Обязательно ли делать гимнастику грудничку

Гимнастика, которую мама может самостоятельно проводить с малышом

В данной статье мы попытаемся описать те упражнения, которые без особого труда и «риска для жизни», мама самостоятельно может проводить своему ребенку дома. Также эти упражнения можно проводить и между курсами профессионального массажа.

Перед проведением любого профессионального, либо самостоятельного массажа, гимнастики, оптимальным будет, если ребенка осмотрят педиатр, невролог и ортопед. Специалисты подтвердят отсутствие противопоказаний, а также подскажут, на какие области следует сделать особые акценты при выполнении массажа.

Тем не менее, следует понимать, что самостоятельные занятия с малышом, несмотря на несомненную пользу, не заменят курсов профессионального массажа ребенку.

Гимнастические упражнения для детей первого года жизни лучше проводить совместно с массажем, а заканчивать аквагимнастикой.

Условия проведения, противопоказания

Во время занятий массажем и гимнастикой можно использовать развивающие игрушки для привлечения внимания ребенка, но их не должно быть слишком много.

Все гимнастические упражнения делятся на активные и пассивные. Активные упражнения те, которые выполняет человек самостоятельно, пассивные, проще говоря, когда твоей рукой-ногой машут, а ты лежишь-скучаешь. В детском оздоровительном массаже и гимнастике используются и те, и другие виды упражнений.

Читайте также:  Чем мазать ноги после тренировки мазь

Гимнастика для детей от 0 до 3-х месяцев

Оптимальный возраст, в котором рекомендуется начинать курс массажа и гимнастики обсуждается в статье «общие принципы массажа». Массаж и гимнастика у детей первого года жизни

Дыхательные упражнения

Для малышей этого возраста очень важны дыхательные упражнения. Они способствуют развитию дыхательной мускулатуры, физиологических способностей дыхательной системы, ее резервных возможностей, служат профилактикой респираторных заболеваний.

Исходное положение: ребенок на руках у матери, лицом к ней. Производят ритмичные надавливания ладонью на спину ребенка, передвигая ладонь от шеи до поясницы.

Исходное положение: ребенок лежит на спине. Попеременное отведение ручек в сторону и наверх, начиная с трех месяцев можно это упражнение выполнять одновременно двумя ручками.

Рефлекторные упражнения

У младенцев существует определенная физиологическая особенность нервной системы – наличие безусловных рефлексов, появляющихся и исчезающих в определенное время.

Таким образом, у грудничков можно выделить особую группу упражнений. Это рефлекторные упражнения. Они основаны на специальном вызывании некоторых безусловных рефлексов.

Естественно, никто в качестве зарядки рефлекс Моро вызывать не будет (громкий удар по поверхности, на которой лежит ребенок, при этом он делает «обнимающее» движение).

Но некоторые из них, например рефлекс Бабинского (особое поглаживание стопы) или рефлекс опоры весьма полезны в качестве развивающих упражнений.

Количество повторений рефлекторных упражнений в течение занятия 1-2 раза.

Упражнение основано на рефлексе Бабинского.

Исходное положение: ребенок лежит на животике.

Произвести надавливание на подошву у основания пальцев — ребенок рефлекторно согнет пальчики, затем провести по внутреннему краю стопы к пятке и наружному краю к мизинцу – происходит разгибание подошвы. Движение выполняется большим пальцем взрослого. Повторить 1-2 раза. Важно! При выполнении упражнения нога ребенка всегда фиксируется за голеностопный сустав (не за пальцы).

Из рефлекторных упражнений в этом возрасте выполняются также рефлекторное ползание, рефлекторная опора и рефлекторная ходьба. Данные упражнения, как правило, проводятся в конце занятия.

Рефлекторное ползание

Упражнение основано на рефлексе ползания по Бауэру.

Исходное положение: на животе. Под стопочки ребенка подставляется ладонь взрослого, так, чтобы ребенок смог в нее упереться слегка согнутыми ногами. Ребенок толкается и выпрямляется, делая движение вперед. Повторить 1-2 раза. Важно! Не забудьте оставить свободным место, куда малыш сделает это движение (что бы не ударился головой).

Рефлекторная опора и ходьба

Исходное положение: ребенок в положении вертикально, руки взрослого в подмышечных областях ребенка. Следует дать ребенку полностью опереться стопами на поверхность стола. Слегка наклонить туловище ребенка вперед, и он рефлекторно сделает несколько шажков.

Полезно выкладывание на живот, это тоже является упражнением для ребенка, основанное на защитном рефлексе (младенец поднимает и поворачивает голову в сторону). В положении «на животе» происходит стимуляция мышечного тонуса разгибателей, тонизируются мышцы животика, стимулируется работа кишечника – облегчается отведение «газиков», является профилактикой запоров.

Выкладывание на живот рекомендуется проводить ежедневно, начиная с 30 секунд и до 15-20 минут в первые месяцы жизни.

Пассивные упражнения

Скользящие шаги – «топотушки»

Исходное положение: на спине. Нога согнута в коленном и тазобедренном суставах, стопа опирается на стол, проводится скольжение стопы по поверхности стола.

Катание в позе «эмбриона».

Исходное положение: ребенок лежит на спине. Ноги согнуты, приведены к животику, голова также согнута, подбородочек приведен к груди. Производится «катание» малыша в таком положении на спинке. Как правило, такое упражнение деткам очень нравится.

Активные упражнения

Используются различные яркие, звучащие игрушки, которые показываются ребенку на расстоянии 25-30 см, таким образом, стимулируются слежение глазками за предметом, слуховое сосредоточение, попытка ухватить предмет.

Гимнастика для детей 3-4 месяцев

Для того, чтобы избежать повторений, мы будем добавлять к приведенным выше упражнениям описание новых элементов гимнастики.

Дыхательные упражнения

Исходное положение: на спине. Добавляются одновременное движение руками вверх-вниз, круговые движения ручками.

Исходное положение: на спине. Согнутыми в локтях руками производится их попеременное выпрямление. Движения напоминают боксирование. Важно! Ручки фиксируются в лучезапятных суставах, что бы предотвратить растяжение связок.

Полуповороты и повороты со спины на живот и обратно

Исходное положение: на спине. Одной рукой обхватываются голени ребенка снизу, указательный палец другой руки взрослого вкладывается в ладонь малыша, остальные пальцы охватывают его кисть. Затем, слегка выпрямив ноги ребенка, следует повернуть его таз, вслед за этим ребенок поворачивает свою голову и плечевой пояс. Подобным образом совершают повороты в обе стороны.

Упражнения на мяче

Начиная с 3-х месяцев можно вводить новый вид занятий – упражнения на мяче. Для этих упражнений потребуется мяч, диаметром 50-60 см, чуть спущенный.

Покачивание на мяче способствует развитию координации, вестибулярного аппарата, способствует тонизации мышц брюшного пресса, спины, ног.

Ребеночка располагают на мяче разными способами: на спинке, на животике, по очереди на боках.

Выполняются покачивания с опорой на ноги, с подъемом ног.

Важно не забывать надежно фиксировать ребенка на мяче.

Гимнастика для детей 4-6 месяцев

Безусловные рефлексы постепенно угасают, поэтому увеличивается доля пассивно-активных упражнений. Также увеличивается количество повторений одного и того же упражнения.

Проводятся пассивные упражнения – сгибание и разгибание в крупных суставах.

Круговые движения в тазобедренных суставах, с обязательной фиксацией своими руками коленей ребенка.

Одновременное сгибание – разгибание ног.

Исходное положение: на спине. Следует обхватить ноги ребенка в нижней части голени сзади, удерживая ступни. Согнуть ноги во всех суставах, слегка прижимая их к животу (колени ребенка должны быть разведены в стороны), затем выпрямить ноги младенца.

Соединение противоположных и одноименных колено-локоть.

Расширяется спектр упражнений на мяче.

В этом возрасте многие дети с интересом покачиваются на мяче с подъемом игрушки с поверхности.

На мяче в положении на спинке можно покачивать ребеночка с небольшим «присаживанием» при достижении опоры ножками.

С 5-ти месяцев можно покачивать ребенка на боку с отталкиванием от поверхности опоры.

Гимнастика для детей 6-9 месяцев

К уже описанным упражнениям добавляются:

Дыхательные упражнения делаются на спине, на боку, начинают делать их сидя.

Одновременное и попеременное отведение рук в стороны, вверх, обхватывающие движения руками.

Выполняются все упражнения для ног: «топотушки», скользящие шаги, круговые движения ногами, попеременное сгибание-разгибание.

Вводится новое упражнение: велосипед.

Исходное положение: на спине. Согнутыми в тазобедренных и коленных суставах ногами ребенка выполняются круговые движения, напоминающие движение ног во время езды на велосипеде.

В положении сидя (в позе портного, когда стопы соединены или по-турецки) ребенка покачивают, используя игрушку, стимулируют потягивание за ней.

Старайтесь всячески побуждать малыша к активным поворотам со спины на живот и обратно.

Полезно упражнение, направленное на развитие навыков ползания. В этот период времени можно помогать ребенку, подставляя свою ладонь в качестве опоры.

Выполняются упражнения для развития ходьбы: стимулируется переступание с ноги на ногу, при этом взрослый сначала поддерживает ребенка подмышки, а, впоследствии, за кисти обеих рук.

В упражнениях на мяче: можно использовать покачивание на нем в положении сидя.

Гимнастика для детей 9-12 месяцев

Упражнения выполняются в самых разных положениях: лежа, сидя, стоя.

В этом возрасте стараются побуждать к выполнению тех или иных упражнений словами: «садись, ложись, достань игрушку спереди, из-за спины».

Используются упражнения с предметами: приседание с палочкой, упражнения для рук с кольцами.

Упражняясь на мяче, можно и попрыгать на нем: на попке, на ножках.

В этом благодатном возрасте для упражнений с ребенком, чем больше фантазии, тем лучше.

В заключение, хотелось бы вспомнить замечательную народную мудрость: час пробьет и все придет. Поэтому, всегда необходимо соизмерять нагрузку с физиологической готовностью ребенка воспринимать те или иные упражнения, не стоит слишком опережать естественный ход событий – усаживать ребенка в подушки в 3 месяца или заставлять его ходить, когда он только пытается научиться стоять с опорой. Постарайтесь найти для ребенка (и себя) оптимальное время, ритм занятий. В упражнениях с ребенком важна не сила или нагрузка, а регулярность проведения. Помните, что, прежде всего, малышу нужна ваша любовь и забота!

Источник

Обязательно ли делать гимнастику грудничку

Самые распространенные ошибки взрослых в уходе за младенцем, которые мешают ему полноценно физически развиваться:

    не выкладывают малыша на живот перед каждым кормлением. О важности лежания на животе я уже писал в статье «Выкладывание ребенка на живот». Лежание на животе — самая первая физическая нагрузка, которая необходима для дальнейшего развития ребенка. Когда грудничок лежит на животе, он укрепляет мышцы спины, шеи, рук и ног. Без постоянного пребывания на животе малыш не сможет вовремя освоить новые двигательные навыки — переворот, опору на прямые руки, ползание и т.д.;

забывают чередовать руку, на которой носят ребенка. Также не меняют бочок малыша во время укладывания спать. Все это может привести к развитию привычного наклона головы и загиба тела. Если их вовремя не скорректировать, то в будущем у ребенка могут быть проблемы со спиной и осанкой;

используют кокон для новорожденных после 2-3 месяцев малыша. Таким образом взрослые искусственно ограничивают двигательную активность ребенка и тормозят его развитие;

боятся лишний раз брать грудничка на руки и «избаловать». В первые три месяца ребенок очень нуждается в тесном телесном контакте с мамой. Это важно для его полноценного развития, как еда, сон и физическая активность;

оставляют малыша на пеленальном столе и диванах без присмотра. Это очень опасно и может привести к его падению и серьезным травмам;

боятся опускать ребенка на пол после 4-х месяцев, потому что там грязно, холодно и небезопасно. Для своевременного двигательного развития грудничку необходима твердая поверхность и большое открытое пространство. Для этого пол — идеальное место;

ограничивают подвижность малыша с помощью манежа, шезлонга или кроватки не во время сна. Если у ребенка не будет возможности много свободно двигаться, он будет осваивать новые двигательные навыки с задержкой;

  • боятся самостоятельно заниматься с ребенком гимнастикой и массажем. Обычно, этот страх появляется из-за незнания физиологии грудничка и, как следствие, неуверенности в своих действиях. Взрослые опасаются, что могут что-то сломать малышу или как -то еще ему навредить. Поэтому стараются, как можно меньше времени активно взаимодействовать с ребенком.
  • Как правильно ухаживать за ребенком для его полноценного физического развития?

    Разберем, как же маме и папе нужно контактировать с грудничком, чтобы избежать ошибок, перечисленных выше. Для этого я рекомендую:

      выкладывать ребенка на живот перед каждым кормлением или через 40 минут после. Это можно практиковать уже в роддоме. Если мама переживает, что малышу больно, то ей нужно дождаться момента, когда заживет пупочная рана. Каждый раз необходимо увеличивать время лежания на 10-20 секунд. Для этого можно греметь погремушкой, петь песни, разговарить с грудничком;

    обязательно чередовать руку во время ношения ребенка. Советую надевать резинку на ту руку, на которой мама носила до этого, чтобы не забыть. Чередование стороны, на которой ребенок спит в кроватке также необходимо соблюдать. Эти простые правила — отличная профилактика привычного наклона головы и загиба тела;

    использовать кокон для новорожденных по назначению — в период новорожденности (28 дней) и плюс 1-2 месяца. Другими словами, после 3-х месяцев использовать его я не советую. В 3-3,5 месяца некоторые малыши начинают осваивать переворот со спины на живот, а кокон будет тормозить этот процесс. Более подробно о том, почему не стоит увлекаться этим девайсом читайте в моей статье «Baby-кокон для новорожденных=текстильное «гнездышко» для малыша?»;

    носить на руках ребенка в первые три месяца как можно больше. Тактильный контакт с малыша с мамой помогает наладить лактацию, способствует нормализации физиологического гипертонуса грудничка и помогает ему быстрее адаптироваться к окружающему миру. Но не нужно «перегибать палку». Не стоит забывать давать ребенку какое-то время самому полежать на животе и спине. Эта активность стимулирует физическое и психоэмоциональное развитие;

    не отходить от ребенка, пока он лежит на диване, кровати или пеленальном столе. Всегда нужно придерживать его рукой или положить его на пол, если нет возможности взять на руки в данный момент;

    знакомить грудничка с лежанием на полу с 3-х месяцев, а после 4-х месяцев — переселить туда на постоянное место жительства. На полу ребенок учится переворачиваться, ползать до интересного предмета, крутиться и т.д. Также с пола ребенок не может никуда упасть. Если взрослым кажется, что там грязно и холодно, советую приобрести специальный коврик для ползания. Он толстый, теплый и легко чистится. На таком коврике ребенок может безопасно отрабатывать ползание, сидение и самостоятельную ходьбу, так как любое падение будет безболезненным;

    убрать все удерживающие устройства с того момента, как ребенок начинает «качать пресс». Обычно это происходит в 4-4,5 месяца. В это время малышу нужно отрабатывать перевороты на живот, а не тратить энергию на попытки увеличить себе обзор, сидя в шезлонге. Я писал об этом в статье «Какой шезлонг выбрать для грудничка?». Манеж же стимулирует к раннему вставанию у опоры и может привести к пропуску ползания на четвереньках. Советую использовать стул для кормления и кроватку по их прямому назначению, а на остальное время отправлять грудничка лежать на полу;

  • изучить этапы двигательного развития ребенка первого года жизни. Это можно сделать с помощью моей таблицы, представленной ниже.
  • Источник

    Оцените статью