- Русский язык 8 класс ОрфографиЯ ПОМОГИТЕ вставить правильные буквы, раскрыть скобки
- Написание НЕ с разными частями речи. (Повторение изученного в 5-7 классах).
- Просмотр содержимого документа «Написание НЕ с разными частями речи. (Повторение изученного в 5-7 классах).»
- Орфографические разминки на уроках русского языка
Русский язык 8 класс ОрфографиЯ ПОМОГИТЕ вставить правильные буквы, раскрыть скобки
Деревя.. ый дом, дерево срубле.. о, ледя.. ой дом, сваре.. ый борщ, исти.. ый друг, украше.. а рисунком, письмо написа.. о, стари.. ый дом, серебря.. ый кубок, краше.. ый пол, некраше.. ые стены, огни погаше.. ы, соедине.. ы вместе, спрята.. ы в доме, построе.. ый дом, оно отправле.. о, решё..ая задача, услыша.. ый рассказ, ветре.. ый день, стена покраше.. а, гружё..ый вагон, выдума.. ая история, равни.. ая местность, книга прочита.. а, письмо получе.. о, задача реше.. а, броше.. ый камень.
Ветхая одеж.. нка, пораж.. нный красотой диковинного леса, привлеч.. нный журчанием неприметного с виду родничка, не известное уч.. ным созвездие, неточный расч.. т, неглубокая реч.. нка, обаятельная девч.. нка, окруж.. нный причудливыми очертаниями, негромкий ш.. рох, нестерпимо жж.. т.
Щ.. голь уш.. л проч. снеж.. к колюч. стереж.. т собач.. нка, печ.. т печ. обожж.. ный кирпич. плащ. с капюш.. ном, распахнёш.. настеж. ж.. лоб дал теч. пропеч.. нный калач. снимаеш.. сапож.. к, прикрепиш.. крюч.. к., пирож.. к горяч. исправьте сч.. тчик, увлеч.. ся решением задач. нареж.. те калач. камыш.. вый шалаш. деш.. вая вещ. ж.. лтый цветок пахуч…
(Не) дорогой воротнич.. к из ц.. гейки, (не) торопясь, ш.. л на ц.. почках, ж.. лтенький ц.. плёнок (не) уклюж. гиац.. нт пахуч. ц.. трус свеж. (не) известный ц.. ркач. грус.. ная традиц.. я, опас.. ная экспедиц.. я, (не) высокая ж.. лтая акац.. я, сестиц.. н плащ. круглолиц.. й (не) поседливый малыш. смуглолиц.. й мальч.. нка, вереница туч. (не) точная ц.. тата, (ни) чем (не) пробиваемый ж.. сткий панц.. рь, (не) заполненная ц.. стерна, (не) закреплённая ж.. сткая ц.. новка, (не) предсказанный синоптиками опас.. ный ц.. клон, опасаеш.. ся (не) ожиданной провокац.. и.
Заваре.. ый чай горяч. приправле.. ый ц.. корием ч.. рный кофе хорош. нареза.. ые ц.. трусы, отстав.. те сваре.. ый (не) остывший борщ. из маринова.. ых груш. консервирова.. ые (не) крупные яблоки, глиня.. ый ковш. подрумян.. те (не) свежий ржа.. ой калач. (не) остывший масля.. ый соус, выглаже.. ая льня.. ая скатерть, сваре.. ый кури.. ый потрош.. к, фарширова.. ые гуси.. ые шейки, естестве.. ое (не) терпение, (не) традицио.. ые блюда, порцио.. ые тарелки, бли.. ый пирог, начище.. ый стари.. ый серебря.. ый сервиз, копчё..ый окороч.. к, стерилизова.. ое (не) кипячё..ое молоко, белё..ый молоком, (не) солё..ые, а маринова.. ые грибы.
Деревянный дом, дерево срублено, ледяной дом, сваренный борщ, истинный друг, украшена рисунком, письмо написано, старинный дом, серебряный кубок, крашеный пол, некрашеные стены, огни погашены, соединены вместе, спрятаны в доме, построенный дом, оно отправлено, решённая задача, услышанный рассказ, ветреный день, стена покрашена, гружёный вагон, выдуманная история, равнинная местность, книга прочитана, письмо получено, задача решена, брошенный камень.
Ветхая одежонка, поражённый красотой диковинного леса, привлечённый журчанием неприметного с виду родничка, не известное ученым созвездие, неточный расчет, неглубокая речонка, обаятельная девчонка, окруженный причудливыми очертаниями, негромкий шорох, нестерпимо жжёт.
Щёголь ушел прочь, снежок колюч, стережет собачонка, печёт печь, обожжённый кирпич, плащ с капюшоном, распахнёшь настежь, желоб дал течь, пропечённый калач, снимаешь сапожок, прикрепишь крючок., пирожок горяч, исправьте счетчик, увлечься решением задач, нарежьте калач, камышовый шалаш, дешевая вещь, желтый цветок пахуч.
Недорогой воротничок из цигейки, не торопясь, шел на цыпочках, желтенький цыплёнок неуклюж, гиацинт пахуч, цитрус свеж, неизвестный циркач, грустная традиция, опасная экспедиция, невысокая желтая акация, сестрицын плащ, круглолицый непоседливый малыш, смуглолицый мальчонка, вереница туч, неточная цитата, ничем не пробиваемый жесткий панцирь, незаполненная цистерна, незакреплённая жесткая циновка, не предсказанный синоптиками опасный циклон, опасаешься неожиданной провокации.
Заваренный чай горяч, приправленный цикорием черный кофе хорош, нарезанные цитрусы, отставьте сваренный неостывший борщ, из маринованных груш, консервированные некрупные яблоки, глиняный ковш, подрумяньте несвежий ржаной калач, неостывший масляный соус, выглаженная льняная скатерть, сваренный куриный потрошок, фаршированные гусиные шейки, естественное нетерпение, нетрадиционные блюда, порционные тарелки, блинный пирог, начищенный старинный серебряный сервиз, копчёный окорочок, стерилизованное некипячёное молоко, белёный молоком, не солёные, а маринованные грибы.
Источник
Написание НЕ с разными частями речи. (Повторение изученного в 5-7 классах).
Конспект урока по русскому языку в 8 класе
Просмотр содержимого документа
«Написание НЕ с разными частями речи. (Повторение изученного в 5-7 классах).»
Тема урока : Написание НЕ с разными частями речи. (Повторение изученного в 5-7 классах).
Цель: восстановить в памяти учащихся изученные орфограммы, выработать умение применять правила, развивать орфографическую зоркость; воспитывать интерес к народному творчеству (пословицам), к русскому языку.
Наглядные материалы и оборудование: таблица «Написание НЕ с любыми словами, с разными частями речи», сигнальные карточки, раздаточный материал, ноутбук.
Тип урока: комбинированный.
Актуализация опорных знаний.
— Назовите орфограмму в этих словах.
В словах с шипящим на конце и с о – ё после шипящих обозначьте орфограммы. Вставьте пропущенные безударные гласные в корне:
Т…лкнёшь пл…чом, щёголь ушёл прочь, сн..жок к…люч, стережёт собачонка, п…чёт печь, обожжённый кирпич, плащ с капюшоном, кл…чонка пустилась вскачь, жёлоб дал течь, проп…чённый калач, не порежьтесь н…жом, х…рош лужок, снимаешь сапожок, прикрепишь крючок напрочь.
Расставьте пропущенные знаки препинания, вставьте пропущенные буквы.
Спать его отвели на печ… где он знал каждый кирпич каждую щель в бр…венчатой ст…не каждый суч…к в потолке.
Мотивация учебной деятельности.
Слово учителя. — Девизом нашего урока я выбрала пословицу: «Каждый день жизнь прибавляет частицу мудрости».
— Как вы понимаете смысл этой пословицы? (Каждый день мы узнаём что-то новое). Наши знания – это богатство, которое мы складываем в сундучок, а когда нужно, достаём и используем. Сегодня мы не отправимся за новым запасом знаний, а откроем каждый свой сундучок и приведём в порядок уже известные нам знания.
Работа по карточкам.
— На ваших столах стоят сундучки, откройте их, выполните задание, постарайтесь сформулировать тему нашего урока.
Задания для 1 ученика .
Восстановите слова, добавив к ним НЕ
…вежа, …годовать, …былица. …взрачный, …доросль, …доумевать, …доразумение, …дотрога, …забудка.
Задания для 2 ученика
Восстановите слова, добавив к ним НЕ
…нарисовал, …моешь, …привык, …переносить, …учить, …шью, …прячь, …открывать, …отрежь.
Задания для 3 ученика
Восстановите слова, добавив к ним НЕ
…чёткий, …глубокий, …колючий, …сладкий, …приятель, …друг, …добрый,…много, …красиво.
Сообщение темы и цели урока (дети сами определяют).
— Попробуйте сами определить тему нашего урока и сформулировать основную цель.
4.Работа над темой урока.
Работа с таблицей.
Учащиеся по одному представителю от группы подходят к таблице и называют правило написания НЕ с любыми словами, с разными частями речи (то правило, которое они применяли, выполняя задание по карточке).
Учитель объясняет те случаи, которые не были затронуты учениками.
Миновав деревню, всадники свернули не влево, а вправо, и бросились вскачь. Моргач – человек опытный, себе на уме, не злой, не добрый, а более расчётливый. Ваше сообщение отнюдь не интересно. Девчонки поглядывали на нас далеко не дружелюбно. Нет, пустыня не ошибка природы. Соловьи, соловьи, не тревожьте солдат. Невесело солнце всходило. Батальон, не замеченный противником, зашёл в тыл и ворвался на вокзал.
На всю жизнь запомнил пастушок этот дивный, ни с чем не сравнимый день. На сегодня осталась одна нерешённая проблема.
(Пальцы рук связаны с мозгом и внутренними органами. Массируя их, мы повышаем деятельность головного мозга, желудка, кишечника, позвоночника, печени, сердца.)
Возьмите шестигранный карандаш, зажав его между ладонями, 1 минуту растирайте их, перекатывая карандаш, постепенно увеличивая усилие до возникновения в ладонях ощущения приятного тепла.
Возьмите шестигранный карандаш в правую руку, 1 минуту растирайте им внутренние стороны каждого пальца левой руки. Затем поменяйте руки.
Игра «Умники и умницы».
Восстановите пословицы, на месте пропуска вставьте слова.
(За каждый правильный ответ ученик получает жетон.)
Дело – не _______; от него не отмахнёшься. (комар)
Не потрудишься – мёду не ________. (поешь)
Без не___________ и удач не бывает. (неудач)
Не проверивши _________, не доноси его до чужого уха. (слуха)
Не замочив ___________, не умоешься. (руки)
Не_________ речь – мутное зеркало. (неясная)
Учёный водит – не______ сзади ходит. (неуч)
Выполнение разноуровневых заданий (раздаточный материал).
Задание первого уровня
Раскрой скобки и запиши.
(Не)лепо, (не)суразный; (не)честный, а лживый; (не)чёрств, а свеж; далеко (не)безопасно;(не)смотреть, (не)ответив, (не)говоря; (не)торопливый, (не)высоко.
Задание второго уровня
Раскрой скобки, над словами с НЕ укажи часть речи.
(Не)учащённый, а нормальный пульс; борщ нисколько(не)горяч; (не)мажорное, а минорное настроение; (не)дорогой шёлк; (не)ветер шепчется с камышом; (не)жалеешь удилищ; (не)опавший ещё лист.
Подбери синоним или образуй сравнительную степень.
Задание третьего уровня
Напиши мини-сочинение по опорным словам.
Ненастные дни; непрерывная гряда свинцовых туч; небо не синее, а серое; не затянутый тучами небольшой клочок неба; нерешительный луч; не крутой, а пологий бережок; ивнячок у неугомонной речонки; неуютный, неприглядный пейзаж; невнятный шорох; невзрачная жёлтая трава; не опавший ещё лист; не покидающие родные края птицы; не торопясь; не радуя глаз; не буйная красота ранней осени; только зеленеет неувядающий плющ.
Лингвистическая игра «Верю – не верю».
(Учащиеся работают сигнальными карточками)
— Верите ли вы, что эти слова пишутся с НЕ
СЛИТНО: неряха, недотёпа, несчастный, невидимка, незабудка;
ОТДЕЛЬНО: не птица, не каменный, не пришёл, далеко не сильный;
СЛИТНО: не сказал, не был, не успею, не открывая;
ОТДЕЛЬНО: отнюдь не надёжный, не доделать, не почувствовав;
СЛИТНО: нередко, неуч, нехорошо, неясно;
ОТДЕЛЬНО: неизвестно, невтерпёж, негорячо, неправильный.
Повторить орфограмму «Написание НЕ с разными частями речи»; придумать и записать 10 слов с НЕ (1 уровень); из художественных произведений выписать шесть предложений, в которых встречаются слова с НЕ (2 уровень).
Рефлексия. Подведение итогов урока.
— Давайте посмотрим, у кого из вас лучше всего получилось привести в порядок свои знания.
Источник
Орфографические разминки на уроках русского языка
Малахова Олеся Владимировна,
Учитель русского языка и литературы
МКОУ «Школа-интернат № 32»
г. Прокопьевск, Кемеровская область
НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Главная цель в работе с учащимися на уроках русского языка — формирование орфографической зоркости, умения обнаруживать и распознавать орфограммы в условиях как зрительного, так и слухового восприятия. Это является залогом грамотного письма. В основе формирования орфографических навыков предполагается система упражнений, направленных на совмещение обучения правописанию и тренировку соответствующих навыков с развитием памяти, внимания, а также интеллектуальным и речевым тренингом. Орфографические разминки рассчитаны на 4-5 минут самостоятельной работы в классе или дома.
В статье представлены образцы орфографических разминок, предназначенных для работы как в начальных классах, так и в классах основного уровня обучения. Сложность заданий может варьироваться индивидуально каждым учителем в зависимости от учебных возможностей обучающихся.
Прочитайте. Спишите, вставляя пропущенные буквы.
Остались на сн( е )гу заяч( ь )и сл( е )ды – д( а )леко ли зайцу до б( е )ды? Но заяц не б( о )ится. Прил( е) тела сн( е )жинок стая. Закружились белые птицы, заячьи сл( е )ды зам( е )тая. Напрасно с( о )бака старалась распознать сл(е)ды зайца. Выб(и)лась она из сил, приб(е)жала к старому м( е )стечку и думает:
— Заяц хитрый здесь был, а куда ушёл, неизвестно! (И. Эринбург)
Запиши имена существительные во множественном числе, поставьте ударение.
Торт ( тОрты ), огонь ( огнИ ), дятел ( дЯтлы ), герб ( гербЫ ), шарф ( шАрфы ), средство ( срЕдства ), зонт ( зонтЫ ), борода ( бОроды ), директор ( директорА ), орден ( орденА ).
Запишите слова в две группы: в первую — слова с непроизносимой согласной, во вторую — слова, где нет непроизносимой согласной.
Мес( Т) ность, вкус()ный, гиган( Т) ский, ужас()ный, счас( Т) ливый, интерес()ный, грус( Т) ный, поз( Д) но, чудес()ный, со( Л) нце, сер( Д) це, лес( Т) ница, словес()ный, здра(В)ствуй, свис( Т )нуть.
Спишите. Подчеркните в словах буквы, написание которых надо запомнить.
Б Е седа, кр О к О дил, м Е дведь, г А зета, г О ризонт, ж Ё лтый, ябл О к О , ш О фёр, к О ридор, ф А милия, к А стрюля, т Е л Е фон, слев А , зеркал О , в О р О бей, А птека, к О мпьютер, к О рзина, ч Е хол, грам О тный, зд О р О вье.
Запишите глаголы во 2-ом лице единственного числа.
Освещать ( освещаешь ), обидеть ( обидишь ), желать ( желаешь ), поймать ( поймаешь ), смотреть ( смотришь ), искать ( ищешь ), помогать ( помогаешь ), зависеть ( зависишь ), рисовать ( рисуешь ), нагревать ( нагреешь ), писать ( пишешь ), разговаривать ( разговариваешь ), брить ( бреешь ), стелить ( стелешь ).
Спишите, раскрывая скобки.
( Не )знайка, ( не )женка, ( не )знаю, ( не )работал, ( не )жалел, ( не )победил, ( не )рабочий, ( не )понимаю, ( не )понимание, ( не )победимый, ( не )красивый, (не )дотрога, ( не )обыкновенный, ( не )существует, ( не )повредит, ( не )шумный, ( не )известно, ( не )понятный, ( не )понял, ( не )сказать.
Запишите имена существительные в форме родительного падежа множественного числа.
Грибы ( грибов ), жилье ( жилищ ), березы ( берез ), носки ( носков ), варежки ( варежек ), сантиметры ( сантиметров ), овраги ( оврагов ), помидоры ( помидоров ), кони ( коней ), земли ( земель ), дела ( дел ), яблоки (яблок ), карандаши ( карандашей ), солдаты ( солдат ), пельмени ( пельменей ).
Подчеркните в словах орфограммы, пользуясь правилом обозначения безударных гласных букв в корне.
Т Я жёлый, ст О ловая, похв А ла, г О стиница, м О рской, пос А дить, гл А за, стр А на, св Е тофор, л И нейка, с Е стрёнка, ч И стота, св И стеть, т Е мнеть, г А лчата, пл О щадка, п А стух, ш А лун, л О шадка, м Я сной, б О льница, п О лянка, тр О пинка.
Спишите. Вставьте, где необходимо, мягкий знак после шипящих согласных на конце имен существительных.
Плащ(. ), молодеж( Ь ), много задач(…), мыш( Ь ), шалаш(…), нож(…), много луж(…), рож( Ь ), овощ(…), вещ( Ь ), много туч(…), тиш( Ь ), марш(…), много рощ(…), брош( Ь ), ноч( Ь ), много галош(…), обруч(…), пляж(…), гуаш( Ь ).
Спишите, вставляя необходимые парные согласные в корне слов.
(Б, П) ре П ка, голу Б ь, хле Б , кре П кий; (З, С) моро З , ко С ьба, ре З кий, гла З .
(В, Ф) ше Ф , морко В ь, обу В ь, жира Ф ; (Г, К) фла Г , диало Г , пото К , ночле Г .
(Д, Т) пло Т , горо Д , сосе Д ка, дож Д ь; (Ж, Ш) ло Ж ка, игру Ш ка, доро Ж ка, сторо Ж .
Спишите, раскрывая скобки. Выделите приставки, подчеркните предлоги.
( От )тащил ( от )лужи, ( с )лез ( с )дерева, ( за )шло ( за )тучу, ( по )ехали ( по )дороге, ( до )топали ( до )города, ( под )прыгнул ( под )потолок, ( во )шёл ( во )двор, ( в )полз ( в )щель, ( при )грелся ( при )кухне, ( на )брёл ( на )избушку, ( над )строил ( над )чердаком.
Запишите глаголы в два столбика: 1 — ТЬСЯ, 2 – ТСЯ.
Учи ТСЯ , боя ТЬСЯ , пригоди ТСЯ , причеса ТЬСЯ , заботи ТСЯ , посмея ТЬСЯ , роди ТСЯ , умы ТЬСЯ , надея ТЬСЯ , слыши ТСЯ , связа ТЬСЯ , стуча ТЬСЯ , крое ТСЯ , верти ТСЯ , созна ТЬСЯ , порти ТСЯ , хоче ТСЯ, крути ТЬСЯ .
Спиши, вставь окончания прилагательных, укажите их падеж.
В дремуч( ЕМ ) лесу, с чист( ОЮ ) водою, в дальн( ЕМ ) краю, с дальн( ЕГО ) севра, из глубок( ОГО ) моря, по широк( ОМУ ) полю, в соседн( ЮЮ ) деревню, на березов( ОЙ ) ветке, зимн( ИЕ ) каникулы, над высок( ИМИ ) домами, об удивительн( ЫХ ) историях, из свеж( ЕЙ ) капусты, за колюч( ИМ ) кустом.
Источник