- Чек-лист по мозговому штурму
- Этап 1. Подготовка
- 1.1. Главный вопрос
- 1.2 Локация
- 1.3 Команда
- 1.4 Материалы
- Этап 2. Разминка
- Этап 3. Дивергентный поиск идей
- 3.1. Раунд #1 Мозговая свалка
- 3.2. Раунд #2 Креативный
- 3.3 Мы закончили.
- Этап 4. Конвергенция
- 4.1. Нейминг
- 4.2 Тегирование
- Этап 5. Решение
- Этап 6. Действия
- Резюме
- Упражнение №12 «Забавный мозговой штурм».
Чек-лист по мозговому штурму
О мозговом штурме написано много, даже слишком много. Всего и не перечитать. Поэтому мы решили сделать более-менее краткий гайд (или чек-лист, как хотите) по этому методу генерации креативных идей. Мы не ставили перед собой цели расписывать все подробно, напротив, это скорее шпаргалка для тех, кто не хочет пропустить ни одного важного этапа в процессе. Так что добавляйте статью в закладки и не забудьте проштудировать ее перед очередным сеансом мозгового штурма.
А если вы не знаете, что такое мозговой штурм, и зачем он нужен, посмотрите это видео:
Этап 1. Подготовка
Первый шаг – уже половина дела, не так ли? Многие думают, что для проведения мозгового штурма им нужен: 1. стол; 2. стопка стикеров для записывания идей. Возможно, и так, но это не будет самый эффективный мозговой штурм в вашей жизни. Ниже вы найдете список необходимых вещей, более приближенный к реальности.
Но подождите. Во-первых, спросите себя (или свою команду) так ли уж нужен брейншторм для решения вашей проблемы? Не усложняете ли вы себе жизнь? Перефразируя известную пословицу, мозговой штурм для проблемы, а не проблема для мозгового штурма. Все еще считаете, что на правильном пути? Что ж, поехали!
1.1. Главный вопрос
Убедитесь, что тема мозгового штурма задает правильное направление для решения задачи. Существует простой принцип, который заключается в том, чтобы переписать вопрос так, чтобы он начинался с “Как бы мы могли…”. Например, “Как бы мы могли получить больше платежеспособных клиентов?”, “Как бы мы могли быстрее обрабатывать заявки клиентов?” и так далее.
Все просто: вы не получите правильные ответы, если не зададите правильные вопросы. Эффективный брейншторм не должен принести вам кучу креативных идей. Он должен вылиться в конкретные действия по решению задачи. И сама постановка задачи должна вести к тому же.
1.2 Локация
Расположение – пожалуй, самый пренебрегаемый критерий подготовки к мозговому штурму. Ну, конечно, место ведь найдется всегда, не так ли? Но подходящее ли это место? Скучный офис с четырьмя унылыми стенами и низким потолком означает более высокий шанс появления банальных идей. Работа в среде, стимулирующей творчество, гарантирует возникновение креативных решений. Это действительно так просто.
Вот что должно быть в правильном месте для креативных брейнштурмов:
- Естественный свет;
- Растения в комнате;
- Высокий потолок;
- Вдохновляющая обстановка (пункт для персональных опций, например, можно повесить на стену портрет какого-нибудь гения).
Помните, что слишком яркое, праздничное оформление скорее вдохновит вас на мысли об отдыхе, досуге и т.п. Идеи, связанные с предпринимательством, бизнес-моделями и финансовыми успехами, обязательно посетят вас при соблюдении баланса рабочей и креативной обстановки.
1.3 Команда
Люди – это то, что делает вашу сессию успешной или провальной. Причем не только люди сами по себе, но и то, как они работают вместе, как влияют друг на друга. Слишком активные участники могут подавлять тихих гениев, не давая последним возможности проявить себя. Иногда пригласить генерального директора компании на мозговой штурм – тоже плохая идея: подчиненные часто склонны соглашаться с мнением босса, даже если оно ошибочно. Настоятельно рекомендуем вам нанять профессионального модератора для сессии (или же обучить этому кого-нибудь из сотрудников), это поможет регулировать отношения в команде и сэкономить массу времени.
Какие люди могут проводить успешные брейнштурмы?
- Люди-универсалы с набором различных навыков (очень часто хорошие идеи появляются на стыках знаний в разных видах деятельности);
- Люди с конструктивным мышлением (они помогут обуздать любителей пофантазировать);
- Люди, которые симпатизируют друг другу (мозговой штурм в атмосфере ненависти навряд ли будет достаточно эффективным).
1.4 Материалы
Необходимость использования определенных материалов в процессе работы зависит от методов мозгового штурма, которые вы будете использовать для решения поставленной задачи. Тем не менее, не стоит переходить грань и заказывать разноцветные головные уборы для иллюстрации метода шести шляп. А вот со следующим набором вы никогда не пролетите мимо кассы.
Итак, классический набор для мозгового штурма:
- Стикеры (желательно размером побольше, чтобы можно было писать маркером);
- Разноцветные маркеры;
- Доска (чем больше, тем лучше).
Этап 2. Разминка
Многие считают разминку пустой тратой времени. Совсем наоборот! Каждый профессиональный спортсмен тщательно делает разминку перед тренировкой. Наш мозг и наша творческая мышца тоже нуждаются в разогреве. В конце концов это как минимум дает заряд энергии.
В качестве разогрева вы можете использовать любые упражнения или игры для развития творческого мышления, также можно провести пробный маленький мозговой штурм для решения незначительной проблемы.
Даже классические словесные игры вполне подходят для того, чтобы размять творческую часть вашего мозга. Хорошую подборку таких упражнений вы можете найти на нашем сайте.
Этап 3. Дивергентный поиск идей
Это, собственно, то, что обычно называют мозговым штурмом. Креативное мышление. Поиск идей.
Во время мозгового штурма люди склонны сосредотачиваться на этом шаге, но забывают об остальном. Мы рассматриваем этап дивергенции как часть более крупного процесса. И обычно мы делим этот этап на две части:
3.1. Раунд #1 Мозговая свалка
Мозговая свалка используется, чтобы очистить ваш разум от всех идей, которые его загромождают в данный момент. Может быть, вы думаете, что уже знаете решение. Запишите это! Практически на любой вопрос можно найти быстрый ответ, но далеко не всегда правильный. Поэтому тем более вы должны избавиться от него. А иногда решение действительно лежит на поверхности, и почему бы тогда не остановиться на нем?
3.2. Раунд #2 Креативный
Избавившись от поверхностной шелухи, мы переходим к более неочевидным решениям. Реалистичные идеи великолепны и все такое, но давайте копнем глубже и добавим немного творчества.
Из всего разнообразия методов генерации идей выберите тот, который больше подходит под вашу ситуацию, или же просто нравится вам (и вашим коллегам). Есть техники, более удачные для групп или одиночек, подходящие профессионалам или любителям, интровертам или экстравертам. В этой подборке вы можете познакомиться с десятью наиболее распространенными из них.
3.3 Мы закончили.
Зачастую брейнштурм заканчивается именно на этом этапе (а ведь иногда и начинается здесь же). Сначала вы смотрите на часы, потом на доску, разрисованную разноцветными маркерами и обклеенную стикерами. Выглядит красиво и очень креативно. Можно уже идти пить кофе? Нет. Вы только на полпути к финишу. Впереди еще много работы.
Этап 4. Конвергенция
Предположим, что дивергенция прошла отлично, и вы сгенерировали 300 идей. Следующий шаг – отделить зерна от плевел. Иногда этот процесс выглядит как: «О, дорогой, осталось не так много времени. Быстро выбирай что-нибудь!». Но есть также и несколько рабочих и эффективных методов. Вот они:
4.1. Нейминг
Оценить 300 идей и выбрать наилучшие? Фраза навевает скуку, не так ли? Поэтому разделите идеи на классы.
- Объедините идеи, которые похожи друг на друга.
- Дайте им одно название. Если все идеи в кластере связаны с “превращением миллениалов в послов бренда”, то назовите его “миллениальные послы”. Или что-то в этом роде.
4.2 Тегирование
Следующий способ заключается в том, что команда присваивает каждой идее один из хэштегов по смыслу: #wow (вау), #now (сейчас), #how (как), #no (нет). Это занимает чуть больше времени, но вы сразу же поймете, что нужно делать с каждой идеей.
Этап 5. Решение
Итак, вы распределили все идеи на несколько классов. Что ж, пришло время решить, что будет дальше. Какие идеи вы планируете реализовывать? Какие нуждаются в доработке? Что пойдет в мусорную корзину? Эта стадия намного короче предыдущей, однако именно от нее зависит дальнейшая судьба всех идей, поэтому отнеситесь к ней максимально ответственно.
Вот один из методов, с помощью которого вы можете принять коллегиальное решение.
Попросите участников отнести каждую идею к одной из следующих категорий:
- Идеи, над которыми вы бы хотели работать;
- Идеи, которые вы считаете самыми уникальными;
- Идеи, которые будут эффективны в краткосрочной перспективе;
- Идеи, которые будут работать в долгосрочной перспективе.
Та идея, которая получит больше всего голосов, заслуживает более пристального внимания. Обсудите с участниками ее преимущества и то, чем она отличается от других – и примите решение.
Еще больше методов оценки идей смотрите здесь.
Этап 6. Действия
И последний, но не менее важный этап – действия. Пора воплотить эти идеи в жизнь. Это одна из самых больших проблем мозгового штурма, потому что именно здесь люди понимают, что есть работа, которую нужно сделать. Придумав идею, мозг расслабляется – решение ведь уже есть! А значит можно отдохнуть и отправить стикеры с придуманными решениями подальше в ящик стола.
Чтобы избежать этого, убедитесь, что вы не покинете сессию, пока не узнаете, что произойдет с идеями, одобренными вашей командой.
Пройдитесь по каждой из них следующим чек-листом:
- Каким будет следующий шаг по реализации идеи?
- Когда это произойдет?
- Кто отвечает за реализацию?
- Как нам оставаться в курсе происходящего?
Наконец-то! Теперь вы можете похлопать себя по плечу – ваш мозговой штурм прошел успешно и продуктивно.
Резюме
Подготовка к мозговому штурму – половина победы. Вы должны убедится, что правильно продумали свой главный вопрос, у вас есть вдохновляющее место для сессии, сплоченная команда и необходимые материалы. Как хороший интеллектуальный спортсмен, не забудьте провести разминку. Вынесите на берег весь плавающий сверху мусор (иногда там бывают и вполне рабочие идеи), а затем ныряйте глубже и ищите жемчужины – креативные решения. Разбейте идеи на группы, а затем оцените их. Выберите те идеи, которые будете воплощать. Последний этап – убедиться, что для реализации идеи есть хотя бы эскизный план действий, и начать его воплощать в жизнь.
Источник
Упражнение №12 «Забавный мозговой штурм».
Цель: интеллектуальная разминка, «включение» креативных способностей.
Группа разбирается на подгруппы по 4 5 человек, которые в течении 2 минут придумывают различные варианты использования какого — либо простейшего предмета, например одежной вешалки. Ведущий предупреждает, что идеи могут быть любыми, самыми абсурдными. После завершения работы каждая группа зачитывает свой вариант. Побеждает та группа, в которой было больше всего не повторяющихся в других группах идей.
На следующем этапе группа продолжает работать в режиме «мозгового штурма». Тем же подгруппам дается задание в течении 5 минут выработать определение понятия «конфликт».
Группы по очереди представляют свои определения. Те определения, в которых конфликт рассматривается как деструктивное действие, записываются на одной части доски; определения, носящие позитивный характер, — на другой. После завершения представлений определений всеми группами участники анализируют все определения, выделяя общее, и вырабатывают новое определение.
Упражнение №13 «Геометрические фигуры»
За определенное время нужно построить геометрическую фигуру из всех участников группы.
Прямоугольник – за 12 сек
Квадрат – за 10 секунд
Треугольник – за 8 секунд
Ромб – за 6 секунд
Круг – за 3 секунды.
Упражнение №14 «Пожар»
Всем участникам группы раздаются листочки, на которых написано, какие роли они будут играть. Одна роль (пожарный) встречается 2 раза.
Инструкция: «Вы сейчас выйдете из зала и пройдетесь по этажу (зданию). Я не знаю, что там происходит, что там изменилось. Ваша задача – увидеть происходящее глазами исполнителя роли. Вернувшись на место, вы в письме или в рассказе опишете увиденное. В вашем тексте не должны использоваться специальные термины, прямо указывающие на причастность к той или иной роли. После этого каждый зачитает написанное вслух, а все остальные попытаются определить роль этого человека». Перечень ролей:
Директор гимназии Художник
Девушка 16 лет Архитектор
Юноша 16 лет Медсестра
Пожарный (2 человека) Террорист
Композитор Поэт
Зубной врач Парикмахер
Продавец коммерческого ларька Повар
Директор гостиницы
Инспектор по делам несовершеннолетних
Участники выходят из зала, ведущий в этот момент вывешивает плакат с перечнем ролей. Время на путешествие по зданию и написание текста специально не оговаривается. Объем текста – любой. Когда первый участник начинает читать написанное, все остальные на чистых листочках пишут его имя, а рядом – предполагаемую роль. Если кто-то не может кого-нибудь определить, он ничего не пишет напротив имени. Имена с ролями желательно писать в столбик. После того как зачитаны все рассказы, ведущий называет имя первого участника, остальные по очереди называют его предполагаемую роль. Последним свою роль говорит он сам. И так далее.
Обсуждение:Кто как себя чувствовал в роли? Были ли какие-то открытия? Что было сложно, что – легко? Насколько разным оказалось восприятие?
Упражнение №15 «Побег»
Ведущий сообщает группе, что половина участников группы попала в плен к «террористам» и стала «заложниками». Но оставшиеся игроки не теряли времени даром и подготовили побег. «Заложникам» нужно сообщить план побега. Так как все они находятся в разных местах, к каждому посылается отдельный игрок сообщить план побега. Естественно, план у каждого свой. Сообщить план побега необходимо только жестами, так как кричать вслух небезопасно: может услышать охрана. Делать это нужно достаточно быстро, в течение 1 – 2 минут, поскольку существует риск быть замеченными «террористами». (Работа идет в парах одновременно.)
После окончания сообщений каждый «заложник» по очереди рассказывает всем о том плане побега, который был подготовлен для него. После рассказа каждого «заложника» свой вариант рассказывает тот, кто готовил этот план. Рассказы сопоставляются. Если они в основных деталях совпадают, то «заложник» считается освобожденным, если нет – остается в плену.
Упражнение №16 «Вопросы»
Участники разбиваются на пары и садятся напротив друг друга. Один из партнеров в каждой паре закрывает глаза и в течение 1 – 2-х минут старается достичь максимального расслабления. Второй партнер заговаривает с первым. Задача первого: отвечать на все вопросы и реплики второго, сохраняя при этом максимальную общую расслабленность. Задача второго: создать для расслабившегося игрока напряженную ситуацию и вывести его из релаксационного состояния. Поменяться ролями. Провести обсуждение в кругу.
Упражнение №17 «Переводчик»
Участники делятся на пары. Одному из игроков в паре дается задание: рассказать о себе нечто достаточно длинное. Его партнеру – другое задание: внимательно слушать визави и одновременно делать мысленно краткий, лаконичный и точный пересказ его речи так, как если бы это был синхронный перевод с иностранного языка. В процессе слушания переводчик имеет право останавливать повествование, когда почувствует, что «пора переводить», после чего он переводит своими словами только что услышанное. Затем рассказ продолжается. В заключение рассказчик говорит о том, насколько он удовлетворен «переводом», насколько правильно воспринимались и пересказывались его мысли. Обменявшись, мнениями партнеры меняются ролями.
Упражнение №18 «Шутка»
Тренер напоминает, как велика роль шуток, юмора и вообще хорошего настроения при достижении взаимопонимания. Участники объединяются в пары для того, чтобы обговорить серьезный вопрос (например: реальность повышения производительности труда, улучшение снабжения товарами и т.д.). После каждой фразы партнеров желательно вставить какой-нибудь афоризм или шутку. Паузу можно заполнить также анекдотами. Для того чтобы оценить, кто больше настроен на юмористический лад, можно на стол положить монету и передвигать её к тому, кто в данный момент имеет преимущество в юморе. По окончании игры провести обсуждение.
Упражнение №19 «Молва»
Активными игроками в этой игре являются 6 участников. Остальные — наблюдатели, эксперты. Четыре участника на некоторое время выходят из помещения. В это время первый участник, который остался, должен прочитать второму игроку предложенный ведущим небольшой рассказ или сюжет. Задача второго игрока – внимательно слушать, чтобы потом передать полученную информацию третьему участнику, который должен будет войти в комнату по сигналу. Третий игрок, прослушав рассказ второго игрока, должен пересказать его четвертому и т. д.
После выполнения этого задания участниками ведущий перечитывает рассказ уже для всех участников игры. Каждый игрок может сравнить свой вариант пересказа с оригиналом. Как правило, в процессе пересказа происходит искажение первоначальной информации. Этот факт желательно обсудить со всеми участниками семинара.
Возможная история для игры «Слухи»:
«Я ходил по крытому кооперативному рынку, когда увидел милицейские машины, останавливающиеся у всех дверей. Рядом со мной были два человека, которые мне показались подозрительными; один выглядел очень взволнованным, а другой испуганным. Первый схватил меня за руку и толкнул внутрь торгового зала. «Притворись, что ты мой ребенок», – прошептал он. Я услышал, как милиционер крикнул: «Они здесь!», и вся милиция побежала в нашу сторону. «Я не тот, кого вы ищете, – сказал мужчина, который держал меня, – Я просто пришел за покупками со своим сыном». «Как его зовут?», – спросил милиционер. «Его зовут Сергей», – сказал один мужчина, в то время как другой сказал: «Его зовут Коля». Милиционеры поняли, что эти мужчины не знают меня. Они допустили ошибку. Поэтому мужчины отпустили меня и побежали прочь. Они столкнулись с прилавком женщины. Повсюду покатились яблоки и овощи. Я увидел, как некоторые мои друзья поднимают их и кладут себе в карманы. Мужчины выбежали через дверь со стороны здания и остановились. Их ожидали около двадцати милиционеров. Мне было интересно, что они такое натворили. Возможно, это связано с мафией».
Обсуждение:С какими трудностями вы столкнулись при получении и передаче информации (если таковые были)? Что происходит с общением людей в случае искажения информации? С чем можно сравнить варианты пересказа сюжета?
Упражнение №20 «Варианты общения»
Участники разбиваются на пары.
«Синхронный разговор». Оба участника в паре говорят одновременно в течение 10 секунд. Можно предложить тему разговора. Например, «Книга, которую я прочел недавно». По сигналу разговор прекращается.
«Игнорирование». В течение 30 секунд один участник из пары высказывается, а другой в это время полностью его игнорирует. Затем они меняются ролями.
«Спина к спине». Во время упражнения участники сидят друг к другу спиной. В течение 30 секунд один участник высказывается, а другой в это время слушает его. Затем они меняются ролями.
«Активное слушание». В течение одной минуты один участник говорит, а другой внимательно слушает его, всем своим видом показывая заинтересованность в общении с ним. Затем они меняются ролями.
Обсуждение:Как вы себя ощущали во время проведения первых трех упражнений? Не казалось ли вам, что вы слушаете с усилием, что это не так просто? Что мешало вам чувствовать себя комфортно? Как вы себя ощущали во время последнего упражнения? Что помогает вам в общении?
Упражнение №21 «Шалаш»
Первые два участника становятся вплотную спиной друг к другу. Затем каждый из них делает шаг (два) вперед для того, чтобы установить равновесие и позу, удобную для двоих участников. Таким образом, они должны представить из себя основу «шалаша». По очереди к «шалашу» подходят и «пристраиваются» новые участники, находя для себя удобную позу и не нарушая комфорта других.
Примечание.Если участников более 12 человек, то лучше сформировать две (или более) команды.
Обсуждение: Как вы себя ощущали во время «постройки шалаша»? Что необходимо было сделать для того, чтобы каждый ощущал себя комфортно?
Упражнение №22 «Акулы»
Материалы: два листа бумаги. Участники делятся на две команды. Всем предлагается вообразить себя в ситуации, когда корабль, на котором они плыли, потерпел крушение, и все находятся в открытом океане. Но в океане есть один островок, на котором можно спастись от акул (Каждая команда имеет свой «островок» – лист бумаги, на котором в начале игры могут поместиться все участники команды).
Капитан (ведущий), увидев «акулу», должен крикнуть «Акула!» Задача участников – быстро попасть на свой островок
После этого игра продолжается – люди покидают остров до следующей опасности. В это время ведущий уменьшает лист бумаги наполовину.
По второй команде «Акула!» задача игроков –быстро попасть на остров и при этом «сохранить» наибольшее количество людей. Тот, кто не смог оказаться на «острове», выходит из игры. Игра продолжается: «остров» покидается до следующей команды. В это время лист бумаги уменьшается еще наполовину. По команде «Акула!» задача игроков остается той же. По окончании игры результаты сравниваются: в какой команде осталось больше участников и почему.
Упражнение №23 «Похвали себя»
Участникам предлагается подумать и рассказать о тех свойствах, качествах, которые им нравятся в себе или отличают от других. Это могут быть любые особенности характера и личности. Напомним, что овладение этими качествами делает нас уникальными.
Упражнение №24 «Комплимент»
Каждому участнику предлагается сосредоточить свое внимание на достоинствах партнера и сказать ему комплимент, который бы звучал искренне и сердечно.
Упражнение №25 «Ливень»
Один из участников исполняет роль «дирижера» ливня и становится в центре круга. Как в оркестре, дирижер вовлекает каждого в исполнение симфонии дождя по очереди. Став лицом к одному из участников, «дирижер» начинает быстро тереть одну ладонь о другую. Этот участник подхватывает движение, и по мере того, как «дирижер» поворачивается на месте, к действию подключаются все. Затем, дойдя до первого участника, он (она) начинает щелкать пальцами, и действие постепенно подхватывается всем кругом по мере того, как «дирижер» поворачивается. Следующий этап – это хлопки по бедрам, участники стучат ногами – крещендо ливню. Постепенно, как при настоящей грозе, громкость уменьшается, дирижер проходит все стадии в обратном порядке до тех пор, пока последний из исполнителей не перестает тереть ладони.
Упражнение №26 «Я-высказывания»
Разыгрывается сценка на проблемную тему (например: друг опоздал на встречу и после предъявленных претензий не извинился, а стал нападать сам). Затем тренер объясняет, что для снижения накала конфликтной ситуации очень эффективно использование в общении «я-высказываний» – это способ сообщения собеседнику о своих нуждах, чувствах без осуждения или оскорбления.
Принципы, на которых строятся «я-высказывания»:
– безоценочное описание действий, что совершил этот человек (не стоит: «ты пришел поздно», желательно: «ты пришел в 12 ночи»);
– ваши ожидания (не стоит: «ты не вывел собаку», желательно: «я надеялся, что ты выведешь собаку»);
– описание своих чувств (не стоит: «ты меня раздражаешь, когда делаешь это», желательно: «когда ты делаешь это, я испытываю раздражение»);
– описание желаемого поведения (не стоит: «ты никогда не звонишь», желательно: «мне хотелось бы, чтобы ты звонил, когда задерживаешься»).
Обсуждение: Почему, по вашему мнению, исполнители роли так поступили? Что помешало им спокойно воспринимать информацию?
Упражнение №27 «Ролевая игра»
Разыгрывается сценка на предыдущую тему, при этом используются «я-высказывания», но актеры меняются ролями: роль парня исполняет девушка, а роль девушки – парень.
Обсуждение: Что изменилось с использованием «я-высказываний»? При каких обстоятельствах вы бы могли использовать навыки «я высказываний» в жизни?
Упражнение №28 «Смена акцентов»
Участников просят вспомнить не очень тяжелый конфликт или мелкую проблему и написать на листочке в одном предложении. Затем вместо согласных, используемых в этом предложении, вставить букву «Х» и, начисто переписать предложение. Читать полученный результат по кругу, не называя своей проблемы: (например: хохеха….)
Обсуждение:Что изменилось? Разрешился ли конфликт?
Упражнение №29 «Дружественная ладошка»
На листе бумаги каждый обрисовывает свою ладонь, внизу подписывает своё имя. Участники оставляют листочки на стульях, сами встают и, двигаясь от листочка к листочку, пишут друг другу на нарисованных ладошках что-то хорошее (понравившиеся качества этого человека, пожелания ему).
Источник