- Миогимнастика и её применение в работе логопеда презентация по логопедии
- Миофункциональная гимнастика
- Что это такое?
- Кому это нужно?
- На это нужно много времени?
- Хорошо, а какие упражнения?
- У какого врача получить направление?
- Миофункциональная терапия
- Возрастные ограничения применения миокоррекции
- Показания и противопоказания к применению миофункциональной терапии
- Преимущества и недостатки миокоррекции
- Первые признаки нарушений зубочелюстной системы
- Основные причины возникновения нарушений
- Эффект от применения миофункциональной терапии
- Основные правила миофункциональной терапии
- Основной комплекс миофункциональных упражнений
- Применение миогимнастики в остеопатическом лечении
Миогимнастика и её применение в работе логопеда
презентация по логопедии
Данные ортодонтии, которые необходимо
учитывать логопеду
Существует тенденция к значительному увеличению количества детей с зубочелюстными аномалиями (до 75% в возрасте до 5 лет – данные Я.В. Костиной, В.М. Чапала)
Такие аномалии формируются под воздействием многих внешних и внутренних факторов (периоды протекания беременности и родов, черепно-мозговые травмы, способ вскармливания, положения во время сна, болезни детского возраста, 80% — вредные привычки как взрослых так и детей; несовершенный акт жевания, глотания, дыхания; нарушение осанки)
Наибольшее влияние на формирование зубочелюстно-лицевой системы оказывают функции дыхания, глотания, жевания и речи
Необходимо включать в логопедическую диагностику оценку внешнего осмотра (физическое развитие, оценка лицевых признаков и пропорций)
Нарушения прикуса и факторы их развития
Эндогенные факторы риска зубочелюстных аномалий
- Генетическая обусловленность;
- Нарушение внутриутробного развития;
- Врожденные аномалии; нарушения развития эмали и дентина;
- Болезни детей раннего возраста, нарушающие минеральный обмен, эндокринные заболевания и т.д.
Экзогенные причины зубочелюстных аномалий
- Нарушение правил искусственного вскармливания ребенка;
- Нарушения функций зубочелюстной системы (жевания, глотания, дыхания, речи);
- Вредные привычки (сосание пустышки, пальцев, языка, щек, различных предметов, неправильная осанка и поза);
- Травмы зубов и челюстей;
- Кариес зубов и его последствия;
- Преждевременная потеря временных зубов и постоянных зубов;
- Задержка выпадения временных зубов;
- Задержка прорезывания постоянных зубов и т.д.
МИОГИМНАСТИКА – это гимнастика для недостаточно или неправильно функционирующих групп жевательных и мимических мышц, разработанная ортодонтами в целях формирования и нормализации функций мышц челюстно-лицевой области и ротовой полости.
Миогимнастика используется при:
- зубочелюстные аномалии
- укорочении подъязычной связки
- пониженном тонусе мышц артикуляционного аппарата
- нарушении функции дыхания
- нарушении функции глотания
- нарушении функции жевания
- в профилактических целях
Значение миогимнастики в логопедической работе:
- Профилактика развития зубочелюстных аномалий и нарушений звукопроизношения
- Происходит коррекция патологического развития функций жевательных и мимических мышц
- Позволяет ускорить сроки преодоления речевых расстройств, в частности, при дизартрии и механической дислалии, а также качественно улучшить систему их коррекции
- Расширяются двигательные возможности органов артикуляции, что благоприятно отражается на качестве звукопроизношения.
Правила миогимнастики (В.С.Куриленко)
- Мышцы следует напрягать медленно и плавно;
- Интенсивность упражнений и их размах должны быть достаточными, но не чрезмерными; за каждым напряжением мышц должно следовать расслабление;
- Темп выполнения упражнений варьируется от медленного до быстрого: в быстром темпе упражнение выполняется на один счет, в среднем — на два, в медленном — на 4 счета;
- Колличество: каждое упражнение следует проводить по несколько раз — до появления чувства легкой усталости мышц, число повторений постепенно возрастает от 5 до 10 — 20;
- Упражнения следует выполнять регулярно, систематически;
- Использовать на занятиях музыкальный фон.
Принципы работы
- Наглядность (демонстрация упражнений «на себе, перед зеркалом);
- Доступность (выбор упражнений адекватной возрасту ребенка сложности, разъяснения в игровой форме);
- Постепенность (последовательное увеличение сложности упражнений и интенсивности нагрузки);
- Систематичность (ежедневное выполнение полного комплекса упражнений не менее 3 месяцев до 1 года).
Формы работы
- Индивидуальная работа
- Групповая форма (для детей дошкольного возраста не более 10—12 человек). формируют группы детей по признаку выявленной функциональной патологии:
а) группа детей с нарушением дыхания
б) группа детей с нарушением глотания и жевания
в) группа детей с нарушениями речи
Этапы занятия
Вводная часть
- игровые упражнения для организации внимания детей
- упражнения для тренировки полного грудного и брюшного дыхания
Основная часть
- упражнения для тренировки той или иной группы мышц челюстно-лицевой области
Заключительная часть
- дыхательные и игровые упражнения.
Григоренко Н.Ю., Цыбульский С.А. рекомендуют использовать миогимнастику в сочетании с традиционной артикуляционной гимнастикой и массажем
Выводы
Необходимо работать в тесном контакте с ортодонтом, с целью обеспечения более качественных результатов коррекции.
Необходимо соблюдать профилактические меры по предупреждению зубочелюстных аномалий.
Миогимнастика — как метод лечебной физкультуры, может применяться в логопедии для профилактики и устранении аномалий зубочелюстной системы, но и способствовать исправлению дефектов звукопроизношения.
Доступность метода позволяет применять его в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста
Для достижения наилучших результатов предлагаем использовать миогимнастику в сочетании с традиционной артикуляционной гимнастикой
Развитие круговой мышцы рта.
- При сомкнутых губах ребенок надувал либо правую, либо левую щеку и медленно выдувал воздух либо через правый, либо через левый угол рта соответственно.
- При протрузии верхних фронтальных зубов ребёнок надувал воздух под верхнюю губу, при мезиальном прикусе – под нижнюю.
- Ребенок осуществлял накусывание верхней губы при дистальном прикусе и нижней губы при мезиальном прикусе.
- Ребёнок вытягивал нижнюю губу и охватывал ею верхнюю губу, затем верхнею губой охватывал нижнюю.
- Ребёнок вытягивал нижнюю губу, охватывал ею верхнюю губу, затем через щель между верхней и нижней губами производил сильный выдох в направлении носа.
- Ребёнок закладывал согнутые мизинцы в углы рта и слегка растягивал их, сжимая губы и следя за тем, чтобы они не выворачивались.
Развитие мышц, регулирующих положение нижней челюсти.
- При дистальном прикусе ребёнок медленно выдвигал нижнюю челюсть вперёд до тех пор, пока режущие края нижних резцов не устанавливались впереди верхних. В таком положении нижняя челюсть удерживалась около 10 сек, затем медленно занимала исходное положение. То же упражнение ребёнок выполнял с поворотом головы сначала вправо, а затем влево.
- При мезиальном прикусе ребёнок открывал рот и медленно закрывал его, смещая нижнюю челюсть назад, и устанавливал передние зубы в краевом смыкании. Такое положение удерживалось в течение 4-8 сек. Облегчённый вариант выполнения упражнения – движение челюсти с запрокидыванием головы назад.
- Имитация ребенком активных жевательных движений: а) с сомкнутыми губами, б) с разомкнутыми губами, широко открывая рот и как можно сильнее напрягая мышцы нижней челюсти.
Упражнения, направленные на развитие подвижности
нижней челюсти:
- широко открыть рот и медленно закрыть его, смещая нижнюю челюсть то вправо, то влево;
- широко открыть рот и медленно закрыть его, смещая нижнюю челюсть то как можно дальше вперед, то максимально назад;
- предлагалось координировать направление движений нижней челюсти и темп их выполнения с движениями руки педагога. Движения руки педагога в горизонтальной плоскости соответствовали смещению нижней челюсти ребенка вправо, влево, вперед, назад; движения руки в вертикальной плоскости определяли открывание и закрывание рта ребенка со смещением нижней челюсти или без него.
- Ребенок широко открывал рот и помещал указательные пальцы рук на боковые зубы нижнего зубного ряда, надавливая на нижнюю челюсть. При попытке сомкнуть челюсти возникал эффект сопротивления.
- Педагог помещал свою руку по подбородок ребенка. Ребенок пытался открыть рот (опустить нижнюю челюсть), преодолевая сопротивление руки.
- Специалист располагал большой палец своей правой руки на подбородке под нижней губой ребенка и производил легкое надавливание на его нижнюю челюсть в горизонтальном направлении; ребенок, напрягая мышцы нижней челюсти, пытался преодолеть сопротивление и выдвинуть нижнюю челюсть вперед.
Источник
Миофункциональная гимнастика
Что это такое?
Это специальные упражнения для мышц лица и языка, которые помогают изменить привычки для установки правильного положения языка, улучшения дыхания и глотания.
Кому это нужно?
Прежде всего детям — для профилактики и коррекции уже имеющихся ортодонтических проблем. С помощью миофункциональной гимнастики дети восстанавливают носовое дыхание, учатся правильно глотать и правильно держать язык во рту в состоянии покоя. А еще миофункциональную гимнастику в некоторых случаях назначают подросткам и взрослым, которые проходят ортодонтическое лечение. Ведь часто рецидивы после лечения возникают потому, что наши мышцы работают по-прежнему, они не адаптируются к новой структуре. Гимнастика помогает периоральным и лицевым мышцам «переучиться» и заработать в нормальном функциональном режиме.
На это нужно много времени?
Не очень. Комплекс упражнений занимает 5-15 минут (в зависимости от этапа лечения), вы должны делать их дома каждый день. Раз в 3-4 недели нужно приходить на очное занятие к миофункциональному специалисту — он проверяет правильность выполнения упражнений и при необходимости корректирует комплекс. При соблюдении этих условий эффективность занятий будет очень высока!
Хорошо, а какие упражнения?
Комплекс упражнений подбирается индивидуально, в зависимости от имеющихся проблем.
У какого врача получить направление?
Направить на миогимнастику могут специалисты разных направлений: ортодонты, ЛОРы, остеопаты, логопеды и даже терапевты.
Источник
Миофункциональная терапия
Миофункциональная терапия — систематические упражнения с целью коррекции функций жевательных и мимических мышц. Данные сбои возникают при нарушениях функций зубочелюстной системы, которые проявляются в снижении или повышении тонуса мышц, что провоцирует:
- нарушение функции глотания;
- сбои в дыхании (преобладание ротового дыхания над носовым);
- изменение прикуса;
- нарушение речи (дефекты речи возникают вследствие нарушения функционирования мышц);
- нарушения в положении зубов (смещение, межзубные щели);
- деформации пропорций лица (несмыкание рта, выпячивание губы);
- смещение челюстей относительно друг друга.
Основным направлением миофункциональных упражнений является тренировка мышц для восстановления их нормальной работоспособности и выработки мышечного стереотипа. Данная процедура назначается:
- перед ортодонтическим лечением;
- как самостоятельное лечение;
- в профилактических целях;
- совместно с ортодонтическим лечением для улучшения эффекта.
Возрастные ограничения применения миокоррекции
Гимнастика по коррекции нарушений зубочелюстной системы применяется при работе с детьми в возрасте 4-8 лет, в период молочного прикуса. Если аномалии развития слабо выражены, то достаточно 2-3 месяцев занятий. Положительного эффекта можно добиться в период смены зубов в возрасте 9-12 лет. В данный период челюсть еще не до конца сформирована и поддается коррекции. В более поздние сроки эффект от терапии минимален и требует очень длительного срока применения (более года), поэтому миофункциональные упражнения не назначаются.
Показания и противопоказания к применению миофункциональной терапии
Миофункциональная коррекция назначается при наличии:
- аномального прикуса первой степени;
- дисфункции круговых мышц языка и рта;
- неровного расположения коронок;
- нарушений в работе височно-нижнечелюстного сустава;
- гипотонуса лицевых мышц.
К противопоказаниям, когда применение не оправдывается достигнутым эффектом, относят:
- плохую подвижность челюсти;
- гипертрофию лицевых мышц;
- аномальный прикус третьей степени;
- видимые ограничения подвижности в височно-нижнечелюстных суставах;
- неправильный рост челюстей вследствие перенесенных заболеваний.
Преимущества и недостатки миокоррекции
Основным достоинством применения миофункциональной терапии будет отсутствие в необходимости использования ортодонтических препаратов, что позволяет избавиться от травмирования дентальной ткани и слизистой оболочки. При этом не происходит травмирование детской психики, что улучшает психологический контакт с врачом.
К недостаткам относится длительность применения, возрастные ограничения, а также низкая эффективность при выраженных аномалиях развития.
Первые признаки нарушений зубочелюстной системы
Необходимость в применении миофункциональной коррекции возникает, если фиксируются следующие состояния:
- дыхание происходит преимущественно через рот;
- глотание требует сильного напряжения челюстных мышц;
- проявляются дефекты речи;
- ребенок сосет палец;
- у ребенка наблюдается отсутствие щелей между временными зубами;
- возникает неконтролируемое состояние грызть ногти или карандаш.
Любое из данных состояний сообщает о необходимости применения миофункциональной коррекции для своевременного блокирования нарушений зубочелюстной системы.
Основные причины возникновения нарушений
Специалисты отмечают, что нарушения мимических и жевательных мышц возникают вследствие сбоев в функционировании организма. Развитию данных нарушений способствует:
- длительное питание мягкой и протертой пищей, питье из бутылочки с соской приводит к нарушению развития функции глотания;
- отсутствие твердой пищи провоцирует замедление роста челюстей и неправильное формирование расположения зубов, что вызывает нарушение прикуса;
- чрезмерное злоупотребление соской-пустышкой или сосание пальца способствует деформации челюстных костей;
- нарушения осанки влияет на миодинамическое равновесие;
- генетическая предрасположенность;
- неправильная артикуляция способствует речевым нарушениям;
- частые простудные заболевания провоцируют развитие ротового дыхания и ослабление носового.
Эффект от применения миофункциональной терапии
Для достижения лечебного эффекта необходимо не только соблюдать все рекомендации по выполнению подобранных упражнений, но и правильно определить степень аномалии в развитии дефекта. При своевременном и правильном назначении миофункциональных упражнений происходит:
- восстановление работоспособности челюстно-лицевых мышц;
- нормализация тонуса мимических и жевательных мышц;
- устранение дефектов речи;
- улучшение осанки;
- восстановление процесса глотания, дыхания;
- формирование жевательных навыков;
- правильное расположение языка.
Стоит помнить, что различные аномалии требуют проведения специальных упражнений, которые должен назначать специалист после проведения комплексного обследования пациента и выявления всех возможных патологий и нарушений.
Основные правила миофункциональной терапии
Миофункциональные упражнения необходимо выполнять соблюдая основные правила лечебной физкультуры:
- напряжения мышц происходят плавно и медленно;
- напряжение должно чередоваться с расслаблением;
- необходимо правильно подбирать нагрузку, чтобы ограничить перенапряжение;
- упражнение выполняется несколько раз до чувства легкой усталости;
- занятия необходимо проводить регулярно;
- продолжительность упражнений и скорость их выполнения должны постепенно увеличиваться.
Соблюдая данные положения удается перестроить работу мышц и скорректировать развитие скелета в сторону анатомического равновесия. При этом эффект достигается благодаря:
- нормализации функциональных характеристик;
- биологической стимуляции развития мышц и роста костной ткани;
- благоприятному влиянию на трофические процессы;
- формированию компенсирующего механизма.
Основной комплекс миофункциональных упражнений
Разработаны различные методики и комплексы упражнений для устранения нарушений развития зубочелюстной системы. К основным относят упражнения при следующих аномалиях:
- Глубокий прикус. Упражнения основаны на выдвижении нижней челюсти вперед.
- Открытый прикус. Занятия направлены на тренировку мышц, которые отвечают за поднятие нижней челюсти.
- Недоразвитие круговой мышцы рта. Данные упражнения необходимы при развитии ротового дыхания и нарушении контуров ротового отверстия. Успешная тренировка позволяет предупредить развитие рецидива наклона верхних резцов.
- Мезиальный прикус. Упражнения направлены на формирование правильного расположения челюстей.
- Косой прикус. В основе занятий лежит смещение нижней челюсти в сторону, а также коррекция смыкания зубов.
- Недоразвитие мышц языка. В данном случае терапия проводится в зависимости от степени развития аномалии и включает коррекцию смыкания губ, упражнения после подрезания уздечки языка, развитии мышц передней части языка (инфантильное глотание), упражнения для средней и задней части языка.
- Нарушение развития мышц, выдвигающих нижнюю челюсть. Данные упражнения направлены на коррекцию прикуса и формирование смыкания губ.
Применение миогимнастики в остеопатическом лечении
Наиболее распространено, что лечением нарушения прикуса, смещения челюстей, неровным расположением зубов, занимаются ортодонты. Но не всегда применяемые им методы лечения оказывают ожидаемый эффект. При этом медицинское вмешательство может стать причиной развития серьезных заболеваний благодаря нарушению взаимосвязей в организме.
Остеопатия рассматривает нарушения зубочелюстной системы в совокупности с остальными системами организма, в частности с костно-мышечной системой. Ведь незначительный мышечный спазм затрагивает позвоночник, который реагирует изменением положения. Данное нарушение влечет за собой множество ответных реакций организма, которые могут повлиять на расположение челюсти и повлечь нагрузку на зубы. При этом нарушения в зубочелюстной системе могут также спровоцировать перекос позвоночника и стать причиной неравномерного распределения нагрузки на организм.
Чтобы выявить данные нарушения необходимо рассматривать организм как единую систему и применять комплексные методы коррекции. Остеопатия позволяет найти причину сбоев в функционировании систем организма и мягко устранить данную проблему.
Миофункциональная коррекция является одной из многочисленных техник, которые применяются остеопатом для коррекции нарушений жевательных и мимических мышц. Но в отличие от ортодонтов, остеопаты применяют данную методику только после коррекции нарушений во взаимосвязи систем и органов.
Основные положения работы врача остеопата
Рост аномалий развития зубочелюстной системы провоцирует поиск новых решений для устранения данной проблемы. Остеопатия рассматривает данные нарушения (например, неправильный прикус) как следствие патологических развитий, которые вызваны родовыми травмами.
Основными положениями в работе остеопата являются:
- индивидуальный подход к каждому пациенту;
- комплексное обследование организма остеопатическими методиками совместно с медицинскими анализами;
- применение безопасных способов воздействия на организм;
- совместная работа с другими врачами;
- контроль за формированием организма и своевременное исправление нарушений.
Данные положения помогают адаптировать организм к применению миофункциональных упражнений и способствуют сокращению срока лечения.
Источник