Средства спортивной тренировки
Средства спортивной тренировки
Основные специфические средства спортивной тренировки .
Основными специфическими средствами спортивной тренировки в видах спорта, характеризующихся активной двигательной деятельностью, являются физические упражнения.
Средства спортивной тренировки могут быть подразделены на три группы упражнений: избранные соревновательные, специально-подготовительные, общеподготовительные.
Избранные соревновательные упражнения — это целостные двигательные действия (либо совокупность двигательных действий), которые являются средством ведения спортивной борьбы и выполняются по возможности в соответствии с правилами состязаний по избранному виду спорта.
Ряд соревновательных упражнений носит характер относительно узконаправленных и ограниченных по двигательному составу действий. Это циклические дисциплины (легкоатлетический бег; ходьба; лыжные, велосипедные гонки; бег на коньках; плавание; гребля и др.); ациклические (тяжелая атлетика, стрельба, единоборства и др.) и смешанные упражнения (легкоатлетические прыжки, метания и др.) По характеру воздействия на основные физические качества эти упражнения можно подразделить на скоростно-силовые и требующие преимущественного проявления выносливости, а также комплексные -воздействующие на широкий круг физических способностей, к которым относятся спортивные игры и спортивные единоборства (борьба, бокс, фехтование). В этих видах соревновательных упражнений комплексное проявление основных физических качеств происходит в условиях постоянной и внезапной смены ситуации и форм движений.
Существуют также комплексы относительно самостоятельных соревновательных упражнений, представляющие особые виды спорта -двоеборья и многоборья. Они могут включать как соревновательно однородные упражнения (конькобежный спорт), так и совершенно разнородные (современное пятиборье, легкоатлетические многоборья, лыжное двоеборье и др.). В то же время существует большая группа соревновательных упражнений многоборного характера с постоянно изменяющимся содержанием (гимнастика, фигурное катание, прыжки в воду и др.).
Наряду с вышеперечисленными комплексами соревновательных упражнений в процессе спортивной тренировки используются и их тренировочные формы, которые по отдельным особенностям режима выполнения могут отличаться от собственно-соревновательных, т.к. направлены на решение тренировочных задач и могут представлять собой более утяжеленные или облегченные формы этих упражнений.
Удельный вес избранных соревновательных упражнений в большинстве видов спорта за исключением спортивных игр невелик, т.к. они предъявляют к организму спортсмена очень высокие требования.
Специально-подготовительные упражнения включают элементы соревновательных действий, их связи и вариации, а также движения и действия, существенно сходные с ними по форме или характеру проявляемых способностей. Смысл любого специально-подготовительного упражнения состоит в том, чтобы ускорить и улучшить процесс подготовки в соревновательном упражнении. Именно поэтому они специфичны в каждом конкретном случае, а следовательно, относительно ограничены по объему.
Понятие «специально-подготовительные упражнения» является собирательным, так как объединяет целую группу упражнений:
1) подводящие упражнения — двигательные действия, облегчающие освоение основного физического упражнения благодаря содержанию в них некоторых движений, сходных по внешним признакам и характеру нервно-мышечных напряжений (например, переход толчком ног из упора лежа в упор стоя согнувшись ноги врозь является подводящим упражнением для освоения прыжка ноги врозь через козла в длину);
2) подготовительные упражнения — двигательные действия, способствующие развитию тех двигательных качеств, которые необходимы для успешного изучения основного физического упражнения (например, подтягивание будет служить подготовительным упражнением для изучения лазанья по канату).
3) упражнения в виде отдельных частей соревновательного упражнения (элементы соревновательной комбинации — у гимнастов, отрезки соревновательной дистанции — у бегунов, пловцов, игровые комбинации —у футболистов, волейболистов и т. п.);
4) имитационные .упражнения, приближенно воссоздающие в иных условиях соревновательное упражнение (бег на роликовых коньках — для конькобежца);
5) упражнения из смежных видов спортивных упражнений (сальто из акробатики — для прыгуна в воду).
Выбор специально-подготовительных упражнений зависит от задач тренировочного процесса. Например, при освоении нового двигательного действия широко используются подводящие упражнения, а для поддержания необходимого уровня тренированности в межсезонье — имитационные упражнения.
Общеподготовительные упражнения являются преимущественно средствами общей подготовки спортсмена. Общеподготовительные упражнения не имеют прямой связи с соревновательными и предназначены расширить запас двигательных навыков и качеств спортсмена, повысить его общую тренированность. Объем общеподготовительных упражнений теоретически не имеет пределов. Однако в конкретном тренировочном процессе используется сравнительно ограниченное их количество. Объясняется это тем, что в условиях глубокой специализации и дефицита тренировочного времени спортсмен отбирает только те общеподготовительные упражнения, которые так или иначе способствуют его специализации
При выборе общеподготовительных упражнений обычно соблюдают следующие требования: общая физическая подготовка спортсмена должна включать на ранних этапах спортивного пути средства, позволяющие эффективно решать задачи всестороннего физического развития, а на этапах углубленной специализации и спортивного совершенствования являться фундаментом для совершенствования соревновательных навыков и определяющих спортивный результат физических способностей.
Общепедагогические и другие средства и методы, используемые в спортивной тренировке.
В комплексе с системой упражнений, составляющей специфическую основу тренировочного процесса, в спортивной тренировке используются многие общепедагогические и специальные средства и методы, включенные в систему подготовки спортсмена.
Средства и методы словесного, наглядного и сенсорно-коррекционного воздействия. Как и во всяком педагогическом процессе, ведущая роль в спортивной тренировке принадлежит педагогу-тренеру. Для руководства тренировочной деятельностью спортсмена, его обучения и воспитания тренер использует в первую очередь методически разработанные формы речевого общения, убеждения, внушения, разъяснения и управления . Хорошо известно, что роль слова в качестве педагогического средства и метода исключительно велика и многогранна. С его помощью тренер влияет фактически на все стороны деятельности спортсмена в процессе тренировки. К этим методам относятся инструктирование перед выполнением заданий, сопроводительные пояснения, вводимые по ходу упражнений и в интервалах между ними, указания и команды, замечания и словесные оценки поощрительного или коррекционного характера.
Для обеспечения необходимой наглядности и достоверности восприятий при постановке, выполнении заданий и анализе фактических результатов их выполнения наряду с традиционными средствами и методами наглядного обучения (натуральный показ, демонстрация наглядных пособий и т. д.) в современной практике спорта используются специализированные средства и методы. Они направлены не только на формирование зрительных восприятий, но и обеспечивают наглядность в самом широком смысле этого слова (как направленное воздействие на все органы чувства, участвующие в управлении движениями), дают объективную информацию о параметрах выполняемых действий и способствуют их исправлению по ходу выполнения. Так, решая задачи технической, тактической и физической подготовки, в частности, применяют:
— средства киноциклографической и видеомагнитофонной демонстрации (демонстрация типовых кинокольцовок с записью техники спортивных движений, анализ видеомагнитофонных записей упражнения, только что выполненного спортсменом, и т. п.);
— методы и приемы направленного «прочувствования» движений , связанные с использованием специальных тренажерных устройств (например, гимнастических тренажеров с механическим приспособлением, задающим направления вращения, маятниковых тренажеров для прочувствования динамики усилий при толкании ядра);
— средства и методы избирательной демонстрации, ориентирования и лидирования (воссоздание пространственных, временных и ритмических характеристик движений с помощью электронной и механической аппаратуры, позволяющей воспринять их зрительно, на слух или тактильно; введение в Обстановку действия предметных и других ориентиров; выполнение упражнений под звуколидер или светолидер и т. д.).
Идеомоторные, аутогенные и подобные им методы. Эту специфическую группу методов составляют специальные способы направленного использования спортсменом внутренней речи, образного мышления, мышечно-двигательных и других чувственных представлений для воздействия на свое психическое и общее состояние, регулирования его и формирования оперативной готовности к выполнению тренировочных или соревновательных упражнений. Это, в частности, идеомоторное упражнение (мысленное воспроизведение двигательного действия с концентрацией внимания на решающих фазах перед его фактическим выполнением), эмоциональная самонастройка на предстоящее действие с помощью внутреннего монолога, самоприказы и тому подобные способы самопобуждения и самоорганизации.
Методы психорегулирующей тренировки используется до и после тренировочных занятий, но отдельные методы, не связанные с продолжительной релаксацией (состоянием внушенного расслабления), могут иметь место и в ходе тренировочного занятия.
Источник
Классификация и характеристика средств спортивной тренировки.
Классификация и характеристика средств спортивной тренировки.
Основными средствами тренировки спортсмена являются физические упражнения, которые условно можно разделить на 3 группы:
• К общеподготовительным упражнениям относятся упражнения, служащие всестороннему развитию функциональных возможностей организма спортсмена. Они могут, как соответствовать особенностям избранного вида спорта, так и просто решать задачи всестороннего физического воспитания. Могут включаться средства спортивной гимнастики, аэробики, спортивных игр.
• Специально-подготовительные упражнениявключают элементы соревновательных упражнений, а также действия, схожие с ними по форме и характеру (прохождение беговых отрезков с соревновательной скоростью, выполнение комбинаций из соревновательной программы в гимнастике, и т.д.).
• Соревновательные упражнения — это комплекс двигательных действий выполняемых в соответствии с существующими правилами соревнований.
Классификация и характеристика методов спортивной тренировки.
Основные методы спортивной тренировки можно разделить на три группы:
• Практическиеметоды спортивной тренировки, основаны на двигательной деятельности спортсмена, подразделяются на методы упражнений, игровой и соревновательный методы.
• К словеснымметодам, применяемым в спортивной тренировке, относятся рассказ, объяснение, беседа, анализ, обсуждение и др.
• К нагляднымметодам относятся: показ отдельных упражнений и их элементов; демонстрация учебных фильмов, видеозаписи техники двигательных действий; применение световых, звуковых устройств.
5. Дидактические принципы и их реализация в процессе подготовки спортсменов.
Принцип сознательности и активности.
Успешное формирование двигательных навыков и умений, развитие физических качеств во многом зависит от сознательного отношения детей к занятиям.
Принцип сознательности.
Предусматривает воспитание у детей самостоятельности, умения творчески решать поставленные перед ними задачи.
Принцип наглядности.
При обучении ФУ нужно применять наглядные приемы: показ упражнений, использование наглядных пособий, имитации, зрительных.
Принцип доступности и индивидуализации.
Предусматривает обучение детей с учетом возрастных особенностей и индивидуальных различий. Возможности детей с возрастом и подготовленностью увеличиваются, поэтому нужно усложнять требования, чтобы стимулировать дальнейшее развитие ребенка.
Принцип систематичности.
Нужно проводить занятия через такой промежуток времени, чтобы эффект каждого последующего занятия «наслаивался» на «следы» предыдущего.
Принцип прогрессирования.
В процессе физического воспитания постепенно повышаются требования, ставятся все более трудные новые задания, нарастает объем и интенсивность нагрузок. Чтобы приобрести широкий круг умений и навыков, надо постепенно овладевать более сложными движениями.
6. Специфические принципы спортивной подготовки.
1. Принцип непрерывности – основан на систематических занятиях ФК и спортом.
2. Принцип системного чередования нагрузок и отдыха.
3. Принцип постепенного наращивания развивающее-тренирующих возможностей.
4. Принцип адекватно-сбалансированной динамики нагрузок.
5. Принцип повторности.
Адаптация, виды адаптации, особенности адаптации в спорте.
• Адаптация к физическим нагрузкам — это изменения в организме, которые происходят в результате ответной реакции на стресс или раздражение, которое спортсмен испытывает под действием физических нагрузок. Проще говоря, это процесс приспособления (привыкания) организма к физическим нагрузкам.
• Два вида адаптации — срочная и долговременная.
• Особенности:
Организм воспринимает физическую нагрузку как некий сторонний раздражитель. Первой на любой сторонний раздражитель реагирует ЦНС, которая подает организму стандартный сигнал тревоги. Первая реакция организма тоже будет стандартной — выброс адреналина. Под действием адреналина, увеличивается частота сердечных сокращений, частота дыхания, а это в свою очередь приводит к увеличению минутного объема крови и минутного объема дыхания.
Такая первая реакция будет наблюдаться абсолютно на любой раздражитель — будь то психологический стресс или физическая нагрузка. Организм в срочном порядке готовится к тому, что ему придется работать в условиях, отличающихся от обычных. Далее по потоку импульсов ЦНС определяет источник раздражения, и организм переходит из стадии тревоги в следующую стадию — стадиюустойчивого состояния.
В этой стадии нормализуется выброс адреналина, и начинаются специфические реакции на раздражитель. В случае с физической нагрузкой, организм перестраивается на обеспечение работающих мышц необходимой энергией. Запускаются соответствующие механизмы энергообеспечения, и деятельность всех органов и систем, участвующих в этом процессе, протекает в условиях устойчивого состояния.
Так продолжается до тех пор, пока производительность энергообеспечивающих систем и запасы источников энергии в состоянии удовлетворять энергетический запрос. Как только организм перестает справляться с возрастающим энергетическим запросом, наступает фаза истощения. Тогда организм запускает режим самосохранения, который приводит к снижению интенсивности или полному отказу от работы. Если по каким-то причинам этого не происходит, то может наступить даже смерть.
Классификация и общая характеристика тренировочных нагрузок.
Все тренировочные нагрузки разделяются наспецифические и неспецифические. К специфическим относят нагрузки, сходные с соревновательными по характеру проявляемых способностей и реакциям функциональных систем.
В современной классификации тренировочных и соревновательных нагрузок выделяют 5 зон:
1-я зона – аэробная восстановительная («фоновые нагрузки»: разминка, заминка, восстановительные занятия);
2-я зона – аэробная развивающая;
3-я зона – смешанная аэробно-анаэробная;
4-я зона – анаэробно-гликолитическая;
5-я зона – анаэробно-алактатная.
• Тренировочные нагрузки в этой зоне интенсивности используются как средства восстановления после тренировок с большой и значительной нагрузками, после соревнований, в переходном периоде.
• Тренировочная нагрузка в этой зоне интенсивности применяется для выполнения упражнений большой продолжительности с умеренной интенсивностью. Такая работа необходима для увеличения функциональных возможностей сердечно-сосудистой и дыхательной систем, а также для поднятия уровня общей работоспособности.
• Тренировочный эффект нагрузок в этой зоне связан с повышением ЧСС, лактата в крови, потребление кислорода. Обеспечение энергией происходит преимущественно за счет окисления углеводов.
• Тренировочный эффект нагрузок этой зоны связан с повышением лактата в крови от 10 до 20 ммоль/л. ЧССнаходится на уровне 180—200 уд./мин. Потребление кислорода постепенно снижается . Обеспечение энергией происходит за счет углеводов. Тренировочная деятельность в этой зоне не превышает 10—15 мин. Она стимулирует воспитание специальной выносливости.
• Тренировочный эффект не связан с показателями ЧСС и лактата, так как работа кратковременная и не превышает 15—20 с в одном повторении.Воспитание скоростных, скоростно-силовых способностей.
Компоненты нагрузок, которые определяют направленность и влияние на организм спорт.
Тренировочные нагрузки определяются следующими компонентами:
по относительному количеству мышц, вовлечённых в работу в данном упражнении.
определяет величину и направленность воздействий тренировочных воздействий на организм спортсмена.
• продолжительностью отдельных упражнений;
• продолжительностью и характером отдыха между отдельными упражнениями;
• числом повторений упражнений (длительностью работы).
Классификация видов спорта.
Наиболее распространённые виды спорта включены в программу летних и зимних Олимпийских игр. Поэтому в теории спорта в основном используются «Олимпийская классификация видов спорта».В этой классификации виды спорта подразделяются на 6 групп.
• 1 группа — циклические виды спорта
(беговые дисциплины легкой атлетики, плавание, гребля, велоспорт, лыжный, конькобежный спорт и т. д.)
• 2 группа — скоростно-силовые виды спорта
(легкоатлетические виды спорта, метание, спринтерские номера программы в различных видах спорта).
• 3 группа — сложнокоординационные виды спорта
(спортивная и художественная гимнастика, фигурное катание на коньках, прыжки в воду и др.).
• 4 группа — единоборства (все виды борьбы и бокса).
• 5 группа — спортивные игры (футбол, хоккей, волейбол и т. д.).
• 6 группа — многоборья (лыжное двоеборье, легкоатлетическое десятиборье, современное пятиборье и т. д.).
Подготовительная часть.
• Организация занимающихся и обеспечение готовности для решения задач основой части урока.
• Подготовительная часть занятия включает разминку, строевые упражнения, ходьба, замедленный бег, гимнастические упражнения, упражнения на растяжение мышц.
2. В основной части решаются следующие задачи:
Решаются наиболее важные задачи занятия: овладение различными двигательными навыками и умениями, совершенствование в технике выполнения соревновательных упражнений, воспитание физических, морально-волевых и других качеств.
3. В заключительной части решаются такие задачи:
Завершение урока, снижение психического и физического напряжения, снятие мышечного напряжения отдельных групп мышц, а также краткий обзор и подведение итогов занятия.
4 типа занятий:
• Тренировочные — обучают технике, развивают необходимые физические качества, укрепляют здоровье. Восстановительные— предусматривают в те моменты когда проявляются признаки переутомления, перенапряжения и ухудшения состояния. В восстановительных занятиях в основном применяют средства, методы и группы препаратов для улучшения общей физической подготовленности.
• Модельные занятия проводят главным образом на предсоревновательном и соревновательном этапах. В ходе таких занятий стремятся соблюдать все условия, которые ожидают спортсмена в предстоящем соревновании.
• Контрольные — для контроля за технической, тактической и функциональной подготовленностью.
• Обычно наиболее сложные задачи, связанные с овладением новым материалом, движениями большой координационной сложности, решают в самом начале основной части урока. При этом придерживаются такой последовательности: ознакомление, разучивание, совершенствование.
37. Значение тренировочных микроциклов, их типы и методики построения.
Классификация и характеристика средств спортивной тренировки.
Основными средствами тренировки спортсмена являются физические упражнения, которые условно можно разделить на 3 группы:
• К общеподготовительным упражнениям относятся упражнения, служащие всестороннему развитию функциональных возможностей организма спортсмена. Они могут, как соответствовать особенностям избранного вида спорта, так и просто решать задачи всестороннего физического воспитания. Могут включаться средства спортивной гимнастики, аэробики, спортивных игр.
• Специально-подготовительные упражнениявключают элементы соревновательных упражнений, а также действия, схожие с ними по форме и характеру (прохождение беговых отрезков с соревновательной скоростью, выполнение комбинаций из соревновательной программы в гимнастике, и т.д.).
• Соревновательные упражнения — это комплекс двигательных действий выполняемых в соответствии с существующими правилами соревнований.
Источник