Не рекомендуемые физические упражнения для детей

« «Запретные» (не рекомендованные) движения и упражнения на занятиях по физической культуре, утренней гимнастике, во время физкультминуток, в закаливании, в детском саду».
статья по физкультуре (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

В свете решения приоритетной задачи государства о сохранности здоровья населения, основным направлением работы педагогов ДОО является сохранность и укрепление здоровья дошкольников. Следовательно, всем педагогам необходимо знать, что существует ряд упражнений, которые не рекомендовано применять в работе с детьми дошкольного возраста. В данной статье предоставлены упражнения, которые не рекомендуется применять в ДОО на занятиях по физическому развитию детей, утренней гимнастике, во время физкультминуток, в закаливании. Указаны причины ограничения данных упражнений и даны рекомендации замены.

Скачать:

Вложение Размер
В статье Указаны причины ограничения данных упражнений и даны рекомендации замены. 40 КБ

Предварительный просмотр:

« «Запретные» (не рекомендованные) движения и упражнения на занятиях по физической культуре, утренней гимнастике, во время физкультминуток, в закаливании, в детском саду».

Консультация для педагогов,

подготовила Рапиева Татьяна Владимировна,

Инструктор по ФК, МДОУ «Красная шапочка»

Дошкольный возраст охватывает период жизни от рождения до 7 лет. Именно в этот период осуществляются наиболее интенсивный рост и развитие важных систем организма и их функций, закладывается база для всестороннего развития физических и духовных способностей. Этот возраст наиболее благоприятен для закаливания организма, овладения элементарными жизненно необходимыми умениями.

Основой всестороннего развития ребенка в первые годы жизни, является физическое воспитание. Организованные физкультурные занятия, свободная двигательная деятельность, все это позволяет ребенку познавать мир, развивать его психические процессы. Чем больше количество разнообразных движений, тем шире возможность для развития ощущений, восприятия, тем полноценней осуществляется развитие ребенка. Поэтому, если данный период будет упущен в плане грамотного физического воспитания, то в дальнейшем наверстать пробелы, устранить допущенные ошибки будет чрезвычайно трудно.

Большое место в системе физического воспитания отводится общеразвивающим упражнениям, они используются на физкультурных занятиях, в процессе утренней гимнастики, во время физкультминутки, в закаливании, на детских праздниках. Правильное выполнение упражнений оказывает неоценимое влияние на физическое развитие детей.

Общеразвивающие упражнения – специально разработанные движения для рук, ног, туловища, шеи и других частей тела, которые могут выполняться с разным мышечным напряжением, разной скоростью, амплитудой, в разном ритме и темпе.

Большинство упражнений просты по своей структуре и носят аналитический характер, т. е. каждое упражнение состоит из элементов, которые могут быть выполнены отдельно. Здесь нет такой динамичности, слитности, как в основных видах движений, где каждая фаза непосредственно связана с другой.

Влияние общеразвивающих упражнений многогранно: они способствуют оздоровлению, укреплению организма, развитию двигательных, психических качеств ребенка, подготавливают к овладению сложными действиями, развивают силу мышц, быстроту мышечных сокращений, умение напрягать и расслаблять отдельные мышечные группы, развивают подвижность суставов, гибкость тела, умение сочетать движения различных частей тела, формируют правильную осанку.

В свете решения приоритетной задачи государства о сохранности здоровья населения, основным направлением работы педагогов ДОО является сохранность и укрепление здоровья дошкольников. Следовательно всем педагогам необходимо знать, что существует ряд упражнений, которые не рекомендовано применять в работе с детьми дошкольного возраста.

Запретные упражнения. (НЕ РЕКОМЕНДУЕМЫЕ).

Упражнение. Причины ограничения, Рекомендованная замена

  1. Круговые вращения головой, наклоны головы назад, стойка на голове
  • Нестабильность шейного отдела позвоночника, плохо сформированные мышцы шеи, возможно смещение шейных позвонков
  • Наклоны вперед, в стороны, повороты, выполнять упражнения с опусканием плеч назад – вниз.
  1. Чрезмерное вытягивание шеи
  • Нестабильность шейного отдела позвоночника, плохо сформированные мышцы шеи, возможно смещение шейных позвонков
  • Замена отсутствует
  1. Тренировка верхнего отдела брюшного пресса: поднимать туловище из положения: лежа на спине, руки согнуты под голову
  • Чрезмерное напряжение мышц шеи, возможно чересчур сильное надавливание руками на шейный отдел позвоночника
  • Изменить положение рук
  1. Тренировка нижнего отдела брюшного пресса: поднимать ноги вместе из положения лежа на спине
  • Фаза натуживания оказывает влияние на сосуды шеи и головы, возможно увеличение поясничного лордоза
  • Поднимать и опускать ноги попеременно, а также ноги согнутые в коленях.
  1. Кувырки.
  • Нестабильность шейного отдела позвоночника, плохо сформированные мышцы шеи. Ограничить кувырки из–за нестабильности шейного отдела.
  • Замена отсутствует.
  1. Перекат на спине, удерживая руками колени
  • Отсутствует фиксация шейного отдела позвоночника
  • Выполнять упражнение только со страховкой педагога
  1. Прогиб в поясничном отделе из положения: лежа на животе с упором на выпрямленные руки
  • Возможно увеличение поясничного лордоза, защемление поясничных дисков
  • Выполнять упражнение на согнутых руках, опираясь на локти
  1. Сед на пятках
  • Возможно растяжение сухожилий и связок коленного сустава
  • Сидение по-турецки
  1. Положение руки вверх во время ходьбы на носках и дыхания
  • Уменьшение поступления кислорода за счет сокращения мышц верхнего плечевого пояса.
  • Изменить положение рук: в стороны или на поясе
  1. Длительные висы.
  • Слабость мышечного аппарата, не способность выдерживать статики,
  • выполнять упражнение следует не более 5 секунд.
  1. Прыжки босиком по жесткому покрытию
  • Слабый связочно-мышечный аппарат стопы, несформированность костей плюсны
  • Прыжки только на гимнастических матах
  1. Бег босиком с опорой на переднюю часть стопы
  • Несформированность костей плюсны
  • Бег в спортивной обуви
  1. Метание тяжелого набивного мяча из-за головы двумя руками детям до 5 лет
  • Несоответствие массы тела ребенка и веса мяча
  • Уменьшить вес мяча (детям до 5 лет по 0,5 кг)

Но стоит, отметит, тот факт, что не все упражнения оказывают благоприятное воздействие на организм ребенка. Есть ряд упражнений опасных для здоровья детей дошкольного возраста. Эти упражнения нужно ограничить в использовании заменой на предложенные варианты.

Разнообразие вариантов общеразвивающих упражнений способствует быстрому овладению новыми комбинациями движений. В результате систематического повторения упражнений создается своеобразный фонд, двигательного опыта, двигательных качеств и способностей, необходимых в жизненной практике, а так же для формирования сложных гимнастических навыков.

Таким образом, общеразвивающие упражнения являются школой управления движениями, они помогают овладеть основами всех движений.

1. Кожухова Н. Н., Рыжкова Л. А., Самодурова М. М. «Воспитатель по физической культуре в дошкольных учреждениях». Москва. 2002г.

2. Лескова Г. П., Буцинская П. П., Васюкова В. И., «Общеразвивавющие упражнения в детском саду» Москва. 1981г.

3. Холодов Ж. К., Кузнецов В. С., «Теория и методика физического воспитания и спорта». Москва 2003г.

Источник

Запрещенные движения на занятиях по физкультуре в детском саду

Виктория Жгунева
Запрещенные движения на занятиях по физкультуре в детском саду

Дошкольный возраст охватывает период жизни от рождения до 7 лет. Именно в этот период осуществляются наиболее интенсивный рост и развитие важных систем организма и их функций, закладывается база для всестороннего развития физических и духовных способностей. Этот возраст наиболее благоприятен для закаливания организма, овладения элементарными жизненно необходимыми умениями.

Основой всестороннего развития ребенка в первые годы жизни, является физическое воспитание. Организованные физкультурные занятия, свободная двигательная деятельность, все это позволяет ребенку познать мир, развить его психические процессы. Чем больше количество разнообразных движений,тем шире возможность для развития ощущений, восприятия, тем полноценней осуществляется развитие ребенка. Поэтому, если данный период будет упущен в плане грамотного физического воспитания, то в дальнейшем наверстать пробелы, устранить допущенные ошибки будет чрезвычайно трудно.

Большое место в системе физического воспитания отводится общеразвивающим упражнениям, они используются на физкультурных занятиях, в процессе утренней гимнастики, во время физкультминутки, в закаливании, на детских праздниках. Правильное выполнение упражнений оказывает неоценимое влияние на физическое развитие детей.

Общеразвивающие упражнения – специально разработанные движения для рук, ног, туловища, шеи и других частей тела, которые могут выполнятся с разными мышечным напряжением, разной скоростью, амплитудой, в разном ритме и темпе.

Большинство упражнений просты по своей структуре и носят аналитический характер, т. е. каждое упражнение состоит из элементов, которые могут быть выполнены отдельно. Здесь нет такой динамичности, слитности, как в основных видах движений, где каждая фаза непосредственно связана с другой.

Влияние общеразвивающих упражнений многогранно: они способствуют оздоровлению, укреплению организма, развитию двигательных, психических качеств ребенка, подготавливают к овладению сложными действиями, развивают силу мышц, быстроту мышечных сокращений, умение напрягать и расслаблять отдельные мышечные группы, развивают подвижность суставов, гибкость тела, умение сочетать движения различных частей тела, формируют правильную осанку.

Запретные упражнения.

Но стоит, отметит, тот факт, что не все упражнения оказывают благоприятное воздействие на организм ребенка. Есть ряд упражнений опасных для здоровья детей дошкольного возраста. Эти упражнения нужно ограничить в использовании или заменить на предложенные варианты.

1. Круговые вращения головой. Форма сустава не предусматривает данного движения, поэтому его можно заменить, на наклоны головы вперед, стороны.

2. Наклоны головы назад, стойка на голове. Нестабильность шейного отдела позвоночника, слабые мышцы шеи, возможное смещение шейных позвонков, не позволяют использовать это упражнение. Заменить можно следующим упражнением, опускать плечи вниз, назад, чрезмерное вытягивание шеи.

3. Поднимание двух ног в положении лежа на спине. Увеличение поясничного лордоза, сильное влияние на сосуды шеи и головы. Использовать можно следующее упражнение поднимать и опускать ноги попеременно, а также ноги согнутые в коленях.

4. Кувырки. Ограничить кувырки из–за нестабильности шейного отдела.

5. Лежа на животе, пригибания в поясничном отделе с упором на руки. Увеличение поясничного лордоза, возможное замещение шейных дисков. Для того чтобы избежать травматизм,нужно заменить упор на согнутые руки и упор на локти.

6. Сед на пятках. Вызывает излишнее растяжение сухожилий и связок коленного сустава. Заменить можно на сед по-турецки.

7. Положение руки вверх во время дыхания. Уменьшается поступление кислорода, поэтому упражнение малоэффективно. Во время упражнения руки поднимаются в стороны, вниз.

8. Длительные висы. Слабость мышечного аппарата, не способность выдерживать статики, выполнять упражнение следует не более 5 секунд.

9. Прыжки босиком по жесткому покрытию. Слабый связочный аппарат стоп. Упражнение следует выполнять только, на гимнастических матах.

10. Метание набивного мяча из-за головы детьми до 5 лет. В этом возрасте возможно не соответствие массы тела ребенка и мяча.

Разнообразие вариантов общеразвивающих упражнений способствует быстрому овладению новыми комбинациями движений. В результате систематического повторения упражнений создается своеобразный фонд, двигательного опыта, двигательных качеств и способностей, необходимых в жизненной практике, а так же для формирования сложных гимнастических навыков.

Таким образом, общеразвивающие упражнения являются школой управления движениями, они помогают овладеть основами всех движений.

1. Кожухова Н. Н., Рыжкова Л. А., Самодурова М. М. «Воспитатель по физической культуре в дошкольных учреждениях». Москва. 2002г.

2. Лескова Г. П., Буцинская П. П., Васюкова В. И., «Общеразвивавющие упражнения в детском саду» Москва. 1981г.

3. Холодов Ж. К., Кузнецов В. С., «Теория и методика физического воспитания и спорта». Москва 2003г.

Формирование основных движений у детей с отклонением в поведении 5–6 лет За последние годы в Краснодарском крае возросло число дошкольников 5-6 лет, имеющих различные отклонения в эмоционально-личностном развитии.

Презентация предметно-развивающей среды по формированию основ здорового образа жизни в первой младшей группе Ивестно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек.

Источник

Дети и спорт

От 23 700 рублей

Занятия спортом необходимы, пожалуй, любому ребенку, с этим никто не спорит. Спорт помогает ребенку гармонично развиваться, укрепляет нервную систему, иммунитет, положительно сказывается на здоровье организма в целом. Кроме того, занятия спортом приучают ребенка к дисциплине, формируют характер, развивают силу воли, умение ставить цели и достигать их. Но все это возможно только при правильно подобранном виде спорта.

Как выбрать вид спорта для ребенка?

Очевидно, что если занятия спортом ребенку будут не по душе, ничего хорошего из этого не выйдет. Но зачастую сложно понять, чем же ребенок заинтересуется, какой вид спорта ему подойдет, а какой – вызовет только стойкое отвращение к физкультуре. Казалось бы, что проще – надо спросить самого ребенка. Но тут есть несколько нюансов. Во-первых, дети в возрасте 4-5-6 лет – когда обычно начинаются более-менее серьезные занятия – вряд ли могут сделать осознанный выбор. Во-вторых, зачастую дети выбирают спорт за компанию с приятелем или поддавшись красивой картинке, а реальность оказывается совсем иной, в результате чего ребенок разочаровывается в идее занятий в принципе. В-третьих, существуют объективные показания и противопоказания к разным видам спорта, например, очень крупным девочкам нет смысла идти в художественную гимнастику – рано или поздно это закончится драмой из-за того, что по конституции ребенок не может серьезно заниматься.

На какие же критерии имеет смысл обращать внимание при выборе вида спорта? Это характер и темперамент ребенка, его склонности, конституция, наличие медицинских противопоказаний.

Ваш ребенок общителен, контактен, энергичен?

Его наверняка заинтересует командный вид спорта: футбол, волейбол, баскетбол, хоккей и пр. Также командные виды спорта могут помочь научить общаться застенчивых детей – но здесь важно не перегнуть палку, важно, чтобы ребенок сам стремился к этому.

Если же ребенок ярко выраженный индивидуалист, то командные виды спорта станут для него истинным мучением, ему лучше выбирать теннис, гимнастику, верховую езду и пр.

Темперамент ребенка тоже играет огромную роль при выборе вида спорта.

Холерикам спорт просто необходим, им надо куда-то выплескивать свою энергию и эмоции. Дети-холерики очень активны, любопытны, азартны, честолюбивы. Им идеально подойдут командные виды спорта, где они будут лидерами, а также другие занятия, требующие быстрой реакции и высокой активности: теннис, бокс, борьба, легкая атлетика, фехтование.

Сангвиники отличаются более уравновешенным характером, но при этом они тоже весьма активные и подвижные. Они обладают быстрой реакцией и способностью принимать решения мгновенно, в сочетании с целеустремленностью это позволяет добиться успеха во многих видах спорта. Сангвиникам подойдет практически любой вид спорта, но чаще всего их привлекают теннис, бадминтон, фигурное катание, велоспорт, легкая атлетика, плавание.

Флегматики спокойны, медлительны, они сначала думают, потом делают. Зачастую родителям таких детей кажется, что они не смогут заниматься спортом. Но на самом деле, наоборот, флегматики могут добиться высот как в интеллектуальных видах типа шахмат, бильярда, гольфа, так и в тяжелой атлетике, лыжном спорте, велоспорте, беге. Часто спокойным вдумчивым флегматикам интересны виды спорта с философской подоплекой – восточные единоборства, каратэ, йога.

Сложнее всего подобрать вид спорта для меланхолика. Обладатели такого темперамента неторопливы, эмоциональны, быстро утомляются, не любят перемен. В связи с этим активные виды спорта зачастую им не по душе. Но это не значит, что ребенку-меланхолику не нужен спорт! Нужен, но не любой Особенности темперамента помогут ребенку в таких видах спорта, как метание копья или ядра, стрельбе, конном спорте, плавании.

С какого возраста рекомендуется заниматься спортом?

Общая физическая подготовка важна с самого раннего возраста. Существует немало групп раннего развития при бассейнах – на плавание детей берут с трехмесячного возраста. И это хорошо сказывается на общем развитии ребенка, позволяет с раннего возраста тренировать мышцы, закаливать малыша. Занятия плаванием являются отличной профилактикой простудных заболеваний, сколиоза, ортопедических и неврологических проблем, гипертонуса и пр.

При выборе бассейна для малыша обратите внимание на тщательное соблюдение гигиенических требований заведением, сертификаты тренеров, их опыт работы с маленькими детьми.

С самого раннего возраста – примерно с трех лет — уже можно заниматься с ребенком гимнастикой, танцами. Такие занятия развивают координацию, выносливость, формируют хорошую осанку, повышают общий тонус организма.

В остальных видах спорта требования к возрасту начала занятий отличаются довольно сильно. Фигурным катанием и лыжами, например, можно заниматься уже с 4-5 лет, а вот футболом и баскетболом обычно начинают серьезно заниматься лет с 7-8. В секции тяжелой атлетики, бокса, гребли, конного спорта, фехтования, скалолазания обычно набирают детей, начиная с 10 лет.

Противопоказания к занятиям спортом

К каждому виду спорта имеется ряд противопоказаний, и перед тем как отдать ребенка в ту или иную секцию, необходимо посоветоваться с вашим педиатром и пройти рекомендованные им обследования. Перечислим основные состояния, которые могут вызвать ограничения при выборе спортивной секции:

  • Близорукость
  • Плоскостопие
  • Сколиоз
  • Нестабильность шейных позвонков
  • Язвенная болезнь
  • Астма
  • Заболевания легких и дыхательной системы
  • Заболевания сердечно-сосудистой системы
  • Сахарный диабет
  • Состояния после травм

Понятно, что это очень приблизительный список, и даже при серьезных заболеваниях можно найти тот вид спорта, которым заниматься не просто можно, но и нужно. Ведь физическая активность необходима растущему человечку для гармоничного развития и укрепления организма. С помощью педиатра и грамотного тренера вы сможете найти оптимальный вид спорта для вашего ребенка.

Источник

Читайте также:  Сколько может длиться силовая тренировка
Оцените статью