Монотонные тренировки это какие

Рекомендации по выбору вида спорта для ребенка

16 Апреля 2019

Когда ребёнок подрастает и становится более активным, у некоторых родителей возникает желание отдать его в спортивную секцию. Перед ними встаёт нелёгкий выбор, при котором они зачастую руководствуются либо своими вкусовыми предпочтениями, либо степенью удалённости секции от дома. На что нужно обращать внимание, выбирая спорт для своего ребенка? Об этом рассказала заместитель главного врача по медицинской части Клинического врачебно-физкультурного диспансера Наталья Толстикова.

— Чаще всего именно родители приводят своих детей в спорт. Всегда ли их целью является здоровье ребенка?

— Безусловно, все родители хотят, чтобы его ребенок был здоровым, крепким, сильным и успешным, и поэтому не возникает никаких сомнений в том, что занятия спортом не только способны дать всё это, но возможно и больше. Но родителям необходимо понимать, что физкультура и спорт – это не одно и то же. Заниматься для себя или заниматься для получения медалей – совершенно разные вещи. Общее в этих двух понятиях «физкультура» и «спорт» – то, какие средства для этого используются, в основном это физические упражнения и игры. Отличаются же они постановкой целей: физкультурой занимаются для оздоровления организма, коррекции физических недостатков, в общем чтобы быть здоровым, а спортом – для развития физических качеств, ради достижений, результатов и побед. Спортивный тренировочный процесс, даже самый профессионально поставленный, все равно способствует перенапряжению определенных органов и систем организма. Последнее время уже официально начали признавать, что спорт, особенно профессиональный, имеет побочные эффекты.

Читайте также:  Как похудеть с тренировками чем питаться

— Многие родители хотели бы не просто воспитать своих детей в любви к спорту, но и сделать из них профессиональных спортсменов, олимпийских чемпионов. Но всегда ли желание родителей совпадает с желанием и возможностями ребенка? Какие советы родителям можно дать, чтобы не навредить?

Делать из ребенка олимпийского чемпиона совсем необязательно. Вполне достаточно того, чтобы он просто был здоровым, физически подготовленным и все время занят. Помимо положительного влияния на здоровье, занятия спортом способны дисциплинировать, закалять характер, быть сильным не только телом, но и духом.

Родители, задумываясь над тем, куда бы отправить своего ребенка заниматься спортом, часто исходят из собственного вкуса и своих нереализованных желаний. Практика показывает, что родители зачастую стараются реализовать себя в ребенке. Папа, мечтавший быть хоккеистом, но в силу обстоятельств не ставший им, отдает ребенка в хоккейную секцию, а у малыша душа лежит, скажем, к музыке, рисованию или чему-то другому. Поэтому родителям стоит отдавать себе отчет в том, что секцию они выбирают для ребенка, а значит, прежде всего, следует ориентироваться на его желание, а также его способности и возможности.

Психологи вообще считают, что дети до 10 лет не могут определиться, какому же виду спорта им хотелось бы посвятить себя, поэтому не надо бояться экспериментировать. Посоветуйтесь с ребёнком, возможно, его уже привлекает какой-либо вид спорта. Можно походить на пробные занятия, познакомиться с тренером и потом выбрать, что больше ему нравится. Главное, чтобы ребёнок хотел заниматься.

— Нередко родители, перепробовав разные средства и способы оздоровления часто болеющего ребенка, решают отдать его в спорт. Могут ли отклонения в состоянии здоровья помешать ребенку заниматься тем или иным видом спорта?

— Важную роль при выборе вида спорта играют состояние здоровья и физическое развитие ребенка. Существует ряд противопоказаний, как к занятиям спортом вообще, так и к определенным видам спорта.

Например, детям с искривлением позвоночника не подходят виды спорта, которые способны спровоцировать ассиметричное развитие мышц – это коньки, горные лыжи, теннис, бадминтон. Ребенку со слабым зрением (миопией) противопоказаны бокс, тяжелая атлетика, различные виды борьбы, а также не рекомендуются такие игры, как футбол и хоккей. Но такой ребенок может заниматься настольным теннисом, плаванием, лыжными гонками. Детям с хроническим синуситом, тонзиллитом, гайморитом не рекомендованы зимние виды спорта. С особым вниманием следует подбирать вид спортивной нагрузки для детей с нестабильностью шейного отдела позвоночника. Таким детям противопоказаны единоборства, гимнастика, акробатика, прыжки, верховая езда, футбол. Также с особым вниманием следует подбирать физические нагрузки для детей с заболеваниями сердца и сахарным диабетом. Если у родителей имеются какие-либо сомнения по поводу рассматриваемого вида спорта, то лучше проконсультироваться с врачом по спортивной медицине. Именно он посоветует вам вид спорта, в зависимости от тех или иных заболеваний ребенка.

— При выборе вида спорта важно учитывать физические и физиологические особенности, так как это будет влиять на спортивные успехи и показатели. Какие типы телосложения выделяют и в зависимости от этого, какие виды спорта рекомендуют?

— При анализе физических данных ребенка следует обратить внимание на его телосложение. Предрасположенность к тому или иному типу телосложения определяется наследственностью ребенка, но проявляется и закрепляется она под воздействием факторов внешней среды. Тип конституции ребенка можно определить уже в 6-7 лет. В нашей стране широкое распространение получила оценка телосложения детей и подростков с использованием схемы В. Г. Штефко – А. Д. Островского. В соответствии с ней выделяются четыре основных типа: астеноидный, торакальный, мышечный и дигестивный.

Астеноидный тип отличается малоразвитыми мышцами, худощавостью, стройностью, длинными и тонкими конечностями, узкой грудной клеткой. В большинстве случаев у таких детей сутулая спина с резко выступающими лопатками.

Для торакального (грудного) типа характерны: широкая грудная клетка, равные по ширине плечи и таз, средняя развитость мышечной массы. Дети астеноидного и торакального типов телосложения невероятно энергичны и выносливы. Они добиваются больших успехов в циклических видах спорта: лыжные гонки, легкая атлетика, плавание, велогонки, гребля. Для девочек вполне подойдет художественная гимнастика и танцы.

Дети мышечного типа телосложения – наиболее способные в спорте. Имея массивный скелет, хорошо развитую мышечную массу, они выносливы и сильны. Мышечный тип телосложения хорошо подходит для всех видов спорта. Однако лучше всего им даются скоростно-силовые дисциплины: прыжки в длину, метание ядра и копья, бег, спортивная гимнастика, тяжелая атлетика и единоборства.

Дигестивный (пищеварительный) тип телосложения отличается преобладанием жировой массы над мышечной, невысоким ростом, широкой грудью, выпуклым животом. Дети такого типа могут заниматься тяжелой атлетикой или борьбой.

Тип телосложения не накладывает ограничений на выбор вида спорта, но может ограничивать, лимитировать в достижении высших спортивных результатов.

— При осуществлении выбора вида спорта важно не только учитывать физические, но и психологические качества ребенка. Дети бывают разные: интроверты, экстраверты, замкнутые и раскрепощенные, гиперактивные. Влияют ли психологические качества на выбор вида спорта?

— Безусловно, при выборе спортивной секции крайне важно учитывать психологические особенности ребенка, его темперамент. Достаточно часто детей стремятся отдать заниматься спортом, в том числе и для того, чтобы направить в организованное русло энергию ребенка. Если ваш ребенок экстраверт, то есть общителен, импульсивен, любит быть в центре внимания, не слишком смущается, такие дети тяжело адаптируются к индивидуальным видам спорта – таким, где требуются терпение, вдумчивость, старание в повторениях многочисленных монотонных упражнений. К ним относятся теннис, гимнастика, фигурное катание. Скорее всего, им подойдут командные виды спорта (волейбол, баскетбол, футбол, хоккей), борьба, или катание на скейтборде, где есть выход эмоциям. Эти дети склонны к некоторому риску, легко приобретают новые двигательные навыки и легче переносят эмоциональное напряжение.

Интроверты наоборот более замкнуты, застенчивы, пассивны, любят побыть в одиночестве или с близким другом. Эти дети выносливы, сосредоточенны, легко переносят монотонные тренировки, но не слишком любят публичные выступления и соревнования. Им подходят циклические виды спорта, требующие длительного движения к результату. Это легкая атлетика, велогонки, бег или плавание на большие дистанции, гребля, лыжные гонки, биатлон, конный спорт.

— Регулярные тренировки не могут пройти бесследно, однако, современный подход к спорту куда более глубокий. Сейчас при отборе детей в спорт имеет значение генетическая предрасположенность, которая собственно и определяет физические и психологические параметры?

— Приводя ребенка в спортивную секцию, родители нередко замечают, что у некоторых детей выполнение движений и отдельных упражнений получается лучше, чем у других. Соответственно, у одних детей есть интерес к занятиям, а у других его нет. И может пройти немало времени, прежде чем тренер и родители определяться, чем лучше заниматься ребенку. Чтобы не терять времени и не травмировать ребенка, хорошо заранее знать, к какому виду спорта у него наибольшие способности. В этом случае на помощь приходит спортивная генетика.

Согласно современным представлениям науки, считается, что успех в любой деятельности человека, в том числе и спортивной, на 75-80% зависит от его генотипа, и лишь 15-20 % успеха дают воспитание, обучение, тренировки и все другие факторы. Многие качества человека, такие, как телосложение, сила, быстрота, выносливость, генетически обусловлены и передаются по наследству. Например, было установлено, что в 50 % случаев дети выдающихся спортсменов имеют выраженные спортивные способности и в 70 % случаев, если оба родителя являлись спортсменами. Кроме того, был обнаружен этнический характер наследования выдающихся физических способностей: так, в спринте все ещё нет равных афроамериканцам, а в беге на средние и длинные дистанции — кенийцам и эфиопам.

В настоящее время известно более 150 генов, которые в той или иной степени связаны со спортивной деятельностью. Это, прежде всего те, которые определяют скоростно-силовые качества, какие волокна преобладают в мышцах человека – «медленные» или «быстрые», как проходят по ним нервные импульсы, как реагирует на нагрузки сердце и кровеносные сосуды. Одна группа генов определяет работу сердца, другая – работу печени, способность быстро восстанавливаться после высоких нагрузок.

С помощью современного генетического анализа можно понять, к занятиям каким видом спорта предрасположен ваш ребенок. По мнению специалистов, каждый здоровый молодой человек способен достичь уровня 1 взрослого спортивного разряда, как минимум, если была верно определена его генетическая предрасположенность к виду спорта. Сегодня генетические технологии достигли такого уровня, что такой анализ стал доступен всем желающим.

— Тренировочные занятия конкретным видом спорта надо начинать не как можно раньше, а в наиболее оптимальном возрасте. Как определиться с возрастом? Когда лучше отдавать ребенка в спорт?

— На самом деле для ребенка, особенно дошкольного возраста, важно само по себе – движение. Ребенок должен прыгать, бегать, двигаться. Двигательная деятельность в жизни ребенка является фактором активной биологической стимуляции, совершенствования механизмов адаптации и главным фактором физического развития. Роль движений особенно велика в периоды интенсивного роста и развития организма, а именно в детском и подростковом возрасте.

И начинать приобщать ребенка к спорту можно уже в первые месяцы жизни, пускай даже это будет обычный массаж и детская гимнастика. Детям до 5 лет на самом деле достаточно лёгких нагрузок и активных игр. В этом возрасте вполне хватает детских площадок.

Также важно учитывать, что отдельные виды спорта могут иметь некоторые возрастные ограничения. Существуют федеральные стандарты спортивной подготовки по видам спорта, где определен минимальный возраст ребенка для зачисления в группу начальной подготовки. Например, в такие виды спорта, как художественная гимнастика, акробатика, фигурное катание в группу начальной подготовки зачисляются дети с 6 лет; в плавание, синхронное плавание – с 7 лет, футбол, баскетбол – с 8 лет; лыжные гонки, биатлон, хоккей – с 9 лет. Боксом, тяжелой атлетикой, самбо, дзюдо можно заниматься с 10 лет. Но это не означает, что до указанного возраста можно ничего не делать. В стандартах приведены нормативы общей и специальной физической подготовки для зачисления в группы начальной подготовки. Например, по стандарту в группу начальной подготовки по спортивной гимнастике мальчик может быть зачислен с 7 лет. Но для того, чтобы его зачислили, он должен выполнить определенные упражнения. Поэтому с 5-6 летнего возраста он может начать заниматься в группах ОФП (общефизической подготовки) по спортивной гимнастике, цель которых — подготовить ребенка к сдаче этих нормативов.

Сегодня принято начинать раннюю специализацию в художественной гимнастике, фигурном катании, в хоккее. Конечно, есть тренеры, которые знают детскую физиологию и уделяют большое время общефизической подготовке. Но, к сожалению, не все. С другой стороны, есть еще родители, которые в большинстве своем вообще в этом ничего не понимают и только видят, что ребенка отдали в хоккей, а он, вместо того чтобы шайбу по льду гонять, какими-то упражнениями в зале занимается. Но это самый правильный путь в спорт. В любом спорте первый год необходимо посвящать ОФП, постепенному вхождению в спорт, знакомству с ним.

заместитель главного врача по медицинской части

БУ «Клинический врачебно-физкультурный диспансер»

Источник

Монотонная тренировочная деятельность

Проблема монотонии в спортивной деятельности, ее значение в тренировочном процессе, при совершенствовании технического мастерства, при выполнении объемной нагрузки. Роль интенсивности нагрузки при развитии монотонии, субъективные переживания при ней.

Рубрика Спорт и туризм
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 07.04.2014
Размер файла 18,8 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Монотонная тренировочная деятельность

монотония тренировочный спортивный

Как ни странно, проблема монотонии в спортивной деятельности часто игнорируется, хотя с этим фактором спортсмены постоянно встречаются на тренировочных занятиях, особенно при совершенствовании технического мастерства, при выполнении объемной нагрузки. Особенно характерна монотония для тренировочной деятельности марафонцев, стайеров, лыжников, конькобежцев, гребцов, штангистов, велосипедистов. Фактор монотонности уменьшает эффективность работы, лишает ее творческого элемента, понижает интерес к ней. К этому приводит недостаточная эмоциональная насыщенность занятий, бедность впечатлений, получаемых спортсменом от тренировочных занятий. Целесообразно выделить действительное (объективное) и кажущееся (субъективное) однообразие работы.

Объективное однообразие связано с условиями тренировочной деятельности: бедностью раздражений и впечатлений при работе в плохо освещенных спортивных помещениях, в одиночку, при чрезмерном дроблении разучиваемых упражнений, что имеет место при обучении методом «по частям»; к этому же приводит простота действий в сочетании с их многократным повторением в одном и том же темпе при малой и средней интенсивности нагрузки.

Роль интенсивности нагрузки при развитии монотонии следует оговорить особо. К интенсивности нагрузки при развитии монотонии существует двоякое отношение: одни считают, что чем выше темп монотонной деятельности, тем быстрее развивается монотония, другие (и это больше отвечает действительности) причину монотонии видят в работе, выполняемой в небольшом темпе.

Субъективная (кажущаяся) монотонность может сопутствовать объективной, являясь ее отражением в сознании спортсмена. Монотонность возникает при наличии двух условий: выполнение задания не дает «умственной свободы», привлекает к себе внимание и в то же время не дает оснований для размышления над ним. Например, над автоматизированными действиями думать не надо, а повторять их многократно необходимо, иначе разрушится навык. Вследствие этого происходит отдача с «суженным объемом внимания» (X. Бартенверфер).

Однако переживание монотонности не является обязательным следствием дробления упражнений на части, однообразия работы. Монотонность может быть субъективной по причине отрицательной мотивации деятельности. Например, работа без знания результатов быстро вызывает скуку. Такой же эффект может вызвать работа при слишком далекой перспективе достижения цели или при ее расплывчатости. Наоборот, заинтересованность в работе и полнота обратной связи, идущей к спортсмену от тренажеров, не дают проявиться субъективной монотонности даже при объективно однообразной тренировочной нагрузке.

Одна и та же деятельность может переживаться как свободная, радостная или как необходимая, скучная, неприятная, хотя физиологически рабочий процесс один и тот же. Это зависит от того, насколько личной или же общественно значимой является цель деятельности. Одна и та же объективно немонотонная деятельность может казаться монотонной, а при большей силе личностной и общественной стимуляции не будет вызывать такого отношения.

Монотонность работы может приводить к двум состояниям. Одно из них связано с торможением психической сферы спортсмена и получило название монотония. Другое выражается в увеличении возбуждения в эмоционально-мотивационной сфере, в раздражительности спортсмена и получило название психическое пресыщение.

Состояние монотонии у спортсменов

Монотония представляет собой качественно особое состояние, о котором можно судить по определенным критериям. Различают субъективные и объективные признаки, характеризующие состояние монотонии.

Имеется целая гамма субъективных симптомов: падение интереса к работе (скука), преждевременная усталость, ослабление внимания, чувство неудовлетворенности и т.д. Такое богатство переживаний монотонности связано с динамикой их развертывания: сначала возникает равнодушно-апатичное настроение и падение интереса к работе, затем скука, переходящая в чувство усталости, и как последняя стадия — сонливость (дремота). Эти переживания рождают такие явления, как ослабление внимания, переоценка временных интервалов (время длится долго) и т.д. В возникновении этих субъективных переживаний большую роль играет мотивационная оценка осуществляемой деятельности. Если, например, после выполняемой тренировочной работы ожидается что-то важное и интересное, то работа кажется однообразной и слишком длительной.

Объективные симптомы состояния монотонии

При наступлении состояния монотонии возникает сложная картина психофизиологических изменений. Показатели, характеризующие состояние уровней регуляции, связанных со сложными функциями и прежде всего с функцией внимания, ухудшаются. Вследствие этого спортсмен чаще начинает реагировать на дифференцировочные сигналы (например, на ложные выпады противника в боксе и в фехтовании). Увеличивается время реагирования в сложной ситуации, в связи с чем спортсмен может опоздать своевременно принять решение. На фоне ухудшения сложных функций обнаруживается явное улучшение работоспособности при выполнении простых заданий: укорачивается время простой зрительно-двигательной реакции (когда спортсмен отвечает только на один сигнал), увеличивается мышечная сила и темп произвольной деятельности. Все это свидетельствует о том, что на фоне торможения эмоциональном и порционной сферы возбуждение двигательной системы увеличивается. Следовательно, о двигательном утомлении при разнице монотонии, по крайней мере на первых стадиях, не может быть и речи.

Своеобразно изменяются вегетативные показатели: частота сердечных сокращений, артериальное давление, дыхательные функции, энерготраты снижаются. Создается картина сдвигов, соответствующих успокаиванию организма, перехода его из рабочего состояния в состояние покоя. Изменяется даже голос, становится глухим, а речь вялой.

Все многообразие изменений функций при развитии состояния монотонии можно объяснить следующим образом. Тот факт, что первую очередь при монотонии страдают творческие функции, связано с образованием «мотивационного вакуума», сражающегося в потере интереса к работе. Торможение, возникающее на этом уровне, снижение активации имеет следствием усиление парасимпатических влияний, в результате чего снижаются пульс, газообмен, энерготраты и мышечный тонус. Однако поскольку работа должна быть продолжена, то возникает противоречие: с одной стороны, снижается психическая активность человека, направленная на регуляцию и контроль за деятельностью, с другой — работа должна продолжаться при оптимальном состоянии центров, непосредственно управляющих рабочими действиями. Выход из этого положения человек часто находит в том, что повышает свою двигательную активность: увеличивает темп деятельности, мышечные усилия и быстроту простого реагирования на сигнал. Все указанные изменения не результат продолжающегося врабатывания при двигательной деятельности, а отражение механизмов саморегуляции, порой даже неосознаваемых. Укорочение простой зрительно-моторной реакции и нарастание возбуждения на двигательном уровне регулирования было обнаружено Н.П. Фетискиным и при выполнении однообразной умственной деятельности. Увеличение двигательной активности может быть следствием и активирующего, возбуждающего влияния ретикулярной формации и приводит к повышению активации нервных структур, связанных с бодрствованием, к нейтрализации до некоторой степени развивающегося торможения. Очевидно, в этих сдвигах находят отражение механизмы саморегуляции энергетического потока в центральной нервной системе, о которых пишет А.А. Крауклис.

Факторы, влияющие на устойчивость человека к монотонии

Характер и условия работы

Очевидно, напряженность (высокий темп работы) и информационная «загрузка» замедляют наступление монотонии. Однако в исследовании В.А. Сальникова, проведенном на штангистах, показано, что возникновение состояния монотонии может наблюдаться и при большой интенсивности тренировочных нагрузок. Им применялись два вида тренировочных нагрузок — объемная (большой интенсивности) и интенсивная (субмаксимальной интенсивности). Оказалось, что первый вид нагрузки чаще вызывает состояние монотонии, чем утомления. Интенсивная нагрузка, наоборот, реже вызывала состояние монотонии и чаще состояние утомления. При этом играли роль и типологические особенности: объемная нагрузка вызывала состояние монотонии чаще у лиц с сильной нервной системой, а интенсивная нагрузка приводила к утомлению лиц со слабой нервной системой. Развитие монотонии зависит от темпа работы — свободного или вынужденного: она наступает позже при свободном темпе работы. Тренировки, проводимые на открытой местности, менее монотонны, чем занятия в залах, гребных бассейнах, на дорожках стадиона.

Уровень физической подготовленности

У спортсменов монотония наступает позже, чем у не занимающихся спортом. В условиях тренировочной спортивной деятельности у спортсменов со стажем 3-4 года монотония появляется позже, чем у занимающихся спортом 1-2 года.

Отношение к работе

Отсутствие желания тренироваться приводит к быстрому развитию состояния монотонии. Поэтому при изучении спортсменов с разным стажем Н.П. Фетискиным был выявлен несколько неожиданный факт. У гребцов со стажем больше 5 лет устойчивость к монотонии уменьшалась: жалобы на апатию и скуку у них появлялись даже раньше, чем у спортсменов с небольшим стажем занятий греблей. Очевидно, у спортсменов с малым стажем (до 5 лет) наряду с ростом тренированности увеличивается и генерализованная устойчивость К любому виду деятельности, в том числе и содержащему элементы однообразия. Кроме того, в стремлении достичь спортивных вершин они с увлечением выполняют даже однообразную деятельность. У спортсменов с большим стажем (5 лет и больше) на фоне высокой тренированности мотивация к тренировочной деятельности, особенно в условиях бассейна (у гребцов) или зала (у велосипедистов), снижена, в результате чего они с нежеланием относятся к выполнению однообразных упражнений в течение продолжительного времени. При этом следует заметить, что опытные спортсмены в большинстве случаев испытывали состояние монотонии «в чистом виде», в то время как у новичков монотония появлялась чаще на фоне жалоб на усталость. Эти результаты можно объяснить тем, что большая жажда» деятельности гребцов-новичков приводит к тому, что тренируются они увлеченно и замечают монотонию только тогда, когда устают. У мастеров же монотония чаще всего появляется на фоне еще высокой двигательной активности, так как в начале тренировки интерес к предстоящей деятельности снижен.

Любопытный факт, показывающий роль установки на деятельность, получен Н.П. Фетискиным на школьниках: в выходной день (воскресенье) монотонная деятельность приводила к развитию состояния монотонии в три-четыре раза быстрее, чем в учебные дни недели. Очевидно, большую роль играет общий тонус нервной системы, готовность к работе.

Интерес к монотонной работе зависит еще и от того, насколько эта работа соответствует направленности и уровню притязаний личности, а также потребности личности в определенном виде деятельности. Уместно в связи с этим привести высказывание С. Уайта, что лица, не умеющие видеть цели в своей работе, трудно переносят монотонность.

Функциональное состояние спортсмена и, в частности, наличие физического утомления. Время наступления монотонии по дням недели точно соответствует классической кривой работоспособности человека в течение недельного цикла. С повышением уровня врабатываемости (во вторник и среду) монотония появляется позже, чем в понедельник, при накоплении утомления в конце недели монотония появляется гораздо раньше. Этот факт следует учитывать при планировании тренировочных нагрузок по многодневным циклам.

Личностные особенности человека, в частности типологические проявления основных свойств нервной системы. Еще С. Уайт в 1930-х гг. отмечал, что люди живого темперамента более подвержены монотонии, чем лица флегматичные.

Н.П. Фетискиным установлено, что на скорость возникновения состояния монотонии оказывает влияние целый комплекс свойств нервной системы. Одно сочетание усиливает устойчивость к монотонности — монотонофильный типологический комплекс: инертность нервных процессов, слабая нервная система, преобладание торможения на эмоционально-мотивационном уровне и преобладание возбуждения на двигательном; другое сочетание ослабляет эту устойчивость — монотонофобный типологический комплекс: подвижность нервных процессов, сильная нервная система, преобладание возбуждения на эмоционально-мотивационном уровне и преобладание торможения на двигательном уровне.

Меньшая подверженность монотонии лиц с инертностью нервных процессов по сравнению с подвижными обусловлена, очевидно, более стойкими очагами возбуждения, возникающими во время работы. В отличие от инертных лица с подвижностью нервных процессов предпочитают работу, сочетающую в себе высокий темп, разнообразие рабочих действий, меньшую и повторяемость, поэтому однообразная работа быстро вызывает у них состояние монотонии, в то время как инертным монотонная деятельность даже импонирует.

Различия в типологии между монотонофильными и монотонофобными людьми могут служить, вероятно, основой для отбора лиц в те виды спортивной деятельности, где постоянно имеет место монотония. При этом нужно заметить, что лица с монотонофильным типологическим комплексом имеют, как правило, более высокую мотивацию к монотонной работе.

Н.П. Фетискин нашел, что и другие личностные особенности влияют на быстроту развития состояния монотонии: монотоние быстрее появляется у лиц с высоким невротизмом, большой общительностью (экстравертированностью) и с высокой самооценкой, которая, вероятно, отражает в какой-то степени высокий уровень притязаний.

Меры борьбы с монотонней. Меры борьбы с монотонней должны быть разнообразными и многоплановыми. Основными, проверенными на практике являются: увлекательное оформление учебно-тренировочного процесса с помощью организационных средств: расчленение тренировочного занятия на временные отрезки с помощью пауз; усиление мотивации благодаря объяснению цели деятельности; установление поэтапных целей вместо бесконечного количества повторений одних и тех же действии (например, лучше давать задание попасть мячом в корзину не 200 раз подряд, а сериями — 20 раз по 10 бросков и т.п.). Эти несложные меры обеспечивают целенаправленность и значимость работы на каждом этапе.

Целесообразно также использовать и объединение простых элементов разучиваемых упражнений в более сложные; увеличение темпа работы; смену работы, применение «активного отдыха» (по И.М. Сеченову). Способствует снятию монотонии введение элемента соревнования (например, бег или плавание лидером на тренировочных занятиях).

Эффективным бывает отключение внимания от выполняемой деятельности и переключение его на другие объекты. Этот прием часто используют скороходы, деятельность которых весьма однообразна.

Использование раздражения органов чувств тоже дает хороший эффект. Например, американские и австралийские тренеры по плаванию борются с монотонней на тренировочных занятиях, используя подводную музыку или давая пловцам на тренировку 6 пар очков со стеклами разного цвета, которые спортсмены время от времени меняют.

Однообразие условий деятельности может вызывать не только острое состояние монотонии, но и хроническое, когда каждая работа сама по себе этого состояния не вызывает, а повторение работы (тренировочных нагрузок) вызывает монотонию, проявляющуюся до работы, в состоянии покоя. Подобные состояния выявлены М.С. Фидаровым у борцов к концу тренировочных сборов. Очевидно, причина их в том, что для проведения контрольных встреч используется один и тот же соперник и спортсмены не испытывают чувства новизны, приподнятости. Следует периодически менять спарринг-партнеров.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Планирование тренировочных нагрузок. Развитие общей выносливости у баскетболистов и лыжников, учебно-тренировочный процесс. Зависимость между объёмами физической нагрузки в учебно-тренировочном процессе и развитием общей выносливости спортсменов.

дипломная работа [77,3 K], добавлен 27.10.2010

Понятие базовой техники и ее значение в совершенствовании мастерства. Способы формирования и совершенствования технико-тактической подготовки в спортивной борьбе. Соревновательная деятельность, как совокупность действий спортсмена в процессе состязания.

дипломная работа [902,6 K], добавлен 15.02.2017

Особенности систем спортивной подготовки лыжника. Исследование физиологических систем лыжника на дистанциях. Исследование зон режимов и объемов нагрузок в тренировочном процессе. Структура, планирование и контроль учебно-тренировочного процесса.

дипломная работа [2,0 M], добавлен 06.06.2015

Понятия — техническая подготовка, спортивная техника и техническое мастерство спортсменов, критерии их оценки. Значение уровня развития двигательных качеств для технического мастерства. Оценка технического мастерства на примере прыжков в высоту.

курсовая работа [63,2 K], добавлен 20.08.2010

Подготовка сильнейших спортсменов. Воздействие физических упражнений на организм. Нагрузки в спортивной тренировке. Соотношение внешних и внутренних параметров нагрузки и их изменения. Отдельные упражнения, их комплексы и программы тренировочных занятий.

реферат [880,6 K], добавлен 27.02.2010

Источник

Оцените статью