Непроизвольной артикуляционной гимнастикой укрепляющей мышечную ткань органов артикуляции

Артикуляционная гимнастика

Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции. К ним относятся нижняя челюсть, губы, язык, мягкое нёбо. Точность, и сила движений этих органов развиваются у ребёнка в процессе речевой деятельности.

При нарушении артикуляции речи логопеды Юсуповской больницы применяют гимнастические упражнения, инновационные технологии коррекции голоса. Целью артикуляционной гимнастики является выработка полноценных движений и определённых положений органов артикуляционного аппарата, которые необходимых для правильного произношения звуков.

Упражнения артикуляционной гимнастики для губ

Логопеды проводят артикуляционную гимнастику ежедневно, чтобы вырабатываемые навыки закреплялись. Каждое упражнение выполняют по 5-7 раз. Артикуляционную позу следует удерживать в одном положении по 10-15 секунд.

При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики соблюдают определённую последовательность, вначале простые упражнения, а затем сложные. Проводят их эмоционально, в игровой форме. Артикуляционную гимнастку выполняют сидя, так как в таком положении у ребёнка тело не напряжено, спина прямая, руки и ноги находятся в спокойном положении.

Пациент должен хорошо видеть лицо логопеда, а также своё лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Дети могут пользоваться небольшим ручным зеркалом. Тогда логопед находится находиться напротив ребёнка лицом к нему.

Начинают артикуляционную гимнастику с упражнений для губ. Логопед рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приёмы, показывает его выполнение. Затем ребёнок делает упражнение, а взрослый контролирует выполнение.

Читайте также:  Перечислите основные виды гимнастики

Логопед следит за качеством выполняемых маленьким пациентом движений:

  • точностью;
  • плавностью;
  • темпом;
  • устойчивостью;
  • переходом от одного движения к другому.

Он обращает внимание на то, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели. Если у малыша не получается движение, помогает ему шпателем.

Система упражнений по развитию артикуляционной моторики включает как статические упражнения, так и упражнения, направленные на развитие динамической координации речевых движений.

Детям предлагают выполнить следующие упражнения для губ:

  • улыбка – удерживание губ в улыбке, зубы не видны;
  • трубочка – вытягивание губ вперёд длинной трубочкой;
  • кролик – губы сомкнуты, верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.

Далее выполняют упражнения для развития подвижности губ:

  • улыбка-трубочка – губы вытянуть вперёд губы трубочкой, затем растянуть в улыбку;
  • рыбки разговаривают – хлопать губами друг о друга (произносится глухой звук);
  • пятачок – губы, вытянутые трубочкой, двигать вправо-влево и вращать по кругу.

Упражнение «недовольная лошадка» выполняют логопедии выполнятся следующим образом: ребёнок легко и активно посылает поток выдыхаемого воздуха к губам, пока они не станут вибрировать. Получается звук, похожий на фырканье лошади.

Упражнение «Заборчик» вырабатывает умение удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и верхние передние зубы. Ход выполнения упражнения следующий: улыбнуться, показать верхние и нижние зубы, удерживать губы в таком положении под счёт до пяти.

Упражнения для языка

Дети выполняют комплекс статических упражнений для языка:

  • лопаточка – рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе;
  • птенчики – рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости;
  • трубочка – рот открыт, боковые края языка загнуты вверх.

Затем переходят к динамическим упражнениям для языка. Во время выполнения упражнения «часики» рот приоткрыт, губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка ребёнок тянется попеременно под счёт педагога к уголкам рта. Упражнение «качели» в логопедии выполняют так: рот открыт, ребёнок тянется напряжённым языком к носу и подбородку или к верхним и нижним резцам. Во время выполнения упражнения под названием «футбол» рот держат закрытым. Напряжённым языком упираются то в одну, то в другую щеку.

С помощью упражнения «парус» происходит подготовка верхнего подъёма языка для звуков [р], [л]. Ребёнок широкий язык поднимает к верхним резцам и упирает в альвеолы. Логопед следит, чтобы язык не провисал, а был напряжённым и широким.

Целью упражнения «пулемёт» является закрепление вибрации кончика языка для звука. Из положения «парус» ребёнок выполняет упражнение «дятел» и добавляет воздушную струю, как толчок воздуха: «Д-ддд» + толчок сильной воздушной струи. Возникает вибрация языка – «дрр». Упражнение следует выполнить интенсивно 5 раз.

Упражнения для развития подвижности нижней челюсти

В логопедии для развития артикуляции речи применяют упражнения, которые способствуют развитию нижней челюсти. К ним относится упражнение «Трусливый птенчик»:

  • широко открыть и закрыть рот так, чтобы тянулись уголки губ;
  • челюсть опустить примерно на расстояние ширины двух пальцев;
  • язычок- «птенчик» сидит в гнёздышке и не высовывается.

Упражнение следует выполнять ритмично. Затем проводят имитацию жевания с закрытым и открытым ртом.

Чтобы выполнить упражнение «сердитый лев», необходимо опустить челюсть вниз, максимально вытянуть язык к подбородку и мысленно произнести звуки «а» или «э» на твёрдой атаке. Сложнее упражнение выполнить с шепотным произнесением этих звуков.

Ребёнку предлагают произнести пословицы, поговорки, скороговорки, которые насыщены гласными звуками, требующими широкого раскрытия рта:

  • мал, да удал;
  • нашла коса на камень;
  • каков рыбак, такова и рыбка;
  • у ужа ужата, у ежа ежата;
  • под лежачий камень вода не течёт.

В процессе выполнения упражнений логопед следит за тем, чтобы нижняя челюсть опускалась свободно вниз, гласные звуки сначала произносились немного подчёркнуто.

Тренировка мышц глотки и мягкого нёба

Артикуляцию речи улучшают упражнения, укрепляющие мышцы мягкого нёба и глотки:

  • позёвывание с открытым и закрытым ртом;
  • позевывание с широким открыванием рта, шумным втягиванием воздуха;
  • произвольное покашливание;
  • имитирование полоскание горла с запрокинутой головой.

Ребёнку можно предложить полоскать горло тяжёлой жидкостью (кефиром, киселём, соком с мякотью), глотать воду маленькими порциями (20 – 30 глотков), надувать щёки с зажатым носом. Можно подражать свисту, стону, мычанию.

Логопедические упражнения на различение звуков на слух

Целью приведенных ниже игр и упражнений является развитие слухового внимания и фонематического восприятия. Они помогают учить детей слышать в словах звуки, дифференцировать на слух и в произношении некоторые пары звуков (с — з, с — ц, ц — ч, ш — ж, ч — щ, с — щ, з — ж, л — р), правильно выделять во фразах нужные слова.

Игры для детей с двух до четырёх лет основаны на звукоподражании:

  • как ребёнок плачет? – ААА;
  • как водичка бежит? – ССС»;
  • как волк воет? – УУУ.

Ещё одна игра для самых маленьких – «Песенка». Логопед показывает карточки-символы гласных звуков – А, У, О, И в разном порядке, а дети поют песенку.

Игра на выделение звука на фоне слова «Поймай звук» проводится в качестве физкультурной минутки. Дети должны подпрыгнув хлопнуть в ладоши, если в названном слове слышится заданный звук (например [к]).

Целью игры «Охотники» является развитие фонематического восприятия. Логопед предлагает детям научиться ловить звуки. Он просит детей сделать вид, что они спят (чтобы «не вспугнуть звук»): положить голову на руки, закрыть глаза. Услышав нужный звук в ряду других звуков, нужно «проснуться» (сесть прямо).

Для постановки звуков в логопедии применяют упражнение «Окошко». Ребёнка учат удерживать рот широко открытым. Упражнение активизирует круговую мышцу рта и подвижность верхней губы. Ребёнок учится опускать корень языка и продвигать язык вплотную к зубам. Малышу предлагают улыбнуться, широко открыть рот и придвинуть расслабленный язык вплотную к зубам. Удерживать позицию следует на счёт до пяти. Во время выполнения упражнения логопед следит, чтобы губы малыша были растянуты, зубы видны, корень языка опущен, язык располагался в полости рта симметрично.

Дыхательная гимнастика в логопедии

Тренировка артикуляционных органов и развитие речевого дыхания является одним из основных моментов в структуре логокоррекционных занятий с детьми, которые имеют дефекты произношения звуков. Особенно важную роль артикуляционная и дыхательная гимнастика играет при коррекции дизартрии. Логопеды Юсуповской больницы последовательно применяют различные виды гимнастики. Сначала проводят общую моторную гимнастику, вслед за ней дыхательную, затем голосовую, и только в конце артикуляционную.

Дыхательную гимнастику начинают с общих дыхательных упражнений. Их целью является увеличения объёма дыхания и нормализация его ритма. Пациента учат дышать при закрытом рте. Тренируют носовой выдох, говоря малышу: «Вдыхай глубоко и выдыхай длительно через нос». Затем тренируют ротовой выдох, закрывая при этом его ноздри. Используют упражнения с сопротивлением, когда логопед кладёт руки на грудную клетку, как бы препятствуя вдоху в течение 1-2 секунд. Учат задерживать вдох, добиваясь глубокого быстрого вдоха и медленного продолжительного выдоха.

Проводят дыхательную гимнастику, используя игровые приёмы. «Пузырьки» – используется трубочка-соломинка и стакан воды. Логопед обращает внимание на то, чтобы выдох был длительным, то есть пузырьки должны «выходить» долго.

Модно использовать всевозможные свистки, колпачки от ручек детские музыкальные инструменты.

«Фокус» – упражнение с кусочком ваты, которое подготавливает к произнесению звука [р]. Вату логопед кладёт на кончик носа. Пациенту предлагают вытянуть язык, загнуть его кончик вверх и подуть на ватку, чтобы сдуть её с носа.

Можно предложить дуть на огонёк горящей свечи так, чтобы не задуть её, а лишь немного отклонить пламя. Дуть следует аккуратно, потихоньку, долго. Это же упражнение используют при постановке свистящих и шипящих звуков.

Медицинские технологии в логопедии

БОС – уникальная медицинская технология XXI века. Она основана на применении современной электронной аппаратуры. Методика даёт возможность любому человеку научиться управлять своим организмом и позволяет лечить следующие речевые расстройства:

  • заикание;
  • речевую тревогу;
  • нарушение темпа речи;
  • нарушение звукопроизношения (на этапе автоматизации звуков и введения их в речь);
  • нарушения чтения.

Логопеды используют в практике лечения нарушений речи следующие виды арт-терапии:

  • музыкотерапию;
  • кинезотерапию;
  • сказкотерапию;
  • мнемотехнику;
  • креативную игротерапию (песочную терапию).

К телесно ориентированным медицинским технологиям, которые используют в логопедии, относятся растяжки, упражнения для релаксации, дыхательные упражнения. Реабилитологи Юсуповской больницы выполняют при речевых нарушениях массаж мышц периферического речевого аппарата. Он помогает нормализовать мышечный тонус и тем самым подготовить мышцы к выполнению сложных движений, которые необходимы при артикуляции звуков.

Пальцевый массаж ладонных поверхностей каменными, металлическими или стеклянными разноцветными шариками, прищепочный массаж и другие входят в программу реабилитации пациентов с нарушениями речи. При наличии нарушения речи звоните по телефону Юсуповской больницы.

Источник

Артикуляционная гимнастика при дизартрии

Для развития подвижности языка при дизартрии и тяжёлых нарушениях артикуляции можно следующие приёмы:

  • Положить кусочек сахара или леденец между щекой и зубами (для стимуляции движений языка в сторону);
  • Протягивать к губам ребёнка конфету или намазать нижнюю губу вареньем (для выработки движения языка вперёд к губам);
  • Дотронуться до кончика языка холодным металлическим шпателем (для сокращения кончика языка).

Для активизации движений мягкого нёба пациента обучают произвольному глотанию, для чего логопед капает на корень языка капли воды. Вначале применяется пассивная артикуляционная гимнастика при дизартрии (при помощи механического воздействия — под нажимом зонда, руки логопеда, шпателя). Она постепенно переходит в пассивно-активную артикуляционную гимнастику при дизартрии, а затем – в активную, которая выполняется по инструкции логопеда, под его счёт.

Пассивные упражнения создают условия, которые способствуют улучшению или проявлению функционирования определённых мышц. Их целью является включение в процесс артикуляции новых мышечных групп, которые до этого бездействовали, или увеличение интенсивности мышц, которые ранее были включены в речевой процесс. Это создаёт условия для формирования произвольных движений речевой мускулатуры. Пассивные упражнения создают кинестетический образ артикуляционной позиции, которая нужна для реализации звука, новые схемы движения.

Пассивную артикуляционную гимнастику проводят после массажа. Направление, объём и траектория пассивных движений аналогична активным. Они отличаются от активных движений тем, что время включения и выключения из движения фиксация не зависят от пациента. Он производит артикуляционные движения при помощи механического воздействия. Пассивные движения осуществляются сериями по 3-5 штук.

Для пассивной гимнастики языка применяют следующие упражнения:

  • Выведение языка из ротовой полости вперёд;
  • Втягивание языка назад;
  • Поднимание языка вверх (к верхней губе);
  • Опускание языка вниз (к нижней губе);
  • Придавливание кончика языка ко дну ротовой полости;
  • Боковые отведения языка (вправо и влево);
  • Лёгкие плавные покачивающие движения языка в стороны;
  • Приподнимание кончика языка к твёрдому нёбу.

Пассивная гимнастика губ проводится с помощью следующих упражнений:

  • Поместив указательные пальцы обеих рук в углы губ, проводят движение к средней линии и собирают верхнюю губу;
  • Нижнюю губу собирают тем же приёмом;
  • Собирают губы в трубочку («хоботок»), производя движение языком к средней линии;
  • Растягивают губы в «улыбку», фиксируя пальцами в углах рта;
  • Поднимают верхнюю губу;
  • Опускают нижнюю губу;
  • Смыкают губы для выработки кинестетического ощущения закрытого рта.

При помощи пассивной артикуляционной гимнастики создают различные уклады губ, необходимые для произнесения гласных звуков (о, а, у, ы, и, э). Пассивная гимнастика под руководством старшего инструктора ЛФК Юсуповской больницы сопровождается зрительным контролем и речевой инструкцией («Твой язык сейчас внизу: посмотри в зеркало и почувствуй это положение»). Артикуляционная гимнастика при дизартрии в картинках позволяет пациенту быстрее освоить методику упражнений.

Миогимнастика при дизартрии

Метод миокоррекции, направленный на укрепление мышц при исправлении зубочелюстных аномалий, в течение длительного времени активно применяется ортодонтами. Сегодня миокоррекционные упражнения взяли на вооружение и логопеды, поскольку всё чаще фиксируется сложная структура речевых дефектов, которая требует междисциплинарных подходов для устранения нарушений. Традиционный комплекс артикуляционной гимнастики может оказаться неэффективным. Реабилитологи Юсуповской больницы применяют дополнительные упражнения, которые целенаправленно воздействуют на восстановления функции определённых мышц.

Логопеды, работая над произносительной стороной речи, формируют следующие навыки:

  • Артикуляционный уклад звуков;
  • Просодические компоненты, правильный ритм, темп, внятность речи;
  • Достаточный речевой выдох.

Всё это требует хорошей мышечной динамики. В коррекционных занятиях по исправлению звукопроизношения выделяют следующие виды миогимнастических упражнений:

  • Для мимических мышц;
  • Для круговой мышцы рта;
  • Для мышц головы и шеи;
  • Для мышц языка;
  • На развитие физиологического и речевого дыхания;
  • На развитие кинестетической и кинетической организации артикуляционной моторики;
  • На правильную артикуляцию определённых звуков.

Равновесие мышц достигается миогимнастикой без использования вспомогательных средств и мышечной гимнастикой с помощью дополнительных приспособлений:

  • Активаторов для развития круговой мышцы рта;
  • Резиновых колец;
  • Вестибулярных пластин;
  • Миофункциональных трейнеров.

Миофункциональные трейнеры, разработанные ортодонтами, корректируют и предупреждают орофациальные нарушения. В логопедической практике их используют со следующей целью:

  • Для активизации кинестетических афферентаций, создания артикуляционной базы для шипящих, сонорных звуков;
  • Для улучшения подвижности языка, его тонуса, чувствительности и нормализации тонуса артикуляционных мышц, которые принимают участие в продуцировании всех фонем;
  • Для улучшения мышечного тонуса нижней губы, растягивания подъязычной связки и верхнегубной связки;
  • Для иннервации мягких тканей нёба, массажа альвеолярных отростков, тренировки жевательных и мимических мышц.

Для миогимнастики при дизартрии применяют вестибулярные пластинки с бусинкой. Бусинка является динамическим элементом, стимулирующим определённые зоны языка и нёба. Щиток пластины располагается между губами и зубами, анатомически повторяя форму челюстей. Логопед, в зависимости от поставленной задачи при коррекции звукопроизношения, опускает бусинку вверх или вниз, то есть, работает с мышцами кончика или корня языка, нёбом.

Артикуляционная гимнастика при стёртой дизартрии

Дети со стёртой дизартрией отстают в физическом развитии значительно больше, чем дети, страдающие функциональной дислалией (нарушением звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации артикуляционного аппарата). У детей со стёртой формой дизартрии врачи выявляют следующую неврологическую симптоматику:

  • Стёртые парезы (неполные параличи);
  • Гиперкинезы (избыточные насильственные двигательные акты, возникающие помимо воли пациента);
  • Нарушения мышечного тонуса в артикуляционных и мимических мышцах.

Нарушения нервно-психических значительно больше выявляется при лёгких формах дизартрии, чем при функциональной дислалии. Работа логопеда с пациентами, страдающими стёртой формой дизартрии, не ограничивается постановкой и исправлением дефектных звуков. Она имеет более широкий диапазон коррекции речи ребёнка в целом.

При стёртой форме дизартрии логопеды вводят в план коррекционной работы дополнительный подготовительный этап, который необходим для нормализации моторики и тонуса артикуляционного аппарата, развития просодики (интонационно-выразительной окраски речи). Учитывая речевую и неречевую симптоматику дизартрии, детям со стёртой формой речевого расстройства проводится дифференцированный логопедический массаж для нормализации тонуса мышц артикуляционного аппарата. Детям с повышенным тонусом и гиперкинезами проводят расслабляющий массаж. Применяют следующие приёмы:

  • Похлопывание;
  • Поколачивание;
  • Лёгкую вибрацию;
  • Поглаживание не более 1,5 минут.

Все движения выполняют от периферии к центру: от висков к середине губ, носу, центру лба. Детям с пониженным тонусом делают укрепляющий массаж, который включает глубокое растирание, разминание, поглаживание с усилием до трёх минут. Все движения выполняются от центра лица в стороны: от середины губ к углам, ото лба к вискам, от середины языка к кончику, от носа к ушам.

Для нормализации моторики артикуляционного аппарата выполняют упражнения для жевательных мышц:

  • Открыть и закрыть рот;
  • Выдвинуть нижнюю челюсть вперёд;
  • Надуть щёки и расслабить.

Пациенты выполняют движения нижней челюсти вбок, втягивают и расслабляют щёки, открывают рот с запрокидыванием головы назад, закрывают рот и держат голову прямо.

Гимнастика для произвольного напряжения и движения губ и щёк включает следующие упражнения:

  • Одновременное и попеременное надувание обеих щёк;
  • Втягивание щёк в ротовую полость;
  • Вытягивание вперёд «хоботком» сомкнутых губ, а затем возврат их в нормальное положение.

Пациентам предлагают сделать «оскал» – растянуть губы в стороны, плотно прижать к дёснам, обнажить оба ряда зубов, втянуть губы в ротовую полость при раскрытых челюстях, поднять только верхнюю губу, обнажив верхние зубы, оттянуть нижнюю губу, обнажив нижние зубы.

Нормализации речевого дыхания и улучшению артикуляции в начальный период помогают «сценки без слов». Логопед показывает детям пример спокойной выразительной речи. Он на первых порах во время занятий больше говорит сам. В «сценках без слов» присутствуют элементы пантомимы, а речевой материал специально сведён к минимуму, чтобы дать основы техники речи и исключить неправильную речь. Постепенно речевой материал усложняется. Когда речь начинает улучшаться, появляются ритмичные фразы различной длины.

Для развития правильного речевого дыхания логопеды применяют следующие методики:

  • Специальные игры-упражнения (игру на дудочках, сдувание мелких предметов, надувание мыльных пузырей);
  • Фонетическую ритмику;
  • Голосовые упражнения.

Для формирования просодической стороны речи применяются упражнения по развитию ритма, освоению ритмики слова. Пациентов знакомят с повествовательной, вопросительной, восклицательной интонацией, формируют интонационную выразительность в экспрессивной речи. Сенсорные нарушения преодолевают, развивая пространственно-временные представления, выполняя упражнения по развитию осязания. Для того чтобы пройти курс артикуляционной, дыхательной, пассивной и пассивно-активной гимнастики при дизартрии, звоните в контакт центр Юсуповской больницы.

Источник

Оцените статью