- Упражнения с мячом в художественной гимнастике
- Общая Физическая Подготовка в Художественной Гимнастике
- От 3.5 лет и старше
- На что направлен организованный процесс физической подготовки
- 7 Основных физических способностей
- Результат
- ОФП и СФП – взаимопроникновение направлений. Часть первая. Комплексы упражнений с мячом для большого тенниса. методическая разработка по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Художественная гимнастика с мячом: допуск к турниру, правила, судейство, оценивание, требования к костюму
- Что представляет собой мяч?
- Виды мячей
- Категории мячей
- Состав судейской комиссии
- Обязанности членов жюри
- Дисциплина гимнасток
- Размеры мячей
- Критерии выбора мячей
- Как хранить гимнастический мяч
- Хронометраж
- Музыка
- Требования к купальнику
- Элементы с мячом в художественной гимнастике
- Система сбавок
- Подсчет окончательных оценок
- Действия в ситуациях, если предмет выходит из строя
- Протесты
- Самые популярные соревнования
- Федерации
- История появления мяча
- Тематическая литература
Упражнения с мячом в художественной гимнастике
Мяч является универсальным предметом, знакомым всем с детских лет. Его мягкий материал и круглая форма располагает занимающихся к активному действию. Упражнения с мячом варьируются в большом диапазоне: от элементарно простых до технически и физически сложных. Поэтому мяч можно использовать как на занятиях с начинающими, так и с хорошо подготовленными группами. Упражнения с мячом по сравнению с другими предметами (например с лентой, скакалкой) эффективнее воздействуют на мышечную чувствительность, особенно рук и туловища, а также на кожный анализатор.
В гимнастике пользуются в основном резиновыми мячами двух размеров: средний мяч — диаметром
15—18 см, большой мяч — диаметром не менее 20 см. На соревнованиях пользуются мячом диаметром 18—20 см и весом 400 граммов. Техника владения мячом основывается на использовании силы тяжести, центробежных и инерционных сил, возникающих при движении мяча. Круглая форма и вращающееся движение мяча определяют округлость и мягкость сопровождающих движений гимнастки, также слитность и плавность переходов от элемента к элементу. Все упражнения с мячом предполагают движения руки и тела гимнастки по маховой дуге. Мяч должен свободно лежать на ладони или двигаться в контакте с гимнасткой, его нельзя захватывать пальцами. Движение мяча по той или иной части тела гимнастки сопровождается согласованным мышечным импульсом. Целостность и текучесть движений поддерживается согласованным перемещением центра тяжести тела гимнастки (при помощи пружинных движений, приседаний, подтягиваний и т. д.) и движениями мяча. Правильная техника владения мячом показывает степень развития координации и мышечной чувствительности у занимающихся.
Обучение упражнениям с мячом начинается с ознакомления со способами держания мяча. Мяч можно держать: 1) на ладони (или ладонях), не захватывая пальцами (рис. 48, а); 2) на тыльной стороне кисти (или кистей) — пальцы прогнуты (рис. 48, б); 3) сбоку— держать обеими руками, мяч между пальцами (рис. 48, в).
Эти основные способы держания мяча видоизменяются в зависимости от того, где находится рука и куда направлены пальцы. Например, хват с боку, руки скрестно (рис. 49, а), руки вверх пальцами назад, мяч на ладони (рис. 49, б), обратный хват (рука повернута внутрь ладонью вверх) (рис. 49, в).
Приведенные способы держания мяча являются исходными или конечными в любом упражнении с мячом или в связке; они встречаются и как формы ловли или захвата мяча. Поэтому важно добиться от занимающихся большой точности и ловкости в применении различных хватов мяча в начальном обучении.
Различные способы держания мяча можно тренировать уже на маховых движениях. Сами махи являются подготовительными движениями для изучения и выполнения кругов, «восьмерок», бросков и ловли мяча. К разучиванию выкрутов следует приступать только после освоения определенных навыков выполнения различных кругов. Перекаты и отбивы мяча являются технически самостоятельными группами упражнений, поэтому их простые формы можно включить уже в первые занятия с мячом.
В начале обучения целесообразно применять в качестве сопровождающих движений спружинивания на месте и на шагах, перенос тяжести тела с ноги на ногу, махи руками и т. п. Относительно медленный темп и простые движения тела позволяют занимающимся внимательно следить за движением мяча.
В дальнейшем сопровождающие движения надо усложнять; движение же мяча должно оставаться непрерывным как на танцевальных шагах и прыжках, так и во время выполнения «волн», взмахов и поворотов. Контакт с мячом обеспечивается постоянным последовательным и текучим движением тела гимнастки.
Если упражнения выполнены правильно, то мяч мягко прилегает к рукам и к телу занимающейся и потери мяча исключаются. В целях гармонического и симметричного развития тела гимнастки следует все изучаемые элементы и упражнения выполнять как правой, так и левой рукой и в обе стороны.
При разучивании упражнений с мячом встречаются типичные ошибки. Это — захват мяча пальцами; жесткая ловля мяча или прижимание его к телу при ловле; подпрыгивание мяча во время перекатов по полу, неровность переката мяча по различным частям тела гимнастки; нарушение темпа, ритма и амплитуды движений мяча, задержка мяча: неравномер-
ное выполнение движений правой и левой рукой; общее недостаточно ловкое обращение с мячом.
По форме движения предмета упражнения с мячом делятся на махи, круги, «восьмерки», перекаты, отбивы, выкруты, броски и ловля.
Хорошо подготовленные занимающиеся могут все те же элементы выполнять одновременно с двумя мячами.
Источник
Общая Физическая Подготовка в Художественной Гимнастике
От 3.5 лет и старше
- Главная
- Виды спорта
- ОФП в Художественной Гимнастике
З адачи общей физической подготовки гимнасток-художниц — те же, что и в любом другом гимнастическом виде спорта: достаточное и гармоничное развитие физических качеств.
В зависимости от избранного вида гимнастики требования для их проявления различны, что в значительной степени определяет содержание учебного процесса вообще, и в частности раздела физической подготовки.
Общая физическая подготовка (ОФП) в художественной гимнастике — основа технически-правильного выполнения упражнений.
Это фоновый вид подготовки в гимнастике. Работа с юными спортсменами, начинается именно с ОФП.
В дальнейшем, занятия становятся важным поддерживающим средством даже для профессиональных спортсменов.
Сама подготовка, важна не только для гимнасток, которые выступают на высококлассных соревнованиях, но и в обычном тренировочном процессе.
На что направлен организованный процесс физической подготовки
- Укрепляется здоровье и повышается работоспособность Всесторонне укрепляется опорно-двигательный аппарат Гармонично развивается организм в целом Совершенствуется деятельность центральной, а также вегетативной нервных систем
7 Основных физических способностей
В первую очередь, художественная гимнастика — это многоплановый вид спорта.
Прыгучесть — это качество подразумевает под собой высоту отталкивания.
Быстрота — развитие способности для быстрого реагирования и выполнения движений с большой скоростью.
Выносливость — противостояние утомлению.
Координация — освоение новых движений и перестройка деятельности в соответствии с обстановкой. Один из важных факторов в гимнастике — танцевальность. Для этого необходимо научиться выполнять движения танца в разных стилях.
Гибкость — обусловлена подвижностью в суставах. Развивать способность для выполнения движений при большой амплитуде как пассивно, так и активно.
Равновесие — сохранение устойчивого положения тела в статических и динамических упражнениях.
И наконец — Сила. Это противодействие внешнему сопротивлению за счет мышечных усилий.
Результат
Снижение риска получения травм
Грамотное техническое выполнение упражнений
Упражнения на пресс, спину, гибкость, прыгучесть и координацию, являются базовыми
Мы изучаем целый ряд специфических упражнений, которые обеспечивают правильное выполнение элементов в будущих программах гимнасток.
Источник
ОФП и СФП – взаимопроникновение направлений. Часть первая. Комплексы упражнений с мячом для большого тенниса.
методическая разработка по теме
Методические рекомендации по использованию мяча для большого тенниса для улучшения общей и специальной физической подготовки. Эти комплексы могут использоваться для детей от 5 до 17 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
комплекс упражнений с теннисным мячом | 22.16 КБ |
Предварительный просмотр:
ОФП и СФП – взаимопроникновение направлений.
Часть первая. Работа с мячом для большого тенниса.
Проводя анализ контингента учащихся, приходящих на занятия, можно сделать два вывода: 1. Очень низкий уровень общей физической подготовки; 2. Низкий уровень общего интеллектуального развития. Одним из способов развития мозга – является развитие мелкой моторики. А так как за двигательное развитие отвечает тот же центр головного мозга, что и за волевое развитие, то работа на тренировках с предметами приобретает особую актуальность на сегодняшний день.
Цель – развитие головного мозга посредством работы с теннисным мячом.
Обучающие – обучить комплексу упражнений с мячом.
Развивающие – развить ловкость, точность, реакцию, скоростные качества.
Воспитательные – формирование волевых качеств и умения взаимодействовать с партнером.
Используя теннисный мяч, можно построить целую тренировку для дошкольников или провести начало основной части тренировки для всех остальных причастных к боевым искусствам.
Разминка. ОРУ с мячом.
1-2 — руки через стороны за голову, переложить мяч в левую руку;
- И.п. — О.с. руки в стороны, мяч в правой руке;
1 – поворот влево, пр. рукой коснуться левого плеча, лев. Рука за спину
3 – переложить мяч за спиной в левую руку;
- И.п. – ноги на ширине плеч, руки в стороны, мяч в пр. руке
1 – наклон влево, мяч перекладываем в левую руку
3 – наклон вправо, мяч в пр. руку
- И. п. — ноги шире плеч, мяч в прямых руках над головой
1 – наклон к правой ноге
3 – наклон посередине тянемся мячом между ног
5 – наклон к левой ноге
- И.п. – ноги на ширине плеч, мяч в пр. руке перед собой
- Подбросить мяч
- Поймать лев рукой
- Отбить мяч
- Поймать пр. рукой
- И.п. – ноги на ширине плеч, мяч в пр. руке
- Мах пр. ногой, перекладываем мяч под коленом в лев. руку
- И.п.
- То же другой ногой
- И.п.
- И.п. стоя на одной ноге, мяч зажат под коленом другой, руки на поясе
1-8 — прыжки на месте
9-16 – то же на другой ноге
Этот комплекс рассчитан на детей 5-6 лет.
Упражнения с мячом без партнера.
- Перехваты мяча правой/левой рукой.
- Отпустить мяч, обвести его рукой и поймать.
- Подбросить мяч вверх, повернуться на 360 0 и поймать мяч.
- Подбросить мяч, хлопнуть перед собой в ладони, поймать мяч, потом хлопок за спиной, потом два хлопка и т.д.
- Подбросить мяч вверх, лечь на спину/живот, встать и поймать подброшенный мяч.
- Отбивание мяча об пол пр. рукой, левой, поочередно.
- Ведение мяча, отбивая об пол.
- Бросить мяч в стену, д ать упасть на пол и поймать.
- Бросить мяч в стену и поймать его, не дав упасть на пол.
Костя Дзю использует CRAZY BALL (перевязанный посередине обычный мяч), отбивает не только руками, но и локтями, предплечьями и головой. Усложнить можно, используя два таких мяча.
- Стать спиной вплотную к стене, бросить мяч в стену над головой, дать ему удариться о пол и затем поймать его.
- Стоя спиной к стене (на расстоянии 1 м), бросить мяч назад-вверх в стену, не дав ему упасть на пол и с поворотом лицом к стене поймать мяч.
- Отбивать мяч об пол с максимальной силой правой/левой рукой.
- Отбивать мяч об пол, ускоряться до обозначенного места и возвращаясь ловить мяч, не дав ему упасть.
- Метание мяча в цель, на каждый бросок увеличивая/уменьшая расстояние на один шаг.
Упражнения с мячом с партнером.
- Метнуть и поймать мяч правой (левой) рукой.
- Поймать два последовательно брошенных мяча правой рукой (правой и левой руками)
- Поймать два одновременно брошенных мяча.
- Встречное метание (переброска) между партнерами.
- Стоя в боевой стойке, мяч в передней руке, подбрасываем мяч и сразу бьем по нему задней рукой. Партнер ловит и делает то же в ответ.
- Первый номер метает мяч во второго номера, а второй в пределах метра двигается и пытается увернуться от мяча.
- Первый номер метает мяч во второго номера, а тот стоя на точке, уклоняется и сбивает летящий мяч, не сходя с места.
- Первый номер метает мяч во второго номера, а тот должен отбить мяч кулаком.
- Заключительная часть.
Работаем 60 секунд.
- И. п. – лежа на животе, мяч в обеих руках вверху.
1 – 2. – Прогнуться, руки с мячом за голову.
2) И. п. – сидя, ноги прямые, руки в стороны, мяч в левой руке.
1. – Поднять прямые ноги и, опуская руки, переложить мяч под коленями из левой руки в правую.
2. – Опустить ноги, руки в стороны (мяч в правой руке).
3 – 4. – То же, перекладывая мяч из правой руки в левую.
3) И. п. – упор лежа, мяч на полу между руками.
1. – Взять мяч левой рукой и, поворачивая туловище налево, в упор лежа боком, поднять левую руку с мячом вверх.
2. – То же правой рукой. Повторить 6 – 8 раз.
4) И. п. – основная стойка, мяч в правой руке.
1 – 2 подбрасываем мяч и приседаем;
3 – 4 встаем и ловим левой рукой.
Заключение: По поводу простоты или сложности предлагаемых мной упражнений, я вам расскажу одну историю. Однажды один из учеников подошел к великому мастеру йоги и спросил: «Мастер, а какое самое сложное упражнение в йоге?» Мастер, не долго подумав, ответил: «Самое сложное упражнение – это наклониться и разложить коврик». Всё в мире относительно – и самое простое и самое сложное. Всё зависит от того, откуда смотреть. Даже самые большие достижения состоят из каждодневных маленьких побед над собой.
Список использованной литературы:
- Анатомия физических упражнений. Интерлейб М.Б., АСТ, 2009.
- Примерный комплекс упражнений с малым (теннисным) мячом. Методическое пособие под ред. Верина Д.А., 2008.
- Упражнения и игры с мячами. Кузнецов В.С., Колодницкий Г.Я. Методическое пособие, М., 2002.
- Физическая культура и спортивная медицина. Епифанов В.Я. Учебник, М., 1999.
Источник
Художественная гимнастика с мячом: допуск к турниру, правила, судейство, оценивание, требования к костюму
Художественная гимнастика – одна из сравнительно молодых спортивных дисциплин, с каждым годом набирающая все большую популярность. Гибкие спортсменки в космических в своей красоте нарядах, эмоциональная музыка поражают зрителей от начала до конца выступления. Яркий мяч в умелых руках гимнастки летает над ареной, подчиняясь легких касаниям рук.
Что представляет собой мяч?
Мяч – сферообразный упругий предмет ярких оттенков, используемый в гимнастике в качестве дополнительного элемента трудности. С помощью мяча спортсменка дополняет сложные танцевальные и акробатические элементы.
В движениях гимнастки используются такие свойства мяча:
- мягкость, легкость;
- способность отскакивать;
- способность лететь, перекатываться.
Мяч позволяет участнику показать возможности своего тела, ловкость, координации. Спортсмен выступает на ковре размером 13*13 м под выбранную композицию. У участника есть только 90 секунд, чтобы показать программу и умение использовать в элементах мяч.
Виды мячей
Выступление спортсменки в художественной гимнастике с мячом – это гармоничное сочетание музыки и движений с костюмом, аксессуарами и реквизитом. Выбирать нужно качественный снаряд, который подходит спортсменке по росту, возрасту, размеру ладони.
Категории мячей
Размер и вес снаряда регламентируются Международной федерацией гимнастики. Удачно подобранный и соответствующим все параметрам мяч дополняет образ участницы и всегда отмечается судьями.
- По внешнему виду:
- глянцевый, яркий (для показательных выступлений);
- матовый, спокойных оттенков (для тренировок).
- По назначению:
- профессиональный (сбалансированный, из качественных материалов, имеет противоскользящее покрытие и правильное соотношение диаметра и веса);
- любительский (резиновое или пластиковое изделие, подойдет для занятий в кружках, не имеет центровки).
- По размеру:
- детский (диаметр – 15 см, вес – 300 г, для занятий спортсменов от 3 до 6 лет);
- юношеский (диаметр – 17 см, вес – 350 г, подходит для гимнасток 7-9 лет);
- классический (диаметр – 18,5 см, вес – 400 г, для старших групп от 10 лет).
- По центровке. Мяч должен отпрыгивать вертикально вверх после отбития вниз. Минимальное отклонение от траектории выводит мяч в категорию любительских.
- По материалу:
- из каучука;
- из резины;
- из пластика.
Самыми лучшими считаются мячи из качественной резины, не имеющие стыков материала на поверхности. Выбор аксессуара зависит от комплекции спортсменки.
Если девочка младшей группы достаточно высокая, ей нужно тренироваться с юниорским мячом, при условии, что он помещается на ее ладони. Девушкам небольшого роста следует обратить внимание на мяч среднего размера. Но к 16 годам гимнастка должна отлично владеть стандартным мячом. Профессиональным спортсменкам не рекомендуется использовать большие, но легкие мячи, чтобы не испортить технику.
Допуск к турниру по возрасту
В художественной гимнастике выступают и маленькие девочки, и взрослые спортсменки. В зависимости от возраста участники попадают в одну из категорий.
Участник | Возраст, лет | Примечание |
Женщины | От 15 | Сениорки в международных турнирах |
Девушки | От 13 до 25 | Среди учащихся ВУЗов и иных учреждений |
Юниорки | От 13 до 15 | |
Девочки | 11-12 | |
10 | ||
9 | ||
8 | ||
7 | ||
6-7 | ||
6 |
Гимнастки должны достичь установленного возраста в год проведения конкурса.
Участники категории 6, 6-7 лет должны достичь заданного возраста до начала турнира. 7 лет спортсменке должно исполниться в течение года.
Чтобы повысить профессиональный уровень, гимнастки должны входить в определенную категорию и иметь квалификацию:
Группа | Имеющееся звание, разряд | Квалификация |
Девушки старше 15 лет и категория 17-25 лет | МС, КМС, I (действует до 30.09.20) | МС |
Юниорки | КМС, I | КМС |
Юниорки, девочки (11-12 лет) | I, II | I |
Девочки (10, 11-12 лет) | II, III | II |
Девочки (9, 10 лет) | III спортивный, I юношеский | III |
Девочки (8, 9, 10 лет) | I, II юношеские | I юношеский |
Девочки (9 лет) | II, III юношеские | II юношеский |
Девочки (6-7, 7, 8 лет) | II, III юношеские, без звания | II юношеский |
Девочки (6 лет) | III юношеский, без звания | III юношеский |
Информация о повышении уровня квалификации появляется заранее. Документ утверждается представителями спортивной федерации и врачебной комиссии.
Состав судейской комиссии
Художественная гимнастика – сложный в оценке вид спорта. Экспертам необходимо объективно оценить и технику, и артистизм.
В судебную коллегию входят:
Должность | Количество, чел |
Главный судья | 1 |
Заместитель главы комиссии | 2 |
Главный секретарь | 1 |
Заместитель секретаря | 2 |
Судья по оценке трудности | 4 |
Судья по оценке исполнения | 6 |
Судья-хронометрист | 2 |
Ассистенты для личных и групповых упражнений | 2 |
Судья на линии | 2 |
Количество и функционал членов жюри определяются главным судьей. Судьи по оценке критериев определяются методом жеребьевки.
Обязанности членов жюри
Каждый эксперт действует в рамках отведенных функций и подчиняется главному рефери.
- Эксперты по трудности оценивают сложность упражнений в личном и командном зачете, предварительно разделившись на 2 группы:
- определение Трудности тела, серии танцевальных элементов, сложность обменов и их ценность (в групповых выступлениях);
- оценка Трудности тела, хореографических комбинаций (в личном представлении):
- оценка динамики и вращения, взаимодействие с предметом (в индивидуальном номере);
- определение качества сотрудничества, динамических элементов, вращений (командное выступление);
- наложение штрафных санкций за нарушение временного лимита, покидание периметра площадки;
- подготовка полного списка погрешностей, предоставляемого главному судье.
Из проставленных оценок складывается итоговый балл в данной категории.
- Две подгруппы рефери по исполнению определяют:
- технические недочеты, снижают балл за недостатки;
- погрешности по артистизму, снижают общую оценку при ошибках;
- общий результат по исполнению.
Обратите внимание! Специалисты, оценивающие сложность и творческую подачу, работают отдельно друг от друга.
- Хронометрист:
- контролирует время выступления;
- предоставляет отчеты о нарушениях главному рефери.
- Эксперт на линии:
- отмечает в протоколе нарушение границ площадки (частью тела, предметом);
- контролирует выполнение упражнения в отведенных пределах;
- поднимает флаг в случае нарушения;
- предоставляет отчет координатору из состава технической бригады судей.
- Ассистенты (секретари):
- заносят сведения об оценке в компьютерную программу;
- организуют своевременный выход на старт гимнасток.
Главный судья организует и контролирует процесс проведения конкурса, решает возникающие внутри групп судей споры по оценкам и сбавкам.
Дисциплина гимнасток
За внешней простотой в выступлениях скрывается жесткое исполнение правил участниками турнира. Чтобы соревнование прошло гладко, спортсмены и тренеры проходят предварительный инструктаж.
Нарушения порядка караются сбавками итоговых оценок.
Требования для спортсменок | Сбавка за несоблюдение, балл |
Несвоевременный выход на старт (опоздание на 0,5 мин. после официального вызова, предварительный выход без вызова) | 0,50 |
Несоответствие выбранного аксессуара | 0,50 |
Разговоры в команде во время выступления | 0,50 |
Выход на позицию бодрым шагом, без музыки | 0,50 |
Задержка в занятии позиции перед началом упражнения | 0,50 |
Общение с тренерским составом, переговоры представителей гимнастки с экспертной группой | 0,50 |
Проведение разминки на площадке для выступлений | 0,50 |
Все нарушения в протоколе фиксирует координатор и передает заполненный документ судебной комиссии.
Размеры мячей
Качественный мяч подходящего размера и веса – залог на пути к победе в конкурсе.
Размер, см | Масса, г | Примечание |
15 | 300 | Для юных спортсменок от 3 до 6 лет |
17 | 350 | Самые популярные мячи, для 7-9-летнего возраста |
18,5 | 400 | Используются для выступлений на соревнованиях, для девушек от 10 лет |
Девушкам, которые выбрали профессиональный путь в художественной гимнастике с мячом, не рекомендуется использование слишком большого, но легкого предмета.
Критерии выбора мячей
Яркий мяч в руках хрупкой девушки, словно летающей над ареной – профессиональный спортивный предмет, подбору которого нужно уделить особое внимание.
Чтобы выбрать идеальный мяч, нужно учитывать его основные параметры:
- материал (для профессиональных занятий лучше выбрать предмет из качественной резины или каучука);
- противоскользящая поверхность (спортивный снаряд покрывают особым напылением, благодаря которому мяч не выскальзывает из ладони);
- круглая форма;
- идеальная центровка (мяч отпрыгивает строго вертикально при отбитии вниз);
- наличие шва (линия стыка едва заметна либо не имеется);
- вес и размер, соответствующий физическому развитию девочки.
Мяч должен в первую очередь нравиться самой гимнастке. С любимым предметом хочется заниматься и отрабатывать новые элементы. У профессиональных спортсменок должно быть несколько мячей: матовые – для тренировок, яркие – для выступлений. Тренировочные мячи не должны отвлекать внимание, они предназначены для оттачивания движений. С красочным мячом для конкурса девушке также нужно потренироваться, чтобы привыкнуть к глянцевому экземпляру. В рознице можно найти немало гимнастических мячей, но предпочтение стоит отдавать производителям, специализирующимся на производстве именно спортивного снаряжения.
- Sasaki – японский концерн. Все товары имеют сертификацию Международной Федерации гимнастики. Мячи идеальной формы и балансировки, с липким покрытием, не имеют стыков, выпускаются в разных ценовых категориях. Размеры мячей соответствуют установленным требованиям.
- Итальянские снаряды Pastorelli по цене ниже Sasaki, но качество изделий от этого не страдает. Бренд представляет мячи самых удивительных оттенков.
- Японская компания Chacott имеет безупречную репутацию и производит спортивное снаряжение более 50 лет. Мячи идеально сбалансированы, изготовлены из качественного прорезиненного материала, обладающего гипоаллергенными свойствами. Хоть у снарядов немного заметен сварной шов, это не влияет на его свойства.
- Мячи испанского производителя AMAYA представлены в широкой ассортиментной линейке по цвету и размеру. Все снаряды имеют необходимую сертификацию.
Аксессуары от ведущих производителей стоят дороже среднерыночных экземпляров. Но переплата за бренд гарантирует качество и соответствие всем необходимым критериям.
Как хранить гимнастический мяч
Мяч нужно хранить в специальном защитном чехле. Так цвет и свойства мяча не пострадают от солнечного цвета и внешних воздействий. Гимнастический мяч должен быть упругим, но мягким. Для этого его регулярно подкачивают до необходимого значения специальным насосом. На снаряде имеется ниппель, частично скрытый в материале. Перекачивание не допускается, иначе мяч станет непригоден для занятий.
Насос должен быть изготовлен тем же производителем, что и мяч. Воздух поступает небольшими порциями. Специальный закругленный кончик иглы не повреждает ниппель. Чтобы предотвратить появление трещин, иглу перед подкачкой нужно смазать глицерином или специальным гелем. После тренировок для удаления пота и грязи мячик нужно тщательно вымыть в теплой воде с мылом, протереть сухим полотенцем, просушить в прохладном месте и убрать в чехол.
Хронометраж
За соблюдением временных рамок, соотношением движения и музыки следит хронометрист. Отсчет времени включается с началом движения гимнастки и заканчивается на финальном элементе. Правилами разрешается музыкальное вступление без движений выступающей в течение 4 секунд. Если это пункт правил нарушен, судья-хронометрист снижен оценку на 0,05 балла за каждую секунду. Рефери по артистизму за аналогичное нарушение снижает результат спортсменки на 0,30 балла.
Музыка
Характер и динамика движений гимнастки зависят от выбранной музыкальной композиции. Мелодия должна быть яркой, ритмичной, эмоциональной. Разрешается аранжировка, инструментальная музыка, четкий структурный вокал. До начала звучания трека звучит специальный сигнал.
Не допускается выступление:
- без музыки;
- под несвязную композицию, состоящую из разных отрывков;
- под нетипичные звуки (автоматическое снижение оценки на 0,50 балла).
Короткие паузы между музыкальными фразами разрешены внутри одного трека.
Использование музыки с голосом допускается:
- в 2 упражнениях в индивидуальном зачете;
- в одном выступлении для команды.
За нарушение снимается 1 балл из общей оценки. Вид упражнения, в котором можно использовать мелодию и вокал, устанавливается региональной Федерацией. При подаче заявок представители гимнасток прописывают, какая музыка будет использовать, на специальном бланке. Информацию проверяют ассистенты технической бригады.
Участник может повторно выступить, если по ошибке организаторов была включена неверная мелодия либо возникли проблемы с аппаратурой, электричеством. Представитель участника должен подготовить и передать организационной бригаде носитель с музыкой. Для каждого упражнения предполагается отдельный носитель с записью трека высокого качества.
На носителе должны быть указаны сведения:
- ФИО спортсменки;
- регион;
- символ предмета;
- наименование и исполнитель выбранной музыки;
- продолжительность мелодии.
В зависимости от соревнования организаторы могут установить правило передачи выбранных мелодий через Интернет.
Требования к купальнику
Выбранный наряд, подобранный со вкусом, в гармоничном единстве с мячом, музыкой, динамикой танца, должен в первую очередь соответствовать действующим правилам.
- использование кружевных элементов без скрывающей кожу подкладки (передняя часть тела);
- декольте не должно заходить за середину грудной кости;
- вырез на спине (не должен спускаться ниже лопаток);
- украшения (если они представляют опасность для девушки в процессе исполнения номера);
- тонкие бретельки на купальнике;
- вырез в ногах, заходящий за паховую складку;
- пирсинг, иные украшения;
- использование разных костюмов для выступающей команды.
Купальник должен плотно облегать тело, но скрывать нижнее белье спортсменки. Макияж и прическа не должны быть чересчур яркими, «кричащими». Девушка может выступать босиком или в гимнастических тапочках.
К купальнику можно надевать:
- юбку, прикрывающую таз (любого кроя, кроме балетной «пачки»);
- колготки (одинаковой длины и цвета на обеих ногах).
Купальник может иметь длинные рукава, быть цельным вместе колготками. Все костюмы проверяются на соответствие судьей-координатором перед выступлением. За недочеты гимнастка получает штрафные баллы. Купальник должен соответствовать современным тенденциям, подчеркивать достоинства фигуры гимнастки. Особое очарование и индивидуальный стиль костюму придают:
- элементы из сетки;
- рукава с петелькой для пальца;
- вырезы интересных форм;
- комбинации принтов;
- нестандартные цветовые решения;
- короткие юбочки, приточенные на линии бедер;
- роспись;
- стразы;
- аппликации.
Купальник должен точно подходить гимнастке по размеру, быть удобным. Перед покупкой нужно убедиться в качестве материала: он должен быть эластичным и дышащим.
Элементы с мячом в художественной гимнастике
Упражнения с мячом улучшают координацию, развивают глазомер и чувство ритма. Руки и плечевой пояс становятся сильнее, в движениях появляется мягкость и плавность.
Основные упражнения:
- бросок выполняется в разных направлениях одной или двумя руками;
- отбивание (строго вверх либо по определенной траектории одной или двумя руками или стопами);
- ловля (рукой продолжить движение вниз для погашения скорости);
- махи (движение прямой рукой в вертикальной плоскости);
- перекат (по телу, конечностям, ковру);
- круг (движение прямой рукой в горизонтальной плоскости);
- восьмерка;
- выкрут производится вертикально или горизонтально внутрь и наружу.
Мяч гимнастка держит кончиками пальцев, он может лежать на ладони или тыльной стороны кисти.
Виды бросков и ловли мяча
Бросок на счет 1-2 | Исходное положение | Ловля на счет 3-4 |
Двумя руками вверх | Ноги вместе, мяч на ладонях внизу | Вытянутыми руками на уровне плеч |
Одной рукой вверх | Ноги вместе, мяч на одной из вытянутых в стороны ладоней | Одной или двумя руками |
Перебрасывание мяча из одной руки в другую по дуге | Ноги вместе, руки в стороны, мяч в правой руке | Мяч из левой руки отправляется обратно в правую руку |
Под руку | Ноги вместе, мяч на одной из вытянутых в стороны ладоней | Ловится другой рукой, на дальнейший счет перебрасывается в изначальное положение |
Вверх вперед из-за спины | Ноги вместе, руки сзади снизу с мячом | Бросок выполняется другой рукой на счет 3-4 |
Вниз перед собой | Ноги вместе, руки согнуты в локтях, мяч в ладонях перед глазами | Двумя руками |
Вниз одной рукой | Ноги вместе, руки в стороны, мяч в одной рук | На счет 2 брошенный в пол мяч ловится одной рукой, на 3-4 бросок выполняется другой рукой |
Перекат мяча выполняется вращением кистей рук от себя. Направление мяча – внутрь. На повторный счет упражнение повторяется в обратном порядке. Перемещение мяча по рукам на груди производится при поднятых вверх руках. Мяч катится по рукам вниз. Далее руки вытягиваются параллельно полу перед собой, мяч возвращается в ладони.
Система сбавок
Участники должны не только подготовить программу, но также изучить требования, при нарушении которых жюри снижает оценку.
Судейская коллегия может применить санкции за следующие недочеты:
Нарушение | Сбавка, балл |
Превышение или недостаток музыкального сопровождения за каждую секунду | 0,05 |
Ненужная музыка с вокалом | 1 |
Мелодия не соответствует требованиям | 0,50 |
За пересечение отведенного пространства | 0,30 |
Аксессуар не соответствует нормативам, используется лишний предмет | 0,50 |
Задержка в подготовке к номеру | 0,50 |
Возврат мяча без разрешения | 0,50 |
Использование запасного мяча, если упавший мяч остался на месте выступления | 0,50 |
Не соответствующий правилам костюм | 0,50 |
Информация о товарах и услугах на костюме, не отвечающая требованиям | 0,30 |
Использование бинта против правил | 0,30 |
Выбывание одного из членов группы | 0,30 |
Выступление новой спортсменки, взамен покинувшей турнир | 0,50 |
Чтобы получить минимум вычетов из общей оценки, участница турнира должна отлично чувствовать пространство и знать правила. Тренерский состав должен позаботиться о выборе подходящей музыки, спортивной формы гимнастки, позаботиться о запасных мячах.
Подсчет окончательных оценок
Шкала оценивания выступлений начиная с 2001 года менялась несколько раз, колеблясь в пределах 10-30 баллов. Согласно правилам 2017-2020 года, установленных международной Федерацией, величина максимальной оценки составляет 20 баллов. Финальная оценка равна сумме баллов за технику и оценке за артистизм. Оценка данных критериев производится разными бригадами судей, независимых друг от друга. Из полученной оценки судьи вычитают штрафные баллы за нарушения и выводят средний балл.
Действия в ситуациях, если предмет выходит из строя
Во время соревнований нужно предусмотреть немало мелочей. Нередко уже во время выступления случаются досадные неприятности:
- мяч может лопнуть или деформироваться (стать непригодным);
- снаряд зацепляется за конструкцию потолка.
В таких случаях спортсменке нельзя паниковать. Упражнение нельзя начать заново, но можно прекратить или закончить. Правилами установлены решения подобных ситуаций:
- наказания за неприятность с мячом нет, участник штрафуется только за допущенные технические недочеты;
- участник может взять запасной мяч, выбросив испорченный за пределы арены;
- при продолжении номера с испорченным мячом оценки за выступление не выставляются;
- при прекращении упражнения выступление не засчитывается.
Если мяч пришел в негодность на финальных секундах номера, гимнастка может закончить выступление, как с ним, так и без него. При этом судья-координатор вычтет 0,50 балла из общей оценки участницы.
Протесты
Нередки случаи, когда гимнаста и тренер разочарованы результатом за выступление. Тренер, имеющий соответствующую аккредитацию, имеет право опротестовать оценку. Представитель команды должен находиться в специально отведенной зоне рядом с площадкой, чтобы наблюдать за упражнением и своевременно обратиться к рефери.
Правилами установлены серьезные требования к подаче протеста:
- протест подается в устной форме тренером сразу после объявления результата участницы;
- если прошение подано после окончания номера следующего спортсмена, они не принимается. Для последнего выступающего этот промежуток составляет 1 минуту;
- ответственный из состава жюри за данную процедуру фиксирует время обращения;
- в течение 4 минут готовится и подтверждается письменный протест;
- прошение рассматривает главный рефери и иные уполномоченные члены жюри;
- решение по протесту объявляется до финала все выступлений.
Решение судейской комиссии по протесту не подлежит обжалованию. По завершению турнира техническая бригада детально просматривает запись каждого номера на предмет обнаружения ошибок.
Самые популярные соревнования
Как и любой вид спорта, турниры по художественной гимнастике проводятся в различных масштабах: от простых региональных до крупнейших международных. За масштабными состязаниями с напряжением и восхищением следит весь мир.
Наименование турнира | Первое соревнование | Примечание |
Олимпийские игры | 1984 г. Лос-Анжелес | Разыгрывается 2 комплекта наград. Выступают мужчины и женщины. РФ – несомненный лидер за все годы участия в играх. |
Мировой чемпионат | 1963 г. Будапешт | Проводятся каждый год, кроме года проведения Олимпийских игр. В первом чемпионате приняли участие 10 государств. |
Чемпионат Европы | 1978 г. Мадрид | Организатор турнира – гимнастический союз Европы. Победитель первого чемпионата – гимнастка из СССР Галима Шугурова. |
Гран-при | 1994 г. Вена | Серия престижных турниров, организованных по инициативе немецкой Федерации по гимнастике. Спортсменки борются за рейтинг и денежный приз. Гимнастки из России держатся на верхних строчках турнирной таблицы. |
Кубок мира | 1983 г. Белград | Организуется международным комитетом по гимнастике. Состязания носят подготовительный характер, участники тестируют свои возможности, готовясь к более сложных выступлениям. |
Получить признание, попробовать себя в мировых турнирах могут гимнастки, получившие высокие оценки в конкурсах внутри страны. В РФ территориальных и общероссийских состязаний с нетерпением ждут спортсменки и зрители.
Федерации
Международная федерация гимнастики создана в 1881 г. Изначально в нее входили три государства: Бельгия, Франция и Голландия. На сегодняшний день под эгидой сообщества функционируют 130 подразделений в разных странах.
Союз разрабатывает и устанавливает правила проведения турниров, систему оценок, порядок проведения соревнований. Помимо художественной гимнастики федерация курирует спортивную акробатику и аэробику, упражнения на батуте. Под руководством комитета проводятся крупнейшие международные турниры.
Российская федерация гимнастики основана в 1991 году. Сообщество ежегодно проводит состязания государственного масштаба по правилам, установленных международным союзом гимнастики.
История появления мяча
Мяч в играх появился много веков назад. В Древнем Египте, Греции, Риме девушки и юноши перекидывали мяч, превращая игру в красивое зрелище. В средние века игры с мячом становились все разнообразнее. Мячи отбивали руками, ногами, различными предметами. Начиная с XVI века, особенно популярны игры с мячом в Англии, Франции и Германии. Постепенно сформировались правила футбола, баскетбола, тенниса, крокета.
Мяч как предмет для выступлений был воспринят только в начале XIX века вместе с зарождением художественной гимнастики как направления спорта. Французский ученый Ж. Дельмант разработал теорию выразительного движения. Он доказал, что акробатические и хореографические элементы выступающего вызывают определенные эмоции у зрителей. Ученый разработал основные элементы с предметом, растяжки, танцевальные элементы.
Прорывом в истории танца считается импровизированное выступление Айседоры Дункан, вышедшее за рамки установленных стандартов. На основе этих событий в Санкт-Петербурге в 1913 г. была открыта первая в мире школа художественной гимнастики. В 1948 г. в СССР прошел первый турнир в данном виде спорта, а уже в 1963 г. – первые состязания мирового масштаба.
Направление не считается женским. Мужчины-гимнасты также показывают потрясающие номера. Первое мужское выступление прошло в Японии 1985 г. и вызвало небывалую бурю эмоций у зрителей и судей. Все предметы, используемые в гимнастике, пришли из различных направлений, окончательный список аксессуаров был утвержден только в 60-ые годы прошлого века.
По мере развития направления гимнастки использовали и огромные мячи золотого цвета, и маленькие шарики, напоминающие теннисный мяч. Упражнения были направлены на ловкость и внимательность спортсмена. В результате экспериментов спортивное сообщество пришло к мнению, что небольшие резиновые мячи подходят для трюков. Также ими можно подчеркнуть гибкость и пластичность выступающей, использовать для перекатов по телу, эффектных бросков и иных красивейших элементов.
Тематическая литература
Окунуться в мир художественной гимнастики, проникнуться атмосферой фантастических движений с мячом помогут интересные издания, посвященные данной теме.
- Диана Сивакова «Уроки художественной гимнастики». Пособие предназначено для тренера для организации занятий с начинающими спортсменами. На основе материала инструктор может составлять регламент занятия самостоятельно. Помимо развернутой теории по исполнению элементов в книге содержится информация по подбору музыкальных треков.
- Ольга Буянова «Жизнь моя – моя гимнастика». Автобиография прославленной спортсменки и заслуженного тренера. В книге содержатся главы об известных гимнастках, ученицах Буяновой, имеющих несколько почетных титулов за победы на соревнованиях международного масштаба. Книга будет полезна как любителям, так и профессионалам в мире гимнастики.
- Д. П. Мавромати «Упражнения художественной гимнастики». В книге содержатся практические рекомендации по поставке элементов с использованием предметов и без них. Автор подробно описывает процесс подбора музыки, формирование комбинаций из элементов. Книга станет хорошим помощником тренеру, методические рекомендации могут использовать начинающие гимнастки самостоятельно.
Выступления спортсменок с мячом в красивых нарядах – сочетание огромного труда, таланта и воли к победе. За короткой, но яркой программой скрыты длительные часы тренировок, сложная работа тренерского состава и организаторов турнира. Сложная система оценок порой непонятна аудитории, но компетентность судей и своевременные протесты позволяют гимнасткам занять положенные места в рейтинге и идти дальше к спортивному Олимпу.
Турнир:
Чемпионат России. Премьер-Лига
Источник