Йога: как найти «своего» учителя?
Источник: Леди.mail.ru
На пути йоги очень важен знающий проводник, и этим проводником должен стать ваш преподаватель.
Вечные ценности
Мы уже говорили о том, что в древности йогическое знание передавалось устно, от учителя к ученику. Понятно, что фигура учителя в индийской традиции имела особое значение. «Изучение йоги не похоже на занятия в учебном заведении, где аттестат или диплом получают в определенный, заранее назначенный срок, — пишет Б.К.С. Айенгар в первой части своей знаменитой книги «Прояснение йоги» («Йога Дипика»). — На долгом пути йоги встречаются препятствия, трудности и огорчения, преодолеть которые помогает гуру. Слог «гу» значит тьма, а слог «ру» — свет. Только тот может называться гуру, кто удаляет тьму и несет просветление. Понятие «гуру» глубоко и многозначно.
Это не просто учитель или руководитель, это духовный наставник, который учит жизненному пути». Если вспомнить, что книга писалась в начале 60-х годов ХХ века, во вполне продвинутые времена рок-н-ролла, можно понять, насколько глубоко укоренилось в сознании индийцев древнее, первоначальное представление о том, каким же должен быть учитель.
Конечно, мы живем совсем в другом мире, но главные вещи остались неизменными: потому-то они и называются вечными ценностями. И отношения между учителем и учеником — как раз из числа. «Эти отношения совершенно особенные, их не сравнить с отношениями между друзьями, родителями и ребенком, мужем и женой, — продолжает Б.К.С.Айенгар. — Гуру не знает эгоизма; не думая о славе или выгоде, он преданно ведет своего ученика к цели, следит за его успехами, верит в него, и напряженно трудится, дабы ученик усвоил учение. Гуру побуждает ученика задавать вопросы, думать, анализировать и познавать истину».
Возможно, эти слова кому-то покажутся слегка патетическими. Но их наверняка поймут те, кому посчастливилось хоть раз в жизни встретить настоящего учителя: математики, литературы, языка или живописи; или же просто мудрого человека, советам которого можно доверять на все сто процентов. Ну а если такая встреча пока не состоялась, значит, самое интересное впереди.
Практические советы
Во-первых, надо узнать, сколько времени ваш потенциальный преподаватель практикует йогу — в идеале, это как минимум пять лет. Во-вторых, выяснить, какие у него есть сертификаты, проходил ли он обучение у опытных наставников. И третье: надо понять, какая школа за ним стоит. Елена Ульмасбаева, президент федерации «Йога-Практика», советует выбирать традиционные направления, которые пришли к нам из Индии, родины йоги.
«Очень важно, чтобы ваши цели и цели преподавателя совпадали, — говорит она. — Поэтому сразу спросите себя, чего именно вы хотите от занятий йогой. В самой Индии есть множество школ, преследующих самые разные цели, но в странах Запада основной акцент все-таки делается на физическое и психическое здоровье. Если йога для вас — способ обретения телесного совершенства и эмоционального равновесия, лучше всего подойдет метод Айенгара».
А вот к модным неоиндуисткими течениями, к тем школам и учителям, которые активно внедряют в ум ученика мистические идеи, не имеющие ничего общего с классической йогой, относитесь с осторожностью. Подлинный учитель не будет «вещать», сходу загромождая ваше сознание философией или метафизикой: идея йоги — освободить, «опустошить» ум. Тогда мыслям будет там просторно, и среди них обязательно появятся какие-нибудь прекрасные.
В том, чтобы на начальном этапе уделять внимание только очевидному — построению асан, технике дыхания — есть глубокий смысл: как некогда говорил Кришнамачарья, внешнее положение тела легко поправить, если что-то пошло не так, а вот ум может завести куда угодно.
Вопрос доверия
Принципиально важно, чтобы учитель внушал уважение и доверие — в йоге это не просто дань традиции, в этом есть некий функциональный смысл. Дело в том, что во время практики ваше тело должно слушать учителя, а разум — полностью доверять ему. Если персона преподавателя вызывает какие-нибудь негативные чувства или даже просто ассоциации и воспоминания, значительная часть энергии во время занятий будет уходить на преодоление внутреннего сопротивления. Поэтому постарайтесь найти человека, к которому вы действительно испытываете доверие и симпатию.
Что же касается манеры преподавания, то тут все зависит от личных предпочтений. Одним больше нравятся требовательные учителя, которые дают достаточно большую нагрузку, другим — те, у кого подход более мягкий. И хотя универсальных законов не существует, кое-какие советы все-таки можно дать. Например, очевидно, что женщине, если у нее есть специфически женские проблемы, лучше заниматься у женщины-преподавателя. Большой плюс, если у вас и у вашего учителя схожи темперамент и структура тела: в этом случае преподаватель сразу видит все ваши проблемы, и, выстраивая вашу индивидуальную практику, особенно хорошо понимает, что и как нужно делать именно вам.
Часто, закончив ознакомительный класс, ученики так и продолжают заниматься у своего первого учителя. И все же, мы советуем походить к разным преподавателям — так сказать, для расширения кругозора: каждый дает материал чуть-чуть по-другому, а значит, вы сможете больше узнать о технике выполнения асан и заметить детали, на которые раньше, возможно, вообще не обращали внимания.
Вот так, опытным путем, вы обязательно придете к «своему» учителю. Тем более что это движение навстречу — двустороннее: не только ученик ищет настоящего учителя, но и учитель нуждается в подлинном ученике. Ученике, о котором Б.К.С. Айенгар пишет так: «У искателя высшего типа устойчивый ум, он мужественен, независим, благороден, милосерден, снисходителен, правдив, храбр и почтителен, тверд в занятиях йогой. Таких людей гуру обучает Хатха Йоге».
Так что, когда вы рано ли поздно встретите «своего» учителя, задумайтесь: а кто же кого нашел? Вы — вашего гуру? Или все-таки он — вас?
Мира и добра! Мне, 57 лет, живу в Тбилиси, врач-кардиолог по образованию, неработающий инвалид после ишемического инсульта правой гемисферы с левосторонним гемипарезом, левая рука вообще не работает, с ногой получше, хожу с палочкой по квартире до 1 км, получается 3200 шагов, сал в позу большое дерево-10, максимум 15 минут. На улице теряюсь, хожу только с женой,ибо теряюсь. Как высможете помочь,ибо посещения каких-либо залов затруднительно ипо материальным причинам. Чем вы можете помочь, ищу Учителя, Мераб, с уважением
Мне 57 лет, врач-кардиолог по образованию. В 2008, в марте перенес ишемический инсульт правой гемисыеры с левосторонним гемипарезом, левая рука не работает, суставы свободны, хожу с палочкой по квартире 1км, выходит 3200 моих шагов. Ищу учителя по Йоге, исходя из моих данных.
Источник
Как найти своего преподавателя йоги
Если вы только начинаете заниматься, то в начале очень важно найти своё направление и учителя.
В книге «Йога Дипика» Б.К.С. Айенгар говорит о помехах на пути йоги, которые в значительной степени могут быть устранены с помощью гуру («гу» — тьма, «ру» — свет) — Учителя, который передаст знания и опыт и сделает этот длинный путь познания чуть короче и легче.
Айенгар приводит такие качества хорошего учителя как отсутствие эгоизма, забота об ученике, вера в него и авторитет самого учителя, который своим примером вдохновляет учеников практиковать и задавать вопросы.
Чтобы найти своего учителя, нужно попробовать разные классы с разными преподавателями. Для начала можно изучить информацию в Интернете, современные учителя йоги, подстраиваясь под реалии нашего мира, развивают свои социальные сети, рассказывают о себе, своем опыте и как они пришли в йогу.
Но довольно сложно найти всех хороших преподавателей в Instagram, поэтому Decathlon решил помочь заинтересованным найти свою студию и направление.
На платформе All Do Yoga можно легко выбрать класс и преподавателя. В разделе тренеры представлено более 400 преподавателей йоги различных направлений, где можно ознакомиться с опытом преподавания и посмотреть сертификаты учителя. В своем городе вы можете найти опытного учителя, который вам откликается и преподает в ближайшей к вашему дому студии.
И вот вы выбрали направление и записались на несколько классов йоги, как же понять, что перед вами хороший учитель? На что нужно обратить внимание:
Доверие
Без него на занятиях йогой никак. Учитель — это тот человек, который будет направлять вас в течение практики, отвечать за травмобезопасность и, возможно, позволять вашему телу сделать чуть больше, чем вы могли представить.
Учитель также должен стать для вас авторитетным источником информации, у которого вы можете найти ответы на вопросы, обсудить нюансы практики и посоветоваться.
Структура
Какое бы направление йоги вы ни выбрали, у занятия должна быть четкая структура. Например, вы не можете начинать практику без разминочного комплекса и разогрева, это может привести к травмам, растяжениям и неприятным ощущениям в теле. В течение занятия также должны выполняться позы на компенсацию, а практика должна строиться от простых асан к сложным.
Хороший преподаватель выстроит занятие так, что после интенсивной практики вы сможете полностью расслабиться в Шавасане, и после занятия будете чувствовать себя энергичным и отдохнувшим.
Личные качества и опыт
Выбирайте такого преподавателя, который вас и в Адхо Мукха Шванасане поправит, и сможет показать различные варианты выполнения асан, и на задержке в Чатуранге Дандасане приободрит, и вдохновит демонстрацией сложной позы, чтобы показать, к чему вы можете стремиться.
А также не забудет про травмобезопасность и убережет вас от опасных прогибов, как бы вы ни хотели выполнить позу любой ценой.
На платформе All Do Yoga вы также можете посмотреть отзывы других учеников, а в профиле некоторых преподавателей есть видео-практики, с которыми можно ознакомиться и примерно понять, как преподаватель ведет занятия.
Пробуйте, ищите и практикуйте с разными преподавателями, чтобы определить своего Учителя, которому вы сможете довериться и который будет вас вдохновлять продолжать практику и приходить в студию даже в самую ненастную погоду.
Yoga Journal тоже решил помочь вам с выбором преподавателя — на осенней конференции вас ждут 2 дня полного погружения в мир йоги, 50 разных практик и 40 опытных учителей.
Источник
Найти учителя для йоги
Однажды Сваму Раму спросили: «Как найти хорошего учителя»?
Вот как он ответил на этот вопрос: «Хороший ученик никогда не встретит плохого гуру, и наоборот. Подобное стремится к подобному. Если по каким-то причинам тебе повстречается лже-учитель, вмешается высшая сила и избавит тебя от его общества. Не беспокойся о том, что ты не узнаешь истинного или ложного гуру. Лучше сам стань настоящим учеником. Очищай себя. Найди силу в себе» (из книги «Гималайские мудрецы»).
На самом деле этим вопросом — «Как мне найти хорошего преподавателя йоги?» — задаются многие начинающие. «Как только найду хорошего инструктора – сразу же займусь йогой», — говорит себе человек. Только дело в том, что в йоге всё работает немного иначе.
Восточная мудрость гласит: «Когда ученик готов – учитель приходит». И готовность имеется в виду не моральная («учитель, ау, я жду тебя, приди!»), а вполне конкретная – человек уже начал заниматься йогой, он уже что-то делает. Как раз об этом и говорит Свами Рама: если ты хороший ученик, тебе никогда не попадется плохой учитель.
Прекрасная возможность войти в практику, начать осваивать основы Аштанга йоги – это пройти наш вводный курс. После этого вы уже более уверенно сможете походить на наши классы и понять, к какому преподавателю лежит ваша душа (ну, или тело).
Источник
Как найти своего духовного учителя (гуру)
Г уру — духовный учитель, проводник на пути познания себя. И вопрос поиска учителя во многих традициях чрезвычайно важен. Актуален ли вопрос поиска гуру в современном мире? Можно ли развиваться самостоятельно, без духовного учителя? По каким критериям стоит оценивать его компетентность? Какие трудности могут возникнуть в вопросе поиска духовного учителя? И как же, собственно, его найти?
- Воспринимать свой разум как опору на пути духовного развития.
- Прислушиваться к голосу совести.
- Осознать себя как бессмертную душу.
- Научиться воспринимать окружающих людей как учителей.
- Воспринимать мир как идеальный инструмент для саморазвития.
- Проявлять здравомыслие при выборе учителя.
- Брать пример с более компетентных людей, которые давно находятся на пути духовного развития.
- При принятии решения руководствоваться тремя принципами здравомыслия — личным опытом, информацией из писаний и мнением компетентного человека.
- Стать самому себе учителем.
- Взаимодействовать с единомышленниками.
Попробуем эти и другие аспекты рассмотреть более подробно. И найти ответ на вопрос «как найти своего духовного учителя?»
Пять видов гуру
С точки зрения ведических писаний, существует пять видов гуру. Первый — это наш собственный разум. Разум —это единственное, что отличает человека от животного. Именно наш разум позволяет нам не действовать под влиянием инстинктов, а принимать решения, исходя из рационального взгляда на вещи. Однако стоит отметить, что, так или иначе, мы все подвергаемся воздействию социума и окружающей нас информации, и порой то, что мы считаем правильным и даже единственно верным в той или иной ситуации, может быть навязано нам извне.
Второй наш учитель — это совесть. Часто можно слышать выражение «жить по совести». Что это значит? Слово «совесть» можно разложить на две составляющие, которые в некоторой степени и раскрывают значение этого слова. «Со-весть» — это совместная весть. Что можно подразумевать под этим понятием? Если рассматривать этот вопрос с точки зрения реинкарнации, каждая живатма уже накопила некий опыт в прошлых жизнях, и именно этот опыт, можно сказать, и формирует совесть — глубинное осознание того, что такое хорошо и что такое плохо. То есть совесть — это «совместная весть» со свой изначальной природой. Наверняка у каждого ещё в раннем детстве возникало такое ощущение, что после некоторых поступков ощущается какой-то душевный дискомфорт. Это и есть голос совести, который проявляется с детского возраста и как раз таки может свидетельствовать об опыте прошлых воплощений.
Третьим учителем можно назвать наш внутренний голос. Что следует понимать под данной концепцией? Согласно древним писаниям, в сердце каждого живого существа присутствует частица вселенского разума. В частности, в «Бхагавадгите» Кришна, давая наставления Арджуне, подробно описывает наличие бессмертной души в сердце каждого живого существа. И, следуя элементарной логике, если эта частица внутри нас является частью вселенского разума, значит, она обладает совершенным знанием обо всех явлениях. Услышать этот внутренний голос не так просто, и порой возможность эта обретается лишь спустя годы движения по пути духовного развития. Но важно понимать, что всё знание и все самые лучшие и чистые качества уже есть внутри нас.
Четвёртый наш учитель — это все окружающие люди. Возможно, это прозвучит странно, но все, кто нас окружают, так или иначе являются нашими учителями. И даже в том случае, если нас окружают люди, которые в нравственном отношении, мягко говоря, далеки от совершенства, это отнюдь не означает, что они не могут быть нашими учителями. Даже, скорее, наоборот. Речь идёт о следующем: человеку вовсе не обязательно накапливать весь опыт, чтобы понять, какие пути являются ложными, а какие — истинными. К примеру, вовсе не обязательно приобретать опыт употребления наркотиков, чтобы понять, что это ведёт к разрушению. И именно люди, которые уже идут по этому губительному пути, могут нам на своём примере показать, что это путь в никуда. Пример с наркотиками — наиболее грубый, но этот принцип проявляется и в более простых вещах. Порой мы можем видеть, как гнев, ревность, зависть, алчность и так далее толкают людей на безумные поступки, последствия которых могут быть весьма плачевными. И именно это позволяет нам понять, что такое поведение является деструктивным. Существует даже мнение, что некоторые учителя высокого уровня могут намеренно разыгрывать такой «спектакль», совершая безнравственные и глупые поступки, чтобы показать окружающим, к каким последствиям это приводит. Если почитать буддийские писания, то можно встретить там множество удивительных историй о том, как просветлённые существа совершали, на первый взгляд, дурные поступки, но лишь для того, чтобы кого-то чему-то научить. И с этой точки зрения, вполне можно предположить, что человек, который в отношении нас ведёт себя некорректно, может быть просветлённым учителем, который специально пришёл, чтобы преподать нам урок. Таким образом, все окружающие нас люди осознанно или неосознанно могут быть нашими учителями.
И, наконец-то, пятый вид гуру (так называемый дикша-гуру) — это и есть учитель в прямом понимании этого слова. То есть человек, который берёт на себя ответственность за своего ученика. Порой европейцу весьма сложно бывает понять все тонкости взаимодействия учителя и ученика. Ярким примером таких отношений могут быть отношения Марпы и Миларепы. Читая о том, какие суровые испытания являл Марпа своему ученику, можно даже сделать несколько поспешные и неправильные выводы. И лишь по завершении их истории становится понятно, что Марпа действовал исключительно из чувства глубокого сострадания. Возможны ли в современном мире такие отношения между учителем и учеником — вопрос открытый. И дело не только в несовершенных учениках, но и в том, что в нынешнее время и учителя под влиянием определённых тенденций современного общества также становятся далеки от совершенства. Поэтому, скорее всего, такая безоглядная преданность учителю, которую проявлял Миларепа, является больше фанатизмом, нежели необходимым качеством ученика.
Принцип здравомыслия
Несмотря на трудности в поиске учителя, продвижение по пути духовного развития едва ли возможно без взаимодействия с более компетентными в этом вопросе людьми. Особенно в начале пути человеку, скорее всего, потребуется брать с кого-нибудь пример. И как не ошибиться в этом выборе?
В первую очередь, следует смотреть на то, чтобы слова того или иного человека, который может быть примером для окружающих, не расходились с делом. Вообще, есть три принципа здравомыслия. Когда мы сталкиваемся с какой-либо идеей или концепцией, следует проверить её: насколько она созвучна с нашим личным опытом, с тем, что пишется в писаниях, и с мнением компетентного человека. И лишь в случае, если все три принципа совпадают, такую концепцию можно считать адекватной. Любопытно, что сам Будда Шакьямуни призывал своих учеников не верить слепо даже ему. Он говорил так: «Не принимайте моё учение только лишь из уважения ко мне, проверяйте всё на личном опыте». А перед уходом из этого мира на вопросы своих учеников о поиске учителя он сказал: «Будьте сами себе светильниками».
Учителя и ученики. Взаимодействие с единомышленниками
Существует мнение, что у каждого, кто уже столкнулся с йогой, есть опыт в этой практике из прошлых жизней, а это значит, что также существуют как кармические учителя, так и кармические ученики. Проще говоря, есть те, с кем мы связаны, и это могут быть как люди, которые уже продвинулись на этом пути дальше нас, так и те, с кем мы сами можем чем-то поделиться. И для гармоничного развития важно найти не только своих кармических учителей, но и кармических учеников. Почему это так важно?
С поиском учителей более-менее понятно. Общение с человеком, который продвинулся дальше нас, возвышает наше сознание, позволяет ускоренно эволюционировать. Но также важно найти и своих кармических учеников. Дело в том, что особенность такого типа кармических связей такова, что если у вас есть какой-то кармический ученик, то именно вы сможете этому человеку донести определённые вещи. К примеру, практически все знают, что алкоголь вреден, но это не мешает большинству его употреблять. А если у человека, который его употребляет, есть кармическая связь с вами, то, возможно, только вы сможете ему объяснить это так, что он вас услышит и изменит свою жизнь. Причём неважно, какие при этом будут слова: так работают кармические связи между учителями и учениками. Авторитетность ваших слов будет в разы выше, чем любого учёного, пусть даже нобелевского лауреата.
Именно поэтому так часто говорится о важности распространения знаний. Можно возразить, что сейчас эпоха интернета, и любой желающий и так может всё прочитать. Но, как уж сказано выше, вполне возможно, что есть люди, которых сможете «пробудить» именно вы.
Также стоит отметить, что есть как позитивные кармические связи, так и негативные. Это, разумеется, условное разделение, ведь всё, что проявляется в нашей жизни, способствует нашему развитию. Но если говорить о негативных кармических связях, то это связи с людьми, которые, несмотря на ваши попытки, скорее всего, не смогут вас услышать, или же донести до таких людей какие-то знания будет немного сложнее. Но это также важные уроки, которые в данном случае должны пройти обе стороны. И если на появление в жизни таких людей реагировать достойно, это будет способствовать развитию.
Таким образом, подводя итог, можно сказать, что на пути поиска учителя важно проявлять здравомыслие. Скорее всего, идеалистичные отношения между учителем и учеником, которые часто описываются в писаниях, для современного мира и общества не актуальны. Но достойного человека, с которого можно брать пример, который вдохновляет на движение по пути и готов поддержать советом, пожалуй, каждому суждено встретить. Если же пока что этого не произошло, следует воспринимать весь окружающий мир как своего учителя и каждую жизненную ситуацию — как урок. И помнить о главном принципе: «Готов ученик — готов учитель». То есть когда придёт время, судьбоносная встреча обязательно произойдёт.
Источник