Жизнь и тренировки монахов Шао-Линь
Жизнь монахов Шаолиня — усердный путь к духовному и физическому самосовершенствованию, который предполагает целый ряд тягостей и самоограничений, которые ведут монахов к просветлению. Тренируются монахи согласно древним традициям храма, которые не менялись сотни лет.
День шаолинских монахов начинается в 5 часов утра. Проснувшись, все монахи собираются во дворе у главного храма и 2 часа придаются медитации, независимо от погодных условий и возраста. Только настоятелю и совету, состоящему из старейших, мудрейших монахов разрешается медитировать в помещении. Для того чтобы медитация новичков не переходила в сон, из состава старших монахов назначается 10 смотрителей, в задачу которых входит надзор за медитирующими новичками. Если кто из новичков уснет, смотритель награждает его двумя ударами шеста по плечам. Проснувшись, новичок должен поблагодарить собрата за его бдительность и за помощь в медитации. Если новичок ослушался, и не выразил благодарности, он вновь получает два удара по плечам. Таким образом, новичкам прививается уважение к старшим и субординация.
По окончанию медитации монахов ждет комплекс гимнастических упражнений, направленных на развитие гибкости тела. Многие помнят старые китайские фильмы о монастыре, в которых монахов подвергают нечеловеческим тренировкам, направленным на развитие гибкости тела.
Реальная картина немногим отличается от фильмов. Шаолинский комплекс растяжки включает в себя набор очень тяжелых упражнений, которые неподготовленный человек, не в состоянии будет вынести. К слову сказать, монахов к таким нагрузкам готовят с детства, и практически каждый монах вступивший в ряды храма может сразу и без подготовки сесть на продольный и поперечный шпагаты.
Духовная тренировка монахов шаолинь.
После комплекса растяжки монахи размещаются в главном храме и слушают своего рода лекции о религии, жизненном пути и просветлении. Также настоятель монастыря распределяет своеобразные обязанности между новичками и тем самым, определяя их дальнейшую судьбу в монастыре.
Тренировки шаолинских монахов.
После духовного развития монахи переходят к физическому совершенствованию. Они выполняют различные упражнения для развития мышечной и сухожильной силы. У многих возникает вопрос « Если монахи так усердно тренируются, почему они не выделяются мышечной массой?». Здесь дело в первую очередь в физиологии и наследственности. Практически все китайцы являются эктоморфами, и им довольно тяжело набирать массу, да оно им не особо и необходимо. Второй причиной является питание. Монахам запрещено употреблять мясо, которое, как известно является основополагающим при наборе мышечной массы. Третьей причиной является распорядок дня, при котором мышцы не успевают восстановиться, а следовательно и вырасти. Но это не значит что монахи тренируются зря. Организм человека очень живучая и выносливая штука, которая адаптируется практически под любые условия жизни. И когда монах планомерно и ежедневно нагружает себя изнурительными тренировками, его организм пытается адаптироваться под воздействие окружающей среды. Но образ жизни монаха не позволяет ему выращивать мышечную массу и поэтому все ресурсы организма перестраиваться на развитие сухожильной силы. Вот в чем кроиться секрет удивительной выносливости, а также сравнительно высокой физической силы монаха при малом объеме мышечной массы.
Закончив с физическими упражнениями, монахи переходят к совершенствованию в боевых искусствах.
Как правило новички изучают 5 стилей Шаолинь цуань :
Каждый из данных стилей направлен на развитие определенных качеств ученика. После того как ученик в течении 3 лет изучает вышеизложенные стили боевых искусств шаолиня, он получает степень монаха-воина, и соответствующий пояс – аналог поясов к карате.
Становясь монахом – воином адепт монастыря шаолинь переходит к более сложным и суровым тренировкам, и вместо 5 стилей изучает комплекс из 170 техник шаолиня.
После окончания утренних тренировок (примерно в 14 часов дня) монахи приступают к приему пищи. Как правило, это растительная пища, иногда фрукты. После приема пищи монахам дается один час личного времени, по окончании которого они вновь приступают к тренировкам.
Монахи- воины после приема пищи следуют в специальные залы, в которых их облучают старшие монахи. В этих залах ведется крайне жестокое обучение. Монахи обязаны спаринговать в полную силу, не исключено и использование оружия. Помимо владения оружием и боев монахов обучают техникам воздействия на болевые точки, а также медицине. После длительного обучения монах-воин получает право сдачи на звание старейшины. В экзамен входит теоритический тест на знание обычаев и правил монастыря, умение владения оружием, знание медицины, физическая подготовка, а также владение боевыми искусствами.
В 19 часов наступает ужин, после которого монахи могут заняться своими делами и отдохнуть. Но практически все монахи продолжают обучение до глубокой ночи.
Заповеди Храма Шаолинь
До наших времен дошли древние заповеди храма, составленные еще Цзюэюанем в 1234 году:
- Основная задача монаха- это совершенствование души и тела, поэтому ты должен тренироваться ежедневно и регулярно не отвлекаясь от тренировок.
- Искусство монастыря шаолинь следует использовать только ради самозащиты.
- Относись к наставникам и учителям с уважением и почтением.
- Относись к братьям с уважением, будь искренен и не допускай обмана.
- Не стоить использовать силу для выяснения отношений.
- Не пей вино и не ешь мясо.
- Не увлекайся женщинами сверх меры.
- Нельзя обучать боевым техникам монастыря обычных людей, исключение составляет только знания в области медицины.
- Не зазнавайся и не восхваляй себя.
Стоит сказать, что на момент написания этих заповедей монастырь Шаолинь был, можно сказать самостоятельной и обученной армией воинов, которая постоянно участвовала в сражениях и борьбе за власть. Такая ситуация была на руку монахам, и эти заповеди не исполнялись. Ситуация изменилась после полного разгрома монастыря. Было решено сделать из монастыря Шаолинь духовный центр Китая, и монахи должны были соответствовать религиозному образу.
Также существует ряд внутренних запретов храма:
Шаолиньский монастырь основан даосами еще в начале V века, однако позднее после гонений на даосизм монастырь заняли буддисты.
Основан в 495 году буддийским монахом по имени Бхадра.
Психофизическая подготовка монахов в Шаолине
Жизнь монахов в монастыре была подчинена строгим правилам и регламентациям. Монахи вставали в пять часов утра. После они приступали к занятиям медитацией, которая продолжалась обычно два часа. Затем монахи переходили к выполнению специальных дыхательных и физических упражнений, некоторые были рассчитаны на начинающих, другие были под силу только хорошо подготовленным. В основном эти упражнения носили оздоровительный и закаливающий характер. После этого выполнялись водные процедуры и массаж. Для обливания использовали холодную воду из протекавшей поблизости горной реки. Массаж выполнялся по специальным методикам, иногда во время массажа втирали различные мази.
Завтрак монахов был всегда легким, но сытным. После завтрака начинались занятия по изучению канонов. Монахи под руководством наставника изучали тексты священных книг, комментарии к ним, многое заучивали наизусть. Курс наук, которые изучали монахи, был очень разнообразен, в него входили и философия, и красноречие, и основы права и медицины, и многое другое.
Напряженные интеллектуальные занятия уступали место ушу. На специально отведенной площадке братия выстраивалась ровными рядами, место каждого определялось его положением в иерархии монастырской общины. Занятия оберегались от посторонних глаз и проводились либо в зале, либо во внутреннем дворе монастыря, куда посторонние доступа не имели.
Занятия по ушу начинались со чтения молитв и проходили под руководством опытного наставника по боевым искусствам и его помощников. В ходе занятий каждое движение и серия движений в результате многократных повторений доводились до совершенства. Большое внимание уделялось также синхронному выполнению приемов.
В полдень монахи трапезничали. Питание в монастыре было строго вегетарианским и весьма рационным. Меню варьировалось в зависимости от времени года, но практически всегда включало блюда из злаков, масличных культур, бобовых, в большом количестве были представлены различные овощи. Рацион составлялся опытными монастырскими поварами, они заботились не только о питательности пищи, но и о ее вкусовых качествах. Монастырские кулинарные рецепты славились не меньше, чем приемы боевого искусства. Обязательными добавками к рациону питания монахов являлись лекарственные травы и коренья. Во время постов рацион менялся, но принцип сбалансированности и полезности сохранялся. Такая диета способствовала повышению выносливости, укреплению всего организма и отдельных внутренних органов.
После обеда монахи немного отдыхали, затем они снова приступали к тренировкам по ушу. На этот раз все монахи, разбивались на три группы: новичков, изучивших основы мастерства и опытных мастеров.
Новички должны были от трех до пяти лет заниматься изучением основных стоек, ударов и блоков. Тренировку проводил опытный наставник.
Ученики изучали «внешнее» и «внутреннее» искусство. «Внешнее искусство» (вай гун) закаляло монахов физически, развивало силу, ловкость, выносливость, укрепляло мышцы и сухожилия, ударные поверхности рук и ног. Это было не простым испытанием для их тела и духа.
Вот как, например, совершенствовались монахи в «искусстве пальца» (в умении пальцем пробивать любую преграду). Сначала ученику следовало тыкать указательным пальцем в пшено, затем в песок, и, наконец, в гравий. Он должен был, преодолевая боль, нанести 3800 ударов. После этого следовало наносить удары в железные опилки. После 9000 ударов на пальце образовывались многослойная мозоль и полностью атрофировались нервные окончания, палец становился как кость; его называли «железный палец», ударом такого пальца монах мог проткнуть мышцы противника или пробить стену дома.
«Внутреннее искусство» (нэй гун) включало в себя различные упражнения на использование внутренней энергии ци. Наставники учили, что удар следует наносить не силой, а энергией.
Монахи, изучившие основы мастерства, занимались в группах по четыре человека, каждую группу опекал свой наставник. Монахи, входившие в эти группы, отрабатывали комбинации приемов, изучали тактику и принципы ведения боя, они продолжали совершенствоваться во «внутреннем» и «внешнем» искусствах. Этот этап подготовки обычно занимал несколько лет. Опытные мастера тренировались под присмотром главного наставника по боевым искусствам. Они изучали секретные приемы, учились наносить удары, не касаясь противника, занимались поиском новых эффективных приемов и связок.
Вечером все снова встречались для совместных тренировок, это было своеобразное подведение итогов. Нередко проводились показательные поединки, когда монахи демонстрировали свое искусство в реальных схватках.
После вечерних занятий ушу монахи снова медитировали, а затем отходили ко сну. Но очень часто и ночью в зале Тысячи будд монахи продолжали упорно отрабатывать боевые приемы, наносить удары по деревянным манекенам, заниматься дыхательными упражнениями.
По преданию, только через 10-15 лет монах овладевал искусством Шаолиня, для доказательства своего мастерства он должен был сдать экзамен.
Экзамен включал в себя теоретическую практическую части. Сначала проводился устный экзамен-собеседование по истории монастыря, по каноническим книгам, по истории и теории воинского искусства Шаолиня. Затем экзаменуемый должен был на практике продемонстрировать свое боевое искусство. Для этого он проводил бой с одним и несколькими противниками с оружием и без оружия. Схватки были жестокими, смертельных случаев не было, но серьезные травмы случались нередко. Многие не проходили этого испытания и оказывались в монастырской больнице, где, впрочем, монахи-лекари быстро ставили их на ноги.
Наконец, самым серьезным испытанием считалось прохождение затемненного коридора с установленными там 108 манекенами. Манекены приводились в движение тайными механизмами, которые были соединены с половицами в коридоре. Стоило наступить на такую половицу, как скрытая в темноте кукла сразу наносила удар. Идущий по коридору должен был уклониться от удара, поставить блок и ответить на удар. Двигаться по коридору надо было очень быстро, испытуемый должен был достичь конца коридора раньше, чем догорит свеча. Когда монах проходил весь коридор, путь ему преграждал огромный треножник с углями; чтобы выйти из коридора, надо было поднять и переставить его. Если монах это делал, то на его предплечьях выжигалось изображение тигра и дракона. Это клеймо оставалось на всю жизнь и являлось доказательством мастерства его владельца.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Источник
Настоящее кун-фу: практика и советы шаолиньских монахов
3-05-2016, 10:12 | Экстремальные условия / Школа командиров | разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ | комментариев: (2) | просмотров: (11 483)
Настоящее кун-фу: практика и советы шаолиньских монахов.
Известный монастырь Шаолинь представляет собой сочетание дзен и ушу. Здешние монахи считают ушу одной из форм самосовершенствования. В фильмах часто обожествляется шаолиньское кун-фу, но чем в действительности является настоящая «культура ушу»?
Основоположником шаолиньского кун-фу считается индийский монах Бодхидхарма. Он пришел в эти места в VI веке, девять лет медитировал в пещере над нынешним монастырем, а в перерывах между медитациями создал комплекс физических упражнений, которые имитировали движения животных.
Они и стали основой того, что сегодня в мире называется шаолиньским кун-фу. А еще, по легенде, благодаря Бодхидхарме мы узнали чай: борясь со сном во время многочасовых медитаций, он отрезал себе веки, бросил их наземь, и из них выросли чайные кусты.
История Шаолиня и его кун-фу насчитывает полторы тысячи лет, но если вы отправитесь в монастырь, чтобы увидеть живую историю, будете разочарованы: практически все его постройки сгорели во время 40-дневного пожара 1928 года. Те, что выжили тогда, подверглись надругательству во время «культурной революции», когда монастырь практически прекратил свое существование.
Поэтому «настоящего» Шаолиня почти не осталось. Разве что та самая пещера медитаций Бодхидхармы-Дамо, Лес пагод (захоронения выдающихся монахов) да Зал тысячи Будд, считающийся главным сокровищем монастыря. В его каменном полу видны 48 крупных вмятин, которые, как утверждают, оставлены ногами монахов, которые день за днем в течение столетий отрабатывали здесь свое боевое мастерство. Походить по полу не монахам не удастся, но полюбоваться им – вполне. Вот и все «настоящее».
Но тут нужно понимать, что у нас и у китайцев очень разное «настоящее». Для нас имеют значение стены, для китайцев – дух. Они запросто сносят обветшавшие дома, а потом строят на их месте «точно такие же», а потом удивляются, что иностранцам это не нравится. Потому что самим китайцам – очень даже: красиво, свежо, по-современному, то есть в ногу со временем. А «в ногу со временем» для сегодняшнего китайца и страны, стремящейся доказать, что она впереди планеты всей, – это мантра. Шаолинь, кстати, тоже шагает в ногу. И со временем тоже.
Машина для зарабатывания денег
Своей нынешней славой Шаолинь обязан не только основателю Дамо и фильмам в стиле кун-фу, хотя им все же в значительно большей степени, чем медитирующему на чае монаху. Сегодняшний Шаолинь – мощное коммерческое предприятие, а таким его сделал энергичный настоятель Ши Юнсинь – между прочим, самый молодой за всю историю. Ему еще нет пятидесяти, а он уже написал тома комментариев к учению дзен-буддизма, но главное – буквально заново отстроил монастырь.
С журналистами он общается охотно (справедливо полагая, что реклама лишней не бывает), но коротко – во избежание неприятных вопросов. «Истинное учение шаолиньского ушу состоит в сочетании практики молчаливого сидячего созерцания с физическими упражнениями, – объясняет Ши Юнсинь. – Заниматься ушу и погружаться в медитацию – это и есть следование буддистскому пути. Учение чань говорит, что ходить, сидеть, лежать – все это тоже созерцание».
Глядя на стальные бицепсы 19-летнего монаха Ши Яньюя, трудно поверить, что буддисты – строгие вегетарианцы. «Моя семья была очень бедной, у родителей не было денег, чтобы отдать меня в школу боевых искусств», – рассказывает Яньюй, вспоминая, как забирался на забор школы, чтобы подсмотреть тренировки, а потом все повторить у себя во дворе. В семнадцать лет он ушел из дома: «Я думал, что если у меня есть хотя бы один шанс из тысячи попасть сюда, я обязательно должен попробовать». Теперь он точно знает, что мечты сбываются: настоятель Ши Юнсинь принял его в монастырь.
Таких, как Ши Яньюй, в Китае – десятки тысяч. Поэтому монастырь открывает филиалы по всей стране. Ши Юнсинь, которого многие критики называют не настоятелем, а исключительно исполнительным директором (чтобы лучше управлять монастырем, он даже получил степень МBI – первый и единственный среди всех религиозных деятелей Китая), превратил монастырь в крупный туристический центр. Он зарегистрировал название Шаолинь как торговую марку, открыл онлайн-магазин (стоимость пособия по «настоящему кун-фу» – 9 999 юаней, более $1600) и создал коллектив «Шаолиньские монахи», который с большим успехом гастролирует по всему миру. За границами Поднебесной открыто сорок филиалов монастыря.
В Китае настоятеля Ши обвиняют если не во всех, то во многих смертных грехах: ездит на роскошном внедорожнике, пользуется iPad, имеет секретные счета в иностранных банках и несколько вилл в Европе. Говорят, у него есть жена и ребенок. Ни на одно из этих обвинений Ши Юнсинь не отвечает, а на критику коммерческой активности монастыря говорит: «Если сравнить модернизацию с течением, то буддизм – лодка. Мы знаем, как правильно управляться с парусом, рулем, веслами, чтобы наша лодка продолжала свой путь. Опытный рулевой может вести свое судно и против течения, и в сильную волну, и навстречу ветру, а не плыть, как бревно, по течению». Но пару лет назад монастырь на своем сайте все же пообещал награду в пятьдесят тысяч юаней (около $8 тыс.) тому, кто укажет на источник возникновения слухов.
Сегодня Шаолинь – самоуправляемая структура. Треть всех доходов, полученных от продажи входных билетов, остается в монастыре. Остальное идет местному правительству — именно поэтому оно может позволить себе купить внедорожник для своей главной «священной коровы». А это немалые деньги: в год здесь бывает до 2 млн туристов, а билет стоит порядка $15. А ведь есть еще магазины, торгующие сувенирами.
Самое настоящее, что есть в Шаолине, – это десятки школ боевых искусств вокруг монастыря. Бум начался в 1982 году, когда на экраны вышел фильм «Шаолиньский монастырь» с Джетом Ли в главной роли. Рассказывают, что к главным воротам монастыря каждый день приходили мальчики и сутками стояли на коленях, умоляя взять их в ученики. Выход нашли быстро – и сегодня на небольшой территории открыто более восьмидесяти школ боевых искусств.
Обучение стоит около шести тысяч юаней в год (почти $1 тыс.). По китайским меркам весьма недешево, но родители считают это хорошим вложением средств. Принимают в такие школы с четырех лет и на все время учебы, которая, бывает, длится больше десяти лет, семьей ученика становится его класс. С родителями студенты видятся лишь раз в год – во время празднования Нового года по лунному календарю.
Режим в каждой школе жесткий: подъем в пять утра, тренировки по четыре-пять часов в день. Здесь, конечно, преподают предметы школьной программы, но в очень облегченном варианте. Свободного времени у учеников выдается не более полутора часов в день, да и оно уходит в основном на стирку формы (все должны это делать самостоятельно и вручную) и опять же – на отработку ударов и техники кун-фу. Основа основ – железная дисциплина и конфуцианский принцип уважения и беспрекословного подчинения старшим.
Если вы всю жизнь мечтали о Шаолине – не монастыре, но боевом искусстве, то и ваша мечта осуществима: иностранцев в местных школах принимают с распростертыми объятиями. Правда, стоит это совсем других денег: от $6 тыс. в год. Но и подход к иностранцам иной. В отличие от китайских классов, когда на одного учителя приходится тридцать, а то и сорок учеников, у специалиста, который работает с иностранцами, – не более трех-четырех студентов. Поэтому они быстро прогрессируют, несмотря на то, что иностранным ученикам некоторые навыки, которыми китайцы с легкостью овладевают в юном возрасте, даются гораздо труднее. Это и понятно: изначально все движения были рассчитаны на азиатскую комплекцию, а большинство форм ушу требуют гибкости в суставах, которой у многих иностранцев нет. Но если вы давно об этом мечтаете, то ни расстояние, ни бытовые трудности вас не должны сломить. К тому же в школу не обязательно отправляться на весь год, можно и на две недели.
Если Шаолинь – ваша мечта, вас не испугают толпы туристов и непростая репутация настоятеля Ши Юнсиня. Вы будете помнить только о том, что старые монахи в ответ на вопрос о том, где находится настоящий Шаолинь, отвечали: «Настоящий Шаолинь – там, где твое сердце».
Советы шаолиньского монаха
Мастер боевых искусств и монах монастыря Шаолинь Шифу Ян Лей дает ценные советы людям, которые хотят оставаться здоровыми и молодыми душой и телом как можно дольше.
Не думайте слишком много. Мысли забирают энергию. А от постоянных размышлений можно быстро состариться.
Не говорите слишком много. Большинство людей либо говорят, либо делают. Лучше второе.
Делайте десятиминутные перерывы каждые 40 минут на работе. Когда вы слишком сконцентрированы на чем-либо, это вредит зрению и внутреннему покою.
Когда вы счастливы, управляйте своими эмоциями. Если вы потеряете контроль над ними, это повредит легким.
Не раздражайтесь и не злитесь — это плохо сказывается на печени и кишечнике.
Не ешьте слишком много, будьте всегда слегка голодным. Потому что переедание может повредить селезенке.
Занимайтесь делами без спешки. Помните пословицу: «Тише едешь — дальше будешь».
Уделяйте время расслаблению. Если вы делаете только физические упражнения и не занимаетесь растяжкой и медитацией, то быстро станете раздражительными и нарушите баланс внутренних энергий.
Уделяйте время нагрузкам. Если вообще не заниматься физическими упражнениями, а только медитировать и пребывать в покое, то человек становится вялым и сонным.
Изучайте кунг-фу, цель которого — достичь сбалансированности и гармонии. Неважно, сколько времени на это уйдет. Главное — найти то, что нужно вам и вашему телу.
Источник