Разработка открытого занятия по мозжечковой стимуляции
Валентина Белянина
Разработка открытого занятия по мозжечковой стимуляции
Структура организации общеобразовательного занятия с детьми старшего дошкольного возраста.
I блок (первое занятие – подготовка к занятию на балансировочных сферах).
1. Пример простой игры «Зарядка» с целью переживания сжатия и расширения в разных направлениях, ощущение своего макс и мини размера. Характерная особенность игры «Зарядка» заключается в ритмическом чередовании полярных по характеру движений в рамках единого сюжета (высоко-низко, сильно-расслаблено, далеко-близко) – 8 минут.
2.Комплекс упражнений с музыкальным сопровождением:
— Кинетические (динамические) упражнения – 2 минуты.
— Самомассаж лица, шеи, головы, органов артикуляции – 3 минуты;
— Пальчиковая гимнастика – 3 минуты;
— Дыхательные и фонопедические упражнения – 2 минуты;
— Реципрокные упражнения для развития межполушарного взаимодействия – 2 минуты.
3. Комплекс упражнений с прыгающими мячиками «КУШ БОЛЛ»
— Упражнения «Руку правую вперед» на развитие двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой – 5 минут.
— Упражнения «Маятник», «Ракета», «Батискаф», «Горячая картошка» – 10 минут.
II блок (второе занятие – занятие на балансировочных сферах «Равновесие»).
III блок (третье занятие – занятие с аналогом оборудования «Баламетрикс»).
Основные направления общеразвивающей деятельности воспитанников.
1. Развитие сенсорных и моторных функций, направлены на повышение чувствительности анализаторных систем;
2. Развитие когнитивных (интеллектуальных) функций, направлены на преодоление трудностей в усвоении знаний; позволяют осознанно применять приобретённые умения и способствуют развитию произвольной регуляции деятельности.
3. Развитие коммуникативных способностей в игровой деятельности, направлены на формирование эмоционально-волевой сферы детей (критичности, оценки и самооценки).
Организация общеразвивающих занятий.
Методы организованного обучения (игровая, двигательная, коммуникативная, познавательно — исследовательская или их интеграция) с использованием разнообразных (словесных, наглядных, практических)методов получения новых знаний:
— выработки практических умений и накопления навыка игровой и начального опыта учебной деятельности;
— организации взаимодействия воспитанников;
— закрепления изученного материала.
Создается образовательно-развивающая среда, которая является важнейшей составляющей духовного, интеллектуального и физического развития личности ребенка.
Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной благодаря частым переключениям с одного вида деятельности на другой. Каждое занятие представляет собой комплекс, включающий не только задания на развитие сенсорных процессов, тонкой моторики, процессов высшей нервной деятельности, но и упражнения на развитие эмоционально-волевой сферы.
С каждым занятием задания несколько усложняются. Увеличивается объем материала, наращивается темп выполнения заданий. Тем самым достигается основная цель обучения – расширение зоны ближайшего развития и последовательный перевод её в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития.
Материально-техническое обеспечение и содержание общеразвивающих занятий мозжечковой стимуляции.
Помещение: учебный кабинет, оформленный в соответствии с профилем проводимых занятийи оборудованный в соответствии с санитарными нормами: столы и стулья для педагога и воспитанников, аналоги комплекта оборудования «Баламетрикс».
Очень долго ученые считали, что мозжечок регулирует только равновесие, движение глаз и координацию движений. Однако за последние несколько десятилетий роль мозжечка пересмотрена: «мозжечок — это ключ к обучению буквально всему», в том числе интеллектуальному, речевому и эмоциональному развитию.
Дело в том, что мозжечок связан со всем структурами нервной системы. Червь мозжечка отвечает за регуляцию эмоций и внимания, он связан с вестибулярными системами мозга, которые поддерживают равновесие и координацию движений. Полушария мозжечка активно участвуют в формировании двигательных навыков и развитии умственных способностей. В мозге существует обратная связь от мозжечка к лобным долям. Она помогает интегрировать сенсорное восприятие и движение. А это в свою очередь позволяет интегрировать эмоциональные ответы, языковую способность, способность планировать свои действия.
Мозжечок — это самый быстродействующий в мозге механизм. Он быстро перерабатывает любую информацию, поступающую из других частей мозга, и в целом определяет скорость работы всего мозга.
Общеазвивающие занятия с мозжечковой стимуляцией неоднократно доказывали свою эффективность. Частота и последовательность применения процедуры мозжечковой стимуляции имеют решающее значение.
В основу положены упражнения на балансировочной доске «Равновесие». Все упражнения выполняются на доске и занимают 10-15 мин. Упражнения очень полезны при выполнении непосредственно перед проведением разного рода коррекционных занятий (логопедической и психологической коррекции, что значительно усиливает эффективность последних.
Для выполнения упражнений разного уровня сложности используются балансировочная доска «Равновесие», мяч «КУШ БОЛЛ», мяч — маятник «ОГОСПОРТ», мяч для настольного тенниса, «цветная планка» для визуального контроля, подставка «стенд с мишенями», «щит — мишень» с цифрами и кругами.
Простое упражнение — подбрасывание прыгающего мяча «КУШ БОЛЛ», помогает лучше интегрировать оба полушария мозга, откалибровать внутреннее время, улучшить развитие моторики и координации.
Мячик, подвешенный к потолку — мощный инструмент с обратной связью — помогает организовать умственные процессы, связанные с исполнительскими функциями, внутренним временем и сбором устной информации.
Использование «цветной планки» для визуального контроля моторики, требует точных движений и координации совместно с сенсорными областями мозга. (Н: пользователь попадает по мячику красной областью, а когда мячик возвращается назад — отправляет его в другом направлении, попадая желтой областью).
Использование подставки «стенда с мишенями» также требует точных движений, чтобы мячик пролетал над или между мишенями.
Упражнение для мозга на «щите — мишени» с цифрами и кругами забавное и не легкое в выполнении (кидается мячик в наклонную доску, но в тоже время сильно действующее. На доске есть пронумерованные квадраты и круги, нужно попасть в определенный номер и пройти через разные позиции на доске. Доска для отскока обеспечит разного рода достижения.
Следование этим простым упражнениям помогает лучше организовать умственные процессы, которые в свою очередь улучшают способности читать, писать, запоминать, понимать, поддерживать внимание.
Основные принципы построения программы упражнений с применением оборудования:
«от простого к сложному» (начинаем с легких упражнений, постепенно увеличивая нагрузку);
«оптимальная нагрузка» (оптимальный уровень сложности для ребенка);
«интуиция специалиста» (от опыта специалиста зависит эффективность программы, определения момента усложнения программы, оптимального уровня);
«включение мотивации» (оборудование создает доп. мотивацию для занятий, познавательную активность, игровую деятельность);
«вариативность упражнений» (свободное «поле для творчества»);
«би / моно / реципрокно» (выполнение упражнений двумя руками, правой, левой, поочередно);
«направление движения» (по центру, вправо, влево, по кругу);
«целеполагание» (отбить / кинуть, попасть в цель).
Источник
Применение мозжечковой стимуляции в коррекции нарушений речи.
статья по логопедии (средняя, старшая, подготовительная группа)
В статье описывается роль мозжечка в развитии ребенка, раскрывается содержание метода мозжечковой стимуляции. Представлены игры и упражнения для стимуляции мозжечка на балансировочной доске Бильгоу, способствующие повышению эффективности коррекционной работы логопеда.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
primeneie_metoda_mozzhechkovoy_stimulyatsii_v_korrektsii_rechi.docx | 35.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Применение метода мозжечковой стимуляции в коррекции нарушений речи.
Одним из эффективных методов развития речи является метод мозжечковой стимуляции. Мозжечковая стимуляция — это система физических упражнений, направленных на совершенствование функций мозжечка, активно участвующих в формировании речи.
Моз жечок — это место сбора информации, которая поступает из всех отделов мозга, его задача быстро переработать информацию и отправить её по адресу (лобные доли). И если есть нарушение связи между мозжечком и лобными долями, то у ребёнка будут нарушены речь , а также психическое и интеллектуальное развитие . Многие исследователи считают, что мозжечок — это «ключ» к обучению.
Симптомы мозжечковой недостаточности:
— ребенок с трудом может стоять с закрытыми глазами, вытянув руки вперед;
— ребенок/ подросток/ взрослый плохо удерживает равновесие, когда стоит на одной ноге;
— ребенок/ подросток/ взрослый демонстрирует плохую координацию движений и много лишних движений;
-у людей с мозжечковой недостаточностью отмечается низкий мышечный тонус, особенно в руках.
Существует ряд показаний к проведению мозжечковой стимуляции.
1.Проблемы с речью:
— непроговаривание слов, перестановка слогов;
— логоневроз (обычное заикание);
— дислексия — избирательное нарушение способности к овладению навыками чтения и письма при сохраненной общей способности к обучению. Очень часто сочетается
дисграфией – нарушением письма;
— нарушениях аутистического спектра.
2. Особенности моторики:
— угловатые, неплавные движения;
— дискоординация движения рук при выполнении действий двумя руками;
— «дрожание» глаз при взгляде в сторону;
— ребенок поздно начинает ходить, говорить, наблюдается замедленный темп речи.
3. Психоэмоциональные особенности:
— быстрая возбуждаемость и скорая повышенная утомляемость;
— невнимательность, несобранность, отвлекаемость.
4. Проблемы с сосредоточением, вниманием и плохой памятью.
5. Плохое поведение, частые перепады настроения, импульсивность.
Стимуляция мозжечка приводит к активизации других зон головного мозга. По мнению ученых познавательные и интеллектуальные функции можно улучшить через упражнения на равновесие. Регулярные упражнения на равновесие способствуют созданию и укреплению необходимых нейронных связей между отделами головного мозга, дефицитарность которых вызывает различные трудности у детей.
Занятия мозжечковой стимуляцией позволяют усилить эффект других занятий: с психологами, логопедами, дефектологами.
Организация работы по стимуляции мозжечка.
Занятия проводятся с детьми в возрасте 3 лет и старше.
Для упражнений применяют специальные приспособления — балансиры, использование которых требует от ребенка концентрации внимания, удержания равновесия и выполнения несложных задач.
Одним из эффективных и доступных средств стимуляции является балансировочная доска Бильгоу – упражнения на ней улучшают равновесие, координацию, ловкость. К балансировочной доске прилагается дополнительное оборудование: мешочки, планка, напольная мишень, кегли, банки, стаканчики, набор разных мячей.
В основе коррекционной работы – система тренировочных упражнений на балансировочной доске. Для каждого ребенка составляется индивидуальная программа в зависимости от возраста и особенностей.
Процесс обучения должен быть интересен ребенку, поэтому нужно придерживаться следующих правил
1) не следовать жесткому графику и времени выполнения упражнений: выяснить наибо лее подходящее ребенку время;
2) не проводим занятия, если ребенок не в «ресурсном» состоянии:
— голоден, (лучше организовать занятия через 1-1,5после еды);
— во время болезни;
— в состоянии раздражения или усталости .
Все упражнения на доске Бильгоу выполняются в следующей последовательности :
1. Освоение балансировочной доски.
2. Комплекс упражнений с сенсорными мешочками.
3. Комплекс упражнений с мячиком –маятником.
4. Комплекс упражнений с цветной планкой.
5. Комплекс упражнений доской с цифрами.
6. Комплекс упражнений с использованием стенда с кубиками.
Упражнения для освоения балансировочной доски
Упражнение 1. «Вот какой я ловкий».
Залезть и слезть с доски: спереди, сзади, с обеих сторон (5 -10 раз)
Упражнение 2. «Как красиво я сижу, спинку ровно я держу»
Ребенок сидит по-турецки, взрослый раскачивает доску. Ребенок удерживает равновесие (2-3 мин)
Упражнение 3. «Пловец».
Имитация плавания (в положении стоя)
Упражнение 4. «Ножницы».
Ребенок сидит, вытягивает руки перед собой, одновременно обе поворачивает влево, а голову вправо и тянется. А затем – наоборот: голову влево, руки вправо и тянется. Необходимо удерживать равновесие.
Упражнение 5. «Весы».
Руки как у балерины внизу и вкруг, изображают чашу весов. Ладошки вверх, пальчики соприкасаются. Правая рука вверх, ладонь тянется туда, левая опущена вниз, ладонь смотрит в пол. Возвращается в ИП. Затем меняем местами.( от 5 до 20 раз)
В положении сидя на корточках, покачивающие движения из стороны в сторону головой, круговые движения головой.
Ребенок в положении стоя или сидя медленно покачивается вперед-назад (под музыку)
Ребенок принимает любое положение (стоя, сидя), обе руки – на грудь, затем вверх, в стороны перед грудью.
1. Упражнения с мешочками .
1) ловить мешочки с разной крупой от ведущего (одной рукой, двумя).
2) кидать и овить мешочки одновременно двумя руками.
3) подкидывать вверх двумя руками, одной.
4) использовать мишень на полу, на стене.
2. С мячом-маятником
1) отбивать левой рукой, правой, двумя руками;
2) использовать мишень на стене, на полу;
3) отбивать мяч от наклонной доски
4) толкнуть подвешенный мяч, хлопнуть пока он летит
5) отбивать мяч ракеткой (планкой)
Все эти упражнения универсальны, и в логопедической работе возможно их выполнение с использованием речевого материала. Во время упражнений применяется дополнительное оборудование: кинезиологические мешочки, сенсорные шарики, мишени с цифрами и т.п.
Учитель-логопед, олигофренопедагог высшей квалификационной категории И.А.Журова приводит примеры таких упражнений.
Упражнения на доске для развития звуковой стороны речи .
«Пропевание» гласных звуков, стоя на балансировочной доске. Все гласные «пропеваем» на выдохе.
1. «Цветок распускается»
ИП. Стоя на балансировочной доске, руки опущены. Руки через стороны вверх – вдох, руки через стороны вниз, «поем» : АААА ( на выдохе)
ИП. Стоя на балансировочной доске, руки опущены, ноги шире плеч. Прямые руки вверх- вдох , наклон, «поем»: УУУУ( на выдохе)
3. «Обнимаем солнышко»
ИП. Стоя на балансировочной доске, руки опущены. Руки в стороны – вдох, руки вверх, кисти складываются, изображая «О», поем: ОООО(на выдохе).
ИП. Стоя на балансировочной доске, руки опущены. Руки в стороны – вдох, руки пред грудью — выдох: ЭЭЭЭ.
ИП. Стоя на балансировочной доске, руки опущены. Прямые руки со сжатыми кулаками отводим назад – выдох: ЫЫЫЫ.
ИП. Стоя на балансировочной доске, руки опущены. Руки плавно поднимаются вверх – ИИИИ(выдох)
Игры при коррекции звукопроизношения .
Упражнения с мешочками и мячами.
1.Подкидывать мяч (мешочек) и ловить, произнося слог с автоматизируемым звуком.
2.Подкинуть мяч(мешочек), хлопнуть, назвать слог(слово) с автоматизируемым звуком, поймать мяч(мешочек).
3.Ударами мяча об пол или о стену делить слова на слоги. При этом ребенок ловит мяч двумя руками или одной рукой.
4.Бросать мяч об пол одной рукой ловить другой при этом называть слоги (слова) с автоматизируемым звуком.
Упражнения с мячом-маятником.
1. Ловим и бросаем мяч-маятник( он подвешивается на крючок, вбитый в полок, на расстоянии 1м 30см от пола) двумя руками, произнося слог с автоматизируемым звуком
2. То же с хлопками
3. «Подбивать» (раскрытой ладошкой верх) мячик левой рукой, правой, поочередно. Произнося при этом слог с автоматизируемым звуком
4.Отбивать мячик ракеткой, планкой, произнося слог(слово) с автоматизируемым звуком.
5. Ловить и бросать взрослому разными руками поочередно с разного расстояния, произнося слоги (слова) с автоматизируемым звуком
Упражнения с цветной планкой.
1.Отбивать мяч-маятник участком одного цвета или разных цветов (по сигналу педагога).
2. Отбивать мяч правым, левым концом планки, либо серединой
3. Отбивать мяч планкой, пытаясь сбить мишень, стоящую на подставке.
Эти упражнения также выполняются с использованием речевого материала.
1. Найти предмет с автоматизируемым звуком в правом верхнем углу, в нижнем ряду, в левом столбике, в правом столбике и т.д. Назвать и ударить по нему мячом.
2. То же, но с предлогами. Найти предмет ПОД чем-то, НАД чем-то и ударить по нему мячиком.
Найти картинку слева сверху, справа снизу и т.д. Ударить в неё мячиком и назвать.
4. Разместить на доске картинки, попросить попасть мячом в картинку с автоматизированным звуком, назвать картинку.
5. Попасть мячиком в картинку, где звук в начале слова, в конце слова и т.п.
Упражнения для развитие фонематических процессов.
1. Стоя на доске повторить слоги с оппозиционными согласными,
2. Определить первый ( последний) звук в слове, место звука в слове, количество звуков в слове и т.д.
Игры с доской для отбивания.
1. Найти предмет в правом верхнем углу, назвать его, определить первый звук в слове, и ударить по нему мячом, поймать мяч.
Упражнения и игры для обогащения словарного запаса.
Педагог бросает мяч- ребенок ловит и возвращает мяч с отгадкой.
2. «Животные и детеныши» — закрепление названий, отработка навыка словообразования
Логопед бросает мяч или мешочек, называя животного. Ребенок, стоя на доске, ловит мяч, и возвращает его логопеду, называя детеныша.
Усложнение : бросание мяча с ударом об пол, из-за головы.
3. «Скажи наоборот» — расширение словаря антонимов
Логопед бросает мяч или мешочек, называя слово. Ребенок, стоя на доске и удерживая равновесие, ловит мяч, и возвращает его логопеду, называя слово, противоположное по значению.
4. «Ассоциации» — расширения словаря, развитие ассоциативного мышления
Логопед бросает мяч или мешочек, называя признак предмета. Например, «красный». Ребенок, стоя на доске, ловит мяч, и возвращает его логопеду, называя предмет, обладающий данным признаком. Например, мяч.
5. «Разноцветная фантазия»
Педагог предлагает ребенку найти на напольной доске белый квадрат, ударить по нему мячом и назвать сущ., обозначающие предметы белого цвета: снег, мел, сахар, заяц, халат и т.п.
Игры для развития грамматического строя речи
Цель: образование существительных множественного числа именительного и родительного падежей.
Игра проводится с мячом или мешочком с песком. Ребенок стоит на балансировочной доске. Педагог бросает ему мяч и называет слово в единственном числе. Ребенок ловит мяч, возвращает его логопеду, называя слово во множественном числе.
Ребенок стоит на балансировочной доске, удерживая равновесие. Логопед бросает мяч, назвав предмет, ребенок возвращает мяч, назвав, как будет звучать 1, 2 или 5 предметов. При этом можно подобрать слова на автоматизируемый звук, решая при этом несколько коррекционных задач.
3. «Назови ласково»
Цель: образование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Ребенок стоит на балансировочной доске, удерживая равновесие. Логопед бросает мяч, назвав предмет, ребенок возвращает мяч, назвав слово с уменьшительно-ласкательным значением.
В эту игру также можно играть с цветной планкой, отбивая ею мяч.
4. «Из чего — какой»
Цель: упражнение в образовании относительных прилагательных.
Ребенок стоит на балансировочной доске, удерживая равновесие. Логопед бросает мяч, назвав материал, из которого сделан предмет, ребенок возвращает мяч, называя прилагательное от этого слова.
Стол из дерева – деревянный стол
Цель: упражнение в образовании притяжательных прилагательных.
Ребенок стоит на балансировочной доске, удерживая равновесие. Логопед бросает мяч, задает вопрос ( например: хвост чей?), ребенок возвращает мяч логопеду и отвечает, используя притяжательное прилагательное (собачий, заячий и т.д.)
6. Упражнение на отработку предложно — падежных конструкций.
В этом случае используем напольную доску.
Ребенок стоит на балансировочной доске. Задание: найти предмет и рассказать, под чем (над чем, около чего) он находится. Ребенок ударяет мячом в искомый предмет и отвечает на вопрос.
Игры и упражнения для развития связной речи .
Цель: описание предмета по существенным признакам.
Ребенок, стоя на балансировочной доске, загадывает загадку, описывая предмет, называя его существенные признаки. Бросает мяч логопеду, педагог отгадывает загадку.
2. Составление рассказа по серии картин.
Цель: развитие умения определять последовательность, развитие логического мышления, связной речи.
Ребенок на балансировочной доске, перед ним находится напольная мишень, т.е. доска для отбивания, на которой находятся сюжетные картинки. Ребенку предлагается определить первую картинку, ударить в нее мячом и составить рассказ по первому эпизоду. Затем вторую картинку и так далее.
3. «Опиши игрушку»
Цель: упражнение в составлении рассказа-описания.
Ребенок на балансировочной доске, перед ним находится напольная мишень, на которой картинки с изображением игрушек. Ребенок ударяет мячом по картинке и описывает игрушку.
4. «Придумаем рекламу книге (платью, ….)»
Цель: развитие умения творчески использовать слово, описывать предмет, давать ему яркую характеристику
Логопед называет слово, бросает мяч ребенку, ребенок рассказывает о предмете коротко и ясно, обращая внимание на характерные детали. Затем возвращает мяч логопеду.
Цель: развитие речи, воображения, мышления и прогнозирования
Ребенок на балансировочной доске, удерживает равновесие. Логопед предлагает пофантазировать на определенные темы, бросает мяч ребенку. Например, тема «Если бы я был волшебником…»
Цель: упражнение в употреблении сложносочиненных предложений, развитие мышления.
Ребенок на балансировочной доске, логопед задает вопрос, бросает мяч. Ребенок должен ответить полным предложением и вернуть мяч. Например: «Почему ты моешь руки?»
Кроме того, для мозжечковой стимуляции можно использовать следующие упражнения :
- прыжки на батуте, фитнес мячах;
- катание на качалках;
- вращение на дисках в правую и левую стороны (в положении стоя и сидя);
- удержание равновесия на балансировочных подушках;
- удержание равновесия при ходьбе по лавочке и сенсорной тропе;
- прокатывание «бревнышком» (ребенку предлагается лечь на спину, вытянуть руки над головой и, переворачиваясь со спины на живот, прокатиться сначала в одну сторону, затем в обратную);
- прокатывание «солдатиком» (ребенку предлагается лечь на спину, вытянуть руки вдоль тела и, переворачиваясь со спины на живот, прокатиться сначала в одну сторону, затем в обратную);
- прокатывание «колобком» (ребенку предлагается лечь на спину, подтянуть колени к животу, и, переворачиваясь со спины на колени, прокатиться сначала в одну сторону, затем в обратную) и другие.
Источник