Факторы, определяющие эффективность воздействия физических упражнений.
выполнении физических упражнений в организме занимающегося происходят физиологические, психические, биохимические и другие процессы, которые вызывают соответствующие изменения как в двигательной, так и в вегетативной сфере. Но необходимо помнить, что выполнение физических упражнений может способствовать как положительным перестройкам в работе организма, так и нанести вред, в случае, если они применяются без учета закономерностей физической культуры.
Следовательно, знание факторов, определяющих эффективность воздействия физических упражнений, позволит повысить продуктивность их использования. Все многообразие факторов, может быть сгруппировано следующим образом:
1. Индивидуальные особенности занимающихся (возрастные, половые, уровень умственной, нравственной, физической и моральной подготовленности, уровня заинтересованности в двигательной деятельности, сформированности мотивов и др.
). Одно и то же физическое упражнение в зависимости от индивидуальных особенностей производит различный эффект на занимающихся.
2. Научные факторы. Чем больше научных исследований и внедрений их в практику, тем эффективней можно использовать физические упражнения.
3. Методические факторы. Среди них особого внимания заслуживают такие как оптимальная дозировка и учет явлений последствия. Оптимальная дозировка предполагает строгую избирательность характеристик нагрузки, таких как: продолжительность, интенсивность, количество и частота повторений, характера отдыха и др. в зависимости от конкретных задач и условий занятий, а также индивидуальных особенностей занимающихся. Учет явлений последствия предполагает умение фиксировать, правильно понимать и оценивать те функциональные изменения, которые произошли под воздействием от предыдущего упражнения или занятия. Эффект от выполнения упражнений может быть срочным, который возникает после одного или серии упражнений в одном занятии; отставленным, появляющийся после нескольких занятий; кумулятивный (суммарный), который проявляется после серии занятий.
4. Гигиенические факторы являются решающими в реализации принципа оздоровительной направленности. Нарушение режима дня, питания не приводит к положительному результату от использования физических упражнений.
5. Метеорологические факторы. В зависимости от условий окружающей среды (температура, осадки, атмосферное давление и др.) должны изменяться состав используемых упражнений и параметры использования нагрузок.
6. Материальные факторы. Использование более качественного оборудования, инвентаря, специальной одежды, обуви способствует повышению эффективности воздействия физических упражнений.
Правильный и постоянный учет факторов, определяющих влияние физических упражнений, позволяет специалисту в области физической культуры успешно решать задачи физического образования и физического воспитания.
Источник
4.2. Факторы, определяющие воздействие физических упражнений
Физические упражнения влияют не только на мышцы человека. Онк оказывают на него многостороннее и глубокое воздействие. При выполнении физических упражнений в организме занимающегося совершается целый ряд физиологических, психических, биохимических и других процессов, которые вызывают соответствующие изменения как в двигательной, так’и в вегетативной сфере. Систематическое применение физических упражнений совершенствует деятельность всех органов и систем, способствую положительным перестройкам в работе организма. Кроме того, физические упражнения являются важнейшим средством предупреждения заболеваний и борьбы с ними.
Но физические упражнения, если они применяются без учета закономерностей физического воспитания, могут дать отрицательный результат принести вред. Поэтому педагог должен знать и учитывать влияние физиче^ ских упражнений в конкретных условиях, имея в виду, что организм человека — это единое целое и что любое движение вызывает деятельность многю его органов и систем и оказывает на него общее и специфическое воздействие
Наиболее общим фактором, обусловливающим рациональное воздей ствие физических упражнений, является педагогически правильное руко водство занятием, целесообразность методики обучения и воспитания Кроме того, большую роль играют следующие факторы.
Индивидуальные особенности занимающихся (возрастные, половые, со стояние здоровья и физического развития, уровень умственной, нравствен ной, физической и эмоциональной подготовленности, режим труда, уче бы, отдыха, быта). Одно и то же физическое упражнение (бег, прыжки метания и т.п.) в зависимости от индивидуальных особенностей произво дит различный эффект. Так, физическая подготовка (общая и специаль ная) у спортсменов различной квалификации не одинакова, поэтому на грузка, средняя для мастера спорта, будет максимальной для спортсмено более низких разрядов.
Особенности самих физических упражнений, т.е. их сложность, нови; на, эмоциональность, направленность, техника, величина нагрузки и т.; Упражнения, выполненные неохотно, небрежно, без усилия, не моп оказать такого же влияния на занимающихся, как упражнения, выпо; не иные сознательно и активно.
Особенности внешних условий (метеорологических, местности, качестч оборудования, гигиенического состояния мест занятий и др.). Педагог обз зан знать основные научные положения о работоспособности человека (вр; батываемости, влиянии на организм нагрузки и отдыха). Правильный постоянный учет факторов, определяющих влияние физических упражи ний, дает педагогу возможность методически рационально организовывав и проводить занятия, успешно решая задачи физического воспитания.
4.3. Классификация физических упражнений
Классификация физических упражнений — это разделение их на гру пы (классы) в соответствии с определенным классификационным призн ком. С помощью классификации учитель, преподаватель, тренер moi] определять характерные свойства тех или иных физических упражнений, их образовательно-воспитательный потенциал, а следовательно, более целенаправленно и эффективно подбирать те упражнения, которые в большей мере отвечают решению конкретных педагогических задач, индивидуальным и возрастным особенностям занимающихся, характеру физкультурной деятельности и условиям проведения занятий.
В настоящее время известно более 300 классификаций физических упражнений (Г. Г. Наталов). В связи с тем что теория и практика физкультурного образования непрерывно обогащается новыми данными, классификации не остаются неизменными. Проблема совершенствования классификации заключается в том, чтобы систематизировать все многообразие существующих физических упражнений, исходя из объективных возможностей, представляемых ими для формирования физической культуры личности в целом и отдельных ее компонентов Важное значение имеет также и то, чтобы в классификации предусматривалась возможность появления и прогнозирования новых форм физических упражнений.
Надо иметь в виду, что каждое физическое упражнение обладает не одним, а несколькими характерными признаками. Поэтому одно и то же упражнение может быть представлено в разных классификациях.
Стало быть, не может быть создано пригодной для каждого случая единой классификации упражнений.
Рассмотрим основные, наиболее распространенные классификации.
1. Классификация упражнений по преимущественной целевой направ ленности их использования. По этому признаку упражнения подразделя ются на общеразвивающие, профессионально-прикладные, спортивные, восстановительные, рекреационные, лечебные, профилактические и др. В свою очередь, в зависимости от значимости их в соответствующем виде физкультурной деятельности, они могут иметь различные разновидности. Например, спортивные упражнения подразделяются на соревновательные, специально-подготовительные и общеподготовительные.
Соревновательные упражнения представляют собой двигательные действия, которые являются предметом спортивной специализации и выполняются в соответствии с правилами соревнований по данному виду спорта. Специально-подготовительные упражнения — это упражнения, представляющие те или иные варианты соревновательного упражнения. Обязательным признаком этих упражнений является существенное сходство с соревновательным действием как по форме, так и по характеру проявления способностей. Общеподготовительные упражнения — это все остальные упражнения, включаемые в спортивную тренировку и служащие прежде всего средствами общей подготовки спортсмена.
Классификация упражнений по их преимущественному воздействию на развитие отдельных качеств (способностей) человека. По этому при знаку выделяют упражнения для развития скоростных, силовых, скорост- но-силовых и координационных способностей, выносливости, гибкости, сенсорно-перцептивных, интеллектуальных, эстетических и волевых спо собностей и т.д.
Классификация упражнений по преимущественному проявлению оп ределенных двигательных умений и навыков. Здесь обычно различают акро батические, гимнастические, игровые, беговые, прыжковые, метатель ные и другие упражнения. , . >. », .
Классификация упражнений по структуре движений. В этом слу чае упражнения подразделяются на циклические, ациклические и смешан ные. В группу циклических упражнений входят: ходьба, бег, плавание, гребля, передвижение на велосипеде и на лыжах, бег на коньках и др. Их характерными признаками являются закономерная последовательность, повторяемость и связь самих циклов. К ациклическим упражнениям отно сятся: метание диска, толкание ядра, метание молота, прыжки с места, гимнастические упражнения на снарядах, рывок и толчок штанги и др. Здесь каждое упражнение представляет собой законченное действие, а если оно будет многократно повторяться, то не станет циклическим, так как повторение не вытекает из сущности самого действия. К смешанным уп ражнениям относятся такие, в которых сочетаются действия циклического и ациклического типа. В эту группу входят прыжки в длину с разбега, прыжки с шестом, метание копья с разбега и т.д.
Классификация упражнений, построенная по преимущественному воздействию на развитие отдельных мышечных групп. В зависимости от того, на какие мышечные группы они воздействуют, выделяют упражне ния для мышц шеи и затылка, спины, живота, плечевого пояса, плеча, предплечья, кисти, таза, бедра, голени и стопы. Такая классификация широко применяется прежде всего при составлении комплексов силовых упражнений в процессе проведения занятий по бодибилдингу, атлети ческой гимнастике, пауэрлифтингу, гиревому спорту и в других видах спорта.
Классификация упражнений по особенностям режима работы мышц. При этом выделяют динамические упражнения, если в процессе выполне ния какого-либо действия мышцы, сокращаясь, укорачиваются или удли няются; статические (изометрические), при выполнении которых длина мышцы при сокращении остается неизменной; комбинированные, т.е. одновременно сочетающие оба режима работы мышц.
Классификация упражнений по различию участвующих в работе ме ханизмов энергообеспечения мышечной деятельности. В этом случае разли чают упражнения: аэробные, когда энергообеспечение мышечной работы осуществляется в основном за счет процессов окисления с участием кис лорода; анаэробные, выполнение которых происходит в бескислородных условиях; аэробно-анаэробные, т.е. упражнения смешанного характера.
Классификация упражнений по интенсивности работы. Существу ют различные способы оценки интенсивности, поэтому группировка и уровни градации упражнений по этому признаку в отдельных видах физи ческой культуры могут происходить по-разному. Как правило, они под разделяются на упражнения максимальной, субмаксимальной, большой, средней, малой и умеренной интенсивности.
Помимо указанных классификаций существуют и иные классификации упражнений: по воздействию на различные системы и функции opra-i низма (на развитие органов дыхания, кровообращения, вестибулярного аппарата и т.д.), по снарядовому признаку (без снаряда, со снарядами и т.д.), по предметным формам применения (гимнастика, спорт, игры, ту^ ризм); по числу занимающихся, выполняющих упражнения (без партнера, с партнером).
Не потеряла своей педагогической ценности классификация физических упражнений, разработанная П.Ф. Лесгафтом в соответствии с дидактическим правилом «от простого к сложному». Разделы и основные группы его классификации упражнений следующие:
I раздел — простые упражнения (элементарные движения, сложные движения, упражнения с передвижением, с места, упражнения в мета нии);
II раздел — сложные упражнения или упражнения с увеличивающим ся напряжением (упражнения с отягощением, осложненные, продолжи тельные, ходьба и бег, упражнения в метании с увеличением напряже ния, упражнения в лазаньи, упражнения в прыганий, упражнения в борьбе);
III раздел — упражнения в виде сложных действий (игры, прогулки, плавание, бег на коньках, фехтование).
Классификация П.Ф. Лесгафта характеризует одну сторону физических упражнений — их сложность.
Источник
Областное государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Детский санаторий г. Грайворон»
Пятница, 26 Июль 2019
Влияние двигательной активности на здоровье человека .
бездействие есть могила здоровья , движения могут заменить лекарства , между тем как всевозможные лекарства вместе взятые никогда не могут заменить движений .
Тиссо , врач , XVIII век , Франция
Физическая культура и спорт представляют собой вид деятельности, основанной на естественно-биологической функции организма — движении . Двигательная активность оказывает определяющее влияние на развитие и формирование человека как личности, его здоровье , общественное производство и труд.
Физические упражнения — сложный комплексный раздражитель, вызывающий в организме человека неспецифические физиологические реакции, стимуляцию деятельности всех систем, органов , клеток и организма в целом. Специфичность влияния физической культуры на человека определяется принципом тренинга , который проявляется повышением двигательной активности и физической работоспособности человека.
Поскольку при различных заболеваниях и повреждениях влияние лечебной физической культуры направлено на улучшение функционирования пораженных систем и органов, а также на патогенетические звенья заболеваний , можно говорить о патогенетическом действии физических упражнений на человека.
Наряду с кислородом, пищевыми веществами и витаминами, организм человека нуждается в мышечной деятельности. Движения являются жизненной необходимостью человека, без них он не может сохранять свое здоровье и оставаться работоспособным.
Значительное ограничение движений — гипокинезия — или полный мышечный покой с неизбежностью ведут к ослаблению организма, развитию преждевременного старения и заболеваний, получивших название «болезней цивилизации» (заболевания сердечно-сосудистой системы, чаще в 2-3 раза у работников умственного труда, чем у работников физического
труда). Недостаток мышечной деятельности приводит не только к ослаблению и атрофии мышц, но и к резкому снижению влияний мышечной деятельности на ЦНС и внутренние органы. Сокращается поступление нервных импульсов из мышц в ЦНС, что вызывает нарушение регуляции кровообращения, дыхания, обмена веществ, расстраивается приспособляемость организма к физическим и психическим нагрузкам, к изменениям внешних условий.
В прошлые века двигательную недостаточность отмечали крайне редко и лишь у определенных профессиональных групп. В наши дни выраженность и массовость этого состояния все более нарастают, охватывая большие контингенты населения, в том числе лиц работоспособного возраста и даже молодежь.
При систематических занятиях физическими упражнениями происходит непрерывное совершенствование механизмов, регулирующих работу органов и систем организма. Именно в этом и заключается положительное влияние физических упражнений на укрепление здоровья. Под влиянием мышечной деятельности происходит гармоничное развитие всех отделов ЦНС. Физические упражнения благотворно влияют на силу, подвижность и уравновешенность нервных процессов, способствуют хорошей работе органов пищеварения, помогая перевариванию и усвоению пищи, активизирует деятельность печени и почек, улучшают функционирование желез внутренней секреции, стимулируют деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, вызывают положительные эмоции, бодрость, создают хорошее настроение.
Двигательная активность, физические упражнения, основные навыки гигиены и здорового образа жизни, являются эффективным средством профилактики заболеваний, укрепления здоровья и гармоничного развития личности.
Здоровый образ жизни неотделимо связан с высокой двигательной активностью человека. В настоящее время на людей влияют многие неблагоприятные факторы внешней среды, большой поток информации, сложные социальные условия жизни. Что неизменно приводит к эмоциональному напряжению и снижению двигательной активности. Происходят изменения в кровеносной системе: уменьшается размер сердца, учащается пульс, уменьшается масса циркулирующей крови, увеличивается время ее кругооборота.
Снижаются функции надпочечников. Для нашего организма двигательная активность является физиологической потребностью.
Лишённый движения организм теряет способность накапливать энергию, необходимую для противостояния стрессу. Мышечные напряжения, воздействие контрастных температур, принятие солнечных ванн в разумной мере полезны организму. Систематические тренировки делают мышцы более сильными, а организм более приспособленным к условиям внешней среды. Под влиянием мышечных нагрузок увеличивается частота сердцебиений, мышца сердца сокращается сильнее, повышается артериальное давление. Это ведет к функциональному совершенствованию системы кровообращения.
Приучать к физическим нагрузкам себя надо постепенно и поэтапно, но делать это обязательно. Не существует такого вреда, который могут причинить правильно выполняемые упражнения, достаточно их количество и качество выполнения. Например, после перенесенных операций или же после травм, врачи советуют возобновлять курс тренировок, разрабатывают определенную систему, контролируется выполнение. Двигательная активность только способствует быстрому восстановлению и снижению риска повторных травм или серьезных последствий в реабилитационный период .
Оздоровительные силы природы оказывают существенное влияние на занимающихся физическими упражнениями. Изменения метеорологических условий (солнечное излучение, воздействие температуры воздуха и воды, изменения атмосферного давления на уровне моря и на высоте, движение и ионизация воздуха и др.) вызывают определенные биохимические изменения в организме, которые приводят к изменению состояния здоровья и работоспособности человека.
Какой бы совершенной ни была медицина, она не может избавить каждого от всех болезней. Человек — сам творец своего здоровья, за которое надо бороться. С раннего возраста необходимо вести активный образ жизни, закаливаться, заниматься физкультурой и спортом, соблюдать правила личной гигиены, словом, добиваться разумными путями подлинной гармонии здоровья.
ОГБУЗ «Детский санаторий г.Грайворон»
Инструктор по лечебной физкультуре Пушкарева З.И.
Источник