- Нарушении опорно двигательного аппарата занятия физическими упражнениями
- Лечебная физкультура при заболеваниях опорно-двигательного аппарата
- Как самостоятельно проверить осанку
- Если человек не занимается физическими упражнениями, у него:
- Зачем нужны тренированные мышцы?
- Механизм воздействия ЛФК при заболеваниях опорно-двигательного аппарата
- Физкультура для лиц с нарушением опорно-двигательного аппарата статья по физкультуре на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нарушении опорно двигательного аппарата занятия физическими упражнениями
Физиологические основы Физических упражнений
Занятия следует начинать с теоретических сведений: о значении правильной осанки, причинах возникновения сколиозов и их проФилактики. на занятиях используются общеукрепляющие упражнения для мышц шеи, спины, груди с предметами и без них. специальные упражнения подбираются в соответствии с нарушениями осанки и вида искривления позвоночника. успех лечения зависит от длительного (1-2 года) систематического выполнения комплексов. следует исключить привычку носить тяжести в одной руке. следить за осанкой во время сидения, принимать правильное положение туловища во время сна. Формирование правильной осанки следует начинать как можно раньше, необходимы консультации врача при подборе комплексов. при начальной степени сколиоза Физические упражнения — единственное средство Формирования правильных изгибов позвоночного столба. используются гимнастические упражнения для пресса, спины преимущественно в положении осевой нагрузки (в положении лежа), укреплять пояснично-подвздошные и ягодичные мышцы. в комплексы включены специальные симметричные и асимметричные упражнения, которые позволяют локально и в нужном направлении воздействовать на кривизну позвоночника.
Используются упражнения в ползании на четвереньках, в упорах на коленях, смешанные висы, упражнения на наклонной плоскости, комплексы упражнений следует сочетать с использованием массажа: на вогнутой стороне -приемы на расслабление, на выпуклой стороне приемы с большой нагрузкой. Рекомендовать студентам: спать на жесткой постели, иметь достаточное освещение, удобная посадка при письме.
Задача комплексов: укрепить мышцы спины, приостановить развитие сколиоза. плоскостопие характеризуется различной степенью уплощения сводов стопы, может быть врожденным и приобретенным, Физические упражнения направлены на укрепление мышечно-сухожильного аппарата, поддерживающего свода стопы, параллельно выполняются упражнения на Формирование правильной осанки. выполняются упражнения на укрепление мышц голени, стопы, пальцев с постепенным повышением нагрузки.
Эффективны упражнения с перехватыванием и захватыванием пальцами ног мелких предметов, катание подошвами стоп мяча и гимнастической палки, ходьба на носках, пятках, внутренней и наружной частях стопы по ребристым доскам.
Перед занятием полезно провести массаж стопы и голени. упражнения не должны вызывать болей, усталости стоп. рекомендовать студентам ходить без обуви по траве, песку, росе (закаливание).
В данной группе заболеваний наиболее часто встречаются нарушения в Формировании позвоночника (нарушения осанки и сколиотическая болезнь). в большинстве случаев нарушения осанки являются приобретенными. чаще всего Эти отклонения встречаются у детей астенического телосложения, Физически слабо развитых. неправильная осанка способствует развитию ранних дегенеративных изменений в межпозвоночных дисках и создает неблагоприятные условия для Функционирования органов грудной клетки и брюшной полости. чем раньше выявлено нарушение осанки, тем легче его исправить. определяя нарушения осанки, необходимо проверить высоту размещения — плечевых линий, нижних углов лопаток и отставание их от грудной клетки; Форму просветов, образованных внутренними поверхностями рук и туловища. в процессе Физической подготовки необходимо соизмерять Физические нагрузки в первую очередь с общей Функциональной способностью организма и особенностями, связанными с основным заболеванием. при деФормации грудной клетки следует осторожно использовать упражнения, создающие нагрузку для сердечно-сосудистой и дыхательной систем, а при деФормации ног умеренно использовать упражнения с подъемом тяжестей, длительную ходьбу или бег. в занятия включают упражнения у гимнастической стенки, с набивными мячами, с гимнастической палкой, с резиновыми амортизаторами, упражнения на вытяжение; занятия на тренажерах — для развития мышечного корсета (в и.п. — лежа на спине, лежа на спине с небольшим подъемом таза, чтобы исключить компрессию на позвоночник; после занятий — вытяжение на гимнастической стенке), а также плавание способом брасс (включение плавания в ластах, с лопаточками, резиновых кругах на ногах и др.). лечебная гимнастика проводится в и.п. — лежа, на четвереньках и сидя, следует избегать нагрузок на позвоночник, с осторожностью выполнять упражнения с гантелями в положении стоя, прыжки и подскоки. путем рационального использования специальных упражнений можно добиться значительной компенсации двигательных деФектов и улучшения общего Функционального состояния организма. однако перевод в основную группу большей частью невозможен из-за сохранности деФормаций.
комплекс Физических упражнений
Примерный комплекс упражнений при начальной стадии бокового искривления позвоночника
1. ИП — основная стойка. принять правильное положение (для проверки воспользоваться зеркалом), зафиксировать его.
2. Ходьба с правильной осанкой (1 минута).
3. Ходьба с высоко поднятыми руками (30-40 сек.).
4. Ходьба на носках, разводя руки и сдвигая лопатки (30-40 сек.).
5. Ходьба на наружных краях стопы с согнутыми пальцами, на носках, легкий бег на носках.
6. ИП — стоя, ноги шире плеч, правая рука на груди, левая на животе.
дыхательные упражнения (3-4раза).
7. ИП стоя, ноги на ширине плеч, руки согнуты в локтях, кисти сжаты в кулаки. с силой выбросить поочередно каждую руку вперед, имитируя движения боксера (6-8 раз).
8. ИП — стоя, ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. с противоположной стороны вершины искривления позвоночника поднять руку верх, повернуть плечо вперед, не допуская поворота всего туловища, другую руку согнуть к плечу (6-8 раз).
9. ИП — стоя, ноги вместе, руки на поясе. присесть, держа спину прямой, руки вытянув перед собой. вернуться в ип (6-8 раз).
10. ИП — стоя, ноги на ширине плеч. выполнить наклоны вправо и влево, скользя руками по туловищу.
11. Дыхательное упражнение. поднять руки вверх, потянуться, глубоко
вдохнуть, опустить руки вниз — выдох.
12. ИП — стоя, ноги на ширине плеч, в опущенных руках гимнастическая полка. поднять палку вверх с одновременным отведением назад ноги — вдох, вернуться в ип — выдох.
13. ИП — основная стойка, кисти рук сжаты в кулаки, опущены. поворачивать кулаки тыльной стороной назад и внутрь, сближая лопатки, голову поднять вверх.
14. ИП — лежа на спине, руки вдоль туловища. выпрямленную ноги приподнять и завести за другую в сторону, противоположную поясничному сколиозу, стараясь, чтобы бедра не соприкасались, вернуться в ип (6-8 раз).
15. ип — лежа на спине, руки над головой, приподнять выпрямленные ноги, развести в стороны и скрестить, стараясь, чтобы они не касались пола. вернуться в ип (8-10 раз).
16. ип — лежа на спине, правая рука на груди, левая на животе. выполнять дыхательные упражнения (3-4 раза).
комплекс упражнений в положении стоя, сидя, лежа
1. ходьба и бег в течение 3-5 минут.
2. ип — лежа на коврике на спине, руки вдоль туловища. на счет 1 поднять руки перед грудью. на счет 2 — опустить на грудь, на счет 3 — поднять руки перед грудью, на счет 4 — поднять руки вверх. на счет 5-8 все выполнить в обратном порядке.
3. ип — лежа на спине, руки разведены в стороны ладонями вверх. на счет 1 поднять руки перед грудью. на счет 2 — опустить на грудь, на счет 3 — поднять руки перед грудью, на счет 4 — вернуться в ип
4. ип — лежа на спине, руки на груди. на счет 1 поднять руки перед грудью. на счет 2 — опустить на грудь
5. ип — лежа на спине, правая рука поднята вверх, левая вдоль туловища. на счет 1-2 сменить поочередно положение рук.
6. ип лежа на животе, руки в замке на затылке. на счет 1 приподнять верхнюю часть туловища и продержаться в таком положении 3 счета, на счет 4 вернуться в ип.
руки вдоль туловища, пальцы рук сжаты в кулаках. наклон головы вперед, приподнимая руки; 4-6 секунд держим и расслабляем мышцы, ип; 3-4 раза наклон головы на выдохе.
руки вдоль туловища. встряхнуть руки перед грудью и опустить в ип; 4-6 раз.
9. ип: лежа на боку больной руки.
больная рука согнута в локтевом суставе, кисть над головой, здоровая вдоль туловища. сгибаем здоровую руку в плечевом суставе и опускаем перед грудью, приводим в ип.
пальцы здоровой руки зажаты в кулак, ладонной поверхностью вниз. медленно поднимаем руку и опускаем 4-6 раз. поднимаем голову над больной рукой, 4-6 секунд держим и расслабляем, опуская в ип (после всех упражнений).
11. то же упражнение (на боку со стороны здоровой руки).
12. ип: лежа на животе.
руки под подбородок, локти разведены в стороны. с силой сгибаем ноги в коленях и выпрямляем их; 8-10 раз в медленном темпе.
на вдохе выпрямляем руки над головой, 4-6 секунд держим и приводим в ип. пауза 3-4 секунды 3-4 раза.
руки под подбородок, локти разведены в стороны. приподнимаем ноги над полом, разводим в стороны и приводим вместе, ип; 6-8 раз.
руки в упоре к плечам. не отрывая таза над полом, медленно выпрямляем руки, прогибаемся и медленно опускаемся в ип; 3-4 раза.
16. ип: лежа на спине, руки вдоль туловища.
круговое движение руками (обороты назад и вперед) 3-4 раза.
17. ип: сидя на стуле, предплечья лежат на столе.
повороты кистей ладонями вверх и ладонями вниз; 8-10 раз.
руки прямые перед грудью, пальцы рук переплетены. повороты кистей ладонями вверх, стараясь выпрямить руки в локтевых суставах, и ладонями внутрь, ип; 4-6 раз.
руки прямы в упоре на край стола. выполняем наклоны вперед с разведением локтей в стороны и выпрямляемся в ип; 4-6 раз в медленном темпе, постепенно от узкой постановки рук, разводим руки до широкого хвата.
поглаживание плеча и плечевого сустава от периФерии к центру, приблизительно 30 секунд.
21. ип: стоя в наклоне, руки расслаблены.
махи двумя руками одновременно вперед-назад; 10-15 раз. темп средний, амплитуда до легких болей.
руки за голову, локти вперед. разводим локти в стороны, прогибаемся и приводим в ип. 5-8 раз.
пальцы рук сжаты в кулак. отводим руки вперед вверх — выпрямляемся, медленно опускаем руки вперед-вниз. 4-6 раз.
поднимая руки вперед в стороны пальцы, сжимаем в кулак и расслабляем, опускаем в ип. 4-6 раз в медленном темпе.
подтягиваем руки к подмышечным впадинам, расслабляем и опускаем в ип. 6-8 раз.
пальцы рук сжаты в кулаки. круговые движения руками (обороты вперед и назад). 4-6 раз.
27. ип: лежа на спине.
руки разведены в стороны. приводим руки скрестно на груди и разводим в ип. 6-8 раз.
руки вдоль туловища. поднимаем руки вперед-вверх, расслабляем, встряхивая мышцы рук, и опускаем в ип. 6-8 раз.
отдых. руки вдоль туловища, глаза закрыты (прочувствовать приблизительно 2-3 минуты). расслабление кистей рук, предплечий, плеч и всего плечевого пояса.
Источник
Лечебная физкультура при заболеваниях опорно-двигательного аппарата
Если какой-то отдел позвоночника у человека в силу каких-либо обстоятельств блокируется, то нагрузка на его другие отделы распределяется неравномерно, что создает проблемы со здоровьем.
Ответьте прямо сейчас на вопрос: сколько времени вы находитесь в сидячем положении? А теперь проверьте, как вы сидите. Что скажете? Умение правильно двигаться дано от природы, но человек с его искусственной средой обитания утратил эту способность, причем настолько, что гармонично двигаться ему становится попросту неудобно.
Как самостоятельно проверить осанку
Проведите тестовое упражнение: встаньте в 5 см от стены, спиной к ней, расставив ступни на ширину бедер. Отклоняйтесь назад к стене, пока не прижметесь к ней, и отметьте, какими частями тела вы коснулись ее в первую очередь. Если первыми и одновременно достигли стены ягодицы и плечи с обеих сторон, то вы стоите правильно, в остальных случаях у вас имеется нарушение осанки. Большинство людей не умеют также правильно садиться, а плюхаются всем телом на кресло или стул, особенно если они мягкие. В этот период шейные позвонки испытывают значительную нагрузку. Садиться нужно плавно, с ровной вертикальной спиной и на протяжении всего движения сохранять контроль над посадкой.
Такие же правила и тесты существуют для подъема со стула, с кресла, правильной ходьбы, положения стоя, наклонов, подъемов тяжести и т.д. Нужно взять за правило постоянно контролировать правильную осанку. Для сохранения здоровья всегда следуйте правилу – избегайте длительного нахождения в одном положении, к примеру длительного сидения или стояния в одной позе, сидения на корточках или в согнутом положении при работе в огороде. Такие позы ухудшают приток крови к суставам.
Человеку при любой болезни, несмотря на наличие ряда ограничений, необходимо вести активный образ жизни за счет увеличения двигательной активности, не вызывающей отрицательного воздействия на организм. Важно выработать свой ритм двигательной активности, чтобы периоды нагрузки чередовались с периодами покоя, что важно для сохранения и укрепления здоровья.
Если человек не занимается физическими упражнениями, у него:
- нарушается координирующая роль движения,
- в организме снижается функция координирующих между собой структур,
- ухудшается способность мышц сокращаться,
- страдают обменные процессы,
- стремительно увеличивается масса тела,
- кости становятся рыхлыми,
- происходят заметные изменения в иммунологических свойствах организма.
Зачем нужны тренированные мышцы?
- для нормальной работы селезенки, которая очищает кровь от вредных веществ: благодаря мышцам брюшной стенки и диафрагмы селезенка сокращается, выталкивая обновленную кровь обратно в кровесносную систему;
- для работы вен: нарушение кислородного обмена и питания тканей возникает, если мышцы не сокращаются и происходит застой крови в венах.
Механизм воздействия ЛФК при заболеваниях опорно-двигательного аппарата
- улучшается трофика опорно-двигательного аппарата и кровоснабжение в мышцах,
- увеличивается число капилляров и анастомозов сосудов,
- в мышцах развивается рабочая гипертрофия, увеличивается объем мышечных волокон и повышается их эластичность,
- усиливается кровоснабжение сустава и питание хрящевой ткани,
- улучшается эластичность капсульно-связочного аппарата,
- возрастает количество синовиальной жидкости.
Положительное действие лечебной физкультуры продолжается и по окончании процедуры в виде повышения мышечного тонуса, подвижности в суставах, изменения ЧСС, функции внешнего дыхания, мышечной силы туловища и конечностей.
Источник
Физкультура для лиц с нарушением опорно-двигательного аппарата
статья по физкультуре на тему
Занятия физическими упражнениями способствуют улучшению здоровья. Скелетная мускулатура – главный аппарат, при помощи которого совершаются физические упражнения. Хорошо развитая мускулатура является надежной опорой для скелета. Например, при патологических искривлениях позвоночника, деформациях грудной клетки затрудняется работа легких и сердца, ухудшается кровоснабжение мозга и т. д. В данной работе рассказывается о том, что такое опорно-двигательный аппарат, как сохранить его здоровье, и что является причиной его заболеваний. Приведены примеры выполнения упражнений на сохранение здоровья, крепости суставов, силы мышц.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fizkultura_dlya_lits_s_narusheniem_oporno.doc | 135 КБ |
Предварительный просмотр:
Физкультура для лиц с нарушением опорно-двигательного аппарата
В последние десятилетия во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детей. Идет увеличение заболеваемости по всем основным группам болезней, рост смертности, снижение рождаемости, продолжительности жизни. Остановить этот процесс, надеясь только на медицину, невозможно, так как в большинстве случаев врачи имеют дело с уже заболевшими. Для того чтобы не заболеть, человеку необходимо научиться оставаться здоровым. Достигнуть высокого уровня всех видов здоровья (психического, физического и других) значительно легче, если оно заложено в детстве.
Ребенок нуждается в охране здоровья со стороны взрослых. Одновременно его необходимо приучать самому заботиться о своем здоровье. Вот почему в дошкольном учреждении и дома следует воспитывать у ребенка привычку к чистоте, аккуратности, порядку; способствовать овладению основами культурно-гигиенических навыков; знакомить с элементами самоконтроля во время разнообразной двигательной деятельности; учить понимать, как влияют физические упражнения на организм человека, на его самочувствие; воспитывать умение правильно вести себя в ситуациях, угрожающих жизни и здоровью, а иногда, и предотвращать их.
Занятия физическими упражнениями способствуют улучшению здоровья. Скелетная мускулатура – главный аппарат, при помощи которого совершаются физические упражнения. Хорошо развитая мускулатура является надежной опорой для скелета. Например, при патологических искривлениях позвоночника, деформациях грудной клетки (а причиной тому бывает слабость мышц спины и плечевого пояса) затрудняется работа легких и сердца, ухудшается кровоснабжение мозга и т. д. Тренированные мышцы спины укрепляют позвоночный стол, разгружают его, беря часть нагрузки на себя, предотвращают «выпадение» межпозвоночных дисков, соскальзывание позвонков.
Физические упражнения для укрепления здоровья нацелены на формирование правильной осанки и свода стопы, укрепление скелетных мышц, совершенствование работы различных органов и систем. Физические упражнения действуют на организм всесторонне. Так, под влиянием физических упражнений происходят значительные изменения в мышцах. Если мышцы обречены на длительный покой, они начинают слабеть, становятся дряблыми, уменьшаются в объеме. Систематические же занятия физическими упражнениями способствуют их укреплению. При этом рост мышц происходит не за счет увеличения их длины, а за счет утолщения мышечных волокон. Сила мышц зависит не только от их объема, но и от силы нервных импульсов, поступающих в мышцы из центральной нервной системы. У тренированного, постоянно занимающегося физическими упражнениями, человека эти импульсы заставляют сокращаться мышцы с большей силой, чем у нетренированного.
Упражнения по физической культуре имеют целью профилактическое, корригирующее и тонизирующее действие.
1. Опорно-двигательный аппарат и его заболевания
1.1. Определение опорно-двигательного аппарата
Опорно-двигательный аппарат составляют кости скелета с суставами, связки и мышцы с сухожилиями, которые наряду с движениями обеспечивают опорную функцию организма. Кости и суставы участвуют в движении пассивно, подчиняясь действию мышц, но играют ведущую роль в осуществлении опорной функции. Определённая форма и строение костей придают им большую прочность, запас которой на сжатие, растяжение, сгибание значительно превышают нагрузки, возможные при повседневной работе опорно-двигательного аппарата.
Например, большеберцовая кость человека при сжатии выдерживает нагрузку более тонны, а по прочности растяжение почти не уступает чугуну. Большим запасом прочности обладают также связки и хрящи суставов. Скелетные мышцы осуществляют как статическую деятельность, фиксируя тело в определённом положении, так и динамическую, обеспечивая перемещение тела в пространстве и отдельных его частей относительно друг друга. Оба вида мышечной деятельности тесно взаимодействуют, дополняя друг друга: статическая деятельность обеспечивает естественный фон для динамической.
Как правило, положение сустава изменяется с помощью нескольких мышц разнонаправленного, в том числе противоположного, действия. Сложные движения сустава выполняются согласованным, одновременным или последовательным сокращением мышц ненаправленного действия. Согласованность (координация) особенно необходима для выполнения двигательных актов, в которых участвуют многие суставы (например, бег на лыжах, плавание).
Скелетные мышцы представляют собой не только исполнительный двигательный аппарат, но и своеобразные орган чувств. В мышечном волокне и сухожилиях имеются специальные нервные окончания – рецепторы, которые посылают импульсы к клеткам различных уровней центральной нервной системы. В результате создаётся замкнутый цикл: импульсы от различных образований центральной нервной системы, идущие по двигательным нервам, вызывают сокращение мышц, а импульсы, посылаемые рецепторами мышц, информируют центральную нервную систему о каждом элементе системы. Циклическая система связей обеспечивает точность движениям и их координацию. Хотя управление движением скелетных мышц осуществляется различными разделами центральной нервной системы, ведущая роль в обеспечении взаимодействия и постановке цели двигательной реакции принадлежит коре больших полушарий головного мозга. В коре больший полушарий двигательная и чувствительная зоны представительств образуют единую систему, при этом каждой мышечной группе соответствует определённый участок этих зон. Подобная взаимосвязь позволяет выполнять движения, относя их к действующим на организм факторами окружающей среды. Схематически управление произвольными движениями может быть представлено следующим образом.
Задачи и цель двигательного действия формируются мышлением, что определяет направленность внимания и усилий человека. Мышление и эмоции аккумулируют и направляют эти усилия. Механизмы высшей нервной деятельности формируют взаимодействие психофизиологических механизмов управления движениями на различных уровнях.
На основе взаимодействия опорно-двигательного аппарата обеспечиваются развёртывание и коррекция двигательной активности. Большую роль в осуществлении двигательной реакции осуществляют анализаторы. Двигательный анализатор обеспечивает динамику и взаимосвязь мышечных сокращений, участвует в пространственной и временной организации двигательного акта.
Анализатор равновесия, или вестибулярный анализатор, взаимодействует с двигательным анализатором при изменении положения тела в пространстве. Зрение и слух, активно воспринимая информацию из окружающей среды, участвуют в пространственной ориентации и коррекции двигательных реакций.
1.2. Причины заболевания опорно-двигательного аппарата
Основной из причин заболевания опорно-двигательного аппарата является недостаток двигательной активности – гиподинамия. Она возникает «в связи с активной заменой ручного труда механизированным, развитием бытовой техники, транспортных средств и т. д. Неблагоприятно сказывается на состоянии всех органов и систем организма, способствует появлению избыточного веса тела, развитию ожирения, атеросклероза, гипертонической болезни, ишемической болезни сердца».
«У пожилых людей под влиянием естественных возрастных изменений нервных структур и опорно-двигательного аппарата уменьшаются объём и быстрота движений, нарушается координация сложных и тонких движений, ослабляется тонус мышц, возникает некоторая скованность. Всё это обычно проявляется раньше и в более выраженной форме у тех, кто ведёт сидячий образ жизни».
Отсутствие двигательной активности мышц, окружающих кости, приводит к нарушению обмена веществ в костной ткани и потере их прочности, отсюда плохая осанка, узкие плечи, впалая грудь и другое, что вредно отражается на здоровье внутренних органов.
Отсутствие достаточной двигательной активности в режиме дня приводит к разрыхлению суставного хряща и изменению поверхностей, сочленяющихся костей, к появлению болевых ощущений, создаются условия для образования в них воспалительных процессов.
Существует разные причины заболевания опорно-двигательного аппарата.
В основе врожденных деформаций лежат дефекты развития зародышевого ядра в определенной стадии эмбриогенеза, внутриутробно перенесенные заболевания или травмы, узость полости матки, недостаток околоплодных вод и др. Например, врожденный вывих бедра, врожденная косолапость, врожденная кривошея, другие деформации шеи, другие врожденные пороки развития нижней конечности и пороки развития верхней конечности, и другие.
Среди разных локализаций новообразований опухоли костей составляют 11,4 %. Они могут быть первичными и вторичными. Первичные опухоли костей состоят из костных и хрящевых структур, находящихся на разной стадии дифференциации, возникают из тканей, принимающих участие в костеобразовании (надкостница, эндостальные элементы и пр.), и из тканей, не имеющих непосредственного отношения к остеогенезу (кроветворные элементы красного костного мозга, его сосуды, ретикулярные и мезенхимальные формации и т. д.). Вторичные опухоли прорастают в костную ткань из окружающих тканей (злокачественная синовиома) или развиваются в кости из метастатического очага (метастазы в кость рака предстательной, молочной и щитовидной желез, бронхов, внутренних органов, гипернефромы и др.). Метастазы обычно поражают несколько костей скелета и протекают по типу остеолитической формы со значительной деструкцией кости или по типу остеопластической формы с преобладанием процессов костеобразования. Такие заболевания как хондробластома, хондрома, остеохондрома, остеогенная саркома, остеосаркома, саркома суставов и другие.
Пограничные с опухолями костей заболевания
Существует группа заболеваний скелета, проявляющихся в виде опухолей подобных образований. К ним относится группа генотинических хондродисплазий (хондроматоз костей, множественные экзостозы и др.), а также остеопатии неопределенной природы — фиброзная дисплазия с опасной тенденцией к малигнизации и др.
Асептический некроз или остеохондропатия
Асептический некроз был впервые описан в 1909—1910 г. В литературе это заболевание встречается также под названием детский де; формирующий остеохондрит тазобедренного сустава, эпифизионекроз, инфантильная коксалгия.
Болеют чаще мальчики в возрасте 4—12 лет. Заболевание может быть одно- и двусторонним и возникает вследствие сосудистых расстройств в субхондрально расположенном губчатом веществе головки бедренной кости при повторных микротравмах. М. И. Ситенко (1935) считал причиной возникновения заболевания нарушение процесса окостенения эпифиза головки бедренной кости. Нередко болезнь появляется после закрытого вправления врожденного вывиха бедра. Вероятно, существует наследственная предрасположенность к заболеванию.
Инфекционный (хронический) полиартрит и артрит
Артрит различной этиологии является лишь местным проявлением общего заболевания. Классифицируют артрит и полиартрит по этиологическому (инфекционный артрит с известным возбудителем) и патогенетическому принципам и по общности тканевой реакции (аллергический артрит, коллагеноз и т. д.). Принято различать инфекционный артрит с неустановленным возбудителем (ревматический), инфекционный неспецифический (ревматоидный) и инфекционный артрит определенной этиологии (бруцеллезный, гонорейный, септический и т. д.). Течение артрита может быть острым, но в подавляющем числе случаев заболевание протекает подостро или хронически. Инфекционные полиартрит и артрит — наиболее часто встречающиеся хронические заболевания суставов. Они могут быть неспецифическими и специфическими.
Воспалительные заболевания костей и их последствия
К воспалительным заболеваниям костей относятся остеомиелит, ряд типично протекающих форм первично хронического остеомиелита (опухолевидный остеомиелит, склерозирующий остеомиелит, послетифозный остеомиелит и т. д.), а также абсцесс Вгоdie.
Остеомиелит — гнойное воспаление костного мозга и всех элементов кости, вызванное заносом в кость инфекции током крови из какого-нибудь очага (гематогенный остеомиелит) или возникшее в результате открытого повреждения (травматический, или раневой, остеомиелит). Остеомиелит может быть неспецифическим и специфическим (туберкулезный, сифилитический и др.). В клинической практике чаще встречается неспецифический остеомиелит, возникающий вследствие гематогенного распространения инфекции, перехода воспалительного процесса на кость с других тканей и органов (панариций и пр.), а также экзогенного инфицирования при открытых переломах. Одним из видов экзогенного остеомиелита является огнестрельный, возникающий при огнестрельных повреждениях опорно-двигательного аппарата. По течению различают острый и хронический остеомиелит. Последний может быть первично хроническим и развившимся из острого.
2. Физические упражнения при нарушениях опорно-двигательного аппарата
2.1. Формы борьбы с заболеваниями опорно-двигательного аппарата
Занятие физическими упражнениями и спортом увеличивают прочность костной ткани, способствуют более прочному прикреплению к костям мышечных сухожилий, укрепляют позвоночник и ликвидируют в нём нежелательные искривления, способствуют расширению грудной клетки и выработке хорошей осанки.
Главная функция суставов – осуществление движения. Вместе с этим они выполняют роль демпферов, своеобразных тормозов, гасящих инерцию движения и позволяющих производить мгновенную остановку после быстрого движения. Суставы при систематических занятиях физическими упражнениями и спортом развиваются, повышается эластичность их связок и мышечных сухожилий, увеличивается гибкость.
При работе мышцы развивают определённую силу, которую можно измерить. Сила зависит от количества мышечных волокон и их поперечного сечения, а также от эластичности и исходной длины отдельной мышцы. Систематическая физическая тренировка увеличивает силу мышц именно за счёт увеличения количества и утолщения мышечных волокон и за счёт увеличения их эластичности.
Подсчитано, что все мышцы человека содержат около 300 млн. мышечных волокон. Многие скелетные мышцы обладают силой, превышающей вес тела. Если деятельность волокон всех мышц направить в одну сторону, то при одновременном сокращении они могли бы развить силу в 25 000 кг м.
Основной физкультурной формой борьбы с заболеваниями опорно-двигательного аппарата является лечебная физкультура. Она применяется в форме лечебной гимнастики, ходьбы, терренкура, игр, строго дозированных спортивных упражнений. Лечебная гимнастика – основная форма ЛФК. Упражнения лечебной гимнастики делят на 2 группы: для костно-мышечной и дыхательной.
Первые в свою очередь подразделяются по локализации воздействия, или анатомическому принципу, — для мелких, средних и крупных мышечных групп; по степени активности больного – пассивные и активные. Пассивными называют упражнения для поражённой конечности, выполняемые больным с помощью здоровой конечности или при содействии инструктора ЛФК; активными – упражнения, выполняемые полностью самим больным.
Исходя из всего выше сказанного, можно сделать вывод, что при заболеваниях опорно-двигательного аппарата основной упор нужно делать на:
упражнения направленные на укрепление костной, мышечной ткани, суставов.
В методику лечения заболеваний опорно-двигательного аппарата обязательно включают лечебную физкультуру.
Занятия проводят лучшие специалисты-реабилитологи. Эффективность каждого отдельного занятия и комплекса тренировок обеспечит стойкий результат.
— Кенезитерапия при сколиозах, кифозах, плоскостопии, остеохондрозе, остеопорозе.
— Суставная гимнастика при артритах, артрозах и травмах.
— Гимнастика «релакс» — при радикулите, остеохондрозе, острых болях в позвоночнике и суставах.
— Адаптивная физическая культура — для улучшения обмена веществ и адаптации к физическим нагрузкам.
— Коррегирующая, деторсионная гимнастика — для формирования корректирующего мышечного корсета и нормализации мышечного тонуса.
Различают два вида лечебной физкультуры: общая тренировка и специальные тренировки. Общая тренировка в ЛФК направлена на укрепление и оздоровление организма в целом; и специальные тренировки в ходе курса лечебной физкультуры прописываются врачом для устранения нарушений в функционировании определенных органов или систем в организме.
Для достижения результатов в лечебной физкультуре применяются определенные упражнения, нацеленные на восстановление функций той или иной части организма (например, для укрепления мышц живота лечебная гимнастика включает в себя комплекс физических упражнений в положении стоя, сидя и лежа). В результате прохождения курса ЛФК организм адаптируется к постепенно возрастающим нагрузкам и корректирует вызванные заболеванием нарушения.
Назначает курс лечебной гимнастики лечащий врач, а врач-специалист по лечебной физкультуре (ЛФК) определяет методику занятий. Процедуры проводит инструктор, в особо сложных случаях — врач по ЛФК. Применение лечебной гимнастики, повышая эффективность комплексной терапии больных, ускоряет сроки выздоровления и предупреждает дальнейшее прогрессирование заболевания. Самостоятельно начинать занятия по ЛФК не следует, так как это может привести к ухудшению состояния, методика занятий лечебной гимнастикой, назначенная врачом, должна строго соблюдаться.
2.2. Общие упражнения для подвижности суставов
Для повышения подвижности в суставах можно использовать следующие упражнения:
Исходное положение – руки вперёд, ладони вниз. Движение кистями вверх, вниз, внутрь, наружу.
Исходное положение – руки вперёд, ладони внутрь. Движение кистями вверх, вниз, внутрь, наружу, в лучезапястном суставе.
Исходное положение – руки вперёд. Круговые движения в лучезапястных суставах, в локтевых и плечевых суставах.
Исходное положение – руки на пояс. Повороты туловища налево и направо с различным положением рук (в стороны, вверх).
Исходное положение – руки за голову. Круговые движения туловищем.
Исходное положение – руки к плечам. Круговые движения тазом влево и вправо.
Исходное положение – полуприсед, руки на колени. Отведение ног влево и вправо. Круговые движения в коленных суставах влево и вправо.
Исходное положение – основная стойка. Наклон влево, вправо.
Исходное положение – руки вверх в стороны. Наклоны вперёд до касания пола руками.
Исходное положение – лёжа на спине, руки вверх. Наклоны вперёд, руки к носкам.
Упражнения для мышц рук и плечевого пояса выполняются из самых разнообразных исходных положений (стоя, упор присев, лёжа, в висе, стоя на коленях и т. д.). Движения в стороны, вверх, назад вперёд осуществляются как прямыми руками, так и согнутыми в локтевых суставах. Упражнения для рук и плечевого пояса могут широко использоваться в сочетании с упражнениями для других мышечных групп (ног и туловища и т. д.).
Упражнения для мышц шеи – это в основном наклоны головы вперёд, назад, в стороны, повороты головы и вращательные движения.
Упражнения для мышц ног должны подбираться с учётом всех мышечных групп, выполняющих сгибание и разгибание ног в тазобедренных, коленных и голеностопных суставах, а также отведения и приведения бёдрами. Это различные движения прямыми и согнутыми ногами, выпады вперёд, в стороны, назад, поднимания на носки, приседания на двух и одной ноге с опорой и без опоры руками, прыжки на месте, с продвижением вперёд и др.
Упражнения для мышц туловища способствуют развитию подвижности в позвоночнике. Это в основном наклоны и повороты в различных направлениях.
Выполняются они из исходного положения стоя, сидя, лёжа на животе и спине, стоя на коленях и др. После упражнений, направленных на развитие той или иной мышечной группы, должно следоват упражнение на расслабление, нормализующее мышечный тонус. Это поднимание рук и свободное, расслабленное их опускание, широкие, размашистые движения туловищем без напряжения, наклоны вперёд с опущенными руками, расслабление мышц в положении сидя, лёжа, потряхивание руками, ногами и некоторые другие.
Упражнения для воспитания осанки . Как правило, с возрастом в результате ослабления мышц ног и туловища, неправильно или вынужденного положения отдельных частей тела при работе или дома осанка ухудшается.
Постоянное применение специально подобранных упражнений поможет сохранить правильную и красивую осанку на долгие годы.
2.3. Режимы двигательной активности больных при нарушениях осанки и сколиозе
Физическая реабилитация сколиотических больных проводится в комплексе с медицинской, психологической и социальной реабилитацией и включает: рациональный режим дня и двигательной активности, правильно сбалансированное питание, а также другие методы консервативной терапии.
Режим дня у пациентов со сколиозом состоит из лечебных мероприятий в соответствии с медицинскими требованиями учебных занятий, сна, бодрствования, приема пищи развлечений. Дети спят на ортопедической постели или на постели с деревянным или металлическим щитом. Во время дневного отдыха, учебных занятий и лечебных процедур ребенок должен лежать преимущественно на спине или животе на невысокой подушке. Весь комплекс восстановительных мероприятий проводится по трем режимам двигательной активности. Режим щадящий (РД-1) назначается при прогрессирующих сколиозах I — II степени, некомпенсированном сколиозе, сколиозе IV степени, состояниях после хирургических вмешательств, а также кратковременно всем больным в периоде акклиматизации, реабилитационные мероприятия у пациентов с РД-I включают ношение функционального кольта. Для удобства дневного и ночного сна в корсете изготавливают гипсовую кроватку или полукроватку с учетом корсета. Корсет снимают время приема лечебных процедур. Режим щадящий тренирующий (РД-II) назначают пациентам с непрогрессирующими, компенсированными II—III степенями сколиоза. Этот режим исключает нагрузки на позвоночник, связанные с длительным сидением, бегом, прыжками, физическими работами. В ношении корсета у детей с РД-II, как правило, необходимости нет. Режим тренирующий (РД-III) применяют детям с I степенью непрогрессирующего сколиоза. Комплекс реабилитационных мероприятий у них включает дозированную нагрузку, элементы спортивных игр, ближний туризм и др.
Рациональное питание пациентов строится на соблюдении физиологических соотношений основных веществ — белков, жиров, углеводов (1:1:4) при повышенном содержании в пище минеральных солей и витаминов. Необходимо достаточное содержание в пище полноценных белков и углеводов для обеспечения в организме пластических и энергетических процессов. Минеральные соли (соли кальция, фосфора и др.) должны входить в пищевой рацион за счет пищевых проектов.
2.4. ЛФК в комплексной реабилитации больных при нарушениях осанки и сколиозе
Ведущая роль в реабилитации больных с нарушениями осанки и сколиозах принадлежит ЛФК. Клинико-физиологическим обоснованием к применению средств ЛФК в комплексной реабилитации больных сколиозом является связь условий формирования и развития костно-связочного аппарата позвоночника с функциональным состоянием мышечной системы. ЛФК способствует формированию рационального мышечного корсета, удерживающего позвоночный столб в положении максимальной коррекции. При неполной коррекции ЛФК обеспечивает стабилизацию позвоночника и препятствует прогрессированию болезни. Применяются общеразвивающие, дыхательные и специальные упражнения.
Специальными являются упражнения, направленные на коррекцию патологической деформации позвоночника — корригирующие упражнения. Они могут быть симметричными, асимметричными, деторсионными. Неравномерная тренировка мышц при выполнении симметричных упражнений способствует укреплению ослабленных мышц на стороне выпуклости искривления и уменьшению мышечных контрактур на стороне вогнутости искривления, что непосредственно приводит к нормализации тяги позвоночного столба.
2.4.1. ЛФК для укрепления мышечного корсета
При выборе упражнений для укрепления мышечного корсета необходимо учитывать исходное состояние мышц, индивидуальные особенности осанки, а также степень нарушения осанки. «Накачивать» и без того сильные и тем более перенапряженные группы мышц не только бессмысленно, но и вредно. В зависимости от характера нарушений осанки следует обратить особое внимание на тренировку ослабленных мышц.
Примеры упражнений для мышц спины, верхней части спины и плечевого пояса. Укреплять эти мышцы необходимо при усиленном грудном кифозе и крыловидных лопатках.
Исходное положение: лежа на животе.
1. Перевести руки на пояс, приподнять голову и плечи, свести лопатки. Дыхание не задерживать, живот не поднимать (нижние ребра не отрывать от пола). Удерживать принятое положение до небольшого утомления мышц.
2. Выполнить то же упражнение, но кисти сложить на затылке, плечи отвести назад.
3. Выполнить то же упражнение, держа руки в положении «крылышек».
4. Поднять голову и плечи, развести руки в стороны, сжимать и разжимать кисти.
5. Поднять голову и плечи, медленно перевести руки вверх, в стороны и к плечам (имитировать движения при плавании брассом).
Особенно необходимо укреплять мышцы поясницы при уменьшенном поясничном лордозе.
Исходное положение: лежа на животе.
1. Поочередно отводить назад (отрывать от пола) и опускать на пол прямые ноги. Темп медленный, таз не отрывать от пола.
2. Отвести назад прямую ногу (следить за тем, чтобы таз оставался неподвижным), удерживать в этом положении 3-5 счетов. Повторить для другой ноги.
3. Отвести назад одну ногу, затем вторую, медленно опустить обе ноги.
Примеры упражнений для брюшного пресса.
Силу мышц передней стенки живота необходимо увеличивать при усиленном поясничном лордозе, выступающем вперед животе.
Если мышцы брюшного пресса очень слабы, опасно начинать тренировку с общепринятых упражнений с подъемом ног и туловища из положения, лежа на спине. Резкое повышение внутрибрюшного давления может привести к расхождению прямых мышц живот и грыже. Самым нетренированным лучше начать укреплять брюшной пресс с упражнений полегче.
Исходное положение: лежа на спине, поясница прижата к полу.
1. Наклонить голову вперед, поднять плечи от пола, потянуться руками к носкам (выдох). Вернуться в исходное положение (вдох).
2. Согнуть одну ногу, вытянуть ее вперед (к потолку), согнуть, поставить ступню на пол (выдох выпрямить ногу (вдох). Повторить для другой ноги.
3. Согнуть обе ноги, разогнуть их вперед, согнуть опустить стопы на пол (выдох), выпрямить ноги (вдох).
Примеры упражнений для боковых мышц туловища.
Эти мышцы особенно важны для поддержания симметричного положения тела во фронтальной плоскости. При нарушениях осанки в сагиттальной плоскости мышцы правой и левой стороны туловища тренируют с одинаковой интенсивностью. Одинаковая нагрузка для обеих сторон применяется и при умеренной асимметрии туловища, в том числе при сколиозе небольшой степени и в начальном периоде тренировок при любой стадии сколиоза. Если асимметрия мышцы выражена слабо, то симметричная тренировка (одинаковое число повторений упражнения для каждой стороны) выравнивает силу мышц. Слабые мышцы на выпуклой стороне испытывают большее напряжение и «подтягиваются» к более сильным мышцам на вогнутой стороне, на которые такая же нагрузка не оказывает тренирующего действия.
При выраженных нарушениях осанки во фронтальной плоскости бывает необходимо укреплять мышцы с выпуклой стороны искривления и расслаблять с вогнутой, но такую асимметричную тренировку можно проводить только после консультации ортопеда и специалиста по лечебной физкультуре.
Исходное положение: лежа на боку.
1. Приподнимать и опускать выпрямленную «верхнюю» ногу.
2. Приподнять «верхнюю» ногу, присоединить к ней «нижнюю», медленно опустить обе ноги.
3. Приподнять обе ноги, удержать их на 3-5 счетов, медленно опустить.
4. Исходное положение: лежа на полу на кушетке, туловище на весу, «нижняя» рука опирается на пол, стопы фиксированы под опорой или их удерживает партнер. Перевести руки на пояс, удерживать туловище на весу на 3-5 счетов, вернуться в исходное положение.
Это упражнение используют и в качестве функциональной пробы для боковых мышц туловища.
Примеры упражнений для мышц задней поверхности бедер.
При увеличенном угле наклона таза и усиленном поясничном лордозе необходимо в первую очередь укреплять мышцы задней поверхности бедер и брюшного пресса. Задняя группа мышц бедра участвует в выполнении упражнений для мышц поясницы, а приведенные здесь упражнения выполняются с участием мышц нижней части спины.
Мышцы поясницы при увеличенном поясничном лордозе обычно необходимо расслаблять и растягивать. После выполнения упражнений, в которых мышцы поясницы поневоле напрягаются, следует сделать несколько глубоких наклонов вперед или полежать животом на опоре, расслабив мышцы.
1. Исходное положение: в упоре на колени и ладони выпрямленных рук (стоя на четвереньках). Выпрямить одну ногу параллельно полу и потянуться ею назад и немного вверх (к потолку). Таз держать неподвижным.
2. Выполнить то же упражнение, одновременно сгибая руки в локтях.
Эти упражнения можно выполнять с отягощением (например, манжетой с песком) или с помощью партнера, который оказывает сопротивление, движению ноги назад, придерживая её.
3. Исходное положение: лежа на животе на гимнастической скамейке, одна нога прижата к ней, вторая с отягощением на голеностопном суставе свисает вниз. Поднять прямую ногу с грузом, опустить. Вместо груза сопротивление движению ноги может оказывать партнер.
4. Исходное положение: вис на гимнастической стенке лицом к ней. Отвести назад прямую ногу, удержать на 3-5 счетов, опустить. Повторить для другой ноги. Таз держать прижатым к стенке.
5. Одновременно отвести назад обе ноги, удержать на 3-5 счетов, опустить. Таз прижат к стенке.
Примеры упражнений для мышц передней поверхности бедер.
Так же, как и в предыдущей группе упражнений, здесь необходимо помнить о том, что, укрепляя ослабленные мышцы, мы вынуждены нагружать те, которые больше нуждаются в расслаблении и растягивании, чем в тренировке.
При уменьшенном угле наклона таза и сглаженном поясничном лордозе надо стремиться укрепить мышцы спины и передней поверхности бедер. Упражнения для передней группы мышц бедер выполняются с участием мышц брюшного пресса, а их напряжение сглаживает поясничный лордоз.
После выполнения таких упражнений при уменьшенном поясничном лордозе необходимо расслабить мышцы живота и растянуть их, например, полежать на спине, подложив под поясницу высокий валик.
Исходное положение: лежа на спине.
1. Поочередно поднимать и опускать прямые ноги.
2. Поднять и опустить обе ноги одновременно.
Исходное положение: вис на турнике или на гимнастической стенке спиной к ней:
3. Попеременно поднимать до горизонтали и опускать ноги, не сгибая их в коленях.
4. Поднять правую ногу, присоединить к ней левую, опустить правую, затем левую ногу.
5. «Угол»: одновременно поднять обе ноги до угла 90°.
По мере тренировки нагрузку на мышцы увеличивают. Для этого можно дольше задерживать ноги поднятыми и выполнять упражнения с грузом на голеностопных суставах или с помощью партнера, который оказывает сопротивление подъему ног.
Следующие два упражнения позволяют избежать напряжения мышц брюшного пресса, но для первого необходимы не только гимнастическая стенка или прикрепленная к стене перекладина, но и помощник, а для второго — хорошая координация движений и умение управлять напряжением и расслаблением мышц.
6. Исходное положение: стоя на расстоянии вытянутой руки от гимнастической стенки лицом к ней. Взяться руками за перекладину на уровне груди, присесть до горизонтального положения бедер. Партнер, стоя сзади, надавливает руками на бедра ребенка у тазобедренных суставов. Преодолевая сопротивление, медленно выпрямить ноги.
7. То же упражнение можно выполнить без гимнастического снаряда и без партнера. Присесть (бедра горизонтально), опереться руками на бедра у тазобедренных суставов, расслабить мышцы живота. Медленно выпрямить ноги, преодолевая вес туловища.
2.4.2. Корригирующие упражнения
Корригирующие упражнения – это специальные упражнения, которые направлены на коррекцию патологической деформации позвоночника. Они могут быть симметричными, асимметричными, деторсионными.
В основе симметрических упражнений лежит принцип минимального биомеханического воздействия специальных упражнений на кривизну позвоночника. Эти упражнения не требуют учета сложных биомеханических условий работы деформированной опорно-двигательной системы, что снижает до минимума риска их ошибочного применения. Симметричные упражнения оказывают неодинаковое воздействие на симметрично расположенные мышцы туловища, которые в результате деформации позвоночника находятся физиологически несбалансированном состоянии.
Преимущество симметричных упражнений состоит, во-первых, в том, что их проще правильно подобрать и выполнить, и, во-вторых, в том, что они вовлекают внутренние резервы организма в процесс компенсации нарушений.
При выполнении таких упражнений необходимо сохранять серединное положение позвоночника. Это само по себе — нелегкая задача для ребенка с дефектом осанки во фронтальной плоскости, так как мышцы правой и левой сторон туловища при таких нарушениях развиты неодинаково и симметричные по характеру выполнения упражнения являются асимметричными с точки зрения работы мышц. Чтобы удержать спину прямой, ослабленные мышцы с выпуклой стороны искривления вынуждены преодолевать сопротивление более сильных мышц с вогнутой стороны. При асимметричной осанке любые симметричные упражнения для укрепления и растягивания мышц спины и брюшного пресса являются корригирующими, если при их выполнении особенно тщательно следить за тем, чтобы позвоночник находился точно по средней линии. Мышечный тонус при такой тренировке постепенно выравнивается: мышцы на выпуклой стороне становятся сильнее и выносливее, а перенапряженные мышцы на вогнутой стороне немного растягиваются.
Примеры симметричных корригирующих упражнений.
Исходное положение: лежа на животе.
Кисти положены одна на другую под подбородком. Принять правильное положение тела (остистые отростки на прямой линии, руки и ноги расположены симметрично относительно позвоночника). Одновременно приподнять руки, грудь и голову, не отрывая от пола ноги, таз и живот. Удерживать эту позу 3-7 счетов, сохраняя правильное положение тела. Дыхание свободное.
Выполнить то же упражнение, одновременно подняв прямые ноги.
Исходное положение: лежа на спине, руки вытянуты вдоль туловища.
1. Принять правильное положение тела, проверить его, приподняв голову и плечи. Перевести руки на пояс, медленно сесть, сохраняя правильную осанку, вернуться в ИП (выдох). Расслабить мышцы (вдох), проверить положение тела.
2. «Велосипед»: круговые движения ногами.
3. Приподнять прямые ноги под углом 30-45°, развести их в стороны, соединить, опустить (выдох),расслабить мышцы (вдох).
Асимметричные упражнения также базируются на принципе коррекции позвоночника, однако отличаются оптимальным воздействием на его кривизну, умеренным растягиванием мышц и связок на вогнутой дуге искривления и дифференцированным укреплением ослабленных мышц на выпуклой стороне.
Асимметричные корригирующие упражнения используются с целью уменьшения сколиотического искривления. Они подбираются индивидуально и воздействуют на патологическую деформацию локально. Асимметричные упражнения тренируют ослабленные и растянутые мышцы. Например, из исходного положения стоя, руки вдоль туловища, ноги на ширине плеч, выполняется следующее упражнение:
а) на стороне грудного сколиоза опускается предплечье, плечо поворачивается наружу, при этом лопатка приводится к средней линии. В момент приведения лопатки происходит коррекция реберного выбухания;
б) на противоположной стороне грудного сколиоза поднимается предплечье, и плечо поворачивается вперед и внутрь, лопатка при этом оттягивается кнаружи. В этом движении участвуют предплечье, плечо и лопатка. Поворот туловища не допускается. При выполнении этого асимметричного упражнения происходит растягивание верхней порции трапециевидной мышцы и укрепление лопаточных мышц на стороне сколиоза; укрепление верхней порции трапециевидной мышцы и растягивание лопаточных мышц на противоположной стороне. Упражнения способствуют выравниванию тонуса мышц, положения предплечий, уменьшению асимметрии стояния лопаток. Следует помнить, что неправильное применение асимметричных упражнений может спровоцировать дальнейшее прогрессирование сколиоза.
2.4.3. Деторсионные упражнения
Деторсионные упражнения выполняют следующие задачи: вращение позвонков в сторону, противоположную торсии; коррекция сколиоза выравниванием таза; растягивание сокращенных и укрепление растянутых мышц в поясничном и грудном отделах позвоночника. Например, на стороне поясничной вогнутости — отведение ноги назад в противоположную сторону; на стороне грудного сколиоза — отведение руки с небольшим поворотом корпуса в верхнем отделе вперед и внутрь. При отведении ноги таз умеренно отводится в ту же сторону. Упражнение способствует деторсии в поясничном и грудном отделах позвоночного столба.
Коррекция торсии позвонков осуществляется следующим образом. При правостороннем грудном сколиозе в условиях фиксации поясничного отдела позвоночника и таза производят упражнения с поворотом плечевого пояса и правой руки с права налево, так как торсия позвонков имеется в направлении слева направо. Деторсионные упражнения для поясничного отдела позвоночника осуществляются путем поворота поясницы, таза и ног слева направо при фиксации грудного отдела позвоночника.
В качестве примера приводим упражнения, применяющиеся при S-образном сколиозе (правостороннем грудном, левостороннем поясничном). Для коррекции деформации используются асимметричные упражнения: поднятие левой руки левой ноги, наклоны влево для исправления поясничной кривизны, при этом левую руку поднимают вверх и заводят, а голову, ладонью правой руки оказывают давление на реберный горб, голову и плечи наклоняют вправо. Коррекция поясничной кривизны осуществляется также при фиксированном грудном отделе позвоночника с помощью отклонения таза и ног влево.
С целью коррекции грудной кривизны наклоны туловища производят вправо, используя при этом асимметричное положение рук. Коррекция торсионной деформации поясничного отдела позвоночника осуществляется в положении лежа на спине при фиксации головы, рук и груди с помощью сгибания и забрасывания левой ноги на правую. Для исправления торсионной деформации грудного отдела позвоночника при фиксации ног, таза, поясничного отдела позвоночника производятся повороты туловища, плеч, рук, головы справа налево. Возможна одновременная коррекция обоих торсионных искривлений. Для этого ребенок из положения, лежа на левом боку вытянутой рукой и согнутой в тазобедренном и коленном суставах левой ногой осуществляет поворот правого плеча и груди вперед, а правой выпрямленной ногой и тазом назад. Кроме того, в исходном положении стоя левую ногу фиксируют впереди правой, левую руку поднимают вверх, правую помещают на грудь, при этом производят поворот руки и плечевого пояса влево, а таза вправо.
При грудопоясничном типе сколиоза с вершиной дуги искривления на уровне XI—XII грудных позвонков целесообразна тренировка пояснично-подвздошной мышцы на вогнутой стороне позвоночника по И. И. Кону. В исходном положении лежа на спине, бедро и голень сгибают под углом 90°. На бедра надевают манжету, соединенную через блок с грузом. Упражнения проводят путем сгибания бедра до острого угла. Величина груза, приложенная к манжетке бедра, составляет 3—5 кг, число упражнений 15—20. Через 3 месяца число упражнений увеличивают вдвое, через 6 месяцев — втрое. Изометрическую тренировку пояснично-подвздошной мышцы проводят из того же исходного положения путем удержания груза величиной 8—15 кг в течение 10 с. За 3 месяца лечения время удержания груза доводят постепенно до 30 с, за 6 месяцев – до 1 мин. Этот метод лечения способствует уменьшению наклона поясничного отдела позвоночника на стороне тренировки пояснично-подвздошной мышцы.
2.5. Разгрузка позвоночника
Разгрузка позвоночника при лечении сколиоза является необходимым условием для специального и локального воздействия на него. Положение разгрузки не только позволяет более эффективно воздействовать на зону костной деформации, но и улучшить крово- и лимфообращение в окружающих мышцах и связках.
В период роста ребенка искривление позвоночника может увеличиваться из-за перегрузки ростковых хрящей. Поэтому разгрузкой позвоночника предусматривается уменьшение давления на межпозвонковые хрящи с вогнутой стороны искривления, создание равномерного давления на замыкающие пластинки позвонков. Для разгрузки позвоночника и коррекции его деформации на время устных и письменных школьных занятий дети принимают положение лежа, спят в гипсовых кроватках, носят функциональные корригирующие корсеты.
Разгрузка позвоночника достигается тем, что в течение большей части дня пациенты находятся в положении лежа. Во время проведения школьных занятий и выполнения домашних заданий дети лежат на медицинских кушетках. Письменные уроки они выполняют в положении лежа на животе, слегка упираясь локтями о кушетку. Во время школьных занятий под грудь ребенку подкладывают клиновидную подушку, изготовленную из толстой фанеры и покрытую поролоном и дерматином. Подставка соответствует следующим размерам: высота ее равняется длине плеча ребенка, длина — расстоянию от подбородка до XII ребра плюс 2 см, ширина — расстоянию между плечевыми суставами. Во время устных уроков дети могут находиться в положении на спине, подставку подкладывают под голову и верхнюю часть спины.
Разгрузка позвоночника также может достигаться вследствие расслабления и растягивания мышц, принимающие активное участие в поддержании правильной осанки.
Научить ребенка расслабляться нередко является самой трудной задачей в курсе лечебной физкультуры. Расслабиться особенно сложно нетренированному человеку. Эта задача требует определенного опыта в обращении со своими мышцами, умения управлять степенью их напряжения. Важно не только научиться расслаблять мышцы в покое, но и уметь расслабить те мышцы, которые не участвуют в движении, — и во время выполнения упражнений, и в повседневной жизни. Расслабление снимает напряжение мышц, ускоряет восстановление работоспособности после тренировки. Особенно важно научиться расслаблять позные мышцы с повышенным тонусом — это необходимое условие формирования правильной осанки.
При расслаблении снижается тонус не только скелетных мышц, но и гладкой мускулатуры внутренних органов в соответствующих зонах. Упражнения в расслаблении — прекрасный способ тренировки тормозных реакций для возбудимых детей. Постоянные стрессы вызывают напряжение мускулатуры всего тела, и расслабление лица и рук хорошо снимает психическую нагрузку и облегчает расслабление более крупных мышц.
Чтобы проверить, расслабил ли ребенок мышцы, можно надавить на них и почувствовать снижение мышечного тонуса (расслабляясь, мышцы становятся мягче).
Тонус мышц можно проверить и с помощью пассивных движений — взять конечность ребенка руки и подвигать ею. Расслабленные конечности не сопротивляются и не помогают пассивным движениям; если расслабленную руку или ногу приподнять и резко отпустить, она не задерживается в воздухе, а безвольно падает. Пока навык расслабления не будет выработан, необходимо постоянно проверять, правильно ли ребенок выполнил упражнение, полностью ли расслаблены его мышцы.
Расслабить мышцы необходимо не только после нагрузки, но и перед ней. Это относится и к каждому занятию, и к курсу тренировки в целом.
Чтобы облегчить расслабление, обучение начинают в удобном исходном положении, лучше всего — лежа на спине. Ощущение расслабления мышц можно вызвать у ребенка по контрасту с чувством их напряжения: «Напряги руку. а теперь расслабь».
Расслабление облегчают такие дополнительные приемы, как встряхивание, раскачивание, маховые движения конечностями.
Эластичность мышц тесно связана с гибкостью позвоночника. Если подвижность позвоночника в соответствующем отделе нормальная или немного выше нормы, дополнительно растягивать мышцы не следует.
Одновременно с растягиванием необходимо укреплять мышцы-антагонисты, напряжение которых обеспечивает выполнение движений во время упражнений на растягивание.
Занятия физическими упражнениями необходимы в любом возрасте. С юношеских лет и до глубокой старости человек в состоянии выполнять упражнения, укрепляющие его организм, оказывающие самое разнообразное воздействие на все его системы. Они рождают чувство бодрости и особой радости, знакомое каждому, кто систематически занимается каким-либо видом спорта.
Здоровье человека будет в первую очередь зависеть от стиля жизни, который в большей степени носит персонифицированный характер и определяется историческими и национальными традициями (менталитете) и личностными наклонностями (образ).
Рекомендуется занятия физическими упражнениями всегда проводить на открытом воздухе, полностью использовать факторы закаливания — солнце, свежий воздух.
Плохая осанка – основное нарушение опорно-двигательного аппарата. Плохая осанка — признак нездоровья вашего ребенка. Сколиоз – это не просто нарушение осанки ребенка вследствие искривления позвоночника. Недаром врачи, практикующие методами дальневосточной медицины, называют позвоночник «древом жизни», да и традиционная медицина пришла к выводу, что позвоночник связан с жизненно важными внутренними органами и нарушение его работы влечет за собой поражение почек, печени, сердца и т. п. Поэтому с полным основанием можно говорить: если вашему ребенку поставили диагноз «сколиоз», это очень серьезно. И если вы хотите, чтобы ребенок вырос здоровым и не потерял с детства способности радоваться жизни, его нужно лечить. Не ограничиваясь визитами к врачам, необходимо внести изменения в его образ жизни, но ни в коем случае не заниматься самолечением и не обращаться за помощью к специалистам, квалификация которых вызывает у вас недоверие.
Тысячи лет человечество искало чудесный эликсир жизни, отправляя сказочных героев в далекие путешествия за тридевять земель. А он оказался гораздо ближе — это физическая культура, дающая людям здоровье, радость, ощущение полноты жизни. Современный специалист должен быть закаленным, физически культурным человеком. Строить себя, свое здоровье по жесткому графику трудно. Но если это удается, то удается и все остальное.
В заключении можно сделать следующие выводы:
1) курс физической реабилитации больных сколиозом способствует укреплению мышц спины, боковых мышц туловища и особенно живота;
2) при физических упражнениях нормализуется тонус мышц;
На основе собственных результатов исследований и анализа литературных источников можно сказать, что физическая реабилитация повышает функциональные резервы и защитные силы организма. Адекватно подобранные средства и методы физической реабилитации улучшают трофику органов и тканей, ведут к более быстрому восстановлению нарушенных функций.
Опорно-двигательный аппарат составляют кости скелета с суставами, связки и мышцы с сухожилиями, которые наряду с движениями обеспечивают опорную функцию организма. Занятие физическими упражнениями и спортом увеличивают прочность костной ткани, способствуют более прочному прикреплению к костям мышечных сухожилий, укрепляют позвоночник и ликвидируют в нём нежелательные искривления, способствуют расширению грудной клетки и выработке хорошей осанки.
Упражнения по физической культуре имеют целью профилактическое, корригирующее и тонизирующее действие.
Сложность определения и сочетания конкретных физических упражнений, последовательность их выполнения на занятиях заставляют учитывать комплексный характер воздействия упражнений на занимающихся.
Жизнь – это движение.
- Абрамов М.С. Физическая культура. М.: ИНФРА-М, 2003.
- Вайнер Э. Н., Растворцева И. А. Валеологическое образование как неотъемлемая часть отечественной системы формирования здоровья // Валеология. — 2004. — N 2. — С. 58-59
- Дубровский В.И. Спортивная медицина: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – 2-е изд., доп. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 512 с.: ил.
- Домашняя медицинская энциклопедия. Главный редактор Покровский В. И., Москва: «Медицина», 1993 г.
- Каптелин И.О., Лебедева И.П. Лечебная физкультура в системе меди-цинской реабилита¬ции. — М., 1995.
- Милюкова И.В., Евдокимова Т.А. Лечебная физкультура. Новейший справочник / Под общей ред. проф. Т.А. Евдокимовой. – СПб.: Сова; М.: Изд-во Эксмо, 2003. – 862 с.
- Орешкин Ю. А. К здоровью через физкультуру.- М.: Логос, 2002. -287 с.
- Правосудов В.П. Учебник инструктора по лечебной физкультуре. — М., 1980.
- Пасынков Е.И. Физиотерапия. – М.: Медицина, 1980.
- Позвоночник – ключ к здоровью / П.С. Брэгг, С.П. Махешварананда, Р. Нордемар и др. – СПб.: ООО «Диамант», 2001. – 512 с.
- Потапчук А. А., Дидур М. Д. Осанка и физическое развитие детей. СПб.: Речь, 2001.
- Руководство по физиотерапии и физиопрофилактике детских заболева¬ний / Под ред. А. Н. Обросова и Т. В. Карачевцевой.— М.: Медицина, 1978. – 392с.
- Рунова М. Сохранение и укрепление здоровья ребенка// Дошкольное воспитание. — 1999. — № 6.
- Физическое воспитание. Учебник. Редакторы Головин В. А., Маслякова В. А., Коробкова А. В. и др., Москва: «Высшая школа», 1983 год.
- Физическая культура / Под ред. Т.Ю. Жиглова. М.: Спорт, 2001. С. 198.
- Физическая культура и валеология. Мишаров А. З., Камалетдинов В. Г., Харитонов В. И., Кубицкий С. И.. — Челябинск: ДЦНТИ, 1999. – 325 с.
- Физическая реабилитация: Учебник для академий и институтов физи-ческой культуры / Под общей ред. проф. С.Н. Попова. – Ростов н / Д: изд-во «Феникс», 1999. – 608 с.
- Харитонов. Эффективная методика двигательной подготовки. — Омск: ОГПИ, 1999. – 213. с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система ТИСа позволяет : 1.Правильно изучать общеобразовательные упражнения за счет создания удобных поз и ориентиров для выполн.
Методические рекомендации для учителей и воспитателей, работающих с детьми с тяжелыми и множественными нарушениями здоровья.
Содержание1. Вводная частьНадомное образование.Понятие о дистанционном обучении. 2. Здоровье человека как основная ценность.3. Ребенок, обучающийся на дому с использование.
Содержание1. Вводная частьНадомное образование.Понятие о дистанционном обучении. 2. Здоровье человека как основная ценность.3. Ребенок, обучающийся на дому с использованием комп.
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа№439Петродворцового района Санкт-Петербурга Методические рекомендации«Причины нарушений и коррекционное воспи.
Календарное планирование классных часов для детей с ОВЗ.
Данная адаптированная рабочая программа составлена на основе материалов книги «Культура родного края» авторов В.Н.Лупоядова и Л.Ю. Лупоядовой.
Источник