Опыт за глубокую медитацию

Нейроны просветления: что именно происходит с мозгом, когда вы медитируете?

Теории и практики

Медитация — это серьезное упражнение для психики и тела. Что происходит с мозгом во время этого процесса? Может ли медитация быть опасной для людей психическими расстройствами? T&P изучили исследования нейрофизиологов и других ученых из США, Европы и Азии, чтобы ответить на эти вопросы.

В 1979 году в одной из гостиниц города Пуна случилось несчастье: человек, который только что вернулся из Катманду после 30-дневного курса медитаций, покончил с собой. Корреспондент журнала The Humanist Мэри Гарден, которая тоже остановилась в этом отеле, разговаривала с ним накануне. По ее словам, мужчина не выказывал признаков психического расстройства: он был дружелюбен и не выглядел огорченным. Тем не менее наутро он спрыгнул с крыши.

Сегодня можно прочитать множество правдивых положительных историй о посещении медитативных курсов. Ежегодно десятки тысяч людей отправляются в специализированные школы дома и за границей, чтобы улучшить качество своей жизни, здоровье и взгляд на мир. Однако история медитации насчитывает больше 3000 лет, и целью этих практик никогда не было то, что сегодня зачастую ищут и находят в них люди с Запада: релаксация и снятие стресса. Изначально медитация была, да и сегодня остается духовным инструментом, созданным, чтобы «очистить» разум от примесей и помех и помочь человеку достичь внутреннего просветления в той форме, в которой понимает его религия буддизма.

Читайте также:  Что есть сразу после тренировки по бодибилдингу

Pro: отдых для мозга и внимание к «я»

Как же выглядит медитативный процесс с точки зрения физиологии мозга? По данным специалистов из США и Тибета, проводивших исследования среди людей, которые постоянно практикуют созерцательную медитацию, во время этого процесса нейронная активность в центрах, отвечающих за переживание счастья, повышалась на 700–800%. У испытуемых, которые начали практиковаться недавно, это значение было заметно ниже: всего 10–15%. В своей книге «Будда, мозг и нейрофизиология счастья» исследователи отмечают, что в первом случае речь идет о людях, которые оттачивали свое мастерство на протяжении многих лет и в общей сложности успели посвятить медитации от 10 000 до 15 000 часов, что соответствует уровню спортсменов-олимпийцев. И все же с новичками произошло то же самое, пусть и в меньшем объеме.

Нейрофизиологи из Университета Осло, Норвегия, выяснили, что во время недирективной медитации (она позволяет сконцентрироваться на дыхании и отправить мысли блуждать) активность мозга возрастает и в областях, ответственных за создание мыслей и чувств, связанных с собственным «я» человека. Ученые заметили, что медитация-сосредоточение таких результатов не дала: в этом случаев уровень работы «я-центров» оказался таким же, как при обычном отдыхе. «Эти области мозга демонстрируют наивысшую активность, когда мы отдыхаем, — рассказывает автор исследования, специалист Университета Осло Свенн Давангер. — Это своего рода базовая операционная система, сеть взаимосвязанных операций, которая выходит на первый план, если внешние задачи не требуют внимания. Любопытно то, что недирективная медитация активизирует эту сеть сильнее, чем простое расслабление».

С точки зрения физиологии мозга медитация действительно похожа на отдых. Группа ученых из Гарварда выяснила в ходе исследований, что во время этого процесса мозг перестает обрабатывать обычные объемы информации. Характерный для состояния активного бодрствования бета-ритм (ритм ЭЭГ в диапазоне от 14 до 30 Гц с напряжением 5–30 мкВ) угасает. Это, по всей видимости, позволяет мозгу восстановиться.

Читайте также:  Тренировки офп для бегунов

Специалисты из Гарварда также провели магнитно-резонансное сканирование мозга людей, регулярно занимавшихся медитацией в течение 8 недель. Оценив состояние мозга сразу после 45-минутной практики, они заметили, что во многих областях активность почти угасла. У испытуемых практически «выключились» лобные доли, ответственные за планирование и принятие решений, затихли теменные участки коры, обычно занятые обработкой сенсорной информации и ориентированием во времени и пространстве, замедлилась работа таламуса, который перераспределяет данные органов чувств, и угасли сигналы ретикулярной формации, чья работа позволяет приводить мозг в состояние «боевой готовности». Все это позволило мозгу «расслабиться» и заняться обработкой данных, связанных с собственной личностью человека, а не с внешним миром.

Contra: избыток серотонина и исчезновение границ

Даже далай-лама уверен, что с медитацией нужно быть осторожным: «Западные люди переходят к глубокой медитации слишком быстро: им нужно узнавать о восточных традициях и тренироваться больше, чем они делают обычно. В противном случае возникают ментальные и физические трудности».

Нейрофизиологи отмечают, что медитация и впрямь может плохо сказаться на психическом здоровье, особенно если вы уже страдаете от расстройства. Доктор Соломон Снайдер, глава кафедры нейрофизиологии Университета Джона Хопкинса, предупреждает, во время медитации в мозгу дополнительно высвобождается серотонин — один из главных нейромедиаторов, который руководит многими системами организма. Это может быть полезно при мягкой депрессии, однако излишки серотонина способны вызвать парадоксальную тревогу, возникающую на фоне релаксации. Вместо расслабления человек в таком случае получает глубокую печаль или паническую атаку. При шизофрении, по словам Снайдера, медитация в отдельных случаях способна вызвать психоз.

Доктор Эндрю Ньюберг из Университета Пенсильвании в ходе своих исследований выяснил, что медитация уменьшает кровоток в задней части верхнетеменной извилины, ответственной за глубокую чувствительность и границы тела. Это вполне объясняет чувство «единения с миром», о котором нередко рассказывают люди, испробовавшие на себе такие практики. «Если заблокировать работу этой извилины, — говорит Ньюберг, — вы перестанете чувствовать, где заканчивается ваша личность и начинается окружающий мир». «Медитация не будет полезна поголовно всем пациентам с эмоциональными расстройствами, — уверен коллега, профессор Ричард Дэвидсон из Висконсина. — Для некоторых категорий людей она может оказаться даже вредна». Дэвидсон утверждает, что медитативные практики «способны изменить состояние нейронной ткани в участках мозга, ответственных за способность к эмпатии, а также внимание и эмоциональные реакции». Это, по словам профессора, может негативно сказаться на отношениях с окружающими людьми и привести к появлению чувства потери и одиночества, которые способны подорвать настроение человека, даже если он психически здоров.

В пользу осторожного обращения с медитативными практиками высказываются не только нейрофизиологи. Кристофе Титмусс, бывший буддийский монах, который ежегодно посещает випассану в одной из индийских школ, предупреждает, что изредка люди переживают в ходе такого курса весьма травматический опыт, из-за чего впоследствии им требуется круглосуточная поддержка, медикаменты и даже госпитализация. «Некоторые испытывают кратковременное состояние ужаса от того, что их мозг вышел из-под контроля, и боятся сойти с ума, — добавляет он. — Вдалеке от привычной повседневной реальности сознанию трудно восстановиться, так что такому человеку обычно нужна помощь извне». Однако Титмусс отмечает, что, по его мнению, медитация вызывает подобные эффекты не сама по себе. «Функция медитативного процесса, как указывал Будда, заключается в том, чтобы он стал зеркалом, отражающим нашу суть», — рассказывает бывший монах.

Противопоказания

Таким образом, если человек страдает депрессией, шизофренией, биполярным аффективным расстройством или другим психическим заболеванием, медитация может обернуться для него неприятностями: обострением, психозом или даже попыткой суицида. В некоторых школах духовных практик сегодня даже применяются опросники, которые позволяют выявить и отсеять среди претендентов тех, кто уже сталкивался с психическими расстройствами сам или знает, что такие случаи были в его семейной истории. Однако ничего удивительного в этом нет. Медитация — это способ активного использования и тренировки психики, точно так же, как бег — это способ тренировки сердца и ног. Если ваше сердце или суставы не всегда работают хорошо, вам нужно бегать осторожно или выбрать другой вид нагрузки.

Источник

ЗдоровьеЛичный опыт:
Как медитация
помогает разным людям
на практике

Ресторатор, коуч и другие герои о «тренировке мозга»

Интервью: Карина Сембе

Из древней духовной практики медитация превратилась в модный тренд и почву для многообещающих научных исследований. Поп-звёзды и актёры рассказывают об опыте медитации в интервью, учёные видят в ней панацею от стресса и тревоги, а стартаперы один за другим создают интерактивные приложения по «фитнесу для мозга» и контролю внимания. Мы попытались разобраться, как и почему это происходит, а теперь поговорили о медитации с семью людьми, для которых эта практика стала важной частью работы над собой.

Екатерина Щеглова

художник-постановщик театра и кино

У меня довольно неустойчивая психика и чувствительная нервная система, и мне практически всю жизнь были свойственны резкие перепады настроения. Ежедневная практика медитации мне необходима, как лекарства людям с хроническими болезнями.

Я начала практиковать около шести лет назад. Получилось это совершенно случайно: я пошла на йогу за компанию, и там проходила медитация. Я практически мгновенно почувствовала, что это что-то, от чего мне лучше, и немедленно решила это делать каждый день. Просто как-то сразу стало понятно — вот, мне нужно именно это. Я пришла домой, нашла на YouTube ту самую медитацию, которую мы делали на занятии по йоге, скачала её, извлекла звуковую дорожку в mp3 и залила её в плеер. С тех пор она там, и я занимаюсь каждый день в среднем по 40 минут.

Это динамическая медитация из кундалини-йоги на 10 минут, которая являет собой набор физических упражнений. Когда голос в наушниках говорит «дышите, теперь не дышите, теперь машите руками» и так далее. Мне это подходит, потому что так мне легче отключить голову. Не нужно думать, а нужно просто всё выполнять, и к окончанию медитации я успокаиваюсь настолько, что могу ещё полчаса сидеть в тишине. В самом начале медитации мне очень помогают дыхательные упражнения: вдох через одну ноздрю на 8 счётов, задержка дыхания на 8 счётов, выдох через вторую ноздрю на 8 счётов, задержка дыхания на 8 счётов, снова вдох — и так сколько потребуется (я делаю раз двадцать).

Конечно, для всего этого лучше выделять время в начале дня, по-другому планировать время. Теперь мне нужно как-нибудь создавать для себя этот дополнительный час утром — вставать не в десять, а в девять, или быть готовой опоздать на час и извиняться. Я всегда выбираю опоздать на час и извиняться, но сделать упражнения, а не наоборот, и пока ни разу не пожалела об этом. Я не очень помню научные объяснения эффекта медитации, но чувствую, как ранее не контролируемый поток сознания останавливается хотя бы на несколько минут. Эти упражнения делают с мозгом и всем телом что-то такое, что всё приходит в относительный баланс и ты просто чувствуешь себя лучше. Для меня в этом нет никакой мистики — это физический процесс. Наверное, похожий эффект дают медикаменты, но таблетки — это как бы допинг, а упражнения просто чинят тебя, и организм сам привыкает нормально работать.

Когда я вставляю в мой принтер новые картриджи, он предлагает их калибровать. Это очень похоже на то, как упражнения «калибруют» мою голову — я просто прихожу в ресурсное состояние.

Василий Ильин

Впервые я попал на медитацию совершенно случайно — лет пять назад мой друг позвал меня на какой-то дзадзен, сказал, что это крутая штука и мне надо попробовать. Сначала нам рассказали, как правильно сидеть и дышать во время медитации, что делать со своими мыслями. Потом все сели на подушки лицом к стене. После двух получасовых сессий я понял, что на следующей неделе нужно прийти сюда снова. Никаких специальных духовных или мистических поисков у меня до этого не было, я просто достаточно быстро понял, что столкнулся с очень эффективным инструментом, который можно связать почти с любой сферой жизни.

Место, куда я начал ходить, оказалось буддийским центром традиции дзен. Считается, что это линия передачи учения о медитации, идущая от Будды Шакьямуни. Эта линия существовала в Индии, Китае, Японии, а теперь развивается и в Европе. Главой в этой школе является буддийский монах Сандо Кайсен, он живет на юге Франции, его ученики открывают центры в разных странах Европы. Со стороны немного напоминает религию, но по сути ничего религиозного здесь нет — тут не во что верить и нечему поклоняться.

Глубокая медитация основана на очень аккуратном отношении к себе

О каких-то результатах или эффектах не так просто сказать: я регулярно практикую уже несколько лет, и тяжело вспомнить, как бывает по-другому. Я бы не стал привязываться к каким-то кратковременным результатам: во время или сразу после практики у нас могут быть самые разные состояния — приятные или не очень. Сидя на подушке лицом к стене, мы учимся не так сильно от них зависеть, и именно этот навык может потом пригодиться нам в жизни. Также мы учимся работать со своим вниманием, что тоже полезно почти в любом деле. Мы можем лучше понимать, что мы делаем, чего мы хотим, быть более эффективными, получать больше удовольствия во время отдыха. Становится яснее, как можно помочь окружающим нас людям, мы можем избежать ненужных конфликтов.

В сегодняшней ситуации, сложившейся вокруг медитации, я вижу некоторую сложность: у людей большое количество предрассудков и фантазий по этому поводу, многим кажется, что это обязательно связано с какой-то эзотерикой и чем-то таинственным. Но речь идёт об очень простых вещах: нашем теле, наших ощущениях, том как работает наше внимание, и том, как мы могли бы это объединить.

У многих в нашей стране есть склонность воспринимать практику медитации как что-то непременно связанное с преодолением себя. Людям кажется, будто, чтобы стать свободнее и счастливее, им обязательно нужно вначале страдать, но это совсем не так. Глубокая медитация основана на очень аккуратном отношении к себе; концентрация всегда должна работать вместе с расслаблением.

Мне кажется, почти все могут найти ту или иную форму медитации, которая им подойдёт. Я бы посоветовал немного поискать и выбрать какую-то традицию или метод, который вам близок, и начать регулярно практиковать. Хорошо ещё найти опытных практиков, которым бы вы доверяли и могли обсуждать какие-то свои сложности и тонкости медитации. Это может быть преподаватель, тренер или буддийский монах — кому что нравится. Хорошо иногда практиковать в группе, кому-то это помогает. Иногда можно съездить на ретриты, своего рода выездные семинары на несколько дней, посвящённые медитации. Не стоит ждать от таких мероприятий каких-то откровений, но за их время можно научиться связывать формальную практику и нашу повседневную жизнь.

Ольга Пастушина

коуч по брейн-фитнесу

Для меня всё началось в 2010 году, когда я оставила офисную работу, и моя жизнь значительно изменилась. В неё стали приходить очень разные люди, которые помогли мне взглянуть на мир под новым углом. Однажды мой друг посоветовал мне попробовать цигун и медитацию: первое для тела, второе — для сознания. Спустя полгода занятий цигуном моя фигура стала стройнее, и я поняла, что вполне способна её корректировать. Это мне очень понравилось, потому что по поводу фигуры у меня был небольшой пунктик. Благодаря физическим нагрузкам я также стала намного меньше болеть.

Что касается медитации, тут всё оказалось не так просто. Для того чтобы ощутить и понять это новое состояние, мне понадобилось время, личный опыт моих друзей и новейшие технологии. Я начинала так: 1–2 раза в неделю садилась в позу лотоса, закрывала глаза, включала мантру и пыталась медитировать. Как мне объяснили, нужно ни о чём не думать. Позже я стала применять некоторые несложные техники, в частности, стала следить за своим дыханием. И вот однажды во время медитации на берегу моря у меня появилось ощущение, что мне не нужно дышать. Это потрясающее чувство. Разумеется, я продолжала дышать, моё сердце продолжало биться, но это происходило как бы само собой. Со временем я поняла, что вовсе не обязательно садиться в позу лотоса или включать мантру, чтобы войти в лёгкое медитативное состояние.

Фитнес для мозга играет ключевую роль в поддержании
когнитивных способностей

В 2013-м меня познакомили с BCI, технологией нейрокомпьютерного интерфейса, и пригласили работать в проект. Эта технология очень простым и интересным путём даёт понимание того, что такое медитативная практика и как она влияет на мозг с научной точки зрения. Нейрокомпьютерный интерфейс считывает активность головного мозга, при помощи него человек может управлять электрическими предметами и компьютерными программами. Я познакомилась с этой технологией, когда ко мне в руки попала нейрогарнитура NeuroSky — устройство, похожее на обруч или наушники, с датчиком на лбу и мочке уха, которое работает о принципу электроэнцефалограммы. Гаджет предназначен для брейн-фитнеса, то есть буквально для тренировки мозга. Та же медитация, но с умными технологиями. Брейн-фитнес основан на принципе нейрофидбэка, который используется, чтобы научить наш мозг производить определённые электромагнитные волны за счёт преднамеренного изменения собственной активности. Концептуально это работает аналогично тренировке мышц с помощью физических нагрузок.

Так называемый фитнес для мозга играет ключевую роль в развитии человека и поддержании его когнитивных способностей. Обучение новым скиллам, отвечающим требованиям современности, требует концентрации внимания, хорошей памяти, высокой скорости обработки информации и умения управлять стрессом. Если мы развиваем и поддерживаем эти качества, то осваивать новое и сохранять мозг в здоровом состоянии можно долгие годы. Человеческий мозг создан для изменений и ждёт от нас перемен — завтра он будет готов делать то, чего ещё не умеет сегодня. В первое время после рождения наше восприятие мира очень примитивно, когнитивные способности практически отсутствуют. Но обучение новому постепенно изменяет физическую структуру мозга, способствует созданию миллиардов новых нейронных связей, адаптирующих нас к условиям окружающего мира.

Этот процесс может продолжаться до конца жизни, нам только нужно его стимулировать. С самого детства мне очень сложно давалось изучение иностранных языков, и я мечтала о том, что когда-нибудь я всё-таки освою хотя бы один. Сейчас я живу в Сантьяго-де-Чили и общаюсь с людьми на английском и испанском, для меня это уже чудо. Если практика цигуна поддерживает мою физическую форму, а медитация привела в гармонию эмоциональное состояние, то брейн-фитнес серьёзно повысил мои когнитивные способности.

Надя Пожарская

продюсер, fashion- и арт-консультант

Медитация — это момент максимального cпокойствия и сосредоточения, когда отключается всё: окружающая среда, твоё тело, желания. Когда просто сидишь и наблюдаешь за игрой собственного ума: как постоянно возникают в голове разные мысли, а ты их просто отпускаешь, никак не оценивая. Постепенно очищать ум от этих скачущих блох становится всё легче. Это как стакан с мутной водой: если оставишь его в покое, то осадок соберётся на дне, и вода станет прозрачной. Ну, а дальше — кому что: можно просто остаться в этом состоянии или начать размышлять над каким-нибудь вопросом.

Методов медитации миллион — от восточных практик до вышивания у камина или одного из методов Марины Абрамович. Короче, всё то, что успокаивает ум. Мой четырёхлетний сын, например, иногда по утрам крутит локон на пальце и выпадает из реальности. Не представляю, о чём он там думает, но частенько в этом состоянии его не дозовёшься завтракать. Раньше это называлось «втыкать», но сейчас мы всё больше втыкаем в гаджеты, а не в собственный ум.

В северном (тибетском) буддизме, который я стараюсь практиковать, медитация сопровождается тантрическими практиками на уровне тела, речи и ума. Это может означать, например, сочетание позы лотоса (тело), мантр (речь) и удержание определённых образов в уме.

Чем глубже медитация, тем сложнее ей помешать. Когда много лет назад я начинала, забот, неврозов и обязанностей было гораздо меньше, и сосредоточиться было легче. А сейчас постоянно что-то тревожит: телефон, работа, фейсбук. Огромный поток информации отнимает всё больше нашего внимания, и стряхнуть его становится всё сложнее. Но это ведь как в тренажёрном зале: чем регулярнее занятия, тем выше мотивация и тем очевиднее результат, а как только начинаешь выпадать, режим расшатывается, и уже ни удовольствия, ни красоты. Что касается результатов, здесь параллель со спортом всё так же уместна: тренированное тело становится более выносливым, меньше болеет и круче работает, то же происходит и с умом.

Для начала я бы посоветовала выбрать правильный «спортзал» — найти интересную обстановку: это могут быть тибетские мантры, индуистские благовония, берег моря, тишина, сложные позы из йоги — что угодно, лишь бы это было психологически комфортно. Ум — это самое ценное, что у нас есть, и поэтому заняться его развитием — вполне логичное решение, тем более, что эти полезные навыки и состояние «осознанного ума» сохраняются на всю жизнь.

Виктор Каганович

В молодости я много слышал о медитации, как её практикуют в дзен-буддизме. Насколько я понимаю, позже это сформировалось в так называемую трансцендентальную медитацию. Речь шла о полной остановке внутреннего диалога, достижении «идеальной тишины» внутри. Всё это должно было привести к сверхъестественным результатам и экстазу. После многих попыток мне стало ясно, что для меня это какой-то ужасный мысленный тупик, и совершенно непонятно, почему это вызывает такой массовый восторг.

Позже я нашёл другие способы обострения всех телесных переживаний и повышенной концентрации внимания, способности контролировать и направлять его. Уже ориентируясь на этот опыт, можно было в совершенно трезвом состоянии ума, естественно, не так остро, но всё-таки сознательно направлять внимание на собственные телесные состояния и учиться их контролировать. И если минимальным усилием можно получить серьёзную долю контроля над «грубыми» составляющими телесности (мышцы, связки, кости, общий тонус опорного аппарата), то, вероятно, с большим усилием и прилежанием, при помощи тренировки можно добиться и более тонкого контроля над организмом.

Важно обозначить, что медитация в этом смысле не то же самое, что созерцание, как его определяет Шопенгауэр, то есть наблюдение, лишённое интереса, полное «растворение» в нём наблюдающего. Я думаю, «сознательное направление внимания» будет более точным определением.

В медитации есть следующий уровень, где внимание направляется само на себя, на внимание и мысль как таковые, а также на категории времени и пространства, происходит как бы рассматривание этих явлений «под лупой» собственного внимания. Погружаясь всё дальше и дальше, можно попасть в сферу «чистого духа» и долго блуждать по этим лабиринтам. Дело довольно серьёзное и отличается от обычных медитативных упражнений, примерно как восхождение на крыльцо у дома от восхождения на Эверест.

Анастасия Бобровская

Я начала практиковать медитацию пару лет назад, когда получила предложение работать в Нью-Йорке и перебралась туда жить. Ответственная должность в fashion-компании и множество перемен, естественно, отразились на моём психологическом состоянии. Быстрый и очень насыщенный образ жизни в Большом яблоке не оставлял места и времени для передышки, и я почувствовала острую нужду в моральной перезагрузке.

Я начала с медитации после хатха-йоги. Она также известна как «техника сканирования тела», которая помогает снять напряжение и усталость. Но двух-трёх раз в неделю оказалось недостаточно, и я решила, что, для того чтобы действительно обрести душевное равновесие, стоит не только медитировать чаще, но, прежде всего, учиться игнорировать стресс. Я начала поиск новых инструментов и техник и, к своему счастью, открыла для себя приложение Headspace.

Headspace работает как личный тренер — помогает тренировать разум и контролировать поток мыслей и эмоций. Вы можете слушать Headspace на ходу или загрузить подходящую по времени сессию и практиковать офлайн в любом удобном для вас месте: между встречами, в такси, после утреннего кофе или занятий спортом.

Медитация — это очень персональный опыт, и для меня мой главный гуру — это моё тело и сознание. Стоит всего лишь прислушаться к ним — и даже пятиминутный брейк наедине с собой поможет почувствовать себя спокойнее и счастливее.

Алексей Мунипов

В принципе, описывать занятия медитацией так же бесперспективно, как и объяснять любые другие попытки что-то в себе улучшить — бег ли это, психотерапия или поход на массаж. Ничего сверхсложного или сверхувлекательного тут нет, а медитация — это ещё и совершенно незрелищные дела: ну сидит человек некоторое время молча и с прямой спиной, если что-то и происходит, то только в его голове — чем тут хвастаться?

Хоть что-то о медитации я начал понимать, или, точнее, чувствовать, съездив на 10-дневную випассану. Было это в горах в двухстах километрах от Мадрида, хотя может быть где угодно — всё равно практически всё время вы сидите на коврике в актовом зале. Правила випассаны вроде сейчас уже всем известны. Если вкратце, это что-то вроде имитации монашеской жизни, снабжённой обетом молчания. Десять дней надо молчать и наблюдать за дыханием, практически в прямом смысле слова созерцая собственный пуп. Подъём в 4:30, обед в 12:00, ужин в 17:00. Чтение, записи, любые гаджеты запрещены.

Всё это нужно, чтобы переключить внимание с внешнего мира на себя. И на практике это довольно болезненный процесс — и в смысле телесных ощущений, и в смысле того, что начинает происходить в голове. Собственно, примерно в этом медитация и заключается: это не столько способ расслабления (хотя многие думают о ней именно так), сколько попытка переключить внимание на себя, а в идеале — быть включённым постоянно. В общем, похоже на известную формулу Лири, только без последнего слагаемого: turn on и tune in — да, а drop out необязательно (и даже как-то глупо).

По большому счёту, способов это делать миллион, поводов — ещё больше. Не буду притворяться, что достиг в этом хоть какого-то прогресса, даже в том, чтобы делать это ежедневно. Но вообще идея о том, что, например, за собственными эмоциями можно наблюдать со стороны, что ты не равен им, довольно вдохновляющая и иногда может сильно помочь.

Источник

Оцените статью