Модельные характеристики спортивной гимнастики

Модельные характеристики физической подготовленности как фактор управления тренировочным процессом юных гимнастов 13. 00. 04. Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки и оздоровительной физической культуры

Главная > Автореферат

Информация о документе
Дата добавления:
Размер:
Доступные форматы для скачивания:

На правах рукописи

ЗАГРЕВСКИИ Виталий Олегович

МОДЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ КАК ФАКТОР УПРАВЛЕНИЯ

ТРЕНИРОВОЧНЫМ ПРОЦЕССОМ ЮНЫХ ГИМНАСТОВ

13.00.04. — Теория и методика физического воспитания,

спортивной тренировки и оздоровительной

Диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность. Стремительный прогресс спортивного мастерства в споптивной гимнастике заставляет детальнее изучать процесс подготовки спортсменов и изыскивать возможности для его дальнейшего совершенствования. К наиболее перспективным, на наш взгляд, относятся те, которые отталкиваются от решения проблемы эффективности управления процессом спортивной тренировки.

Широкие перспективы для решения этой задачи открывает использование тренерами различной квалификации в своей практической деятельности модельных характеристик. Однако эта актуальная проблематика еще не получила достаточного развития и применения в спортивной гимнастике.

Так как техническая подготовка в гимнастике является фундаментом учебно-тренировочного процесса, то совершенствование средств и методов обучения спортивным упражнениям постоянно актуально. А так как уровень технической подготовленности спортсменов целиком базируется на их физической подготовленности (М.Л.Укран, 1958, 1971; М.Ю.Менхин, 1969, 1988, 1989; Л.С.Сидху, 1971; А.И.Бобкин, А.И.Шипулин, 1972; М.Л.Укран, А.Л.Надыров 1976; Н.И.Винникова, 1976; В.Г.Киселев, 1978; С Ш.Нгуен, 1978; И.Г.Гибадуллин, 1984; Е.В.Фомин, 1984; Б.Я.Варшавский, Л В.Жаркова, 1989), то выявление необходимых нормативов и критериев физической подготовленности гимнастов (модельных характеристик) в возрастном аспекте, является важнейшей проблемой. В тоже время исследования, выполненные в этом направлении, немногочисленны и носят фрагментарный характер.

Так как достижение высоких спортивных результатов в детском и юношеском спорте рассматривается как перспективная цель, то контрольные нормативы (в виде должных норм физической подготовленности занимающихся) несомненно, являются определенным ориентиром для педагогически обоснованного построения учебно-тренировочного процесса юных спортсменов и приобретают особую значимость (М.Л.Набатникова, 1982, М. А Годик, 1988). Однако количественная оценка модельных характеристик осуществляется крайне редко, что связано с недостаточным распространением в гимнастике методики, позволяющей ранжировать компоненты физической подготовленности по их значимости в общей структуре физической подготовленности.

В связи с вышеизложенным, актуальность нашего исследования определяется существующей, а в настоящее время — все более обостряющейся, потребностью управления тренировочным процессом гимнастов на основе модельных характеристик их физической подготовленности.

Рабочая гипотеза нашего исследования состояла в следующем .

Предполагалось, что разработанные и внедренные в практику работы модельные характеристики основных показателей специальной физической подготовленности будут являться фактором эффективного управления тренировочным процессом юных гимнастов;

Считалось, что развитие «отстающих» физических качеств до модельного уровня будет способствовать более качественному овладению техникой гимнастических упражнений.

Объектом исследования являлось управление тренировочным процессом юных гимнастов 7-11 лет, направленное на повышение их спортивного мастерства посредством использования модельных характеристик физической подготовленности.

Предметом исследования являлись модельные характеристики специальной физической подготовленности юных гимнастов 7-11 лет

Целью нашего исследования являлось выявление модельных характеристик физической подготовленности гимнастов 7 — 11 лет и практическая проверка эффективности управления тренировочным процессом на их основе.

Исследовать уровень развития и факторную структуру физической подготовленности гимнастов различного возраста.

Выявить динамику возрастных изменений уровня развития физических качеств гимнастов 7-11 лет.

Разработать нормативные требования к физической подготовленности гимнастов различного возраста с целью определения модельных характеристик.

Экспериментально проверить и обосновать эффективность применения модельных характеристик в системе подготовки юных гимнастов

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:

изучение и анализ научно-методической литературы;

педагогические наблюдения (беседы, изучение материалов соревнований);

педагогические контрольные испытания для оценки физической подготовленности;

методы математической статистики

Исследования проводились на протяжении 1996 — 1999 гг., их

организация осуществлялась с учетом особенностей каждой из решаемых в работе задач.

Для решения первой и второй задач исследования, при определении уровня развития физических качеств гимнастов, проводились контрольные испытания. Исследование проводилось в подготовительном периоде тренировочного процесса. В общей сложности было обследовано 276 гимнастов от 7 до 11 лет. В исследовании принимали участие гимнасты ДЮСШ и СДЮСШОР гг Томска, Северска, Ленинска-Кузнецкого и Кемерова.

Для определения уровня развития физических качеств использовались тесты, рекомендуемые в литературе и широко распространенные в практике. Нами было отобрано 17 тестов, отражающих уровень развития физических качеств, необходимых гимнасту для достижения высокого спортивного мастерства.

Факторная структура физической подготовленности гимнастов определялась путем обработки данных обследования методом факторного анализа. Факторный анализ проводился методом главных факторов, с последующим вращением соответствующим Варимакс критерию

Решение третьей задачи основывалось на результатах решения первых двух задач. Они послужили основой для расчета нормативных требований к уровню развития физических качеств и определению модельных характеристик физической подготовленности гимнастов 7-11 лет При этом использовался метод перцентильной стандартизации.

Для решения четвертой задачи исследования — проверки эффективности применения модельных характеристик в системе подготовки юных гимнастов, в период с октября 1998 г. по февраль 1999 г., проводился педагогический эксперимент.

В педагогическом эксперименте принимало участие две группы гимнастов 10-летнего возраста по 8 человек в каждой группе (всего 16 спортсменов). Состав контрольной и экспериментальной групп определялся методом случайной выборки.

Учебно-тренировочный процесс в обеих группах строился в соответствии с программой для ДЮСШ. Отличие состояло в том, что в экспериментальной группе тренировочные занятия были направлены на подтягивание отстающих в развитии физических качеств, определенных при помощи построенных «профилей» физической подготовленности для каждого гимнаста. В контрольной группе определялся только достигнутый уровень без учета индивидуального «профиля»

Экспериментальным фактором в экспериментальной группе являлась целенаправленная коррекция тренировочного процесса на основе рационального распределения средств подготовки с учетом рассогласования зафиксированных результатов физической подготовленности с модельным уровнем.

Научная новизна результатов исследования заключается в следующем:

определена структура специальной физической подготовленности гимнастов 7-11 лет;

выявлена динамика уровня развития физических качеств в возрастном аспекте;

разработаны нормативы специальной физической подготовленности в виде модельных характеристик юных гимнастов;

доказана эффективность применения разработанных модельных характеристик в системе управления подготовкой гимнастов 10 лет.

Теоретическая значимость исследования состоит в:

обосновании необходимого (модельного) уровня развития физических качеств юных гимнастов на этапах отбора и начальной подготовки;

выявлении динамики ведущих факторов физической подготовленности занимающихся в зависимости от возрастного аспекта;

дополнении курса «Гимнастика и методика преподавания» и курса ПФСС, раздела метрологии, связанного с разработкой модельных характеристик и управления тренировочным процессом посредством контроля за двигательным потенциалом занимающихся.

Практическая значимость работы заключается в:

конкретизации содержания структуры специальной физической подготовленности гимнастов 7 — 1 1 лет

создании и внедрении в практику нормативных требований к уровню развития физических качеств юных гимнастов;

в определении модельных характеристик специальной физической подготовленности гимнастов 7-11 лет;

индивидуализации специальной физической подготовки гимнастов 7-11 лет посредством направленного воздействия на физические качества не отвечающие модельным;

оптимизации процесса управления физической подготовкой гимнастов 10-ти лет найдены существенно важные способы обоснования корректной обучающей программы, исходя из положения о готовности гимнастов к освоению материала классификационной программы.

Разработанные модельные характеристики прошли экспериментальную проверку и внедрены в учебно-тренировочный процесс в гг. Томске и Северске. Результаты исследования могут быть рекомендованы для внедрения в ДЮСШ, СДЮСШОР, ШВСМ, а также в учебно-методический раздел курса гимнастики в институтах физической культуры страны.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Динамика факторной структуры физической подготовленности юных гимнастов зависит от возраста и стажа занятий. Возрастной период от 7 до 11 лет является наиболее благоприятным для развития максимальных силовых способностей. В тоже время в этот период не происходит каких-либо значимых изменений у такого физического качества как гибкость. Наибольший же прирост таких физических качеств как: сила, специальная выносливость, гибкость и координационные способности у юных гимнастов отмечается в 8-летнем возрасте.

Шкалы оценок, нормативные требования к показателям специальной физической подготовленности, коэффициенты веса тестируемых показателей, модельные характеристики физической подготовленности позволяют объективно оценивать уровень развития физических качеств юных гимнастов, определять особенности их развития и осуществлять коррекцию процесса физической подготовки в соответствии с индивидуальными особенностями спортсмена.

Управление физической подготовкой гимнастов, основанное на устранении слабых звеньев в их физической подготовленности, способствует повышению уровня развития физических качеств до модельного в 75 % тестов из комплекса, а также и спортивно-технических результатов в упражнениях на брусьях.

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, пяти глав, выводов, практических рекомендаций, списка литературы и приложения. В первой главе рассматриваются вопросы изучаемой проблемы. Во второй главе раскрываются задачи, методы и организация исследования. В третьей главе представлены результаты исследования по определению структуры физической подготовленности гимнастов 7-11 лет и возрастная динамика уровня физических качеств юных гимнастов В четвертой главе приводятся разработанные шкалы оценок, таблицы нормативных требований к уровню физической подготовленности, коэффициенты веса тестируемых показателей и модельные характеристики физической подготовленности юных гимнастов Пятая глава отражает результаты экспериментальной проверки эффективности применения модельных характеристик в учебно-тренировочном процессе. Каждая глава завершается частными выводами.

Работа изложена на 174 страницах машинописного текста, содержит 44 таблицы, 18 рисунков и приложение. Библиографический указатель содержит 182 работы, в том числе 6 на иностранных языках.

Структура СФП гимнастов различного возраста

Структура физической подготовленности юных гимнастов исследовалась с целью:

определения значимости приоритетных физических качеств, обусловливающих уровень спортивного мастерства в разном возрасте;

выявления различий в структуре физической подготовленности гимнастов разного возраста.

Результаты факторного анализа позволили установить, что у гимнастов 7-11 лет, каждому возрасту свойственна определенная структура физической подготовленности (табл 1).

Так специальная физическая подготовленность гимнастов 7-летнего возраста на 38,1 % будет определяться уровнем развития физического качества гибкость, на 15,8 % — проявлением максимальной силы, на 9,4 % — возможностью к проявлению собственно-силовых способностей, и на 8,0 % будет зависеть от уровня развития силовой выносливости.

У 8-летних гимнастов на первое место перемещается фактор силовой выносливости (с четвертого места), а гибкость перемещается на второе место. Менее значимым оказывается фактор максимальной силы, стоявший на втором месте у 7-летних гимнастов. В восемь лет он не проявил себя. Зато выделился фактор скоростной силы, ставший по значимости третьим.

Проведенный анализ структуры специальной физической подготовленности гимнастов 9-ти лет показывает, что в этом возрасте гибкость так же имеет ведущее значение в структуре физической подготовленности гимнастов, и по-прежнему занимает второе место (10,85%). Снова становится значимым, занимая первое место, фактор максимальной силы (32,7 %), силовая же выносливость перемещается с первого места на третье (8,0 %). На четвертом месте находится умение спортсмена проявлять максимальные силовые возможности в минимально короткий отрезок времени (взрывная сила) 6,5 %.

Результаты исследования показывают, что специальная физическая подготовленность гимнастов 10-летнего возраста зависит на 33,2 % от способности проявлять максимальную силу, на 17,4 % от уровня развития гибкости и 10,2 % определяет скоростная сила.

Таким образом, такие двигательные качества как максимальная сила и гибкость, в 10-летнем возрасте по-прежнему, как и в 9-летнем возрасте определяют уровень специальной физической подготовленности. Именно эти качества являются ведущими в период 9 — 10 лет И третьим фактором в этом возрасте выступает скоростная сила.

В 11 лет тенденция развития физических качеств отмечается в том, что на первое место выдвигается фактор силовой выносливости, и следующий за ним фактор взрывной силы. Последующие места принадлежат гибкости и скоростной силе Интересно отметить тот факт, что если гибкость в 7-летнем возрасте играла ведущую роль (1-е место), то в период с 8-ми до 10-ти лет она занимает вторую строчку в иерархии качеств и в 11 лет смещается на третью позицию.

Динамика роста показателей, определяющих двигательные способности

При изучении динамики возрастных изменений показателей специальной физической подготовленности юных гимнастов все тесты были разделены на группы определяющие развитие следующих физических качеств:

Рассматривая динамику развития взрывной силы у гимнастов 7-11 лет, можно отметить следующее. На протяжении всего периода, характерной особенностью изменения показателей указанного качества, является его постоянный рост. Причем в каждом возрасте прирост, в том или ином тесте, является достоверным (прыжок в длину — 8 — 10 лет, прыжок в высоту 8, 11 лет).

Анализ данных скоростно-силовых способностей, показывает, что у них наблюдается два периода роста и два плато. Первый, самый значительный прирост отмечается в 8 лет. И второй такой период, с чуть меньшим темпом роста в 10 лет. В 9 и 11 лет значительных изменений скоростно-силовых способностей не происходит.

Силовая выносливость мышц плечевого пояса в период с 7-ми до 11-ти лет имеет направленность постоянного развития. Наиболее высоким темпом роста отмечается возраст 8 лет. Равный прирост обнаруживают гимнасты 9-ти и 11-ти лет, и в 10 лет темп роста минимальный.

Рассматривая силовую выносливость мышц брюшного пресса в целом, можно отметить значительное увеличение (в 2 раза) результата к 8-ми годам и дальнейшее равномерное его снижение до 11 лет. К 11-ти годам он снижается в 1,5 раза по сравнению с 8-летними гимнастами.

Так же как и скоростно-силовые способности, гибкость в своем развитии имеет два периода роста и два периода плато. Первый период роста отмечается в 8 лет и второй в 10 лет. Состояние стабильности показателя отмечается в 9 лет и 11 лет. В целом же гибкость не отличается высокими темпами роста

Рассмотрев основные параметры, характеризующие динамику развития координационных способностей, можно сказать, что развитие во времени вестибулярной устойчивости и межмышечной координации, у юных гимнастов различно С 7-ми до 9-ти лет темп роста вестибулярной устойчивости остается стабильным. Затем в течение года не наблюдается каких-либо изменений, и к 11-ти годам опять видим рост результатов.

Несколько иная картина наблюдается в уровне развития межмышечной координации. Существенный рост заметен к 8-ми годам. После этого до 9-ти лет следует некоторое снижение результата. И с 9-ти лет до 11-ти лет опять отмечается достоверное его изменение в сторону улучшения

Шкалы оценок и нормы уровня развития двигательных способностей

При разработке шкал оценок нами использовался метод перцентильной стандартизации, когда отметке «сырой» шкалы Y присваивается новое значение ее перцентильного ранга (В.А.Дюк, 1994). В свою очередь, каждому перцентилю присваивается новое значение, выраженное в баллах, которое используется в качестве новой преобразованной тестовой оценки.

При рассмотрении значений показателей асимметрии и эксцесса из таблиц описательной статистики, можно отметить, ч/о распределение результатов показанных юными гимнастами в тестах не полностью соответствует закону нормального распределения. Исходя из этого, применение стандартных шкал оценок, которые основаны на значении среднего арифметического показанного результата и среднего квадратического отклонения, будет чревато некоторым занижением или завышением оценок (Е.Ю Розин, 1997).

Известно принципиальное различие между медианой и средним арифметическим: медиана не зависит от значений признаков, стоящих на краях вариационного ряда. Следовательно, если изменить некоторые значения, то величина средней арифметической соответственно тоже изменится, медиана же — останется неизменной (И.И.Елисеева, М.М. Юзбашев, 1996). Именно это и объясняет использование перцентилей в качестве шкалы, с помощью которой результаты тестов переводились в оценки.

В ходе нашего исследования был проведен анализ результатов соревнований по СФП и соревнований определяющих уровень спортивного мастерства в многоборье. Он показал, что гимнасты 7-11 лет, имеющие уровень подготовленности ниже границы пятого перцентиля, или близкого к нему, как правило, не показывают высоких результатов и в соревнованиях гимнастического многоборья. Поэтому нижняя граница оценочного диапазона была установлена именно на этом уровне. Верхняя же граница устанавливалась с учетом развития сильных сторон подготовленности и определялась на уровне 95-го перцентиля.

В соответствии с этим подходом, нормативные требования к показателям СФП юных гимнастов и соответствующая им градация оценок были определены следующим образом:

5 % и меньше — очень низкий показатель до 4,45 балла;

25 % — низкий показатель 4,5 — 5,95 балла;

50 % — средний показатель 6,0 — 7,95 балла;

75 % — высокий показатель 8,0 — 9,45 балла;

95 % и выше — очень высокий показатель 9,5 балла и выше. Фрагмент таблицы нормативных требований к уровню физической

подготовленности, на примере теста «Прыжок в длину с места», для гимнастов 7-11 лет представлен в таблице 2.

Модельные характеристики физической подготовленности гимнастов 7-11 лет

Результатами исследования установлено, что гимнастам разного возраста характерен определенный набор основных факторов, определяющих структуру их физической подготовленности. Поэтому при оценке специальной физической подготовленности должен использоваться принцип дифференцированного подхода, который основывается на учете наиболее значимых показателей. Для этого, при выведении итоговой оценки по комплексу тестов необходимо каждому из тестов, в зависимости от его значимости, назначить коэффициент веса. Он должен быть выше у тех тестов, которые отражают основные факторы структуры специальной физической подготовленности гимнастов. В соответствии с этим, опираясь на результаты факторного анализа, были определены коэффициенты веса каждого теста из комплекса (табл. 3).

С целью определения информативности разработанных шкал оценок, нормативных таблиц и коэффициентов веса тестов, для оценки физической подготовленности, было проведено тестирование юных гимнастов. Так же дополнительно анализировались результаты соревнований по ОФП и СФП.

Оказалось, что гимнасты, вошедшие в число первых шести, как правило, показывали результат в тестах соответствующий высокому или очень высокому. Ориентируясь на современное состояние гимнастики и ее дальнейшее развитие, модельный уровень для показателей специальной физической подготовленности был установлен в диапазоне высоких результатов, а именно выше 75-го перцентиля (8 баллов и выше). Тогда отклонение результата от модельного в пределах 0,5 балла предлагалось считать «малым» рассогласованием с ним, от 0,55 до 1 балла — «средним», а более 1 балла — «большим».

С учетом этого был проведен расчет количественных показателей определяющих модельный уровень и степень рассогласования с ним. Фрагмент таблицы модельных характеристик и степени с ними рассогласования, гимнастов 7 — II лет в тесте «Прыжок в длину», представлен в таблице 4.

Экспериментальная проверка эффективности применения модельных характеристик физической подготовленности юных гимнастов в учебно-тренировочном процессе

Гипотеза педагогического эксперимента заключалась в следующем: развитие «отстающих» физических качеств до модельного уровня будет способствовать более качественному овладению техникой гимнастических упражнений, тем самым, позволяя обеспечить выполнение разрядных нормативов

Целью педагогического эксперимента являлась практическая проверка этой гипотезы с учетом разработанных модельных характеристик физической подготовленности, являющихся ориентирами, которых должны достичь гимнасты.

В связи с этим перед педагогическим экспериментом были поставлены следующие задачи:

Определить исходный уровень физической подготовленности гимнастов, участвующих в педагогическом эксперименте, с целью выявления отстающих физических качеств и сопоставления их с требуемыми модельными параметрами.

Развить отстающие физические качества до модельного уровня.

Проверить на практике возможность совершенствования учебно-тренировочного процесса в занятиях с юными гимнастами с учетом модельных характеристик физической подготовленности.

Выявить влияние фактора развития отстающих физических качеств до модельного уровня на эффективность выполнения разрядных нормативов

Для решения задач педагогического эксперимента нами был определен исходный уровень развития физических качеств юных гимнастов и степень его рассогласования с модельным уровнем. Для этого, были проведены контрольные испытания, в которых приняло участие 2 группы гимнастов 10-летнего возраста, по 8 человек в каждой (всего 16 спортсменов).

Проведенное сравнение результатов двух групп не обнаружило достоверных различий между ними (Р > 0,05).

На основании полученных результатов нами был установлен «профиль» физической подготовленности каждого гимнаста. Это позволило нам перейти к решению второй задачи педагогического эксперимента — «поднять» отстающие физические качества гимнастов до модельного уровня.

Методика проведения тренировочных занятий, как в контрольной, так и в экспериментальной группах, была одинаковой. В частности, она выражалась в одинаковом объеме тренировочной работы (так же и соотношения использования средств ОФП и СФП) и времени затраченного на занятия.

Всего было проведено 32 учебно-тренировочных занятия, после которых участники эксперимента выполнили контрольные испытания. Конечным итогом контрольных испытаний явилось выведение итоговой оценки уровня развития физических качеств, и сравнение ее с модельным уровнем

Как показал анализ педагогического эксперимента, в обеих группах наблюдается рост результатов, отражающих изменения в их развитии. Результаты в выполнении контрольных упражнений в контрольной и экспериментальной группах достоверно отличаются от исходных (Р // Наука и образование: теория, практика, инновации: Тезисы докладов научно-методической конференции (30-31 октября 19%, г. Анжеро-Судженск). Часть 4-я. — Томск: Изд-во Томского гос.пед.университета, 1996,- С. 27 — 29.

О тенденции изменения силовых качеств гимнастов в процессе тренировочной деятельности. Тезисы докладов 3-ей Российской университетско-академической научно-практической конференции. Часть 3. / отв.ред В.А.Журавлев, С.С.Савинский,- Ижевск: Изд-во Удм. Ун-та, 1997,- С. 142 — 143 /в соавторстве с Загревским О.И./.

Планирование тренировочного процесса юных гимнастов // Состояние и перспективы совершенствования физической культуры в системе образования: Материалы межрегиональной научно-практической конференции Часть 1 — Омск, 1998 г.- С. 146 — 149.

Модельные характеристики спортсменов как основа управления тренировочным процессом // Вестник Томского государственного педагогического университета. Вып. 2 (11)’ 99. Серия: физическая культура и спорт — Томск, 1999 — С. 14 — 17 /в соавторстве с Загревским О.И., Степановой И.Ю./.

Методика выведения итоговой оценки комплекса тестов посредством определения коэффициентов веса исследуемых параметров. // Физическое воспитание учащейся молодежи. Межвузовский сборник- Томск, 1999 — С. 33 -43.

Количественные критерии оценки двигательных качеств юных гимнасток // Физическое воспитание учащейся молодежи. Межвузовский сборник. — Томск, 1999. — С. 43 — 52 /в соавторстве со Степановой И.Ю., Железняком Ю.Д./.

Коэффициенты информативности тестов у гимнастов 9-летнего возраста // Актуальные проблемы безопасности жизнедеятельности, здоровья при занятиях физической культурой и спортом: Материалы международной научно-практической конференции (25 — 26 марта 1999 г.).- Томск, 1999 — С. 21-23.

Источник

Читайте также:  Тренировка для спортсменов это
Оцените статью