- Тренинг «Морфологический разбор»
- Полный морфологический разбор слова
- Задание 1. Выполни морфологический разбор слов предложении.
- Задание 2. Выполни морфологический разбор слов предложении.
- Задание 3. Выполни морфологический разбор слов предложении.
- Задание 4. Выполни морфологический разбор слов предложении.
- Задание 5. Выполни морфологический разбор слов предложении.
- Морфологический разбор имени существительного
- Морфологический разбор имени существительного тренажёр по русскому языку (4 класс) по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тренинг «Морфологический разбор»
Полный морфологический разбор слова
Зимой приятно позволить себе немного помечтать о лете. Вот бы оно поскорее пришло! Люблю полежать на солнышке, поплескаться в воде, побродить по лесу, вдыхая смолистый воздух. Он чист и свеж утром, пока не высохнет роса, сияющая на траве. По-моему, лето лучше зимы. (42 слова)
Задание 1. Выполни морфологический разбор слов предложении.
Зимой приятно позволить себе немного помечтать о лете.
Ответ:
1) Наречие,
2) постоянные признаки: обстоятельственное (времени), знаменательное;
3) приятно (когда?) зимой
1) Наречие,
2) постоянные признаки: определительное (образа действия), знаменательное;
3) приятно (часть составного именного сказуемого, связка нулевая)
1) Глагол, н.ф. – позволить;
2) постоянные признаки: СВ, переходный, невозвратный, 2 спр.; непостоянные признаки: неопределённая форма глагола;
3) приятно (что сделать?) позволить
1) Местоимение, н.ф. – себя;
2) постоянные признаки: соотносится с существительным, возвратное; непостоянные признаки: Д.п.;
3) позволить (кому?) себе
1) Наречие,
2) постоянные признаки: определительное (меры и степени), знаменательное;
3) помечтать (сколько?) немного
1) Предлог,
2) постоянные признаки: объекта, непроизводный, простой;
3) входит в предложно-падежное сочетание ( о) лете, сам по себе членом предложения не является
1) Существительное, н.ф. – лето;
2) постоянные признаки: нарицательное, неодушевлённое, ср.р., 2 скл.; непостоянные признаки: ед.ч., П.п.;
3) помечтать (о чём?) (о) лете
Задание 2. Выполни морфологический разбор слов предложении.
Вот бы оно поскорее пришло!
Ответ:
1) Частица,
2) постоянные признаки: смысловая (усилительная)
3) членом предложения не является
1) Частица,
2) постоянные признаки: формообразующая;
3) входит в состав сказуемого, сама по себе членом предложения не является
1) Местоимение, н.ф. – оно;
2) постоянные признаки: соотносится с существительным, личное, 3 л., ед.ч., ср.р.; непостоянные признаки: И.п.;
3) (Что?) оно
1) Наречие,
2) постоянные признаки: обстоятельственное (времени), знаменательное;
3) пришло бы (когда?) поскорее
1) Глагол, н.ф. – прийти;
2) постоянные признаки: СВ, непереходный, невозвратный, 1 спр.; непостоянные признаки: условное наклонение, ед.ч., ср.р.
3) оно (что сделало бы?) пришло бы
Задание 3. Выполни морфологический разбор слов предложении.
Люблю полежать на солнышке, поплескаться в воде, побродить по лесу, вдыхая смолистый воздух.
Ответ:
1) Глагол, н.ф. – любить;
2) постоянные признаки: НСВ, переходный, невозвратный, 2 спр.; непостоянные признаки: изъявительное наклонение, настоящее время, 1л., ед.ч.;
3) (Я) (что делаю?) люблю полежать ( люблю — часть составного глагольного сказуемого)
1) Глагол, н.ф. – полежать;
2) постоянные признаки: СВ, непереходный, невозвратный, 2 спр.; непостоянные признаки: неопределённая форма глагола;
3) (Я) (что делаю?) люблю полежать (полежать – часть составного глагольного сказуемого)
1) Предлог,
2) постоянные признаки: места, непроизводный, простой;
3) входит в предложно-падежное сочетание (на) солнышке, сам по себе членом предложения не является
1) Существительное, н.ф. – солнышко;
2) постоянные признаки: нарицательное, неодушевлённое, ср.р., 2 скл.; непостоянные признаки: ед.ч., П.п.;
3) люблю полежать (где?) (на) солнышке
1) Глагол, н.ф. – поплескаться;
2) постоянные признаки: СВ, непереходный, возвратный, 1 спр.; непостоянные признаки: неопределённая форма глагола;
3) (Я) (что делаю?) люблю поплескаться (поплескаться – часть составного глагольногосказуемого)
1) Предлог,
2) постоянные признаки: места, непроизводный, простой;
3) входит в предложно-падежное сочетание (в) воде, сам по себе членом предложения не является
1) Существительное, н.ф. – вода;
2) постоянные признаки: нарицательное, неодушевлённое, ж.р., 1 скл.; непостоянные признаки: ед.ч., П.п.;
3) люблю поплескаться (где?) (в) воде
1) Глагол, н.ф. – побродить;
2) постоянные признаки: СВ, непереходный, невозвратный, 2 спр.; непостоянные признаки: неопределённая форма глагола;
3) (Я) (что делаю?) люблю побродить (побродить – часть составного глагольного сказуемого)
1) Предлог,
2) постоянные признаки: места, непроизводный, простой;
3) входит в предложно-падежное сочетание (по) лесу, сам по себе членом предложения не является
1) Существительное, н.ф. – лес;
2) постоянные признаки: нарицательное, неодушевлённое, м.р., 2 скл.; непостоянные признаки: ед.ч., Д.п.;
3) люблю побродить (где?) (по) лесу
Вариант 1 (интерпретация деепричастия как части речи):
1) Деепричастие,
2) постоянные признаки: НВС;
3) люблю побродить (как?) вдыхая смолистый воздух (вдыхая – часть обособленного обстоятельства, выраженного деепричастным оборотом)
Вариант 2 (интерпретация деепричастия как формы глагола):
1) Глагол, н.ф. – вдыхать;
2) постоянные признаки: НСВ., переходный, невозвратный, 1 спр.; непостоянные признаки: форма деепричастия;
3) люблю побродить (как?) вдыхая смолистый воздух (вдыхая – часть обособленного обстоятельства, выраженного деепричастным оборотом)
1) Прилагательное, н.ф. – смолистый,
2) постоянные признаки: относительное; непостоянные признаки: ед.ч., м.р., В.п.;
3) люблю побродить (как?) вдыхая смолистый воздух (смолистый– часть обособленного обстоятельства, выраженного деепричастным оборотом)
1) Существительное, н.ф. – воздух;
2) постоянные признаки: нарицательное, неодушевлённое, м.р., 2 скл.; непостоянные признаки: ед.ч., В.п.
3) люблю побродить (как?) вдыхая смолистый воздух (воздух – часть обособленного обстоятельства, выраженного деепричастным оборотом)
Задание 4. Выполни морфологический разбор слов предложении.
Он чист и свеж утром, пока не высохнет роса, сияющая на траве.
Ответ:
1) Местоимение, н.ф. – он;
2) постоянные признаки: соотносится с существительным, личное, 3 л., ед.ч., м.р.; непостоянные признаки: И.п.;
3) (Что?) он
1) Прилагательное, н.ф. – чистый;
2) постоянные признаки: качественное, краткая форма; непостоянные признаки: ед.ч., м.р.;
3) он (каков?) чист
1) Союз,
2) постоянные признаки: сочинительный (соединительный), непроизводный, простой;
3) членом предложения не является
1) Прилагательное, н.ф. – свежий;
2) постоянные признаки: качественное, краткая форма; непостоянные признаки: ед.ч., м.р.;
3) он (каков?) свеж
1) Наречие,
2) постоянные признаки: обстоятельственное (времени), знаменательное;
3) чист и свеж (когда?) утром
1) Союз,
2) постоянные признаки: подчинительный (временной), непроизводный, простой;
3) членом предложения не является
7. Не
1) Частица,
2) постоянные признаки: смысловая (отрицательная);
3) членом предложения не является
1) Глагол, н.ф. – высохнуть;
2) постоянные признаки: СВ, непереходный, невозвратный, 1 спр.; непостоянные признаки: изъявительное наклонение, будущее время, 3 л., ед.ч.;
3) роса (что сделает?) высохнет
1) Существительное, н.ф. – роса,
2) постоянные признаки: нарицательное, неодушевлённое, ж.р., 1 скл.; непостоянные признаки: ед.ч., И.п.;
3) (что?) роса
Вариант 1 (интерпретация причастия как формы глагола):
1) Глагол, н.ф. – сиять;
2) постоянные признаки: НСВ, непереходный, невозвратный, 1 спр.; непостоянные признаки: причастие действительное, настоящего времени, ед.ч., ж.р., И.п.;
3) люблю побродить (как?) вдыхая смолистый воздух (вдыхая – часть обособленного обстоятельства, выраженного деепричастным оборотом)
Вариант 2 (интерпретация причастия как части речи):
1) Причастие, н.ф. – сияющий;
2) постоянные признаки: НСВ, действительное, настоящего времени; непостоянные признаки: ед. ч., ж.р., И.п.;
3) роса (какая?) сияющая на траве (сияющая – часть обособленного определения, выраженного причастным оборотом)
1) Предлог,
2) постоянные признаки: пространственный, непроизводный, простой:
3) входит в предложно-падежное сочетание (на) траве, сам по себе членом предложения не является
1) Существительное, н.ф. – трава,
2) постоянные признаки: нарицательное, неодушевлённое, ж.р., 1 скл.; непостоянные признаки: ед.ч., П.п.
3) роса (какая?) сияющая на траве (сочетание (на) траве – часть обособленного определения, выраженного причастным оборотом)
Задание 5. Выполни морфологический разбор слов предложении.
По-моему, лето лучше зимы.
Ответ:
1) Наречие,
2) постоянные признаки: знаменательное;
3) членом предложения не является: вводное слово
1) Существительное, н.ф. – лето,
2)постоянные признаки: нарицательное, неодушевлённое, ср.р., 2 скл. , ед.ч.; непостоянные признаки: И.п.;
3) (что?) лето
1) Прилагательное, н.ф. – хороший;
2) постоянные признаки: качественное; непостоянные признаки: сравнительная степень сравнения, простая;
3) лето (каково?) лучше ( нулевая связка)
1) Существительное, н.ф. – зима;
2) постоянные признаки: нарицательное, неодушевлённое, ж.р., 1 скл.; непостоянные признаки: ед.ч., Р.п.
3) лучше (чего?) зимы
Источник
Морфологический разбор имени существительного
Морфологический разбор имён существительных проводится по определенной схеме. Он может быть письменным и устным. Слово, заданное для морфологического разбора, в тексте обозначается надстрочной цифрой «3»: Над лугом 3 порхают пестрые бабочки.
Схема морфологического разбора имени существительного:
1. Часть речи. Что обозначает, на какой вопрос отвечает.
2. Начальная форма (существительное в именительном падеже, единственного числа).
3. Постоянные признаки:
- собственное или нарицательное;
- одушевленное или неодушевленное;
- род (если существительное в предложении стоит во множественном числе, то род определяется по его начальной форме; если существительное имеет форму только множественного числа, то и рода оно не имеет);
- склонение;
4. Непостоянные признаки:
5. Каким членом предложения (главным или второстепенным, каким именно) является.
Пример устного разбора
Дано предложение: Среди деревьев я увидел пестрокрылую птицу 3 .
Птицу
1. Птицу — имя существительное, т.к. отвечает на вопрос кого? и обозначает предмет.
2. Начальная форма — птица (единственное число, именительный падеж — кто?)
3. Постоянные признаки:
- существительное нарицательное, т.к. называет однородные одинаковые предметы.
- существительное одушевленное, т.к. называет предмет живой природы.
- существительное женского рода, т.к. можно подставить слова она, моя — моя птица .
- существительное первого склонения, т.к. имеет окончание — а и относится к женскому роду.
4. Непостоянные признаки:
- существительное стоит в форме винительного падежа, т.к. отвечает на вопрос увидел (кого? что?) птицу .
- существительное единственного числа, т.к. обозначает один предмет.
5. В предложении является дополнением: птицу .
Образец письменного разбора
Дано предложение: Среди деревьев я увидел пестрокрылую птицу 3 .
Птицу
- Птицу — сущ. (кого?)
- Н. ф. — птица.
- Пост. призн.: нариц., одуш., ж. р., 1-е склон.
- Непост. призн.: употреблено в форме ед. ч., В. п.
- птицу
Дано предложение: В небе я увидел стаю птиц 3 .
Птиц
- Птиц — сущ. (кого?)
- Н. ф. — птица
- Пост. призн.: нариц., одуш., ж. р., 1-е склон.
- Непост. призн.: употреблено в форме мн. ч., Р. п.
- птиц
Дано предложение: Шахматы 3 — сложная, но интересная игра.
- Шахматы — сущ. (что?).
- Н. ф. — шахматы
- Пост. призн.: нариц., неодуш., род не выражен, склонения нет.
- Мн. ч., И. п.
- Шахматы
Поделись с друзьями в социальных сетях:
Источник
Морфологический разбор имени существительного
тренажёр по русскому языку (4 класс) по теме
Морфологический разбор имени существительного, 4 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
morfologicheskiy_razbor_imeni_sushchestvitelnogo.doc | 25.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Порядок разбора имени существительного как части речи (морфологический разбор).
I. Часть речи. На какой вопрос отвечает.
Начальная форма (И. п. ед. числа).
II. Морфологические признаки.
Постоянные признаки – одуш. или неодуш., собств. или нариц., род, склонение; непостоянные признаки – падеж, число.
III. Роль в предложении.
Образец письменного разбора.
Дело мастера боится.
I. Дело – сущ. (что?)
Пост. – неодуш., нариц., ср. р., 2 скл.; непост. – в И. п., в ед. ч.
Над седой равниной моря ветер тучи собирает.
I. (Над) равниной – сущ. (над чем?)
Пост. – неодуш., нариц., ж. р., 1 скл.; непост. – в Т. п.,
Порядок разбора имени существительного как части речи (морфологический разбор).
I. Часть речи. На какой вопрос отвечает.
Начальная форма (И. п. ед. числа).
II. Морфологические признаки.
Постоянные признаки – одуш. или неодуш., собств. или нариц., род, склонение; непостоянные признаки – падеж, число.
III. Роль в предложении.
Образец письменного разбора.
Дело мастера боится.
I. Дело – сущ. (что?)
Пост. – неодуш., нариц., ср. р., 2 скл.; непост. – в И. п., в ед. ч.
Над седой равниной моря ветер тучи собирает.
I. (Над) равниной – сущ. (над чем?)
Пост. – неодуш., нариц., ж. р., 1 скл.; непост. – в Т. п.,
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План – конспект дифференцированного урока по русскому языку в 4 классе УМК «Начальная школа 21 века» под ред. Н.Ф Виноградовой. Разработка поможет учителям начальных классов провести урок закрепления .
Урок в 4 классе «Морфологический разбор имени существительного» с использованием мультимедийной презентации.
1.План — конспект урока2. Технологическая карта урока3. Приложение.
Поможет сформировать умение разбирать имя существительное как часть речи, работать по алгоритму самостоятельно, в парах и группах.
Презентация по русскому языку, 4 класс, УМК «Школа 21 века»Тема: «Морфологический разбор имени существительного».
На уроке дети повторяют признаки имён существительных, самостоятельно выводят алгоритм морфологического разбота имён существительных. На уроке используются разнообразные виды деятельности, что позволя.
Источник