Как правильно дышать?
На вопросы читателей отвечает иерей Валерий Бахтин.
На вопросы читателей отвечает иерей Валерий Бахтин.
Как Православная Церковь относится к методике Бутейко? Можно ли Православному человеку лечиться с помощью этой дыхательной гимнастики? Некоторое время назад я пробовала заниматься дыхательной гимнастикой по Стрельниковой, но у меня возникли серьезные сомнения в приемлемости этой гимнастики с точки зрения Православия. Гимнастика по Бутейко, как мне кажется, не несет никакой философской нагрузки, но, может быть, я заблуждаюсь?
Татьяна.
Спаси Господи, Татьяна за вопрос.
Много лет врач-физиолог Бутейко работал над поиском закономерностей в развитии заболеваний. И, наконец, в 1985 году приказом Минздрава СССР дыхательная гимнастика по Бутейко была официально внедрена в медицинскую практику.
В основе его гимнастики лежит волевая ликвидация глубокого дыхания (ВЛГД). При ее выполнении усилием воли поддерживается чувство нехватки воздуха, реже становится частота и уменьшается глубина дыхательных движений, в результате чего в крови увеличивается содержание углекислого газа.
Итак, доктор Бутейко считает, что именно избыточная вентиляция легких («глубокое дыхание») по отношению к потребностям метаболизма приводит к нарушению обмена веществ, снижению иммунитета, появлению аллергии. Развиваются заболевания не только дыхательной системы, но и сердца, желудочно-кишечного тракта, заболевания, которые официальная медицина рассматривает как отдельные и не связанные между собой.
Один из продолжателей дела Бутейко, доктор Искумов, говорит уже о дыхательной гимнастике как о восстановлении естественного дыхания и стимуляции организма углекислым газом. Он признает недостатки в методике Бутейко, говоря, что повышение концентрации углекислого газа при ВЛГД достигается дорогой ценой — ценой кислородного голодания и стрессовой реакции. Именно этим объясняется большое число обострений. Но у Искумова можно найти и теоретическое обоснование дыхательной гимнастики. И опять — корни на востоке.
Дыхательные гимнасты вспоминают, что Будда говорил: «Осознавайте ваше дыхание, когда оно идет внутрь и когда оно идет наружу, . когда вы ежесекундно отслеживаете свое дыхание, . вы вдруг внезапно осознаете, что дыхания нет, и придет момент, когда вы почувствуете, что дыхание не выходит и не входит. Дыхание прекратилось полностью. В этой остановке — благотворность». Имеющий уши да слышит.
Но наиболее важным для понимания сути дыхательной гимнастики является вопрос о чистках организма.
Снова обратимся к авторам: «Углекислый газ способствует восстановлению нормальной вязкости коллоидных растворов организма и разжижению слизи. Такая разжиженная слизь с растворенными в ней шлаками легче выходит из клеток в кровь и лимфу, а оттуда удаляется через слизистые поверхности. Поэтому при повышении содержания углекислого газа в организме могут происходить так называемые чистки — массивные выделения слизи через слизистые поверхности. Занятия дыхательной гимнастикой могут сопровождаться и так называемыми «психическими чистками». Во это время, очевидно, происходит стирание «застойных очагов» — уничтожается эмоциональная память о неприятностях. После них пациент отмечает положительные сдвиги в эмоциональном фоне — появляется жизнерадостность, уверенность в себе. Смягчению психических чисток хорошо помогают релаксация и лечебная хатха-йога.»
Видишь, главная цель дыхательной гимнастики — чистка организма. Опять жесткий материализм, прикрытый дымовой завесой буддизма. Болезнь, оказывается, результат засорения организма шлаками. Выведи их и будешь здоров. А посмотри как растет младенец во утробе матери. Кислород поступает с материнской кровью, углекислота выводится ею же. Анемии беременных — наиболее частое заболевание, и первое лечение его — восстановление гемоглобина для лучшего снабжения кислородом растущего организма и выведения углекислого газа. Дивны дела Твоя, Господи! Бутейко же предлагает огонь жизни не поддерживать кислородом, а тушить углекислым газом.
Стоит ли мудрствовать лукаво? Дыши глубоко, очищая не плоть только, но и душу слезами покаяния, и Господь даст здравие, если это полезно для спасения твоего в вечности.
Источник
Как правильно дышать?
Как Православная Церковь относится к методике Бутейко? Можно ли Православному человеку лечиться с помощью этой дыхательной гимнастики? Некоторое время назад я пробовала заниматься дыхательной гимнастикой по Стрельниковой, но у меня возникли серьезные сомнения в приемлемости этой гимнастики с точки зрения Православия. Гимнастика по Бутейко, как мне кажется, не несет никакой философской нагрузки, но, может быть, я заблуждаюсь?
Спаси Господи, Татьяна за вопрос.
Много лет врач-физиолог Бутейко работал над поиском закономерностей в развитии заболеваний. И, наконец, в 1985 году приказом Минздрава СССР дыхательная гимнастика по Бутейко была официально внедрена в медицинскую практику.
В основе его гимнастики лежит волевая ликвидация глубокого дыхания (ВЛГД). При ее выполнении усилием воли поддерживается чувство нехватки воздуха, реже становится частота и уменьшается глубина дыхательных движений, в результате чего в крови увеличивается содержание углекислого газа.
Итак, доктор Бутейко считает, что именно избыточная вентиляция легких («глубокое дыхание») по отношению к потребностям метаболизма приводит к нарушению обмена веществ, снижению иммунитета, появлению аллергии. Развиваются заболевания не только дыхательной системы, но и сердца, желудочно-кишечного тракта, заболевания, которые официальная медицина рассматривает как отдельные и не связанные между собой.
Один из продолжателей дела Бутейко, доктор Искумов, говорит уже о дыхательной гимнастике как о восстановлении естественного дыхания и стимуляции организма углекислым газом. Он признает недостатки в методике Бутейко, говоря, что повышение концентрации углекислого газа при ВЛГД достигается дорогой ценой — ценой кислородного голодания и стрессовой реакции. Именно этим объясняется большое число обострений. Но у Искумова можно найти и теоретическое обоснование дыхательной гимнастики. И опять — корни на востоке.
Дыхательные гимнасты вспоминают, что Будда говорил: «Осознавайте ваше дыхание, когда оно идет внутрь и когда оно идет наружу, . когда вы ежесекундно отслеживаете свое дыхание, . вы вдруг внезапно осознаете, что дыхания нет, и придет момент, когда вы почувствуете, что дыхание не выходит и не входит. Дыхание прекратилось полностью. В этой остановке — благотворность». Имеющий уши да слышит.
Но наиболее важным для понимания сути дыхательной гимнастики является вопрос о чистках организма.
Снова обратимся к авторам: «Углекислый газ способствует восстановлению нормальной вязкости коллоидных растворов организма и разжижению слизи. Такая разжиженная слизь с растворенными в ней шлаками легче выходит из клеток в кровь и лимфу, а оттуда удаляется через слизистые поверхности. Поэтому при повышении содержания углекислого газа в организме могут происходить так называемые чистки — массивные выделения слизи через слизистые поверхности. Занятия дыхательной гимнастикой могут сопровождаться и так называемыми «психическими чистками». Во это время, очевидно, происходит стирание «застойных очагов» — уничтожается эмоциональная память о неприятностях. После них пациент отмечает положительные сдвиги в эмоциональном фоне — появляется жизнерадостность, уверенность в себе. Смягчению психических чисток хорошо помогают релаксация и лечебная хатха-йога.»
Видишь, главная цель дыхательной гимнастики — чистка организма. Опять жесткий материализм, прикрытый дымовой завесой буддизма. Болезнь, оказывается, результат засорения организма шлаками. Выведи их и будешь здоров. А посмотри как растет младенец во утробе матери. Кислород поступает с материнской кровью, углекислота выводится ею же. Анемии беременных — наиболее частое заболевание, и первое лечение его — восстановление гемоглобина для лучшего снабжения кислородом растущего организма и выведения углекислого газа. Дивны дела Твоя, Господи! Бутейко же предлагает огонь жизни не поддерживать кислородом, а тушить углекислым газом.
Стоит ли мудрствовать лукаво? Дыши глубоко, очищая не плоть только, но и душу слезами покаяния, и Господь даст здравие, если это полезно для спасения твоего в вечности.
Иерей Валерий Бахтин. 02.07.2004
Источник
Можно ли православному заниматься цигуном?
Приблизительное время чтения: меньше минуты.
Вопрос читателя:
Здравствуйте! Объясните, пожалуйста, почему православным христианам нежелательно заниматься йогой и цигун? Чувствую, что есть в этих практиках что-то духовно опасное, но в группе, да и инструктор, все крещеные, все как бы верующие, но не воцерковлены. Бросила занятия, так как на душе было неспокойно, чувствую, что сделала правильно, но хочу разобраться.
Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:
Божие на Вас благословение!
Изначально восточные телесные практики являлись неотъемлемой частью духовных практик, а духовные практики, как Вы понимаете, направлены на определенную внутреннюю трансформацию человека. В Православии процесс внутренней трансформации ведет к тому, что человек становится способен к соединению с Богом, к Богообщению, у восточных религий задачи другие, и в каких-то моментах прямо противоположные (например, не собирание личности, как у нас, а путь в нирвану).
В наше время нередко цигун и йога — это не комплексная практика, а ряд гимнастических упражнений, которые во многом совпадают со многими элементами разминки, гимнастики и упражнений на мышцы и растяжку. Поэтому, если занятия по йоге или цигуну сопровождаются какими-то духовными моментами нехристианского характера, посещать их не стоит, а если это только физкультура, то можно. Но если Вам не нравится, не насилуйте себя: наверняка можно найти и другие занятия, вообще не связанные с восточными практиками.
И прикрепляю ответы на аналогичные вопросы, которые были опубликованы ранее:
Источник
Респираторная гимнастика для пациентов с COVID-19
Чтобы вылечить пациента, врачи больницы на Соколинке делают все возможное.
Но не последнюю роль в выздоровлении играет то, что мы можем сделать сами.
Появление фиброзных изменений в легких — одно из неприятных последствий COVID-19 и ведет к нарушению основной функции легких — функции газообмена. У больных может появляться одышка при физических нагрузках, а при обильном фиброзе — одышка может возникать и в состоянии покоя.
«Для восстановления правильного функционирования, — говорит врач-инфекционист Екатерина Илькевич, — пациенту важно выполнять респираторную гимнастику, перспективность которой особенно актуальна первые 2 месяца от начала заболевания. Все упражнения выполняются в медленном темпе, то есть не должно быть никаких форсированных вдохов и выдохов, а также задержки дыхания. При выполнении дыхательных упражнений у больного должен быть свободный доступ к кислороду. Если пациент понимает, что у него начинает кружиться голова или у него появляется одышка, он тут же должен прекратить упражнения и воспользоваться маской с кислородом.»
«Мы начинаем активизировать наших пациентов уже в отделениях при условии, что острый период заболевания закончился и у них спала лихорадка. Все упражнения выполняются под присмотром врачей. После выписки они могут продолжить выполнять респираторную гимнастику в домашних условиях», — уточняет врач-инфекционист Артем Чернышов.
Упражнения, представленные в видео-ролике, предназначены для пациентов средней степени тяжести, которые получают респираторную поддержку обычным настенным кислородом.
Упражнение №1 «Выдох с сопротивлением». Упражнение можно проводить даже в условиях реанимации, поскольку оно требует минимальное количество телодвижений.
Выполняется оно очень просто, нужны только сосуд, наполненный водой, и трубочка. После достаточно глубокого вдоха следует как можно медленнее выдыхать через трубочку в воду. Упражнение желательно повторять 4-5 раз в день по 10-15 минут. Такая дыхательная гимнастика тренирует выносливость легких.
Упражнение №2 «Филин». На вдохе поворачиваем голову к плечу, на выдохе — голова возвращается в исходную позицию, взор фиксирован прямо.
Упражнение №3 «Ушки». На вдохе ухо приводится к плечу, на выдохе голова располагается вертикально.
Упражнение №4 «Гимнаст». На вдохе разводим руки, на выдохе делаем шаг вперед и обнимаем себя руками.
Упражнение №5 «Радуга». Из исходного положения делаем наклоны вправо на выдохе, когда возвращаемся в исходное положение, делаем вдох. Тоже самое повторяем в другую сторону.
Упражнение №6 «Дровосек». Представьте, что вы берете в руки топор и на выдохе делаете замах и разрезаете бревно.
Упражнение №7 «Лыжи». Представьте, что у вас в руках лыжные палки. Когда вы отталкиваетесь, нужно сделать выдох. Приходим в исходное положение и делаем вдох.
Количество повторов упражнений 5-6 раз.
Такие дыхательные упражнения, как надувание воздушных шариков, — могут быть противопоказаны пациентам с COVID-19, так как при уплотненной легочной ткани (последствия COVID-19) можно получить дополнительное повреждение легких.
Возвращение к нормальной физической активности у всех пациентов происходит по-разному, это зависит от степени тяжести и поражения легочной ткани.
Для пациентов, которые находились на ИВЛ и пациентов, перенесших амбулаторно коронавирусную инфекцию с пневмонией КТ 1 будут разные сроки восстановления.
Источник
Каким должно быть отношение к спорту у православных христиан?
Ответы пастырей
Спорт прочно вошел в жизнь современного человека и общества. Причем давно уже спорт – это не только здоровый образ жизни, но и бизнес, политика и даже культ. А как православным относиться к спорту? Допустимо ли участвовать в спортивных состязаниях? Стоит ли смотреть соревнования и «болеть», и если да, то как «болеть»? Отвечают пастыри Русской Православной Церкви.
И занимаясь спортом, можно молиться
– Я думаю, что отношение православного человека к спорту должно быть не азартное, умеренное. Спорт – это всё же телесные упражнения, а для нас важнее душа. Хотя и о теле нужно заботиться, но не в первую очередь.
– Давайте вспомним, что говорили о спорте святые отцы и учители Церкви, например те, кто жил в XIX–XX веках. Так, святитель Феофан Затворник рекомендовал людям умственного труда заниматься гимнастикой и физкультурой. А святитель Василий, епископ Кинешемский, писал: «Цель гимнастики (физкультуры) состоит в том, чтобы укрепить здоровье человека, и большинство занимается ею именно для этого». Ему принадлежат и такие слова: «Всякая сила и способность не только в человеке, но и во всяком живом существе, при употреблении и упражнении развивается, без употребления же отмирает, или, как говорят, атрофируется. Действие этого закона можно наблюдать везде и всегда. Если вы хотите развить в себе физическую силу, вы должны упражняться с тяжестями, заниматься гимнастикой. От этого мускулы увеличиваются в объеме и приобретают прочность и упругость».
С духовной же точки зрения нет никакой разницы между поднятием штанги, кроссом или физическим трудом на огороде. К тому же и в первом, и во втором случае верующий может продолжать молиться. Любой атлет способен мысленно взывать: «Господи, помилуй!» – во время тренировки. Именно так поступали святые: их руки работали, а ум непрестанно творил молитву. В этом смысле даже элементарная утренняя зарядка может стать своего рода духовной практикой. Воистину чистому – всё чисто.
Не стоит заниматься экстремальными видами спорта: рисковать жизнью ради забавы – безусловная глупость и грех
Хотелось бы сказать и об экстремальных видах спорта. Рисковать жизнью ради забавы – безусловная глупость и грех. Например, прыжки с высотных зданий и тому подобные рискованные увлечения. Подобный спорт неизбежно сопряжен с такими страстями, как тщеславие, самолюбие, гордость, желание первенствовать, и может привести к несчастному случаю.
Лично для меня нагляднейший пример православного отношения к спорту – Федор Емельяненко. Хотя он и участвует в боях без правил, но его отношение к соперникам и православная вера помогают ему оставаться христианином всегда. О чем сам Федор и говорит. Слова полководца А.В. Суворова для него правило: «Победи себя – и будешь непобедим! Молись Богу – от Него победа!»
Православный христианин должен оставаться христианином везде: на спортивных аренах, в тренажерном зале и даже на трибуне стадиона.
Напомню и слова апостола Павла: «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (1 Кор. 6: 12). А сам по себе спорт не опасен.
Спорт дисциплинирует и учит преодолению трудностей
– Надо различать так называемый «спорт высоких достижений» и спорт в значении массовой физической культуры. И если первое – это совершенно отдельная тема, мало общего имеющая со здоровьем и связанная с крайними перегрузками, а также с амбициями, карьерой, деньгами и т.д., то второе – это насущная необходимость современной (особенно городской) жизни с ее испорченной экологией, нездоровым питанием, катастрофическим недостатком движения и т.д. Умеренные занятия спортом для поддержания здоровья в условиях современной жизни кажется и разумным, и правильным.
Кроме того занятия спортом, во-первых, дисциплинируют, а это немаловажное в любом деле качество – умение правильно организовать свой труд во славу Божию и на пользу людям. А во-вторых, занятия спортом учат преодолению трудностей на пути к достижению поставленных целей. Это очень важно и в духовной жизни – умение понуждать себя на всякое благое дело, несмотря на препятствия, и терпеливо двигаться вперед для достижения результатов. Только если у спортсменов эти результаты связаны с физическими успехами, то наш главный результат в любом деле – это стяжание благодати Духа Святого, научение кротости и смирению. Так что все, чему учит спорт: самодисциплина, настойчивость, терпение и постоянство в достижении поставленных целей, – все это полезно и применимо в духовной жизни.
Занятия спортом не должны нарушать мир в душе
– «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (1 Кор. 6: 12). Наше отношение к спорту должно быть рассудительным и основанным на этих словах апостола Павла. Занятия спортом не должны нарушать мир в душе и становиться причиной развития греховных страстей.
Не должно быть спорта ради спорта
– Это отношение должно быть очень простым: не должно быть спорта ради спорта. Мы не должны гробить свое здоровье, дарованное нам Богом, чтобы достичь нечеловеческих результатов. Не делать ни из одного вида спорта золотого тельца, которому некоторые спортсмены приносят всю свою жизнь, забывая о Боге. Отсюда и допинги, и разные дорогостоящие биодобавки, и изнурение здоровья. Но с другой стороны – спортом мы можем прославлять Бога, славить Родину, показывать привлекательность здорового образа жизни. Здесь очень тонкая грань, на которой можно балансировать, посвящая всю свою деятельность без остатка Единому Богу.
Спорт необходим для поддержания здоровья
– Каким должно быть у православных отношение к спорту? Положительным. В условиях современной жизни спорт может стать альтернативой физическому труду, который христианину просто необходим для его совершенствования. Утомленная плоть не так ко греху будет удобосклонна, а последующее физической активности хорошее самочувствие и здоровье христианин сможет употребить на добрые дела и помощь ближним.
Если можешь удержаться от азарта – смотри соревнования, если нет – лучше воздержись
– Спорт в древнем мире и спорт сейчас – разные вещи. Раньше спорт был более честным и менее азартным. И ставил целью честное соревнование. Сейчас все гораздо сложнее: в ход идут различные уловки и методики. Большой спорт стал все же средством заработка на ажиотаже и азарте. Поэтому православному христианину нужно себя очень чутко беречь – от азарта, от осуждения (что связано с проигрышем любимой команды) и от тщеславия (если любимая команда выиграла). Если человек может себя беречь и видит только красоту игры – то смотреть спортивные состязания можно, если не умеет – то лучше не стоит.
А заниматься самому спортом не только можно, но и необходимо. Наши тела – храмы Духа Святого. И за храмом нужно следить. Современные люди слишком мало двигаются, и поэтому спорт необходим, но с оговорками. Можно и участвовать в соревнованиях – но без азарта, без осуждения и тщеславия.
Источник