Йога и Ислам
Йога, названная журналом британского Королевского медицинского сообщества «одной из древнейших систем развития тела, ума и духа», становится еще и одним из самых популярных видов упражнений, направленных на улучшение здоровья. Люди лечатся с помощью йоги на протяжении многих столетий.
Йога состоит из определенного количества «асанов», позиций тела, которые необходимо сохранить в течение нескольких минут, повторяя про себя «мантры» и ритмично дыша. Польза от занятий йогой исследована многими специалистами, которые рекомендуют ее своим пациентам. В этой связи можно назвать множество заведений, например, Гарвард или Фонд Меннингера.
Действительно, йога стала настолько популярной, что даже специально для секретарш разработана упрощенная версия «Йога за столом». У пожилых людей, беременных и спортсменов также есть своя версия йоги.
Однако для миллионов людей, занимающихся йогой, будет открытием то, что мусульмане уже на протяжении 14 веков занимаются йогой. То, что мы делаем в намазе, используется в одной из разновидностей йоги «Тай Чи» и другими техниками.
Упражнения йоги входят в пятикратную молитву, предписанную Исламом. Эта простая форма йоги благотворно влияет на физические, умственные и духовные стороны жизни человека. Пять раз в день мусульманин совершает определенные движения, повторяя при этом суры из Корана и формулы зикра (поминания Аллаха).
Конечно, не все упражнения йоги используются в молитве. Как бы то ни было, медицинские исследователи пришли к выводу, что пациентам полезна и самая упрощенная версия йоги. Большинство реабилитационных программ, например, как в Реабилитационном центре Массачусетса (США), включают всего 5-7 позиций йоги.
В намазе, как известно, всего 5 позиций, и все они (в том числе и произнесение молитв) взаимодействуют с нашим умственным и духовным миром. Но польза от молитвы будет только в том случае, если будут правильно исполнены все ее движения, соблюдены позиции и время. А также если правильно будут переданы суры из Корана.
Каждая позиция в молитве соответствует определенным упражнениям йоги, и все позиции вместе открывают все семь «чакр» (энергетические поля) в теле. Конечно, словосочетание «открыть чакры» звучит странно, но легче понять однажды подобное сочетание, нежели пытаться перевести его на другие языки.
Восточные целители верят, что каждая из чакр взаимодействует с главным нервным узлом, ответвляющимся от позвоночника. Активизации этого нервного центра можно добиться с помощью упражнений йоги или же путем хирургического вмешательства.
Для любителей йоги идея чакр может быть воспринята как основной инструмент для развития чувственных восприятий. Некоторые люди замечают, что если притронуться к любой части тела, то она как будто «проснется», но в то же время и другая нетронутая часть тела, связанная с предыдущим нервом, также откликнется.
Например, когда человек сидит, он не думает о своих ногах, но как только кто-нибудь дотронется до них, они снова «дадут о себе знать». Чакры работают подобным образом.
Ученые выяснили, что разные части тела, активизируемые прикосновением, движением или мыслью, вызывают определенные эмоциональные и физические отклики. Например, улыбка может вызвать чувство радости, в результате чего ускоряется кровообращение. Даже если вы чувствовали себя разбитым и несчастным перед тем, как улыбнуться, вскоре вы начинаете чувствовать себя лучше.
Это одна из причин, заставляющих задуматься о том, что важны размеренные правильные движения в молитве, а не быстрое бездумное их выполнение.
Первый такбир (произнесение формулы «Аллаху Акбар» при вступлении в намаз) и кыям (стояние для чтения Корана) напоминают «позу горы» в йоге, которая исполняется с тем, чтобы улучшить осанку, восстановить равновесие и самосознание. Эта позиция также нормализует кровяное давление и дыхание. Поэтому такое упражнение полезно для астматиков и больных с сердечной недостаточностью.
Положение рук в Кыяме активизирует чакру солнечного сплетения или нерв, направляющий наше самосознание и контролирующий мускулатуру, кожу, кишечник, печень, поджелудочную железу, желчный пузырь и глаза.
Когда же руки подняты ладонями вверх во время ду’а (мольбы), они активизируют сердечную чакру, центр гармонии и мира, контролирующий чувства любви и страсти. Эта чакра также отвечает за здоровье сердца, легких, зобной железы, иммунной системы и кровообращение.
Также исламские исследователи доказали, что когда мусульманин читает наизусть Коран, мысли, чувства и страхи, которые у него были до этого, исчезают, а кровяное давление восстанавливается. Все звуки арабского языка, издаваемые при чтении Корана, восстанавливают равновесие во всех пораженных болезнью частях тела.
Некоторые определенные звуки соответствуют определенным частям тела. В своем исследовании о равномерности ритма философ и эзотерик Рудольф Штайнер (основатель Вальдорфской школы) во время лабораторных исследований обнаружил, что вибрации при произнесении долгих гласных ´А´, ´И´ и ´У´ стимулируют сердце, легкие, а также щитовидную железу, слизистую и надпочечник.
Что касается руку (поясной поклон), то это подобно позиции «наклон вперед» в йоге. Руку растягивает мышцы поясницы, бедер, голени и понижает кровяное давление при возвращении в исходную позицию. Это движение тонизирует мышцы желудка, брюшной полости и почек.
Эта позиция способствует дополнительному приливу крови к верхним отделам тела — голове, глазам, ушам, носу, легким, освобождая их от внутренних токсинов. Руку улучшает мозговую деятельность и развивает личностные качества. Это упражнение позволяет также поддерживать плод в утробе матери в одном и том же положении.
При выполнении же суджуда (земной поклон) активизируется т.н. головная чакра, отвечающая за духовную связь человека и Вселенной, а также стимулирующая в человеке духовные поиски. Этот нерв отвечает за развитие мозга, здоровье нервной системы и пинеальной (шишковидной) железы.
Совершение земного поклона устанавливает равновесие внутренней и внешней энергий. В суджуде мы наклоняемся, а это также активизирует базовую чакру, контролирующую основные человеческие инстинкты.
Это упражнение помогает позитивно мыслить и иметь свою собственную высоко мотивированную точку зрения. С помощью этой чакры поддерживается здоровье лимфы и костей, предстательной железы, мочевого пузыря и надпочечников. При наклоне в суджуде мы открываем также сакральную чакру, отвечающую за репродуктивные органы.
Позиция аль-каада (или джулус – сидения для чтения ат-тахията) соответствует позиции «удар молнии» в йоге. Она влияет на пальцы ног, колени, бедра и голени. Эта позиция помогает человеку побороть склонность к излишнему сну и медлительности. Более того, это упражнение способствует быстрому перевариванию пищи, очищает печень от токсинов и стимулирует работу кишечника.
И последняя, но не менее важная т.н. горловая чакра, активизируемая поворотом головы сначала направо, потом налево. Этот нерв связан с горлом, шеей, руками, кистями, бронхами и слуховым аппаратом. Он отвечает за творчество и общение. Такого рода движение мусульмане совершают при саляме в конце намаза.
Считается, что человек, задействовавший все семь чакр, по крайней мере один раз в день, может оставаться эмоционально, физически и духовно уравновешенным. А это является целью всех искренне верующих мусульман.
Поэтому нам всем следует стараться как можно лучше выполнять движения в молитве, как можно более точно произносить суры из Корана и правильно дышать, как предписано в Сунне.
И самое главное – помните, что ничего, кроме правильных убеждений и искренности, не поможет вам на пути к довольству Аллаха. А это достигается только праведными делами и глубокой верой, все же остальное, в том числе спорт или упражнения йоги, являются лишь второстепенными средствами, помогающими нам в этом мире.
Источник
Дозволено ли в исламе заниматься йогой?
Йога делится на два составляющих: физические упражнения и ритуальная практика. Нет сомнения в дозволенности физических упражнений в целом при условии, что человек не перетруждает себя, поскольку Пророк, да благословит его Аллаh и приветствует, сказал: «Не [причиняй] вреда себе и другим»[1].
Ритуальная составляющая йоги, содержащая поклонение солнцу и чтение мантры, однозначно запрещена, так как Посланник Аллаhа, да благословит его Аллаh и приветствует, сказал: «Тот, кто уподобится какому-либо народу, тот из них»[2]. Здесь имеется в виду уподобление иноверцам в их символике, ритуалах и обрядах.
• Исходя из вышесказанного, комплекс физических упражнений, включенных в йогу, дозволен, но вся ритуальная составляющая йоги полностью запрещена. И если человек практиковал это с целью поклонения солнцу, то он впадет в ширк[3].
АРГУМЕНТАЦИЯ:
عبارة الغيث الهامع شرح جمع الجوامع: أما الخامسة: وهي كون الأمور بمقاصدها فدليلها قوله عليه الصلاة والسلام: ((إنما الأعمال بالنيات)) فمنه العبادات لا يميزها عن العادات، ولا يميز رتب بعضها عن بعض إلا النية، ولا يحصل الثواب إلا بها، ومنه المعاملات بالكنايات، لا بد لها من نية، ومنه جميع المباحات تتميز عن المعاصي والقربات بالنية [4] .
عبارة مرقاة المفاتيح شرح مشكاة المصابيح: (من تشبه بقوم) : أي من شبه نفسه بالكفار مثلا في اللباس وغيره، أو بالفساق أو الفجار أو بأهل التصوف والصلحاء الأبرار. (فهو منهم) : أي في الإثم والخير. قلت: بل الشعار هو المراد بالتشبه لا غير [5] .
عبارة الموسوعة الفقهية الكويتية: الشرك الأكبر: وهو اتخاذ الشريك لله تعالى في ألوهيته أو عبادته وهو المراد بقوله تعالى: <إن الشرك لظلم عظيم وعن ابن مسعود في الصحيحين قال: سألت رسول الله صلى الله عليه وسلم أي الذنب أعظم عند الله؟ قال: أن تجعل لله ندا، وهو خلقك[6] .
عبارة مفاتيح الغيب: اما الإشراك فوضع المعبودية في غير الله تعالى ولا يجوز أن يكون غيره معبودا أصلا [7] .
Отдел фетв Муфтията РД
[1] Ахмад №2865, Ибн Маджаh №2341, Ад-Даракутни №3079
Источник
Мусульманам можно заниматься йогой
Дильшат: Можно ли заниматься медитацией или йогой?
Морган: Ассаламу алейкум! Известно, что собственный нафс враг человека. Скажем, упражнения йоги благотворно влияет на человеческий организм. Если мусульманин не принимает убеждения йоги, а только выполняет упражнения из йоги, как в таком случае шариат относится к этому?
Нурбол Оспанов: Можно ли мусульманину заниматься йогой?
Уа алейкум ассалам уа рахматуллахи уа баракатух!
Родина йоги – Индия. В более узком смысле, йога — это одна из шести ортодоксальных школ (даршан) философии индуизма[1]. Согласно исследованиям исламских учёных, «Йога» — это не только комплекс упражнений, также это одна из форм поклонения солнцу. Основное название йоги Сурйа Намаскар (в переводе Приветствие Солнца), что на санскрите означает «поклон пeред солнцем на восемь частей тела». И они указали, что этими частями тела являются: ступни, колени, руки, грудь и лоб.
Йога состоит из целого комплекса упражнений. Сурья намаскар (Приветствие Солнцу) — очень известная и самая важная техника в йоге. При выполнении этих упражнений упражняющийся должен громко повторять священные слова, они называются мантрой. Самыми известными мантрами являются следующие слова: «Ом храм, ом храйм, ом храум, ом хара». Эти сова означают: «О, Боже».
В дополнении к этому необходимо повторять двенадцать имён солнца, потому что это важная и основная часть йоги. Среди имен солнца:
- Рафанама, что означает: «я преклоняю свою голову пред тобой, о тот, кого все восхваляют»
- Сурйанама, что означает: «я преклоняю свою голову пред тобой, о, наставляющий всех»
- Баханафинама, что означает: «я преклоняю свою голову пред тобой, о, дарующий красоту»
- Сафитарнама, что означает: «я преклоняю свою голову пред тобой, о, дарующий жизнь» и т.д.[2]
Если человек желает, чтобы Йога была сильной и полезной, то ему необходимо быть обнаженным при восходе и закате, чтобы встретить солнце. Особенно грудь, спина и бедра. Если он находится в здании и не может видеть солнца, то ему дозволено нарисовать солнце на стене.
Таким образом, якобы у него улучшиться зрение и его внимание, его тело, его способности, его мышление и сердце сфокусируется на солнечном диске.
Значит, воспринимать йогу только как спортивные упражнения – ошибочное мнение. Хотя, нам (особенно в мусульманских странах) предлагают йогу, как комплекс упражнений, на самом деле есть основания считать, что в этом кроется религиозно-философское понятие.
О йоге известный учёный Ю.Кардауи сказал следующее:
«Йога – одна из форм поклонения в индуизме. С помощью йоги они приближаются к древним богам. Зная эти особенности, мусульманин не должен выполнять эти упражнения уподобляясь им. Потому что в исламе, поклонение основывается на вере в Таухид. Никто не может приписать еще одну форму поклонения и также не может придумать другую форму поклонения[3]. Тем мусульманам, которые говорят о том что, будут выполнять упражнения в качестве спортивных упражнении, а не в качестве поклонения, и не преследуют цели поклонения или же то, что они не придерживаются идолопоклонничества, советуем: Самое правильное и самое благочестивое решение – быть далёким от уподобления им.… Ведь достопочтенный Пророк говорит: «Оставь то, что внушает тебе сомнения, (и обратись) к тому что сомнений у тебя не вызывает». Ислам (не говоря уже о поклонении) строго запрещает уподобляться в поведении и в образе идолопоклонникам. Шариат запрещает совершать намаз на восходе и на закате. Потому что, идолопоклонники совершают поклонения в эти времена. Смысл запрета Пророком от совершения намаза в эти времена – предупредить от совершения плохого поступка. Если мусульманин в это время суток совершит намаз, то естественно он будет поклоняться Всевышнему Аллаху (но ислам в целях избегания уподобления идолопоклонникам, запрещает молиться в эти времена)…»[4].
Итак, мусульманин не должен заниматься Йогой. Вместо этого должен совершать пятикратный намаз, который предписал Ислам. Намаз – регулирует поведение человека и помогает достичь душевного покоя и умиротворения. А пост, в свою очередь воспитывает духовную сторону человека, учит держать себя в руках и помогает стать более терпимым и улучшает здоровье. Кто даст гарантия на то, что мусульманин, занимаясь Йогой, в будущем не примет основы этой религий и не впитает жизненные мировоззрения индуизма. Ведь Пророк (мир ему и благословения Аллаха) предупреждал нас в хадисах: «Кто подражает людям, тот из них».
Источник
Можно ли мусульманке заниматься йогой?
Вся хвала Аллаху.
Существуют различные мнения среди современных ученых относительно йоги. Некоторые из них считают, что это совсем запрещено, другие считают, что безоговорочно дозволено. Также есть те, кто говорит, что существует разница между некоторыми упражнениями; они дозволили те, что соответствуют шариату, и запретили противоречащие.
Никто из них не отрицал
(насколько нам известно), что йога берет начало от верований индусов и затем из Буддизма. Те, кто полностью позволял это, те убирали из этого то, что имеет связь с верой и духовными вопросами, и издавали фетву на том основании, что это физическая тренировка.
Те, кто запрещал это, делал это по причине религиозных корней йоги и потому что это является подражанием идолопоклонникам, и потому что это наносит вред телу и по другим причинам.
Те, кто различал между видами упражнений, то их мнение неприемлемо, потому что невозможно определить плохое и потому что люди не могут различить между дозволенным и запрещенным упражнениями.
Это духовные и физические упражнения, которые изначально нацелены на достижение забвения и для вхождения в контакт с Богом!
В книге аль-Йога валь-Танаффус (йога и дыхание) Мухаммада Абдуль-Фаттаха Фахима (стр. 19) сказано:
«Йога на старом индийском языке означает объединение и контакт с Богом, т.е. объединение между телом, разумом и Богом, который помогает человеку получить знание и мудрость и усиливает его мышление и дает знание о жизни; она защищает от разрозненности, религиозного фанатизма, ограниченности мышления и близорукости при поиске; она делает жизнь человека полной как физически, так и духовно».
В аль-Муджам аль-Фалсафи Джамиль Сулайба (2/590) сказано:
«Йога – это слово на санскрите, которое означает единение; оно используется для обозначения духовных упражнений, которые выполняются мудрецами в Индии для объединения с универсальным духом. Йога это не школа философской мысли; это путь выполнения некоторых упражнений, которые освобождают душу от физической и ментальной гравитации и направляют ее к реальности. Йоги – это мудрецы, которые практикуют данный путь».
Обе цитаты взяты из Мазахират аль-Ташаббух билль-Куффар филь-Аср аль-Хадис ва Асаруха аля аль-Муслимин.
В определении йоги мы видим, что это означает объединение, т.е. объединение человека с духом, с универсальным духом, под которым подразумевается Бог. И целью этой практики является объединение всех других религий. Др. Ахмад Шалаби – специалист в религиях Индии:
«Объединение Будды с индусскими богами, но это возвращение к вере в Джнана Йога т.е. путь знания, который видит истину во всех религиях и философиях. Но это истина лишь часть большой Истины. Эта школа мысли не является религией или философией; считается, что любая религия или философия не все и не является полной истиной. Тот, кто верит в этот путь, не принадлежит какой-либо религии или школе мысли, потому что он считает последователей всех других религий своими братьями, не важно какие у них отличия. И Джнана Йога – это путь, которые охватывает все веры и отказывается от ограничения любым из них. Нам следует отметить то, что пропаганда и продвижение этого пути мышления косвенно нацелена против Ислама. Я был свидетелем этого в нескольких странах. Ислам поверг и христианских и буддистких миссионеров, и если они могут сбить людей каким-либо образом – даже используя Джнана Йога, которая объединяет все веры и не отказывается ни от одной из них – то это великая победа. После того, как они смогут сбить мусульманина с Ислама, то будет легко для них посеять сомнения и затем вытащить его в другую сферу. Поэтому мусульманам следует остерегаться йоги и ее уловок и тех, кто призывает к ней».
Адйан аль-Хинд аль-Кубра, стр. 174.
Мы считаем, что полный запрет йоги является правильным подходом. Мы изучили слова многих относительно этой практики, и мы решили суммировать комментарии из книги, которая посвящена этой практике, и мы доверяем автору книги в вопросах его методологии и веры; он доктор, который знает предмет, который критикует даже то, что касается медицинского аспекта. Автор др. Фарис Альван и его книга «аль-Йога фи Мизан аль-Нагд аль-Илми» была опубликована издательством Даруссалям в Каире. Все, что мы будем цитировать ниже, взято из этой книги, но необходимо отметить, что мы не можем цитировать всю книгу. Поэтому мы ограничимся определением этой практики и обсуждением относительно исламской фетвы по этому предмету; кто желает узнать больше, тому следует обратиться к этой книге.
Йога означает единение; один из выдающихся учителей говорит, что это единение человека с духом.
Йога это упражнения и ритуалы, но самым важным и самым известным из них является упражнение под названием Сурйа Намаскар (в переводе Приветствие Солнца), что на санскрите означает «поклон пред солнцем на восемь частей тела». И они указали, что этими частями тела являются: ступни, колени, руки, грудь и лоб.
Предпочтительно, чтобы совершающий йогу был голым, особенно грудь, спина и бедра; для того, чтобы встретить солнце, когда оно восходит и когда заходит, если человек желает, чтобы Йога была сильной и полезной; и для того, чтобы улучшить зрение и сфокусироваться на солнечном диске, и он полностью прикован к нему: его тело, его способности, его мышление и сердце. Если он находится в здании и не может видеть солнца, то ему дозволено нарисовать солнце на стене.
Один из них сказал: «Если практикующий йогу является верующим и боится совершить акт неверия, то нет ничего неправильного в том, чтобы он нарисовал изображение перед ним и полностью сфокусировался на нем!»
Йога также включает в себя глубокое размышление над своим телом, а также изучение каждой части тела, начиная с пальцев ног и до головы, при пробуждении и перед тем, как встать с кровати, и обратно, с головы до пальцев ног перед сном, и нельзя забывать или избегать это важное упражнение!
Кто желает получить пользу от йоги должен быть вегетарианцем.
И он должен повторять слова громко во время упражнений. Эти слова называются мантрами, самой известной является бееджа мантры: храм, хрим, храйм, храум, хара.
Некоторые звуки также повторяются в йоге, как например Аум (или Ом)
В дополнении к этому необходимо повторять двенадцать имен солнца, потому что это важная и основная часть йоги.
Среди имен солнца:
Рафанама, что означает: «я преклоняю свою голову пред тобой, о тот, кого все восхваляют»
Сурйанама, что означает: «я преклоняю свою голову пред тобой, о, наставляющий всех»
Баханафинама, что означает: «я преклоняю свою голову пред тобой, о, дарующий красоту»
Сафитарнама, что означает: «я преклоняю свою голову пред тобой, о, дарующий жизнь» и т.д.
И они заявляют, что эти повторения очень полезны.
Один из тех, кто практикует йогу говорит, что он просыпается в 3-30 ночи и практикует йогу и специальные молитвы до 6:15. И по вечерам он делает то же самое, с 6 вечера до 6-30.
Таким образом, он тратит более трех часов каждый день, практикуя йогу, и он говорит, что некоторые тратят еще больше времени, заявляя, что чем больше времени они тратят, тем лучше.
Аль-Йога фи Мизан аль-Нагд аль-Илми, стр. 13-18
Фетва относительно йоги:
Суммируя, мусульманам совсем нельзя практиковать йогу, делает он это на основе веры или подражании другим, или просто желает получить т.н. пользу. И это по большому числу причин, которые вы можем собрать из упомянутого выше:
1. Потому что Йога противоречит Таухиду, и в ней присутствует придание сотоварищей Аллаху, Свят он и Велик, и в ней присутствует совершение поклона солнцу и повторение его имен.
«Скажи: «Мне велено лишь поклоняться Аллаху и не приобщать к Нему сотоварищей. К Нему я призываю, и к Нему предстоит возвращение» (13:36).
«Тебе и твоим предшественникам уже было внушено: «Если ты станешь приобщать сотоварищей, то тщетными будут твои деяния, и ты непременно окажешься одним из потерпевших убыток» (39:65).
2. Потому что в этом есть имитация идолопоклонникам и уподобление им. Пророк (мир ему и благословения Аллаха) сказал: «Кто подражает людям, тот из них» (Ахмад, Абу Дауд и аль-Табарани от ибн Умара).
3. Потому что некоторые виды упражнений вредны большинству людей и ведут к серьезным последствиям. Некоторые из упражнений включают сидение необычным и неприличным образом, и сидение с ленью, пренебрегая тем, что происходит вокруг. Также это вредно для здоровья и с психологической точки зрения. Пророк (мир ему и благословения Аллаха) сказал: «Не должно быть нанесение вреда и ответ вредом» (Ахмад и ибн Маджа от ибн Аббаса).
4. Потому что это трата времени и совершение того, что приносит только вред и потерю в этом мире, бедствие и отчаяние в следующем мире. Доверенный Посланник (мир ему и благословения Аллаха) сказал: «Человек не сдвинется в День Воскрешения, пока не будет спрошен о четырех: о его жизни и как он провел ее, о знании и что он сделал с ним, об имуществе и откуда он приобрел его и на что потратил, о его теле и как он его использовал» (Тирмизи от Абу Барза).
5. Потому что это явный призыв подражать животным и отказ от человеческого достоинства: призыв к наготе, выполнение большинства упражнений на четвереньках (Сурйа Намаскар или приветствие солнца) и специальные поклоны в третьем и восьмом упражнении.
6. Потому что многие из тех, кто пытался практиковать то, что называется научной йогой или режимной терапией, те стали употреблять наркотики и приобрели пагубные привычки, и подобное лечение было доказано как неэффективное и бесполезное.
7. Потому что йога основана на лжи и шарлатанстве; призывающие к ней полагаются на заблуждение и на искажении фактов. Она привлекает внимание многих тех, кто обладает простым характером и многих тех, кто слаб в вере.
8. Потому что некоторые из тех, кто практикует йогу или другое эзотерическое или другое заблудшее направление может совершать разные фокусы, которые обманывают людей. Но в большинстве случаев, это лишь дьяволы из числа джиннов, как в случае с магией и т.д. и это харам по Исламу.
9. Большинство советов, которые дают призывающие к йоге, вредны для людей, включая следующие:
(а) оголение и то, к чему это приводит из культурных, половых, психологических и физических болезней.
(б) выставление кожи на солнце. Мы видели вредные последствия этого, особенно, при длительном пребывании на солнце.
(в) концентрация взгляда на солнце, что приводит к повреждению глаз.
(г) призыв к вегетарианской диете, но Аллах не предписал этого.
Аль-Йога фи Мизан аль-Нагд аль-Илми, стр. 84-86
Источник