Мурашки по телу при медитации

ПОЗНАЙ СЕБЯ

Меню навигации

Пользовательские ссылки

Объявление

Информация о пользователе

Пробуждение кундалини.

Сообщений 1 страница 1 из 1

Поделиться12012-04-18 00:07:05

  • Автор: Надежда
  • Администратор
  • Зарегистрирован : 2012-04-09
  • Приглашений: 0
  • Сообщений: 3165
  • Уважение: +1871
  • Провел на форуме:
    2 месяца 6 дней
  • Последний визит:
    2021-09-02 19:33:38

Пять признаков, которые указывают на пробуждение праны.

1. Переживание блаженного восторга в теле, сопровождающееся вспышками ясности (ананда).

2. Ощущение полета (левитация), сопровождающееся временным проникновением в Ясный Свет (удбхава).

4. Пробуждение осознавания во сне вследствие того, что праны входят в центральный канал (йога-нидра).

5. Раскачивание в блаженстве, сопровождающееся подрагиванием или вращением головы (гхурни).

Эти признаки описываются в «Шива-сутре». Однако прежде чем появятся эти признаки, йогин будет испытывать множество начальных переживаний, связанных с очищением каналов и циркуляцией по ним энергии.

Обычные переживания в начале практики.

Жар и холод.

При интенсивном пробуждении энергии из области муладхары поднимается сильный жар, сопровождающийся учащённым сердцебиением, также йогин может переживать озноб. Это связано с пробуждением энергии Кундалини в муладхаре и активизацией каналов пингала и ида, которые пока неуравновешены. У йогина может быть подъём температуры, как при простуде. В это время его сурово испытывают «солнце» и «луна», находящиеся в его теле.

«Мурашки» и зуд.

Открытие поверхностных каналов и марм на коже ощущается как покалывание, чесание, зуд, как если бы по телу ползали насекомые. Зуд, чесание могут быть сильными в местах, где каналы спазмированы или забиты. По мере очищения в этих местах возникают ощущение блаженства, чувство прозрачности кожи.

Парение, легкость в теле.

Парение, легкость в теле указывают на открытие муладхары и активизацию удана-вайю, частичное наполнение сушумны праной.

Тяжесть и «налитость» конечностей.

Из-за неочищенности каналов происходит неравномерное наполнение праной пальцев рук, ног, стоп, которое может вызывать ощущение набухания и распирания, отечности. Со временем это проходит само, т.к. прана естественно гармонизируется.

Световые вспышки.

Вспышки возникают в области сердца и в межбровье. Когда в эти центры поступает достаточно праны, в них чувствуется распирание и видится свет, который иногда может быть ярким как молния или лампа, а иногда — тусклым.

Вибрации в теле.

Вибрации связаны с восходящим движением вьяна-вайю и других вайю по каналам. Иногда тело йогина может изгибаться во время сидения, а голова запрокидываться назад, иногда его колени могут подрагивать, или, сидя в позе лотоса, он может слегка подпрыгивать. Также его живот может непроизвольно сокращаться, или его плечи могут подергиваться, а в горле могут возникнуть мышечные спазмы. Этих движений не следует пугаться, они указывают на то, что ветер начал двигаться по каналам, но каналы ещё узкие, неочищенные. Когда они расширятся, эти движения исчезнут.

Звуки в ушах.

Все эти переживания предшествуют более тонким «настоящим» звукам, используемым в Нада-йоге. Это признаки очищения каналов анахата-чакры и центрального канала.

«Когда прана и Шакти начинают удаляться друг от друга, йогин узнает это так: семь звуков он слышит, пять цветов он видит, три запаха он ощущает, два вкуса он познает — так Владыка Света определил признаки».
Риши Тирумулар «Тирумантирам», тантра 3 (723).

В мозг поступают потоки энергии из копчика или из пространства. Они входят в каналы верхних центров, активизируя тонкое тело.

Боли.

Когда ветры поднимаются по боковым каналам (иде и пингале), йогин чувствует интенсивное жжение.

Когда поднятая Кундалини первый раз входит в центральный канал, в отверстии сушумны ощущается боль.

Если йогин начинает интенсивно выполнять пранаямы, мудры, поднимать огонь, он может ощутить боли в теле.

Это связано с тем, что прана начинает поступать в те места, где каналы сужены или закупорены. Сужение и закупорка каналов вызывает застой или непроходимость пран-ветров через это место, а это ведет к нарушению циркуляции крови. Когда происходит перераспределение праны, и она пытается пробиться через закупоренные участки нади или через суженные места, йогин чувствует боль — это прана вытесняет нечистую энергию клеш из каналов, «сражаясь» с ней.

Во время пранаям боль может быть острой, а затем быстро исчезать.

Это указывает на то, что прана в один момент пробила загрязненные или суженные каналы. В другом случае боль сопровождает обострение хронической болезни и длится днями или неделями. Она исчезает сразу, если йогин прекращает практику, и возобновляется, если йогин начинает практиковать.

Если были ушибы, переломы, хронические воспаления, то при усилении праны в этих местах некоторое время будет чувствоваться боль.

Иногда болит всё тело, что указывает на многочисленные засоры в каналах.

Если энергия проходит по каналам без препятствий, никогда нет ощущений боли или дискомфорта.

Тошнота при дисбалансе пран.

Тошнота может возникать при дисбалансе пран, когда все ветры поднялись к голове, а нижние чакры опустошены. В этом случае йогину нужно много ходить, есть плотную пищу и концентрироваться на трёх нижних чакрах.

Другой вид тошноты связан с сильной работой огня, когда ветер не может подняться из-за засоров в каналах или плохой пищи. Здесь следует выполнять гаджа-карани-крийю.

Раскачивание, вибрации, дрожь и подпрыгивание тела.

Если йогин напряжен и не умеет расслабляться, то ветер, поднимаясь, наталкивается на спазмированные участки в теле, тогда оно начинает сотрясаться.

Иногда это сопровождается самопроизвольным сокращением ануса, эрекцией, втягиванием живота и мышц промежности (уддияна-бандхой и мула-бандхой).

Иногда спина выгибается, а голова откидывается назад, трясется таз, вибрирует живот как при агнисара-крийя, трясутся плечи, иногда выворачивает шею, и закатываются глаза. При этом йогин чувствует себя нормально, он ощущает восходящий поток энергии. Он начинает подпрыгивать, сидя в позе лотоса, стоя в трайя-бандхе, и всё тело ощущает вибрации. Некоторые называют это дардри-сиддхами — силой прыгучести, как у лягушки, и говорят, что эти ощущения предшествуют левитации. Они проходят, если йогин расслабляется или меняет позу. Если же он не может расслабиться, они утомляют и изматывают. Такие вибрации указывают на начальную стадию чистоты нади.

Предварительные признаки вхождения праны в центральный канал.

«Путь к устойчивым кала Прямо в сушумне прана устойчиво пребывает. Устойчива как пламя, спокойна как камень. Те, кто знают, как Владыка становится смешанным с кала — знают истинный Путь».
Риши Тирумулар «Тирумантирам», тантра 3 (714).

Во время медитации воздух начинает идти плавно через обе ноздри, затем дыхание становится легким и останавливается совсем. Эти ощущения не следует путать с похожим признаком, когда энергия падает и прана утекает. При падении энергии ум йогина затуманивается, возникает сонливость, при утечках праны не удается породить ясную визуализацию, однако если ветры входят в центральный канал, этого не происходит.

Пробуждение сушумны.

«Когда прана в сушумне, достигается манамани Все остальное для йогина ни к чему».
«Хатха-йога-прадипика» (4.20)

В зависимости от того, какой элемент преобладает в теле, Кундалини по-разному движется в сушумне.

Движение муравья.

Если преобладает элемент земли, в позвоночнике возникает ощущение медленного подъёма, словно по нему ползет муравей. Это ощущение возникает в основании сушумны.

Движение лягушки.

Если в теле доминирует элемент воды, в сушумне ощущается движение, похожее на прыжки, остановки, пульсацию; колебания то замедляются, то ускоряются.

Движение змеи.

Если доминирует элемент огня, ощущается сильный жар в области пупка, огненный поток, двигающийся вверх по позвоночнику.

Движение птицы.

Если доминирует элемент ветра (воздуха), возникают чувства невесомости, полета, легкости, приятного вращения в области сердца. Движение ветра плавное. В районе сердца (анахата) появляется свет, в позвоночнике — прохлада.

Движение обезьяны.

Если доминирует элемент пространства, появляются ощущения прыжков (скачков), Кундалини быстро, одним скачком, достигает аджны или сахасрары.

Знаки ночи и знаки дня.

Начальный знак удержания праны в центральном канале: после вдоха нет движения в ноздрях, дыхание останавливается.

Дальнейшие знаки вхождения праны в центральный канал: иногда йогин может видеть внутренним зрением появление дыма, миражей, светящихся точек, вспышек света — эти видения составляют знаки ночи и знаки дня. Они возникают, если праны и нади находятся под контролем йогина и он может удержать, собрать и перевести энергии пяти элементов из мест их обычного положения в центральный канал.

«Туман, дым, солнце, ветер, огонь, светлячки, молния, кристалл, луна — эти предварительные образы суть проявления Брахмана при упражнениях йоги».
«Шветашватара упанишада», часть 2 (11).

Знаки ночи.

Знаки ночи испытываются, когда йогин поочередно видит внутренним зрением в районе центрального канала:

туман и миражи возникают, когда прана земли растворяется в воде и производит мерцающие спирали;

дым возникает, когда прана воды растворяется в огне, производя видения дыма;

искры возникают, когда прана огня растворяется в воздухе, производя искры наподобие светлячков;

свет, подобный масляной лампе, возникает, когда прана воздуха растворяется в сознании, производя видимость, похожую на пламя масляного светильника или свечи;

свет луны в ночном небе возникает, когда сознание растворяется в Пустоте и в межбровье появляется видение, подобное свету луны, пробивающемуся сквозь облака.

Знаки дня.

Знаки дня наступают, когда йогин поочередно переживает во время медитации:

белый свет — яркий белый свет возникает, когда сознание растворяется в Пустоте и сначала появляется видение, подобное безоблачному небу. Еще говорят, что оно напоминает тонкое сверкающее пространство белого света, подобное свету луны в осеннем небе;

красный свет — тонкое сверкающее пространство оранжево-красного света, подобное солнечному свету, освещающему небо;

непроглядная тьма — пространство непроглядной темноты (подобное небу в середине ночи, когда нет луны);

Ясный Свет — бесконечное чистое прозрачное пространство, подобное чистому небу на закате без лунного и солнечного света, облаков и каких-либо примесей.

Знаки ночи во всех школах описываются одинаково, а знаки дня — по-разному. В некоторых традициях знаки дня описываются таким образом:

Источник

Феномены практики и способ работы с ними

Предыдущая часть перевода здесь.

В : По мере практики могут возникать различные ощущения. Например, ощущение зуда в теле, которое может возникать чаще в лице или в спине, но в принципе и в любой другой части тела. Иногда возникает ощущение, как от укусов комаров или муравьев, или от укола иглой. Иногда могут наблюдаться мурашки на коже, дрожание в спине, которое исчезает само собой. Могут наворачиваться слезы, может появляться ощущение жара или холода в теле.

Что это за явления? Откуда они приходят? И что с ними делать? Опасны ли они для медитирующего?

О : Все подобные явления, возниакющие в процессе практики, называются sabhava. Эти феномены начинают возникать, когда ум успокаивается и возрастает samadhi (концентрация). Эти явления возникают параллельно, при росте концентрации может возникать множество феноменов различного рода.

Когда они возникают, практикующий должен отметить их, осознать. Например: при возникновении зуда, отмечаете “зудит, зудит” или “чешется, чешется”; если возникают ощущения, похожие на укусы насекомых, отмечаете “укусы, укусы”; при возникновении жжения, отмечаете “жжение, жжение”; при возникновении ощущения, как будто насекомое ползет по телу, отмечаете “ползает, ползает”. Если текут слезы или пот, отмечаете “течет, течет”; при возникновении мурашек, отмечаете “мурашки, мурашки”. При возникновении жара, отмечаете “жар, жар”, при возникновении прохлады – “прохлада, прохлада”. Отмечайте в уме все возникающие явления и феномены. Если вы не можете подобрать им точного названия, отмечайте “осознаю, осознаю” (или “осознаю это”).

Большинство данных феноменов являются проявлением piti (восторг, связанный с растущей концентрацией). При их возникновении практикующий должен их отмечать каждый раз. Если осознание феномена упущено, то это называется mona (иллюзия) заключенная в данном феномене. Если феномен возвращается снова и снова, то это называется “привязка к феномену”. Она преодолевается развитием viriya (энергии) и sati (концентрации). Отметьте феномен и отпустите его, не привязывайтесь ни к чему, что бы ни возникало.

(Примечания переводчика: это крайне важный аспект практики. В свое время я начала очень ясно чувствовать все тонкие энергии и каналы в теле, и привязалась к этому феномену. Несмотря на то, что в некотором смысле это очень интересный феномен, он не дает продвигаться дальше в практике. Причем Учитель говорил о том, что не нужно привязываться, нужно отмечать и возвращаться к дыханию, но я не услышала его. Мне казалось, что он просто не понимает, о чем я говорю, какие волшебные ощущения и возможности я приобрела. Через год я стала понимать, что Учитель был прав, но убрать привязку к данному феномену уже было очень сложно. Поэтому рекомендация важная и касается ЛЮБЫХ феноменов, даже если вам кажется, что это к вам не относится 🙂

В : Иногда в процессе практики мне начинает казаться, что мои руки / ноги / живот увеличиваются в размере. Иногда возникает ощущение легкости и парения тела над землей. Иногда кажется, что руки / ноги / тело исчезли совсем. Как наблюдать такие явления?

О : Оставайтесь осознанным и отмечайте феномены следующим образом. Если приходит ощущение, что руки / ноги / живот увеличиваются в размере, становятся большими, отмечайте “большие, большие”; если ощущаете легкость, отмечайте “легкость, легкость”; если ощущаете парение, отмечайте “парение, парение”; если исчезает тело / руки / ноги, отмечайте “исчезает, исчезает”.

В : Иногда во время медитации появляется яркий белый свет, иногда возникают зеленые и желтые цвета, иногда могут мелькать картинки, строения, люди, религиозные об’екты или монахи. Некоторые практикующие видят скелеты, ужасные, страшные образы. Как действовать в таких случаях?

О : Такие феномены следствие развития концентрации. Они возникают, когда ум становится по-настоящему спокойным. Эти об’екты создаются умом, воображением. Эти об’екты могут быть очень четкими, ясными, иногда нечеткими, расплывчатыми, это зависит от уровня концентрации. Если концентрация хорошо развита, то они могут быть очень точными, реалистичными. Если возникает картинка или nimitta, отмечайте “видение, видение”до тех пор, пока свет, цвет или картинка не исчезнут. После чего возвращайтесь к осознаванию поднимающихся и опускающихся движений живота. Если практикующий отмечает их, но они не исчезают, то это следствие привязки (upadana), связанная с ощущением удовольствия от этих об’ектов. Тогда свет, цвета или образы будут возникать снова и снова. Необходимо развить концентрацию до такой степени, чтобы иметь возможность отмечать и отпускать эти об’екты. Если они не исчезают, не обращайте на них внимания и возвращайтесь к наблюдению поднимающихся и опускающихся движений живота. С течением времени данные феномены исчезнут сами собой.

В : Иногда возникает ощущение полета или вращения в теле, иногда тело может дрожать, трястись, парить, по телу может пробегать судорога. Иногда возникает ощущение, что меня неожиданно толкнули. Что это? И как наблюдать такие явления?

О : Об’екты, феномены (sabhava) и ощущения могут возникать внезапно и быть довольно сильными. Это очень индивидуально, так как все люди также отличаются друг от друга. Некоторые люди имеют очень спокойные, мягкие ощущения; другие имют очень яркие иногда пугающие по силе ощущения, тк если piti (восторг) возникает одновременно с ростом samadhi (концентрации) они приводят к очень мощным sabhava (феноменам), которые не могут контролироваться умом. И такие феномены идут через тело, заставляя тело кружится, трястись или парить. Если тело кружится, отмечайте “кружится, кружится”; если тело вращается, отмечайте “вращается, вращается”; если парит, отмечайте “парит, парит”; когда дрожит, отмечайте “дрожит, дрожит”, если сводит судорогой, отмечайте “судорога, судорога” (примечание переводчика – но тут без фанатизма, в монастыре всегда рекомендуют выйти из медитации и потянуть часть тела, которую свело судорогой. Но предварительно отметив саму судорогу, желание выйти из медитации, растягивание соответствующей части тела и тд). Если возникает ощущение, что вас толкнули, отмечайте “толкание, толкание”.

Некоторые люди имеют еще более яркий опыт, им кажется, что весь дом вращается, весь дом парит, весь дом дрожит. У некоторых людей может возникнуть тошнота и рвота.

При возникновении таких феноменов не нужно пугаться или волноваться. Оставайтесь осознанными относительно возникающих об’ектов и опытов, каждый раз отмечая происходящее. Когда осознанность достаточно возрастет, такие явления исчезнут сами собой.

У некоторых людей феномены настолько сильны, что они не проходят даже после многократного отмечания. В этом случае они должны жить с Учителем Випассаны, имеющим большой опыт в преодолении таких феноменов, который будет давать рекомендации относительно того, как отмечать их правильно. И такие феномены мало помалу исчезнут.

Следующая часть перевода будет посвящена препятствиям в практике, читайте продолжение.

Источник

Читайте также:  Эффект анаэробной тренировки что это
Оцените статью