Понятие о технике физических упражнений
Техника физического упражнения — способ решения двигательной задачи.
Рациональная техника — это вариант, отвечающий основным физиологическим, биомеханическим и другим закономерностям построения системы движений.
Оптимальная техника — это вариант, отвечающий не только закономерностям построения движения, но и индивидуальным особенностям организма занимающегося.
В технике любого физического упражнения выделяют подготовительную, основную и заключительную фазы.
1. Подготовительная фаза способствует созданию наиболее благоприятных условий для выполнения главной задачи действия (например, старт при беге на короткую дистанцию и т.д.).
2. Основная фаза состоит из движений, с помощью которых решается главная задача действия (например, стартовый разгон в беге, финальное усилие в метании и т.д.).
3. Заключительная фаза завершает действие (например, сохранение равновесия после выполнения броска и т.д.).
Но для анализа техники движения этого деления бывает недостаточно, и поэтому в технике также выделяют основы техники, ведущее звено координации, детали техники.
Основы техники — это совокупность ее элементов, отличающая данный способ решения двигательной задачи от другого способа. В эту совокупность входят относительно неизменные, необходимые и достаточные для решения двигательной задачи движения. Иногда основами техники называют фазовую структуру движения (например, основы техники прыжка в длину с разбега будут составлять фазы разбега, отталкивания, полета и приземления).
Ведущее звено координации (основное звено) — главный элемент техники, без которого невозможно решение двигательной задачи (его основные характеристики: кратковременность и приложение максимальных усилий). В фазовой структуре есть фаза, качество выполнения которой в наибольшей степени определяет эффективность и результативность движения (например, в прыжке в длину с разбега — ведущее звено координации заложено в фазе отталкивания, так же, как и в нападающем ударе в волейболе (основы техники — фазы разбега, отталкивания, удара, приземления), поскольку наибольшее усилие спортсмен проявляет именно в этой фазе, к тому же именно высокий прыжок создает наиболее благоприятные условия для выполнения удара по мячу (чем выше над сеткой находится спортсмен, тем большую силу он может вложить в удар и тем больше у него вариантов выполнения нападающего удара).
Детали техники — менее существенные ее элементы, незначительно влияющие на результат. Детали техники определяют индивидуальные особенности спортсмена (например, в беге – положение корпуса или движения руками).
Каждое двигательное действие имеет динамическую и кинематическую структуру, изучение которой позволяет выявлять ошибки в технике выполнения движения и вносить необходимые и своевременные коррективы.
1. Динамические характеристики касаются сил, влияющих на движения тела человека. Различают внутренние и внешние силы:
К внутренним силам относятся:
— пассивные силы опорно-двигательного аппарата (эластичность и вязкость мышц, тонус мышц в покое);
— активные силы двигательного аппарата (сила тяги мышц);
— реактивные силы (силы отражения, возникающие при взаимодействии звеньев тела в процессе движений с ускорениями (например, маховые движения рук создают реактивные силы).
К внешним силам относятся силы, действующие на тело человека со стороны внешней среды. При выполнении упражнений внешними силами будут:
— сила тяжести собственного тела;
— сила реакции опоры;
— сила сопротивления внешней среды;
— сила, проявляемая при работе со внешними отягощениями;
Анализ и учет сил, действующих и определяющих движения тела
человека, позволяют уточнять кинематическую структуру движения.
2. Кинематические характеристики — характеристики внешней картины движения: пространственные, временные, пространственно-временные.
Пространственные — положение тела и траектория движения, которая складывается из формы, направления и амплитуды движения.
Учет пространственных характеристик позволяет избежать многих лишних энергетических затрат, так, например, от положения тела зависят:
— условия работы мышц;
— условия работы внутренних органов;
— сила сопротивления внешней среды;
Временные характеристики — длительность и темп (темп — частота повторения движения в единицу времени). Каждое двигательное действие имеет свою темповую структуру, которая определяет конечный результат.
Пространственно-временные характеристики — скорость и ускорение. Анализ скорости проводится в различные моменты выполнения движения, например, выделяют скорость одиночного движения, внутрицикловую скорость, скорость преодоления отрезка или всей дистанции в целом. Ускорения в движениях перераспределяют влияние сил на тело человека, и поэтому их важно учитывать при анализе техники выполнения двигательного действия.
Существует еще одна характеристика техники — ритм. Ритм — это интегральная характеристика, объединяющая влияние динамических и кинематических характеристик, это отражение совокупности временных и силовых показателей, т.е. распределение силовых акцентов во времени. Анализ ритма движения может, например, помочь в уточнении основ техники и ее ведущего звена координации (в сложнокоординационных движениях), позволяет уточнить влияние асимметрии на динамическую и кинематическую структуру движения (в попеременных циклических движениях — бег, плавание способами кроль на груди и на спине).
Таким образом, становится очевидным тот факт, что техника должна анализироваться по конкретным показателям и в их взаимосвязи в процессе выполнения целостного двигательного действия.
Дата добавления: 2015-12-26 ; просмотров: 2823 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Источник
ТЕХНИКА ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ
Техника – это искусность, мастерство.
Спортивная техника — есть совокупность специальных движений с помощью которых решается двигательная задача. Спортивная техника имеет две особенности:
1. Рациональность системы движений обеспечивающая максимальную эффективность двигательного действия;
2. Экономичность движений – что исключает лишние затраты усилий.
Техника физического упражнения это наиболее рациональный способ выполнения двигательного действия (под рациональностью понимается эффективно, экономично, целесообразно). Одно и тоже действие можно выполнять различными способами но только рациональные способы выполнения называют техникой.
Если двигательная задача сложна и ее выполнение состоит из некоторого числа более мелких двигательных задач, то и способ ее решения имеет сложную структуру, включает соответствующее число операций, каждая из которых становиться объектом освоения в процессе овладения техникой данного технического приема.
Т.о. спортивная техника обладает определенным составом – частями движений и определенной структурой – последовательность выполнения этих частей.
Определение операционального состава физического упражнения является одним из важных условий освоения его техники. Двигательные действия состоят из отдельных движений. При этом не все движения в нем являются одинаково важными. В связи с этим различают основу техники движений , основное (ведущее) звено и детали техники.
Основа техники — это совокупность относительно неизменных и достаточных для решения двигательной задачи движений, это те движения, которые отражают отличительные признаки данного двигательного действия, при выпадении одного из элементов двигательная задача не решается (в прыжках в высоту основой техники будут являться постепенно ускоряющийся разбег с определенным ритмом беговых шагов, отталкивание, переход через планку, приземление ). т.е основа техники — это основной механизм техники, это обязательное соотношение главных фаз движения.
Внутри основы выделяют основное (ведущее) звено основного механизма, ту решающую часть , где акцентировано движение, это наиболее важная и решающая часть в технике данного способа выполнения двигательной задачи. ( для метаний финальное усилие). Выполнение ведущего звена техники обычно происходит в сравнительно короткий промежуток времени и требует больших мышечных усилий.
Таким образом, для освоения любого физического упражнения необходимо правильно освоить основу техники, это обязательно для всех .
Детали техники — это второстепенные особенности движения, которые могут в известных пределах видоизменяться, не нарушающие его основного механизма (основы техники).
Детали техники могут быть различными у разных занимающихся и зависят от их индивидуальных особенностей.
Правильное использование индивидуальных особенностей каждого занимающегося характеризует его индивидуальную технику. Разучивание любого действия начинается с изучения его основы, где большое внимание уделяется основному (ведущему) звену техники, а потом уже ее деталям. Техника физических упражнений постоянно совершенствуется и обновляется. У спортсменов высокого класса техника обладает высокой устойчивостью, и вместе с тем гибкой приспособляемостью к переменным факторам
В выполнении технического приема выделяют определенные фазы движений следующие во времени друг за другом: подготовительную, основную, и заключительную
В подготовительной части создаются наиболее выгонные условия для выполнения движений в главной основной фазе
В основной части движения направлены
Для того, чтобы спортивная техника работала эффективно при ее становлении необходимо соблюдать три правила техники:
3. Правило коридора движения – коридор движений в котором идет рациональная техника: оптимальное направление действия сил для оптимально решения двигательной задачи (метания под углом от 40 – 50 град).
4. Предварительно растянутая мышца работает сильнее и быстрее – для эффективного выполнения технического приема необходимо применять большую силу на большем пути- т.е. необходимо увеличить путь силы (если выстрелить в дверь она не откроется, если же долго с небольшой силой давить на дверь она откроется.).
5. Правило непрерывности развития движения — слитность движения – ещё одни мышцы не сработали, начинают работать другие (обгон снаряда).
Для оценки спортивного мастерства пользуются следующими критериями: Основной критерий – Спортивный результат
1) ОБЪЁМ ТЕХНИКИ – это количество приемов которое может выполнить спортсмен в данный момент. Объём техники обусловлен уровнем развития физических качеств (может не может, правильно – неправильно здесь в основе лежит величина качества)
2) РАЗНОСТОРОННОСТЬ ТЕХНИКИ – насколько спортсмен способен разнообразно выполнить данное действие. Это обусловлено разносторонностью развития физических качеств и их взаимозаменяемостью.
3) РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ТЕХНИКИ обуславливается ее эффективностью, стабильностью, вариативностью, экономичностью, минимальной тактической информированностью для соперника.
4) ЭФФЕКТИВНОСТЬ ТЕХНИКИ определяется как соответствие ее решаемым задачам и высоким конечным результатам. Эффективность техники спортсмена определяется качеством владения ею, и близость ее к наиболее рациональному варианту.
5) СТАБИЛЬНОСТЬ ТЕХНИКИ связана с помехоустойчивостью и независимостью ее от условий и функционального состояния спортсмена. К сбивающим факторам относятся: активное противодействие соперников, прогрессирующее утомление, непривычная манера судейства, непривычное место соревнований, оборудование, недоброжелательное поведение болельщиков и др. Способность спортсмена к эффективному выполнению приемов и действий в сложных условиях является основным показателем стабильности и во многом определяет уровень технической подготовленности в целом.
6) ВАРИАТИВНОСТЬ ТЕХНИКИ определяется как способность спортсмена к оперативной коррекции двигательных действий в зависимости от условий соревновательной борьбы. Особое значение вариативность техники имеет в видах спорта с постоянно меняющимися ситуациями, острым лимитом времени для выполнения двигательных действий, активным противодействием соперников и т.п.
7) ЭКОНОМИЧНОСТЬ ТЕХНИКИ характеризуется рациональным использованием энергии при выполнении приемов и действий, целесообразным использованием времени и пространства. При прочих равных условиях лучшим является тот вариант двигательных действий, который сопровождается минимальными энергозатратами, наименьшим напряжением психических возможностей спортсмена. Важным показателем экономичности является способность спортсменов к выполнению эффективных действий при их небольшой амплитуде и минимальном времени, необходимом для выполнения.
К средствам технической подготовки относят:
6. Общеподготовительные упражнения:
а) развивающие – направленные на развитие специальных качеств, способствующих овладению техникой игры;
б) имитационные упражнения;
в) подводящие упражнения.
7. Специально подготовленные упражнения : соревновательные упражнения, выполняемые в вариативных условиях.
8. Тренировочные формы соревновательных упражнений – выполнение технических приемов в тактических действиях и комбинациях.
Методы технической подготовки к ним относятся: словесные, наглядные, практические (методы обучения по частям и в целом), кроме этого методы прочувствования, ориентирования, лидирования, суточной информации, варьирования и т.д.
1) Методы слова – обеспечивают формирование образа действий с помощью пояснений, указаний, объяснений, оценки, самопроговаривания, выяснения деталей, ошибок и т.д.
2) Наглядные методы – создают зрительный образ приема, образ должен быть ярким, образцовым, легко воспринимаемым, используют показ упражнений, пособий, макетов, видеофильмов и т.д. Очень важен у детей, т.к. вторая сигнальная система развита еще недостаточно.
3) Методы обучения – целостного разучивания, разучивания по частям и комплексного или смешанного разучивания.
4) Метод прочувствования или принудительного проведения по движению с помощью тренировок, устройств, условий или преподавателя, партнера: а) пояс тягами для защитника; б) метание груза по проволоки, закрепленной на разной высоте; в) манжеты, жгуты и т.д. Этот метод используется для исправлений ошибок.
5) Метод ориентирования – введение различных ориентиров: стоек, натянутых шнуров, блокирующего защитника (по его перемещениям производят передачу и т.д.).
6) Метод лидирования – лидер: мяч, партнер, тренажер (догнать, перегнать, остановить, отобрать, батуты, дающие различные отскок).
7) Метод срочной информации – с помощью аппаратуры спортсмена информирует о качественном и количественном показателях выполнении упражнения.
СТРУКТУРА ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКОМУ ПРИЕМУ
Так как в спортивных играх и единоборствах конечной целью обучения является формирование гибкого вариативного навыка, то обучение условно делят на 4 этапа. Этап – это условное деление педагогического процесса, отражающее педагогические закономерности. Этапы обучения соответствуют физиологическим закономерностям (стадиям) формирования двигательного навыка.
При разучивании технического приема соблюдается следующая последовательность этапов:
I этап – Ознакомление с техническим приемом;
II этап – Разучивание технического приема в упрощенных условиях;
III этап – Совершенствование приема в условиях близких к игровым;
IV этап – Совершенствование технического приема в игре.
I этап – Ознакомление с техническим приемом: Здесь необходимо создать четкое представление о техническом приеме с помощью рассказа, показ, объяснение. Оно должно быть яркое, четкое, легко воспринимаемое. Создавая представление о приёме необходимо акцентировать внимание на его основе. В результате ученик должен:
1) создать, осмыслить учебную задачу;
2) иметь представление о правилах и способах ее решения, т.е. составить проект ее решения;
3) начать выполнять прием в целом или его часть. На этом этапе ошибки необходимо исправлять сразу. Здесь используются следующие практические методы целостного обучения, и по частям или комплексный метод – при изучении сложных технических приемов, методы слова и наглядные методы.
II этап – Разучивание приема в упрощенных условиях – Здесь осваивается правильная структура движения в такой последовательности: овладеть правильным и.п., уточнить какие части тела участвуют в движении, каково их направление и согласованность, оптимальная амплитуда движения. Здесь нечто не должно мешать освоению поэтому создаются упрощенные условия вплоть до перехода двигательного умения I порядка в стабильный двигательный навык. Затем навык начинают обыгрывать варьируя условия выполнения, изменяя их, расстояния, направления, усилия, количество партнеров, скорость выполнения и т.д. Ошибки необходимо исправлять: сначала основные – ломающие структуру движения, а затем незначительные. Методы целостного разучивания, повторный.
Источник