ОФП для бальных танцев. Фитнес для танцоров.
ОФП — общая физическая подготовка для танцоров спортивных бальных танцев — необходимый и очень важный момент в процессе подготовки, которому многие танцоры уделяют не совсем должное внимание.
Рекомендуемые упражнения для танцоров спортивных бальных танцев
Позвоночник:
1. Упражнения для мышц спины допустимо брать из художественной гимнастики:
классическая лодочка – лежа на животе, поднимать одновременно вытянутые вперед руки с грудной клеткой и прямые ноги на пятнадцать-двадцать сантиметров от пола; то же — поочередно, стараясь стремиться вперед (для рук) и назад (для ног). Можно добавить «кольцо», когда при поднятом корпусе и ногах кисти и стопы соединяются.
2. Для разработки грудопоясничного отдела:
классические движения корпусом при неподвижных бедрах и ногах. Сначала медленно вперед и назад, потом добавляются стороны, а затем самое сложное – вращения. К которым проще перейти с «квадратика»: на счет «раз» корпус уходит вправо, на «два» — вперед, на «три» — влево, на «четыре» — назад. Когда начнет получаться «квадратик», стоит соединить в плавное вращение. Те, кому сразу сложно зафиксировать нижнюю часть от центра и работать только корпусом, могут попробовать эти движения в сидячем положении.
3. Растяжение позвоночника и выпрямление осанки:
самое элементарное – встав на полупальцы, представить, что кто-то вытягивает за уши вверх, при этом плечи не поднимаются, тянется лишь позвоночник. Сохраняя положение, осторожно опуститься на полную стопу. Как вариант – выровнять спину по любой доступной стене или полу, контролируя полный контакт между оными без «дыр». И самое главное – выполняя комплекс упражнений для мышц спины каждую секунду помнить о правильной осанке, не скруглять спину, не сутулиться: тогда мышцы, спустя некоторое время, сами привыкнут держать верное положение.
Ноги:
1. Развить подъемы:
и снова художественная гимнастика в помощь. Устроить стопу на любой твердой поверхности (стул, лавка) пяткой вверх, опираясь пальцами, и стараться устремить подъем вниз. Контролировать вес и усилия, чтобы не переборщить. Можно делать и на полу, удерживаясь на руках. Либо – старый как мир «диванчик»: сидя на ягодицах с прямыми ногами, засунуть стопы под диван. Колени прямые. Во время любой растяжки подъемов важно помнить, что вес не переходит на наружную часть стопы.
ходить на высоких полупальцах, подниматься на них и, зафиксировавшись, стоять от минуты до пяти – по мере привыкания, пять повторений. Потом, усложнив, можно выполнять, например, с маленькими гантельками в руках – по полкило-килограмму. Как вариант – медленные пробежки с подскоками и натягиванием носков и коленей. Можно попрактиковать степ-хопы из квикстепа.
Пресс, корпус:
1. Плоский живот, талия, глубокие мышцы живота:
отработка перед зеркалом восьмерок, следя за тем, чтобы при высокой амплитуде бедер все происходило «под собой», компактно. Наклоны четко в стороны и вперед, без завалов куда-либо, без округления спины; тяжелый обруч до четверти часа в день, гимнастический диск, популярный в СССР. Основы танца живота, сальсы и меренге. Для пресса хорош «уголок» — подтягивания ног на 90 градусов в висе, «обратная лодочка» из художественной гимнастики – поднятие верхней части корпуса и ног, лежа на спине и контролируя отсутствие расстояния между полом и поясницей. Также можно из этого положения поднимать вытянутые ноги вверх, продолжая следить за поясницей, и плавно их опускать. Попросить товарища наносить осторожные удары по нижнему прессу, чтобы вызывать непроизвольные сокращения мышц.
2. Координация, корпус:
опираясь на поручень хореографического станка или стену, работая опорной ногой, вращать бедра. За счет зафиксированной верхней части корпуса оные будут действовать самостоятельно. Собрав ноги и смягчив колени, вырисовывать полный круг или восьмерки, стараясь выполнять мышцами спины. Для улучшения координации прекрасно подходят джазовые тренировки.
Общие вопросы:
1. Физическая выносливость:
идеальны аэробные нагрузки, плавание, бег, прыжки со скакалкой и без. Время каждый раз увеличивать на минуту-две, начиная с малого. Если выбирается бег, не устраивать длинные забеги – достаточно малых дистанций с передышками. Либо поотрабатывать вариации джайва и квикстепа, наполнив их прыжковыми элементами – особенно хорошо для первого подойдут кики.
2. Гибкость, пластика:
лидирующую позицию удерживает классическая хореография на пару с художественной гимнастикой. Это обязательная база, необходимая танцору любого направления. Так же неплохо подойдет джаз, стриппластика, восточные танцы. Но любое направление стоит тщательно контролировать, чтобы не забить мышцы неправильной информацией, которая навредит дальнейшему развитию в бальных танцах.
если сложной является мелкая моторика пальцев рук, не происходит постепенного переноса веса с ноги на ногу, необходимо расслабить конечности – сделать несколько глубоких приседаний, поотжиматься, отмерить ритм мелодии прищелкиваниями пальцев. Если мешает мышечная зажатость корпуса, стоит посетить кабинет массажиста, в идеале – спортивного врача. Если дело в психологическом аспекте, можно попробовать потанцевать с закрытыми глазами в паре, поимпровизировать, доверившись партнеру. Пару раз сделать акцент на эмоциональную составляющую, отпустив на время техническую, чтобы расслабиться.
Источник
Универсальные и специализированные упражнения для танцоров
Варианты и этапы разминки
Смысл разминки разогреть все подвижные части тела и разработать Сердечно-сосудистую систему.
- Разогрев плечевого пояса — проворачиваем плечи вперед -назад по кругу.
- Работа над дыханием глубокие вдохи и выдохи с взмахами руками
- Разогрев коленей — ноги вместе, разминаем колени круговыми движениями.
- Разогрев локтевых суставов — круговые движения руками от локтей. Разогрев кистей — аналогично.
- Выпады в сторону, выпады вперед, выпад-вращение с вытянутой ногой вокруг оси.
- Приседания
Универсальная разминка
примерно по 10 повторений
Суставная часть тренировки:
- Разогрев шейно-воротниковой зоны
- Кисти — вращения в замке по часовой и против
- Локти — вращение от локтя
- Вращения руками от плеч — руки прямые, максимально амплитудно
- Разведение рук в сторону и обнимание себя
- Подъем плечей по одному с приседом и с вращением корпуса в стороны — вращения с уходом вперед,
- Махи руками вниз вверх поочерёдно — плавно, но амплитудно
- Подъем рук наверх с круговой работой кистей
- Вращения руками от локтя + вращения с фиксацией
- Корпус — скручивания корпуса, ноги на ширине плеч, без резких движений.
- Вращение туловища вокруг оси, таз на месте
- Вращение тазом.
- Вытягивание вниз и вверх с прямой поясницей! , ноги вместе.
- Наклоны вперёд с покачиваниями ноги в 2 раза шире ширины плеч. Наклоны в сторону и вперед с прямой спиной (центр в ровном положении без округления спины) и сбрасыванием вниз и через поясницу подъем вверх.
- Мельница — касаемся руной противоположной ноги
- Вращение бедер (согнутой ноги в колене) по кругу в 2 стороны.
- Вращение коленей по одному. Колени вместе- Макс.амплитудно, с присевом пятки не отрываем от пола.
- Стопы — свободно вращаем каждую стопу.
- Перекат по стопе с пяток на носки, Макс подъем. Ноги вместе, перекаты на рёбра справа на лево, круговые движения стопой
Небольшая растяжка мышц :
- Локоть за голову заведение и тянем поочерёдно другой рукой
- Плечо на себя в сторону и другой рукой тянем.
- Берём за голень ногу тянем на себя, колено как можно выше
- Тянем ногу за стопу к себе к ягодице, спина прямая.
Разогрев сердечно-сосудистой системы :
- Прыжки на двух и одной ноге, с вращением таза по 30 секунд.
- Джампинг джек — руки вверх, ноги в стороны.
- Скалолаз
- Бег на месте с поднятием колен
Источник
Офп тренировка для танцоров
Занятия физической подготовкой необходимы каждому танцору, который стремится добиться высоких результатов. Ведь чем лучше развито тело, тем выше понимание одного и того же движения, а выносливость позволяет выполнять движения свободно, экономно, без излишних энергетических затрат. Главное предназначение занятий по физической подготовке в спортивно-бальных танцах – развитие тела для достижения высокого качества танцевания. Динамичные, скоростные движения, выполняемые с максимальной амплитудой, требуют повышенных физических усилий, проявления силы, выносливости, гибкости, координации движений. В настоящее время достигнуть значительных успехов в спортивных танцах, не имея высокого уровня развития этих качеств, очень сложно, а снижение их уровня у спортсменов-танцоров приводит к ухудшению спортивных результатов.
Высокий уровень физической подготовленности – важное условие эффективных тренировок, поскольку утомление и усталость снижают концентрацию внимания на точности мелких движений. Чем выше уровень танцора, тем больше времени он уделяет тренировкам, постоянный рост уровня развития физических качеств необходим для повышения тренировочных нагрузок. Многие танцоры занимаются ежедневно по многу часов. Чтобы тренироваться с подобными нагрузками, безусловно, необходима исключительно высокая физическая подготовленность спортсмена.
Анализ физической подготовленности и взаимосвязи уровня технической и физической подготовленности спортсменов высокой квалификации позволил установить, что техничность исполнения танцев обеих программ зависит от уровня развития координационных способностей, уровня их общей работоспособности и состояния функций внешнего дыхания. Кроме того, определено, что для танцоров, специализирующихся в европейской программе ведущим физическим качеством является также силовая выносливость, для специализирующихся в латиноамериканской программе — скоростно-силовые способности и гибкость.
Базовые принципы физической подготовки танцоров
Различают общую и специальную физическую подготовку. Общая физическая подготовка (ОФП) – это всестороннее развитие физических способностей, не специфичных для избранного вида спорта, но так или иначе обусловливающих успех спортивной деятельности. ОФП направлена на общее развитие и укрепление организма танцора в целом и обеспечивает повышение функциональных возможностей всех органов и систем, развитие двигательной мускулатуры, улучшение координации, увеличение до требуемого уровня силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости, исправление дефектов телосложения и осанки. Используются упражнения из различных видов спорта.
- Повышение и поддержание общего уровня функциональных возможностей организма.
- Развитие всех основных физических качеств – силы, быстроты, ловкости, выносливости и гибкости.
- Устранение недостатков в физическом развитии.
Общая физическая подготовка создает функциональную базу развития специальной работоспособности и предшествует ей.
Специальная физическая подготовка (СФП) направлена на развитие физических способностей, специфичных для СБТ. СФП должна состоять из упражнений, возможно более схожих по амплитуде движений, характеру и величине мышечных усилий, нагрузке на сердечно-сосудистую и дыхательную системы, по психическим напряжениям и т. п. с элементами СБТ.
- Развитие физических способностей, необходимых для СБТ.
- Повышение функциональных возможностей органов и систем, определяющих достижения в танцевании.
- Развитие способности к проявлению имеющегося функционального потенциала в специфических условиях соревновательной деятельности.
Основными средствами специальной физической подготовки является активность, наиболее близкая к конкурсному танцеванию, а также некоторые дополнительные упражнения, сходные по своей двигательной структуре и характеру нервно-мышечных усилий с движениями СБТ и, следовательно, направленные на специализированное развитие основных, «рабочих», групп мышц и ведущих функций.
Для ОФП в большей мере используются упражнения, оказывающие общее воздействие, а для СФП — строго направленные. Принципиально, что с возрастом и ростом мастерства количество упражнений ОФП уменьшается, а подбираются такие, которые больше способствуют специализации. Надо помнить, что ряд упражнений ОФП используются спортсменами также на разгрузочном этапе тренировки, когда нужно дать мышцам работу, а психике, нервной системе — отдых, а также для активного отдыха после тяжелой тренировки.
При планировании тренировок необходимо учитывать, что рациональное применение средств ОФП спортсмена возможно лишь при учете специфики вида спорта. Отсутствие внимания к этому нередко приводят к непроизводительному приросту физических качеств, которые не играют большой роли в соревновательной деятельности и одновременно ограничивают возможности роста у танцора специальных двигательных качеств, необходимых для достижения высоких спортивных результатов.
Танцоры – спринтеры или стайеры?
Для грамотного планирования тренировок по ОФП и СФП нужно понимать специфику СБТ. По продолжительности физической активности СБТ ближе всего к бегу на средние дистанции, а именно на 800 м. В беге на средние дистанции очень важна максимальная эффективность всех движений при минимальных энергозатратах и естественности, что необходимо и в СБТ. В обоих видах спорта требуется быстрый старт и поддержание максимальной мощности работы в течение примерно полутора минут. Организм функционирует на субмаксимальной мощности в условиях нарастающего кислородного долга и накопления молочной кислоты. В то же время СБТ существенно отличаются от других видов спорта большим разнообразием движений и сложной техникой их исполнения, а также быстрыми переходами от плавных спокойных движений к быстрым и взрывным.
ОФП и СФП помогают танцорам добиться большей эффективности и устойчивости к утомлению. Для этого в тренировки включаются упражнения, направленные на развитие:
Сильные мышцы спины, брюшного пресса и рук позволяют показывать правильные и красивые линии, держать своё тело в статике и динамике в пространственных и временных условиях. Без сильных и тренированных ног невозможно показать красивый, «мощный» танец.
Различают общую и специальную силу, а также силовую выносливость. Сила, проявляемая в разнообразных движениях, называется общей и развивается в рамках ОФП. Сила, проявляемая строго применительно к требованиям избранного вида спорта, называется специальной и развивается посредством упражнений, по характеру и структуре возможно более сходных с движениями СБТ и направлена на развитие мышц, наиболее используемых в танцевании. Силовая выносливость — это способность мышц производить максимальное усилие в течение длительного времени, без существенной потери в силе мышечных сокращений, отражает способность противостоять утомлению.
Регулярное выполнение силовых упражнений улучшает кровообращение в мышцах, увеличивает энергетический запас и улучшает нервно-мышечную координацию, что позволяет эффективно использовать мышечную силу в танце.
В легкой атлетике силовая нагрузка различается в зависимости от того, какую дистанцию собирается бежать спортсмен: спринт, средние дистанции или стайерские. Упражнения в основном одинаковые, но отличаются количеством повторений и используемым весом.
Задача спринтера иметь как можно более сильные мышцы, которые позволят развивать и удерживать максимально высокую скорость, а общая выносливость не так важна. Поэтому для спринта характерны тренировки с малым количеством повторений, но с большими весами.
Для стайеров, которые бегают на расстояния от 5 км и больше, необходимо, чтобы мышцы были не столько сильные, сколько выносливые. Поэтому вес обычно такие спортсмены используют небольшой, а иногда и вовсе упражнения делаются только с собственным весом, при этом количество повторений — максимально возможное.
Для танцоров, как и для бегунов на средние дистанции, задача найти грамотный баланс между выносливостью и силой. Поэтому упражнения выполняют с меньшими весами, чем спринтеры, но с большим количеством повторений. Важно развивать силовую выносливость, которая обеспечивает большую силовую работоспособность и устойчивость к локальному утомлению.
Конечно, каждый танцор должен обладать общей силой, поскольку она служит фундаментом для развития специальной силы, но не стоит увлекаться ее чрезмерным развитием. Дело в том, что максимальную силу обеспечивают короткие мышечные волокна с преимущественно анаэробным механизмом. Мышцы с преобладанием коротких волокон дают возможность быстрого взрывного старта, но отличаются низким уровнем выносливости, поэтому танцорам так важно соблюдать баланс в развитии силы и выносливости.
Упражнения для развития общей силы применяются чаще в подготовительном периоде тренировок, реже — в соревновательном. В соревновательном периоде достаточно специальных упражнений силового характера (часто требующих максимальных усилий) для поддержания достигнутого уровня развития силы и его повышения.
В рамках ОФП уделяется внимание развитию силы мышц ног, пресса, спины и рук. Используются прыжковые упражнения, в том числе с отягощениями, а также разнообразные динамические и статические (изометрические) упражнения (самое популярное из статических упражнений – планка и ее многочисленные варианты). Упражнения с отягощениями рекомендуется использовать с 13–14 лет, но, если физическое развитие и двигательная подготовленность детей находятся на высоком уровне, упражнения с отягощением можно давать на 1–2 года раньше.
В занятиях ОФП можно использовать разные методы и подходы для увеличения общей силы и силовой выносливости. Изометрические упражнения эффективны для развития абсолютной силы, не требующей быстрого применения, и не вызывают увеличения мышечной массы. Повторная работа с умеренным отягощением и большим числом повторений способствует увеличению мышечной массы. Метод кратковременных максимальных напряжений, увеличивая абсолютную силу мышц без существенного прироста мышечной массы, одновременно совершенствует способность к относительно быстрому проявлению силы. При составлении программы занятий стоит помнить, что упражнения с большим отягощением увеличивают силовой потенциал мышц, а с небольшим — совершенствуют способность к быстрому выполнению движения. Наиболее рациональный путь повышения эффективности силовой подготовки — сочетание различных режимов работы мышц.
В СФП полезно использовать упражнения, позволяющие проявить мышечную силу и силовую выносливость в специфичных для СБТ движениях (например, удержание линий рук и корпуса во время выполнения упражнений типа плие или релеве и т. п.), а также упражнения на развитие взрывной силы (например, выпрыгивания, прыжковые упражнения с отягощениями), о которых мы поговорим чуть позже, поскольку такие тренировки направлены на развитие не только силы, но и быстроты.
Выносливость
Выносливость — это способность совершать работу заданного характера в течение длительного времени, способность бороться с утомлением. Выносливость танцора зависит от совершенства его техники, умения выполнять движения свободно, экономно, без излишних энергетических затрат, от уровня развития быстроты, силы, волевых качеств.
Различают общую и специальную выносливость.
Общая выносливость — это способность продолжительное время выполнять физическую работу, вовлекающую в действие многие группы мышц и опосредованно влияющую на спортивную специализацию. Является частью ОФП и приобретается в процессе выполнения практически всех физических упражнений, особенно при длительном беге умеренной интенсивности в различных режимах. Общая выносливость, в значительной мере обусловливая общую работоспособность организма легкоатлетов и высокий уровень здоровья, служит основой для специальной подготовленности, в том числе специальной выносливости, поэтому не случайно спортсмены высокого класса обычно, независимо от вида спорта, имеют хорошую общую выносливость. Кстати, общая выносливость помогает эффективно переносить длительные тренировки.
Специальная выносливость — это способность обеспечивать продолжительность эффективного выполнения специфической работы в течение времени в определённом виде спорта. Особое значение имеет способность спортсмена продолжать работу при усталости благодаря проявлению волевых качеств. Специальная выносливость связана также с рациональностью, экономичностью техники.
Специальная выносливость классифицируется:
- по признакам двигательного действия, с помощью которого решается двигательная задача (например, прыжковая выносливость);
- по признакам двигательной активности, в условиях которой решается двигательная задача (например, игровая выносливость);
- по признакам взаимодействия с другими физическими качествами (способностями), необходимыми для успешного решения двигательной задачи (например, силовая выносливость — способность мышц производить максимальное усилие в течение длительного времени без потери в силе сокращений, скоростная выносливость — способности длительно поддерживать высокие скорости передвижения, координационная выносливость и т.д.).
Все эти разновидности выносливости неотделимы друг от друга и определяют одна другую. Основной базой для всех видов выносливости служит общая выносливость.
Специальная выносливость зависит от возможностей нервно-мышечного аппарата, быстроты расходования ресурсов внутримышечных источников энергии, от техники владения двигательным действием и уровня развития других двигательных способностей.
Основной метод развития специальной выносливости в СБТ – это, конечно, прогоны. Классическая схема прогона – финал, когда исполняются все 5 танцев программы по полторы минуты (и желательно не один раз). Также используется схема прогонов через какой-либо танец (в европейской программе чаще всего через квикстеп или венский вальс, в латиноамериканской – через самбу или джайв) и прогон по схеме «пирамидка». Суть этого варианта прогона в том, что танцы собираются по тому же принципу, что и кольца пирамидки. В европейской программе это будет выглядеть так:
Медленный вальс. Танго
Медленный вальс. Танго. Венский вальс.
Медленный вальс. Танго. Венский вальс. Фокстрот.
Медленный вальс. Танго. Венский вальс. Фокстрот. Квикстеп.
После 5 минут отдыха пирамидка разбирается. Выглядеть это будет так:
Квикстеп. Фокстрот. Венский. Танго. Медленный вальс.
Квикстеп. Фокстрот. Венский. Танго.
Квикстеп. Фокстрот. Венский.
Особым видом прогона является перфоманс. В таком варианте после интенсивной разминки с прыжковой и беговой активностью проводится прогон, причем после каждого танца выполняются силовые упражнения в статическом режиме или в режиме низкой интенсивности (например, можно использовать планку и ее разновидности). После 2-3 кругов по 5 танцев следует 10-минутный отдых, а затем прогон начинается сначала.
В режиме прогона можно использовать и прыжковые интервальные тренировки, когда интенсивные прыжковые упражнения выполняются в 5 подходов по полторы минуты с последующим перерывом на отдых, таких заходов может быть от 2 до 5 в зависимости от уровня подготовки танцоров. Целесообразно использовать комплекс на выносливость из трех серий упражнений:
- танцевальные движения на основе квикстепа или джайва;
- движения прыжкового характера (на двух ногах, на одной ноге, с одной ноги на другую с продвижением, с двух ног на одну);
- движения бегового характера.
Силовая выносливость характеризует двигательную деятельность, в которой требуется длительное проявление мышечных напряжений без снижения их рабочей эффективности. Динамическая силовая выносливость типична для упражнений с повторными и значительными мышечными напряжениями при относительно невысокой скорости движений, а также для упражнений циклического или ациклического характера, где нужна быстрая сила. В последнем случае речь идет о специфической выносливости, имеющей значение главным образом для способности относительно долго выполнять специальную работу скоростно-силового и взрывного характера без снижения ее эффективности. Статическая силовая выносливость типична для деятельности, связанной с длительным удержанием предельных и субпредельных напряжений, а также умеренных напряжений, необходимых главным образом для сохранения определенной позы (например, в стрелковом спорте, беге на коньках и т. п.). Таким образом, для танцоров-бальников необходимым компонентом занятий СФП являются упражнения на развитие динамической силовой выносливости, однако и статическая силовая выносливость может быть очень полезна – например, для создания и удержания линий рук и корпуса.
Для развития силовой выносливости применяется главным образом повторная работа с небольшим и средним весом (25—50% от максимума спортсмена) в среднем темпе, в том числе в форме круговой тренировки. Причем при работе с одинаковым грузом и в одинаковом темпе эффективность развития силовой выносливости будет выше, если работа выполняется до полного утомления (“до отказа”).
Развитие быстроты
Под быстротой понимается совокупность свойств, характеризующих скоростные способности человека.
Обычно выделяют элементарные и комплексные формы проявления быстроты. К элементарным относят время простой реакции, время одиночного движения и частоту односуставных движений, к комплексным формам проявления быстроты следует отнести время сложной реакции (реакции на движущийся объект и реакции выбора) и частоту многосуставных движений. Поскольку быстрота движений связана с проявлением значительной силы, это качество часто называют скоростно-силовым.
Высокий уровень быстроты позволяет легче выполнять более медленные движения, а это способствует и выносливости в длительной работе.
Факторы, влияющие на быстроту движений:
— нервная деятельность коры головного мозга, вызывающая напряжение и расслабление мышц, направляющая и координирующая движения;
— сила и эластичность мышц, подвижность суставов (силовые упражнения, в том числе с отягощениями, повышают способность мышц проявлять большую силу как можно быстрее, а увеличение эластичных свойств мышц помогает им сокращаться с большей силой и быстрее);
— выносливость (часто танцорам необходимо поддерживать предельно быстрый темп в течение некоторого времени, что становится невозможным при отсутствии специальной выносливости);
— совершенство техники движений (дает возможность выполнять быстрые движения свободно, без лишней мышечной работы).
Скоростные упражнения тесно связаны с деятельностью нервной системы. Нервная ткань имеет определенные пороги возбуждения: чем он ниже, тем слабее и кратковременнее может быть возбуждение. Применение скоростных упражнений способствует понижению порога возбудимости мышц, вызывает раздражение одинаковой силы большого числа мышечных волокон, в результате чего сила сокращения увеличивается, что ведет к увеличению силы отталкивания, длины шага.
Методы развития быстроты:
- Повторный метод — выполнение упражнений с околопредельной или максимальной скоростью. Следует выполнять задания в ответ на сигнал (преимущественно зрительный) и на быстроту отдельных движений. Продолжительность выполнения задания такая, в течение которой поддерживается максимальная быстрота (обычно 5-10 сек.). Интервал отдыха между упражнениями должен обеспечивать наибольшую готовность к работе (30 сек. – 5 мин. (в зависимости от характера упражнений и состояния спортсмена)). Упражнения для развития скоростного потенциала должны быть разнообразными, можно использовать специальные беговые упражнения: бег с высоким подниманием коленей, бег с захлестыванием голени, семенящий бег, забеги на короткие дистанции в форме эстафеты.
- Метод круговой тренировки – с использованием упражнений, при выполнении которых участвуют основные группы мышц и суставы. Тренировка силы с помощью отягощения также дает возможность повысить результат в упражнениях скоростного характера.
- Игровой метод — упражнения на быстроту в подвижных играх и специальных эстафетах.
- Соревновательный метод – выполнение упражнений с предельной быстротой в условиях соревнования.
Быстрота тесно связана с взрывной силой — способностью развивать максимально большую силу за наименьшее время (первые 0,2-0,3 сек. движения). Взрывная сила и техника определяют мощность мышц. Для развития взрывной силы используются упражнения, требующие максимально быстрого развития мощности за относительно короткий период времени.
Стандартные средства силовой подготовки не решают полностью проблемы развития взрывной силы мышц. Во-первых, потому, что сила, проявляемая взрывом, — это двигательное качество, требующее специфических моментов и средств тренировки. Во-вторых, обычные методы силовой подготовки не обеспечивают в необходимой мере совершенствования таких специфических составляющих взрывного движения, как быстрота перехода мышц к деятельному состоянию и быстрота их переключения от уступающей работы к преодолевающей. И то, и другое требует специального тренировочного режима, который нельзя имитировать ни одним упражнением с отягощением.
Для развития взрывной силы используются плиометрические (ударные) тренировки, основанные на прыжковых движениях. Методика тренировок была разработана в 1970-х годах Юрием Верхошанским, профессором кафедры тяжелой атлетики, которому было доверено улучшить показатели сборной СССР. В настоящий момент эта программа используется для тренировки боксеров, паркурщиков, любителей и профессионалов популярного сейчас кроссфита. Плиометрика многократно повышает силовые показатели при одновременном увеличении скорости и выносливости мышц.
Плюсы занятий плиометрикой:
— увеличение силы, координации и выносливости;
— большие затраты энергии — за одну тренировку сжигается до 600 ккал в зависимости от интенсивности;
— улучшение рельефа мышц;
— увеличение мышечной массы;
— укрепление сердечно-сосудистой системы и суставно-связочного аппарата.
В плиометрических тренировках используются такие упражнения, как прыжки на опору, выпрыгивание из приседаний или выпадов, в том числе с отягощениями, и др.
Главной особенностью применения данного метода в любых движениях является идеальная техника выполнения. Это касается любого тренинга, но в ударном риск травмы с нарушением техники возрастает многократно. Плиометрические упражнения рекомендуются только спортсменам среднего или высокого уровня подготовленности и включаются в программу тренировок после развития общей силы и выносливости.
Координация тесно связана с такими понятиями, как:
— Ловкость – способность, во-первых, осваивать двигательные действия, во-вторых, перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями меняющейся обстановки.
— Способность к расслаблению мышц.
— Способность сохранять равновесие — статическое, связанное с удержанием определенной позы, и динамическое, связанное со способностью сохранять определенное положение, либо быстро прийти в него под воздействием факторов извне.
— Пространственная точность движений — способность точно выполнять движения, различать его направление и скорость.
В большинстве случаев развитие координации происходит в процессе танцевальных тренировок, и подключать средства ОФП и СФП не требуется.
Для развития одной из составляющих координационных способностей, а именно функции равновесия, возможно применение некоторых асан, выбранных из комплекса упражнений йоги. Йога – это восточная дисциплина, зародившаяся в Индии 3 тыс. лет назад. Она призвана заботиться о физической, умственной и духовной сторонах человеческого бытия. Йога означает единство, т.е. рассматривает тело, разум и дух как одно целое. С помощью дыхания, поз и техники расслабления можно улучшить гибкость, чувство равновесия, увеличить силу и выносливость, также йога помогает сформировать чувство сосредоточенности на своих мышечных ощущениях.
Гибкость
Гибкость — это способность выполнять движения с большой амплитудой, она тесно связана с абсолютным диапазоном движения в суставе или ряде суставов, который достигается в мгновенном усилии. Гибкость зависит от эластичности мышц и связок.
Существует три разновидности гибкости, каждая из которых может быть у человека развита в большей или меньшей степени:
- динамическая (кинетическая) гибкость — возможность выполнения динамических движений в суставе по полной амплитуде;
- статически-активная гибкость — способность принятия и поддержания растянутого положения только мышечным усилием;
- статически-пассивная гибкость — способность принятия растянутого положения и его поддержания своим собственным весом, удержанием руками или с помощью снарядов или партнёра.
Для овладения многими танцевальными фигурами не обойтись без хорошей подвижности в суставах. Естественно нет необходимости развивать максимальную подвижность во всех суставах, ведь специфика выполнения многих танцевальных движений предопределяет специфичность развития гибкости. Поэтому характер применяемых упражнений должен соответствовать специализации спортсмена, т. е. тем требованиям к гибкости, которые необходимы в спортивных бальных танцах.
Почему танцорам необходимо заниматься растяжкой?
Во-первых, упражнения на гибкость помогают мышцам быстрее восстанавливаться, поскольку при расслаблении мышц улучшается их кровоснабжение, что помогает избавиться от молочной кислоты, накопившейся после интенсивных тренировок.
Во-вторых, эластичные связки и мышцы мало подвержены травмам и обеспечивают полную амплитуду движений с меньшим уровнем мышечного напряжения.
В-третьих, упражнения на гибкость, выполняемые с правильным дыханием и через расслабление, помогают научиться выполнять движения в более свободной манере, с меньшим количеством зажимов.
Структура занятий ОФП в течение сезона
Рост результатов в любом спорте, и в СБТ в том числе, зависит от эффективного распределения нагрузки на различных этапах подготовки. Тренировки должны обеспечивать непрерывный рост технического мастерства и повышение специальной физической подготовленности танцоров.
В легкой атлетике выделяют три этапа подготовки спортсменов:
Но, если в легкой атлетике общеподготовительный период начинается осенью, то в СБТ его начало приходится чаще всего на конец лета, когда танцоры участвуют в сборах и приступают к активным тренировкам после летнего отдыха. Основная задача ОФП на сборах – восстановление физической формы танцоров. Причем для начинающих и менее опытных спортсменов оптимально использовать методы и упражнения, направленные на развитие общей силы, выносливости и гибкости. Для танцоров старших групп структура занятий физической подготовки на сборах постепенно меняется. В начале сборов это ОФП, ближе к середине или концу сборов увеличивается доля СФП. Уровень нагрузки при этом зависит от реакции группы. Важно, чтобы нагрузка была адекватной, но не чрезмерной.
Специально-подготовительный период в СБТ обычно пересекается с соревновательным и характеризуется постепенным увеличением доли СФП в общем объеме физической подготовки. Суммарная доля СФП зависит от уровня подготовленности танцоров – чем выше уровень, тем больше доля СФП.
Таким образом, в подготовительном периоде развивается общая выносливость и сила, а в соревновательном периоде нагрузка направлена на поддержание приобретенной общей физической формы и совершенствование специализированных качеств (силы, выносливости, быстроты и других).
Распространённые ошибки в организации ОФП и СФП
— использование малоэффективных средств, ничего не прибавляющих к уровню подготовленности;
— чрезмерная сложность программы у начинающих танцоров, перегружающая организм и нарушающая естественный ход процесса становления спортивного мастерства;
— силовые упражнения не подобраны с учетом специфики СБТ, большое количество общеразвивающих упражнений просто “на силу”;
— нерациональный подбор средств физической подготовки без учета уровня подготовки и четкого планирования нагрузки в течение всего сезона.
Важен не столько объем, сколько рациональная структура физической нагрузки. Из практики известно, что ни одно средство и ни один метод специальной подготовки не может считаться универсальным или абсолютно эффективным. Каждый из них может (и должен) иметь преимущественное значение на том или ином этапе тренировки в зависимости от двигательной специфики вида спорта, уровня подготовленности спортсмена, характера предшествующей тренировочной нагрузки, конкретных задач текущего этапа тренировки и т. п. При определенной системе применения различных средств и методов абсолютный эффект физической подготовки значительно выше (по качественному и количественному выражению), по сравнению с раздельным, неупорядоченным во времени использованием методов и средств физической нагрузки, и достигается при меньшем объеме тренировочной нагрузки.
Большинство специалистов понимает важность проведения специально организованной физической подготовки с танцорами на этапе углубленной специализации, но часто ее значение недооценивается на начальном этапе. В результате многие тренеры пренебрегают занятиями ОФП в начинающих группах, считая их неактуальными в таком юном возрасте. Это заблуждение: подобные занятия, проводимые на регулярной основе, оказывают положительное воздействие на основные показатели физической подготовленности юных танцоров и обеспечивают повышение результативности их соревновательной деятельности на начальном этапе. Систематическое пренебрежение занятиями ОФП приводит к тому, что многие танцоры в 17-19 лет не могут достигнуть желаемых спортивных результатов, несмотря на постоянные танцевальные занятия. Это происходит потому, что такие танцоры имеют сравнительно низкий уровень физической подготовки, что мешает им продемонстрировать свою техническую оснащенность и уровень владения танцевальными элементами. Таким образом, можно сделать вывод: только комплексный подход к тренировкам сможет обеспечить танцору гармоничное физическое развитие и активное продвижение по спортивной карьерной лестнице.
- Байкова Дарья (тренер по ОФП и гимнастике для танцоров танцевального клуба Simple dance club (Динамо), врач-кардиолог);
- Нещадина Наталия (кандидат в мастера спорта по спортивным бальным танцам, танцевальный клуб Вега Степ);
- Головчанов Вадим (мастер спорта по спортивным бальным танцам, танцевальный клуб Максимум)
1. Особенности физической подготовки спортсменов-танцоров. Е. Г. Монахова. Преподаватель XXI век, 2-1, 2017 год.
2. Методические подходы к развитию гибкости у спортсменов-танцоров и разработка специальных упражнений. Попова Светлана Юрьевна (Красногорск, ЦРТДиЮ), 2013 год.
3. Учебник тренера по легкой атлетике. Н. Г. Озолин, Л. С. Хоменков, В. В. Петровский, Г. И. Чевычалов, Ф. П. Суслов, Ю. А. Попов, В. В. Чистяков. В. М. Дьяч, В. Б. Попов, В. М. Ягодин, О. Я. Григалка, Е. Н. Матвеев, А. П. Бондарчук, А. Л. Фруктов, А. А. Ушаков. М.: «Физкультура и спорт», 1989.
4. Физические качества спортсмена (Основы теории и методики воспитания). В. М. Зациорский. М.: «Физкультура и спорт», 1966 год.
5. Физическое воспитание. Коробков А. В., Головин В. А., Масляков В. А. М.: Высш. школа, 1983.
6. Спортивная физиология. Коц Я. М. М.: Физкультура и спорт, 1986.
7. Методика развития специальной выносливости в спортивных танцах. М.А. Терехова, Г.А. Чикалова. Спортивные танцы: материалы V Юбилейной Российской научно-методической конференции по проблемам развития спортивных танцев. — М.: РГАФК, 2001. — С. 32-35.
8. Основы специальной физической подготовки спортсменов. Верхошанский Ю. В. — М.: Физкультура и спорт, 1988.
Источник