Моше фельденкрайз комплекс упражнений

Содержание
  1. Метод Фельденкрайза в реабилитации недоношенных детей
  2. Метод Фельденкрайза был разработан Моше Фельденкрайзом (1904-1984). Родился в Украине, учился в Париже, где в 1930-х г. защитил докторскую диссертацию по физике. Примерно в это же время Моше начал заниматься дзюдо с основоположником дзюдо Дзигоро Коно и стал первым европейцем, получившим черный пояс в боевых искусствах. Преподавал боевые искусства – джиу-джитсу, дзюдо. В годы второй мировой войны Моше бежал в Англию, где работал над системой обнаружения подводных лодок, параллельно продолжая изучать дзюдо и приемы самообороны.
  3. Фонд «Право на чудо» при поддержке Благотворительного фонда «Абсолют-Помощь» запустил программу «Ранняя реабилитация недоношенных детей по методу Фельденкрайза».
  4. Как заниматься самостоятельно
  5. Для эффективных занятий дома соблюдайте несколько простых рекомендаций:

Метод Фельденкрайза в реабилитации недоношенных детей

Фонд «Право на чудо» начинает серию публикаций о методах ранней реабилитации недоношенных детей. Весной в социальных сетях мы начали проводить прямые эфиры с детскими реабилитологами и поняли, как много вопросов возникает у родителей на эту тему.

О методе Фельденкрайза рассказывает Татьяна Ивановна Пестрова – руководитель центра ЛФК Галилео, сертифицированный Фельденкрайз-практик, сертифицированый Child’space-терапевт, сертифицированный JKA-терапевтом, сертифицированный PNF-терапевт 5 уровня, Войта-терапевт, ведущий консультант компании Novotec Medical (Germany) по применению платформы Галилео в терапии у детей и взрослых.

ЧТО ТАКОЕ метод Фельденкрайза?

Метод Фельденкрайза сложно описать словами – это не массаж или лечебная гимнастика, не метод лечения и не психотерапия. По словам создателя метода Моше Фельденкрайза, «цель метода – научиться управлять своим телом с меньшими усилиями и напряжениями мышц для достижения оптимального результата, а также лучше понимать свое тело, осознавая его через движение».

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ метода Фельденкрайза

Читайте также:  Гимнастика германа тюхтина все 6 частей

В основе метода Фельденкрайза лежит принцип «органического» или сенсомоторного обучения, которое проходят младенцы в первые годы жизни и благодаря которому все мы умеем переворачиваться со спины на живот, ползать, садиться, вставать и ходить. Большую часть этого самостоятельного обучения составляет изучение собственного тела. Ребенок узнает, что у него есть рука, где его рука, что происходит, когда он перемещает ее в пространстве, затем он изучает то же самое про свои ноги, и так далее.

У детей с повреждением мозга этот естественный процесс органического обучения нарушен. Занятия по методу Фельденкрайза направлены на то, чтобы воссоздать этот упущенный опыт в ощущении и осознании ребенком своего тела. Здоровые младенцы обучаются двигательным навыкам, совершая и исследуя тысячи маленьких попыток, в результате находя эффективные способы совершить то или иное действие, постепенно развивая точность, координацию и контроль над своими движениями. Уроки по Методу Фельденкрайза помогают ребенку воспроизвести этот недополученный им или утраченный опыт, дают почувствовать, какие мышцы и суставы вовлечены в определенное движение, и как можно выполнить одно и то же движение по-разному, как сделать его легче и эффективнее.

Метод Фельденкрайза был разработан Моше Фельденкрайзом (1904-1984). Родился в Украине, учился в Париже, где в 1930-х г. защитил докторскую диссертацию по физике. Примерно в это же время Моше начал заниматься дзюдо с основоположником дзюдо Дзигоро Коно и стал первым европейцем, получившим черный пояс в боевых искусствах. Преподавал боевые искусства – джиу-джитсу, дзюдо. В годы второй мировой войны Моше бежал в Англию, где работал над системой обнаружения подводных лодок, параллельно продолжая изучать дзюдо и приемы самообороны.

Вскоре после побега Моше стали беспокоить сильные боли в колене, и он стал изучать и разрабатывать техники самостоятельной реабилитации и осознания, которые в дальнейшем легли в основу его метода. Его занятия значительно улучшили его состояние, и он смог вернуться к занятиям дзюдо.

В 1949 г. Моше Фельденкрайз переехал в Израиль, где поначалу работал руководителем департамента обороны и работал над методом, и впоследствии полностью переключился на преподавание своего метода. В конце 50-х Фельденкрайз представил свои работы в Европе и Соединённых Штатах. В середине 60-х он опубликовал «Разум и тело» (Mind and Body), «Телесное выражение» (Bodily Expression), в 1967 году – «Совершенствование способности делать» (Improving the Ability to Perform), которая в англоязычном издании 1972 года получила название «Осознавание через движение» (Awareness through Movement). В 1955 г. он открыл свои курсы «Осознавание через движение» в Тель-Авиве, обучал преподавателей работе по своему методу.

Развитие его работы продолжают несколько тысяч практиков по всему миру.

СУЩЕСТВУЮТ ДВЕ ФОРМЫ практики метода Фельденкрайза:

1) Осознавание через движение (Awareness Through Movement, ATM) – групповые занятия, в которых ведущий направляет действия занимающихся вербальными инструкциями. Уроки ATM также можно выполнять индивидуально, слушая аудиозаписи уроков.

2) Функциональная интеграция (Functional Integration, FI) – индивидуальные занятия, в которых движения занимающегося направляются руками практика. Занятия с детьми проходят как занятия по Функциональной интеграции. Специалист мягко прикасается к частям тела ребенка и мягко их передвигает, чтобы познакомить ребенка с функциональными, а иногда и структурными ограничениями, которые свойственны способу функционирования данного ребенка. Затем он предлагает возможные альтернативы этому движению, все это происходит мягко и ненавязчиво за счет движения в направлении преобладающего паттерна, а не против него, то есть работа с возможными нарушениями ведется за счет предложения альтернативных вариантов, а не за счет приложения усилий и навязывания изменений.

АВТОРСКИЕ МЕТОДЫ, созданные на основе метода Фельденкрайза

Метод Фельденкрайза был адаптирован несколькими его учениками специально для занятий с детьми. Из этих авторских методов наиболее известны:

  • Метод Анат Баниэль (ABM)
  • Метод «Child’Space» Хавы Шелхав
  • Метод Джереми Краусса (JKA)

Фонд «Право на чудо» при поддержке Благотворительного фонда «Абсолют-Помощь» запустил программу «Ранняя реабилитация недоношенных детей по методу Фельденкрайза».

В рамках курса фонд обучит основам методики родителей недоношенных детей из Карелии и Воронежской области. Подать заявку

Независимо от того, какой из авторских методов используется в работе с ребенком, основные принципы проведения занятий одинаковы:

Отсутствие какого-либо определенного плана или набора упражнений , каждый урок всегда уникален и строится на индивидуальных потребностях ребенка в данный момент.

«Движение с вниманием» – движения практика всегда очень медленные, они должны привлекать внимание ребенка к его собственному телу, к тому, что он делает САМ, и к тому, что делают с ним. Замедленное движение приводит к более сосредоточенному вниманию и дифференциации движений, и способствует обучению через осознавание, которое и составляет основу метода Фельденкрайза.

Работа всегда начинается с «лучшей», более функциональной стороны тела или той его части, в которой возможна большая свобода движения, т.к. ребенок должен ощущать свои возможности, а не свои ограничения.

Важность пауз. В уроке всегда есть небольшие паузы, которые необходимы, чтобы ребенок мог почувствовать разницу в ощущениях на одной и другой стороне или части тела.

Важность работы в горизонтальном положении – лежа на столе/на полу. Это связано с тем, что в вертикальном положении тело человека организует себя соответственно определенному паттерну сопротивления силе тяжести, который будет влиять на процесс обучения, поэтому чтобы освоить новые паттерны движения и научиться изменению своих привычных паттернов, необходимо освободить мозг от необходимости противостоять силе тяжести.

Уменьшение усилия. Когда мы напрягаемся, обучение не происходит. Если ребенок демонстрирует, что он устал (повышается спастичность, проходит интерес, или ему требуется больше усилий, чтобы что-то сделать, по сравнению с началом урока), то урок прекращается.

«Как» (нюансы и способ выполнения движения) намного важнее, чем только «что». Чтобы различить «как», нужно быть чувствительным к качеству, четкости и экономичности движения.

Даже малейшее движение в одной части тела вовлекает все тело целиком. Поэтому мы можем, например, изменить организацию таза, работая со стопой.

Важность случайных движений . Для освоения навыков крупной моторики ребенку необходимо попробовать множество разных движений, которые могут показаться случайными, не связанными друг с другом и не имеющими смысла сами по себе (например, попытки ребенка взять в руки ту или иную часть тела и подвигать ее в разных направлениях). Все они дают мозгу ребенка информацию, чтобы понять, как скоординировать свои движения

Ориентация на гравитацию, а не напряжение мышц – здесь действует третий закон Ньютона – равенство силы действия и противодействия, что в случае с развитием движения означает, что, например, если ребенок давит в пол левой или правой стопой, то это позволит ему легко поднять таз с этой же стороны, не напрягая мышцы. Обычные дети сами открывают для себя эту закономерность, проводя время на полу и экспериментируя с движениями.

«Шаг назад» . В обучении по методу Фельденкрайза работа над следующим шагом (функцией) происходит путем совершенствования предыдущего.

От глобального движения к дифференцированному . Движения ребенка развиваются от генерализованных, менее дифференцированных к более дифференцированным. Новорожденный ребенок совершает генерализованные, недифференцированные движения. Постепенно, по мере развития, его движения становятся более мелкими и точными. Переходя от генерализованных движений к дифференциации – обнаружению минимальных сенсорных различий между движениями и направлению на них своего внимания – мы увеличиваем количество клеток в нейронном представительстве той или иной части тела в мозгу и развиваем систему их взаимосвязей.

Важность сенсорной информации (зрительной, тактильной, кинестетической), которая сопровождает действие. Сенсорная информация может быть такого характера: какие части моего тела участвуют в движении, какой уровень мышечного усилия мне приходится прилагать, какой звук при этом издается, и пр. Привлечение внимания ребенка к сенсорной информации, сопровождающей движение, развивает его осознавание и способствует обучению новым вариациям движения.

Необходимость повторений , поскольку с каждым повторением проясняются новые аспекты и новые компоненты движения. При этом это не должно быть механическое повторение, которое уводит внимание от процесса. Повторение нового движения в другом окружении, положении или контексте повышает шансы на то, что этот элемент будет использоваться в повседневной жизни.

Готовность к ошибкам. Не существует единого правильного метода выполнения того или иного упражнения/движения. Важно пробовать разные способы.

КОГДА можно применять метод Фельденкрайза?

Метод применяется в работе с детьми во многих случаях, в том числе:

  • Пропуск какого-либо этапа двигательного развития
  • Задержка психомоторного развития
  • Нарушения мышечного тонуса
  • Детский церебральный паралич
  • Сложности с координацией и балансом
  • Кривошея и любые асимметрии
  • Последствия травм
  • Сколиоз
  • Нарушения эмоциональной регуляции
  • Сенсорные нарушения
  • Аутизм

КАКИЕ есть противопоказания?

Так как метод Фельденкрайза не является лечебным, медицинским методом, он не имеет противопоказаний, за исключением острых состояний, при которых лечащим врачом запрещены любые виды двигательной активности.

При эпилепсии метод может применяться, но с осторожностью. Если частота приступов большая (например, раз в 5-10 минут), метод не будет эффективен, поскольку нейронные связи не будут успевать формироваться.

*статья подготовлена при поддержке Фонда Президентских грантов

Источник

Как заниматься самостоятельно

Когда вы выполняете уроки самостоятельно, важно помнить вот о чем – метод Фельденкрайза не является видом лечебной физкультуры или массажной техникой. Поэтому здесь нет варианта сделать что-то неправильно или навредить себе.

Смотрите на уроки по методу Фельденкрайза как на процесс обучения движению. Здесь вы открываете для себя механику собственных движений, осознаете насколько безграничны возможности тела в самокоррекции.

Двигательные уроки имеют свой терапевтический эффект, они помогают:

*снять усталость и напряжение в спине и шее,
*уменьшить дискомфорт и боль в пояснице,
*улучшить кровообращение,
*ощущать легкость в ногах,
*быстро засыпать и легко просыпаться по утрам,
*улучшить настроение и стать устойчивее к стрессам.

В основе метода лежит научный подход и комплексное понимание функционирования и развития нервной системы человека.

Вы часто спрашиваете, можно ли заниматься уроками по методу Фельденкрайза самостоятельно? Сложно ли это?

Вспомните, что будучи еще маленьким ребенком вы научились ходить, сидеть, стоять и говорить самостоятельно. И когда-то это были сложные для вас задачи.

У взрослого человека развита внимательность, память и осознанность, поэтому заниматься двигательными уроками будет действительно не сложно. Скорее это станет для вас работой над ошибками в тех движениях, которым вы когда-то научились.

Для эффективных занятий дома соблюдайте несколько простых рекомендаций:

1. Занимайтесь перед сном, особенно первое время. Если во время урока вы захотите спать – отлично! Небольшие медленные движения расслабляют, улучшают сон и тело лучше “запоминает” новое. В этот момент происходят самые большие изменения в вашей нервно-мышечной системе. Чтобы снять скованность в теле утром начните день с небольших упражнений. Это станет для вас способом концентрации и настройки на продуктивный день. Строгих правил здесь нет, ориентируйтесь только на свои ощущения.

2. Выбирайте движение под себя. Вам не нужно выполнять какой-то комплекс целиком. Выполните часть или одно движение, к которому сейчас лежит душа. Достаточно уделить 5 минут одному движению, лишь бы это было в удовольствие.

3. Не торопитесь. Помните, что это не фитнес и не силовые упражнения. Чем медленнее и плавнее вы выполняете движение, тем лучший эффект получаете. Сделайте меньше, но в удовольствие.

4. Вносите разнообразие. Не стоит выполнять упражнение одинаково, доводя до автоматизма. Ищите новые способы сделать уже знакомые действия, чтобы оставаться включенным в процесс и слушать свое тело.

5. Не занимайтесь прямо перед активными физическими нагрузками – занятия на доске, прыжки на батуте, ролики и т.п. После урока ваше тело находится в процессе перестройки и ему необходимо оставаться в спокойном состоянии. Высокая физическая активность после урока нежелательна и может быть травмоопасна.

6. Следите за своими реакциями. И это основополагающее правило для любых занятий. Если у вас появилась реакция вроде озноба, подташнивания или раздражения – прекращайте занятия. Будьте внимательны к себе и ни в коем случае не идите через сопротивление.

7. Уроки движения по методу Фельденкайза при необходимости, если они снимают напряжение, стресс, позволяют расслабиться и уснуть можно выполнять ежедневно. Если целью вашего занятия является является восстановление эластичности, объёма и координации движения, то вы можете выполнять урок раз в 3-4 дня, например, один на буднях, а другой – в выходной день. Для поддержания достигнутого эффекта уроки можно делать один раз в 2-3 недели.

Мы живем в мире, где принято побеждать или быть первым. При этом стресс, гонка и эмоциональное выгорание стали нашими спутниками. Уроки по методу Фельденкрайза помогут вам замедлиться, чтобы:
*избавить от хронической усталости,
*вернуть концентрацию внимания,
*дать отдых своему телу,
*стать привлекательным и здоровым с помощью внутренних ресурсов организма.

Присоединяйтесь к движениям красоты и здоровья!

Источник

Оцените статью