- Мозжечковая стимуляция — занятия на балансировочной доске Баламетрикс
- Принципы мозжечковой стимуляции
- Зачем детям мозжечковая стимуляция
- Упражнения на балансирующей доске Баламетрикс
- Показания для занятий
- Результаты занятий на балансировочной доске Баламетрикс
- Информация для родителей
- Мозжечковая стимуляция – специальный комплекс упражнений
- Что такое мозжечок и зачем его стимулировать
- Программа Learning Breakthrough (Balametrics) и история ее появления
- Как работает программа Learning Breakthrough
- Для чего это нужно
- Кому показана работа по программе мозжечковой стимуляции
- Чего можно ожидать от мозжечковой стимуляции
- Как эффективнее заниматься по данной методике
- Мозжечковая стимуляция как здоровьесберегающая технология в работе над автоматизацией звуков у детей с ТНР
Мозжечковая стимуляция — занятия на балансировочной доске Баламетрикс
Мозжечковая стимуляция — современный метод коррекции различных нарушений в речевом и интеллектуальном развитии. Несмотря на то, что применяется он всего пару десятилетий, специалисты видят за ним большое будущее, называя его буквально «ключом к обучению мозга».
Принципы мозжечковой стимуляции
Мозжечок — это отдел головного мозга, состоящий из червя — древней части, и двух небольших полушарий, образовавшихся в результате эволюционного развития человека. Долгое время считалось, что этот орган отвечает исключительно за чувство равновесия и координацию движений в пространстве. Однако в конце XX века американские исследователи обнаружили абсолютно уникальные свойства этого отдела мозга.
Червь мозжечка действительно «занят» тем, что обеспечивает своему обладателю возможность поддерживать равновесие, координировать свои действия и эмоции. А вот мозжечковые полушария, оказывается, принимают непосредственное участие в формировании и развитии умственных способностей!
Мозжечок содержит самую высокую концентрацию (более 50%) нервных клеток по отношению к другим отделам мозга. Он поддерживает постоянную связь с лобными долями, а значит, контролирует движение и сенсорное восприятие.
Взяв за основу это свойство мозжечка, ученые разработали методику работы, позволяющую значительно улучшить способность к обучению, восприятию и переработке информации.
Зачем детям мозжечковая стимуляция
Очень часто у детей, имеющих речевые и психические нарушения, встречается неловкость в движениях, неуклюжесть, раскоординированность. Именно эти характеристики являются признаком того, что у ребенка имеются проблемы в работе мозжечка и стволового отдела мозга.
Нарушенная связь между мозжечком и лобными долями мозга приводит к замедлению формирования речи, интеллектуальных и психических процессов.
Программа мозжечкового стимулирования улучшает:
- уровень концентрации внимания;
- все виды памяти;
- развитие речи — как устной, так и письменной, а также навыки чтения (подробнее о том, как научить ребенка читать);
- математические и логические способности;
- анализ и синтез информации;
- способность к планированию;
- работу эмоционально-волевой сферы.
Таким образом, этот метод показан для улучшения обучения — как в школе, так и на специальных корректирующих занятиях, проводимых логопедами, психологами и дефектологами.
Доказано, что упражнения для стимуляции работы мозжечка, проведенные перед началом коррекционных мероприятий, существенно повышают их результативность!
Упражнения на балансирующей доске Баламетрикс
Для работы над стимуляцией мозжечка применяется специально разработанное устройство — балансирующая доска Бильгоу (Белгау). Упражнения чем-то похожи на лечебную физкультуру.
Ребенок стоит на поверхности доски, которая, в свою очередь, укреплена на округлой основе, что и заставляет его балансировать в попытках удержать равновесие. Основание конструкции очень похоже на основание детских игрушек-качалок. Отличие в том, что здесь ребенку приходится не сидеть и раскачиваться, а, наоборот, балансируя в положении стоя, выполнять различные упражнения.
Поверхность доски имеет специальную разметку, а угол наклона платформы регулируется рокерами, изменяющими радиус от 5 до 50 градусов. В зависимости от уровня наклона изменяется уровень сложности упражнений.
Занятия проводятся под строгим контролем специалиста, как в целях безопасности, так и для полноценной результативности. Несмотря на то, что сами упражнения не кажутся каким-то необычными и сложными (перебрасывания мячика, перекидывания мяча или мягкой подушечки между ребенком и ассистентом, называние цифр или предметов в определенной последовательности), эффект от занятий произойдет лишь при правильном подборе упражнений.
Дети с удовольствием занимаются на балансировочной доске. Такие «уроки» не вызывают у них страха, негатива или боязни не выполнить задание.
Показания для занятий
Как мы уже выяснили, мозжечковая стимуляция является отличным решением проблем с обучением. Она повышает интеллектуальные и психические способности, становясь хорошим методом помощи для детей, имеющих проблемы с обучением.
Однако намного шире этот метод используется и для коррекционных занятий при наличии вполне конкретных проблем. Так, мозжечковое стимулирование показано при следующих состояниях:
- ЗРР разной степени тяжести.
- Проблема дисграфии или дислексии.
- ЗПР и ЗПРР.
- Синдром дефицита внимания и гиперактивности.
- Аутизм и другие состояния аутического спектра.
- Алалия.
- Логоневроз (заикание).
- Отставания в развитии моторики и координации.
- Несовершенство работы вестибулярного аппарата.
- Поведенческие нарушения.
- Несобранность, повышенная отвлекаемость.
- Нарушения осанки.
- Проблемы с обучаемостью.
Результаты занятий на балансировочной доске Баламетрикс
- улучшается моторно-зрительная координация;
- двигательные и интеллектуальные способности ребенка
- синхронизируются;
- улучшается концентрация внимания;
- развитие пространственного воображения;
- повышение уровня интеллекта.
Информация для родителей
- Занятия проводятся несколько раз в неделю.
- Длительность одного урока — около получаса.
- Перед записью на курс занятий необходимо получить консультацию специалиста, который сможет определить круг проблем, требующих решения.
- Специальной подготовки ребенка не требуется.
- Начинать заниматься могут дети уже с 2-3 лет.
- Для каждого ребенка специалист разрабатывает свою программу занятий с учетом нарушений, возрастных и психологических особенностей.
Занятия на балансирующей доске позволяют ускорить решение коррекционных задач в логопедии и психологии, помогают детям быстрее и легче преодолеть различные отклонения и нарушения в развитии.
Дата публикации: 13.08.2016. Последнее изменение: 29.01.2021.
Источник
Мозжечковая стимуляция – специальный комплекс упражнений
Мозжечковая стимуляция – специально комплекс упражнений, который позволяет развивать головной мозг, в том числе его участки, отвечающие за формирование высших психических функций.
Родителям иногда кажется, что неуклюжесть, нарушения баланса и координации движений — это скорее особенности ребенка, а не неврологические проблемы. Но эти «особенности» являются признаками нарушений работы ствола мозга и мозжечка. Они часто диагностируются у детей с задержкой речевого и психического развития, заболеваниями аутистического спектра (ранний детский аутизм (РДА), синдром Аспергера, аутистические состояния), нарушениями поведения и внимания, СДВГ.
Программа мозжечковой стимуляции нормализует работу ствола мозга и мозжечка. В результате занятий не только улучшается физическая форма пациента, но повышается пластичность головного мозга, преодолевается его функциональная незрелость, что позволяет добиться рывка в формировании навыков адаптации и коррекции поведенческих нарушений.
Что такое мозжечок и зачем его стимулировать
Мозжечок человека содержит больше нервных клеток, чем все остальные отделы головного мозга! Очень долго ученые были убеждены, что мозжечок отвечает за равновесие, координацию движений и движение глаз. Однако, в последние десятилетия они пришли к выводу, что мозжечок – ключ практически ко всему! В том числе и к интеллектуальному, речевому и даже к эмоциональному развитию ребенка.
Мозжечок – это самый быстродействующий механизм в мозге. Он быстро перерабатывает любую информацию, поступающую из других частей мозга и определяет скорость работы всего головного мозга в целом.
Чтобы наше тело было сильным, красивым и выносливым, мы делаем зарядку. Чтобы обеспечить нашему мозгу хороший тонус и продлить его молодость, мы также должны делать зарядку. Познавательные и мыслительные навыки можно улучшить через многократное и четко выстроенное выполнение упражнений на равновесие. Выполнение упражнений программы Learning Breakthrough на оборудовании Balametrics позволяет улучшить синхронизацию и взаимодействие полушарий мозга, и, как следствие, взаимодействие вестибулярной, зрительной, тактильной и кинестетической систем. В результате эффективность работы мозга повышается и проблемы, связанные с процессом анализа и обучения, исчезают.
Программа Learning Breakthrough (Balametrics) и история ее появления
Программа Learning Breakthrough на оборудовании Balametrics – это программа мозжечковой стимуляции, созданная в США в середине ХХ века.
Ее основателем стал доктор Фрэнк Бильгоу, который в начале 1960-ых годов, будучи учителем в школе, заметил, что дети, делающие на переменах упражнения на равновесие, координацию движений и развитие зрительно-моторной координации, более успешны в учебе. Этот простой факт и стал основой разработки его системы развития мозжечка как средства повышения успеваемости детей в школе. Именно он первым во время работы с детьми, плохо умеющими читать, выявил связь между двигательной активностью и изменениями навыков чтения. Тогда же Ф. Бильгоу разрабатывает специальный снаряд – балансировочную доску и придумывает целую серию упражнений на ней.
Впоследствии его программа получила название Learning Breakthrough, что можно перевести как «Прорыв в обучении». Она является результатом более чем 30-летних наблюдений и исследований, которые проводили американские ученые. Данная программа уникальна по своей продуманности и системности и, что самое главное, неоднократно доказавшая свою эффективность!
Как работает программа Learning Breakthrough
В основе программы мозжечковой стимуляции лежит система тренировок на балансировочной доске Бильгоу. Упражнения чем-то похожи на лечебную физкультуру.
Стоя на балансировочной доске, ребенок выполняет задания инструктора, одновременно пытаясь удержать равновесие. Поверхность доски имеет специальную разметку, а угол наклона платформы можно отрегулировать рокерами. В зависимости от уровня наклона изменяется и уровень сложности упражнений, которые направлены на синхронизацию двигательных и познавательных навыков, развитие зрительно-моторной координации.
Балансировочная доска Бильгоу
Например, ребенок, удерживая равновесие на балансировочной доске, перебрасывается с инструктором небольшим мячом и называет при этом буквы алфавита, домашних или диких животных и т.д. Так же в занятия мозжечковой стимуляции включаются упражнения на интерактивной платформе. Это когда ребенок стоит на специальной платформе, которая очень чутко реагирует на любые его движения, а на мониторе демонстрируется информация, полученная по каналам обратной связи, и выполняются различные задания, похожие на увлекательную и интересную игру.
Мозжечковая стимуляция в центре «Логос»
Курс дополняется вестибулярными упражнениями на батуте, фитболе, гимнастической скамье. Некоторые упражнения выполняются в специальных ( переворачивающих изображение) очках.
Инструктор следит за последовательностью и правильной очередностью выполняемых заданий, за техникой безопасности в использовании оборудования. Обязательно начинает с простого и переходит к сложному, создает дополнительную мотивацию для выполнения заданий.
Для каждого ребенка разрабатывается индивидуальная программа, при этом учитывается возраст ребенка, его возможности и особенности.
Для чего это нужно
Цель таких упражнений – научить мозг правильно обрабатывать информацию, полученную от органов чувств, улучшить навыки речи, письма рукой, развить навыки чтения, концентрацию внимания, математические навыки, стимулировать развитие памяти и понимание.
Мозжечковая стимуляция в центре «Логомед прогноз»
В ходе занятий повышается пластичность мозга, появляется возможность заполнить пробелы и восполнить недостатки функциональности базовых структур головного мозга. Улучшается успеваемость, навыки социальной адаптации, взаимоотношения в семье, стабилизируется психоэмоциональное состояние, ребенок обретает хорошую физическую форму, исправляется его осанка, заметно улучшается координация движений. Мозжечковая стимуляция также значительно улучшает эффективность любых коррекционных занятий ( с логопедом, психологом, дефектологом).
Кому показана работа по программе мозжечковой стимуляции
Это прежде всего дети с:
- Нарушением внимания
- ГиперактивностьюПоведенческие расстройства
- Нарушение осанки
- Нарушениями работы вестибулярного аппарата
- Проблемами с обучением
- Нарушениями устной и письменной речи
- Нарушениями координации движений и моторной неловкости
- Дисграфии
- Дислексии
- Диспраксия
- Нарушениями аутического спектра
- ЗПР, ЗРР, ММД, СДВГ
Чего можно ожидать от мозжечковой стимуляции
Специалисты по работе с данной программой отмечают следующее:
- Улучшение у ребенка понимания, внимания, поведения
- Улучшение зрительно-моторной координации
- Улучшение мануальных и графо-моторных функций
- Повышение общего уровня интеллекта
- Быстрое развитие когнитивной сферы (памяти, речи, восприятия, мышления)
- Повышение эффективности других коррекционных занятий (с психологом, логопедом, дефектологом)
Как эффективнее заниматься по данной методике
Занятия можно начинать, если ребенку исполнилось 3-4 года. Оптимальная периодичность занятий 3 раза в неделю по 30-40 минут.
Источник
Мозжечковая стимуляция как здоровьесберегающая технология в работе над автоматизацией звуков у детей с ТНР
Ксения Резяпова
Мозжечковая стимуляция как здоровьесберегающая технология в работе над автоматизацией звуков у детей с ТНР
МОЗЖЕЧКОВАЯ СТИМУЛЯЦИЯ КАК ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ТЕХНОЛОГИЯ В РАБОТЕ НАД АВТОМАТИЗАЦИЕЙ ЗВУКОВ У ДЕТЕЙ С ТНР
Подготовила: учитель — логопед
МБДОУ Детский сад №1
Слайд 1: Тема выступления
Современная логопедия находится в постоянном активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей на разных возрастных этапах и в различных образовательных условиях, которые характерны для детей с особыми образовательными потребностями.
Слайд 2: Актуальность
В нашем учреждении представлены практически все категории детей с ОВЗ. Так например, в группе для детей с ТНР. Все воспитанники имеют диагноз дизартрия — 14 человек (100%) и ОНР 1-2 уровня речевого развития. Но кроме ресевого диагноза дети имеют НОДА (3 чел. – 22%, с РАС (2чел. – 14%, 4 ребенка с нарушением зрения, СДВГ (10 человек -71%). Контингент группы разнообразен по психофизиологическим особенностями и для них просто необходимо применение здоровьесбережения.
Слайд 3: Актуальность и теоретическое обоснование
Научные работы последних лет М. М. Безруких, Н. К. Смирновой, В. Ф. Базарного, О. С. Гладышевой, В. И. Ковалько, Г. К. Зайцевой, Т. С. Овчинниковой, А. Г. Швецовой и других посвящены теоретическому обоснованию и внедрению в образовательный процесс дошкольных образовательных организаций здоровьесберегающих технологий.
Они отмечали, что осуществление образовательного процесса в ДОО в сочетании со здоровьесберегающими технологиями подразумевает такую его организацию, когда при реализации педагогического содержания решаются и задачи сохранения здоровья воспитанников.
Слайд 4: Теоретическое обоснование
Главная педагогическая задача учителя-логопеда — своевременное устранение нарушений речи, т. к. своевременная коррекция звукопроизношения предотвращает проявление вторичных нарушений. Наиболее трудоемким для логопедической практики является автоматизация поставленных звуков у детей с дизартрией.
Проблеме автоматизации звуков у детей-дизартриков были посвящены исследования Е. Ф. Соботович, Е. М. Мастюковой, Т. Б. Филичевой, Е. Н. Винарской, Н. В. Серебряковой и др. Они отмечали,что дети с дизартрией имеют свои трудности:
— нарушение речи при дизартрии связан с органическим поражением центральной и периферической нервной систем, поэтому дети расторможены, внимание их рассеяно и быстро истощаемы,
— автоматизация звуков обусловливается распадом сложившихся умений;
— однообразие и монотонность работы по автоматизации поставленных звуков снижает интерес ребенка, желание заниматься.
Слайд 5: Теоретическое обоснование
По мнению Карелиной Ирины Борисовны при работе с детьми, имеющими дизартрию,важно решать следующие задачи:
1. Подавить патологические двигательные реакции ребенка и урегулировать безусловно-рефлекторную деятельность.
2. Улучшить координацию движений и общую двигательную активность ребенка.
4. Содействовать развитию психических функций детей: внимания, памяти, саморегуляции психической деятельности и нормализации речевой функции.
6. Оказывать воспитательное влияние на ребенка и выравнивать его поведенческие реакции.
Слайд 6: Актуальность темы и методическое обоснование
Анализируя современные методы здоровьясбережения остановилась на одном широко обсуждаемом в последнее время методе мозжечковой стимуляции.
Современная нейропсихология утверждает: мозжечок связан со всеми структурами нашей нервной системы. Он участвует в интеллектуальном, речевом и эмоциональном развитии ребенка.
Специальные занятия по программе мозжечковой стимуляции рекомендованы детям, у которых есть нарушения координации, внимания, гиперактивность (СДВГ, выявлены аутичные черты, есть задержки устной, письменной речи, НОДА и др.
Ю. В. Зуева, Н. К. Корсакова и Л. А. Калашникова выдвинули предположение о том, что мозжечок участвует в решении когнитивных задач любого типа, обеспечивая быстрые изменения и регулируя психическую активность при переходе с одних задач на другие.
Слайд 7 Цель и задачи
Основываясь на проделанный анализ научных работ с целью оптимизации процесса автоматизации звуков у детей с дизартрией с помощью комплекса упражнений мозжечковой стимуляции.
1. Повышение качества автоматизации звуков в речи.
2. Развитие способности к планированию и контролю своей деятельности.
3. Улучшение концентрации внимания.
4. Развитие зрительно-моторной координации.
3. Повышение работоспособности на занятиях.
Ведущая идея заключается в том, что закрепление звука с использованием в работе комплекса коррекционно-развивающих и организующих упражнений, направленных на стимуляцию и нормализацию работы мозжечка, дает более быструю автоматизацию и сохраняет здоровье воспитанников.
Задачи автоматизации звуков в сочетании с упражнениями по мозжечковой стимуляции реализуются на индивидуальных занятиях. Cредством мозжечковои стимуляции является специально разработанное устройство — балансирующая доска Бильгоу (Белгау).
Слайд 8: Содержание работы
Доктор Фрэнк Бильгоу разработал специальный снаряд – балансировочную доску и придумал целую серию упражнений на ней. Упражнения распределил на 6 блоков,каждый из которых посвящен освоению того или иного элемента оборудования:
1-й блок: «Освоение балансировочной доски Белгоу»;
2-й блок: «Комплекс упражнений с сенсорными мешочками»;
3-й блок: «Комплекс упражнений с мячом-маятником»;
4-й блок: «Комплекс упражнений с использованием стенда с кубиками»;
5-й блок: «Комплекс упражнений с доской с цифрами»;
6-й блок: «Комплекс упражнений с цветной планкой».[6].
Такой подход в систематизации работы целесообразен, поэтому работа строится по блокам не нарушая последовательность этапов автоматизации.
Слайд 9:1-й блок: «Освоение балансировочной доски Белгоу»
На начальном этапе дети учатся балансировать в попытках удержать равновесие, затем удерживая равновесие выполнять упражнения. Например, ребенок, удерживая равновесие на балансировочной доске, выполняет приседания, наклоны (вперёд, вбок, повороты туловища, движения головой (поворот головы в сторону, наклоны головы вниз и назад, рисует носом или руками, а может перебрасывается с педагогом небольшим мячом. Угол наклона платформы можно отрегулировать рокерами, меняя уровень сложности упражнений.
После освоения балансировочной доски предлагается выполнять знакомые упражнения, сопровождая их речевыми упражнениями по автоматизации звука изолировано и в слогах. На этом этапе с ребенком отрабатываются серии упражнений по автоматизации звуков Б. И. Айзенберг из пособия «От звука к речи».
Слайд 10:2-й блок: «Комплекс упражнений с сенсорными мешочками»
Задачи этапа автоматизации поставленного звука на уровне слога отрабатывались и в блоке «Комплекс упражнений с сенсорными мешочками». Ребенок стоя на балансире принимает мешочки разные по весу одной или двумя руками, перекладывает из руки в руку, подкидывает в верх и ловит двумя или одной рукой, и при этом проговаривает слоговые цепочки разработанные Б. И. Айзенберг.
Слайд 11:3-й блок: «Комплекс упражнений с мячом-маятником»
Следующий этап автоматизации звука в словах отрабатывались в блоке «Комплекс упражнений с мячом-маятником». Ребенок стоя на балансировочной доске отбивает подвешенный мяч правой, левой, или двумя руками. При этом старается попасть в картинку и произносит соответствующее слово правильно. Здесь отрабатываются слова в таких упражнениях как «Мой, моя, мои», «Живое, неживое», «Какой, какая, какие», «Сколько» и др.
Слайд 12:4-й блок: «Комплекс упражнений с использованием стенда с кубиками».
Все эти упражнения отрабатывались в блоке: «Комплекс упражнений с использованием стенда с кубиками». На кубиках прикреплены картинки с отрабатываемым звуком и ребенок удерживая равновесие на балансире старается попасть в цель мячиком. Здесь самое любимое упражнение у детей «Чего не стало».
Слайд 13:5-й блок: «Комплекс упражнений с доской с цифрами»
«Комплекс упражнений с доской с цифрами». Оборудование в этом комплексе цифры заменили на карточки и буквы. Здесь используя упражнение «Четвертый лишний» учимся определять звук в слове. Например, необходимо проговорить все слова, которые изображены на карточках, определить слово, в котором нет заданного звука и бросить на эту карточку мешочек. Если в клеточках буквы, ребенок бросает мешочек и произносит слог и придумать слово с этим слогом, Например, отрабатывается звук «Ш», мешочек упал на «А», получается слог «ША», ШАПКА. Такие упражнения сложны для детей, но выполняя их на комплексе вызывает улыбку и восторг и главное результат.
Слайд 14:6-й блок: «Комплекс упражнений с цветной планкой»
«Комплекс упражнений с цветной планкой» сочетаю с упражнениями по автоматизации звука в стихотворениях и скороговорках. Отбивая цветной планкой мячик, ребенок произносит выученное стихотворение или скороговорку насыщенную отрабатываемым звуком.
Слайд 14: Результаты работы
Сочетание упражнений по автоматизации звуков с комплексом упражнений мозжечковой стимуляции у детей отмечается:
• Улучшение понимания, концентрации внимания, поведения и зрительно-моторной координации;
• Повышение качества автоматизации звуков и способности к планированию и контролю своей деятельности;
• Повышение общего уровня интеллекта и работоспособности на занятиях.
Цель упражнений – научить мозг правильно обрабатывать информацию, полученную от органов чувств, улучшить навыки речи, концентрацию внимания, стимулировать развитие памяти и понимание. В процессе выполнения упражнений на поддержание баланса мозг постоянно вынужден интегрировать двигательные, сенсорные, зрительные, слуховые, тактильные функции, а также функции моторного планирования и поддержание баланса. Таким образом, количество нейронных связей значительно увеличивается, а передача информации из одного участка мозга в другой улучшается и ускоряется. Что позволяет оптимизировать процесс автоматизации звуков у детей с ТНР.
1. Архипова Е. Ф. Клинико- педагогическая характеристика детей со стертой формой дизартрии. – М. 1997
2. Гладушева О. С., Яковлева М. А. Разговор о здоровье: начало. Н. Новгород,2017 год.
3. Зуева Ю. В., Корсакова Н. К., Калашникова Л. А. Роль мозжечка в когнитивных процессах. URL: http://virtualcoglab . cs. msu. su/html/Zueva. Html
4. Карелина И. Б. Логопедическая работас детьми с минимальными дизартрическими расстройствами :Афтореф. дис. канд. пед. наук. — М., 2000.
5. Лопатина Л. В. Изучение и коррекция нарушений психомоторики у детей с минимальными дизартрическими расстройствами // Дефектология. – 2003. — №4.
Источник