- ОШО о медитации випассана (наблюдение)
- Медитация “Наблюдение за мыслями”
- В чем польза от этой практики
- Развивает центрированную позицию восприятия
- Снижает влияние негативных мыслей
- Начинаете замечать, что и как влияет на вас
- Техника выполнения медитации
- Вот краткий перечень всех этапов этой медитации
- Наблюдения наблюдателя
- Правила медитационной сессии
- Духовные упражнения Игнатия Лойолы
- Медитация наблюдения за дыханием Экхарта Толле
- Быть внутри природы
- Медитация в воде Марины Боруссо: практика освобождения
ОШО о медитации випассана (наблюдение)
Нужно начать наблюдать за телом в то время, когда оно гуляет, сидит, ложится спать, ест. Следует начинать с самого грубого, потому что это проще, а затем перейти к более тонким опытам. Потом начать наблюдать за мыслями. Когда человек станет знатоком в наблюдении за мыслями, ему следует наблюдать за своими ощущениями. Когда вы почувствуете, что способны наблюдать за ощущениями, вам следует перейти к наблюдению за настроениями, которые еще тоньше и неопределеннее, чем ощущения.
Чудо наблюдения состоит в том, что по мере наблюдения за телом ваш наблюдатель становится сильнее; по мере наблюдения за мыслями он становится еще сильнее; по мере наблюдения за ощущениями наблюдатель набирается еще больше сил. Когда же вы наблюдаете за своими настроениями, наблюдатель становится настолько сильным, что способен оставаться наедине с собой, наблюдая себя, — подобно тому, как свеча освещает темной ночью не только пространство вокруг себя, но и саму себя.
Обрести наблюдателя во всей его чистоте — величайшее духовное достижение, потому что наблюдатель в вас — это ваша душа, наблюдатель в вас — это ваше бессмертие. Но никогда, ни на одно мгновение не думайте: “Мне это удалось”, потому что в тот же момент вы все упустите.
Наблюдение — бесконечный процесс; вы проникаете все глубже и глубже, но никогда не достигаете конца, где можете сказать: “Мне это удалось”. Чем глубже вы проникаете, тем больше осознаете, что участвуете в процессе, который длится вечно и у которого нет ни конца, ни начала.
Но люди наблюдают только других и не прилагают усилий, чтобы наблюдать самих себя. Каждый наблюдает — и это самое поверхностное наблюдение, — что другой делает, как он одет, как он выглядит. Наблюдает каждый; наблюдение не есть нечто новое, неизвестное вам. Его нужно только углубить и направить не на других, а, словно стрелу, на свои собственные ощущения, мысли, настроение и, в конечном итоге, — на самого наблюдателя.
Используйте энергию наблюдения для преображения своего существа. Это принесет вам столько блаженства и столько благословения, что вы не можете себе этого даже вообразить. Процесс простой — но как только вы начинаете использовать его для работы над собою, он становится медитацией.
Медитация возникает из чего угодно.
Все, что ведет вас к самим себе, — это медитация. Чрезвычайно важно найти свою собственную медитацию, в ней вы обретете великую радость. Поскольку это ваша собственная находка, а не навязанный кем-то ритуал — вы будете испытывать удовольствие от все более глубокого проникновения в нее. Чем глубже вы будете проникать, тем счастливее будете становиться — мирный, безмолвный, цельный, облагороженный, изящный.
Всем вам известно, что такое наблюдение, поэтому никаких трудностей с обучением наблюдению нет, это лишь смена объектов наблюдения. Придвиньте их поближе.
Понаблюдайте за своим телом и вы будете удивлены. Я могу двигать рукой, не наблюдая за ней, и двигать ею с наблюдением. Вы не заметите разницы, но я ее чувствую. Когда я двигаю рукой с наблюдением, в этом есть грация и красота, спокойствие и безмолвие. Вы можете ходить, наблюдая каждый свой шаг, и получите от этого всю пользу, какую может принести вам ходьба как упражнение, а кроме того как величественно простая медитация.
Не позволяйте ни одному мгновению протекать бессознательно. Наблюдение отточит ваше сознание. Это и есть подлинная религия; все остальное — лишь разговоры. Вот ты спрашиваешь меня: “Существует ли нечто большее?” Если вы сможете только наблюдать, ничего другого вам не потребуется.
Из книги: Медитация – первая и последняя свобода.
И если вам надоело ходить по кругу. Если вы хотите обрести ту самую энергию, ясность, собранность, то ретрит на Бали – просто создан для этого.
Источник
Медитация “Наблюдение за мыслями”
С вами бывает такое, что ваши собственные мысли достают вас? Какая-то проблема, будущее событие или прошлая обида не дают вам покоя. Вы все уже решили, приняли возможные меры, смирились с неизбежными потерями и т.д., но мысли о беспокоящем событии никак не оставляют вас. Они снова и снова приходят в голову и вам никак не удается отделаться от них.
Думаю, вам это знакомо. И также, наверняка знакомо и то раздражение, которое испытываешь, когда отвлекающие мысли мешают сосредоточится на важном деле.
Ну, а раз так, то идея заниматься практиками ментального самоконтроля должна показаться вам весьма разумной и полезной.
И сегодня я расскажу вам об одной из таких практик – медитации наблюдения за мыслями.
Суть этой техники в том, что вы стараетесь просто наблюдать за процессом появления и ухода возникающих у вас мыслей, не вовлекаясь в процесс обдумывания. Т.е., вы наблюдаете за этим процессом как бы со стороны.
Методика эта используется уже не одну тысячу лет в йоге и буддизме, а в последние десятилетия попала и в круг интересов современной науки.
В чем польза от этой практики
Развивает центрированную позицию восприятия
Большинство проблем в поведении и общении связаны с тем, что нас «захватывают» какие-то мысли, чувства или желания. Т.е., включаются какие-то негативные подсознательные программы и в результате, мы можем, например, наговорить что-то близкому человеку или начальнику такого, о чем потом будем сильно жалеть, или провести пол-дня в пустых блужданиях по интернету, вместо того, чтобы заниматься важным проектом и т.п.
Когда мы находимся в центрированной, осознающей позиции, нам проще замечать включение подобных негативных программ и не поддаваться им.
Снижает влияние негативных мыслей
Если чувство тревоги ваш постоянный спутник, то вы знаете, что именно навязчивые тревожные мысли поддерживают это неприятное состояние. Умение отстраниться от потока мыслей помогает значительно снизить их влияние на наше эмоциональное состояние.
Начинаете замечать, что и как влияет на вас
Фильмы, книги, общение – все это не проходит бесследно. Мозг, наш внутренний компьютер, находится в постоянной работе. Вся информация, которая в него поступает обрабатывается и так или иначе влияет на то, какие мысли будут приходить вам в голову. А от этого будет, в свою очередь, зависеть и ваше общее состояние
Если вы еще не занимались подобными практиками, то идея наблюдения за своими собственными мыслями может показаться вам парадоксальной. Как я могу наблюдать за тем, что порождаю сам?
Это вопрос о том, с чем мы себя отождествляем. Вот в этой статье я давал практику разотождествления, которая помогает осознать, почувствовать, что мы можем не отождествлять себя, свое истинное я ни с телом, ни с чувствами, ни с разумом. Но, это отдельная история. Нам же сейчас просто важно понять, что мы вовсе не обязаны отождествлять себя со своими мыслями.
Мы говорим «мне пришла в голову мысль». Мы не говорим, что мы сделали, создали эту мысль. Она сама пришла. Большинство наших мыслей – это как бы фоновая работа нашего мозга, нашего разума, нашего бессознательного, нашего внутреннего компьютера, если хотите.
Мы, конечно, можем сознательно включиться в процесс мышления. Но, это как раз то, чего мы стараемся избегать в данной медитации. Мы наблюдаем за процессом спонтанного мышления, за теми мыслями, которые сами «приходят нам в голову»
Наблюдение за мыслями можно отнести к практике развития внимательности, осознанности. И как я уже ранее писал, эту практику можно условно разделить на формальную и не формальную.
Формальная – когда вы специально выделяете на это время, принимаете медитативную позу и полностью фокусируетесь на этой задаче.
Неформальная, когда вы решаете понаблюдать за своими мыслями в любой подходящей для этого обстановке: дома, во время прогулки, в очереди, в общественном транспорте, на бестолковом совещании 🙂 и т.д.
В любом варианте, задача остается одна и та же – наблюдать за процессом возникновения и рассеивания мыслей, не вовлекаясь в их обдумывание. Если вы замечаете, что какая-то мысль увлекла вас – просто скажите себе мысленно «Стоп» и вернитесь в позицию наблюдателя.
Я рекомендую начинать осваивать эту медитацию буквально с нескольких минут.
Я так же рекомендую заниматься как формальной, так и неформальной медитацией наблюдения за мыслями.
Формальная практика имеет более четкую структуру и несколько вариантов выполнения.
Здесь я описываю один базовый вариант, который сам применяю.
Рекомендую использовать таймер, чтобы в процессе занятия не отвлекали размышления о том, не пора ли заканчивать или еще позаниматься.
Техника выполнения медитации
Вот краткий перечень всех этапов этой медитации
Сформулировать намерение
Принять позу
Расслабиться, успокоится
Перейти в осознанное состояние
Приступить к практике наблюдения за мыслями
Выход
А теперь, подробнее по каждому этапу.
Сформулировать намерение
Хорошая идея – напоминать себе в начале занятия, ради чего, собственно, вы это делаете. Это поможет сохранять мотивацию. Кроме того, важно определиться с временем занятия, поставить таймер и напомнить себе, что сейчас вы собираетесь заняться медитативной практикой в течение всего… минут и на это время вы вполне можете отложить свое беспокойство относительно насущных дел
Поза
Традиционно, главная рекомендация – прямая спина. Не обязательно в позе лотоса или со скрещенными ногами. Можно и на стуле и на диване или в кресле. В этом случае, хорошая идея – использовать одну-две небольшие подушки, распределив их так, чтобы было удобно сидеть прямо
Глаза открыты или закрыты. Если открыты, можно расфокусировать или направить взгляд вниз, примерно под 45 градусов. Постепенно расфокусированность сама может возникнуть, по крайней мере на периферии зрения. Все это не особо существенно, важно не блуждать взглядом, не отвлекаться на визуальные стимулы.
Расслабиться, успокоиться
Начинаем с контроля позы, ощущений соприкосновения тела, ног с поверхностью сидения, пола. Последовательно расслабляем мышцы, не участвующие в поддержании позы
Перейти в осознанное состояние
Начинаем наблюдать за дыханием в течение нескольких минут или до счета 21. Это помогает перейти в более осознанное, центрированное состояние.
Можно выбрать любые ощущения проявления дыхания (движения живота, груди, ощущения в области носа) или можно последовательно, сначала одну-две минуты наблюдать за движением живота – груди, потом перейти к наблюдению за ощущениями в области носа.
На этом этапе, если появляются отвлечения (мысли, звуки и т.п.) – осознаете что отвлеклись и спокойно возвращаете внимание к наблюдению за дыханием.
Приступить к практике наблюдения за мыслями
Переходим к наблюдению за мыслями. Задача – осознать появление мысли, но не вовлекаться в ее обдумывание. Мысли будут приходить и уходить, вы просто наблюдаете за их приходом и уходом. Если вовлеклись – осознаете это и опять как бы отступаете в сторону (или как бы мысленно делаете шаг назад), становитесь наблюдателем.
Если устали – можно вернуться к наблюдению за дыханием.
Мне нравится идея переключения скоростей, которую я узнал от Алана Уоллеса – известного учителя медитации.
Проще наблюдать за дыханием, чем за мыслями. При этом проще наблюдать за движением живота, груди, чем за движением воздуха в области ноздрей.
Поэтому, вы как бы переключаете скорости, как на машине. Чтобы начать, тронуться с места, вы включаете первую скорость и наблюдаете за дыханием в области живота и груди. Войдя в осознанную позицию вам проще переключиться на вторую скорость и наблюдать уже за менее грубыми ощущениями дыхания в области ноздрей. Это еще больше успокаивает и концентрирует вас и вы можете перейти на третью скорость и начать наблюдать за мыслями.
Но, потом, вы можете немного устать, это похоже на то, что дорога пошла в гору и надо понизить передачу – вы возвращаетесь за наблюдением за дыханием в области ноздрей. Если и это кажется трудным – опускаетесь на еще более простой уровень – наблюдение за движением живота и груди. Стабилизировавшись на этом уровне, вы сможете двинуться опять в сторону более сложных задач.
И таким образом вы можете как бы переключаться с одного уровня сложности к другому в течение всего отведенного времени на занятие.
Выход
В буддийской традиции, принято заканчивать медитацию «посвящением заслуг», т.е. как бы посвящением того труда, который вы вложили и тех результатов саморазвития, которых достигли на благо освобождения, просветления всех живых существ (это, конечно, весьма упрощенное определение). Но, я не специалист и не учитель по буддизму и обучаю только светскому варианту медитаций, т.е. рассматривая их только как психотехники. Поэтому, будем говорить о привычном для трансовых техник термине «выход»
В данной практике вы вряд ли будете погружаться в глубокий транс, поэтому, особой технической необходимость в специальном выходе нет, но я считаю, что просто вскочить с первым звонком таймера не лучшая идея. Мне кажется важным то, как мы завершаем любую практику. С какими мыслями, с какими эмоциями и намерениями.
Если вам сложно заниматься регулярно, то важно похвалить, поздравить себя с успешной реализацией своего плана. Вы запланировали, вы позанимались, и теперь, даже собственная похвала и чувство удовлетворения послужат позитивным подкреплением, что поможет вам быстрее сформировать привычку регулярно медитировать.
Если вы часто отвлекаетесь в течение дня – завершите свой медитативный сеанс пожеланием себе сохранять осознанность и сфокусированность на важном
Надеюсь, что у вас возник интерес к этой технике и желание ее практиковать и я буду рад получить ваши комментарии и ответить вопросы.
Источник
Наблюдения наблюдателя
Как научиться жить в ладу с собой? Во всех религиозных культурах мира состояние гармонии недостижимо без созерцательных техник работы с сознанием, то есть медитации. И не важно, кто ты — иудей, христианин, индуист или мусульманин. Постичь Бога или приоткрыть завесу над таинственной сутью мира можно одним-единственным способом — «направив непрерывный поток внимания на изучаемый объект».
В Индии медитацию называют дхьяной (от глагола «дхьяи» – «созерцать», «размышлять»). Тот же корень лежит в основе японского слова «дзен» и китайского «чань». В европейских же языках закрепился термин, произошедший от латинского глагола meditare, аналога санскритского «дхьяи», и этому существует любопытное историческое объяснение. В связи с духовными практиками слово «медитация» вошло в употребление еще в XVI веке благодаря отцам-основателям ордена иезуитов. Первые иезуиты побывали в качестве миссионеров в Индии и Китае, где и познакомились с традиционными техниками работы с сознанием. Орден, стяжавший дурную славу своим участием в кровавых расправах средневековой инквизиции, по существу имел мало общего с духовными традициями Востока. Однако на сам термин «медитация» это не повлияло, и он прочно вошел в лексикон европейских диалектов.
К сожалению, в русском языке это слово продолжает звучать несколько претенциозно. Многие уверены, что медитация — это долгое нахождение в позе Лотоса или совместное распевание мантр. Ни то ни другое само по себе не является дхьяной, но служит лишь техникой обретения этого состояния. Вот какое определение дает Патанджали в трактате «Йога-сутры»: «Равномерный и непрерывный поток внимания, направленный на одну и ту же точку или область, есть медитация (дхьяна)» (Б. К. С. Айенгар, «Йога-сутры» Патанджали. Прояснение», М., 2007). Разъясняя это изречение, Айенгар приводит красивую метафору: «Поток внимания остается таким же плавным, гладким и равномерным, как струя масла, льющаяся из кувшина». Что же происходит с сознанием при равномерном сосредоточении внимания? Опишем в качестве примера тратаку – технику медитации, при которой взгляд фиксируется на одной точке. Предположим, мы решили медитировать над пламенем свечи. Устроились поудобнее — глаза в нескольких сантиметрах от огня. Смотреть на свечу нужно по возможности не моргая. Первые несколько мгновений глаза привыкают к огню и мы видим лишь его желтый язычок. Далее на огненном фоне начинают различаться белесые пятна. По мере выполнения упражнения в глаза бросается то, что язычок постоянно перемещается вверх и вниз, вправо и влево. Белесые пятна то уменьшаются, то увеличиваются, а могут и вовсе исчезнуть или слиться воедино. В какой-то момент мы начинаем ощущать тепло от огня на щеке или глазах. А затем внезапно слышим безмолвие пламени. Так мы постигаем природу огня — подвижность, яркость, неоднородность, тишину, жар. Список свойств пополняется по мере тренировки.
Правила медитационной сессии
Время. Старайтесь практиковать ранним утром или в сумерки – это саттвичное время суток, наиболее располагающее к духовным упражнениям. Делайте это регулярно.
Место. Выберите тихую, спокойную комнату и занимайтесь в ней постоянно. Попросите, чтобы во время практики вас никто не беспокоил. Поза. Классические тексты призывают медитировать в таких позах, как Сиддхасана или Падмасана. Если практика в этом положении затрудняется, можно заниматься лежа.
Сосредоточение. Не старайтесь избавиться от мыслей, которые приходят в голову. Ум не может не думать, мышление – неотъемлемое свойство психики. Как говорят буддисты, нельзя требовать, чтобы мясо было без костей, а чай – без чаинок. Не досадуйте на себя, если отвлекаетесь или утрачиваете сосредоточенность. Это тоже часть вашего опыта, принимайте его таким, какой он есть. Согласие с тем, что происходит внутри вас, – ключ к ровному, спокойному дыханию, которое обеспечивает полное внутреннее расслабление.
Открытость. Настройтесь на открытое наблюдение. Не ждите «сейчас я увижу это, потом почувствую то». Отбросьте знание, почерпнутое из книг или из уст других людей. Откиньте представления о том, каким все должно быть. Не оценивайте и не сравнивайте. Приветствуйте свой опыт – уникальный и сугубо интимный.
То, что происходит с телом и умом в процессе сосредоточенной, но не утомительной работы, то состояние погруженности, которое не сужает сознание, но открывает его для дальнейших наблюдений и опыта, и есть медитация. При этом медитирующий является как наблюдателем, так и действующим лицом происходящего.
В этом существенное отличие медитации от рефлексии, при которой человек в уме отдает себе отчет в том, что с ним происходит. При медитации мы не просто осознаем свой опыт, давая ему то или иное название, но в полной мере переживаем его, постепенно оказываясь в точке «здесь и сейчас». Более того, мыслительный процесс становится вторичным и ненамеренным: отражение происходящего в форме внутреннего монолога диктуется переживаниями, а не сознательным волевым усилием. Другими словами, оно возникает спонтанно.
Всемирно известный учитель буддизма Чогьям Трунгпа Ринпоче, основоположник школы Шамбала, выделял два подхода к медитационной практике: интровертный и экстравертный. Интровертная медитация связана с погружением в глубины собственного «Я» с целью достичь уровня Бога. Человек, избравший подобный способ медитации, ощущает свое несовершенство, тщету собственных эгоистичных стремлений, болезненную разобщенность с Богом и всей Вселенной. Разрешение внутреннего конфликта он видит в слиянии с Божественным — некой силой, которая, в отличие от него, не имеет границ. Путь к обретению такого состояния долог и тернист, поскольку предполагает постоянное самоочищение. Так, по мнению Б. К. С. Айенгара, невозможно достичь мастерства в медитации, если не пройдены предыдущие ступени восьмеричной йоги — от ямы до дхараны. Как видно, для этого нужна неустанная практика.
К интровертным упражнениям относится медитация над чакрами, эмоциями, эго — любым элементом нашего «Я». К ним же причисляют различные техники посвящения себя Высшему существу, или Богу, например джапа-медитацию или медитацию над конкретным божеством, святым. Монахи и отшельники-аскеты избирают этот вид медитации, посвящая всю свою жизнь духовным поискам.
Как уже было сказано, к медитациям посвящения относят техники джапа-йоги, в том числе мантропение. Медитировать можно над звуком «Ом», какой-то конкретной мантрой-воззванием или просто повторяя имя избранного божества (ишта-деваты). При этом используют специальные четки из 108 бусин. В Индии их делают из рудракши (голубого клена) или тулси (базилика священного). Мантру повторяют от 108 до 1080 раз в день. Воспевать ее можно в уме, шепотом или вслух. Чтобы ум не уставал от монотонности и не начинал блуждать, желательно чередовать эти способы произнесения священных формул. Во время такой медитации ум целиком и полностью сосредотачивается на Божественном — на силе, свободной от ложного эго, страхов, заблуждений. Соприкасаясь с ней через священные звуки, медитирующий исполняется смирения перед Богом, сдает всего себя на милость его воли, проникается благостью и добродетельностью. В таком состоянии человеку раскрываются законы Вселенной — тот миропорядок, в котором сосуществуют земля, вода, деревья, воздух, живые организмы. При высоком уровне мастерства ощущается полное единение с каждой клеточкой своего организма, а вместе с ним — естественная связь своего существа с окружающим миром и Творцом.
Более доступной для обывателя интровертной техникой является медитация над эмоциями, которая в последнее время становится все более популярной на Западе. Ее используют не только духовные учителя, но и психотерапевты с классическим университетским образованием. Секрет этой техники прост: она способна быстро избавить от стресса, гнева или скорби. Во время занятия необходимо устроиться в удобной позе и пригласить ту эмоцию, которая «топчется у дверей». Как только почувствуете отклик, не гоните чувство прочь, но и не поторапливайте его — доверьтесь своей эмоции, пусть она возникает самопроизвольно, в том ритме и с той интенсивностью, которые изберет для себя сама. Ощутите ее всем сердцем, наблюдая за тем, насколько она омрачает (если это тягостное чувство) душевное состояние или, наоборот, привносит в него радость. Далее почувствуйте эмоцию всем телом, обращая внимание на то, как реагируют на нее конечности, корпус, голова. Понаблюдайте за тем, что происходит с температурой тела и дыханием. Испытайте эти ощущения в полной мере. Не исключено, что в какой-то момент вы ощутите привкус эмоции. У радости он может быть сладким, у скорби — горьким, у злости — острым, а у ревности — кислым. Ощущения бывают самыми разными — в конце концов, этот опыт сугубо индивидуален. Как бы то ни было, «свидетельствуйте» свое чувство, пребывая в нем и одновременно наблюдая за ним со стороны. При правильной практике подобная работа может в достаточно короткие сроки привести к катарсису, самоочищению, заставить полностью пересмотреть способы своего внутреннего существования, трансформировать их в более подходящие и приемлемые.
Духовные упражнения Игнатия Лойолы
Основатель Общества Иисуса Игнатий Лойола разработал систему духовных упражнений, которыми должен был заниматься каждый член ордена. Их назначение – познание потребностей души и постижение божественной воли. Вот что пишет сам Лойола об этих занятиях: «В этот период мы занимаемся исключительно рассмотрением, переживанием вечных истин, применяя их к нашим потребностям, очищаем душу исповедью, размышляем над примерами из жизни Христа, устремляемся ко все большему совершенству и получаем для себя откровение Божией воли». Среди тем духовных упражнений – человек и его цель, жизнь Христа и воскресение, любовь к Богу и смерть. Каждое размышление, или, как называет его Лойола, реколлекция, влечет за собой спонтанные чувства, акты воли. Размышления о цели человека порождают сильную неколебимую веру в божье провидение и стремление сдать себя на его милость. Размышление о смерти избавляет от алчности и ревности, дает понимание суетности повседневной жизни.
Трактат создан ярым поборником христианства, но вместе с тем описывает техники работы с сознанием, которые издревле использовались на Востоке и которые все больше включает в своей психотерапевтический инструментарий западная наука.
Медитация наблюдения за дыханием Экхарта Толле
Вы можете сесть на стул с прямой спинкой либо сесть скрестив ноги на полу. Закройте глаза. Направьте внимание внутрь себя и сосредоточьтесь на дыхании. Не пытайтесь делать дыхание более глубоким, пусть оно будет естественным. По мере того как вы будете наблюдать за дыханием, вдохи и выдохи сами собой станут более глубокими и длинными. Почувствуйте, как воздух входит и выходит из легких и ноздрей. Почувствуйте, как живот поднимается на вдохе и опускается на выдохе. Если в уме появляются мысли, вы просто замечаете их, а затем возвращаете внимание к дыханию. Как только вы заметили, что поток мыслей прервал наблюдение, белый шум перестает иметь над вами власть. Вы просто позволяете мыслям течь и возвращаете внимание к дыханию. Продолжайте медитировать еще 10–15 минут. Затем откройте глаза. Посидите еще пару минут.
Экстравертный подход к медитации отличается от интровертного тем, что здесь центрированный объект отсутствует как таковой. Скорее она связана с пребыванием в данном моменте, чем бы вы ни занимались. Здесь и сейчас — вот отправные точки для медитации, то поле, на котором следует достичь желаемого состояния.
Такой подход широко используется в традиции японского дзен-буддизма. Его хорошо иллюстрирует следующая притча. Монах пришел к учителю и попросил наставления. Учитель спросил: «Ты уже съел кашу?» «Да», — ответил монах. «Тогда самое время вымыть свою миску». Казалось бы, учитель говорит о совершенно постороннем — ведь монах попросил наставления. Но что означает ответ мастера на самом деле? Он обращает монаха в настоящее мгновение. Он говорит: у тебя есть незаконченное дело, иди и заверши его, в этом и есть мое наставление. Как настоящий учитель он преподает ему урок.
Другая притча. Один человек, посещая буддийский монастырь, спросил у настоятеля: «Что такое дзэн?» Настоятель приложил палец к губам и прошептал: «Мы не разговариваем в комнате для медитации». Проследовав за настоятелем в библиотеку, посетитель задал тот же вопрос. На что последовал ответ: «Здесь мы читаем книги в тишине». Оказавшись на кухне, посетитель снова поспешил со своим вопросом, на что мастер сказал: «Мы готовим здесь пищу и едим без лишних разговоров». Когда настоятель провожал посетителя, тот, задыхаясь, опять спросил: «Так что же такое дзен?» Экстравертная медитация — это состояние включенности в то, что происходит с вами в данный момент. Это чуткое отношение к своим внутренним потребностям и к требованиям ситуации. Если вы хотите есть, вы едите — ровно столько, сколько вам необходимо. Если хотите спать — уделяете необходимое время сну. Если нужно приготовить еду — совершаете это, полностью включаясь в процесс, делая его интересным и эффективным. В этом смысле медитация не является самоцелью, она лишь продукт, фон, который возникает в результате полного погружения в жизнь, получения радости от того, чем вы занимаетесь, и, главное, от того, как вы это делаете. Девизом такой медитации можно провозгласить «Делай все от души, от сердца и думай только о том, чем занимаешься в данный момент». Это состояние хорошо знакомо детям — вы замечали, с какой любовью, с каким сосредоточением они рисуют, лепят, танцуют? Насколько вовлечены они в жизнь, насколько чувствуют себя ее частью и как искренне обижаются, если им отказывают в праве полноценно проявлять себя.
Экстравертная медитация убирает все мысли о прошлом и будущем не на коврике для занятий йогой и не во время распевания мантр, а здесь и сейчас. Вы превращаетесь в наблюдателя и одновременно играете главную роль в спектакле под названием «жизнь». На собственном опыте вы учитесь красивому взаимодействию с самим собой, окружающими людьми и даже вещами не во время какой-то сессии, а постоянно, где бы ни находились. При этом самого понятия «медитация» не существует: вы просто живете и совершаете свои дела, делая это не по принуждению, а просто так — просто потому что вам кажется, что это хорошо, правильно. Отсутствие «духовных рассуждений» говорит о невинности, ибо вы остаетесь открытым и допускаете, что можете чего-то не знать. Здесь нет главенства ума над вашей жизнью, нет жесткого знания — «надо так, а не иначе». Ум используется лишь в качестве координатора деятельности, которую вы в данный момент совершаете.
Такой подход не исключает использования техник интровертной медитации, поскольку часто на свои внутренние потребности следует отвечать погружением в себя. Однако он далеко не ограничивается ими. С точки зрения многих духовных учителей, именно в повседневности достигается высшее мастерство в медитации, совершенствуется само искусство жить.
Быть внутри природы
При открытом наблюдении за объектом мы познаем его глубинную природу. Это происходит не сразу, а постепенно: свойство за свойством мы раскрываем тайну растения, камня, звука, пока не распознаем его внутреннюю логику, не соприкоснемся с его дыханием, не услышим уникальную, лишь ему присущую мелодию.
Это воздействие медитации прекрасно иллюстрирует древняя буддийская притча. Одному человеку хотелось рисовать бамбук, и он обратился к художнику, с тем чтобы тот научил его премудростям своего мастерства. Учитель велел отправиться в бамбуковую рощу и жить там в течение трех лет. Срок истек, но ученик не вернулся. Тогда мастер отправился за ним и нашел среди бамбука. Дул ветер, бамбук раскачивался в такт воздуху и шелестел. Ученик повторял вместе с ним причудливый танец, который сопровождал «бамбуковым» шелестящим пением. Увидев это, художник понял, что ученик готов рисовать бамбук, ибо узнал его природу изнутри.
Медитация в воде Марины Боруссо: практика освобождения
Вода – изначальная сфера обитания живых существ. Вода в океанах, морях, реках, озерах и даже та, которая содержится внутри нашего тела, обладает колоссальной силой. С ее помощью можно исцелить не только отдельного человека, но и всю планету. Вместе с тем вода – это носитель энергии и памяти прошлого, которую мы неизменно храним в себе.
Благодаря своим удивительным свойствам вода способна раскрыть внутри нас неосознаваемое, избавить от груза старого и отжившего, освобождая место для настоящего – того, что происходит здесь и сейчас. Все зависит от нашего намерения принять это.
Когда человек погружается в воду и пребывает в медитации, присутствуя каждой клеточкой своего существа в том, что происходит, тело самопроизвольно начинает проявлять доселе невыраженные страхи и привычки. Это происходит через спонтанные движения, высвобождающие напряжение и отпускающие зажимы. Наблюдая за тем, что происходит с телом и сознанием, отдавая себе отчет в каждом вдохе и выдохе, мы даем себе возможность исцелиться телом и душой, просто пройдя этот опыт таким, какой он есть. Мы позволяем себе и своему телу выразить то, что всю свою жизнь хранили глубоко запертым внутри, а после – соединиться с собой и миром, ставшим безграничным.
Водная медитация может принимать разные формы – от пребывания на поверхности до долгих спонтанных погружений. Заниматься можно и в бассейне, и в естественном водоеме: реке, море, океане. Допустима как индивидуальная, так и групповая практика. Температура воды также не имеет значения, главное – довериться себе, своему телу, обращать внимание на дыхание и иметь намерение исцелиться.
Медитация в воде – это погружение в глубины собственный души. Чтобы процесс был гладким и целенаправленным, его следует осуществлять вместе с инструктором: он сможет направить вас в вашем внутреннем путешествии и разъяснить суть происходящего.
Водная медитация оказывает воздействие на все уровни человеческого существа. Она обеспечивает полное физическое расслабление, успокаивает сознание, которое утрачивает привычную форму и границы, дарит единение с самим собой и миром вокруг.
Анна Шарунова
Источник