Мозжечковая стимуляция это комплекс упражнений

Мозжечковая стимуляция — занятия на балансировочной доске Баламетрикс

Мозжечковая стимуляция — современный метод коррекции различных нарушений в речевом и интеллектуальном развитии. Несмотря на то, что применяется он всего пару десятилетий, специалисты видят за ним большое будущее, называя его буквально «ключом к обучению мозга».

Принципы мозжечковой стимуляции

Мозжечок — это отдел головного мозга, состоящий из червя — древней части, и двух небольших полушарий, образовавшихся в результате эволюционного развития человека. Долгое время считалось, что этот орган отвечает исключительно за чувство равновесия и координацию движений в пространстве. Однако в конце XX века американские исследователи обнаружили абсолютно уникальные свойства этого отдела мозга.

Червь мозжечка действительно «занят» тем, что обеспечивает своему обладателю возможность поддерживать равновесие, координировать свои действия и эмоции. А вот мозжечковые полушария, оказывается, принимают непосредственное участие в формировании и развитии умственных способностей!

Мозжечок содержит самую высокую концентрацию (более 50%) нервных клеток по отношению к другим отделам мозга. Он поддерживает постоянную связь с лобными долями, а значит, контролирует движение и сенсорное восприятие.

Читайте также:  Гравитационная гимнастика мастер го

Взяв за основу это свойство мозжечка, ученые разработали методику работы, позволяющую значительно улучшить способность к обучению, восприятию и переработке информации.

Зачем детям мозжечковая стимуляция

Очень часто у детей, имеющих речевые и психические нарушения, встречается неловкость в движениях, неуклюжесть, раскоординированность. Именно эти характеристики являются признаком того, что у ребенка имеются проблемы в работе мозжечка и стволового отдела мозга.

Нарушенная связь между мозжечком и лобными долями мозга приводит к замедлению формирования речи, интеллектуальных и психических процессов.

Программа мозжечкового стимулирования улучшает:

  1. уровень концентрации внимания;
  2. все виды памяти;
  3. развитие речи — как устной, так и письменной, а также навыки чтения (подробнее о том, как научить ребенка читать);
  4. математические и логические способности;
  5. анализ и синтез информации;
  6. способность к планированию;
  7. работу эмоционально-волевой сферы.

Таким образом, этот метод показан для улучшения обучения — как в школе, так и на специальных корректирующих занятиях, проводимых логопедами, психологами и дефектологами.

Доказано, что упражнения для стимуляции работы мозжечка, проведенные перед началом коррекционных мероприятий, существенно повышают их результативность!

Упражнения на балансирующей доске Баламетрикс

Для работы над стимуляцией мозжечка применяется специально разработанное устройство — балансирующая доска Бильгоу (Белгау). Упражнения чем-то похожи на лечебную физкультуру.

Ребенок стоит на поверхности доски, которая, в свою очередь, укреплена на округлой основе, что и заставляет его балансировать в попытках удержать равновесие. Основание конструкции очень похоже на основание детских игрушек-качалок. Отличие в том, что здесь ребенку приходится не сидеть и раскачиваться, а, наоборот, балансируя в положении стоя, выполнять различные упражнения.

Поверхность доски имеет специальную разметку, а угол наклона платформы регулируется рокерами, изменяющими радиус от 5 до 50 градусов. В зависимости от уровня наклона изменяется уровень сложности упражнений.

Занятия проводятся под строгим контролем специалиста, как в целях безопасности, так и для полноценной результативности. Несмотря на то, что сами упражнения не кажутся каким-то необычными и сложными (перебрасывания мячика, перекидывания мяча или мягкой подушечки между ребенком и ассистентом, называние цифр или предметов в определенной последовательности), эффект от занятий произойдет лишь при правильном подборе упражнений.

Дети с удовольствием занимаются на балансировочной доске. Такие «уроки» не вызывают у них страха, негатива или боязни не выполнить задание.

Показания для занятий

Как мы уже выяснили, мозжечковая стимуляция является отличным решением проблем с обучением. Она повышает интеллектуальные и психические способности, становясь хорошим методом помощи для детей, имеющих проблемы с обучением.

Однако намного шире этот метод используется и для коррекционных занятий при наличии вполне конкретных проблем. Так, мозжечковое стимулирование показано при следующих состояниях:

  • ЗРР разной степени тяжести.
  • Проблема дисграфии или дислексии.
  • ЗПР и ЗПРР.
  • Синдром дефицита внимания и гиперактивности.
  • Аутизм и другие состояния аутического спектра.
  • Алалия.
  • Логоневроз (заикание).
  • Отставания в развитии моторики и координации.
  • Несовершенство работы вестибулярного аппарата.
  • Поведенческие нарушения.
  • Несобранность, повышенная отвлекаемость.
  • Нарушения осанки.
  • Проблемы с обучаемостью.

Результаты занятий на балансировочной доске Баламетрикс

  1. улучшается моторно-зрительная координация;
  2. двигательные и интеллектуальные способности ребенка
  3. синхронизируются;
  4. улучшается концентрация внимания;
  5. развитие пространственного воображения;
  6. повышение уровня интеллекта.

Информация для родителей

  1. Занятия проводятся несколько раз в неделю.
  2. Длительность одного урока — около получаса.
  3. Перед записью на курс занятий необходимо получить консультацию специалиста, который сможет определить круг проблем, требующих решения.
  4. Специальной подготовки ребенка не требуется.
  5. Начинать заниматься могут дети уже с 2-3 лет.
  6. Для каждого ребенка специалист разрабатывает свою программу занятий с учетом нарушений, возрастных и психологических особенностей.

Занятия на балансирующей доске позволяют ускорить решение коррекционных задач в логопедии и психологии, помогают детям быстрее и легче преодолеть различные отклонения и нарушения в развитии.

Дата публикации: 13.08.2016. Последнее изменение: 29.01.2021.

Источник

Мозжечковая стимуляция – специальный комплекс упражнений

Мозжечковая стимуляция – специально комплекс упражнений, который позволяет развивать головной мозг, в том числе его участки, отвечающие за формирование высших психических функций.

Родителям иногда кажется, что неуклюжесть, нарушения баланса и координации движений — это скорее особенности ребенка, а не неврологические проблемы. Но эти «особенности» являются признаками нарушений работы ствола мозга и мозжечка. Они часто диагностируются у детей с задержкой речевого и психического развития, заболеваниями аутистического спектра (ранний детский аутизм (РДА), синдром Аспергера, аутистические состояния), нарушениями поведения и внимания, СДВГ.

Программа мозжечковой стимуляции нормализует работу ствола мозга и мозжечка. В результате занятий не только улучшается физическая форма пациента, но повышается пластичность головного мозга, преодолевается его функциональная незрелость, что позволяет добиться рывка в формировании навыков адаптации и коррекции поведенческих нарушений.

Что такое мозжечок и зачем его стимулировать

Мозжечок человека содержит больше нервных клеток, чем все остальные отделы головного мозга! Очень долго ученые были убеждены, что мозжечок отвечает за равновесие, координацию движений и движение глаз. Однако, в последние десятилетия они пришли к выводу, что мозжечок – ключ практически ко всему! В том числе и к интеллектуальному, речевому и даже к эмоциональному развитию ребенка.

Мозжечок – это самый быстродействующий механизм в мозге. Он быстро перерабатывает любую информацию, поступающую из других частей мозга и определяет скорость работы всего головного мозга в целом.

Чтобы наше тело было сильным, красивым и выносливым, мы делаем зарядку. Чтобы обеспечить нашему мозгу хороший тонус и продлить его молодость, мы также должны делать зарядку. Познавательные и мыслительные навыки можно улучшить через многократное и четко выстроенное выполнение упражнений на равновесие. Выполнение упражнений программы Learning Breakthrough на оборудовании Balametrics позволяет улучшить синхронизацию и взаимодействие полушарий мозга, и, как следствие, взаимодействие вестибулярной, зрительной, тактильной и кинестетической систем. В результате эффективность работы мозга повышается и проблемы, связанные с процессом анализа и обучения, исчезают.

Программа Learning Breakthrough (Balametrics) и история ее появления

Программа Learning Breakthrough на оборудовании Balametrics – это программа мозжечковой стимуляции, созданная в США в середине ХХ века.

Ее основателем стал доктор Фрэнк Бильгоу, который в начале 1960-ых годов, будучи учителем в школе, заметил, что дети, делающие на переменах упражнения на равновесие, координацию движений и развитие зрительно-моторной координации, более успешны в учебе. Этот простой факт и стал основой разработки его системы развития мозжечка как средства повышения успеваемости детей в школе. Именно он первым во время работы с детьми, плохо умеющими читать, выявил связь между двигательной активностью и изменениями навыков чтения. Тогда же Ф. Бильгоу разрабатывает специальный снаряд – балансировочную доску и придумывает целую серию упражнений на ней.

Впоследствии его программа получила название Learning Breakthrough, что можно перевести как «Прорыв в обучении». Она является результатом более чем 30-летних наблюдений и исследований, которые проводили американские ученые. Данная программа уникальна по своей продуманности и системности и, что самое главное, неоднократно доказавшая свою эффективность!

Как работает программа Learning Breakthrough

В основе программы мозжечковой стимуляции лежит система тренировок на балансировочной доске Бильгоу. Упражнения чем-то похожи на лечебную физкультуру.

Стоя на балансировочной доске, ребенок выполняет задания инструктора, одновременно пытаясь удержать равновесие. Поверхность доски имеет специальную разметку, а угол наклона платформы можно отрегулировать рокерами. В зависимости от уровня наклона изменяется и уровень сложности упражнений, которые направлены на синхронизацию двигательных и познавательных навыков, развитие зрительно-моторной координации.

Балансировочная доска Бильгоу

Например, ребенок, удерживая равновесие на балансировочной доске, перебрасывается с инструктором небольшим мячом и называет при этом буквы алфавита, домашних или диких животных и т.д. Так же в занятия мозжечковой стимуляции включаются упражнения на интерактивной платформе. Это когда ребенок стоит на специальной платформе, которая очень чутко реагирует на любые его движения, а на мониторе демонстрируется информация, полученная по каналам обратной связи, и выполняются различные задания, похожие на увлекательную и интересную игру.

Мозжечковая стимуляция в центре «Логос»

Курс дополняется вестибулярными упражнениями на батуте, фитболе, гимнастической скамье. Некоторые упражнения выполняются в специальных ( переворачивающих изображение) очках.

Инструктор следит за последовательностью и правильной очередностью выполняемых заданий, за техникой безопасности в использовании оборудования. Обязательно начинает с простого и переходит к сложному, создает дополнительную мотивацию для выполнения заданий.

Для каждого ребенка разрабатывается индивидуальная программа, при этом учитывается возраст ребенка, его возможности и особенности.

Для чего это нужно

Цель таких упражнений – научить мозг правильно обрабатывать информацию, полученную от органов чувств, улучшить навыки речи, письма рукой, развить навыки чтения, концентрацию внимания, математические навыки, стимулировать развитие памяти и понимание.

Мозжечковая стимуляция в центре «Логомед прогноз»

В ходе занятий повышается пластичность мозга, появляется возможность заполнить пробелы и восполнить недостатки функциональности базовых структур головного мозга. Улучшается успеваемость, навыки социальной адаптации, взаимоотношения в семье, стабилизируется психоэмоциональное состояние, ребенок обретает хорошую физическую форму, исправляется его осанка, заметно улучшается координация движений. Мозжечковая стимуляция также значительно улучшает эффективность любых коррекционных занятий ( с логопедом, психологом, дефектологом).

Кому показана работа по программе мозжечковой стимуляции

Это прежде всего дети с:

  • Нарушением внимания
  • ГиперактивностьюПоведенческие расстройства
  • Нарушение осанки
  • Нарушениями работы вестибулярного аппарата
  • Проблемами с обучением
  • Нарушениями устной и письменной речи
  • Нарушениями координации движений и моторной неловкости
  • Дисграфии
  • Дислексии
  • Диспраксия
  • Нарушениями аутического спектра
  • ЗПР, ЗРР, ММД, СДВГ

Чего можно ожидать от мозжечковой стимуляции

Специалисты по работе с данной программой отмечают следующее:

  • Улучшение у ребенка понимания, внимания, поведения
  • Улучшение зрительно-моторной координации
  • Улучшение мануальных и графо-моторных функций
  • Повышение общего уровня интеллекта
  • Быстрое развитие когнитивной сферы (памяти, речи, восприятия, мышления)
  • Повышение эффективности других коррекционных занятий (с психологом, логопедом, дефектологом)

Как эффективнее заниматься по данной методике

Занятия можно начинать, если ребенку исполнилось 3-4 года. Оптимальная периодичность занятий 3 раза в неделю по 30-40 минут.

Источник

Мозжечковая стимуляция как здоровьесберегающая технология в работе над автоматизацией звуков у детей с ТНР

Ксения Резяпова
Мозжечковая стимуляция как здоровьесберегающая технология в работе над автоматизацией звуков у детей с ТНР

МОЗЖЕЧКОВАЯ СТИМУЛЯЦИЯ КАК ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ТЕХНОЛОГИЯ В РАБОТЕ НАД АВТОМАТИЗАЦИЕЙ ЗВУКОВ У ДЕТЕЙ С ТНР

Подготовила: учитель — логопед

МБДОУ Детский сад №1

Слайд 1: Тема выступления

Современная логопедия находится в постоянном активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей на разных возрастных этапах и в различных образовательных условиях, которые характерны для детей с особыми образовательными потребностями.

Слайд 2: Актуальность

В нашем учреждении представлены практически все категории детей с ОВЗ. Так например, в группе для детей с ТНР. Все воспитанники имеют диагноз дизартрия — 14 человек (100%) и ОНР 1-2 уровня речевого развития. Но кроме ресевого диагноза дети имеют НОДА (3 чел. – 22%, с РАС (2чел. – 14%, 4 ребенка с нарушением зрения, СДВГ (10 человек -71%). Контингент группы разнообразен по психофизиологическим особенностями и для них просто необходимо применение здоровьесбережения.

Слайд 3: Актуальность и теоретическое обоснование

Научные работы последних лет М. М. Безруких, Н. К. Смирновой, В. Ф. Базарного, О. С. Гладышевой, В. И. Ковалько, Г. К. Зайцевой, Т. С. Овчинниковой, А. Г. Швецовой и других посвящены теоретическому обоснованию и внедрению в образовательный процесс дошкольных образовательных организаций здоровьесберегающих технологий.

Они отмечали, что осуществление образовательного процесса в ДОО в сочетании со здоровьесберегающими технологиями подразумевает такую его организацию, когда при реализации педагогического содержания решаются и задачи сохранения здоровья воспитанников.

Слайд 4: Теоретическое обоснование

Главная педагогическая задача учителя-логопеда — своевременное устранение нарушений речи, т. к. своевременная коррекция звукопроизношения предотвращает проявление вторичных нарушений. Наиболее трудоемким для логопедической практики является автоматизация поставленных звуков у детей с дизартрией.

Проблеме автоматизации звуков у детей-дизартриков были посвящены исследования Е. Ф. Соботович, Е. М. Мастюковой, Т. Б. Филичевой, Е. Н. Винарской, Н. В. Серебряковой и др. Они отмечали,что дети с дизартрией имеют свои трудности:

— нарушение речи при дизартрии связан с органическим поражением центральной и периферической нервной систем, поэтому дети расторможены, внимание их рассеяно и быстро истощаемы,

автоматизация звуков обусловливается распадом сложившихся умений;

— однообразие и монотонность работы по автоматизации поставленных звуков снижает интерес ребенка, желание заниматься.

Слайд 5: Теоретическое обоснование

По мнению Карелиной Ирины Борисовны при работе с детьми, имеющими дизартрию,важно решать следующие задачи:

1. Подавить патологические двигательные реакции ребенка и урегулировать безусловно-рефлекторную деятельность.

2. Улучшить координацию движений и общую двигательную активность ребенка.

4. Содействовать развитию психических функций детей: внимания, памяти, саморегуляции психической деятельности и нормализации речевой функции.

6. Оказывать воспитательное влияние на ребенка и выравнивать его поведенческие реакции.

Слайд 6: Актуальность темы и методическое обоснование

Анализируя современные методы здоровьясбережения остановилась на одном широко обсуждаемом в последнее время методе мозжечковой стимуляции.

Современная нейропсихология утверждает: мозжечок связан со всеми структурами нашей нервной системы. Он участвует в интеллектуальном, речевом и эмоциональном развитии ребенка.

Специальные занятия по программе мозжечковой стимуляции рекомендованы детям, у которых есть нарушения координации, внимания, гиперактивность (СДВГ, выявлены аутичные черты, есть задержки устной, письменной речи, НОДА и др.

Ю. В. Зуева, Н. К. Корсакова и Л. А. Калашникова выдвинули предположение о том, что мозжечок участвует в решении когнитивных задач любого типа, обеспечивая быстрые изменения и регулируя психическую активность при переходе с одних задач на другие.

Слайд 7 Цель и задачи

Основываясь на проделанный анализ научных работ с целью оптимизации процесса автоматизации звуков у детей с дизартрией с помощью комплекса упражнений мозжечковой стимуляции.

1. Повышение качества автоматизации звуков в речи.

2. Развитие способности к планированию и контролю своей деятельности.

3. Улучшение концентрации внимания.

4. Развитие зрительно-моторной координации.

3. Повышение работоспособности на занятиях.

Ведущая идея заключается в том, что закрепление звука с использованием в работе комплекса коррекционно-развивающих и организующих упражнений, направленных на стимуляцию и нормализацию работы мозжечка, дает более быструю автоматизацию и сохраняет здоровье воспитанников.

Задачи автоматизации звуков в сочетании с упражнениями по мозжечковой стимуляции реализуются на индивидуальных занятиях. Cредством мозжечковои стимуляции является специально разработанное устройство — балансирующая доска Бильгоу (Белгау).

Слайд 8: Содержание работы

Доктор Фрэнк Бильгоу разработал специальный снаряд – балансировочную доску и придумал целую серию упражнений на ней. Упражнения распределил на 6 блоков,каждый из которых посвящен освоению того или иного элемента оборудования:

1-й блок: «Освоение балансировочной доски Белгоу»;

2-й блок: «Комплекс упражнений с сенсорными мешочками»;

3-й блок: «Комплекс упражнений с мячом-маятником»;

4-й блок: «Комплекс упражнений с использованием стенда с кубиками»;

5-й блок: «Комплекс упражнений с доской с цифрами»;

6-й блок: «Комплекс упражнений с цветной планкой».[6].

Такой подход в систематизации работы целесообразен, поэтому работа строится по блокам не нарушая последовательность этапов автоматизации.

Слайд 9:1-й блок: «Освоение балансировочной доски Белгоу»

На начальном этапе дети учатся балансировать в попытках удержать равновесие, затем удерживая равновесие выполнять упражнения. Например, ребенок, удерживая равновесие на балансировочной доске, выполняет приседания, наклоны (вперёд, вбок, повороты туловища, движения головой (поворот головы в сторону, наклоны головы вниз и назад, рисует носом или руками, а может перебрасывается с педагогом небольшим мячом. Угол наклона платформы можно отрегулировать рокерами, меняя уровень сложности упражнений.

После освоения балансировочной доски предлагается выполнять знакомые упражнения, сопровождая их речевыми упражнениями по автоматизации звука изолировано и в слогах. На этом этапе с ребенком отрабатываются серии упражнений по автоматизации звуков Б. И. Айзенберг из пособия «От звука к речи».

Слайд 10:2-й блок: «Комплекс упражнений с сенсорными мешочками»

Задачи этапа автоматизации поставленного звука на уровне слога отрабатывались и в блоке «Комплекс упражнений с сенсорными мешочками». Ребенок стоя на балансире принимает мешочки разные по весу одной или двумя руками, перекладывает из руки в руку, подкидывает в верх и ловит двумя или одной рукой, и при этом проговаривает слоговые цепочки разработанные Б. И. Айзенберг.

Слайд 11:3-й блок: «Комплекс упражнений с мячом-маятником»

Следующий этап автоматизации звука в словах отрабатывались в блоке «Комплекс упражнений с мячом-маятником». Ребенок стоя на балансировочной доске отбивает подвешенный мяч правой, левой, или двумя руками. При этом старается попасть в картинку и произносит соответствующее слово правильно. Здесь отрабатываются слова в таких упражнениях как «Мой, моя, мои», «Живое, неживое», «Какой, какая, какие», «Сколько» и др.

Слайд 12:4-й блок: «Комплекс упражнений с использованием стенда с кубиками».

Все эти упражнения отрабатывались в блоке: «Комплекс упражнений с использованием стенда с кубиками». На кубиках прикреплены картинки с отрабатываемым звуком и ребенок удерживая равновесие на балансире старается попасть в цель мячиком. Здесь самое любимое упражнение у детей «Чего не стало».

Слайд 13:5-й блок: «Комплекс упражнений с доской с цифрами»

«Комплекс упражнений с доской с цифрами». Оборудование в этом комплексе цифры заменили на карточки и буквы. Здесь используя упражнение «Четвертый лишний» учимся определять звук в слове. Например, необходимо проговорить все слова, которые изображены на карточках, определить слово, в котором нет заданного звука и бросить на эту карточку мешочек. Если в клеточках буквы, ребенок бросает мешочек и произносит слог и придумать слово с этим слогом, Например, отрабатывается звук «Ш», мешочек упал на «А», получается слог «ША», ШАПКА. Такие упражнения сложны для детей, но выполняя их на комплексе вызывает улыбку и восторг и главное результат.

Слайд 14:6-й блок: «Комплекс упражнений с цветной планкой»

«Комплекс упражнений с цветной планкой» сочетаю с упражнениями по автоматизации звука в стихотворениях и скороговорках. Отбивая цветной планкой мячик, ребенок произносит выученное стихотворение или скороговорку насыщенную отрабатываемым звуком.

Слайд 14: Результаты работы

Сочетание упражнений по автоматизации звуков с комплексом упражнений мозжечковой стимуляции у детей отмечается:

• Улучшение понимания, концентрации внимания, поведения и зрительно-моторной координации;

• Повышение качества автоматизации звуков и способности к планированию и контролю своей деятельности;

• Повышение общего уровня интеллекта и работоспособности на занятиях.

Цель упражнений – научить мозг правильно обрабатывать информацию, полученную от органов чувств, улучшить навыки речи, концентрацию внимания, стимулировать развитие памяти и понимание. В процессе выполнения упражнений на поддержание баланса мозг постоянно вынужден интегрировать двигательные, сенсорные, зрительные, слуховые, тактильные функции, а также функции моторного планирования и поддержание баланса. Таким образом, количество нейронных связей значительно увеличивается, а передача информации из одного участка мозга в другой улучшается и ускоряется. Что позволяет оптимизировать процесс автоматизации звуков у детей с ТНР.

1. Архипова Е. Ф. Клинико- педагогическая характеристика детей со стертой формой дизартрии. – М. 1997

2. Гладушева О. С., Яковлева М. А. Разговор о здоровье: начало. Н. Новгород,2017 год.

3. Зуева Ю. В., Корсакова Н. К., Калашникова Л. А. Роль мозжечка в когнитивных процессах. URL: http://virtualcoglab . cs. msu. su/html/Zueva. Html

4. Карелина И. Б. Логопедическая работас детьми с минимальными дизартрическими расстройствами :Афтореф. дис. канд. пед. наук. — М., 2000.

5. Лопатина Л. В. Изучение и коррекция нарушений психомоторики у детей с минимальными дизартрическими расстройствами // Дефектология. – 2003. — №4.

Источник

Оцените статью