ОМ ТАТ САТ
Энциклопедия Йоги. Йога — способ жизни на земле. > Мантры и Янтры > ОМ ТАТ САТ
С начала творения три слова – ом тат сат – использовались для обозначения Высшей Aбсолютной Истины. Эти три слова-символа произносили брахманы, когда исполняли ведические гимны и совершали жертвоприношения во имя Всевышнего. (БГ 17.23)
Комментарий:
Как уже говорилось, аскезу, жертвоприношения, пожертвования и пищу можно разделить на три категории по гунам благости, страсти и невежества. Но, к какой бы категории – первой, второй или третьей – они ни относились, все они обусловлены, осквернены качествами материальной природы.
Однако, когда их целью становится Всевышний – ом тат сат, Верховная Личность Бога, предвечный Господь, – они становятся средством духовного самосовершенствования, как утверждают все священные писания. И три слова: ом тат сат – прямо указывают на Aбсолютную Истину, Верховную Личность Бога. Любые ведические гимны содержат слог ом.
Тот, кто действует вопреки указаниям священных писаний, никогда не постигнет Aбсолютной Истины. Он получит лишь временный результат, но не достигнет высшей цели жизни. Отсюда следует, что наши пожертвования, жертвоприношения и аскеза должны относиться к гуне благости. Влияние страсти и невежества сильно понижает их ценность.
Три слова – ом тат сат – связаны со святым именем Верховного Господа: ом тад вишнох. Когда мы декламируем ведические гимны или произносим святое имя Господа, всегда нужно добавлять ом. Так предписывают Веды.
Эти три слова взяты из ведических мантр:
ॐ Ом итй этад брахмано недиштхам нама (Риг-веда) указывает на первую цель
ॐ тат твам аси (Чхандогья-упанишад, 6.8.7) обозначают вторую
ॐ сад эва саумйа (Чхандогья-упанишад, 6.2.1) определяют третью цель.
Соединяясь вместе, они образуют ом тат сат.
На заре творения, когда Брахма, первое живое существо, совершал аскезу, он произносил эти три слова, имея в виду Верховную Личность Бога. Соответственно, того же принципа придерживаются все последователи Брахмы в цепи ученической преемственности. Таким образом, эта мантра имеет очень глубокий смысл. Поэтому Бхагавад-гита утверждает, что всякая деятельность должна быть направлена на удовлетворение ом тат сат, Верховной Личности Бога.
Тот, кто, совершая аскезу, занимаясь благотворительной деятельностью или принося жертвы, произносит эти три слова, действует в сознании Кришны. Сознание Кришны – это духовная деятельность, имеющая под собой научную основу и дающая человеку возможность вернуться домой, к Богу. Когда человек действует таким трансцендентным образом, он не теряет напрасно ни капли своей энергии.
Хотя три вида духовной деятельности – жертва, очищение и милосердие (яджна, тапас и дана) – самые возвышенные из всех дел, что совершаются в мире, все они затронуты мирской скверной, в том числе самые саттвичные их формы. Для очищения их произнести «Ом Тат Сат» перед тем, как приступить к ним. Это древняя формула из трех слов восходит к самому началу времен, когда Божество впервые обнаружило себя в звуке. Каждое из слов – Ом, Тат и Сат – представляет Высшее Сознание, из которого происходит все остальное.
Рассмотрим их по отдельности.
Слог Ом (в сущности своей – имя, вызывающее к Всевышнему) – то, что произносят духовно умудренные люди, приступая ко всякому духовному начинанию. Это придает их делам священный и возвышенный характер и кладет начало уничтожению в них примеси нечистоты.
Говоря Тат (буквально: «То», Бог) во время совершения богоугодных дел, они напоминают себе о том, что все действия принадлежат не им, а Богу. Так они избавляются от чувства «я» и «мое», то есть себялюбия в отношении того, чем занимаются.
Звучание слова Сат (буквально: «То, что есть», Само Бытие) вызывает праведное ко всему отношение и напоминает о том, что дело, к которому приступают, есть благое дело, приводящее к осознанию Бога. Произнося Сат, ты очищаешь собственные дела и изменяешь окружающий мир в лучшую сторону.
У слова Сат есть также другие оттенки значений и его употребляют с другими целями. Сат – любое действие, совершенное ради Божества. Также Сат – постоянство во всяком духовном начинании (жертве, очищении и милосердии).
Повторение этой формулы – Ом Тат Сат – создает возвышенное отношение к любой деятельности. Подразумевается, что Сат («То, что есть») – это одновременно и средства, и цель: и Божество, и путь к Его достижению.
Источник
Исцеляющие звуки мантра-йоги
В наше время мантры часто недооценивают, думая, что это всего лишь непонятные слова на незнакомом для многих языке. Но, как известно и даже доказано наукой, слово имеет огромную силу, способную творить что угодно. Словами можно как исцелить, так и ранить; словами можно превознести, а можно и опустить. На самом деле слово — это мощнейший инструмент, несущий в себе огромный потенциал. И всё зависит от человека: как он применит этот инструмент, таким и будет эффект.
То, что мы произносим и как произносим, выдаёт вибрацию (волну) с определённой частотой. Именно это и оказывает эффект на нашу психику и на организм в целом. Исходя из этого, становится понятно, что каждая мантра наделена особой частотой, влияющей на конкретную грань нашей психики и тела. Мантра «ОМ» имеет самый широкий спектр воздействия.
Техника чтения мантр — Джапа
Очистка мантрами — древняя, священная и очень мощная техника. Чтобы мантры работали, их нужно повторять множество раз. Практикующий может добиться невероятных результатов благодаря этой технике. Также мантры способны во много раз усилить любую другую практику.
Большинство мантр произносятся на санскрите. Именно в этом и заключается их основной плюс, их основная (главная) ценность, поскольку санскрит — древнейший язык человечества. Пусть наш ум не способен понять его, но всё наше существо тянется к нему, поскольку когда-то все мы общались на нём, и эта информация записана у нас в подсознании.
В чём же мудрость и ценность санскрита
В Библии упоминается о том, что когда-то был только один язык. Позже люди стали разделяться и утратили способность понимать друг друга.
Наш ум старше тела. Мы носим старый ум в новом теле. Он старше, чем земля, по которой мы ходим, старше гор, рек и океанов. Соответственно, если ум настолько древний, то и вся информация о том, что происходило на нашей планете, им впиталась, в том числе и все древние языки. Прямо в глубине подсознания — всё там.
Санскрит — самый приближённый к природе язык. Поскольку перед появлением первого языка люди использовали различные звуки для того, чтобы что-то сказать, они затем преобразовались в слова, которые стали санскритом.
Во всех языках можно встретить корни слов, образовавшиеся от санскрита. Например, слово «сестра» на санскрите звучит как ‘сваса’. Или же английское слово «go» — ‘идти’, а на санскрите «га» означает ‘идти’. И таких примеров множество.
Первая буква в алфавите санскрита «А», последняя «Ха». Выходит, звук «А-ха-ха-ха», который мы издаём, когда смеёмся, содержит в себе весь алфавит. Поэтому лучший язык — смех. Люди в древности уже обладали всеми истинными знаниями, которые со временем преобразовались и приняли иную форму, но законы остались неизменными.
Влияние мантр на физическое тело
Мантры воздействуют не только на наше сознание или ум, но также имеют влияние и на наше физическое тело. Во время пения мантры соответствующая часть тела начинает вибрировать, и нужно прислушиваться к этой вибрации. По этой причине рекомендуется мантры пропевать, а не проговаривать про себя или вслух. При простом проговаривании мантры используются ограниченные возможности голосового аппарата, но когда она поётся, всё тело включается в процесс.
Наше тело — огромный резонатор. Когда мы поём, все его части откликаются, то есть начинают вибрировать, подхватывая то, что воспроизвели ваши голосовые связки. Это можно назвать массажем соответствующих полостей, и чем больше резонаторов активно во время пропевания мантры, тем лучше эффект.
Когда вы сознательно изменяете вибрации в вашем теле, повышая их частоту и тем самым настраивая себя на более тонкое восприятие реальности, где слышимость себя возрастает во много раз, тогда происходит настоящая мантра-терапия. Тогда у вас появляется возможность взглянуть на себя и на свои проблемы со стороны.
Существуют некоторые моменты, которые помогут вам увеличить эффективность от пения мантр. Первое: расслабленность тела. Чем более сковано тело и зажаты мышцы, тем хуже проходит звук. Второй момент: загрязнённость тела. Для примера возьмём обычного среднестатистического человека, который питается «нормальными» для большинства продуктами, а также ведёт соответствующий образ жизни. Забитые шлаками гайморовы и лобные пазухи, лёгкие и кишечник — всё это не позволяет голосу полноценно звучать. Применение необходимых шаткарм (чисток) поможет вам настроить голос. Но даже если вы будете просто пропевать мантры без чисток, то со временем полости приспособятся и начнут двигаться, что поможет вам гармонизировать общее состояние организма в целом.
Влияние мантр на психику и тонкие тела человека
Выше говорилось о пропевании мантр вслух, что есть наиболее энергетически грубый и простой способ применения мантра-терапии. Для начинающих это самый элементарный способ добиться высокой концентрации ума, дисциплинируя мыслительный процесс.
Далее второй уровень работы с мантрами — повторение шёпотом. Освоив пропевание вслух, можно переходить к практике повторения шёпотом. Здесь происходит уже более тонкая и глубокая проработка различных проблем на уровне тонких тел. Идёт воздействие на энергоинформационное поле человека, которое является проявлением работы чакр, а также связанных с ними энергетических каналов и меридиан.
И наконец, мысленное повторение — третий уровень. Такая практика считается наиболее трудной. Лишь в том случае, если утихает ум, возможно мысленное повторение мантр. Сонливость, нетерпение, чувственные объекты, различные желания, лень — всё это является существенными помехами для эффективного повторения мантры про себя. Мысленное повторение мантр — хорошая практика для подготовки ума к медитации. Настоящая медитация достигается лишь в результате долгого и упорного труда.
Техника повторения мантр в уме является отличным средством воздействия на психику человека, а также на сам ум, в котором и содержатся различные информационные загрязнения, а также деструктивные программы и стереотипы, мешающие нам жить счастливо в согласии с собой и окружающим миром. В таком случае мантры помогают разрушить эти загрязнения, тем самым очищая сознание от всякого негатива.
Приведём примеры нескольких известных мантр
Дословно переводится: «Я нахожусь под Божественной защитой». Считается, что данная мантра дана человечеству Богом Шивой специально для сложных времён Кали-юги.
Как и любая другая мантра, очищающая карму, «ОМ НАМАХ ШИВАЯ» воздействует на глубинные уровни нашего естества, тем самым помогая нам и давая защиту в опасных ситуациях.
«Слава Раме! Слава Кришне!»
«О, Кришна! О, Рама! Вы есть источник внутреннего блаженства. Даруйте мне преданное служение».
Ещё одна замечательная мантра для очищения кармы. «Харе Кришна», пожалуй, самая популярная индийская мантра за пределами Индии. Она дарует поющему радость, счастье и благодать.
Одна из самых популярных буддистских мантр. Считается, что она существует ещё со времён самого Будды Шакьямуни (6‒5 вв. до н. э.). Глубинное значение этой мантры лежит лишь в четырёх словах, которые означают истинный союз между человеком и его высшим Я:
«О, МОЙ БОГ ВНУТРИ МЕНЯ».
Соединиться со своим духом и вновь обрести истинную божественную природу поможет вам именно эта мантра. Карма, какой бы она ни была, будет очищена.
Очень древняя мантра. Чистка сознания благодаря этой прекрасной мантре происходит на очень глубинном уровне. Раньше брахманы произносили «ОМ ТАТ САТ» во время того, как воспевали ведические гимны и совершали различные обряды и жертвоприношения во имя Всевышнего.
Эти три слова соединяют душу с Высшей Абсолютной Истиной.
Самая сильная и самая популярная в мире мантра — «ОМ». Она образует, дополняет и усиливает множество других мантр. Она есть начало всего и конец. Её называют «пранава» — ‘первичная’, ‘изначальная’; «Маха-биджа» — ‘великая основа’; «Шабда-Брахман» — ‘Божественное сознание, проявленное в звуке’. «ОМ» — это сам Творец и одновременно средство его осознания.
Пропевая эту мантру на уровне разных чакр, можно прорабатывать каждые аспекты и грани своего естества. Четыре звука (А- О- У- М-) означают четыре стихии. Вся наша вселенная вибрирует под эту мантру. Практикуя её, можно достичь совершенства.
На самом деле не так уж важно, какую именно мантру вы практикуете, ведь каждая из них хороша по-своему. Самое главное — отдаваться практике всем сердцем и верить в лучший результат. Ом!
Источник
Перевод мантры Хари Ом Тат Сат
Привет! После длительное перерыва, я решил запустить в своем блоге новую рубрику, где расшифровать на русский язык популярные мантры.
Я не буду утверждать, что мои расшифровки и переводы на 100% точны, так как я не заканчивал магистратуры по санскриту. Но при этом уже 8 лет, с февраля 2013 года, я практикую ведическую культуру: прослушал более 500 лекций, изучил более 30 ведических книг, провел свыше 5000 часов в медитации.
В 2019 году я 4 месяца прожил в Индии и изучал Веды в духовной академии, успешно сдал несколько экзаменов на знание священных писаний как во Вриндаване (городе Кришны), так и в России. Я ежедневно занимаюсь мантра-медитацией, читаю Веды, общаюсь преимущественно также с практикующими людьми.
Поэтому могу смело утверждать, что мое понимание мантр основано не просто на механическом переводе слов с иностранного языка, а именно на основе личного духовного опыта.
И сегодня начнем с одной из самых красивых мантр под названием «Moola Mantra». Прикладываю видео с ютуба, чтобы вы могли ее послушать
Om Sat Chit Ananda
Parabrahma Purushothama Paramathma
Sri Bhagavathi Sametha
Sri Bhagavathe Namaha
Hari Om Tat Sat
Да, еще хочется добавить, что особенность санскрита в том, что перевод одного слова может занимать целое предложение, а то и не одно. А слова собранные в предложение могут иметь такой перевод, который может показаться странным, если переводить каждое слово по одному, не зная контекста:)
Ом — это изначальный звук Вселенной, изначальная вибрация. Также обозначает безличный аспект Создателя.
Итак, первую строчку можно перевести как «Господь исполнен вечности знания и блаженства»
Парабрама- безличностный аспект Бога, который пронизывает всю вселенную
Пурушоттама — высшая личность (уттама- высшая, пуруша- личность) Бога
Параматма — Сверхдуша, обитающая в сердце каждого человека.
Здесь надо пояснить, что по ведической концепции, у Бога есть 3 аспекта: безличный, пронизывающий всю Вселенную, Личностный, то есть Бог он присутствует в определенном месте, в определенной форме, и в виде Сверхдуши, обитающей в каждом сердце, наряду с индивидуальной душой.
Это очень похоже на христианскую концепцию Троицы, Отец, Сын и святой дух. В этом случае Парабрама это как «Отец» в христианской концепции, Сын (Иисус) это личность, Пурушоттама, Святой дух — это Параматма, Сверхдуша.
Соответственно, во второй строчке просто перечисляются 3 аспекта Бога- безличностный, личностный и сверхдуша.
Шри Бхагавати — женская энергия Бога. Обычно подразумевается Лакшми (богиня процветания), которая неразлучна с Вишну, в первоначальном виде, либо в виде экспансий (Радхи, Ситы и др.).
Саметха — вместе с
Шри Бхагавате — мужская энергия Бога.
Намаха — приношу свои поклоны
Здесь также надо пояснить, что у Создателя по Ведам есть мужской и женский аспекты, к примеры, Сита- Рама, Радха- Кришна, Лакшми-Вишну и т.д. Бог он имеет способностью выделять экспансии от себя, то есть отдельную копию себя для различных ситуаций.
К примеру, если вы сидите тут втыкаете в интернет, и вам захотелось пойти наказать преступников, то вам придется выйти из интернета и идти заниматься преступностью.
А Бог он не такой, он в этом случае бы продолжил сидеть в интернете, но создал бы отдельную копию себя для ситуации, когда нужно наказать преступников, под отдельным названием, и эта копия получила бы отдельное название.
Рама приходил в одну эпоху, Кришна в другую, Будда в третью и т.д. У каждой миссии была отдельная задача.
Хари — «тот, кто избавляет от всего неблагоприятного», одно из имен Кришны, Верховной личности Бога.
Ом — это изначальный звук Вселенной, изначальная вибрация. Также обозначает безличный аспект Создателя.
Таким образом, последнюю строчку можно перевести как «Господь избавляет от всего неблагоприятного и является абсолютной, изначальной истиной».
Абсолютная истина имеется ввиду, что Господь это как изначальная аксиома всего на свете, он является изначальным авторитетом. И истинная религия всегда начинается либо от воплощения Бога на Земле, либо от его истинного представителя.
К примеру, та традиция, к которой я принадлежу, начинается от Кришны, который передал знание Брахме, тот Нараде, и это перешло до наших дней, когда в 1960-х годах величайший святой 20-го века Бхактиведанта Свами Шрила Прабхупада привез это знание на Запад из самого сердца Индии, где оно бережно хранилось на протяжении тысячелетий.
Источник