосредственно образовательной деятельности.
-мимические пантомимические этюды;
-этюды и игры на выражение отдельных черт характера и эмоций;
-этюды и игры, имеющие психотерапевтическую направленность на определённого ребёнка или на группу в целом;
В группах с задержкой психического развития по физической культуре в конце занятий используются упражнения на релаксацию.
Гимнастика после дневного сна.
Основная цель гимнастики после дневного сна – поднять настроение и мышечный тонус детей с помощью контрастных воздушных ванн и физических упражнений.
*Гимнастика пробуждения 2-3 минуты (потягивание, поочерёдное поднимание и опускание рук и ног, элементы самомассажа, пальчиковой гимнастики). Главное правило – исключить резкие движения.
*Упражнения, направленные на профилактику плоскостопия и нарушения осанки 2-3 минуты (ходьба на носках, пятках, с высоким подниманием колен, ходьба по корригирующим дорожкам и т. д)
*Дыхательная гимнастика 1-7минут или упражнения для поднятия мышечного тонуса.
Комплекс гимнастики после дневного сна
Воспитатель будит детей.
Завершился тихий час,
Свет дневной встречает вас!
Дети хлопают в ладоши, потирают друг о друга руки (моются). Руки будят лицо: дети потирают глаза, брови, нос и уши. Руки будят ноги; поглаживают их и похлопывают. Ноги радостно делают “велосипед” в воздухе, затем встают и отправляются в дорогу. Темп пробуждения медленный, спокойный, комфортный.
Ходьба по коррекционной дорожке.
Корригирующая ходьба («отправляемся в лес») в чередовании с обычной ходьбой: на носках («лисичка», на пятках («на траве роса, не замочите ноги», на внешней стороне стопы («медведь», с высоким подниманием колена («лось», в полу приседе («ежик»).
Дыхательная гимнастика.
Вы послушайте, ребята, я хочу вам рассказать.
1. «Зайка раз в беду попал»
И. п-стоя, руки вдоль туловища.
Руки в стороны – вдох, вернуться в и. п. с произношением «у-у-у»- выдох. (повт. 4р)
2. «Вот что он нам рассказал»
И. п-стоя, руки на пояс.
Наклон туловища вперед — выдох с произношением «в-д-р-у-х!» (повт. 4р)
3. «Шёл по лесу он один»
Дети шагают с небольшим продвижением вперед по кругу. На выдох произносят «с-т-р-а-х-х» .
4. «Вдруг на зайку жук, жучиха»
Дети приседают, произноситься удлинённый выдох с произношением слова «б-а-х-х» (повт. 4р).
5. «И в лесу раздался стук»
Дети поднимают руки в стороны – вдох, руки двигаются дальше вперёд и вниз-выдох с произношением «б-р-у-у-х-х» (повт. 4р).
6. «Под суком огромный жук»
7. «Зайка бросился бежать»
Дети быстро шагают по группе, на выдохе произноситься медленно «ф-р-о-о-х-х» (1 мин)
8. «Трудно заиньке дышать»
Ходьба с постепенным замедлением. На выдохе произносится «ф-р-о-о-х-х.»
9. «Зайка дышит только в нос»
Дети стоят в кругу, руки на талии. Произносятся вдохи выдохи через нос с произношением на выдохе звука «м-м-м» (повт. 4р).
10. «Ели ноги он унёс»
Туловище наклоняют в сторону, при этом произносят звук «ф-р-р» (повт. 4р) в каждую сторону.
11. «К нам стрелою прибежал».
Дети садятся на стульчики, спокойно, ровно дышат. На выдохе произносят «р-ух-х-а» (повт. 4р).
12. «И об этом рассказал»
Дети сидя отдыхают.
Индивидуальная работа по профилактике плоскостопия.
Одним из основных направлений деятельности педагога является создание здоровьесберегающей среды и устойчивой положительной мотивации к сохранению и укреплению собственного здоровья детей, формирование психологического здоровья, как важного фактора здоровья человека в целом. И если это делать ежедневно и систематически, то результаты будут радовать и детей и родителей и воспитателей.
Источник
Организация и проведение утренней гимнастики в ДОУ
Татьяна Бахметьева
Организация и проведение утренней гимнастики в ДОУ
Организация и проведение утренней гимнастики в ДОУ
Опубликовано 06.05.2017года Время 16.40
I Утренняя гимнастика включается в режим с I мл. гр. Она направлена на решение оздоровительных задач. Способствуя укреплению костно-мышечного аппарата, развитию сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной систем, она в то же время создает бодрое, жизнерадостное настроение, воспитывает привычку к ежедневным занятиям физической культурой. Сочетание у. г. с водными процедурами очень полезно для детского организма.
В процессе у. г. решаются и другие задачи – это формирование правильной осанки, развитие физических качеств, умственного, нравственного, эстетического и трудового воспитания.
II Структура утренней гимнастики.
Для у. г.используются: общеразвивающие, строевые упражнения и основные движения.
Они подбираются таким образом, чтобы одновременно оказывали влияние на крупные мышцы (рук, плечевого пояса, туловища и ног) и мелкие мышцы (шеи, кисти, пальцев рук, стопы). Упражнения могут выполняться без предметов, с предметами и на предметах, из разных и. п. (стоя, лежа, сидя)
Ходьба с высоким подниманием колен, широким шагом, бег прыжки. Используются для укрепления сердечно-сосудистой, дыхательной систем.
— Для правильного размещения детей применяются строевые упражнения (построение, перестроение, повороты, размыкания).
Составление комплексов утренней гимнастики.
— Комплексы у. г. составляют из упражнений, освоенных детьми на физкультурных занятиях, сокращается время на объяснения и показ упражнений.
— При составлении у. г. учитывается состояние здоровья детей, уровень физического развития, время года и место проведение.
— Один комплекс дети выполняют две недели. Чтобы повысить физическую нагрузку и поддержать интерес у детей к утренней гимнастики. На год примерно в каждой возрастной группе составляется примерно 10-12 комплектов в течении года они повторяются.
Методика проведения утренней гимнастики.
— в процессе проведения у. г. необходимо обеспечить правильную физическую, психическую и эмоциональную нагрузку.
Физическая нагрузка –возрастает постепенно: достигнув наивысшую нагрузку во время прыжков и бега, она снижается к концу утренней гимнастики.
— моторная плотность на у. г. должна быть высокой, поэтому на объяснения и показ упражнений, на раздачу инвентаря и перестроения отводится минимальное время.
Физическая нагрузка зависит от продолжительности утренней гимнастики.
I мл. гр. – длительность ее составляет 4-5 мин.
II мл. гр. – 5-6 мин.
В ср. гр. – 6-8 мин.
В ст. гр. – 8-10 мин.
В под. гр. – 10-12 мин.
Музыкальное сопровождение на у. г. помогает детям одновременно начинать и своевременно заканчивать упражнение, определяет темп движения, вызывает положительные эмоции и поднимает настроение. Дети учатся слушать музыку и согласовывать движения с ее характером, выполнять упражнения четко, выразительно, плавно.
Целесообразно в начале и в конце у. г. для предупреждения плоскостопии давать разные виды ходьбы.
Менять скорость ходьбы – от медленного до быстрого.
Бег на у. г. в младшей группе сначала проводится стайкой, в рассыпную, а потом в колонну по оному как на месте так и с продвижением вперед.
Продолжительность бега без перерыва постепенно увеличивается:
Мл. гр. – 10-20 сек
Ср. гр – 20-25 сек
Ст. гр. – 25-30 сек
Под. Гр. – 30-40 сек
В утреннюю гимнастику включаются разные виды прыжков на одной, двух ногах, на месте, с продвижением вперед, в разных направлениях, перепрыгивание через предметы.
Общеразвивающие упражнения подбираются в следующей последовательности, сначала даются упражнения для мышц рук и плечевого пояса, после этого укрепляющие упражнения для туловища и ног.
В конце гимнастики, после бега в чередовании с прыжками и ходьбой, могут выполняться упражнения для плечевого пояса и рук, которые помогают успокоить организм.
Количество общеразвивающих упражнений и дозировки:
I мл. гр. – 3-4 упр. (4-5 раз)
II мл. гр. – 4 упр. (4-5 раз)
Ср. гр. – 4-5 упр. (4-5 раз)
Ст. гр. – 5-6 упр. (6-8 раз)
Под. гр. – 6-8 упр (8-10 раз)
Упражнения выполняются в разном темпе. Это увеличивает интерес детей к занятию.
При проведении упражнений с предметами нужно продумать порядок их раздачи и сбора. Это необходимо для экономии времени и чтобы дети не мешали друг другу.
В младшей группе воспитатель утреннюю гимнастику выполняет вместе с детьми.
В средней группе называет упражнения, кратко объясняет, а затем дает команду на И. П. и выполняет. (возможно и показывает)
В старших группах дети могут выполнять упражнение по названию. Иногда вместе с детьми могут показывать и один ребенок всем детям.
Во время утренней гимнастики инструктор внимательно наблюдает за выполнением упражнений, если надо оказывает помощь, делает указания, подбадривает.
В процессе утренней гимнастики инструктор следит, чтобы каждое упражнение заканчивалось хорошим выпрямлением туловища, что способствует укреплению мышц поддерживающих прямое положение тела, а также закреплению навыков правильной осанки.
При выполнении упражнений обязательно следите за дыханием.
Комплекс утренней гимнастики «Фантазёры» Вводная часть: 1. Построение в шеренгу, колонну 2. Ходьба —на носках, руки в стороны —на пятках, руки на пояс —на внешней стороне стопы.
Комплекс утренней гимнастики Комплексы утренней гимнастики 1-2 неделя 01.03-10.03 3-4 неделя 13.03-31.03 Веселые движения – полезные движения, кто ими занимается – здоровья.
Комплекс утренней гимнастики «Весна» Комплекс утренней гимнастики Подготовительная группа «В весенний лес». I Вводная. Ходьба в колонне по одному, ходьба дробным шагом; подскоки.
Комплекс утренней гимнастики с 01.12 2016 г. по 16.12.2016 г. Ст. гр Стихотворное сопровождение Последовательность выполнения действий, дозировка нагрузки Методические.
Конспект утренней гимнастики с экологическим уклоном Конспект утренней гимнастики с экологическим уклоном. МБДОУ дет сад «Соболенок» Воспитатель –эколог: Морокова Т. К. Цель: Создавать положительно.
Конспект занятия по физическому развитию «Проведение утренней гимнастики» в старшей группе «Полет в космос» Цель: способствовать укреплению здоровья детей и пробуждению организма для совершенствования двигательных навыков. Задачи: Образовательные:.
Мастер-класс для родителей «Организация и проведение дыхательной гимнастики» Красота, чистота и правильность речи тесно связаны с её интонацией и мелодикой. Интонация в речи имеет огромную роль. Плавный длительный.
Организация и проведение прогулки в ДОУ в соответствии с ФГОС до (старшая группа) День, проведенный ребенком без прогулки, потерян для его здоровья. На прогулке дети играют, много двигаются. Движения усиливают обмен веществ,.
Организация и проведение совместной деятельности взрослого и детей по изготовлению пособий по пальчиковой гимнастики Организация и проведение совместной деятельности взрослого и детей по изготовлению пособий по пальчиковой гимнастики. Цель: развивать ловкость.
Семинар-практикум для воспитателей «Организация и проведение режимных моментов в ДОУ в соответствии с ФГОС до» Ход семинара-практикума. Цель: Познакомить педагогов с методическими рекомендациями по организации режимных моментов; их значимостью для.
Источник