Общая характеристика физических упражнений
Физическое упражнение — это двигательное действие или совокупность двигательных действий, выполняемых с целью улучшения физического состояния военнослужащих, а также решения других задач их боевого совершенствования. Каждое двигательное действие включает в себя несколько отдельных движений, т.е. элементарных структурных единиц деятельности. Определенная последовательность движений рук, ног, туловища, шеи придает физическим упражнениям специфический характер.
Эффективность физических упражнений применительно к совершенствованию тех или иных качеств и навыков личного состава неодинакова. Она обусловливается разным количеством движений, входящих в структуру двигательных действий, различным их сочетанием и многообразием последовательности (очередности) выполнения, степенью и продолжительностью напряжения физиологических систем и психических функций военнослужащих, т.е. она зависит главным образом от содержания и формы физических упражнений.
Содержание физических упражнений определяется составом движений, входящих в соответствующие двигательные действия, своеобразием различных процессов, происходящих в организме и психике при их выполнении, специфичностью воздействий на занимающихся. Выполнение военнослужащими физических упражнений сопровождается активизацией биохимических, физиологических, психофизиологических и других реакций в их организме, следствием чего является совершенствование подготовленности человека к двигательной деятельности, развитие физических качеств, усиление устойчивости организма к воздействию факторов внешней среды, повышение физической работоспособности за счет расширения и мобилизации различных функциональных возможностей. Многократное повторение соответствующих физических упражнений, оказывая стимулирующее влияние на механизмы нервной регуляции двигательных актов и способствуя созданию необходимых динамических стереотипов в коре головного мозга, обеспечивает формирование у военнослужащих различных двигательных навыков. Выполнение физических упражнений, овладение специфичными приемами и действиями, точное и своевременное применение приобретенных навыков, в соответствии со сложившимися условиями, вызывают необходимость проявления целеустремленных и активных осмысленных действий, т.е. определенного напряжения психики, что стимулирует совершенствование умственных, волевых и эмоциональных качеств военнослужащих.
Форма физических упражнений — это их внутренняя и внешняя структура. Внутренняя структура упражнения отражает технологию взаимодействия различных звеньев тела или его частей при осуществлении двигательного действия. По общим признакам структуры упражнения принято делить на три группы: циклические, ациклические и смешанного типа. Внешняя структура физического упражнения — это его видимая форма, которая характеризуется особенностями различных движений, входящих в состав двигательных действий, и воспринимается нами визуально как бег, прыжки, метания и т.д.
Содержание и форма каждого упражнения диалектически взаимосвязаны, причем содержание — определяющая и более динамичная сторона, играющая ведущую роль по отношению к форме. Это значит, что для повышения эффективности того или иного физического упражнения необходимо, прежде всего, соответствующим образом изменить его содержательную сторону. В то же время наиболее полное достижение желаемых результатов в физическом совершенствовании военнослужащих возможно лишь при соответствующей форме используемого упражнения.
Каждое физическое упражнение можно выполнять разными способами. Те способы осуществления двигательных действий, с помощью которых двигательная задача решается более рационально, с относительно большей эффективностью принято называть техникой физического упражнения. Данное понятие близко по своему значению к понятию «форма физического упражнения», но не тождественно с ним. Отличие заключается в том, что термин «техника» относится не ко всяким, а лишь к относительно эффективным формам физических упражнений, рационально усовершенствованным с учетом соответствующих закономерностей двигательных действий.
В технике физических упражнений обычно выделяют ее основы, определяющее звено и детали.
Основы техники — это совокупность тех движений, звеньев и параметров двигательных действий, которые, безусловно, необходимы для решения двигательной задачи определенным образом.
Определяющее звено техники — это наиболее важная, решающая часть того или иного способа выполнения двигательного действия, преимущественно обеспечивающая общую результативность физического упражнения.
Детали техники — это второстепенные особенности выполнения физического упражнения, изменения которых почти не сказываются на его эффективности. Детали техники могут быть различными у разных военнослужащих и в большинстве случаев зависят от их индивидуальных морфологических, физиологических и психических особенностей, В процессе многократного выполнения физических упражнений у военнослужащих постепенно формируются специфические детали техники. Относительно устойчивые проявления индивидуальных или групповых особенностей выполнения физических (особенно спортивных) упражнений принято называть стилем.
Техника физических упражнений характеризуется пространственными, временными, пространственно-временными и динамическими показателями.
К пространственным показателям техники физических упражнений относятся положение тела и его частей, траектория движения.
Положение тела и его частей определяется по расположению их различных звеньев в пространстве относительно трех взаимно перпендикулярных плоскостей: горизонтальной, вертикальной и сагиттальной. Во время выполнения упражнений тело и его части принимают различные положения в пространстве по отношению к окружающим предметам или спортивным снарядам. В процессе физической подготовки войск наиболее часто выделяются такие положения, как исходное, промежуточное и заключительное. Исходное положение принимается с целью создания наиболее выгодных условий для начала действий и достижения благоприятного анатомо-физиологического эффекта. Промежуточное положение в сложных физических упражнениях позволяет устанавливать правильную, наиболее целесообразную связь между отдельными движениями или действиями, осуществлять переход от одних движений (действий) к другим. Заключительное положение фиксируется в целях удержания тела в равновесии или для создания большего эффекта выполнения упражнения.
Траектория движения — это путь, который совершает та или иная часть (точка) тела в пространстве. В ней можно выделить форму, направление и амплитуду. Форма траектории представляет собой пространственный рисунок прямолинейного или криволинейного движения тела и его звеньев. Направление траектории — это пространственная ориентация поступательного или вращательного движения. Амплитуда траектории — это величина отклонения отдельных частей тела друг от друга или от оси спортивного снаряда, угловое перемещение тела относительно точки опоры в одном направлении от одного крайнего положения до другого (размах движения).
К временным показателям техники физических упражнений относятся длительность и темп движения.
Длительность движения — это разница между моментами начала и окончания движения или действия. Изменяя время бега, продолжительность статических напряжений и др., можно регулировать степень воздействия различных упражнений на организм занимающихся.
Темп движений — это частота повторения однородных движений или циклов движений в единицу времени. Темп выполнения упражнения на различных этапах физического совершенствования военнослужащих устанавливается в соответствии с подготовленностью занимающихся и решаемыми педагогическими задачами.
Пространственно-временными показателями техники физических упражнений являются скорость, ускорение и ритм движений.
Скорость движения — это быстрота перемещения тела или его частей в пространстве. Она определяется отношением длины пройденного пути к затраченному времени. Если скорость движения постоянна во всех точках пути, то такое движение называют равномерным, если она изменяется,— неравномерным.
Ускорение движения — это изменение скорости в единицу времени. Оно может быть положительным и отрицательным.
Ритм движений — это определенное чередование усилий во времени и пространстве при выполнении двигательных действий. Наличие ритма обеспечивает согласованность в выполнении различных элементов физического упражнения.
Динамические показатели техники физических упражнений преимущественно выражаются во взаимодействии внутренних и внешних сил.
Внутренними силами являются: активные силы двигательного аппарата — силы мышечных сокращений; пассивные силы опорно-двигательного аппарата — эластичная сила мышц, вязкость мышц и др.; реактивные силы — отраженные силы, возникающие при взаимодействии звеньев тела в процессе движений с ускорениями.
Внешними силами являются те силы, которые действуют на тело человека извне — сила тяжести собственного тела, силы реакции опоры, силы сопротивления внешней среды. Выполнение упражнений и вообще перемещение тела человека и его частей в пространстве возможно только при взаимодействии всех этих сил.
В практике физической подготовки и спорта для силовой характеристики двигательных действий пользуются таким обобщенным понятием, как сила движения. Под силой движения подразумевают меру физического воздействия движущейся части тела на какие-либо внешние материальные объекты.
Техника физических упражнений постоянно совершенствуется. Это обусловлено углублением научных познаний о закономерностях физического совершенствования военнослужащих, улучшением методики их обучения, развития и воспитания, созданием нового специального инвентаря и оборудования.
Источник
Характеристика физических упражнений
Понятие и значение физических упражнений
Классификация физических упражнений
Характеристика физических упражнений
- Понятие и значение физических упражнений
Возникновение физических упражнений уходит корнями в далекое прошлое. Они были непосредственно связаны с удовлетворением человеком жизненно важных инстинктов и потребностей в пище, жилье, тепле, продолжении рода, в движении и др.
По мере развития человека совершенствовались и его движения. Важную роль в возникновении физических упражнений сыграли трудовая деятельность, охота и даже войны. Чтобы выжить, человеку приходилось совершенствовать свои психофизиологические качества: быстроту, силу, гибкость, выносливость, ловкость.
Физические упражнения – основное средство физического воспитания. Они используются для решения комплекса оздоровительных и воспитательных задач, всестороннего развития личности ребенка.
Физические упражнения являются эффективным средством профилактики и коррекции психофизиологического состояния организма.
Необходимо отличать двигательные действия и физические упражнения!
Двигательные действия, совершаемые ребенком, многообразны: это труд, лепка, рисование, игра на музыкальных инструментах, игровая деятельность и т.д.
Двигательные действия способствуют удовлетворению потребности ребенка в движении и одновременно развивают его.
К физическим упражнениям относятся только те виды двигательных действий, которые направлены на реализацию задач физического воспитания и подчинены его закономерностям.
Во время выполнения физических упражнений значительно активизируются мыслительные процессы, двигательные представления, память, внимание, воображение и т.д. Физические упражнения активизируют работу сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной систем. Они требуют волевых усилий, развивают эмоции, сенсомоторные функции.
- Классификация физических упражнений
Классификация – это распределение физических упражнений по группам, подгруппам в соответствии с установленными признаками.
I. ГИМНАСТИКА: 1. основная (строевые упражнения, ОРУ, основные движения); 2. спортивная (акробатика, художественная гимнастика, гимнастика на снарядах и вольные упражнения); 3. вспомогательная (спортивно-вспомогательная для отдельных видов спорта, производственная, лечебная и др.)
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ – это сложная двигательная, эмоционально окрашенная деятельность, обусловленная установленными правилами, которые помогают выявить конечный итог или количественный результат.
СПОРТ. В детском саду дети овладевают лишь основами техники спортивных упражнений, что составит базу для занятий спортом в последствие.
ТУРИЗМ. Позволяет закреплять двигательные навыки и развивать физические качества в природных условиях.
II.Физические упражнения распределяются и по другим признакам: признак преимущественного значения для развития физических качеств (ловкость, быстрота, сила, выносливость…)
III.По использованию снарядов и предметов: упражнения на гимн. скамейке, бревне, упражнения с палками.
IV.По анатомическому признаку: упражнения для мышц плечевого пояса и рук, туловища, ног и т.д.
V.По структурному признаку: упражнения циклического, ациклического, смешанного типа.
циклические – ходьба, бег, плавание, лыжи, бег на коньках и др.)
ациклические – метание, прыжки…)
смешанные – прыжки с разбега – соединяются циклические и ациклические.
VI.По биомеханическим признакам:
поступательные – прыжки в длину с разбега;
вращательные – метание диска.
VII.По физиологическимпризнакам – упражнения различной интенсивности.
VIII.Естественные и абстрактные.
естественные – ходьба, бег, велосипед.
абстрактные – ОРУ и видоизменяемые естественные движения (ходьба и бег на
IX.Динамические и статические.
динамические – перемещение в пространстве;
статические – основаны на длительном мышечном напряжении в одном положении
- Характеристика физических упражнений
I. Техника – способ выполнения движения для решения двигательной задачи (например, метание на дальность определенным способом – с разбега)
В технике физических упражнений различают: основу, определенное звено, детали.
В ациклических движениях (метание, прыжки) различают 3 фазы: подготовительную, основную (главную) и заключительную.
II. Пространственная характеристика включает исходное положение, положение тела и его частей во время выполнения упражнений, траекторию.
Исходное положение – расположение частей тела перед началом упражнения.
Путь движущейся части тела или предмета – эта траектория. В траектории выделяют: форму, направление и амплитуду движения.
По форме траектории движение бывают прямолинейные и криволинейные.
От направления, которое придается движущемуся телу (или его части) или предмету, зависит успешность выполнения двигательной задачи и эффективность воздействия физических упражнений на развитие отдельных мышц.
Амплитуда движения – это величина пути перемещения частей тела. Она зависит от строения костей и суставов, эластичности связок и мышц. Для обозначения движений с разной амплитудой применяют термины: «размашистые», «мелкие».
III. Пространственно-временные характеристики.
Это – скорость и ускорение.
Скорость движения определяется отношением величины (длины) пути, пройденного телом (или его частями), к затраченному на это времени.
Ускорение – изменение скорости в единицу времени. Может быть положительным (увелич. скорость) и отрицательным (уменьшен. скорость)
Источник