Пальчиковая гимнастика в стихах для детей
картотека (старшая группа) на тему
Пальчиковая гимнастика в стихах для детей
Дом
Я хочу построить дом,
(Руки сложить домиком, и поднять над головой)
Чтоб окошко было в нём,
(Пальчики обеих рук соединить в кружочек)
Чтоб у дома дверь была,
(Ладошки рук соединяем вместе вертикально)
Рядом чтоб сосна росла.
(Одну руку поднимаем вверх и «растопыриваем» пальчики)
Чтоб вокруг забор стоял,
Пёс ворота охранял,
(Соединяем руки в замочек и делаем круг перед собой)
Солнце было, дождик шёл,
(Сначала поднимаем руки вверх, пальцы «растопырены». Затем пальцы опускаем вниз, делаем «стряхивающие» движения)
И тюльпан в саду расцвёл!
(Соединяем вместе ладошки и медленно раскрываем пальчики – «бутончик тюльпана»)
Друзья – садоводы
Палец толстый и большой
В сад за сливами пошёл.
(Ладошка собрана в «кулачок». Отгибаем большой пальчик, выпрямляем его, затем сгибаем наполовину. Снова сгибаем и так несколько раз)
Указательный с порога
Указал ему дорогу.
(Отгибаем указательный пальчик, далее «сгибаем-разгибаем»)
Средний палец самый меткий,
Он сбивает сливы с ветки.
(Отгибаем средний пальчик, «сгибаем-разгибаем» его. При этом нужно стараться не сгибать указательный и большой пальцы)
Безымянный подбирает,
(Отгибаем также безымянный, постараться не шевелить предыдущими пальчиками)
А мизинчик-господинчик
В землю косточки бросает!
(Отгибаем мизинчик)
Кораблик
По реке плывёт кораблик,
(Прижимаем нижние части ладошек друг к другу, верхние открыты – показываем «кораблик»)
Он плывёт издалека,
(Приставляем горизонтально левую руку к глазам – «смотрим вдаль»)
На кораблике четыре очень храбрых моряка.
(Показать 4 пальца)
У них ушки на макушке,
(Приставляем обе ладошки к своим ушам)
У них длинные хвосты,
(Кончики пальцев обеих рук соединяем вместе и далее медленно разводим руки в стороны)
И страшны им только кошки, только кошки да коты!
(Показываем две открытые от себя ладошки, затем пальчики слегка сгибаем – получаются «коготки»)
В конце этой игры можно спросить у ребёнка:
-Что за моряки были на кораблике?
Ответ: мышки
Лодочка
Две ладошки прижму,
И по морю поплыву.
(Прижать друг к другу обе ладошки, при этом не соединяя большие пальцы)
Две ладошки, друзья, —
Это лодочка моя.
(Делать волнообразные движения руками – «лодочка плывёт»)
Паруса подниму,
(У соединенных вместе рук в форме «лодочки» поднять вверх большие пальцы)
Синим морем поплыву.
(Продолжить волнообразные движения руками – «лодочкой»)
А по бурным волнам
Плывут рыбки тут и там.
(Полностью соединить друг с другом две ладошки для имитации рыбок и снова волнообразные движения – «рыбки плывут»)
Мышка
Мышка в норку пробралась,
(Делаем двумя ручками крадущиеся движения)
На замочек заперлась.
(Слегка покачиваем скрещенными в замок пальчиками)
В дырочку она глядит,
(Делаем пальчиками колечко)
На заборе кот сидит!
(Прикладываем ручки к голове как ушки и шевелим пальчиками)
Апельсин
(Рука сжата в кулачок)
Мы делили апельсин.
(Крутим кулачком вправо-влево)
Много нас, а он один!
(Другой рукой разгибаем пальчики, сложенные в кулачок, начиная с большого)
Эта долька для ежа,
(Разгибаем указательный пальчик)
Эта долька для чижа,
(Разгибаем средний пальчик)
Эта долька для утят,
(Разгибаем безымянный пальчик)
Эта долька для котят,
(Разгибаем мизинчик)
Эта долька для бобра,
(Открытую ладошку поворачиваем вправо-влево)
Ну, а волку – кожура.
(Двумя руками показываем волчью пасть)
Он сердит на нас – беда!
(Складываем руки домиком)
В домик прячемся – сюда!
Шарик
(Сначала пальцы сложены в замочек. Начинаем их медленно разводить)
Надуваем быстро шарик.
(Кончики пальцев обеих рук соприкасаются друг с другом – шарик надут)
Он становится большой.
(Соприкасаем ладошки друг с другом полностью)
Вдруг шар лопнул,
воздух вышел —
(Смыкаем вместе пальчики)
Стал он тонкий и худой!
Летела сова
(Машем руками)
Летела сова,
Весёлая голова.
Летела-летела,
(Кладём руки на голову)
На головку села.
Села, посидела,
Головой повертела
(Снова машем руками)
И опять полетела.
Пятачок
(Сесть на корточки, руки на поясе, делаем наклоны вправо)
Поросенок Пятачок
Отлежал себе бочок!
(Встаём, выпрямляемся, поднимаем руки вверх – потягиваемся)
Встал на ножки,
Потянулся!
(Приседаем на корточки и делаем наклон вперёд, руки держим прямо перед собой)
А потом присел,
Нагнулся!
(Встаём, делаем прыжки на месте. Руки на поясе, делаем ходьбу на месте)
И немножко поскакал,
И на месте пошагал.
(Сесть на корточки, руки на поясе, делаем наклоны влево)
А потом опять прилёг, —
Но уже на левый бок!
Белка
(В самом начале кулачек сжат)
Сидит белка на тележке,
Продаёт она орешки:
(Поочерёдно разгибать все пальчики, начиная с большого)
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому…
Наша семья
(По очереди разгибайте пальчики, начиная с большого)
Этот пальчик большой —
Это папа дорогой.
Рядом с папой – наша мама.
Рядом с мамой – брат старшой.
Вслед за ним сестренка —
Милая девчонка.
И самый маленький крепыш —
Это славный наш малыш.
Зимняя прогулка
(Загибаем пальчики по одному)
Раз, два, три, четыре, пять
(«Идём» по столу указательным и средним пальчиками)
Мы во двор пришли гулять.
(«Лепим» комочек двумя ладонями)
Бабу снежную лепили,
(Крошащие движения всеми пальцами)
Птичек крошками кормили,
(Ведём указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)
С горки мы потом катались,
(Кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой)
А ещё в снегу валялись.
(Отряхиваем ладошки)
Все в снегу домой пришли.
(Движения воображаемой ложкой, руки под щёки)
Съели суп и спать легли.
Паучок
(Руки скрещены. Пальцы каждой руки «бегут» по предплечью, а затем по плечу другой руки.)
Паучок ходил по ветке,
А за ним ходили детки.
(Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение – дождик.)
Дождик с неба вдруг полил,
(Хлопок ладонями по столу/коленям.)
Паучков на землю смыл.
(Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками – солнышко светит.)
Солнце стало пригревать,
(Делаем движения такие же, как и в самом начале.)
Паучок ползёт опять,
(«Паучки» ползают по голове.)
А за ним ползут все детки,
Чтобы погулять на ветке.
Берёза
(Плавное движение правой рукой в сторону-вверх)
Берёза моя, берёзонька.
(То же, но левой рукой)
Берёза моя кудрявая.
(подъём рук вверх, вдох)
Стоишь ты, берёзонька,
(Опустить руки, выдох)
Посредь долинушки,
(подъём рук, вдох)
На тебе, берёзонька,
(Опустить руки, выдох)
Листья зелёные,
(Подъём рук, вдох)
Под тобой, берёзонька,
(Опустить руки, выдох)
Трава шёлковая,
(Подъём рук, вдох)
Вокруг тебя, берёзонька,
(Опустить руки, длительный выдох)
Девицы красные
Венки вьют, плетут…
Рыбки
(Ладони сомкнуты, чуть округлены. Выполняем волнообразные движения в воздухе.)
Пять маленьких рыбок играли в реке,
(Руки прижаты друг к другу. Переворачиваем их с боку на бок.)
Лежало большое бревно на песке,
(Ладони сомкнуты и чуть округлены. Выполняем ими «ныряющее» движение.)
И рыбка сказала: «Нырять здесь легко!»
(Качаем сомкнутыми ладонями (отрицательный жест).)
Вторая сказала: «Ведь здесь глубоко.»
(Ладони поворачиваются на тыльную сторону одной из рук – рыбка спит.)
А третья сказала: «Мне хочется спать!»
(Быстро качаем ладонями – дрожь.)
Четвёртая стала чуть-чуть замерзать.
(Запястья соединены. Ладони раскрываются и соединяются – рот.)
А пятая крикнула: «Здесь крокодил!
(Быстрые волнообразные движения сомкнутыми ладонями – уплывают.)
Плывите отсюда, чтоб не проглотил!»
Шла кукушка
(Идём по столу на выпрямленных указательном и среднем пальцах, при этом остальные пальцы поджаты.)
Шла кукушка мимо рынка,
(Ладони соединяются «ковшом» – корзинка.)
У неё была корзинка,
(Ударяем сомкнутыми ладонями по столу/коленям, разъединяем руки.)
А корзинка на пол – бух!
(Разводим руки в стороны, шевеля пальцами – летящие мухи. Количество разогнутых пальцев соответствует тексту.)
Полетело десять (девять, восемь) мух!
Пчёлки
(Одна из рук стоит на столе, опираясь на локоть, пальцы растопырены (ёлка) На второй руке пальцы смыкаются в кольцо (улей). «Улей» прижат к «ёлке».)
Домик маленький на ёлке,
Дом для пчёл, а где же пчёлки?
(Заглядываем в «улей».)
Надо в дом постучать,
(Сжимаем кулачки, стучим ими друг о друга.)
Раз, два, три, четыре, пять.
Я стучу, стучу по ёлке,
Где же, Где же эти пчёлки?
(Стучим кулаками друг о друга, чередуя руки.)
Стали вдруг вылетать:
(Разводим руками, растопыриваем пальцы и шевелим ими, пчёлки летают.)
Раз два, три, четыре, пять!
На постой
Русская игра. Руки перед грудью, ладони сомкнуты. Мизинцы – дети, говорят тоненьким голосом. Безымянные пальцы – мама, говорит обычным голосом. Средние пальцы – папа, говорит низким голосом. Указательные пальцы – солдаты, говорят басом. Скрещенные большие пальцы – порог избы.
(Ночь, в избе все спят. Раздается стук.)
Солдаты: Тук-тук! (Указательные пальцы постукивают друг о друга.)
Дети: Кто там? (Постукивают друг о друга мизинцы.)
Солдаты: Два солдата пришли переночевать! (Постукивают указательные пальцы.)
Дети: Спросим у мамы. Мама! (Постукивают мизинцы.)
Мама: Что дети? (Постукивают безымянные.)
Дети: Два солдата пришли переночевать! (Постукивают мизинцы.)
Мама: Спросите у папы. (Постукивают безымянные.)
Дети: Папа! (Постукивают мизинцы.)
Папа: Что, дети? (Постукивают средние пальцы.)
Дети: Два солдата пришли переночевать! (Постукивают мизинцы.)
Папа: Впустите! (Постукивают средние пальцы.)
Дети: Входите! (Постукивают мизинцы.)
Солдаты: Ах, какая благодать, что пустили переночевать! (Указательные пальцы «пляшут» совершая перекрестные движения.)
Солдаты: Войдем! (Сомкнутые ладони поворачиваются пальцами к груди. Затем следует быстрый полуоборот рук так, чтобы соприкоснулись тыльные стороны ладоней.)
(Руки вытягиваются вперед.)
Медузы
(Дети соединяют ладони, раздвигают пальцы.)
Две огромные медузы
Прилепились пузом к пузу.
(После чего отрывают ладони друг от друга, выгибая пальцы, при этом пальцы левой руки прижаты к пальцам правой.)
Выгнем щупальца сильнее-
Вот как гнуться мы умеем!
Курочка
(Играя в эту пальчиковую игру можно проявить фантазию. Выполняйте движения которые вам подскажет сюжет стихотворения.)
Мыли мылом ручки.
Мыли мылом ножки.
Вот какие ладушки,
Ладушки ладошки!
Наварили кашки
Помешали ложкой.
Вот какие ладушки,
Ладушки ладошки!
Строили ладошки
Домик для матрешки.
Вот какие ладушки,
Ладушки ладошки!
Курочке Пеструшке
Накрошили крошек.
Вот какие ладушки,
Ладушки ладошки!
Хлопали ладошки
Танцевали ножки.
Вот какие ладушки,
Ладушки ладошки!
Прилегли ладошки
Отдохнуть немножко.
Вот какие ладушки,
Ладушки ладошки!
Источник
Пальчиковая гимнастика как здоровьесберегающая технология
Любовь Пастухова
Пальчиковая гимнастика как здоровьесберегающая технология
Есть такое мнение педагогов по раннему развитию, что весь интеллект малыша сосредоточен на кончиках пальчиков. И это правда, ведь развитые ручки помогают крохе познавать мир. Кроме того, известно, что мелкая моторика напрямую связана с развитием речи. Именно поэтому пальчиковая гимнастика помогает ничего не упустить в развитии ребенка.
Побежали вдоль реки
Побежали вдоль реки
Движение указательного и среднего пальцев обеих рук по бедру и коленям (пальчики побежали).
«Раз, два, три, четыре, пять»
Раз, два, три, четыре, пять. Сжимать и разжимать пальцы.
Вышли пальчики гулять. Выполнять движение «фонарики».
Раз, два, три, четыре пять. Сжимать и разжимать пальцы.
В домик спрятались опять. Сжать руки в кулак.
«Капуста»
Что за скрип? Сжимать и разжимать пальцы.
Это что еще за куст?
Как же быть без хруста?Соединить основания ладоней, пальцы – «бутоном», покружить ими.
Если я – капуста! Сделать из пальцев «шар».
Мы капусту рубим, Резкие движения прямыми кистями в., вн.
Мы морковку трем, Пальцы сжаты, тереть кулачки др. о др.
Мы капусту солим, Имитировать движение посыпание солью.
Мы капусту жмем. Интенсивно сжимать и разжимать пальцы.
«Снежок»
Белый снег пушистый Ритмично плавно опускать руки вниз.
В воздухе кружится. Выполнять круговые движения кистями.
И на землю тихо Ритмично плавно опускать руки вниз.
А потом, а потом Имитация сгребания снега.
Мы из снега слепим ком. Выполнять движение «пирожки».
Ух! Бросить снежок вперед.
«Овечка»
Вот кудрявая овечка. Играть растопыренными пальцами.
Шерстка белая в колечках. Поочередно соединять все пальцы с большим в «колечки».
Шерстка мягкая, густая — Выполнять плавные движения кистями с широко раздвинутыми пальцами, как «кошечка».
Шубка у овцы такая!
«Шарик»
Надувают шарик быстро, Пальцы рук собраны в щепотку, раздвигать их, не отрывая друг от друга.
Он становится большой. Медленно развести руки в стороны.
Вдруг шар лопнул, Хлопок в ладоши.
Воздух вышел, Подуть на сложенные ладони.
Стал он тонкий и худой. Снова собрать пальцы в щепотку.
«Пузырь»
Надувайся пузырь, Держась за руки, маленькими шагами отходят назад, расширяя круг.
Раздувайся большой, Все в напряжении держатся за руки, пытаясь сохранить большой круг.
Пузырь дулся, дулся и лопнул. Хлопнуть в ладоши (пузырь лопнул, надуть щеки, с шумом выдыхать воздух и сойтись в середину круга.
«Два ежа»
Шли по лесу два ежа, Поочередно шлепать ладонями по коленям.
Шли спокойно, не спеша.
На спине иголки Резкими движениями растопыривать пальцы и прятать их в кулак.
Длинные и колкие.
Чуть шуршали листьями Круговые движения ладошкой по ладошке.
И травкой зубки чистили. Потереть указательные пальцы друг о друга.
«Замок»
На двери висит замок. Ритмичные быстрые соединения пальцев двух рук в замок.
Кто его открыть бы мог? Пальцы в замке, руки тянутся в раз. стор.
Потянули, Движение от себя, к себе.
Покрутили, Основания ладоней стучат друг о друга.
Постучали Пальцы расцепляются, ладони разводятся в стороны.
«Пекарь»
Пекарь, пекарь из муки Выполнять движение «печем пирожки»
Испеки нам колобки.
Да сушки – Ванюшке, Соединить большой и указательный палец на каждой руке отдельно.
Да баранке – Танюшке,Соединить большие пальцы и указательные.
Да бублики – Гришке, Слегка раздвинуть руки в стороны.
Да крендель – Маришке. Кончики пальцев рук соединить, локти развести в стороны.
«Прилетели гули»
Прилетели гули, Махать руками, как крылышками.
Сели на головку, Положить руки на голову.
На головку дочке.
Ты, моя дочка, Махать кистями рук, «прогоняя гулю».
«Бабушка»
Бабушка очки надела
И внучаток разглядела.
Соединить большой и указательный пальцы в «колесико», приложить к глазам «очки». Встряхнуть кисти рук. Сделать упражнение несколько раз, делая «очки» из разных пальцев. Посмотреть друг на друга, на воспитателя.
«Шаловливые пальчики»
Подняв ладошки, играть растопыренными пальчиками. Потом пальчики прячутся – сжимать пальчики в кулачок.
«Тики – так»
(высокий) Тики – так, тики – так,
Так ходики стучат. Указательные пальцы поднять вверх и ритмично покачивать вправо – влево.
(средний) Туки – так, туки – так,
Так колеса стучат. Пальцы раздвинуты, ладони прижать друг к другу – движения пальцами от себя, к себе.
(низкий) Туки – ток, туки – ток,
Так стучит молоток. Сжать пальцы в кулаки и стучать кулачком по кулачку.
«Мы платочки постираем»
Мы платочки постираем, Пальцы сжаты в кулачки, тереть кулачком по кулачку.
Крепко, крепко их потрем,
А потом повыжимаем, Выполнять движение «выжимаем белье».
Мы платочки отжмем.
А теперь мы все платочки Пальцы свободные, движение кистями вверх – вниз.
Так встряхнем, так встряхнем.
А теперь платки погладим, Движение «гладим белье» кулачком одной руки по ладони другой.
Мы погладим утюгом.
А теперь платочки сложим Хлопки одной ладошкой по другой.
И в шкаф положим. Положить руки на колени.
«Наша бабушка»
Наша бабушка идет Хлопать ладонями поочередно по коленям.
И корзиночку несет. Соединить пальцы обеих рук.
Села тихо в уголочек, Положить руки на колени.
Вяжет деточкам чулочек. Имитировать вязание на спицах.
Вдруг котята прибежали Мягкими движениями рук выполнить движение «кошечка».
И клубочки подобрали.
Где же, где ж мои клубочки, Развести руки в стороны.
Как же мне вязать чулочки? Движение «вязание на спицах».
«Кот Мурлыка»
Вот кот Мурлыка ходит, Легкими, свободными кистями рук выполнить движение «кошечка».
Он все за мышкой бродит.
Мышка, мышка берегись, Погрозить пальчиком левой, а потом правой руки.
Смотри, коту не попадись.
«А-а-а-ам!» Сделать резкое движение пальцами обеих рук и сжать пальцы в кулаки.
«Семья»
Этот пальчик – бабушка, Дотронуться до большого пальца.
Этот пальчик – дедушка, … до указательного пальца.
Этот пальчик – мамочка, …до среднего пальца.
Этот пальчик – папочка, …до безымянного пальца.
Этот пальчик – я . до мизинца.
А это вся моя семья! Выполнить «фонарики».
«Овечки»
На лугу стоят овечки, Указательные пальчики приложить к голове в области виска (ушки) и покачать головой.
Шерсть закручена в колечки Поочередно соединять пальцы с большим.
А играет для овечек Имитировать игру на дудочке.
На свирели человечек.
«Жук»
Жук летит, жук жужжит
И усами шевелит.
Пальцы сжаты в кулаки. Большой палец и мизинец выпрямлены, шевелить ими.
Пластилинография «Корзина с грибами» Пластилинография имеет два смысловых корня: » графия» -создавать, изображать, и первая половина слова » пластилин» подразумевает материал,.
Тактильное пособие для развития мелкой моторики у детей младшей группы «Солнечная полянка» Что же такое мелкая моторика? Стимулируя мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за речь. И, кроме того, в дальнейшем эти навыки.
Источник