Микроструктура спортивной тренировки это

Общая характеристика структуры спортивной тренировки.

В процессе построения спортивной подготовки целостность тренировочного процесса обеспечивается на основе определенной структуры, которая представляет собой относительно устойчивый порядок объединения компонентов (подсистем, сторон и отдельных звеньев), их закономерное отношение друг с другом и общую последовательность.

Структура тренировки характеризуется, в частности:

1) порядком взаимосвязи элементов содержания тренировки (средств, методов общей и специальной физической, тактической и технической подготовки и т.д.);

2) необходимым соотношением параметров тренировочной нагрузки (ее количественных и качественных характеристик объема и интенсивности);

3) определенной последовательностью различных звеньев тренировочного процесса (отдельных занятий и их частей, эта­пов, периодов, циклов), представляющих фазы или стадии дан­ного процесса, во время которых тренировочный процесс пре­терпевает закономерные изменения.

В зависимости от масштаба времени, в пределах которого протекает тренировочный процесс, различают:

а) микроструктуру — структуру отдельного тренировочного занятия, структуру отдельного тренировочного дня и микроцикла (например, недель­ного);

б) мезоструктуру — структуру этапов тренировки, включа­ющих относительно законченный ряд микроциклов (суммарной длительностью, например, около месяца);

в) макроструктуру — структуру больших тренировочных циклов типа полугодичных, годичных и многолетних.

Микроциклэто совокупность нескольких тренировочных занятий, которые вместе с восстановительными днями составляют относительно повторяющийся фрагмент тренировочного процесса, это малый цикл тренировки, чаще всего с недельной или околонедельной продолжительностью, включающий обычно от двух до нескольких занятий. Продолжительность микроциклов может колебаться от 3—4 до 14 дней. Наиболее распространены 7-дневные микроциклы, которые, совпадая по продолжительности с календарной неделей, хорошо согласуются с общим режимом занимающихся.

Мезоцикл — это средний тренировочный цикл продолжитель­ностью от 2 до 6 недель, включающий относительно закончен­ный ряд микроциклов. Построение тренировочного процесса на основе мезоциклов позволяет систематизировать его в соответствии с главной зада­чей периода или этапа подготовки, обеспечить оптимальную ди­намику тренировочных и соревновательных нагрузок, целесооб­разное сочетание различных средств и методов подготовки, соот­ветствие между факторами педагогического воздействия и восста­новительными мероприятиями, достичь преемственности в вос­питании различных качеств и способностей.

Макроцикл — это большой тренировочный цикл типа полугодичного (в отдельных случаях 3—4 месяца), годичного, многолетнего (например, четырехгодичного), связанный с развитием, стабилизацией и временной утратой спортивной формы и включающий законченный ряд периодов, этапов, мезоциклов. В каждом макроцикле выделяются три периода — подготовительный, соревновательный и переходный

Краткая характеристика компонентов структуры спортивной тренировки

Уровень структуры Компонент структуры Основные причины выделения компонента Основные разновидности компонента Примерная протяжен­ность во времени
Микро­структура Тренировочное задание Зависимость воздействия тренировоч­ного упражнения от исходного со­стояния спортсмена, отдыха и других условий Анаэробная, аэробная, технико-тактическая и другие направ­ленности От десятков секунд до нескольких часов
Часть трениро­вочного занятия Динамика работоспособности спорт­смена в ходе тренировочного занятия 1. Подготовительная 2. Основная 3. Заключительная 1. 10—40 мин 2. От десятков ми­нут до нескольких часов 3. 10—20 мин
Тренировочное занятие Традиционное для физического воспи­тания использование урочной формы проведения занятий, ограниченная ра­ботоспособность при выполнении за­даний в течение десятков минут — ча­сов, возможности эксплуатации спор­тивной базы 1. Избирательная направлен­ность 2. Комплексная направленность От десятков минут до нескольких часов
Микроцикл Необходимость управления процесса­ми утомления и восстановления, обес­печение оптимального взаимодействия между заданиями различной направ­ленности, традиционный распорядок жизнедеятельности (календарная не­деля) 1. Собственно тренировочные (ординарные и ударные) 2. Подводящие 3. Соревновательные 4. Восстановительные 2—7 дней
Мезо-структура Мезоцикл Достижение кумулятивного (суммар­ного) тренировочного эффекта, замед­ление и прекращение адаптационных перестроек в ответ на однообразную по величине и направленности нагруз­ку 1. Втягивающие 2. Базовые 3. Контрольно-подготовительные 4. Предсоревновательные 5. Соревновательные 6. Восстановительно-подготови­тельные 7. Восстановительно — поддержи­вающие 3—4 недели (3—6 микроциклов)
Период макроцикла Обеспечение определенной фазы раз­вития спортивной формы (становле­ния, стабилизации и утраты) 1. Подготовительный 2. Соревновательный 3. Переходный 1. 3—4 или 5—7 ме­сяцев 2. 1,5—2 или 4—5 месяцев 3. 2—3 или 4—6 не­дель
Макроцикл Необходимость управления развитием спортивной формы в соответствии с календарем соревнований 1. Годичный 2. Полугодичный 1. 1 год 2. 6 месяцев
Стадии и этапы многолетнего процесса трени­ровки Закономерности становления спортив­ного мастерства, закономерности воз­растного развития человека, измене­ние общих условий в различные пе­риоды жизни и их влияние на воз­можности достижения высоких спор­тивных результатов 1. Стадия базовой подготовки (этапы предварительной спор­тивной подготовки, начальной специализации) 2. Стадия максимальной реали­зации спортивных возможностей (этапы углубленной тренировки, высших достижений ) 3. Стадия спортивного долголе­тия (этапы сохранения достиже­ний, поддержания общей трени­рованности) 1. 4—6 лет 2. 8—12 лет 3. До десятков лет

Описать построение тренировочного занятия, части занятия, их продолжительность и содержание. Назвать разновидности занятий.

Тренировочным заданием называется физическое упражнение со всеми необходимыми условиями для его выполнения, позволяю­щими решать определенную педагогическую задачу (В. П. Попов, В. Н. Кряж): Тренировочные задания могут иметь разную направ­ленность, связанную с воспитанием двигательных способностей, обучением технике и тактике, решением задач разминки, восстановления и т. д. Направленность определяет и другие характерн­ом тренировочного задания, в частности его продолжительность. Так, отдельные задания, используемые для разминки, могут выполняться в течение нескольких секунд, а задания с направ­ленностью на воспитание аэробной выносливости—1,5—2 ч и больше.

Исходным целостным звеном, из множества которых состоит весь тренировочный процесс, является отдельное тренировочное занятие. Уроки и другие формы отдельных практических спортивных заня­тий имеют ряд общих черт, типичных для структуры любого рацио­нально организованного занятия физическими упражнениями.Так, в каждом отдельном занятии есть три части: подго­товительная (в спорте она получила название «разминка»), основ­ная и заключительная. Общие методические правила их построения остаются справедливыми и в спорте.

3.Части тренировочного занятия, их продолжи­тельность и содержание.

Основной причиной выделения частей является динамика (изменение) работоспособности спортсмена в ходе тренировки, которая в начале поднимается до максимума, а затем на некоторое время стабилизируется и в конце тренировки начинает снижаться (из за наступающего утомления).

Подготовительная часть тренировочного занятия (10-15%) служит для повышения работоспособности спортсмена до такого уровня, который обеспечивает успешное решение задач занятия, а также уменьшает опасность травматизма. Слишком короткая разминка не позволит спортсмену подготовиться к основной ра­боте, а слишком продолжительная может вызвать нежелательное утомление.

Включает в себя:

1. Организационные мероприятия:

· Постановку задач занятия

2.Теоретические и необходимые подготовительные мероприятия:

· Перестроение для разминки.

3.Проведение общей и специальной разминки:

· Общая разминка – активизирует деятельность важнейших функциональных систем ( ЦНС, двигательный аппарат и т.д.). Используются различные общеподготовительные упражнения.

· Специальная разминка – служит для подготовки организма к дальнейшей специальной подготовке, направлена на достижение оптимального состояния двигательного аппарата, для эффективной деятельности спортсмена в основной части занятия.

Начало мышечной деятельности сопровождается нарастанием работоспособности, т.е. врабатыванием. Этому предшествует возбуждение нервной системы и активизация деятельности вегетативной системы, необходимой для настройки организма на осознанное выполнение работы. Продолжительность врабатывания зависит от:

· Конкретного вида мышечной деятельности,

Основная часть занятия включает в себя задания, направлен­ные на решение наиболее важных его задач. Длительность основной части может составлять от 50% до 80% от общего времени занятия. Ее содержание мо­жет формироваться по-разному, например использовать практи­чески одно задание (кроссовый бег) или, напротив, применять большое количество заданий одинаковой или различной направ­ленности. В последнем случае очень важна структура основной части, правильная очередность этих заданий, поскольку один их порядок вызовет положительное взаимодействие между резуль­татами выполнения, а другой — отрицательные последствия.

В зависимости от структуры и направленности занятия основная часть бывает:

· тренировочной – способствует развитию только физических качеств,

· учебно-тренировочной – комплексное развитие физических качеств и обучение технике,

· учебно-технической – обучение и совершенствование техники,

· контрольной – оценка различных сторон подготовленности спортсмена.

Основным фактором, влияющим на организм спортсмена, является величина нагрузки.

Заключительная часть занятия решает задачи направленного снижения функциональной активности спортсменов, активизации вос­становительных процессов, устранения неблагоприятных послед­ствий выполнения некоторых тренировочных заданий. В нее вклю­чаются разнообразные задания, связанные со снижением тонуса мышц, с восстановлением дыхания, с переключением на неспеци­фическую деятельность, с непривычной координацией и т. д., а также закрепление освоенного материала и проведение организационно-методических мероприятий (подведение итогов занятий, определение лучших спортсменов, оценка качества выполнения заданий, задание на дом).

Разновидности занятий

По педагогической направленности тренировочные занятия бывают:

По величине нагрузки — занятия с большой нагрузкой, со значительной, средней и малой нагрузкой.

По форме организации выделяют следующие виды занятий:

• фронтальные — спортсмены одновременно выполняют одно и то же упражнение всей группой;

• групповые — спортсмены делятся в ходе выполнения тре­нировочных заданий на группы, при этом должны быть созданы эффективные условия для выполнения соревновательных упраж­нений;

• индивидуальные — спортсмены самостоятельно выполняют задания с индивидуальной дозировкой нагрузки;

• свободные — данный вид занятий используют спортсмены высокого класса, у которых есть большой стаж подготовки, спе­циальные знания и опыт.

По особенностям решаемых задач различают следующие тре­нировочные занятия:

• учебные, где идет освоение нового материла;

• тренировочные, которые направлены на осуществление раз­личных видов подготовки и в первую очередь физической;

• учебно-тренировочные, сочетают освоение нового матери­ала и развитие физических качеств;

• восстановительные с небольшым суммарным объемом нагрузки для стимулирования восстановительных процессов;

• модельные, проводят в непосредственной подготовке к со­ревнованиям;

• контрольные, применяют для контроля подготовленности спортсменов.

Источник

44. По каким признакам судят о микроструктуре спортивной тренировки? Какие выделяют разновидности её микроциклов, и какие факторы обу­славливают их?

Микроцикл — это малый цикл тренировки, чаще всего с не­дельной или околонедельной продолжительностью, включающий обычно от двух до нескольких занятий.

Внешними признаками микроцикла являются:

— наличие двух фаз в его структуре — стимуляционной фазы (кумулятивной) и восстановительной фазы (разгрузка и отдых). При этом равные сочетания (по времени) этих фаз встречаются лишь в тренировке начинающих спортсменов. В подготовительном периоде стимуляционная фаза значительно превышает восстано­вительную, а в соревновательном их соотношения становятся бо­лее вариативными;

часто окончание микроцикла связано с восстановительной фазой, хотя она встречается и в середине его;

регулярная повторяемость в оптимальной последовательно­сти занятий разной направленности, разного объема и разной ин­тенсивности.

В практике отдельных видов спорта встречается от четырех до девяти различных типов микроциклов.

Втягивающие микроциклы характеризуются невысокой суммар­ной нагрузкой и направлены на подведение организма спортсме­на к напряженной тренировочной работе. Применяются в первом мезоцикле подготовительного периода, а также после болезни. Базовые микроциклы (общеподготовительные) характеризуются боль­шим суммарным объемом нагрузок. Их основные цели: — стимуля­ция адаптационных процессов в организме спортсменов, — решение главных задач технико-тактической, физической, волевой, специ­альной психической подготовки. В силу этого базовые микроциклы составляют основное содержание подготовительного периода. Контрольно-подготовительные микроциклы делятся на специально подготовительные микроциклы, характеризующи­еся средним объемом тренировочной нагрузки и высокой сорев­новательной или околосоревновательной интенсивностью, на­правлены на достижение необходимого уровня специальной ра­ботоспособности в соревнованиях, шлифовку технико-тактичес­ких навыков и умений, специальную психическую подготовлен­ность, и модельные микроциклы связаны с моделированием соревно­вательного регламента в процессе тренировочной деятельности и направлены на контроль за уровнем подготовленности и повыше­ние способностей к реализации накопленного двигательного по­тенциала спортсмена. Общий уровень нагрузки в нем может быть более высоким, чем в предстоящем соревновании (правило пре­вышающего воздействия). Эти два вида контрольно-подготовительных микроциклов используются на заключительных этапах подготовительного и сорев­новательного периода. Подводящие микроциклы. Содержание этих микроциклов может быть разнообразным. Оно зависит от системы подведения спорт­смена к соревнованиям, особенностей его подготовки к главным стартам на заключительном этапе. В них могут решаться вопросы полноценного восстановления и психической настройки. В целом они характеризуются невысоким уровнем объема и суммарной интенсивности нагрузок. Восстановительные микроциклы — завершают серию на­пряженных базовых, контрольно-подготовительных микроциклов. Восстановительные микроциклы планируют и после напряжен­ной соревновательной деятельности. Их основная роль — обеспечение оптимальных условий для восстановительных и адап­тационных процессов в организме спортсмена. Это обусловливает невысокую суммарную нагрузку таких микроциклов, широкое применение в них средств активного отдыха. Соревновательные микроциклы — основной режим, соответ­ствующий программе соревнований. Структура и продолжитель­ность этих микроциклов определяются спецификой соревнований в различных видах спорта, общим числом стартов и паузами меж­ду ними. В зависимости от этого соревновательные микроциклы могут ограничиваться стартами, непосредственным подведением к ним и восстановительными занятиями, а также могут включать и специальные тренировочные занятия в интервалах между от­дельными стартами и играми.

В практике спорта широко применяются ударные микроциклы. Используются когда время подготовки к какому-то соревнованию ограниченно, а спортсмену необходимо быстрее добиться определенных адаптационных пере­строек. При этом ударным элементом могут быть объем нагрузки, ее интенсивность, концентрация упражнений повышенной техничес­кой сложности и психической напряженности, проведение занятий в экстремальных условиях внешней среды. Ударными могут быть ба­зовые, контрольно-подготовительные и соревновательные микро­циклы в зависимости от этапа годичного цикла и его задач.

Отдельные тренировочные занятия комплектуются в недельные циклы — микроциклы. Существует несколько вариантов построения недельного цикла: а. Две тренировки в неделю и выезд в выходные дни на рельеф; б. Три тренировки в неделю; в. Две тренировки, затем день отдыха и снова две тренировки и два дня отдыха. Но наиболее квалифицированные спортсмены тренируются в режиме: шесть тренировочных дней и один день отдыха, в который, как правило, проводится баня. Во время предсоревновательных сборов, тренировочный цикл строится еще жестче: шесть тренировочных дней в неделю, по две тренировки в день. Однако кроме количества тренировочных занятий микроциклы отличаются также и качеством выполняемых нагрузок в них. В основе построения микроциклов стоит методика регулирования тренировочной нагрузки и отдыха, а также расчет эффекта суммации тренированности. Вариант регулирования нагрузки и отдыха, при котором не происходит изменений в тренированности спортсмена, как правило не используется в построении микроциклов.

Рассмотрим два классических варианта построения микроциклов, при которых наблюдается эффект суммации работоспособности и увеличение тренированности

В первом варианте каждое последующее тренировочное занятие попадает в фазу полного восстановления и сверхвосстановления работоспособности спортсмена после полученной нагрузки. Число занятий в микроцикле, их интенсивность и интервалы между ними зависят от ряда конкретных обстоятельств, в частности: от уровня тренированности и квалификации спортсменов; периодов и этапов тренировки. Нередко после дня отдыха тренированность спортсменов несколько снижается, поэтому в день отдыха, как правило, делается баня, как средство активного отдыха.

Во втором варианте, каждое последующее занятие проводится на фоне недовосстановления работоспособности. В организме спортсмена к концу микроцикла накапливается утомление и создается мощный стимул для восстановления и сверхвосстановления во время отдыха. Каждый новый микроцикл должен начинаться на фоне сверхвосстановления от предыдущего микроцикла. Этот вариант построения микроциклов отличается повышенной плотностью, а число занятий в неделю может достигать 6-12.

Конечно не все занятия в микроцикле равноценны. Выделяют основные (ударные) тренировочные занятия и вспомогательные. Нередки случаи когда все занятия в микроцикле отличаются по своей направленности. Одна тренировка может быть направлена на развитие силы, другая — скоростных качеств. Одна на развитие аэробных возможностей, другая — анаэробных. И так далее. Можно выделить несколько типов микроциклов: собственно-тренировочные, подводящие, соревновательные и восстановительные. Из всего этого разнообразия микроциклов, как из «кирпичей», складываются мезоциклы и макроциклы.

Собственно-тренировочные микроциклы могут иметь общеподготовительную направленность и специально-подготовительную направленность. Также различают ударные микроциклы. Этот тип микроциклов является основным при формировании двигательных качеств: силы, выносливости, ловкости, гибкости, скорости.

Подводящие микроциклы организуются так, чтобы создать эффект наиболее близкий к соревновательной деятельности. Так, например, при подготовке к сложному многодневному стенному восхождению, можно организовать цикл тренировок так, чтобы он иммитировал примерный объем и техническую сложность проходимого каждый день рельефа на восхождении.

Соревновательные микроциклы включают фазу настраивания на восхождение, совершение восхождения и восстановление после него. В скалолазании — настройку на участие в соревновании, настройку на каждый конкретный старт в соревновании и восстановление между стартами и между соревнованиями.

Восстановительные микроциклы следуют как правило после ударных или соревновательных микроциклов. Отличаются невысокой интенсивностью нагрузок, увеличением количества дней отдыха.

Источник

Читайте также:  Звук прибоя для медитации
Оцените статью