Музыкальное обеспечение урока гимнастики

Глава 13. МУЗЫКАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ГИМНАСТИКЕ

Музыкальное сопровождение на занятиях гимнастикой служит одним из основных вспомогательных моментов, с помощью ко­торых значительно упрощается организационный процесс, повы­шается эмоциональное состояние занимающихся, проявляется больший интерес к занятиям, сохраняется высокая работоспо­собность на протяжении всего урока.

Музыкальное сопровождение является своеобразным средством и методическим приемом, способствующим более быстрому и точному формированию двигательных умений и навыков. Его уме­лое использование требует знания основ музыкальной грамоты.

Содержание музыки передается совокупностью средств музы­кальной выразительности. К ним относятся: мелодия, темп, ди­намические оттенки, ритм, размер, структура музыкального про­изведения.

Мелодияявляется важнейшей основой музыкального сопро­вождения. В ней воплощаются различные образы и состояния. Раз­нообразие мелодии передается направлением мелодических ри­сунков, которые условно делятся на восходящий, нисходящий, волнообразный и ровный. При выполнении упражнений непре­менно учитывается направление мелодии.

Различные виды мелодического рисунка воспроизводятся: дви­жением рук — поднимая их на восходящую мелодию и опуская на нисходящую; движением всего тела, например, на восходящую мелодию из упора присев встать на носки, руки вверх, на нисхо­дящую мелодию — принять упор присев. На волнообразный мело­дический рисунок следует переходить из высокого положения в низкое и обратно: поднимая и опуская руки, голову, туловище или все тело.

Кроме того, особого внимания требует характер исполнения музыкального произведения: слитно или отрывисто.

Слитное исполнение используется при выполнении плавных, широких, волнообразных движений; отрывистое — при выполне­нии резких, коротких движений. Правильно подобранная мело­дия, ее грамотное слияние с выполняемыми упражнениями спо­собствует лучшей усвояемости изучаемых упражнений и их связи с музыкой.

Темп— это скорость исполнения музыкального произведения^ Он может быть медленным, умеренным и быстрым. Медленный темп применяется для сопровождения движений, выполняемых с большой амплитудой, для статических (силовых) упражнений и при обучении новым упражнениям. Быстрый темп нужен для дви­жений, выполняемых с небольшой амплитудой: бег, подскоки

Читайте также:  Тренировки по искусству движения

и др. Умеренный темп используется для сопровождения большин­ства общеразвивающих, вольных, акробатических, прикладных упражнений.

«Динамика» в переводе с греческого означает «сила». Все, что касается силы, громкости звучания, относится к динамическим оттенкам музыки. Динамические оттенки музыкального сопровож­дения занятий включают в себя громкое и тихое звучание, посте­пенное усиление или ослабление силы звука, динамические ак­центы. Громкого звучания требуют все движения, выполняемые с большим мышечным напряжением. Под тихое звучание выполня­ются плавные, волнообразные движения, ходьба на носках и др. Постепенное усиление или уменьшение громкости звучания со­ответствует движениям, выполняемым с постепенным изменени­ем мышечных напряжений.

Ритм — это организованная последовательность длительностей звуков. Они бывают различной длительности и обозначаются нот­ными знаками. За единицу измерения принята целая нота — о. Она длится четыре счета. Звук вдвое короче обозначается поло­винной нотой — J и длится два счета и т.д. (рис. 260).

Ритмический рисунок — это организованное сочетание длитель­ностей звуков. Его можно воспроизвести движениями (хлопками, притопами, шагами и др.). Например, хлопками можно передать следующий ритмический рисунок: музыкальный размер \ (рис. 261).

Количество хлопков должно соответствовать числу нотных знаков, а дли­тельность каждого хлоп­ка — длительности данно­го нотного знака.

Музыкальный размер — это метр, доля которого выражена определенной ритмической единицей. Метром принято называть чередование сильных и слабых долей через рав­ные промежутки времени (через одну или две сла­бые доли) (рис. 262).

Метр организует звуки во времени. Музыкальный размер обозначается в виде дроби. Цифра, сто­ящая в числителе дроби, указывает на количество долей в каждом метре

(такте). Знаменатель дроби обозначает длительность этих долей, т.е. ритм. Для занятий гимнастикой наиболее удобны музыкаль­ные размеры \, \, \. При выполнении общеразвивающих упражне­ний подсчет ведется только по сильным долям, а при марше и танцевальных шагах — по сильным и слабым. Например, \ — две доли (сильная и слабая), \ — три доли (сильная и две слабых), \ — четыре доли (первая и третья — сильные, вторая и четвертая — сла­бые). Полька, галоп и т. п. относятся к музыкальному размеру \, вальс, мазурка — \, марши — \. Размеры \ и \ называются сложными, так как в них кроме метрического акцента есть еще одна сильная доля. Примеры показаны на рисунке 263.

С целью закрепления восприятия музыкального размера выде­ляют сильные (акцентированные) и слабые (неакцентированные) доли такта. Это делается посредством хлопков, притопов, акцен­тированной ходьбы, сочетания хлопков с ходьбой. Так, при му­зыкальном размере \ (марш) можно выполнить хлопки под 1 и 3 счета, то же под 2 и 4 счета, то же в ходьбе на месте и в движе­нии. Вместо хлопков можно сделать удары ногой (притоп) или под 1 счет — хлопок, под 3 счета — удар ногой и другие сочетания движений. Упражнение можно усложнить различными движения­ми головой, руками, ногами и туловищем.

Хорошим упражнением является тактирование (дирижирова­ние) на I, I, \.

Тактирование на \. И. п. — стойка руки вверх; 1 — руки с акцен­том вниз; 2 — руки вверх.

Тактирование на \. И. п. — стойка руки вверх; 7 — руки с акцен­том вниз; 2 — руки в стороны; 3 — руки вверх.

Тактирование на \. И. п. — стойка руки вверх; 1 — руки с акцен­том вниз; 2 — руки скрестно перед грудью; 3 — руки с небольшим акцентом в стороны; 4 — руки вверх.

При тактировании руки выполняют свободные движения по неполной амплитуде. Тактировать можно при выполнении различ­ных видов ходьбы, бега, общеразвивающих упражнений, танце­вальных шагов, элементов хореографии и др.

Структура музыкального произведения представляет собой еди­ное целое и в то же самое время подразделяется на связанные между собой части: период, предложения, фразы и такты. Пери­од — это наиболее крупная часть музыкального произведения, име­ющая устойчивую концовку. С окончанием периода в движении делается остановка, а в массовых выступлениях производится пе­рестроение. Период чаще всего состоит из двух предложений, пер­вое из них является незавершенным, второе — завершенным. Иног­да остановка движения производится с окончанием первого неза­вершенного предложения. В этом случае преподаватель подает пред­варительную команду «Группа» за одну музыкальную фразу до

[ конца предложения и аккомпаниатор из незавершенного предло­жения делает завершенное.

Музыкальные предложения делятся на фразы, а фразы — на такты. Чаще всего фраза состоит из четырех тактов. Музыкальные фразы из пяти или шести тактов неудобны для сопровождения упражнений, так как завершение движения не совпадает с окон­чанием музыкальной фразы. Применять их не рекомендуется. Дви­жения, как правило, составляются на 4 счета и повторяются 2, 4,

Для учителя физической культуры важно правильно подавать команды соответственно построению музыкального произведения. Все команды подаются в зависимости от того, как построен му-

[‘ зыкальный период. ЕсЛи период состоит их четырех музыкальных фраз, исполнительную часть команды нужно давать на четные фразы, причем лучше не на 2-ю, а на 4-ю (когда музыкальная мысль закончена).

При подборе музыкального произведения учитываются возраст и подготовленность занимающихся. Для учащихся младшего и сред­него школьного возраста рекомендуются музыкальные произве-

;’ Дения с простой мелодией и четким ритмом, а для старшего школь-

, Ного возраста — произведения с более богатой мелодией и слож­ным ритмом.

Наиболее распространенными музыкальными произведения-

\ Ми на уроках гимнастики являются песни и танцевальные мело-

дии. Они должны быть разнообразны. Длительное применение од­них и тех же музыкальных произведений на протяжении многих уроков снижает внимание и интерес к занятиям.

К каждому виду упражнений подбирается соответствующее по характеру музыкальное произведение: для ходьбы — размер \ (марш, песня), реже \, темп умеренный, медленный или быст­рый; для бега и прыжков — размер \ и \ (галоп, полька, различ­ные песни и проч.), темп быстрый; для танцевальных движений — соответствующие названию танца; для общеразвивающих упраж­нений силового характера — размер \, \ с широкой, ровной, слит­ной мелодией, с ярко выраженной динамической структурой; для упражнений с характерным акцентом (рывки, толчки, маховые движения, взмахи) — размер \, \, \, причем фаза основных дей­ствий должна совпадать с сильной долей такта.

Музыкальные произведения подбираются педагогом совмест­но с аккомпаниатором. При подготовке к уроку и в процессе его проведения преподаватель должен:

а) заранее ознакомить аккомпаниатора с содержанием заня­
тий, с особенностями вновь включенных в урок упражнений;

б) строить группу и выбирать свое место так, чтобы занимаю­
щиеся хорошо были видны аккомпаниатору;

в) показывать упражнения в нужном темпе, ритме, характере
движений;

г) подавать команды своевременно, громко и четко.
Музыкальное сопровождение на уроках гимнастики можно осу­
ществлять с помощью аудиовизуальной аппаратуры.

Содержание музыкальных произведений может быть самым разнообразным: веселым, лирическим, торжественным, героичес­ким и т.д. Для сопровождения упражнений музыка скорбного, меланхолического, упаднического характера не рекомендуется, так как отрицательно влияет на эмоциональное состояние занимаю­щихся. Не рекомендуется использовать также большие по объему и сложные по содержанию произведения. Наиболее приемлемы для сопровождения движений песни и мелодии танцевального характера.

Источник

Музыка на физкультурных занятиях и утренней гимнастике

Газизова Наиля Рашидовна
Музыка на физкультурных занятиях и утренней гимнастике

Доклад на тему: «Музыка на физкультурных занятиях и утренней гимнастике»

Музыка, как всякое искусство, помогает детям познавать мир и воспитывает не только их художественный вкус и творческое воображение, но и любовь к жизни, к человеку, к природе, любовь к своей Родине, интерес и чувство дружбы к народам других стран. Поэтому, музыка должна быть постоянным спутником повседневной жизни детей, отражать окружающий их мир в ярких образах, деятельности, формировать внутренний духовный мир ребёнка, побуждать к творчеству.

Если дети любят музыку, сроднились с ней, чувствуют в ней потребность, тогда музыка начинает звучать по инициативе самих детей в различные моменты их деятельности, вызывая радостное ощущение жизни.

Музыка, используемая на физкультурных занятиях,сопровождает движения и благотворно влияет на их качество: выразительность, ритмичность, чёткость, плавность, слитность.

Движения с музыкальным сопровождением положительно влияют на развитие слуха, воспитывают временную ориентировку- способность двигаться в рамках определённого времени, согласовывая свои движения в соответствии с различным метроритмическим строением музыкального произведения. Музыкальное сопровождение даётся на физкультурных занятиях при выполнении детьми основных движений (ходьба, бег, прыжки. поскоки, а также общеразвивающих, гимнастических упражнений, особенно интересных для детей, когда они выполняют их с предметами (ленты, мячи, флажки, обручи и. т. п.) Такие упражнения близки к своей основе простейшим движениям художественной гимнастики, они увлекают детей, развивают координацию и пластичность, способствуют развитию навыка обращения с предметами. Музыкальное сопровождение строевых упражнений содействует их согласованности и целенаправленности. При ходьбе под музыку марша (бодрого или торжественного) у ребёнка возникает эмоциональный подъём, он выпрямляется, его тело принимает наиболее правильное положение, содействуя выработке красивой осанки.

Перед выполнением движений с музыкальным сопровождением детям необходимо послушать музыкальное произведение в целом, понять его содержание и форму.

Следует обратить внимание на средства музыкальной выразительности произведения, что должно отразиться в форме и динамики движений.

При подготовке упражнений, для физкультурных занятий, а также утренней гимнастике, необходима полная согласованность между воспитателем и музыкальным руководителем. Упражнения утренней гимнастики сначала разучиваются на физкультурных занятиях без музыки. Для этого нужно качественно отработать все упражнения. и только затем выполнять под музыкальное сопровождение.

В сопровождении музыки все разученные физические упражнения приобретают большую чёткость, точность, плавность.

Музыкальный руководитель обращает внимание на согласованность движений детей с характером музыки, её началом и окончанием.

Под руководством музыкального руководителя дети, выполняя физические упражнения в сопровождении музыки, двигаются и изменяют движения в согласованности с музыкальным произведением и средствами музыкальной выразительности, начинают и оканчивают движение в соответствии с началом окончанием звучания музыки. Таким образом, музыкально-ритмические навыки, формируемые в процессе музыкального воспитания, совершенствуются на физкультурных занятиях и утренней гимнастике.

Итак, музыка в повседневной жизни детей поднимает их жизненный тонус, эмоционально окрашивает разнообразную деятельность, воспитывает нравственно-эстетическое отношение к окружающему и, развивает мысль, творческую инициативу, вносит значительный вклад в формировании личности ребёнка.

Бильбоке как тренажер для использовании в физкультурных занятиях Игрушка- бильбоке очень простая. Цель игры: попасть шариком, привязанным на шнурке к стержню, в чашечку, прикрепленную к концу того же стержня.

Консультация «Что дает участие детей в утренней гимнастике» ЧТО ДАЕТ УЧАСТИЕ ДЕТЕЙ В УТРЕННЕЙ ГИМНАСТИКЕ Посредством утренней гимнастики решаются совершенно особенные задачи, а именно: «разбудить».

Фотоотчет об утренней гимнастике Теперь мое каждое утро начинается с утренней гимнастики. Комплекс утренней гимнастики № 1 Ходьба в колонне по одному, ходьба на носках,.

Фотоотчет об утренней гимнастике «Ты, Петрушка, не ленись! На зарядку становись!» Фотоотчет утренней гимнастики «Ты Петрушка, не ленись! На зарядку становись!» Каждое утро мы с детьми делаем утреннюю зарядку. Зарядка.

Интеллектуальное развитие дошкольников на физкультурных занятиях В период дошкольного детства у ребенка закладываются основы здоровья, долголетия, всесторонней двигательной подготовленности и гармоничного.

Консультация для музыкальных руководителей «Музыка на утренней гимнастике» Музыка на утренней гимнастике Гимнастика имеет большое оздоровительное значение при условии систематического ее выполнения детьми. Физические.

Музыка на физкультурных занятиях Только самые мудрые и самые глупые не поддаются обучению. Конфуций (Кун-цзы) Музыка на физкультурных занятиях Выполнение упражнений под.

Роль воспитателя на физкультурных занятиях Дошкольный возраст играет значительную роль в создании условий для дальнейшего развития человека, а гармоничное развитие невозможно без.

Советы родителям по утренней гигиенической гимнастике Советы родителям по Утренней гигиенической гимнастике. Подготовила: Тимербаева А. М. Учитель ФК г. Сургут МБДОУ № 81 «Мальвина»[/b] Трудно.

Взаимодействие инструктора по физической культуре и воспитателя на физкультурных занятиях Консультация воспитателям: взаимодействие инструктора по физической культуре и воспитателя на физкультурных занятияхФизическое воспитание.

Источник

Оцените статью