Нетрадиционные виды гимнастики
Нетрадиционные виды двигательной активности, появившись в конце XX в., получили большую популярность и стали быстро распространяться в молодежной среде. К этим нетрадиционным видам двигательной активности относятся: стретчинг, калланетика, шейпинг-система и восточные оздоровительные системы гимнастики.
Стретчинг включает в себя разнообразные комплексы поз, способствующих увеличению подвижности мышечных групп и суставов организма человека.
Калланетика — гимнастика статических видов упражнений. Особенностью выполнения упражнений в калланетике является постепенное повышение физической нагрузки путем увеличения времени удержания разнообразных поз.
Шейпинг-система — своеобразная интеграция влияния дозированных физических упражнений, определенного режима питания, специального компьютерного тестирования на организм занимающихся. Шейпинг-система отличается большим разнообразием видов (шей-пинг-классик, шейпинг-терапия и др.), способных удовлетворить разнообразные двигательные потребности людей.
Восточные оздоровительные системы гимнастики основаны на возможности использовать латентные (скрытые) энергетические резервы человеческого организма. Использование комплексов восточной оздоровительной гимнастики обеспечивает единство внешней и внутренней деятельности организма под контролем сознания человека.
Структура урока гимнастики
Урок гимнастики, так же как и уроки по другим видам, имеет определенную структуру: начинается с подготовительной части, затем следует основная часть и в конце — заключительная.
Подготовительная частьпо продолжительности занимает 8-12 мин. в подготовительной части используются различные средства: строевые упражнения, разновидности передвижений, танцевальные упражнения, подвижные игры, общеразвивающие и вольные упражнения с элементами на координацию движений. Упражнения с высокой интенсивностью выполнения в подготовительную часть включать нецелесообразно, так как они могут снизить работоспособность учащихся в основной части. Поэтому здесь не ставятся задачи развития у учащихся таких двигательных качеств, как сила, выносливость, гибкость.
Основная часть урока занимает 30-35 мин и содержит следующие задачи:
1. Формирование жизненно необходимых и специальных
(гимнастических) двигательных навыков.
2. Развитие волевых и физических качеств учащихся.
Для решения этих задач в основной части урока используется значительный объем различных упражнений (прикладные, упражнения на снарядах, акробатические и вольные, общеразвивающие упражнения повышенной интенсивности).
На заключительную часть отводится 3-5 мин. Основными ее задачами являются подготовка организма учащихся к предстоящей деятельности, подведение итогов данного урока, задание на дом. В заключительной части урока обычно используются успокаивающие упражнения (ходьба, умеренный бег, упражнения на расслабление и массаж), отвлекающие (на внимание, на координацию, спокойные игры, задания, выполняемые с музыкальным сопровождением), упражнения, способствующие повышению эмоционального состояния (танцевальные, маршировка с песней и т. п.).
Планирование учебной работы по гимнастике (класс по выбору)
Гимнастический раздел школьной учебной программы по физической культуре является наиболее трудоемким и сложным для школьников. Успешное овладение многообразием форм и видов гимнастических упражнений возможно лишь при условии систематического и целенаправленного их освоения на уроках с гимнастической направленностью, при методически правильном планировании учебного материала.
В соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта выполняются три вида планирования:
— перспективное планирование – на длительный срок (как минимум на учебный год);
— текущее планирование – на отдельные этапы учебного процесса (на учебную четверть, триместр);
— оперативное планирование – на предстоящий урок физической культуры.
Многолетний опыт работы по проведению уроков физической культуры с гимнастической направленностью в школе позволяет рекомендовать следующую последовательность раз- работки плана-конспекта проведения занятий:
— вначале определяются основные дидактические задачи урока (что будет изучаться, что необходимо закрепить, усовершенствовать, на воспитании каких физических качеств акцентировать свое внимание)
— после определения основных дидактических задач урока осуществляется подбор основных и дополнительных, подготовительных и подводящих упражнений, которые последовательно распределяются по структурным частям урока (подготовительной, основной, заключительной);
— подбор основных и дополнительных (подготовительных и подводящих упражнений) завершается определением конкретной дозировки выполнения каждого упражнения (количество повторений упражнений или время, необходимое для выполнения каждого упражнения);
— завершая в целом разработку плана-конспекта урока, четко определяются организационно-методические указания по использованию различных методов обучения, последовательности освоения техники гимнастических упражнений и др.
Источник
Нетрадиционные формы утренней гимнастики как средство укрепления здоровья воспитанников
Сидорова Людмила Валерьевна
Нетрадиционные формы утренней гимнастики как средство укрепления здоровья воспитанников
Нетрадиционные формы утренней гимнастики как средство укрепления здоровья воспитанников.
Подготовила: Сидорова Л. В.
воспитатель МБДОУ «Детский сад №74»
г. Н. Новгород 2016 г.
В приобщении малышей к здоровому образу жизни особое значение имеет овладение ими основами гигиенической и физической культуры.
Задача физического воспитания дошкольников – сформировать у них устойчивую привычку к систематическим занятиям физическими упражнениями. Важная роль в решении этой задачи отводится утренней зарядке.
Хотя утренняя зарядка в ДОУ и непродолжительна по времени, она компенсирует до 5% суточного объема двигательной активности детей и рассматривается как важный элемент двигательного режима. Ежедневное выполнение комплекса утренней зарядки – это тот минимум двигательной активности, который должен стать элементом личной физической культуры каждого ребенка.
Утренняя гимнастика является ценным средством оздоровления и воспитания детей. У систематически занимающихся утренней гимнастикой пропадает сонливое состояние, появляется чувство бодрости, наступает эмоциональный подъем, повышается работоспособность. Необходимость тотчас после пробуждения встать с постели и приступить к выполнению упражнений требует определенного волевого усилия, вырабатывает настойчивость, дисциплинирует детей.
Таким образом, перед утренней гимнастикойстоят следующие задачи:
• «разбудить» организм ребенка, настроить его на действенный лад, разносторонне, но умеренно влиять на мышечную систему, активизировать деятельность сердечной, дыхательной и других функций организма, стимулировать работу внутренних органов и органов чувств,
• способствовать формированию правильной осанки, хорошей походки, предупреждать возникновение плоскостопия.
Помимо традиционной формы проведения утренней гимнастики в виде обще развивающих упражнений на современном этапе разрабатываются вариативные подходы. Утренняя гимнастика проводится в виде игры, включает различные элементы ритмической, корригирующей гимнастики, танцевальные движения, полосы препятствий и т. д. Все это делается для того, чтобы внести разнообразие в процесс проведения утренней гимнастики, формировать у детей интерес к этому важному элементу режима дня.
Для придания эмоциональной окраски и с целью привитие интереса к физической культуре используются различные формы проведения утренней гимнастики: сюжетная, образно – игровая, с использованием элементов ритмической гимнастики и танцевальных движений, подвижных игр с разными уровнями подвижности, в форме круговой разминки, оздоровительно – беговая.
к проведению утренней гимнастики в ДОУ
Сюжетная форма утренней гимнастики
Сюжетная форма утренней гимнастики, с вплетением элементов фольклора проводится в форме двигательного рассказа или сказки. («Колобок», «Теремок», «Деревянные ложки», «Любимые игрушки»). Фольклор как сокровищница русского народа позволяет разнообразить процесс физического воспитания и развития двигательной творческой инициативы детей путём нахождения новых форм. Это способствует повышению настроения во время выполнения физических упражнений.
Образная – игровая гимнастика
Образная – игровая гимнастика с использованием имитационных движений, стихов, потешек, загадок способствует не только развитию у детей гибкости, ловкости, координации движений, а также направлена на развитие артикуляционного аппарата, мелкой моторики рук, способствует формированию звуковой культуры речи и развитию интереса к разным движениям. В самом тексте игры заложено содержание разных двигательных действий.
Танцевально-ритмическая разминка включает различные виды ходьбы, танцевальные шаги, подскоки и бег под музыку. Далее проводится музыкально-ритмическая разминка с элементами народных и современных танцев, гимнастические упражнения. В конце гимнастики проводятся музыкальные игры и звуковая дыхательная гимнастика («Бубен», «Микрофон»).
Упражнений на основе ритмической гимнастики
Использование в утренней гимнастике упражнений на основе ритмической гимнастики, базирующихся на учете возрастных особенностей детей дошкольного возраста, позволяет повысить эффективность процесса физического воспитания и оказывает положительное влияние на состояние здоровья и динамику физической подготовленности, а также на формирование интереса детей к систематическим занятиям утренней гимнастикой.
Утренняя гимнастика в форме подвижных игр
Утренняя гимнастика в форме подвижных игр облегчает процесс запоминания и освоения упражнений, повышает эмоциональный фон, способствует развитию мышления, воображения и творческих способностей ребёнка. В неё включены 2-3 подвижные игры разной степени интенсивности («Ровным кругом», «Зверолов», «Магазин», легкий бег 1,5-2 минуты, построение в круг, пары, колонны, шеренги. Подвижные игры – наиболее действенный и результативный метод оздоровления и совершенствования организма ослабленных детей.
Утренняя гимнастика на полосе препятствий
Утренняя гимнастика на полосе препятствий позволяет предлагать детям упражнения с постепенным увеличением нагрузки, усложнять двигательные задания, включать разные виды движений. На занятиях утренней гимнастики на полосе препятствий обязательно введены специальные упражнения, способствующие развитию координационных механизмов нервной системы. Это упражнения в равновесии, прыжки по воображаемой прямой, с обеганием предметов, подлезаниями и многие другие.
Гимнастика круговая
Гимнастика круговая. Ее особенность в том, что все движения и сочетания движений выполняются в построении «круг». Дети могут выполнять движения с различными предметами, но при этом их передвижения должны быть строго по кругу, с использованием обручей, каната и т. д.
Игровой стретчинг – это специально подобранные упражнения на растяжку мышц, проводимые с детьми в игровой форме.
Фитбол-гимнастика
Фитбол-гимнастика уникальна по своему воздействию на организм занимающихся. Упражнения на мячах обладают оздоровительным эффектом, который подтвержден опытом работы специализированных коррекционных и реабилитационных медицинских центров. За счет механической вибрации и амортизационной функции мяча при выполнении упражнений улучшаются обмен веществ, кровообращение и микродинамика в межпозвонковых дисках и внутренних органах.
Степ-аэробика – ритмичные движения вверх и вниз по специальной cтеп-платформе. В зависимости от уровня сложности ее высота меняется. Она развивает подвижность в суставах, формирует свод стопы, тренирует равновесие.
В результате использования разнообразных форм утренней гимнастики у дошкольников преобладает мотив эмоциональной привлекательности, польза от совершаемых движений неизменно выше, когда они выполняют их охотно и радостно. Благодаря упражнениям с названиями, дети представляют образ того иного персонажа и стараются, как можно лучше, выразительнее передать его.
Таким образом мы можно утверждать, что утренняя гимнастика является одной из основных форм физического воспитания детей, поэтому должна проводиться живо, интенсивно, привлекательно. Но не стоит забывать, что лишь наличие регулярной адаптированной нагрузки позволит ребенку вырасти здоровым и сильным, а для этого необходимо соблюдать некоторые несложные правила, которые должны использоваться.
1. Упражнения для зарядки детей необходимо проводить в одно и тоже время. Единственное исключение из правила — это болезнь ребенка.
2. Комплекс утренней зарядки для детей нужно проводить до еды, натощак.
3. Нужно хорошо проветрить помещение. Это позволит совместить утреннюю зарядку для детей с закаливанием.
4. При выполнении упражнений для зарядки очень важно следить за точностью и правильностью выполнения движений детьми, ведь именно правильное выполнение упражнений является залогом правильного и гармоничного развития суставов.
5. Также нельзя забывать о дыхании. Следить за тем, как ребенок дышит во время выполнения комплекса зарядки — нужно стараться не задерживать дыхание, дышать через нос, полной грудью, соразмеряя ритм дыхания с движениями.
6. Для того, чтобы было интереснее, комплекс утренней зарядки для детей нужно выполнять под музыку.
7. Кроме того, сложность упражнений, включаемых в утреннюю зарядку для детей, должна расти соответственно их физическому развитию и уровню подготовки. Не нужно слишком усердствовать — все-таки утренняя зарядка для ребенка должна быть если и не удовольствием, то уж точно не экзекуцией и не проверкой на прочность.
Фотоотчет «Формы проведения утренней гимнастики в ДОУ» Уважаемые коллеги, представляю свой опыт работы по формам проведения утренних гимнастик. Актуальность предложенной темы состоит в решении.
Консультация для родителей «Значение семейного досуга как средство укрепления здоровья детей» Консультация для родителей «Значение семейного досуга как средство укрепления здоровья детей» Забота о детях, их благополучии, счастье и.
Фотоотчет «Нестандартные формы работы с родителями-игротеки, как средство взаимодействия с семьей воспитанников» Не секрет, что работа с родителями-одно из важнейших направлений ДОУ. К сожалению, современный родитель не всегда рад взаимодействовать.
Нетрадиционные формы проведения утренней гимнастики «Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бод- рости детей зависит.
Нетрадиционные пальчиковые гимнастики как средство развития воспитанников с ОНР В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с отклонениями в развитии речи. Эти отклонения связаны,.
Подвижные игры как средство укрепления здоровья старших дошкольников. Подвижные игры как средство укрепления здоровья старших дошкольников. Автор статьи: Куличева Оксана Степановна инструктор по физической.
Фитбол-гимнастика как средство повышения двигательной активности и укрепления здоровья детей дошкольного возраста Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка детский сад №20 «Аленушка» Мастер – класс для педагогов ДОУ.
Семинар-практикум для родителей «Дыхательная гимнастика как средство для сохранения и укрепления здоровья дошкольников» Тема «Дыхательная гимнастика как средство для сохранения и укрепления здоровья дошкольников» Цель: формирование у родителей устойчивой.
Создание здоровьесберегающей среды как средство сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста Создание здоровье сберегающей среды, как средство развития предметно — развивающей среды у детей дошкольного возраста. Одной из главных.
Здоровый образ жизни воспитателя как условие сохранения и укрепления здоровья воспитанников «Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие,.
Источник