Мотивация для тренировки боевого самбо

Планета Самбо

Самбо для детей: пять факторов, способных повлиять на потерю мотивации борца.

Мотивация – это то, что по-настоящему вдохновляет самбиста, дает ему дополнительные силы, заставляет выходить на ковер снова и снова. Однако мотивация начинающего борца и взрослого профессионального спортсмена значительно отличается. В чем же разница?

В самом начале занятий у ребенка основным мотивом является потребность в движении, общении со сверстниками, эмоциональная привлекательность занятий, личность тренера, наконец. По мере взросления, совершенствования умений и навыков появляется интерес непосредственно к самбо, а также желание чувствовать себя взрослым. Когда приходят первые серьезные результаты, актуальными становятся мотивы, связанные со стремлением расширения и закрепления своего успеха. Далее проявляют себя мотивы повышения личного престижа. Кроме того, по мере продвижения самбиста по лестнице успеха наряду с нематериальной мотивацией важными становятся мотивы иного рода. Речь идет о материальном вознаграждении спортивной деятельности, обеспеченности и поддержке во времена спадов или травм. Но также остаются немаловажными мотивы роста и развития, придающие уверенность в будущем, признание вклада в развитие борьбы самбо, возможность занять достойное место по окончании спортивной карьеры, мнение других людей, которое подпитывает чувство собственного достоинства и самоуважения.

Бывает, однако, что мотивация заканчивается, исчезает, с ней теряется связь. Особенно часто данная ситуация происходит у «ранних» спортсменов, тех, кто начал заниматься в пять–шесть лет. И к пятнадцати–шестнадцати годам, в период выступления на юношеских соревнованиях, весь интерес к самбо уже может пропасть. Но и у самбистов высокого класса такое явление тоже встречается; это случается, когда освоен один уровень, а для перехода на следующий уже не хватает сил и эмоций.

Почему же так происходит? В чем причина потери мотивации у юных спортсменов? Если говорить про самбо для детей, то можно выделить пять фундаментальных факторов, способных повлиять на потерю мотивации.

Читайте также:  Почему живот не уходит от тренировок у женщин

1. Очень ранняя специализация.

В настоящее время дети начинают заниматься различными видами единоборств уже с пяти–шести лет, иногда даже раньше! В данном случае есть как плюсы, так и минусы. Занятия борьбой дополняют приобретенные ими в других видах спорта умения. Такие тренировки помогают развить у ребенка акробатические и легкоатлетические навыки, способствуют увеличению силы и выносливости. К минусам можно отнести потерю интереса продолжать заниматься самбо в более позднем возрасте. После участия в общероссийских, европейских и мировых первенствах порой теряется интерес к продолжению спортивной деятельности.

2. Большое количество состязаний, на которых необходимо демонстрировать высокий результат.

Тренировки дают возможность освоить упражнения, совмещенные с поединками, взаимодействовать с соперниками без наличия условий обязательной победы. Однако когда игровая атмосфера сменяется требованием показать самый высокий результат, психологическое состояние самбиста может дать сбой. Установка тренера на необходимость любой ценой завоевать первое место добавляет нагрузку на его неокрепшую психику. Если слишком долго требовать достижения высокого результата от борца, то к периоду своего юношества он может сгореть психологически.

3. Скудный арсенал технической и тактической подготовки самбиста.

В самбо для детей обучение технике и тактике – процесс, безусловно, творческий. Эти занятия всегда интересны юному спортсмену, но только в том случае, если они имеют разнообразную форму подачи материала тренером. Когда самбист рутинно отрабатывает одни и те же движения, он теряет всякий интерес к тренировкам. Напротив, ученик, получивший благодаря работе в коллективе во главе с грамотным тренером широкий арсенал навыков и приемов, имеет все козыри в борьбе против оппонента и может одерживать верх над любым соперником. Разучивание же однообразных движений делает спортсмена предсказуемым для его соперников и, как следствие, ведет к потери мотивации.

4. Отсутствие должной поддержки со стороны близких.

Демотивация у самбиста может быть вызвана и тем, что он подвергается критике за любое самостоятельное действие со стороны близких людей, родственников, тренеров. Если его стыдят перед окружающими за проигрыши и неудачи, то он может начать бояться выступать на соревнованиях, потерять интерес к занятиям единоборствами и в целом веру в себя. Эти детские проблемы потом проявятся в его взрослой жизни. Психологическая и моральная поддержка – это не потакание слабостям ребенка, она заключается в работе, направленной на раскрытие его собственного потенциала. Без этого реально замотивировать самбиста очень сложно.

Известно, что по истечении семи–десяти лет приходит переосмысление любой деятельности. И детско-юношеское самбо здесь не является исключением. Даже если молодому самбисту оказывали всемерную поддержку, не натаскивали на результат, не давили на него, он все равно в какой-то момент может охладеть к единоборствам, поменять свои жизненные приоритеты. Он может, например, внезапно поменять место жительства, у него может появиться любимая девушка или новое хобби, никак не связанное с самбо. Подобные неожиданные и непредсказуемые события – «черные лебеди» – происходят в жизни практически любого человека. Этот период жизни спортсмена характеризуется необходимостью сделать выбор между желанием и дальше прогрессировать, профессионально занимаясь борьбой, и стремлением окунуться с головой в «другую жизнь». Сложность подобного выбора может привести к серьезной демотивации и даже вовсе поставить крест на спортивной карьере.

Выход есть! Необходимо найти оптимальную комбинацию занятий самбо, саморазвития и открытия новых жизненных горизонтов!

Источник

Мотивация обучающихся к занятиям по борьбе самбо

Статья посвящена определению роли уровня мотивации обучающихся к занятиям по борьбе самбо.

Автором отмечено, что анализ мотивов, активизирующих стремление обучающихся к систематическим занятиям физической культурой и спортом является одной из важных педагогических проблем в воспитании, поскольку мотивы имеют решающее значение в поведении и стимуляции активной деятельности.

В статье на основании аналитического обзора теоретических наработок современных специалистов и практического опыта описывается как учебно-тренировочные занятия по борьбе самбо способствуют развитию физических качеств, функциональных возможностей суворовцев, улучшению их здоровья, умственной и физической работоспособности, повышению эффективности учебной деятельности.

Ключевые слова: мотивация, борьба самбо, физическая культура, обучающиеся, суворовцы, здоровье.

Проблема укрепления здоровья средствами физической культуры приобретает особую актуальность в условиях перманентной информатизации общества и цифровизации экономики. Это связано с тем, что двигательная активность населения снижается при дистанционной доступности многих услуг и товаров. Малоподвижный образ жизни, нервные, психические и эмоциональные напряжения, а также нарушение режима питания — основные причины заболевания детей и подростков.

Чем старше ребенок, тем больше времени он проводит за компьютером, телевизором и используя иные гаджеты. Недостаток физической активности приводит к избытку веса, слабости, снижению потребности в движении

Большую роль в процессах нивелирования негативных последствий снижения двигательной активности играет мотивация подростков к систематическим занятиям физической культурой и спортом. При этом целесообразно учитывать интересы молодых людей, их увлечения и желания развивать определенные навыки. Целью данной статьи является исследование мотивации обучающихся к занятиям борьбой самбо.

Молодой организм в подростковом возрасте испытывает потребность в движениях, поскольку они являются одними из главных природных средств совершенствования жизненных функций. Общеизвестно, что обучение в учебных учреждениях связано с влиянием на организм обучающихся ряда неблагоприятных факторов.

Во-первых, это большая статическая нагрузка, которая требует специальной организации активного отдыха для удовлетворения естественной потребности подростка в движениях.

Во-вторых, это необходимость усваивать большое количество различной информации и напряжение зрительного аппарата вследствие длительной работы с мелкими объектами во время чтения, письма и т.д. Каждый в отдельности и все вместе эти факторы создают предпосылки для отклонений в состоянии здоровья: нарушение осанки, зрения, повышение артериального давления, а также накопление избыточной массы тела. Это приводит к заболеванию сердечно-сосудистой системы, нарушению обмена веществ, снижает защитные силы организма.

Интерес к физической культуре одно из проявлений сложных процессов мотивационной сферы. Мотив — это побудитель к действию, поступку, деятельности. Приоритетными мотивами к занятиям физической культурой и спортом обучающихся подросткового возраста является укрепление здоровья, совершенствование формы тела, достижение высокого спортивного результата, общение с друзьями и активный отдых.

Для выяснения мотивации обучающихся возрастного периода с 11 до 18 лет в сфере физического воспитания и определения путей формирования физической культуры необходимо установить те побуждения, которыми руководствуется обучающиеся в своих поступках, желаниях в процессе учебной и внеклассной деятельности.

Занятие по борьбе самбо

Мотивационная сфера всегда состоит из ряда побуждений: идеалов и ценностных ориентаций, потребностей, мотивов, целей, интересов и др. Эти побуждения выполняют разную роль в общей картине мотивации, на разных этапах возрастного развития получают большее или меньшее значение.

Существуют определенные различия в структуре внешних и внутренних факторов, влияющих на мотивацию к систематическому выполнению физических упражнений, как средства самосовершенствования у обучающихся. Потребности, мотивы и интересы в области физического воспитания имеют свои возрастные особенности, связанные с психологическим развитием личности, социальным формированием индивида, темпераментом, социально-экономическими условиями жизни конкретной семьи.

Выявленные возрастные закономерности формирования мотивов и интересов обучающихся в области физической культуры и спорта, влияющие на мотивацию к занятиям борьбой самбо, позволяют разработать рекомендации для преподавателей физической культуры и тренеров по борьбе самбо в части организации и методики проведения педагогической работы в учебном заведении, коррекции программы по физической культуре и дифференцированному подходу к каждому обучающемуся.

Основными причинами низкой мотивации к занятиям физической культурой и спортом являются:

  • обесценивание социального престижа здорового образа жизни;
  • недооценка в учебных заведениях социальной, оздоровительной и воспитательной роли физического воспитания и спорта; низкий уровень физического состояния старшеклассников и выпускников школ;
  • снижение интереса к традиционной форме организации занятий по физическому воспитанию;
  • направленность учебного процесса по физическому воспитанию на выполнение контрольных нормативов;
  • отсутствие индивидуального подхода в процессе физического воспитания.

Результаты исследования возрастной динамики мотивов занятий физической культурой и спортом Лапшиной В.Н. показали, что первое место как у парней, так и у девушек, занимает мотив совершенствования формы тела, однако развитие этого мотива имеет свои особенности. Проведенные исследования различными учеными не исчерпывают проблему изучения мотивации к физическому самосовершенствованию посредством борьбы самбо и ставят ряд вопросов, которые касаются формированию приоритетов культуры физического здоровья и мотивации его улучшения, сохранения, начиная с детского возраста и заканчивая старшими возрастными группами.

Среди мотивов занятий спортом можно выделить общие и конкретные. К первым относится желание обучающегося заниматься любым видом спорта или физическими упражнениями, ко вторым желание заниматься только выбранным видом спорта. Мотивы к занятиям по борьбе самбо, с точки зрения Глебова Д.В. и Рябцева С.М., могут быть направлены на процесс деятельности (потребность в двигательной активности, получение впечатлений от спортивной деятельности) и на результат (стремление к самосовершенствованию, самоутверждению, самовыражению).

Современные виды единоборств, такие как борьба самбо, боевое самбо, характеризуются тренировочной работой, направленной на совершенствование физической подготовленности, физическое развитие, улучшение здоровья, самозащиту. В частности, борьба самбо пользуется высокой популярностью среди современной молодежи — в результате анкетирования 50 обучающихся суворовского училища в возрасте 11-18 лет выявлено, что более 70% (35 суворовцев) хотят перманентно заниматься этим видом единоборств. Кроме того, по результатам опроса респондентов следует также констатировать, что благодаря средствам борьбы самбо 76% опрошенных (38 суворовцев) отметили положительные изменения по всем показателям физической подготовленности.

Анализ мотивационно-ценностного отношения к занятиям по борьбе самбо показал, что обучающиеся могут пропускать занятия по следующим причинам:

  1. Отсутствие интереса и переход в другой кружок или секцию. (16%, 8 суворовцев)
  2. Большая нагрузка по учебным предметам. (20%, 10 суворовцев)
  3. Подготовка к экзаменам (ЕГЭ, ОГЭ). (12%, 6 суворовцев)

Борьба самбо как естественный вид физических упражнений имеет прикладную направленность и используется для военно-физической подготовки в армии и полиции. Арсенал технико-тактических действий, рекомендованных и используемых в процессе прикладной подготовки обучающихся суворовского военного училища, как правило, включает защиту от различных видов нападения, а также броски, защиту от ударов, болевые приемы.

Использование технических средств обучения и контроля знаний в сочетании с методами проблемного обучения и целеполагания позволяет активизировать процесс теоретической подготовки самбистов, способствует повышению информативности и наглядности, обеспечивает оперативный контроль знаний по изучаемым вопросам.

Занятия по борьбе самбо отличаются от других видов единоборств доступностью и простотой выполнения технических действий, что также мотивирует занимающихся. Самбо, по мнению специалистов, популярный вид спорта, вобравший в себя огромный практический опыт, накопленный всеми видами борьбы народов мира, кроме того, он не требует чрезмерных материальных затрат для овладения навыками и доступен для саморазвития и самосовершенствования. На занятиях по борьбе самбо разрешается и даже рекомендуется использовать дополнительный инвентарь для выполнения конкретных задач.

В ходе опроса суворовцев было установлено, что мотивом к занятиям, помимо прочего, является значительное разнообразие упражнений и приемов, которые позволяют проводить теоретическое обучение и практические тренировки на высоком эмоциональном уровне, способствуя развитию силы, общей, силовой и специальной выносливости, статической выносливости мышц туловища, гибкости, ловкости и координации движений, физической работоспособности, формированию морально-волевых качеств и патриотизма.

В борьбе самбо широко используются специальные упражнения из других видов спорта: тяжелой и легкой атлетики, акробатики и др. Систематические занятия повышают у суворовцев уверенность в своих силах, развивают такие морально-волевые качества, как: мужество, настойчивость, смелость, решительность, целеустремленность, выдержку, волю к победе, необходимые в учебе и быту и для формирования гармонично развитой личности.

Во время выполнения технически сложных приемов по борьбе самбо и бросков с большой амплитудой, приемов со сложным построением и в ходе отработки комбинационных серий технико-тактических действий развивается творческое и логическое мышление, скорость реакции, концентрация, устойчивость, инициативность, находчивость.

Наряду с развитием основных физических качеств, занятия по борьбе самбо способствуют укреплению здоровья, развитию и совершенствованию функциональных возможностей организма обучающихся, которые необходимы для повышения уровня физической подготовленности, работоспособности в процессе обучения. Многолетние наблюдения подтверждают, что при условии соблюдения элементарных мер безопасности травматизм минимизируется.

Варьирование сложности приемов по борьбе самбо для обучающихся с различным физическим развитием и физической подготовленностью позволяет эффективно решать задачи формирования тела, исправления недостатков телосложения, развития и укрепления сердечно-сосудистой и дыхательной систем, опорно-двигательного аппарата. Борьба самбо позволяет повысить эффективность обучения за счет высокого эмоционального уровня занятий, высвобождения негативной энергии и эмоций.

Таким образом, следует констатировать, что внедрение занятий по физическому воспитанию со спортивной направленностью с учетом свободного выбора обучающихся вида спорта, а именно борьбы самбо, позволит улучшить их функциональное состояние, здоровье и физическую подготовленность, работоспособность, сформировать положительную мотивацию к регулярным занятиям физическими упражнениями и спортом, повысить показатели спортивной подготовленности.

Источник

Оцените статью