Елена Карпушенко — Художественная гимнастика
Елена Львовна Карпушенко – уникальный тренер по художественной гимнастике, главным качеством которой многие называют способность любить своих гимнасток. Чуткая, профессиональная, талантливая – все это Елена Львовна, и большая честь сегодня рассказать о ней со страниц La Personne!
Интервью: Ангелина Кривова
Расскажите, пожалуйста, как вы оказались в художественной гимнастике?
Я попала в гимнастику просто потому, что моя мама – тренер (прим.ред.: Наталья Семеновна Карпушенко, Заслуженный тренер СССР).
Мама Елены Карпушенко
А вот как моя мама оказалась в гимнастике – это исторически интересно, потому что тогда никто еще не занимался художественной гимнастикой, даже в институте не было такого отделения. Все тогда занимались каким-то видом спорта, и моя мама тоже. Однажды мама случайно зашла в «Крылья Советов», где уже работали Мария Вартановна и Тамара Вартановна Лисициан (прим.ред.: основоположники художественной гимнастики как вида спорта, создатели школы художественной гимнастики при спортивном обществе «Крылья Советов», Заслуженные тренеры СССР), ей стало интересно, и она осталась. Мама тренировалась у Марии Вартановны, и это, конечно, высший пилотаж! У нас дома даже был своеобразный культ Марии Вартановны. Потом мама поступила в институт физкультуры, но не сразу, потому что сначала, по желанию семьи, пошла в пищевой институт, проучившись год, поняла, что ей это не подходит и пошла в физкультурный. Так она и стала тренером.
У меня, наверное, даже выбора не было. Все девочки, у которых мамы тренеры, так или иначе приходят в художественную гимнастику. Хорошо, что у меня сын, и я всегда говорю, что ему в этом плане повезло.
И вам сразу понравилось?
Да, мне понравилось сразу, потому что я жила в этом до того, как сюда прийти, жила этим во время тренировок, и я жила этим дома. Все мои куклы в детстве были, естественно, гимнастками.
И тренером вы стали так же?
Я очень хорошо помню момент, когда хотела поскорее закончить тренироваться и стать тренером. Сначала я, конечно, хотела стать великой гимнасткой, но потом я поняла, что этого со мной не случится, и тогда я решила, что стану великим тренером. Ведь всем же хочется кем-то стать!
Как только я поступила на первый курс, я тут же побежала работать!
Преемственность в работе тренера преодолеть практически невозможно, потому что, будучи гимнасткой, ты впитываешь все знания, которые дает тебе тренер, иногда даже неосознанно. Вы пытались в начале своего тренерского пути как-то идти против того, что было заложено вашей мамой?
С одной стороны, я очень старалась делать то, что делает мама, потому что она делала не как все. А мне, как дочери, очень хотелось, чтобы это продолжало существовать. Ведь несмотря на то, что ее гимнастки многим очень нравились, не все принимали и понимали ее подход. И вообще, когда ты делаешь не как все – это сложно, и я очень хотела поддержать ее линию гимнастики. А, с другой стороны, мне все время хотелось сделать иначе, как любому нормальному человеку, у которого есть свое «я». В итоге, мне кажется, удалось все совместить.
Были ли у вас провалы в начале тренерской карьеры?
Что можно назвать провалом, такого не было. Мы ведь работали, не думая о высшем результате. Нам в спортивной школе, где у каждого тренера было примерно 20 девочек, было интересно соревноваться друг с другом, мы радовались, что наши спортсменки растут. Да и сильно падать было некуда, мы же соревновались на уровне школ.
Сначала было обидно, когда хорошие девочки уходили в хореографическое училище, но сейчас я уже отношусь к этому философски. Иногда вкладываешь очень много сил, а по молодости скорее из-за неопытности мы вкладывали слишком много сил, а девочка либо неожиданно бросает, либо у родителей нет возможностей. Но из этого и сложился весь опыт.
Сейчас спортивные сборы стали доступны для всех желающих, но ведь раньше была другая система…
Да, раньше на сборы тебя приглашали с определенными гимнастками, и длились они 2-3 недели. Эти сборы были очень интересными и, наверное, я на них, как тренер, научилась большему в профессии. Мы учились друг у друга, и с каждых сборов приезжали очень обогащенные, делились этими знаниями с остальными своими гимнастками и коллегами. Сейчас сборы стали именно для всех желающих, и ты не знаешь, дети какого уровня будут в них участвовать. Раньше же в них участвовали лучшие тренеры и гимнастки. И обсуждать эти изменения не имеет смысла, потому что время изменилось.
С Яной Кудрявцевой на тренировке в Новогорске
Что вам больше всего нравится в работе тренера?
Я, кстати, никогда об этом не задумывалась… Во-первых, живое общение на работе. В первую очередь с детьми. Но и немаловажно общение внутри родного коллектива, с коллегами и друзьями из России и со всего мира. Это общение очень интересное, которое происходит 24 часа в сутки и не ограничивается тренировочным залом. Во-вторых, конечно, творческая составляющая. Когда получается что-то создать такое, что нравится еще и другим. И плюс дети, которые растут на твоих глазах. Мне кажется, что многие, кто работает с детьми, получают от этого большое удовольствие. Сначала дети становятся красивыми на площадке, потом у них появляется характер, потом они вырастают и становятся взрослыми людьми.
Вы упомянули творчество. Скажите, пожалуйста, вы сразу начали составлять упражнения своим гимнасткам самостоятельно?
Так было принято в нашей школе. И, тем более, когда ты – молодой тренер, то можешь воплощать все свои идеи и мечты на гимнастках. В первое время процесс составления был самым интересным. Мне кажется, мы составляли своим гимнасткам то, что они сами еще не могли сделать, надо сказать, это проблема практически всех молодых тренеров.
Как вы составляете упражнение? Отталкиваетесь от придуманных связок или от музыки?
Раньше и речи не шло о связках, изначально была музыка. Моя мама теперь говорит: «Как вы так можете жить? У вас музыка стала вторична!» И она права на 100%. Раньше первична была музыка, ты сначала слышишь ее, и на нее составляешь упражнение, потому что не было строго заданной программы. Это действительно был танец! Ты придумываешь движения, смотришь, что красиво выглядит на конкретной гимнастке, наблюдаешь за ее движениями, вплетаешь обязательные элементы – и получается упражнение.
Когда же пришли новые правила, я бы их назвала математические, то постепенно они начали диктовать выбор музыки. И ты больше не можешь просто танцевать, потому что пока ты танцуешь, соперники уже набрали баллы. Теперь все больше зависит от самого предмета, от динамики и координационных возможностей девочки. Когда совпадает и то, как ты двигаешься, и как двигается гимнастка, и как звучит музыка – только в этом случае получается что-то удачное! В процессе работы бесконечно приходится менять упражнение: то оно не удается на соревнованиях, то в нем что-то не сходится, то гимнастка начинает делать его хуже. И, конечно, ужасное ощущение, когда тебе нравится чужое упражнение, а свое не нравится.
Как вы выбираете музыку для упражнений?
Над музыкой работает тренер и профессионалы с музыкальным образованием. Мы всегда стараемся, чтобы девочки тоже помогали в выборе музыки.
В художественной гимнастике с музыкой очень сложно, потому что она должна быть «гимнастической», и в то же время не сильно надоевшей. Но трудно также сделать под ту музыку, которую еще никто не понял и не признал «гимнастической». Для этого нужно быть не только очень талантливой гимнасткой, но еще и с именем.
С Нешкой Робевой
Какое ваше любимое упражнение?
То, которое удалось. Кстати, иногда думаешь, что какое-то упражнение самое лучшее, а потом смотришь на него через несколько лет и понимаешь, что лучше то, которое твоя гимнастка делает сейчас. Отношение к своим упражнениям меняется в зависимости от того, как гимнастка его выполняет, как оно просмотрелось на соревнованиях.
Что касается не моих упражнений, то, конечно, есть несколько эталонных вещей. Есть упражнения, которые у меня всегда перед глазами! Мне очень нравятся постановки болгарских гимнасток. И, вообще, все, что делала Нешка Робева (прим.ред.: главный тренер сборной Болгарии по художественной гимнастике с 1974 по 1999 гг.) в гимнастике – очень интересно. Меня поражало исполнение и музыкальность ее гимнасток. Когда я впервые, уже во взрослом возрасте, встретилась с Марией Петровой (болгарская гимнастка, многократная чемпионка Мира и Европы), испытала практически юношеское восхищение. Безусловно, я в восторге от всех упражнений Ани Кочневой (чемпионка Мира, воспитанница Н. С. Карпушенко)! Очень красивые упражнения были и у Оксаны Костиной (чемпионка Мира, воспитанница О. В. Буяновой). На самом деле, таких упражнений очень много!
Эталоном вашего стиля считается Яна Кудрявцева. Вы с этим согласны?
Да, согласна. Потому что мое видение гимнастки и ее природные возможности – все сошлось, и, конечно, это было бы невозможно без ее характера. Яна смогла показать все так, как это было задумано, и вовремя. Кроме того, это стало итогом одного из периодов моей работы.
«То, что тебе дали, нужно еще уметь реализовать»
Для вас гимнастка, в первую очередь, спортсмен или человек?
Человек, однозначно. Я даже думаю, что мне это в чем-то мешает. Но это 100% так.
Какое для вас понятие прогресса в художественной гимнастике?
Важно, чтобы этот прогресс был у каждой гимнастки. Он в нашем деле однозначно выражается в местах, но для каждой спортсменки он свой. Например, когда у Яны стало получаться, я поняла, что она уже должна быть в Новогорске. Всегда важно разобраться, какой у гимнастки уровень, чтобы не тянуть ее туда, где ее не должно быть. У каждой гимнастки своя длина и высота полета!
В чем выражается профессионализм гимнастки?
Во всем. Тренеры редко смотрят соревнования, как зрители, мы обычно находимся за площадкой, и видим гимнасток именно на разминочном ковре. И с первого взгляда на гимнастку за площадкой я вижу, какая из них профессиональнее. В те полторы минуты, которые гимнастка выступает, конечно, каждый профессионал определит уровень гимнастки. А вот, когда ты находишься за площадкой, здесь ошибиться невозможно, ведь это изнанка. В профессионале все должно сойтись: внешние и физические данные, техника, и тренерская рука здесь играет очень важную роль, потому что только тренер может сделать гимнастку.
Соревнования для вас – это всегда стресс?
Всегда, даже самые маленькие. С Яной были моменты, когда ты уже не понимаешь, что это стресс, потому что соревнования идут одни за другими, и, по сути, ты из этого стресса не выходишь.
А Олимпиада как-то изменила ваше отношение к работе?
Наверное, да, изменила. И даже не столько именно Олимпиада, потому что я не помню, что там происходило, сколько весь путь, который мы прошли. И начался он, когда Яна только попала в Новогорск. Мне кажется, что я стала намного мудрее, профессиональнее.
На Олимпиаде в РИО с Яной Кудрявцевой
Внутренний голос важен для тренера?
А какое главное качество воспитывает спорт, наш взгляд? Мне кажется, что это умение жертвовать, ведь чтобы чего-то достичь, нужно уметь от чего-то отказаться, научиться усмирять свое эго и беспрекословно слушать тренера.
Это и умение жертвовать. И, конечно, стремление к самовыражению в определенном деле. Раньше больше ценилось, например, трудолюбие, а сейчас все несколько изменилось, и нужно уметь себя реализовывать. И тогда возникает комплекс качеств, без которых ты не можешь реализоваться. Сейчас очень много возможностей и соблазнов, которым легко поддаться. В этом плане раньше приходилось жертвовать меньшим ради гимнастики.
Многие считают, что спорт – это постоянный конфликт. Вы согласны с этим?
Это, скорее, не конфликт, а рабочий процесс. У меня не было таких моментов, о которых можно вспоминать как о конфликтах. Мне кажется, что это наоборот – очень интересно, потому что это живая профессия и для тренера, и для спортсмена.
Как вы отдыхаете от работы?
Только дома с семьей. Мы очень много выезжаем на соревнования, и поэтому на любые виды путешествия идет обратная реакция.
И последний вопрос, который я задаю всем: художественная гимнастика – это спорт или искусство?
Наверное, правильнее сказать, что 50 на 50, но это так только когда ты смотришь соревнования. Для меня, как для тренера – это спорт. Я наслаждаюсь спортивным процессом!
Фото: Личный архив, Олег Наумов, Дмитрий Кашликов, Fanny Corful
Источник
Алина Альбертовна. Идейный вдохновитель и талантливый тренер по художественной гимнастике, основатель благотворительного детского фонда «Хрустальное сердце» и внимательная мама двух дочерей.
Алина Альбертовна делится секретами истории своей успешной спортивной жизни, серьезными проектами и идеями, в чем сила сплоченного коллектива и как важна поддержка семьи для любых начинаний детей.
ProDetki: Алина Альбертовна, расскажите, с чего впервые началась Ваша деятельность, с какого возраста Вы тренируете детей? Как долго Вы занимаетесь художественной гимнастикой?
А.А.: Мое прямое знакомство с художественной гимнастикой началось с 8 лет, когда мы с папой гуляли в Парке Горького и он решил записать моего старшего брата на борьбу в спортивную школу ДЮСШ № 11 (г. Казань, Ершова, д. 5). Правда, оказалось, что занятий по борьбе там нет, зато проводились занятия по акробатике и гимнастике. И вместо брата папа записал меня на обучение. С этого момента началась моя спортивная жизнь и дальнейшая спортивная карьера. Сначала плодотворные тренировки, соревнования, сборы, почти неучение в школе, потому что спорт – это такое дело, когда нужно полностью отдавать себя ему, а школа, к сожалению, становится второстепенным вопросом. Несмотря на это, мои родители старались уделять много внимания моей учебе, чтобы я получила необходимое образование. Сейчас у меня два высших образования, я учусь в аспирантуре. Наверное, если есть желание, можно успевать делать всё. После того, как я выполнила нормативы на мастера спорта, я стала заниматься сама. У меня никогда не стоял вопрос, кем я хочу стать, кем я хочу работать. Когда тебе близок спорт, которым ты занимаешься, ты становишься его фанатом и хочешь передавать свои знания, хочешь тренировать. Поэтому я пошла работать, набрала группу маленьких детей и стала их тренировать. В 20 лет ко мне пришла идея о том, что я хочу организовать собственную школу художественной гимнастики. С этого момента было создано отделение художественной гимнастики при физкультурном спортивном обществе «ДИНАМО» РТ. Мне очень повезло с руководителем – Гайсиным Салаватом Гавриловичем, который ни в чем никогда не отказывал, а только полностью поддерживал мою идею и позволил ее реализовать. Таким образом, у нас зародилось отделение художественной гимнастики, ставшее впоследствии Академией художественной гимнастики.
ProDetki: Тренируете ли Вы своих собственных детей?
А.А.: У меня две дочери (6 лет и 2,9 года). Своих детей я лично не тренирую. Но моя старшая дочь занимается художественной гимнастикой у другого тренера. Спорт – это дисциплина и всегда строгий тренер. Я не буду тренировать собственных детей во имя того, чтобы не портить наши отношения. В первую очередь, я мама, мама спортсменки, которая может дома в любую минуту поддержать, порой пожалеть и сказать нужные слова. Я очень дорожу статусом мамы. Мы с супругом возим нашу старшую дочь на тренировки, отправляем ее на соревнования, и как показывают ее результаты, она занимается у прекрасного тренера, и мы очень этому рады.
ProDetki: Какие дети, на Ваш взгляд, могут достичь статуса чемпиона? Те, кто изначально обладают физическими сверхспособностями и талантами или те, которые медленно, но упорно двигаются к своей цели?
А.А.: Наверное, это применимо не столько к чемпиону, сколько к самому человеку, его желанию двигаться вперед, развиваться и трудолюбиво идти к цели. Бесспорно, талантливые люди достигают этого легче, но в жизни большое значение имеет упорство и труд человека. Бывает, смотришь на девочку и думаешь, какая же она красавица, а она настолько ленивая, что никакой пинок тренера не способен сдвинуть ее с мертвой точки. Не зря существует древняя пословица «упорство и труд все перетрут». Когда у ребенка симбиоз из трудолюбия, таланта, целеустремленности и природных данных, тогда происходит рождение олимпийского чемпиона.
ProDetki: Жизнь настоящего спортсмена вряд ли можно назвать лёгкой. Каждодневные тренировки, правильное питание, отказ в развлечениях. Что, по-Вашему мнению, максимально мотивирует детей на достижение цели? Имидж спортсмена, статус победителя, желание принести радость своим родителям и понравиться противоположному полу?
А.А.: Когда ребенка на занятие приводят в 3 года и многие родители меня спрашивают, понравится ли моему ребенку или нет пробное занятие. В ответ на это я хочу сказать, что сначала ребенка стимулируют только родители. Я, например, стимулировала своего ребенка пончиками. После каждого занятия мы съедали пончики, облитые шоколадом. Единственный стимулятор – это только родитель, который либо переломит этот момент, когда ребенок не хочет, ребенку тяжело, либо сломается сам. А потом дети настолько привыкают и влюбляются в то, что они делают, что дальше уже не могут без этого жить. Потом преобладает желание ребенка – хочу, надо. В 3, 4 и даже 5 лет ребенок не понимает серьезности и ответственности в спорте, его мотивируют родители, игровая подача занятий.
ProDetki: Дети какой возрастной группы у Вас сейчас тренируются?
А.А.: Самой старшей девочке 15 лет, а самой младшей 6 лет. На данный момент у нас не тренируются дети более маленького возраста.
ProDetki: Какие любимые упражнения у Ваших учеников?
А.А.: В моей группе 12 человек. В процессе занятия у нас обычно нет времени для того, чтобы узнать о любимых упражнениях детей. Мы тренируемся. Каждый год мы делаем дневники для детей и раздаем их им в начале учебного года, в котором они пишут о своих мечтах, к чему они стремятся в спорте, делают работу над ошибками. Многие дети написали, что им нравится сидеть на шпагате, хотя я бы никогда этого не предположила, нравится стоять в цапле (специфический элемент художественной гимнастики). Наши дневники для детей – это своеобразный путеводитель спортивной жизни ребенка в нашей школе, начиная с первых тренировок, сопровождающихся проставлением наклеек–оценок с надписями – «прекрасно», «супер», «ты молодец». Дневник ребенка – это также путеводитель для родителя о истории его ребенка в нашей школе, чтобы у каждого родителя было представление, в какие руки он отдает своего ребенка. В этом году наша школа ввела занятия по ритмической гимнастике для мальчиков. В России это сейчас только развивается. Занятия для мальчиков это новинка, это на уровне акробатики, спортивной гимнастики с предметами, например, с маленькими двумя обручами. Есть парные занятия (мальчик-девочка), а также групповые занятия (только мальчики).
ProDetki: Были ли в Вашей практике случаи, когда Вы или родители подопечного останавливали ребёнка перед участием в серьёзных соревнованиях? А может быть, сам ребёнок говорил стоп и шёл на попятную.
А.А.: Такие случаи могут возникнуть при работе с очень маленькими детьми до шести лет, когда они боятся публичных выступлений, могут начать капризничать. Дети с шести лет себе такое не позволяют. В моей практике таких случаев не было. Я могу остановить ребенка перед соревнованием в случае его ослабленного физического состояния (заболевание, плохое самочувствие).
ProDetki: Кого обычно Вы ставите в пример своим ученикам? Возможно, это знаменитость в мире спорта или Ваш лучший ученик?
А.А.: Обычно на тренировках я ставлю в пример самих учеников. Например, посмотри на Дину или посмотри на Аню, как нужно сделать этот или другой элемент. У них у каждого есть свой кумир, и я никогда не буду навязывать им собственное мнение. Кому-то нравится Яна Кудрявцева, кто-то в восторге от Дины Авериной, они выбрали их сами для себя и живут собственными представлениями. Дети всегда сканируют своего преподавателя, начиная с внешнего вида, что он говорит и делает. И я всегда заранее обдумываю, что сказать детям, как воспримет мою информацию детский разум. Я хочу, чтобы мои ученики брали от меня только всё самое лучшее.
ProDetki: Как обычно проходит обсуждение преимуществ соперника и достижений собственных учеников и работа над ошибками?
А.А.: В последнее время мы взяли за практику снимать на видео выступления и потом разбирать это с девочками. Они записывают ошибки, которые делают на тренировках в свой дневник. Всегда после каждого старта, после каждой тренировки есть работа над ошибками: отработать неполучившийся поворот и другие слабые места, которые требуют закрепления и дальнейших усилий над собой.
ProDetki: Расскажите о самом серьёзном шаге, случае в Вашей практике?
А.А.: Я человек, который всегда принимает сложные шаги и придумывает сложные проекты. Недавно у нас прошел совместный с федеральным центром художественной гимнастики благотворительный мастер-класс в поддержку фонда им. Анжелы Вавиловой, мы приглашали бронзового призера олимпийских игр в Лондоне (2012) — Любовь Черкашину. Весь день наши дети провели с ней. Входной билет стоил 500 рублей. Благодаря этому мы собрали 270000 рублей, которые в этот же день были переданы в фонд. Казалось, что обычное мероприятие, но сил, времени и эмоций оно забрало много. Сейчас мы придумали новогодний проект «Ёлка», который пройдет 4 января в TATNEFT ARENA. В проекте принимает огромное число людей. Мы хотим сделать все красочно, красиво, чтобы весь город узнал об этом. Наверное, самый серьёзный шаг мной был сделан 9 лет назад, когда я в 20 летнем возрасте пришла в Динамо и предложила открыть отделение по художественной гимнастике без глобальной поддержки со стороны. Сейчас я удивляюсь своей смелости и решительности. В моей жизни достаточно интересных шагов, мыслей, проектов. Я очень рада, что у меня есть моя голова, которая не дает никому абсолютно покоя. Когда я звоню своей маме и говорю, что у меня родилась идея, а мама в ответ – «мне уже страшно» (улыбается). Я родилась под счастливой звездой, сопутствующей удаче. Мне повезло, что у меня есть колоссальная поддержка со стороны супруга, который принимает мои постоянные командировки, длительные тренировки с детьми, порой отсутствие выходных дней, огромная поддержка моей мамы, когда у меня рождаются новые идеи и проекты. Когда у меня появилась идея открыть свое ателье по пошиву спортивной одежды (костюмы, рюкзаки, пуховики и др.), она сразу обсуждалась с мамой, потому что моя мама профессиональная швея и закройщик. Мама поддержала меня, без нее невозможно было бы создание и существование нашего ателье Victory, где она постоянно контролирует процесс организации и пошива спортивной одежды. Мы отшивали костюмы для Люксембурга, Дубаи, Америки и уже половины России. На данный момент одежда отшивается только по художественной гимнастике. Но в планах создание большого холдинга по пошиву спортивной одежды для детей, занимающихся всеми видами спорта. Каждый заказ создается дизайнером индивидуально под клиента, то есть, если мы уже отшивали один раз спортивные костюмы, то повторно мы можем отшить их этой же команде. У нас нет одинаковых изделий, разные города одеты в абсолютно разные дизайнерские спортивные решения. 10 ноября состоится открытие турнира по художественной гимнастике Victory Cup на призы нашего ателье.
ProDetki: Привлекаете ли Вы других специалистов для получения максимального эффекта от своих учеников (педагог по актерскому мастерству, хореограф, учитель музыки и др.)?
А.А.: У нас работают хореографы, танцоры, жонглер, который развивает координацию. Также 4 раза в год мы проводим учебно-тренировочные сборы, где мы приглашаем специалистов разных уровней – заслуженных тренеров России олимпийских чемпионов, призеры Олимпийских игр, которые на протяжении недели работают с детьми и передают свое мастерство. У нас постоянно идет такая работа, когда мы привлекаем специалистов высокого уровня.
ProDetki: Как Вы думаете, что самое важное в жизни спортсмена и что остаётся за кадром жизни спортсмена?
А.А.: В жизни спортсмена важно абсолютно всё, начиная от того, какая атмосфера дома, как спортсмена поддерживают дома, что говорят мама с папой и чем кормят ребенка, до того, как он учится в школе, а учиться он должен хорошо, ведь в спорте за одну секунду нужно уметь принять решение. Очень важно, в какой атмосфере ребенок тренируется, кто с ним работает. Когда родители, руководство школы, тренер приходят к общему видению, как ребенок должен развиваться, когда родители поддерживает то, что говорит тренер, все это приводит к потрясающим результатам.
ProDetki: Какие напутственные слова Вы говорите своим ученикам перед выступлением?
А.А.: У меня настолько банальные слова – «думай, пожалуйста, головой, думай, пожалуйста, что ты делаешь, думай, пожалуйста, о том, что мы с тобой учили и к чему шли». Перед стартом я стараюсь не дергать своих детей, я хочу, чтобы они сконцентрировались на своем выступлении. А дальше, если ребенок выступил не очень хорошо, значит, в зале будем работать больше, а если хорошо, то это его или наша маленькая победа.
ProDetki: Следите ли Вы за наработками других тренеров международного формата? Чьи техники применяете?
А.А.: Когда у нас проходят сборы и приезжают известные тренеры, звезды по художественной гимнастике, я смотрю, конечно же, как они работают, что они дают, как они подходят к детям. Это, безусловно, очень важно. Недавно мы вернулись из Москвы, центра олимпийской подготовки (мои некоторые девочки проходили там стажировку). Мы сидели с тренером олимпийских чемпионов. Это, прежде всего, было учение для меня, как подходить к ребенку, что сказать и так далее. Не бывает развития, если находишься только в замкнутом собственном пространстве. Я обязательно должна перенимать опыт тех людей, которые показали результат и достижения, и стремиться к тому, чтобы найти эти пути соприкосновения с собственными учениками.
ProDetki: Есть ли авторские работы у Вас?
А.А.: Да, конечно. Во-первых, это мои дети. Я всегда работаю, используя коллективный признак. Я считаю, что когда возле тебя работает много перспективных талантливых людей, это принесет больше плодов, чем когда ты работаешь один в собственном пространстве. У меня, например, получается хорошо отработать программу, у кого-то — создать эту программу, а у кого-то — наработать сложные элементы. Наверное, то, что у меня получилось создать в нашей школе, — это командный дух. Самое главное – найти связь с коллективом, потому что сильный коллектив – сильная работа. Создать сильный коллектив могут не все. Мы очень много беседуем с девочками-тренерами и постоянно повторяем, что мы вместе, мы вместе, мы вместе. Дай Бог, чтобы это было всегда.
Если Вы хотите получить более подробную информацию об «Академии художественной гимнастики», Вы можете перейти по одной из ссылок:
Источник