- Миогимнастика и её применение в работе логопеда презентация по логопедии
- Миогимнастика в ортодонтии: как достичь нужного результата?
- Что это такое?
- Принцип лечения
- Показания и противопоказания
- Как может применяться?
- Кому подходит?
- Преимущества и недостатки метода
- От чего зависит эффективность?
- Общие правила проведения
- Примеры упражнений
- Гимнастика при косом прикусе
- Упражнения при наличии мезиального прикуса
- Гимнастика при недоразвитии круговой мышцы рта
- Миогимнастика при глубоком прикусе
- Гимнастика после подрезания уздечки языка
- Упражнения для среднего участка языка
- Упражнения при открытом прикусе
- Миогимнастика коррекции смыкания губ
- Гимнастика для мышц передней части языка
Миогимнастика и её применение в работе логопеда
презентация по логопедии
Данные ортодонтии, которые необходимо
учитывать логопеду
Существует тенденция к значительному увеличению количества детей с зубочелюстными аномалиями (до 75% в возрасте до 5 лет – данные Я.В. Костиной, В.М. Чапала)
Такие аномалии формируются под воздействием многих внешних и внутренних факторов (периоды протекания беременности и родов, черепно-мозговые травмы, способ вскармливания, положения во время сна, болезни детского возраста, 80% — вредные привычки как взрослых так и детей; несовершенный акт жевания, глотания, дыхания; нарушение осанки)
Наибольшее влияние на формирование зубочелюстно-лицевой системы оказывают функции дыхания, глотания, жевания и речи
Необходимо включать в логопедическую диагностику оценку внешнего осмотра (физическое развитие, оценка лицевых признаков и пропорций)
Нарушения прикуса и факторы их развития
Эндогенные факторы риска зубочелюстных аномалий
- Генетическая обусловленность;
- Нарушение внутриутробного развития;
- Врожденные аномалии; нарушения развития эмали и дентина;
- Болезни детей раннего возраста, нарушающие минеральный обмен, эндокринные заболевания и т.д.
Экзогенные причины зубочелюстных аномалий
- Нарушение правил искусственного вскармливания ребенка;
- Нарушения функций зубочелюстной системы (жевания, глотания, дыхания, речи);
- Вредные привычки (сосание пустышки, пальцев, языка, щек, различных предметов, неправильная осанка и поза);
- Травмы зубов и челюстей;
- Кариес зубов и его последствия;
- Преждевременная потеря временных зубов и постоянных зубов;
- Задержка выпадения временных зубов;
- Задержка прорезывания постоянных зубов и т.д.
МИОГИМНАСТИКА – это гимнастика для недостаточно или неправильно функционирующих групп жевательных и мимических мышц, разработанная ортодонтами в целях формирования и нормализации функций мышц челюстно-лицевой области и ротовой полости.
Миогимнастика используется при:
- зубочелюстные аномалии
- укорочении подъязычной связки
- пониженном тонусе мышц артикуляционного аппарата
- нарушении функции дыхания
- нарушении функции глотания
- нарушении функции жевания
- в профилактических целях
Значение миогимнастики в логопедической работе:
- Профилактика развития зубочелюстных аномалий и нарушений звукопроизношения
- Происходит коррекция патологического развития функций жевательных и мимических мышц
- Позволяет ускорить сроки преодоления речевых расстройств, в частности, при дизартрии и механической дислалии, а также качественно улучшить систему их коррекции
- Расширяются двигательные возможности органов артикуляции, что благоприятно отражается на качестве звукопроизношения.
Правила миогимнастики (В.С.Куриленко)
- Мышцы следует напрягать медленно и плавно;
- Интенсивность упражнений и их размах должны быть достаточными, но не чрезмерными; за каждым напряжением мышц должно следовать расслабление;
- Темп выполнения упражнений варьируется от медленного до быстрого: в быстром темпе упражнение выполняется на один счет, в среднем — на два, в медленном — на 4 счета;
- Колличество: каждое упражнение следует проводить по несколько раз — до появления чувства легкой усталости мышц, число повторений постепенно возрастает от 5 до 10 — 20;
- Упражнения следует выполнять регулярно, систематически;
- Использовать на занятиях музыкальный фон.
Принципы работы
- Наглядность (демонстрация упражнений «на себе, перед зеркалом);
- Доступность (выбор упражнений адекватной возрасту ребенка сложности, разъяснения в игровой форме);
- Постепенность (последовательное увеличение сложности упражнений и интенсивности нагрузки);
- Систематичность (ежедневное выполнение полного комплекса упражнений не менее 3 месяцев до 1 года).
Формы работы
- Индивидуальная работа
- Групповая форма (для детей дошкольного возраста не более 10—12 человек). формируют группы детей по признаку выявленной функциональной патологии:
а) группа детей с нарушением дыхания
б) группа детей с нарушением глотания и жевания
в) группа детей с нарушениями речи
Этапы занятия
Вводная часть
- игровые упражнения для организации внимания детей
- упражнения для тренировки полного грудного и брюшного дыхания
Основная часть
- упражнения для тренировки той или иной группы мышц челюстно-лицевой области
Заключительная часть
- дыхательные и игровые упражнения.
Григоренко Н.Ю., Цыбульский С.А. рекомендуют использовать миогимнастику в сочетании с традиционной артикуляционной гимнастикой и массажем
Выводы
Необходимо работать в тесном контакте с ортодонтом, с целью обеспечения более качественных результатов коррекции.
Необходимо соблюдать профилактические меры по предупреждению зубочелюстных аномалий.
Миогимнастика — как метод лечебной физкультуры, может применяться в логопедии для профилактики и устранении аномалий зубочелюстной системы, но и способствовать исправлению дефектов звукопроизношения.
Доступность метода позволяет применять его в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста
Для достижения наилучших результатов предлагаем использовать миогимнастику в сочетании с традиционной артикуляционной гимнастикой
Развитие круговой мышцы рта.
- При сомкнутых губах ребенок надувал либо правую, либо левую щеку и медленно выдувал воздух либо через правый, либо через левый угол рта соответственно.
- При протрузии верхних фронтальных зубов ребёнок надувал воздух под верхнюю губу, при мезиальном прикусе – под нижнюю.
- Ребенок осуществлял накусывание верхней губы при дистальном прикусе и нижней губы при мезиальном прикусе.
- Ребёнок вытягивал нижнюю губу и охватывал ею верхнюю губу, затем верхнею губой охватывал нижнюю.
- Ребёнок вытягивал нижнюю губу, охватывал ею верхнюю губу, затем через щель между верхней и нижней губами производил сильный выдох в направлении носа.
- Ребёнок закладывал согнутые мизинцы в углы рта и слегка растягивал их, сжимая губы и следя за тем, чтобы они не выворачивались.
Развитие мышц, регулирующих положение нижней челюсти.
- При дистальном прикусе ребёнок медленно выдвигал нижнюю челюсть вперёд до тех пор, пока режущие края нижних резцов не устанавливались впереди верхних. В таком положении нижняя челюсть удерживалась около 10 сек, затем медленно занимала исходное положение. То же упражнение ребёнок выполнял с поворотом головы сначала вправо, а затем влево.
- При мезиальном прикусе ребёнок открывал рот и медленно закрывал его, смещая нижнюю челюсть назад, и устанавливал передние зубы в краевом смыкании. Такое положение удерживалось в течение 4-8 сек. Облегчённый вариант выполнения упражнения – движение челюсти с запрокидыванием головы назад.
- Имитация ребенком активных жевательных движений: а) с сомкнутыми губами, б) с разомкнутыми губами, широко открывая рот и как можно сильнее напрягая мышцы нижней челюсти.
Упражнения, направленные на развитие подвижности
нижней челюсти:
- широко открыть рот и медленно закрыть его, смещая нижнюю челюсть то вправо, то влево;
- широко открыть рот и медленно закрыть его, смещая нижнюю челюсть то как можно дальше вперед, то максимально назад;
- предлагалось координировать направление движений нижней челюсти и темп их выполнения с движениями руки педагога. Движения руки педагога в горизонтальной плоскости соответствовали смещению нижней челюсти ребенка вправо, влево, вперед, назад; движения руки в вертикальной плоскости определяли открывание и закрывание рта ребенка со смещением нижней челюсти или без него.
- Ребенок широко открывал рот и помещал указательные пальцы рук на боковые зубы нижнего зубного ряда, надавливая на нижнюю челюсть. При попытке сомкнуть челюсти возникал эффект сопротивления.
- Педагог помещал свою руку по подбородок ребенка. Ребенок пытался открыть рот (опустить нижнюю челюсть), преодолевая сопротивление руки.
- Специалист располагал большой палец своей правой руки на подбородке под нижней губой ребенка и производил легкое надавливание на его нижнюю челюсть в горизонтальном направлении; ребенок, напрягая мышцы нижней челюсти, пытался преодолеть сопротивление и выдвинуть нижнюю челюсть вперед.
Источник
Миогимнастика в ортодонтии: как достичь нужного результата?
Не всегда ортодонтическое лечение предусматривает использование специальных аппаратов. В некоторых ситуациях бывает достаточно применить миогимнастику.
Данный вариант является эффективным средством при исправлении аномального прикуса, что доказано исследованиями, проводившимися на протяжении 50 лет.
Содержание статьи:
Что это такое?
Прикус формируется за счет правильной работы мышц, расположенных в области зубных рядов и челюстного сустава. Любое нарушение в их функционировании приводит к формированию аномального положения зубов и челюстной дуги.
Основная цель миотерапии – восстановить правильное функционирование суставного и мышечного аппарата путем воздействия на них с помощью обычных упражнений, иногда в сочетании с массажем. По своей сути, миогимнастика – это тренировка мышц челюсти.
Методику целесообразно назначать в качестве комплексного или самостоятельного лечения. Также ее используют для закрепления эффекта после аппаратного ортодонтического лечения или в качестве подготовительной процедуры перед ним.
Принцип лечения
Принцип лечения данной методики заключается в комплексности воздействия.
Под воздействием активных двигательных упражнений улучшение наступает за счет четырех физиологических механизмов:
- Биологической стимуляции роста костной ткани и развития мышц.
- Формирования компенсирующего механизма.
- Положительного влияния на трофические процессы.
- Нормализации функциональных характеристик.
Под воздействием данных процессов происходит активное перестроение работы мышц и развития скелета в сторону анатомического равновесия.
Показания и противопоказания
Показаниями для назначения миогимнастики являются:
- различные виды (дистальный, мезиальный и пр.) аномального прикуса I степени;
- неровное расположение коронок;
- гипотонус лицевых мышц;
- нарушение функционирования ВНЧС (миогимнастика Рокабадо);
- дисфункция круговых мышц рта и языка.
Миотерапия не может быть применена в ряде случаев:
- гипертрофия мышечного аппарата лица патологического характера;
- плохая подвижность сустава челюсти;
- аномальный прикус III степени;
- нарушения развития челюсти вследствие перенесенных общих заболеваний, например, рахита.
Как может применяться?
В зависимости от начального диагноза миотерапия может назначаться в качестве самостоятельной терапии либо сочетаться с другими методами коррекции.
Как правило, прикусы в сложной форме требуют комплексного лечения, и наряду с гимнастикой используется аппаратная коррекция с помощью съемных или несъемных ортодонтических устройств.
При слабовыраженных аномалиях в раннем детском возрасте бывает достаточно использовать одни лишь упражнения. Только при их неэффективности через 2 – 3 месяца проводится аппаратная коррекция.
Если гимнастика назначается для устранения миофункциональных привычек, то для выполнения упражнений часто используют специальные приспособления: вестибулярную пластину и металлический диск.
Кому подходит?
Данная методика в первую очередь направлена на лечение детей от 4 до 8 лет в период молочного прикуса. Челюсть в этом возрасте сформирована не до конца и хорошо поддается коррекции.
Также допустимо проводить лечение с помощью упражнений детей после 9 и до 12 лет, когда происходит активная смена зубов. Но терапия в этом случае будет более длительная.
Для коррекции зубочелюстного аппарата во взрослом возрасте миогимнастику используют редко, так как она дает минимальный эффект.
Преимущества и недостатки метода
Основным преимуществом данной методики является то, что корректировку можно проводить без применения ортодонтических аппаратов. Благодаря этому ребенок не испытывает психологический или физический дискомфорт.
При этом исключается травмирование слизистых и повреждение дентальной ткани.
К недостаткам миотерапии можно отнести:
- длительность лечения;
- невысокая эффективность в отношении выраженных аномалий;
- при отсутствии системности быстро наступает регресс.
От чего зависит эффективность?
Чтобы максимально повысить эффект от упражнений, необходимо учитывать некоторые факторы:
- гимнастику необходимо проводить качественно: максимально сокращать мышцы и постоянно увеличивать количество упражнений;
- при возможности использовать дополнительные приспособления, позволяющие увеличить нагрузку на мышечный аппарат;
- проводить системно в одно то же время;
- комплекс упражнений должен подбирать только врач-ортодонт.
После использования миотерапии у пациентов одного возраста с одинаковым диагнозом результат нередко бывает совершенно разным. Чаще всего это бывает из-за несоблюдения рекомендаций и отсутствия системности.
Общие правила проведения
Независимо от того, какой комплекс был показан пациенту, упражнения должны выполняться с учетом общих правил:
- Гимнастику начинают с легких упражнений и постепенно переходят к более сложным.
- При сокращении мышцы должны двигаться с максимально допустимой амплитудой.
- При выполнении необходимо постепенно увеличивать скорость сокращений. При этом между ними должна быть пауза, соответствующая времени сокращения.
- Упражнения проводят в соответствии с предписанием врача либо до появления небольшой усталости.
Как проводится миогимнастика, смотрите на видео:
Примеры упражнений
Было определено большое количество упражнений, предназначенных для миогимнастики. Каждое из них показано при определенных патологиях или миофункциональных нарушениях.
Гимнастика при косом прикусе
При отсутствии симметричности соприкосновения двух челюстей используют лишь одно упражнение, которое позволяет частично или полностью устранить проблему.
Упражнение выполняется определенным образом: открывают рот максимально широко и передвигают челюсть в ту сторону, где отсутствует корректное смыкание.
Затем челюсть медленно смыкают до плотного сжимания зубов. И фиксируют данное положение не меньше 5 секунд.
После выполнения полностью расслабляют мышцы и снова повторяют движение.
Упражнения при наличии мезиального прикуса
Прикус мезиального типа поможет исправить следующий комплекс:
- В положении сидя немного приоткрыть губы и откинуть голову слегка назад. Закрывая рот, пытаться коснуться кончиком языка твердого неба в районе основания.
- В течение 5 минут осуществлять надавливание языком на лингвальную поверхность переднего ряда коронок.
- Расположить нижнюю губу под передними коронками верхней челюсти и зафиксировать ее на полминуты.
Гимнастика при недоразвитии круговой мышцы рта
Данный комплекс является прямым показанием при дыхании ротового типа и патологическом несмыкании губ:
- Губы вытягивают и пытаются в данном положении проговорить сложные слова в течение 30 секунд.
- Вытягивают губы, имитируя задувание свечи, после чего широко улыбаются.
- При сжатии губ произвести забор воздуха носом и максимально надуть щеки. После этого расположить на щеках кулаки и выдавить ими воздух изо рта таким образом, чтобы губы остались сомкнутыми.
- Поочередно набирать воздух, немного надувая сначала нижнюю, затем верхнюю губу. При этом губы должны быть плотно сомкнуты.
- Удерживать полоску картона или специальный межгубный диск плотно сжатыми губами. На первых порах необходимо удерживать около 15 минут или до появления усталости, а в дальнейшем довести это время до одного часа.
- Растянуть уголки рта пальцами, а затем зафиксировать положение и пытаться сжать губы.
- Заложить под губы валики из ваты, после чего пытаться проговорить звук «б», «м», «п».
Миогимнастика при глубоком прикусе
Для купирования данной патологии гимнастику выполняют только стоя:
- Руки отвести назад за спину и вытянуть подбородок вверх. Не изменяя положения, выдвинуть подвижную челюсть как можно дальше вперед.
Выдержав несколько секунд, постепенно возвращают ее в обратное положение.
Чтобы получить эффект, рекомендуется повторять данное упражнение не меньше 10 раз за сеанс.
В точно таком же положении, что и в первом упражнении, челюсть выдвигают максимально вперед до соприкасания режущей части резцов противоположных рядов зубов и удерживают до 20 секунд.
Так необходимо повторять 15 раз в 3 подхода на протяжении месяца.
Через 30 дней упражнение нужно слегка видоизменить, выдвигая челюсть так, чтобы нижний ряд зубов выходил вперед верхнего.
Гимнастика после подрезания уздечки языка
Такая несложная процедура как подрезание уздечки языка также требует применения гимнастики, которая будет тренировать мышечный аппарат, влияющий на развитие нижней челюсти:
- Языком провести по внутренней стороне зубного ряда, как бы пересчитывая все зубы по очереди.
- Открыть рот и обвести по кругу языком, касаясь внешней стороны губ. При этом необходимо пытаться достать до подбородка и кончика носа.
- С усилием нажимать языком сначала на одну щеку, а затем на другую.
Упражнения для среднего участка языка
Основная группа упражнений, восстанавливающих функции мышечного аппарата среднего участка языка, включает в себя:
- На середину и кончик языка надеть два резиновых колечка. Затем зубные ряды смыкают, а губы слегка приоткрывают и прижимают кончик языка к поверхности небного свода. Положение фиксируют на 3 минуты.
- Не менее 50 раз цокать языком. Упражнение повторять 6 раз в день.
- Имитировать зевание в течение 2 минут.
Упражнения при открытом прикусе
Для устранения проблемы прикуса открытого типа тренируют мышцы, от которых зависит поднятие нижней челюсти:
- Суть упражнения заключается в разжимании и сжимании зубных рядов до появления усталости.
Чтобы понимать, какая группа мышц работает, и контролировать силу их сокращений, нужно положить пальцы на щеки в области последних моляров.
Сжимание челюстей через сопротивление. В качестве сопротивления выступают два пальца руки, которые располагают на передних коронках подвижной челюсти.
При ее поднятии нужно активно препятствовать движению.
Миогимнастика коррекции смыкания губ
Для исправления неправильного смыкания губ существует большое количество упражнений, которые легко выполняются детьми:
- Язык вытянуть и расположить на нижней губе, при этом пытаться быстро прикрыть его верхней губой, как бы пришлепывая.
- При плотном сжатии губ необходимо совершать языком движение по кругу, поочередно касаясь то верхней, то нижней губы.
- Кончиком языка продольно проводят по небу, постепенно охватывая всю его поверхность.
- Открыв рот как можно шире, прижать язык к небу. Затем, сомкнув губы, издать щелкающий звук, имитирующий удар молоточка.
- Вытягивать губы трубочкой, при этом удерживая уголки губ пальцами.
Гимнастика для мышц передней части языка
Данный комплекс показан при диагностировании глотания инфантильного типа:
- Выдвинуть язык таким образом, чтобы он принял форму столбика, и надеть на него специальное резиновое кольцо. При отсутствии такового можно воспользоваться обычной медицинской пипеткой, разрезав ее на колечки.
Язык приподнять вверх к альвеолярному гребню передних зубов и сглотнуть. Рот и губы при этом должны быть открыты. За один сеанс необходимо совершить до 10 глотаний.
Максимальный эффект от гимнастики будет в том случае, если повторять ее несколько раз в сутки.
Как показала практика, миогимнастика является эффективным методом коррекции прикуса и положения зубов.
Но чтобы положительный результат был гарантирован, не стоит забывать о регулярности и качестве выполнения упражнений.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Источник