- Как мы мотивируем наших гимнасток
- Пробное занятие
- Наклейки и дневнички
- Усердные гимнастки
- Единая форма
- Ассоциативная методика
- Музыка на занятии
- Интерактивные игры
- Фото и видео съемка
- Открытые уроки
- Фестивали гимнастики
- Как же родителям мотивировать малышей:
- Про мотивацию в спорте
- КАК мотивировать ребенка заниматься художественной гимнастикой? Наш опыт.
- Развитие и закрепление мотивации занятий художественной гимнастикой как задача психологического обеспечения подготовки юных спортсменов на этапе начального обучения
Как мы мотивируем наших гимнасток
Здесь мы собрали 10 наших приемов для мотивации девочек на занятиях, а также 4 совета родителям для поддержания мотивации вашей гимнасточки.
Пробное занятие
После первого пробного занятия (оно, кстати, бесплатное) мы дарим девочке интересную листовочку с квестом, который нужно пройти, чтобы получить приятный приз — набор наклеек от Gymbalance с нашей фирменной гимнасточкой.
Наклейки и дневнички
После каждого занятия девочка сама выбирает наклеечку из нашего альбома наклеек и мы клеим ее в дневничок: таким образом девочка видит, сколько “уровней” она уже прошла (сколько занятий было) и это мотивирует ее идти дальше. Момент, когда тренер клеит наклейку в дневник — самый любимый у наших гимнасток, даже больше чем игры. Девочки потом смотрят у кого какая наклейка и бегом бегут показывать маме.
Усердные гимнастки
Каждый месяц мы проводим награждение самых усердных гимнасток. Девочки, которые не пропустили ни одного занятия за определенный период получают приятные призы. Также дважды в год мы выделяем девочек, у кого самый лучший мостик и шпагат.
Единая форма
У всех наших гимнасток одинаковая форма: черный купальник, черные лосины, белые чешки и белые носочки. Это настраивает девочек на работу и помогает почувствовать себя частью команды.
Ассоциативная методика
Наши тренеры выбирают игровой формат обучения. При разминке строятся ассоциации: все девочки — принцессы, ножки как иголочки, а шея длинная как ниточка, березки у гимнасток ровные и стройные, а шпагат как веревочка.
Музыка на занятии
На каждом занятии мы добавляем специально подобранную музыку, с музыкой деткам интереснее и веселее заниматься, а также у маленьких гимнасток развивается чувство ритма и вкуса.
Интерактивные игры
Маленькие дети очень любят играть, в конце каждого занятия тренер организовывает интересную интерактивную игру для девочек («Море волнуется», «Рыбака и рыбку» и др), которая не только оживляет занятие, но и развивает в детях творческие и физические навыки, а также навыки взаимодействия в коллективе.
Фото и видео съемка
Мы проводим фото и видео съемку занятий для того, чтобы девочки могли увидеть себя со стороны, отслеживать свои результаты и просто иметь качественные фото и видео на память.
Открытые уроки
Мы проводим открытые уроки для родителей, где девочки показывают, чему они уже научились и как ведут себя на занятии.
Фестивали гимнастики
Мы устраиваем фестивали гимнастики, на которых девочки показывают, чему они научились за продолжительный период времени, учатся выступать на публике. (К сожалению, в период пандемии мы не можем проводить массовые мероприятия).
Как же родителям мотивировать малышей:
1. Родители обязательно должны участвовать в спортивной жизни ребенка. Спрашивать о тренировках, помогать дома, сопереживать, ходить на все открытые уроки и показательные выступления.
2. Обязательно нужно хвалить ребенка после каждого занятия, можно дарить маленькие презенты, например какую-нибудь вкусняшку, которую очень любит ваша малышка.
2. Объяснить ребенку для чего она ходит на занятия, настраивать на каждое, особенно если девочка идет на занятие впервые, объяснить, что будет происходить там.
3. Показывать ребенку видео и фото по художественной гимнастике, у девочки должно быть стремление и желание быть похожим на известных гимнасток.
4. Мотивировать вашу гимнасточку нужно так, чтобы у нее было желание выступать перед публикой, на фестивалях, так ребенок будет двигаться вперед и видеть результат своих стараний.
Важно понимать, для чего вы отдаете ребенка в гимнастику: кто — то хочет сделать из ребенка профессиональную спортсменку, кто- то просто для развития, а кто-то еще и не понял для чего и просто хочет попробовать. Вы пример для вашего чада и конечно главная мотивация должна исходить от вас, но мы тоже очень стараемся и прибегаем к различным методам мотивации на занятиях.
Источник
Про мотивацию в спорте
Основную мотивацию каждый ребенок получает от своих родителей. И от того, как они подойдут к этому вопросу, зависят результаты в спорте. Однако мотивировать детей нужно так, чтобы у них было искреннее желание посещать тренировки, а вовсе не потому, что они получат какой-либо материальный подарок взамен.
Художественная гимнастика – это огромная польза для здоровья каждого ребенка, и чтобы у него был стимул дальше развиваться и регулярно посещать тренировки, постарайтесь следовать простым, но полезным рекомендациям:
Принимайте участие в спортивной жизни девочки. Например, узнавайте о том, как прошли занятия или какие новые элементы она освоила. Обязательно посещайте все турниры и показательные выступления. Искренне радуйтесь за победы своего ребенка и поддерживайте его, вне зависимости от результатов соревнования.
Спорт – это всегда развитие, и если речь идет о детях, то оно невозможно без участия родителей. Смотрите с ребенком передачи, журналы и фильмы о художественной гимнастике и других видах спорта. Настраивайте девочку на тренировку и давайте ей дополнительный стимул посещать занятия.
Помните, что каждый ребенок – особенный. В ком-то уже присутствуют качества лидера, решительность, настойчивость и воля к победе. У кого-то эти черты характера, наоборот, только предстоит развить, и это совместная задача родителей и тренера.
Как только ребенок начнет посещать занятия, одним из важных людей в его жизни станет тренер. И поэтому мы рекомендуем ответственно отнестись к его выбору. Доверяйте опытным тренерам, которые смогут привить девочке любовь к спорту, замотивировать её и обеспечить оптимальные нагрузки.
Замечайте даже мелочи, которых достигает ребенок. Освоил новый элемент, позанимался дополнительно дома или поставил свой собственный маленький рекорд – все это можно и нужно замечать. Помните, что именно из маленьких достижений всегда складывается настоящий успех.
Гордитесь своим ребенком, ведь на каждой тренировке он достигает огромных успехов. Да, вы этого не видите, но зато видит тренер. И поэтому нужно разными способами показывать девочке, как вы рады, что она занимается спортом, и как вы ею гордитесь. Будьте уверены, это лучшая мотивация!
Еще один способ замотивировать ребенка – это рассказывать о преимуществах художественной гимнастики. Делайте это регулярно, но ненавязчиво. Ставьте вместе с девочкой небольшие цели (например, сесть на шпагат) и радуйтесь, когда она их достигает.
Источник
КАК мотивировать ребенка заниматься художественной гимнастикой? Наш опыт.
Для начала, давайте задумаемся о том, как вообще можно мотивировать маленького ребенка. Ведь в художественную гимнастику приходят детки уже с 3х-4х лет.
В первую очередь на ребенка нельзя ни в коем случае давить. К ребенку нужно прислушиваться, и давать ему пробовать новые занятия, поддерживая во всем. В целом это все понятно, звучит довольно банально и относится к первым шагам ребенка в художественной гимнастике, т.к. на первых порах ничего сложного в этих занятиях нет и если тренер добрый и отзывчивый, то ребенок с удовольствием будет посещать занятия. Сложности скорее возникнут на 2-3 году обучения, когда помимо ОФП появляются более сложные упражнения и дети начинают заниматься именно художественной гимнастикой. Когда появляется растяжка, которая может быть болезненной, когда увеличиваются часы тренировок, когда просто лень, когда может не получаться сложный элемент и начинает появляться конкуренция между детьми. Вот именно в это время надо начинать думать о мотивации, потому что без нее могут начаться проблемы с тем что ребенок не хочет заниматься, ему скучно или страшно и больно идти на тренировку.
Рекомендуем начать с поддержки и понимания, напомните ребенку о том, чего ему уже удалось достичь, о том какой большой путь уже пройден, а это действительно большой путь, учитывая то, что в 5 лет многие уже 25% своей жизни посвятили занятиям. Родителям важно работать в команде с тренером, дома подержать добрым словом, а в тренировочный процесс не лезть и не мешать, и давать делать тренеру свою работу. Не требовать от тренера и от ребенка сиюминутного результата и быть готовым к тому, что никто не должен оправдывать их надежд и, возможно, их нереализованных амбиций.
Теперь давайте поговорим конкретно о растяжке и о боли от нее. Как мотивировать ребенка тянуться? Вот здесь у меня есть собственная формула успеха, мое субъективное мнение, которого я придерживаюсь и как я поступаю, а именно самому начать заниматься растяжкой, своим примером показать, что все невзгоды преодолимы и что через боль можно прийти к результату. Не оставлять ребенка наедине с тяжелым занятием, а разделить его. Ничего так не учит детей, как пример собственных родителей. Начните заниматься параллельно с ребенком. Идите в зал или занимайтесь дома, смотрите обучающие видео и тренируйтесь. Дайте понять, что вы идете к его успеху вместе. Пока ты не преодолеваешь себя сам, ты никогда не объяснишь ребенку зачем ему преодолевать себя.
К тому же, ты можешь предложить ребенку игру – «сделай это лучше, чем я». Для многих детей — это будет дополнительная мотивация и неплохой повод проявить себя. У детей обычно прогресс идет намного быстрее и им будет несложно, при должном усердии, вырваться вперед в результатах.
Основная цель выработать привычку работать, тренироваться, преодолевать себя. И тут на нашем путь встает Лень. Лень просто идти на тренировку, не потому что устал или тяжело, а просто потому что хочется развлекаться и играть. Развлекаться и играть конечно нужно, у ребенка должно быть время на игру и отдых, на то, чтобы была возможность просто быть ребенком. Это понятно, но что же делать, когда все же лень…. не хочу идти…. что делать? Как бы это грубо и страшно не звучало, но в этой ситуации нужно подключать кнут, ни в коем случае никакой физической силы, только твердость и строгость, без которой в принципе никакое воспитание невозможно. Мир не будет потакать прихотям и желаниям, и ваш «кнут» поможет ребенку понять, что есть вещи, которые НАДО делать. Это своеобразная прививка, которая поможет адаптироваться в окружающем мире, в котором надо работать, в первую очередь над собой, чтобы иметь возможность на этот мир влиять. Ведь мы с вами не можем просто хотеть или не хотеть работать, чтобы обеспечить свои семьи – если не платить за электроэнергию, то будешь жить в темноте. Наш мир, это не мир розовых пони, и кто как не родители должны объяснить это детям, чтобы не дать им стать инфантильными, легкоуправляемыми, безответственными амебами.
Хотите ли вы, что бы кто-то другой преподал вашему ребенку этот урок или, лучше сделаете это сами? Для себя мы решили, что это все же наша ответственность. Да и для ребенка это будет менее травматично. Поэтому, когда мы видим, что это лень, когда ребенок здоров, отдохнул, но просто хочет сидеть в планшете, телефоне или приставке (бич нашего времени), приходится быть строгим родителем. Найдите в себе силы сказать своему ребенку, что это будет его личная ответственность и пропуск занятий чреват последствиями – когда все пойдут вперед, ты останешься в конце и виноват будешь только ты. Если ребёнок такое решение примет, имейте в себе силу напомнить ему, что это был его личный выбор. Нужно уметь быть ответственным и отвечать за свои поступки.
Мы поговорили с вами про боль и лень, а теперь перейдем к тому, что делать если просто не получается. Вроде все ребенок делает, старается, но что–то не выходит или дается сложнее чем другим. В первую очередь нужно работать над собой, над своим мироощущением. Ни один человек не может быть лучше всех, когда Вы примете то, что порой ваш ребенок не будет самым лучшим среди остальных, вашему ребенку будет тоже проще принять это. Дети чувствуют внутренние состояния родителей. Если Вы полностью отдаете себе отчет в том, что ваш ребенок может оказаться по объективным причинам слабее других и у вас не вызывает это чувство зависти, злобы, неудовлетворения в себе и в своем ребенке, то и у ребенка таких ощущений не будет. Естественно, когда мы встречаем кого-то лучше нас, нам бывает тяжело это принять. Но в этом то и суть, что сильный человек готов принять то, что кто-то может оказаться сильнее. Пусть для ребенка это будет уроком, что в мире невозможно быть всегда лучше всех. Но это не отменяет того факта, что никогда нельзя сдаваться. Ибо народная мудрость гласит – терпение и труд все перетрут. Возможно твой соперник и сильнее тебя от природы, но не факт, что его так же правильно будут мотивировать 🙂 И кстати всегда надо уметь признать и отдать должное тем, кто нас превосходит. И это тоже отличный урок.
И завершаем наш рассказ конкуренцией. Сама по себе конкуренция и есть мотивация. Последний пункт не барьер в развитии, а плюс, который нужно грамотно использовать. Она есть всегда и везде. Так какова же роль родителя в использовании этого явления? Тут нужно стать фанатом своего ребенка, болельщиком, который громче и ярче всех поддерживает спортсмена с трибуны. Вне зависимости от исхода соревнований родитель может сделать только одно – сказать о том, что любой результат будет принят, если вы видите, что ребенок старается и работает. Не важно какое место было занято – главное какая работа была проделана. Результат соревнований это всего лишь состояние спортсмена на конкретный момент времени. Поощряться должно в первую очередь стремление! Потому что в мире бывает и так, что нет возможности стать лучшим, но даже если у тебя это не выходит, но ты стремишься к этому, то ты уже победитель.
Источник
Развитие и закрепление мотивации занятий художественной гимнастикой как задача психологического обеспечения подготовки юных спортсменов на этапе начального обучения
дополнительного образования детей
«Детско-юношеская спортивная школа»
«Развитие и закрепление мотивации занятий художественной гимнастикой как задача психологического обеспечения подготовки юных спортсменов на этапе начального обучения».
1. Эффективность развития мотиваций занятий
на этапе начальной подготовки…………………………………………..3 стр
2. Методы развития мотивации занятий
художественной гимнастикой…………………………………………….8 стр
3. Методы контроля эффективности
проводимых занятий……………………………………………………. 10 стр
1. Эффективность развития мотиваций занятий на этапе начальной подготовки.
Специфической чертой этапа начального обучения является несформированность психологической структуры спортивной деятельности, прежде всего несформированность мотивации занятий. Мотивы начала занятий спортом отличаются диффузностью, к получению удовлетворения от нее без понимания сути спорта. Речь идет о маленьких детях, то во многих случаях их побуждают к занятиям спортом взрослые. В этом случае мотивом занятий оказывается желание заслужить их одобрение, доставить им удовольствие, даже если самих детей занятия не очень интересуют, а иногда и противоречат их желаниям.
Актуальность темы состоит в формировании положительной и устойчивой мотивации занятий в художественной гимнастике с детьми на этапе начального обучения. Поэтому объяснимо то внимание, которое уделяется исследованию возникновения и сохранения у детей интереса к занятиям спортом. Согласно результатам исследований, мотивация начала занятий отличается диффузностью и неустойчивостью. У начинающих юных спортсменов преобладает неспортивная мотивация. В структуре мотивации занятий спортом у них значительное место занимают мотивы социального характера: желание доставить удовольствие взрослым, найти дополнительную возможность неформального общения с друзьями, добиться авторитета в глазах сверстников. Все исследователи, изучавшие мотивы начала занятий спортом, обращали внимание на их многочисленность и разнообразие. О. А. Мильштейн и К. А. Кулинкович (1979), исследуя стимулы начала занятий спортом у спортсменов-олимпийцев, выделили следующие их основные группы: 1) воспитательно-образовательные стимулы (пример педагога, товарищей, родителей, братьев и сестер, советы учителя, рекомендации тренера); 2) содержательные (увиденные соревнования, участие в первых соревнованиях, первый успех); 3) гедонистические (удовольствие от выполнения упражнений, участия в занятиях, первых соревнованиях); 4) коммуникативные (выступления артистов, спортсменов, просмотренные телепередачи, кинофильмы, материалы журналов, газет); 5)материально-бытовые (расположенная близко от дома спортивная база, наличие необходимого инвентаря, наличие свободного времени, слабая физическая подготовка, плохое здоровье). Авторы отмечают, что мотивация начала занятий не отражает понимания сути спорта как деятельности достижения, утилитарных аспектов занятий спортом, которые очевидны для тренеров, работающих с детьми. Эта специфика понимания спорта детьми, своеобразие источников удовлетворения от занятий спортом должно учитываться тренером при решении задачи формирования и закрепления устойчивой мотивации занятий художественной гимнастикой.
В связи с решением задачи развития и сохранения мотивации возникает вопрос о факторах, которые являются причиной прекращения занятий спортом. Д. Гоулд отмечает, что прекращение занятий связано с появлением новых интересов, с тем, что не реализуются мотивы, побудившие к занятиям, нет роста спортивных результатов. Причинами прекращения занятий оказываются также: скука, однообразие занятий, травмы, плохие взаимоотношения с тренером, отсутствие поддержки со стороны родителей, нарастающий соревновательный стресс. Последнее демонстрирует важность проблемы несовпадения чисто содержательных мотивов (интереса к двигательной активности как таковой) и соревновательных мотивов, доминирования у начинающих спортсменов содержательных мотивов. В связи с этим соревновательные аспекты спортивной деятельности становятся для некоторых детей нежелательной психической нагрузкой, снижающей интерес к занятиям.
Поскольку существенным фактором поддержания мотивации занятий спортом является переживание положительных эмоций, а их источником служит достижение успехов, представляет интерес исследование Г. С. Робертса (1986), посвященное особенностям понимания достижений и факторов, от которых они зависят, детьми разного возраста.
Г. С. Робертс исходил из того, что цель достижения заключается в стремлении продемонстрировать максимально высокие способности и свести к минимуму демонстрацию низких способностей. Продемонстрировать способности можно двумя путями: путем сравнения себя с другими либо путем сопоставления достигнутого результата с собственными критериями совершенства. О спортивных способностях судят главным образом по победам или поражениям в соревнованиях. Но исследования показывают, что дети до 11 лет не связывают достижения со способностями. Они в большей степени видят причину достижений в собственных усилиях, а критерием успеха для них служит одобрение их усилий взрослыми.
Лишь после 11 лет дети начинают различать способности и усилия и рассматривать неудачи в соревнованиях как следствие отсутствия способностей. Осознание недостатка способностей, который проявляется в недостаточно высоких результатах на соревнованиях, снижает интерес к спорту и ведет к прекращению занятий. Более устойчиво сохраняется интерес к спорту у детей, ориентированных не на результаты в соревнованиях, а на совершенствование собственного мастерства, получение социального одобрения. Следовательно, формирование процессуальных мотивов в большей степени способствует закреплению детей в спорте, чем усиление мотивов результативных, но соревновательная суть спорта делает их присутствие в структуре спортивной мотивации обязательным.
Поскольку далеко не всем юным спортсменам удается выигрывать в соревнованиях, источником положительных эмоций в условиях соревнований должна быть не только победа, но и достижение поставленной цели, связанной с демонстрацией своей подготовленности, т. е. соответствие соревновательного результата собственным, внутренним критериям успеха. В таком случае более широкий круг юных спортсменов будет воспринимать выступление в соревнованиях как успешное, участие в соревнованиях будет в этом случае положительно окрашено эмоционально. А это обязательное условие закрепления юных гимнасток.
Таким образом, закрепление детей в спорте зависит от того, насколько в процессе занятий удовлетворяются их потребности, реализуются мотивы. Следовательно, развитию и закреплению мотивации занятий спортом должна способствовать организация занятий, которая позволяет достичь того, к чему стремятся дети: усовершенствовать двигательные навыки, получить удовольствие от двигательной активности, проявить самостоятельность и инициативу.
Занятия спортом должны удовлетворять потребность детей в неформальном общении, обеспечивать положительные эмоции за счет интересной и разнообразной работы, исключающей скуку и потерю внимания. На важность предотвращения монотонии на занятиях с детьми обращает внимание В. П. Сахновский (1990), показавший, что не столько физические нагрузки, сколько однообразие и монотонность занятий снижает интерес к тренировкам.
По мнению американского исследователя Д. Гоулда, немаловажно формирование у детей правильного понимания сути успеха, под которым подразумевается не только победа в соревнованиях, но и повышение собственных достижений за счет мобилизации усилий. Такое понимание успеха позволяет большему числу детей переживать радость успеха, получить удовольствие от участия в соревнованиях.
Формирование мотивации занятия спортом, как следует из уже сказанного, включает два аспекта: во-первых, создание устойчивого интереса к гимнастике, стремления совершенствоваться в нем, во-вторых, создание положительной мотивации участия в соревнованиях, желания продемонстрировать свое мастерство именно в соревновательных условиях.
Для детей более естественным оказывается интерес к двигательной активности, удовольствие от движения, восприятие занятий спортом как игры. Но то, что соревнование является неотъемлемым компонентом спортивной деятельности, делает необходимым с самого начала занятий формировать положительное отношение к ним. Акцентирование внимания детей только на приобретении и совершенствовании двигательных навыков, исключение из подготовки соревновательных элементов может превратить соревнования в сильный стрессор, снижающий мотивацию занятий спортом.
Критерием успеха работы по формированию мотивации занятий спортом на этапе начального обучения является их субъективное принятие как личностно значимых. Если спорт не становится личностно значимой деятельностью, трудно ожидать от спортсменов активности в совершенствовании спортивного мастерства, в преодолении связанных с ним трудностей, физических и психических нагрузок.
Принятие спортивной деятельности как личностно значимой может происходить на фоне своеобразного мотивационного кризиса, связанного с проблемой выбора между спортом и другими занятиями. Такой мотивационный кризис может сопровождать принятие решения о том, чтобы посвятить себя серьезным занятиям спортом, даже при наличии успехов в нем. Известные спортсменки И. Роднина (1990) и Г. Белоглазова (1990) отмечали в начале своей спортивной карьеры период, когда после нескольких лет занятий они встали перед выбором: заняться ли всерьез любимым видом спорта или отдать предпочтение и свободное время изучению иностранного языка. Г. Белоглазова, характеризуя сложность ситуации, вспомнила, что решение проблемы затянулось у нее на два года, в течение которых она пыталась совмещать два любимых занятия. Помощь спортсменам в разрешении мотивационного кризиса, если он возникает, — одна из задач психологического обеспечения их подготовки.
Развитие мотивации занятий спортом, психических процессов, способствующих усвоению основ технического мастерства, — это основные задачи психологического обеспечения начальной подготовки спортсменов.
2. Методы развития мотивации занятий избранным видом спорта.
Мотивы занятий спортом можно разбить на две группы: внутренние и внешние мотивы. Внешние мотивы, не связанные с содержанием деятельности, к которой они побуждают, бывают, как правило, социальными. К ним относятся стремление к самоутверждению, приобретению уважения со стороны старших и сверстников; стремление к общению с товарищами по учебной группе; стремление заниматься полезным, социально значимым делом. Внутренние мотивы — это стремление освоить новые знания и навыки приобретения знаний, стремление к самосовершенствованию, овладению двигательными навыками в гимнастике.
Успешность обучения в группах начальной подготовки зависит прежде всего от силы и действенности внутренних мотивов, но закрепление занимающихся в группах начальной подготовки возможно и за счет усиления мотивов социальных.
Формированию мотивации занятий у начинающих спортсменов способствует развитие и закрепление интереса к общению в учебно-тренировочной группе. Совместное посещение соревнований, тренировок квалифицированных спортсменов, проведение интересных походов, включение в жизнь группы традиций и ритуалов, вызывающих положительные эмоции (например, поздравление с днем рождения, поощрение отличившихся в тех или иных групповых делах) повышает значимость группы для детей, закрепляет желание заниматься в ней.
Важно, чтобы все дети находили себя в группе источник положительных эмоций. Поэтому целесообразно, подводя, например, итоги работы за месяц, поощрять детей не только за успехи в освоении программы занятий, но и выделять самого трудолюбивого, самого аккуратного, самого смелого, самого хорошего товарища и т. п. Подведение итогов по разным параметрам дает возможность поощрить большую часть детей, стимулировать их к продолжению занятий. Подбор критериев, по которым делается оценка успехов детей, позволяет сформировать у детей систему ценностей и нравственных норм, регулирующих их отношение к выполнению тренировочных заданий, к тренеру, к товарищам, к спортивному инвентарю.
Очень важным фактором, способствующим повышению интереса детей к занятиям спортом, является личность тренера, присущий ему стиль общения. Внимательное, заинтересованное отношение к детям — это один из наиболее верных путей приобщения их к занятиям спортом.
Укреплению мотивации занятий способствует включение в тренировки игровых элементов, вызывающих у детей положительные эмоции. Целенаправленный подбор игр дает возможность не только вызывать у детей интерес к занятиям, но и развивать необходимые двигательные качества, свойства психики. Большой обучающий потенциал имеют, например, психотехнические игры, развивающие внимание, самоконтроль, помехоустойчивость, некоторые из которых будут описаны ниже.
Упрочению мотивации занятий способствует расширение знаний о гимнастике, её истории, прикладном значении, о выдающихся спортсменках. Проведение бесед об известных спортсменах, составление альбомов с вырезками из газет и журналов, посвященных гимнастике, обсуждение важных спортивных событий текущего сезона, посещение соревнований, просмотр их по телевидению с последующим обсуждением включает занимающихся в мир художественной гимнастики, вызывает желание приобщиться к нему.
На развитие внутренней мотивации, стремление освоить технику движений направлен такой прием, как постановка конкретных целей и наглядное подведение итогов работы. Юных спортсменов активизируют конкретные цели, достижимые в достаточно короткий промежуток времени. Сообщив детям о целях работы на ближайших тренировках, необходимо по крайней мере один раз в неделю подводить итоги работы. Желательно, чтобы и постановка целей, и фиксация результатов имели форму, привлекающую внимание детей, вызывающую их интерес.
3. Методы контроля эффективности проводимых занятий.
Методы контроля эффективности в художественной гимнастике зависят:
1. От учета посещаемости тренировок.
В группах начальной подготовки по художественной гимнастике удачным средством фиксации результатов тренировок оказался стенд, на котором после каждой контрольной тренировки против фотографии каждого из занимающихся, успешно выполнивших контрольное упражнение, ставилась звездочка или флажок. Получение звездочки или флажка оказалось для детей действенным стимулом, который не только активизировал их работу на тренировках, но и побудил к тщательному выполнению домашних заданий. Наглядное подтверждение итогов работы повысило интерес родителей к успехам детей, способствовало тому, что родители стали активно включаться в помощь детям, консультируясь с тренером, как лучше работать дома, чтобы ребенок получил желанное поощрение, фиксирующее тот факт, что он справился с заданием.
Периодическое проведение опроса занимающихся «составь расписание тренировок», с инструкцией внести в программу тренировок те задания, которые нравятся.
2. Учет проявлений активности и инициативности в работе на тренировках.
3. Учет отношения к выполнению тренировочных занятий.
Если работа над развитием мотивации ведется последовательно и целенаправленно, она обязательно дает положительные плоды: дети перестают пропускать тренировки, проявляют к ним активный интерес, охотно и полностью выполняют задания тренеров. Естественным результатом положительно мотивированной работы детей является быстрое повышение уровня их подготовленности. Часто они демонстрируют результаты, превышающие контрольные нормативы для того этапа подготовки, на котором они находятся.
Внешние мотивы — это мотивы не связанные с содержанием деятельности, к которой они побуждают.
Внутренние мотивы — это стремление освоить новые знания и навыки приобретения знаний, стремление к самосовершенствованию, овладению двигательными навыками в избранном виде спорта.
Диффузность — это отсутствие интереса к определенному виду спорта, стремлением просто к двигательной активности.
Гедонистический – удовольствие от выполнения упражнений.
Коммуникативный- обмен информации.
Монотония занятий – монотонность или однообразность занятий.
Двигательный навык – действие доведённое до совершенства.
Источник