- Гимнастика
- Травматизм в художественной гимнастике
- Типология травм
- Причины травматизма
- Боли в поясничном отделе
- Искривление позвоночника
- Мышечные боли
- Травмы стоп и суставов в гимнастике
- Растяжения и разрыв мышц
- Первая степень растяжения
- Вторая степень разрыва мышц
- Третья степень разрыва мышц
- Профилактика травматизма
- Насколько травматична художественная гимнастика
- Два года на костылях и в больницах. Истории, которые не любят рассказывать гимнастки
Гимнастика
Травматизм в художественной гимнастике
Художественная гимнастика – это красивый, но опасный вид спорта, занимаясь которым не стоит забывать и про технику безопасности. Неосторожные и непродуманные движения могут грозить гимнасту травмами. Начинают занятия в раннем детстве, девочек отдают в секции с 3 лет.
Типология травм
Достаточно редко встречаются травмы легкой и средней степени тяжести шеи, головы, верхних конечностей.
Первое место по распространенности занимают травмы ног легкой степени. К ним относятся ушибы, несерьезные растяжения, ссадины. При подобных травмах спортсменки могут заниматься легкими тренировками.
Второе место по распространенности занимают травмы плеч и рук легкой степени тяжести.
На третьей строчке расположились травмы корпуса тела и спины, позвоночника.
Дети, получившие тяжелые травмы пропускают тренировки и соревнования. К сожалению, травмы в спортивной и художественной гимнастике бывают довольно часто. Чтобы в случае травмы иметь средства на качественное лечение, спортсмена желательно застраховать. Спортсмен не может принимать участие в значительных соревнованиях без спортивной страховки, наличие страхового полиса — обязательное условие для участия в серьезных турнирах. Одна из серьезных страховых компаний — https://sport.insure/ Страхование спортсменов не поможет избежать растяжки, вывиха, перелома, но поможет качественно восстановить здоровье и продолжать спортивную карьеру.
Причины травматизма
Существует 5 основных причин травматизма в художественной гимнастике.
- Физиологические показатели, по которым организм спортсмена не способен выдержать определенные нагрузки. Либо состояние здоровья не соответствует должному уровню, но в секцию гимнастики не принимают детей с какими-либо противопоказаниями.
- Несоблюдение техники безопасности во время выполнения элементов упражнений. Это может происходить из-за элементарного незнания правил выполнения.
- Неправильная методика обучения, в особенности это касается юных гимнастов, которые оказались в большом спорте.
- Продолжительность занятий. То есть в коротких перерывах организм не успевает восстановиться.
- Некачественная или слишком короткая разминка, которой не хватает для разогрева мышц, суставов и связок.
Боли в поясничном отделе
Боль в спине знакома каждому гимнасту и не всегда она является результатом усердных занятий. Возникновению поясничных болей подвержены не только дети, занимающиеся художественной гимнастикой. У гимнасток сильные мышцы спины и корпуса, а тренировки и растяжки помогают избавиться от боли.
Искривление позвоночника
Иначе это заболевание называется сколиозом – слишком сильный изгиб позвоночника. К этому заболеванию может привести как отсутствие тренировок (сидячий образ жизни), так и чрезмерные тренировки.
Мышечные боли
Очень часто гимнастки растягивают мышцы. Благодаря этому суставы становятся более гибкими. От растяжек страдают сухожилия мышц нижних конечностей и паховой области.
Среди мышечных болей распространены крепатура и контрактура. Первый вид боли появляется не сразу, а со временем. Второй вид ограничивает подвижность сустава.
Травмы стоп и суставов в гимнастике
По частоте возникновения травм выделяют следующие:
- повреждения голеностопа и полностью стопы;
- повреждения колена и голени;
- травма бедра и тазобедренного сустава.
Именно голеностопный сустав страдает чаще от занятий художественной гимнастикой.
Стопа травмируется из-за неправильного приземления. К таким травмам относятся:
- перелом связок пальцев, их повреждение;
- вывих суставов предплюсневых;
- вывих стопы подтаранного типа.
Колени и голень травмируются в результате многочисленных прыжков. Приземление способствует возникновению микротравм.
Бедро и тазобедренный сустав повреждаются из-за постоянных растяжек.
Растяжения и разрыв мышц
Неотъемлемой частью художественной гимнастики является хорошая растяжка, гибкость мышц и суставов. Добиться этого помогают различные упражнения. Происходит механическое воздействие на сухожилия, мышцы и связки. Поэтому распространены разрывы и растяжения.
Первая степень растяжения
Волокна травмируются частично, то есть происходит разрыв. Травмированный спортсмен вынужден носить ортопедическую повязку, соблюдать покой и воздержаться от тренировок на несколько дней.
Вторая степень разрыва мышц
Характеризуется частичным разрывом связок, при котором сохраняется функция сустава. Гимнаст носит тугую повязку, занимается легкими тренировками.
Третья степень разрыва мышц
Наиболее тяжелая степень, при которой связка полностью разрывается, а функция сустава нарушается. Иногда такая травма лечится хирургическим путем. На поврежденное место может накладываться гипс.
Профилактика травматизма
Важно знать причины травматизма и стараться их устранить.
- Помещение для занятий не должно быть тесным и душным. Зал необходимо периодически проветривать.
- Соблюдение техники безопасности во время выполнения сложных элементов.
- Одежда гимнастки должна быть удобной, сидеть по размеру.
- Страховка очень важна в выполнении опасных элементов. Кроме того, гимнастки обязаны следить за своим самочувствием и реагировать на его ухудшение.
Источник
Насколько травматична художественная гимнастика
Как показывает тренировочная практика, большинство травм в художественной гимнастике носят хронический характер. Острые травмы встречаются менее часто. Такая ситуация легко объяснима: хронические боли спортсмен терпит годами, продолжая упорно тренироваться, чтобы не останавливаться на достигнутом результате. Они обусловливаются многократным повторением одного и того же движения. Подобное поведение приводит к тяжелым и, по сути, необратимым последствиям. Как пример, вспомним Ляйсан Утяшеву, которая с множественными переломами ладьевидной кости одной ноги и расхождением костей ступни другой ноги продолжала тренироваться и выступать на различных соревнованиях.
Острые травмы – это травмы быстрого реагирования (растяжения, ушибы, вывихи разной степени сложности и так далее). Их легче диагностировать, а значит можно своевременно вылечить. Эти травмы также неприятны с точки зрения болевых ощущений, но они позволяют тренерам и врачам строить тренировочный процесс таким образом, чтобы предотвратить возможность появления рецидивов. После реабилитационного курса гимнастки быстро восстанавливают свою спортивную форму и легко вливаются в соревновательную жизнь.
По статистическим данным, чаще всего травмируются нижние конечности, на которые приходится большая часть нагрузок; затем идут туловище и спина (в частности, поясничный отдел); верхние конечности и шейный отдел.
Большинство травм связано либо с недоработанной техникой исполнения отдельных элементов, либо с неправильной методикой обучения тренерами юных гимнасток. Возможен и третий вариант, когда в художественную гимнастику приходят девочки, которые по медицинским показаниям не могут заниматься этим сложнейшим видом спорта. К сожалению, случаи попадания в спортивные школы подобных детей – не редкость: очень многие родители приводят дочек на занятия, чтобы воплотить в жизнь свои нереализованные мечты или для восстановления ослабленного здоровья ребенка. Однако не стоит забывать, что занятия художественной гимнастикой ни коим образом не помогут в решении таких задач. Это очень специфический вид спорта, требующий, помимо природных способностей именно к этой дисциплине, крепкого здоровья. Причем под крепким здоровьем понимается не только хорошая иммунная система, но и отсутствие таких недугов, как миопия всех степеней тяжести, сколиоз, плоскостопие и некоторые другие заболевания.
Требование абсолютного здоровья у потенциальных и сложившихся гимнасток связано еще и с тем, что в связи с достаточно серьезными нагрузками, переносимыми спортсменками с самого раннего возраста (с трех – четырех лет), вышеперечисленные недуги могут не только не пройти, но и ухудшиться.
Высокий уровень травматизма напрямую связан с такими особенностями данного вида, как развитие прыгучести, гибкости и вращательной подготовкой. Со стороны это очень эффектные элементы, выполняемые гимнастками с такой воздушной легкостью, что никто особо и не задумывается над тем, какая была проделана утомительная, механическая и, самое главное, долгая работа по достижению абсолютной свободы гимнастического движения.
Для предотвращения травм во время тренировочного процесса используют следующие приемы:
- прогибания и глубокие наклоны, различные повороты и вращения (нередко с использованием отягощения или оказания непосредственной помощи со стороны тренера или подруги по команде) при подготовке межпозвоночных сочленений к предстоящей нагрузке;
- подскоки и передвижения на руках в упоре лежа, вращательные движения кисти (с использованием шерстяных манжеток и перчаток) для подготовки лучезапястного сустава;
- упражнения с теннисным мячом и гантелями, а также вращение валика с отягощением для развития мышц, фиксирующих лучезапястный сустав;
- вращательные и рывковые движения, сгибания и разгибания рук с использованием гимнастических палок и отягощений для развития локтевых и плечевых суставов;
- вращательные движения с сопротивлением и без него, подъем на носках на возвышение высотой порядка 5 см, ходьба на пальцах в пуантах, балансирование на разных опорах и прочие упражнений при подготовке голеностопного сустава.
При отсутствии в тренировочном процессе подготовительных упражнений возможны повреждения кожи ладоней, намины, мозоли, растяжения связок, трещины, ушибы, вывихи, переломы, травмы менисков и межпозвоночных дисков и прочее.
Самыми распространенными травмами в художественной гимнастике являются растяжения мышц, связок и сухожилий. Чаще всего травмируются паховые мышцы и задние мышцы бедра.
Для предотвращения или сокращения травм подобного рода (даже при соблюдении всех правил никто не застрахован от растяжений) рекомендуется увеличивать ежесуточное время, отведенное в тренировочном процессе на растяжку. Хорошо подготовленные мышцы меньше подвержены травмированию даже в случаях, когда гимнастка совершила неловкое движение.
Травмы коленных суставов связаны, в первую очередь, с развитием прыгучести у спортсменок. Демонстрация взрывной силы, доступной в основном только мужчинам-танцорам (например, в грузинском национальном танце встречается эффектное приземление на колени), становится нормой практически для всех гимнасток. Однако не стоит забывать, что подобная прыгучесть – это талант далеко не каждой девочки. И если Алина Кабаева выполняла этот элемент с абсолютной легкостью, то это не значит, что такая же легкость свойственна и всем остальным гимнасткам.
Кроме того, травмы коленных суставов возникают при выполнении такого элемента, как «гранд жете». Вальгусная нагрузка на колено, возникающая при приземлении с этого элемента на ногу, приводит к классической ситуации травмы ПКС. Спортсмены и танцоры, получающие такую травму, оперируются, и далеко не все впоследствии могут продолжать карьеру.
Профилактика этой травмы заключается в концентрации внимания спортсменки в момент прыжка и сведения к минимуму вращательных элементов после его осуществления.
Травмы голеностопного сустава связаны с инверсией стопы внутрь. Это достаточно частая травма. Лечение связано с абсолютным покоем и наложением фиксирующих повязок, снимающих боль и отечность, на место травмы. Опасность растяжения голеностопа связана с большой вероятностью возникновения рецидивов.
Наряду с острыми травмами лодыжек, имеют место быть и хронические заболевания, например, тендинит (дистрофия ткани сухожилия, сопровождаемая вторичным воспалением) и усталый перелом (микротрещины в лодыжке, вызванные постоянными нагрузками).
Травмы стопы связаны с постоянными приземлениями с «прыгательных» элементов и часто сопровождаются дерматологическими проблемами.
Для предотвращения травмирования спортсменок следует уделять достаточное время растягивающим упражнениям, которые подготавливают все группы мышц к выполнению сложных элементов. Также необходимо соблюдать временной тренировочный режим: не перерабатывать, так как это ведет к общей усталости организма, снижению концентрации внимания, и, как следствие, к увеличению числа получаемых травм.
Источник
Два года на костылях и в больницах. Истории, которые не любят рассказывать гимнастки
- С 16 по 19 мая в Баку пройдет чемпионат Европы по художественной гимнастике
- Сборная России едет в сильнейшем составе: сестры Дина и Арина Аверины, а также Александра Солдатова
- Наш сайт покажет турнир в полном объеме. Ссылки на трансляции — в конце материала
Художественная гимнастика известна как изящный и грациозный вид спорта. Создается впечатление, будто девушки порхают над ковром и легко выполняют красивые элементы. Глядя на это, невозможно представить, какой трудный путь порой уготован спортсменкам. О некоторых тяжелых гимнастических падениях и травмах вы можете узнать из материала Камили Сулеймановой.
Гимнастки обычно не афишируют свои повреждения, стараются тщательно их скрывать. Но иногда утаить не получается просто потому, что всем понятно: если лидер сборной не участвует в нескольких стартах подряд, причина, скорее всего, в травме. В художественной гимнастике, к сожалению, такое происходит часто. Пальцев рук не хватит, чтобы перечислить всех прим, которые в разные годы брали перерывы на лечение, выступали с переломами либо вообще уходили из спорта.
Иногда в соцсетях можно увидеть фотографии с гематомами и ссадинами на ногах у «художниц». Кажется, спортсменки без проблем выполняют броски и ловят предметы, но на самом деле каждый новый элемент приходится учить неделями, а то и месяцами, чтобы безошибочно исполнить его на соревнованиях. В случае с действительно сложными элементами каждая неудачная попытка на тренировке приводит к таким вот последствиям.
Лидеры настолько мотивированы, что не сдаются и добиваются своих целей вопреки здоровью. Конечно, не все девочки, которые начинают заниматься художественной гимнастикой, способны подобное выдержать. Многим кажется, что гимнастика это развлечение: веселые танцы, красивые шпагаты… В детских секциях и кружках, может быть, и так, но в большом спорте все иначе. Тренировки с утра до вечера, выходной — раз в неделю. По сути, взрослая работа. С таким графиком время на учебу можно найти только ночью, а на личную жизнь его вообще не остается.
Школу, которую проходят гимнастки, сравнивают со службой в армии. Только там юноши служат год, причем после окончания школы или института. А девочек отрывают от семьи уже в 12-13 лет и не на 12 месяцев, а до конца спортивной карьеры. Они живут в таком графике несколько лет, тренируются в одном и том же зале. Получается своего рода День сурка. Подобные физические и прежде всего психоэмоциональные нагрузки не каждый взрослый человек выдержит.
Травмы — спутники любой гимнастки, от них никуда не уйти в профессиональном спорте. Не знаю ни одну девушку, у которой за карьеру ничего вдруг не сломалось или не заболело. Нередко из-за одной болячки начинают появляться другие. И если синяки проходят за пару-тройку дней, травмы потяжелее способны перечеркнуть годы работы в зале.
Самая известная из недавних историй произошла с Яной Кудрявцевой. Будучи первым номером сборной и двукратной чемпионкой мира в многоборье, летом 2015-го она серьезно повредила стопу.
Кудрявцева пропустила половину сезона. После таких перерывов трудно возвращать спортивную форму, многие предпочитают просто завершить карьеру. Но Яна смогла восстановиться, привести сломанную, растренированную за время лечения ногу в нужные кондиции и выступать дальше, добыв в Рио серебро Олимпиады, которое не стало золотом только из-за нелепой ошибки в упражнении с булавами.
Тяжелые травмы не обошли и чемпионку Европы 2014 года среди юниоров Юлию Бравикову, на тот момент лидера молодежной сборной России. Планировалось, что она поедет на юношеские Олимпийские игры в Нанкин, но помешала травма, которая, как было сказано, не приходит одна. Бравиковой пришлось пережить две операции на коленях и несколько переломов — из-за них два года спортсменка провела не в зале, а в больницах. По меркам художественной гимнастики это смертельный для карьеры перерыв. За то, что Юля смогла вернуться в большой спорт и сборную России, ее прозвали «птицей Феникс».
В самый неподходящий момент случались травмы и у еще одной сборницы — двукратной чемпионки мира и Европы Александры Солдатовой. Второй год подряд она пропускает по этой причине континентальное первенство. Как заявила главный тренер сборной России Ирина Винер, причиной травмы в этом сезоне стала недисциплинированность Солдатовой, из-за которой та набрала пять килограммов веса за неделю. В результате не выдержали кости левой ноги. Сейчас Александра восстанавливается и готовится к чемпионату мира, который пройдет в сентябре в Болгарии.
Но, к сожалению, не всем удается вернуться. Чемпионка мира среди юниорок 2016 года Алина Ермолова, которую называли нашей олимпийской надеждой, в итоге долгое время передвигалась на костылях. Не выдержали тазобедренные суставы. Алина ушла из спорта и теперь проводит учебно-тренировочные сборы, передает свои навыки подрастающему поколению. А ведь ей всего 18!
У многих гимнасток судьба сложилась непросто, но лучшие из них не сдались. Хрупкие девушки проявляют порой воистину стальную волю.
Источник