Методика обучения национальным прыжкам
1.2. Методика обучения национальным прыжкам.
Основной формой организации физического развития якутских детей являются национальные виды спорта. К ним относятся якутские прыжки (кылыы, ыстана, куобах), борьба «хапсагай», перетягивание палки (мас тардыһыыта). Национальные виды спорта — проверка на ловкость, силу, смекалку, выносливость, они способствуют повышению работоспособности мышц, подвижности суставов, улучшению координации движений. В ходе спортивных игр вырабатывается целый комплекс взаимосвязанных физических качеств. Во время упражнений участники либо подготавливаются к разучиванию технических приемов, либо закрепляют изученное ранее. [26, с.70]
Якутские национальные прыжки для школьников 1-4-х классов вводятся в виде подвижных игр, в их число входят прыжки через скакалку, через набивные мячи, несколько безостановочных прыжков на одной, на двух ногах, с ноги на ногу, игра «прыжки с кочки на кочку», эстафеты с применением различных прыжков, «лошадиный галоп», танцевальные прыжки и т.п. Для учащихся среднего школьного возраста во время урока физкультуры проводится обучение технике якутских национальных прыжков, которые применяются также как средство для развития скоростно-силовых качеств. Кроме того, здесь дополнительно применяются такие упражнения, как прыжки через гимнастические скамейки, выпрыгивания из глубокого седа, многоскоки с продвижением, с гантелями в руках, спрыгивание с высоты с последующим отскоком вверх и др. Для старшеклассников наряду с совершенствованием техники национальных прыжков на уроках физкультуры применяются и чисто тренировочные элементы.
В былые годы дети и подростки много занимались якутскими национальными прыжками. Состязания проходили во время каждой перемены и после уроков, зимой на снегу, летом на песке или на поляне. В настоящее время секционная работа практически не проводится. На соревнованиях по национальным прыжкам в основном выступают легкоатлеты. Как известно, якутские прыжки являются отличным средством общефизической и специальной подготовки для других, классических видов спорта. Прежде всего, они развивают необходимые скоростно-силовые качества. Во все времена люди, крепко стоящие на ногах, доминировали на различных соревнованиях. Одна из главных причин снижения результатов якутских спортсменов на современном этапе — потеря национальных традиций в учебно-тренировочном процессе. Неудивительно, что в настоящее время многие начинающие спортсмены имеют довольно смутное представление о методике подготовки по якутским национальным прыжкам. [33, с. 126]
Методика обучения якутским прыжкам практически не отличается от методики обучения классическим видам прыжков, т. е. прыжкам в длину и тройному. Применяются все дидактические и педагогические принципы обучения. Сложность в процессе обучения представляет то, что в юношеском возрасте якутские дети заметно отстают в скоростно-силовой подготовке по сравнению со своими сверстниками средней полосы России. Это было выявлено путем научного исследования, проходившегося преподавателями кафедры физического воспитания Якутского госуниверситета в период с 1969 по 1975 гг. под руководством кандидата педагогических наук И.А. Гусевой: исследовался уровень физического развития и физической подготовленности школьников различных регионов Якутии (центральные районы, северные и группа вилюйских районов).
В дальнейшем в периоде с 1976 по 1980 годы, факт отставания подтвердился в процессе научного исследования уровня физического развития студентов Якутского Государственного университета, осуществленного под руководством доктора педагогических наук, профессора Н.К. Шамаева.
Поэтому обучение технике выполнение якутских прыжков начинается с обучения правильному (техническому) быстрому бегу.
Дальность прыжка в кылыы и ыстанга зависит от скорости набранного разбега, своевременности и правильности отталкивания, ритмичности выполнения последующих прыжков и приземления.
Последовательность обучения технике национальных прыжков.
1. Обучение технике бега на короткие дистанции. Выработка скорости и скоростной выносливости.
2. Создание у занимающихся представления о технике выполнения якутских национальных прыжков.
3. Ознакомление с понятиями «разбег», отталкивание», «фаза полета», «приземление».
4. Показ и объяснение отдельных элементов техники выполнения прыжков.
5. Показ техники выполнения якутских национальных прыжков целиком и их выполнение занимающимися.
6. Физическая и функциональная подготовка, создания необходимой координации движений у занимающихся.
7. Обучение технике выполнения прыжка по элементам: разбег, отталкивание, полет, приземление.
8. Обучение технике выполнения прыжка в целом совершенствовании этой техники, включении в соревнования.
Первый этап. Беговая подготовка. Как уже отмечалось выше, лучшие результаты по якутским прыжкам показывают спортсмены, имеющие высокие результаты в спринтерском беге (в беге на короткие дистанции), а именно на 30, 60 и 100 метров, поэтому главная задача в системе обучения – научить правильной технике быстрого бега.
Второй этап. В системе обучения якутским прыжкам – это показ технике их выполнения, объяснение элементов и выполнение самими занимающимися прыжков с небольшого и среднего разбега.
На этом этапе самым трудным является подбор длины разбега, т.е. выработка умения точно, без снижения скорости, подойти к месту отталкивания и своевременно оттолкнуться. Это достигается очень кропотливой, упорной работой путем многократных повторений.
Существует несколько способов определения длины разбега:
1. Самый простой и распространенный способ. Многие спортсмены начинают подбирать длину разбега с места отталкивания. Они ставят на брусок отталкивания толчковую ногу и начинают разбег в обратную сторону. Достигая наивысшей скорости, совершают отталкивание. Это место отмечается и становится линией начала разбега. Если у них стабильно хороший бег, эта длина может служить постоянным разбегом. Но для ее определения нужно проделать многократное повторения разбега, а также сделать уточнение, корректору.
Источник
Обучение прыжка «кылыы», «ыстанга», «куобах»
Для учащихся 6 «а» класса, тип урока вводный
Место, время, дата проведения: Спортзал
Основные задачи урока: обучение прыжка «кылыы», «ыстанга», «куобах»
Образовательные: обучение техники национальных прыжков.
Воспитательные: дисциплинированность, коллективизм, трудолюбие.
Оздоровительные: развитие прыгучести, координации.
Инвентарь и оборудование: фишки, метровка.
Просмотр содержимого документа
«Обучение прыжка «кылыы», «ыстанга», «куобах»»
План конспект урока
Для учащихся 6 «а» класса, тип урока вводный
Место, время, дата проведения: Спортзал
Основные задачи урока: обучение прыжка «кылыы», «ыстанга», «куобах»
Образовательные: обучение техники национальных прыжков.
Воспитательные: дисциплинированность, коллективизм, трудолюбие.
Оздоровительные: развитие прыгучести, координации.
Инвентарь и оборудование: фишки, метровка.
Сообщение задачи урока
Упражнение в ходьбе:
— руки вверх, на носках марш.
— руки за голову, на пятках марш.
— руки в стороны, на внешних сводах стопы марш.
— руки на пояс, на внутренних сводах стопы марш
— руки вниз, ходьба с перекатом с пятки на носок.
— руки вперед, полу приседью марш.
Упражнение в беге:
— приставными шагами правым боком марш.
— приставными шагами левым боком марш.
— мах ногами вперед.
— мах ногами в стороны.
— мах ногами назад.
— крестными шагами правым боком марш.
— крестными шагами левым боком.
— спортивной ходьбой марш.
ОРУ без предметов:
— и.п. Стойка, руки внизу, пальцы переплетены. 1 – 2 встать на носки, сгибая руки вверх ладонями кверху. 3 дугами наружу руки вниз. 4 и.п.
— и.п. упор присев 1 встать на левую, назад на носок, руки вверх – наружу 2 и.п. встать на правую, левую назад на носок, руки вверх – наружу. 4 и.п.
— и.п. стойка ноги врозь, руки на пояс 1 наклон прогнувшись 2 наклон, коснуться руками пола 3 наклон, руки назад 4 и.п.
— и.п. стойка ноги врозь, руки на пояс 1 – 4 переступания на руках в упор лежа 5 – 8 переступания на руках в и.п.
— и.п. стойка ноги врозь, руки на пояс 1 сгибая левую, наклон вправо, левая рука вверх 2 и.п. 3 сгибая правую, наклон влево, правая рука вверх 4 и.п.
— и.п. упор сидя 1 сед в группировке 2 и.п. 3 упор лежа сзади и.п.
— и.п. упор сидя сзади 1 мах правой вперед 2 и.п. 3 мах левой вперед 4 и.п.
— и.п. сед ноги врозь, руки в стороны 1- 3 три пружинящих наклона вперед, руки вперед 4 и.п.
— и.п. упор сидя на пятках 1 толчком двух ног упор присев 2 встать 3 упор присев 4 и.п.
— и.п. основная стойка 1 руки в стороны 2 – 3 полунаклон вперед, встряхнуть руками скрестно и книзу 4 и.п.
Специальные беговые упражнения:
— бег с высоким подниманием бедра.
— бег с захлестыванием голени назад.
Специально прыжковые упражнения:
— прыжки с ноги на ногу.
— Дать общее понятие о якутских национальных прыжках (краткий рассказ).
— Имитация работы рук.
— Имитация работы маховой ноги.
— Имитация рук и маховой ноги одновременно.
— Имитации толчковой ноги.
— Имитация работы рук.
— Имитация работы ног.
— Мелкие прыжки на технику.
— Имитация работы рук.
— Прыжки на месте, доставанием коленями груди.
Источник
Методика обучения технике якутских национальных прыжков
Методика обучения технике якутских национальных прыжков
Охлопков Н.Н., преподаватель ЯПК,
Почетный работник физической культуры и спортаРС (Я)
Судья республиканской категории
Якутский народ в древние времена преимущественно занимался охотой, а для этого требовалась очень хорошая физическая подготовка: сила, выносливость и особенно, прыгучесть. Люди стали придумывать упражнения, тренироваться и состязаться между собой. Так появились якутские национальные прыжки: кылыы, ыстанга и куобах.
Кылыы – это десять безостановочных прыжков на одной ноге с разбега на одиннадцатый с приземлением на двух ногах. Длина разбега не ограничивается.
Разбег — сугубо индивидуален и зависит от уровня физической и технической подготовленности прыгуна: чем выше его квалификация, тем длиннее разбег. У большинства прыгунов средняя длина разбега колеблется в пределах 25-35м, если разбег короче, он выполняется интенсивнее. Разбег выполняется с ускорением и достигает максимального уровня к моменту отталкивания.
Отталкивание – нога ставится на брусок для отталкивания на стопу очень быстрым движением. Туловище в этот момент несколько наклонено вперед, это положение обеспечивает наименьшую потерю горизонтальной скорости. Само отталкивание начинается с разгибания в коленных суставах и заканчивается полным выпрямлением толчковой ноги. Руки в момент отталкивания совершают одновременное маховое движение вперед, тем самым усиливают отталкивание и скачок.
Скачок – (полетная фаза) выполняется вперед – вверх. Маховая нога как бы продолжает бег: выносится согнутой в коленном и тазобедренном суставах. Толчковая нога, также согнутая в коленном и тазобедренном суставах, обгоняя маховую, выносится вперед, затем загребающим движением опускается на грунт – с носка на всю ступню. Отталкивание, фаза полета и постановка стопы на грунт составляют один скачок. Последующие скачки должны выполняться ритмично, невысоко, с акцентом направленности движения вперед, чем вверх. Туловище при этом слегка наклоняется также вперед, руки выполняют одновременное встречное маховое движение по отношению к ногам для сохранения равновесия и более энергичного продвижения вперед само прыгуна. В «кылыы» главной ошибкой прыгунов считается высокие скачки на первых двух-трех прыжках.
Приземление – начинается на одиннадцатом скачке «выбрасыванием» голени обеих ног далеко вперед.
Ыстанга – десять попеременных прыжков с разбега – с ноги на ногу на одиннадцатом приземлением на обе ноги. Разбег – почти такой же, как для прыжков «кылыы».
Отталкивание — выполняется при более наклоненном положении туловища. Это способствует лучшему продвижению вперед. Толчковая нога вместо отталкивания ставится на всю ступню. Отталкивание заканчивается полным выпрямлением толчковой ноги.
После отталкивания маховая нога бедром энергично выносится вперед-вверх. В фазе полета прыгун занимает положение длинного шага (и шаг скачущего оленя). Туловище в фазе полета более наклоняется вперед, руки совершают одновременное маховое движение вперед.
На одиннадцатом прыжке (шаге) весь цикл завершается приземлением на обе ноги с выбрасыванием голеней вперед.
В прыжках «ыстанга» важную роль играет ритмичность совершения последующих прыжков. Наиболее распространенными ошибками, совершаемыми начинающими прыгунами 3-2 разряда, является высокое выполнение первых двух-трех прыжков и неправильная постановка стопы (стопу ставят с носка). Это приводит к потере ритма у спортсмена, он как бы бежит и не успевает полноценно отталкиваться.
Куобах – одиннадцать безостановочных прыжков, которые совершают, одновременно отталкиваясь двумя ногами с места или с одного-двух предварительных прыжков, или с небольшого (5-9-15 метров разбега).
Отталкивание в прыжках «куобах» совершается двумя ногами. Вместо отталкивания (на брусок) обе ноги ставятся на всю ступню, носки должны быть на одном уровне, разводить ступни ног на расстояние длины стопы не разрешается. В момент отталкивания прыгун занимает положение глубокого приседа. Его туловище наклонено вперед, обе руки отводятся назад до отказа. Отталкивание начинается с выпрямления ног. В полетной фазе ноги сгибаются в коленном и тазобедренном суставах, туловище наклонено вперед. Руки совершают маятникообразные движения в передне-заднем направлении.
Приземление в последующих прыжках совершается на полную ступню ног, согнутых в коленном и тазобедренном суставах, с наклоном туловища вперед.
Якутские прыжки – эти динамичный, зрелищный, бурно развивающий вид спорта в нашей республике, но, очень сложные в техническом выполнении циклические упражнения. Техника прыжков заимствована у животных, т.е. они выполняются по аналогии с прыжковыми движениями журавлей, оленей, зайцев. Якутские прыжки являются одним из самых сложных видов прыжков, так как прыжок выполняется одиннадцать раз, где результат и красота полета в основном зависит от техники выполнения прыжка.
В связи с этим особое внимание надо обратит на обучение техники якутских прыжков. Техника — это система движений, действий и приемов спортсмена, наиболее целесообразно приспособленная для решения основной спортивной задачи с наименьшей затратой сил и энергией в соответствии с его индивидуальными способностями. Техника прыжка – это автоматизированная действия прыгуна, целенаправленно решающая двигательную задачу. В основе современной техники якутских прыжков лежит способность быстрого продвижения вперед, мощного отталкивания при условии экономичности, свободы и естественности движений.
Основными средствами для обучения технике якутских прыжков, являются физические упражнения, которые применяются с учетом индивидуальных особенностей занимающихся и направленности выполнения физических упражнений.
Эффективность применения этих упражнений на обучения техники якутских прыжков зависит от решения ряда противоречий. Одним из противоречий является то, что, с одной стороны, имеется достаточное количество физических упражнений для обучения техники якутских прыжков, а с другой стороны вообще отсутствует упражнения с учетом на обучения элементов техники якутских прыжков. Отсутствуют методические пособия и.т.д . Некоторые упражнения на занятиях применяются неадекватно, т.е. не учитывая их особенности и направленность. Исходя из этого, возникает проблема — каковы упражнения для обучения технике якутских национальных прыжков.
Физические упражнения — это действие, выполняемое для приобретения и усовершенствование каких-либо физических качеств, умений двигательных навыков. При обучении техники якутских прыжков применяются в основном следующие виды упражнения: имитационные, подводящие, специальные упражнения с учетом индивидуальных особенностей занимающихся.
Опираясь на научных работах Жилкина А.И., Попова Б.Б., Верхошанского Ю.В, Кочнева В.П, Шамаева Н.К, Прокопьева А.Т, Григорьева И.Ю., Сокова В.В. Нами были подобраны следующие
упражнения для обучения технике якутских прыжков.
Упражнения для обучения технике прыжка «Кылыы»
Кылыы – это десять безостановочных прыжков на одной ноге с разбега на одиннадцатый с приземлением на двух ногах. Длина разбега не ограничивается, однако не должна превышать 40-45 метров. Толчок производится с полной ступни. Маховая нога, значительно согнута в коленном суставе, вносится вперед хлестообразным движением, толчковая нога, как бы « обгоняя» маховую ногу, загребающим движением опускается на грунт. Руки совершают одновременно маховые движением вперед – назад для сохранения равновесия и успешного продвижения вперед. «Кылыы» требует высоких координаций и ритмичности движения. Основными ошибками являются: слишком высокие первые прыжки, чрезмерный наклон туловища или, наоборот, низкие, как бы пробегающие слишком быстрые скачки.
Имитационные упражнения — это воспроизводящее только по форме какие-либо соревновательные движение или отдельные элементы техника разучиваемого упражнение, но без необходимых динамических усилий. В основном выполняется стоя на месте.
Имитационные упражнения для обучения технике прыжка «кылыы»
Медленное приседание – подъем на одной ноге с опорой на стенку.
То же на двух ногах на большее время.
Движения ногами как при беге в верхней опоре руками на брусьях, фиксируя число движений одной ногой за 10-20с, отдых между подходами 3 – 5м.
Движения прямыми ногами с широкой амплитудой в опоре на барьерах с нарастающей частотой и сокращением амплитуды до минимальной (45градусов)
Движения прямыми ногами с амплитудой до 90 градусов с переходом на максимальную частоту свободных движений ногами как при беге.
Движения ногами как при беге в висе на кольцах.
Подводящие упражнения — это помогающее постепенно овладеть элементами сложного двигательного навыка.
Прыжки на одной ноге с продвижением вперед, постепенно увеличивая длину прыжков и темп выполнения, внимание на активную работу рук и мягкое приземление.
Прыжки вверх, с двух – четырех шагов разбега с имитацией ударов по мячу рукой, головой бросков в полете.
С двух – трех шагов разбега выставляя далеко вперед ногу, отталкивание одной ногой, с акцентом на вылет вверх, чем активнее разбег и дальше ставится нога для толчка, тем вертикальное и выше взлет.
Прыжки на двух ногах, с помощью партнера взявшись за руки.
Прыжки на двух и одной ноге с давлением руками на плечи партнера стоящим сзади.
То же упражнение, но с помощью партнера за талию.
Прыжки на двух ногах вдвоем с опорой руками на плечи, поочередным давлением на плечи партнера.
Прыжки в полуприседе, на одной ноге взявшись, за руки лицом друг к другу, то же в движении по кругу в обе стороны, то же вперед – назад.
Стоя боком взявшись под локти прыжки с движением в обе стороны, по кругу в обе стороны.
Стоя спиной друг к другу, взявшись под локти, прыжки с движением по кругу в обе стороны.
Прыжки на двух ногах через препятствия (мячи, барьеры), постепенно увеличивая расстояние между ними и их высоту.
Впрыгивание толчком двух ног и взмахом рук на высокую опору (тумбу, поролоновые маты), постепенно увеличивая ее высоту и расстояние до нее от места отталкивания.
То же упражнение, но впрыгивания на одну ногу поочередно.
Спрыгивание с опоры на две ноги с последующим выпрыгиванием вверх, постепенно повышая высоту опоры (30-90см) и активность выпрыгивания.
На двух ногах спрыгивания по ступенькам вниз. Следите за равновесием и осанкой.
Впрыгивания на двух ногах по ступенькам вверх с активным махом руками, постепенно увеличивая число ступенек в одном впрыгивании, то же с отягощением в руках.
Прыжки на одной ноге вниз по наклонной дорожке – склону от 5 до 35 градусов. Следить за вертикальным положением туловища и активным отталкиванием.
С двух – трех – пяти беговых шагов разбега впрыгивание на одну ногу (маховую) на высокую опору.
То же на гимнастическую стенку, постепенно повышая высоту впрыгивания с опорой руками.
С одного – двух – трех шагов разбега толчком одной и энергичным взмахом другой с активным махом рук впрыгнуть на высокую опору, на толчковую ногу.
С одного-трех-пяти шагов разбега оттолкнуться и достать сетку – кольцо, щит возможно выше одной рукой, то же другой рукой, то же с поясом ( 2-4 кг ).
С двух-трех шагов разбега оттолкнуться одной ногой и коснуться головой в полете высокого подвешенного предмета, мах двумя руками вперед, затем в полете руки опустить вниз, то же с тяжелым поясом (3–6 кг).
Прыжки на месте на двух ногах со штангой над головой, на вытянутых руках, то же на одной ноге поочередно. Держим спину прямо.
Бег с удержанием блина (мяча) на вытянутых руках над головой.
Прыжки на двух ногах с партнером на спине – плечах у стенки.
Прыжки на одной ноге с партнером на плечах, держась за стенку.
Выпрыгивание вверх из положения толчковой ноги на повышенной опоре, с отягощением в руках.
Выпрыгивание с 1-2 шагов подхода с отягощением на плечах.
Стоя на тумбочку спрыгивание на толчковую ногу с активным ее разгибанием и высоким взмахом.
Упругие покачивание в широком выпаде со сменой положения ног. То же в положении полушпагата.
В положении лежа на спине упругие покачивания поднятой вверх прямой ногой с сопротивлением предварительно растянутого резинового амортизатора.
В положении стоя на одной ноге подпрыгивания с помощью надавливания другой ногой на повышенную опору (стенку, тумбу)
Стоя на коленях, опускание – поднимание с прямым телом, руки вниз (за головой, вверху), медленно с паузой в наклоне, партнер удерживает за голени.
Стоя на наклонной плоскости подъем на двух стопах (носках) с отягощением на плечах, то же с партнером на спине.
Из положения, стоя на одной ноге энергичный мах руками и ногой с последующим быстрым опусканием ноги и руку и вращением тела, то же с одного – трех шагов разбега и мягким приземлением в полуприсед.
То же с партнером, но подъем на одной ноге, держась за опору с опусканием на пятку. Выполнять только после длинной практики (1 – 3 года).
То же с удерживанием тела в наклоне назад, усложнение достигает перемещением рук от вдоль тела до над головой.
Специальные упражнения – упражнение, выполняемое в тренировочной деятельности и имеющие отдельно биомеханические и физиологические характеристики, сходные с соревновательными упражнениями (по форме или по содержанию).
С двух – четырех шагов разбега отталкивания одной ногой на каждый второй, четвертый шаг с полетом в шаге и приземлением на маховую ногу, с каждым толчком добавлять высоту и дальность полета в шаге, и быстроту выполнения последнего шага с постановкой толчковой ноги.
С разбега 4 – 6 беговых шагов многократные прыжки на одной ноге на дальность и на темп прыжков (до бега прыжками) до 20 -25 отталкиваний в одном подходе.
Контрольный тест десять прыжков с разбега на одной ноге в 6 беговых шагов на дальность и на время. Наибольшее расстояние за меньшее время отражает более высокий уровень мощности отталкиваний. Длину прыжков увеличивать постепенно с каждым подходом, то же с использованием тяжелого пояса, жилета (3 – 6 кг), сочетать прыжки с отягощением и без.
С разбега 4 – 6 беговых шагов многократные скачки на одной ноге с акцентом на большее расстояние или на высокий темп прыжков (крайний вариант – бег скачками на одной ноге). Внимание на активные маховые движения обоих рук.
Контрольный тест – десятикратные скачки с 6 беговых шагов на толчковой и на маховой (слабейшей) ноге, разница в результатах более одного метра требуют обратить внимание на дополнительное укрепление маховой ноги.
Источник