Можно ли православному заниматься йогой для здоровья

Православная церковь о йоге: отношение, мнение и ответы на частые вопросы

Здоровый образ жизни сегодня очень популярен. Его рекламируют по телевидению, в Сети и на улицах, открываются множество спортивных залов, многие получают образование тренеров и начинают вести людей к идеальному телу. Наравне с привычными физическими нагрузками, возникают множество альтернативных и зарубежных вариантов спорта: восточные единоборства, пилатес, и, конечно, йога.

Вот о последнем варианте и возникают разногласия, ведь йога — это не только спортивные нагрузки, это и определенное мировоззрение человека, и духовные практики. Каково отношение Православной Церкви к йоге и можно ли православному человеку ею заниматься?

Цель йоги как духовной практики

Данная восточная практика является неотъемлемой частью целой религии — буддизма, который и получил широкое распространение благодаря йоге. Изначально, этот вид спорта был популярен только в западных странах, в частности Америки, но со временем появился и на территории постсоветских стран. И вот возник вопрос, а можно ли православным заниматься йогой или это противоречит уставу Церкви? И вообще, какое отношение Православной Церкви к йоге?

Чтобы ответить на эти вопросы, следует изначально разобраться, что такое йога и почему занятия ею могут привести к каким-то духовным проблемам.

Йога — это учение, состоящие из системы физических упражнений, целью которых является осознанное управление психикой и психофизиологией человека. Это необходимо для достижения более высокого уровня духовного состояния. Так что, мысль о только физической составляющей в корне неверна. Её главной целью является изменение сознания и это уже заставляет задуматься о безобидности такого спорта.

Читайте также:  Бильярдный стол для тренировки

Более точное определение йоги — это система духовных воззрений, так что упражнения в первую очередь нацелены на изменение сознания человека и его духа.

Православный иеромонах Серафим когда-то сказал, что «человек, который занимается йогой, автоматически подготавливает себя к духовным воззрениям и переживаниям, о которых он и не знал». И Серафим знал это точно, ведь он и сам до принятия пострига активно практиковал эту систему упражнений.

Православие о других теориях и учениях:

В центре находится медитация, а физические упражнения являются лишь инструментом успокоения тела и достижения покоя физического, для последующих духовных практик. Серафим также пишет и об этом: «Цель ее — расслабить человека сделать его пассивным и восприимчивым к духовным впечатлениям». Любой, кто занимается этим спортом в течение 2-3 недель может подтвердить, что он стал более спокойный и мягкий — это результат регулярных практик.

В таком расслабленном состоянии человек крайне восприимчив ко всему, что ему будут говорить, и он так гораздо быстрее примет чуждую философию.

Почему медитация — это негативное явление

В центре медитации лежит самопознание, она отвлекает человека от суеты и суматохи, уводит в мир образов и красок. В процессе медитации приходит ощущение мира, но в то же время йоги предполагают концентрацию на познание собственного я.

Это не молитва, в которой человек разговаривает лицом к лицу с Господом. Это просто поиск себя и стремление разжечь в себе что-то, чего ранее не было. Люди гонятся за покоем, который предполагает медитация и забывают, что в этой погоне можно забыть, что человек — всего лишь Божий раб.

Важно! Йога обезличивает человека и стирает из его сознания Бога. Уже одно это, может дать православному четкий ответ, что этой практики лучше воздерживаться.

Человек перестает молиться, он начинает искать того покоя, который ему рисует сознание. Более того, медитация заставляет человека принять и понять, что он — бог, а это противоречит Заповеди Божьи, которые говорят, что один есть Господь.

Человек, постоянно занимающийся такой практикой, рано или поздно повторить грех Адама — решит, что он ничем не хуже Господа Бога и будет низвергнут.

«Спасение совершается не „в себе и через себя“, но в Боге» говорит богослов Иерофей (Влахос). А вот мастер дзен-йоги Борис Орион утверждает, что дзен или всеобщий мир — это свобода от религий, где нет Бога, а главное — это обращение к самому себе. Разве не то говорил первым людям змей в Эдеме?

Итак, йога предполагает:

  • важность опыта, независимо от того, положительный он или отрицательный;
  • отсутствие различий между добром и злом;
  • концентрация на человеческом «Я»;
  • отсутствие Бога;
  • достижение лже-покоя;
  • отрицание Господа.

Важно! Все то, что пропагандирует эта практика — покой, мир, спокойствие можно найти в Господе, в полном смирении и покорности. Православному христианину не следует искать это в йоге.

Все слоганы звучат очень заманчиво, но в итоге они приводят человека к разрушению самого себя, отрицанию Господа и полному духовному крушению. Человек может достигнуть покоя и совершенства только придя к Господу и покорившись Ему.

Православная церковь и йога

Йога как система упражнений (физических и психологических) существует уже более 1000 лет. Она является ветвью буддизма и направлена на привлечение новых адептов к этой религии. Отношение православной церкви к данной практике строго негативное. Несмотря на то, что некоторые воспринимают данную практику только лишь как систему упражнений, нельзя отделять их от психологической практики.

Патриарх Московский Кирилл, давая комментарий о йоге, подтвердил, что православным верующим стоит воздержаться от подобных практик и лучше заняться другим спортом, в котором нет психологического подтекста. Он уточнил, что практика является языческой и даже простое выполнение упражнений может открыть дорогу духовному миру, который крайне негативно скажется на христианине.

Важно! Любое соприкосновение с языческими практиками приводит к нарушению баланса в духовной жизни христианина и может привести к негативным последствиям.

Православная Церковь придерживается того мнения, что подобные занятия восточной практикой приводит христианина к серьезным заблуждениям. Рано или поздно человек, занимающийся йогой, заинтересуется психологическими упражнениями, в частности медитацией, которые она предлагает. И вот отсюда уже будет трудно уйти.

Почему православным нельзя заниматься йогой

Православному христианину нельзя заниматься такой практикой по следующим причинам:

  • йога является частью религиозного вероучения, которое категорически противоположно христианству;
  • в ней нет Бога, нет стремления Его познать, нет осознания своей греховной натуры;
  • йога не предполагает покаяние или раскаяние в своих поступках;
  • это эгоистичная практика самопознания без Богопознания, а это категорически расходится с христианскими основами.

Регулярные занятия, медитации — все это приводит к тому, что человек начинает отворачиваться от Господа, обращаться в сторону своей эгоистичной натуры все более и более. Он впадает в различные заблуждения, перестает различать доброе и злое, что в итоге приводит к серьезному духовному падению. Никто не дает гарантий, сможет ли человек вернуться на путь истинный после этого падения или нет.

Совет! Во избежание подобных неприятностей, лучше всего воздерживаться от подобных спортивных занятий, тем более, что существует огромное количество самых разнообразных физических нагрузок без духовного подтекста.

Ответ священства

Как было сказано выше, патриарх Кирилл четко высказался по поводу восточной практики и отметил, что православные верующие не должны заниматься подобными вещами для своего же собственного блага. При этом он отметил, что в целом крайне положительно относиться к любому виду спорта.

Духовная жизнь православного христианина:

Спорт должен быть направлен на совершенствование нашего физического тела и не затрагивать духовную сущность, а йога работает в ином направлении — завлекает тело, чтобы поразить душу. Физические упражнения йоги отличные, они развивают выносливость и гибкость, но вот ее психологические приемы могут разрушить духовный мир человека, его сущность и культурную идентичность.

Иеромонах Серафим (Роуз) написал по поводу йоги целую книгу, в которой он объяснял разрушительное действие этой восточной практики и перечислял причины почему православным людям следует избегать ее. Его мнение особенно важно для православных поскольку он ранее сам занимался йогой и знает всю систему изнутри. В книге он приводит историческую справку, историю развития этой медитативной практики и разбирает корни ее в буддизме.

Серафим говорит, что на американском континенте распространение йоги привело к зарождению множества языческих культов. В частности, движение хиппи во многом опирается на внутренние самопознание, медитацию и энергию света. Иеромонах отмечает пагубное влияние восточной системы упражнений на духовную жизнь человека и его постепенное отдаление от Господа, с полным в дальнейшем отречением.

Архиепископ Албанский Анастасий также написал статью с одноименным названием, в которой раскрыл свою позицию относительно йоги. Он говорит в ней, что данные упражнения имеют непродолжительное положительное воздействие на людей, в частности такие же, как и любые другие занятия спортом.

Йога является неотъемлемой частью индуизма и начальным этапом общего духовного восхождения. Цель ее не просто хорошее физическое состояние, но полное погружение в исконно языческие индуистские верования.

А православный религиовед Михаил Плотников, который также много лет изучал индуизм и буддизм в Индии, в одном интервью говорит о том, что «йога является изначально практикой индуистских монахов, которая помогает им отказаться от порочных желаний, затем от естественных человеческих (желание иметь семью, достаток, здоровье), а затем и вовсе ото всех желаний».

Вначале человек должен приобрести полный контроль над своим телом, затем над своим психологическим телом, что достигается с помощью медитаций. После многочисленных сеансов транса в разум человека должен войти свет его собственной божественности.

Важно! Йога — это не просто безобидная практика интересной физкультуры. Это начало серьёзной языческой религии, которая рано или поздно захватит ум человека, если вовремя от нее не отвернуться.

В современном мире так много возможностей, что найти альтернативные спортивные занятия человеку будет вовсе не трудно.

Источник

Можно ли православным заниматься йогой? Объяснил священник Димитрий Смирнов

Сегодня очень многие люди занимаются йогой в целях совершенствования тела или оздоровления. Насколько это небезопасно, рассказал священнослужитель Димитрий Смирнов.

Мне очень часто задают этот вопрос. Апостол Павел говорил, что нам всё позволено, но не всё полезно. Как духовной практикой, йогой заниматься не стоит, потому что подобные духовные практики очень опасны. И хотя Владимир Высоцкий и спел, что «хорошую религию придумали индусы», на самом деле, это чистой воды язычество. А кто является богом язычника? Бес.

В ответ на мои предупреждения люди порой заявляют, что практикуют только хатха-йогу. То есть занимаются только физкультурой. Но это в любом случае не уберегает от опасностей. Потому что хатха-йога — это дело не христианское, а антихристианское. И даже упражняясь лишь на уровне тела, ты, так или иначе, пользуешься плодами труда врага рода человеческого. Это первое.

В-вторых, большинство инструкторов йоги фанатеют от йоги, часто ездят в Индию на всевозможные фестивали и, конечно же, не являются православными христианами. Это тоже небезопасно, так как каждый инструктор считается для своего подопечного примером и авторитетом. И передаёт ему свои ценностные ориентиры.

Отмечу, что занятия йогой помогают людям впустить в себя дух гордыни. Вспомним, что йога — это способ совершенствования себя, то есть самосовершенствования. Как же опасно вот это «само». «Само» — это совершенно нехристианское свойство. Очень долго потом придётся выдавливать это из своей души. А для православного христианина возможно очиститься от гордыни только благодатью Божьей.

В-третьих, инструкторы йоги настоятельно рекомендуют, помимо физических упражнений, включать пранайаму (дыхательные практики). По мнению святых отцов, очень опасно этим заниматься, потому что во время дыхательных практик меняется состояние сознание человека.

И не всякий может сохранить бдительность, не впасть в прелесть, не всякому под силу распознать злых духов. Можно даже сойти с ума. Ведь духовная практика без Бога — это общение с бесами.

В любом случае всё йоговское берёт начало из учения, в основе которой находится антипод Христа.

В общем, я бы ни в коем случае не советовал заниматься йогой. Потому что тот, кто не входит в дверь, а влезает иначе, тот есть вор и разбойник.

«Аз есьм дверь», — сказал Христос.

Зачем нам, православным христианам, входить не через дверь, а залезать через забор?

На самом деле, то, что люди пытаются найти в йоге, есть в христианстве. Они просто остаются невежественными в этом вопросе. Даже один из самых знаменитых йогов — Рамакришна — интересовался и познавал христианство, и был готов на определённом этапе своей жизни принять христианство. Но что-то ему помешало, и он, как многие другие йоги, покончил с собой.

Дело в том, что в этом учении есть такой термин «неврикальпа самадхи». Считается, что это наивысшая форма духовного состояния. Человек входит в это состояние, и душа покидает тело. И не возвращается. Душа отлетает.

Люди всячески утверждают, что йога очень помогает им в облегчении определённых болей, болезней, каких-то душевных страданий. Но, надо заметить, что от страданий помогают и наркотики. Но разве их можно советовать?

Самый простой способ наркоза — это алкоголь. Напился вдрызг — и ты пребываешь в полумёртвом состоянии. Но разве мы будем это кому-то рекомендовать? Не всё то, что облегчает наши страдания, является хорошим.

Я не знаю людей, которые занимались бы йогой и не остались без повреждений. По крайней мере, я таких не встречал. Степень повреждения разная. Знаю и таких, которые несколько десятков лет уже не практикуют, но проблемы остаются.

Потому что духовный мир они воспринимают через понятия и термины этого учения. И даже свои мысли и чувства они объясняют для себя на языке йоги.

Это, как если бы человек долгое время жил в Англии, и он бы начал не только говорить на английском, но и думать на этом языке. И чтобы потом опять говорить по-русски, ему необходимо будет мысленно переводить.

Вот и здесь происходит то же самое. Есть вероятность забыть свой родной язык. Наш природный язык — это православное христианство. Зачем нам влезать в другую религию?

Зачем перелезать через забор, когда есть дверь — Христос?

Поэтому повторю слова святого апостола Павла:

«Нам всё позволено, но не всё полезно».

Друзья, если было полезно, ставьте палец вверх. Подписывайтесь на канал. Будет над чем подумать! Все статьи канала здесь смотри в себя.

Источник

Оцените статью