Общая характеристика структуры спортивной тренировки.
В процессе построения спортивной подготовки целостность тренировочного процесса обеспечивается на основе определенной структуры, которая представляет собой относительно устойчивый порядок объединения компонентов (подсистем, сторон и отдельных звеньев), их закономерное отношение друг с другом и общую последовательность.
Структура тренировки характеризуется, в частности:
1) порядком взаимосвязи элементов содержания тренировки (средств, методов общей и специальной физической, тактической и технической подготовки и т.д.);
2) необходимым соотношением параметров тренировочной нагрузки (ее количественных и качественных характеристик объема и интенсивности);
3) определенной последовательностью различных звеньев тренировочного процесса (отдельных занятий и их частей, этапов, периодов, циклов), представляющих фазы или стадии данного процесса, во время которых тренировочный процесс претерпевает закономерные изменения.
В зависимости от масштаба времени, в пределах которого протекает тренировочный процесс, различают:
а) микроструктуру — структуру отдельного тренировочного занятия, структуру отдельного тренировочного дня и микроцикла (например, недельного);
б) мезоструктуру — структуру этапов тренировки, включающих относительно законченный ряд микроциклов (суммарной длительностью, например, около месяца);
в) макроструктуру — структуру больших тренировочных циклов типа полугодичных, годичных и многолетних.
Микроцикл — это совокупность нескольких тренировочных занятий, которые вместе с восстановительными днями составляют относительно повторяющийся фрагмент тренировочного процесса, это малый цикл тренировки, чаще всего с недельной или околонедельной продолжительностью, включающий обычно от двух до нескольких занятий. Продолжительность микроциклов может колебаться от 3—4 до 14 дней. Наиболее распространены 7-дневные микроциклы, которые, совпадая по продолжительности с календарной неделей, хорошо согласуются с общим режимом занимающихся.
Мезоцикл — это средний тренировочный цикл продолжительностью от 2 до 6 недель, включающий относительно законченный ряд микроциклов. Построение тренировочного процесса на основе мезоциклов позволяет систематизировать его в соответствии с главной задачей периода или этапа подготовки, обеспечить оптимальную динамику тренировочных и соревновательных нагрузок, целесообразное сочетание различных средств и методов подготовки, соответствие между факторами педагогического воздействия и восстановительными мероприятиями, достичь преемственности в воспитании различных качеств и способностей.
Макроцикл — это большой тренировочный цикл типа полугодичного (в отдельных случаях 3—4 месяца), годичного, многолетнего (например, четырехгодичного), связанный с развитием, стабилизацией и временной утратой спортивной формы и включающий законченный ряд периодов, этапов, мезоциклов. В каждом макроцикле выделяются три периода — подготовительный, соревновательный и переходный
Краткая характеристика компонентов структуры спортивной тренировки
Уровень структуры | Компонент структуры | Основные причины выделения компонента | Основные разновидности компонента | Примерная протяженность во времени |
Микроструктура | Тренировочное задание | Зависимость воздействия тренировочного упражнения от исходного состояния спортсмена, отдыха и других условий | Анаэробная, аэробная, технико-тактическая и другие направленности | От десятков секунд до нескольких часов |
Часть тренировочного занятия | Динамика работоспособности спортсмена в ходе тренировочного занятия | 1. Подготовительная 2. Основная 3. Заключительная | 1. 10—40 мин 2. От десятков минут до нескольких часов 3. 10—20 мин | |
Тренировочное занятие | Традиционное для физического воспитания использование урочной формы проведения занятий, ограниченная работоспособность при выполнении заданий в течение десятков минут — часов, возможности эксплуатации спортивной базы | 1. Избирательная направленность 2. Комплексная направленность | От десятков минут до нескольких часов | |
Микроцикл | Необходимость управления процессами утомления и восстановления, обеспечение оптимального взаимодействия между заданиями различной направленности, традиционный распорядок жизнедеятельности (календарная неделя) | 1. Собственно тренировочные (ординарные и ударные) 2. Подводящие 3. Соревновательные 4. Восстановительные | 2—7 дней | |
Мезо-структура | Мезоцикл | Достижение кумулятивного (суммарного) тренировочного эффекта, замедление и прекращение адаптационных перестроек в ответ на однообразную по величине и направленности нагрузку | 1. Втягивающие 2. Базовые 3. Контрольно-подготовительные 4. Предсоревновательные 5. Соревновательные 6. Восстановительно-подготовительные 7. Восстановительно — поддерживающие | 3—4 недели (3—6 микроциклов) |
Период макроцикла | Обеспечение определенной фазы развития спортивной формы (становления, стабилизации и утраты) | 1. Подготовительный 2. Соревновательный 3. Переходный | 1. 3—4 или 5—7 месяцев 2. 1,5—2 или 4—5 месяцев 3. 2—3 или 4—6 недель | |
Макроцикл | Необходимость управления развитием спортивной формы в соответствии с календарем соревнований | 1. Годичный 2. Полугодичный | 1. 1 год 2. 6 месяцев | |
Стадии и этапы многолетнего процесса тренировки | Закономерности становления спортивного мастерства, закономерности возрастного развития человека, изменение общих условий в различные периоды жизни и их влияние на возможности достижения высоких спортивных результатов | 1. Стадия базовой подготовки (этапы предварительной спортивной подготовки, начальной специализации) 2. Стадия максимальной реализации спортивных возможностей (этапы углубленной тренировки, высших достижений ) 3. Стадия спортивного долголетия (этапы сохранения достижений, поддержания общей тренированности) | 1. 4—6 лет 2. 8—12 лет 3. До десятков лет |
Описать построение тренировочного занятия, части занятия, их продолжительность и содержание. Назвать разновидности занятий.
Тренировочным заданием называется физическое упражнение со всеми необходимыми условиями для его выполнения, позволяющими решать определенную педагогическую задачу (В. П. Попов, В. Н. Кряж): Тренировочные задания могут иметь разную направленность, связанную с воспитанием двигательных способностей, обучением технике и тактике, решением задач разминки, восстановления и т. д. Направленность определяет и другие характерном тренировочного задания, в частности его продолжительность. Так, отдельные задания, используемые для разминки, могут выполняться в течение нескольких секунд, а задания с направленностью на воспитание аэробной выносливости—1,5—2 ч и больше.
Исходным целостным звеном, из множества которых состоит весь тренировочный процесс, является отдельное тренировочное занятие. Уроки и другие формы отдельных практических спортивных занятий имеют ряд общих черт, типичных для структуры любого рационально организованного занятия физическими упражнениями.Так, в каждом отдельном занятии есть три части: подготовительная (в спорте она получила название «разминка»), основная и заключительная. Общие методические правила их построения остаются справедливыми и в спорте.
3.Части тренировочного занятия, их продолжительность и содержание.
Основной причиной выделения частей является динамика (изменение) работоспособности спортсмена в ходе тренировки, которая в начале поднимается до максимума, а затем на некоторое время стабилизируется и в конце тренировки начинает снижаться (из за наступающего утомления).
Подготовительная часть тренировочного занятия (10-15%) служит для повышения работоспособности спортсмена до такого уровня, который обеспечивает успешное решение задач занятия, а также уменьшает опасность травматизма. Слишком короткая разминка не позволит спортсмену подготовиться к основной работе, а слишком продолжительная может вызвать нежелательное утомление.
Включает в себя:
1. Организационные мероприятия:
· Постановку задач занятия
2.Теоретические и необходимые подготовительные мероприятия:
· Перестроение для разминки.
3.Проведение общей и специальной разминки:
· Общая разминка – активизирует деятельность важнейших функциональных систем ( ЦНС, двигательный аппарат и т.д.). Используются различные общеподготовительные упражнения.
· Специальная разминка – служит для подготовки организма к дальнейшей специальной подготовке, направлена на достижение оптимального состояния двигательного аппарата, для эффективной деятельности спортсмена в основной части занятия.
Начало мышечной деятельности сопровождается нарастанием работоспособности, т.е. врабатыванием. Этому предшествует возбуждение нервной системы и активизация деятельности вегетативной системы, необходимой для настройки организма на осознанное выполнение работы. Продолжительность врабатывания зависит от:
· Конкретного вида мышечной деятельности,
Основная часть занятия включает в себя задания, направленные на решение наиболее важных его задач. Длительность основной части может составлять от 50% до 80% от общего времени занятия. Ее содержание может формироваться по-разному, например использовать практически одно задание (кроссовый бег) или, напротив, применять большое количество заданий одинаковой или различной направленности. В последнем случае очень важна структура основной части, правильная очередность этих заданий, поскольку один их порядок вызовет положительное взаимодействие между результатами выполнения, а другой — отрицательные последствия.
В зависимости от структуры и направленности занятия основная часть бывает:
· тренировочной – способствует развитию только физических качеств,
· учебно-тренировочной – комплексное развитие физических качеств и обучение технике,
· учебно-технической – обучение и совершенствование техники,
· контрольной – оценка различных сторон подготовленности спортсмена.
Основным фактором, влияющим на организм спортсмена, является величина нагрузки.
Заключительная часть занятия решает задачи направленного снижения функциональной активности спортсменов, активизации восстановительных процессов, устранения неблагоприятных последствий выполнения некоторых тренировочных заданий. В нее включаются разнообразные задания, связанные со снижением тонуса мышц, с восстановлением дыхания, с переключением на неспецифическую деятельность, с непривычной координацией и т. д., а также закрепление освоенного материала и проведение организационно-методических мероприятий (подведение итогов занятий, определение лучших спортсменов, оценка качества выполнения заданий, задание на дом).
Разновидности занятий
По педагогической направленности тренировочные занятия бывают:
По величине нагрузки — занятия с большой нагрузкой, со значительной, средней и малой нагрузкой.
По форме организации выделяют следующие виды занятий:
• фронтальные — спортсмены одновременно выполняют одно и то же упражнение всей группой;
• групповые — спортсмены делятся в ходе выполнения тренировочных заданий на группы, при этом должны быть созданы эффективные условия для выполнения соревновательных упражнений;
• индивидуальные — спортсмены самостоятельно выполняют задания с индивидуальной дозировкой нагрузки;
• свободные — данный вид занятий используют спортсмены высокого класса, у которых есть большой стаж подготовки, специальные знания и опыт.
По особенностям решаемых задач различают следующие тренировочные занятия:
• учебные, где идет освоение нового материла;
• тренировочные, которые направлены на осуществление различных видов подготовки и в первую очередь физической;
• учебно-тренировочные, сочетают освоение нового материала и развитие физических качеств;
• восстановительные с небольшым суммарным объемом нагрузки для стимулирования восстановительных процессов;
• модельные, проводят в непосредственной подготовке к соревнованиям;
• контрольные, применяют для контроля подготовленности спортсменов.
Источник
44. По каким признакам судят о микроструктуре спортивной тренировки? Какие выделяют разновидности её микроциклов, и какие факторы обуславливают их?
Микроцикл — это малый цикл тренировки, чаще всего с недельной или околонедельной продолжительностью, включающий обычно от двух до нескольких занятий.
Внешними признаками микроцикла являются:
— наличие двух фаз в его структуре — стимуляционной фазы (кумулятивной) и восстановительной фазы (разгрузка и отдых). При этом равные сочетания (по времени) этих фаз встречаются лишь в тренировке начинающих спортсменов. В подготовительном периоде стимуляционная фаза значительно превышает восстановительную, а в соревновательном их соотношения становятся более вариативными;
часто окончание микроцикла связано с восстановительной фазой, хотя она встречается и в середине его;
регулярная повторяемость в оптимальной последовательности занятий разной направленности, разного объема и разной интенсивности.
В практике отдельных видов спорта встречается от четырех до девяти различных типов микроциклов.
Втягивающие микроциклы характеризуются невысокой суммарной нагрузкой и направлены на подведение организма спортсмена к напряженной тренировочной работе. Применяются в первом мезоцикле подготовительного периода, а также после болезни. Базовые микроциклы (общеподготовительные) характеризуются большим суммарным объемом нагрузок. Их основные цели: — стимуляция адаптационных процессов в организме спортсменов, — решение главных задач технико-тактической, физической, волевой, специальной психической подготовки. В силу этого базовые микроциклы составляют основное содержание подготовительного периода. Контрольно-подготовительные микроциклы делятся на специально подготовительные микроциклы, характеризующиеся средним объемом тренировочной нагрузки и высокой соревновательной или околосоревновательной интенсивностью, направлены на достижение необходимого уровня специальной работоспособности в соревнованиях, шлифовку технико-тактических навыков и умений, специальную психическую подготовленность, и модельные микроциклы связаны с моделированием соревновательного регламента в процессе тренировочной деятельности и направлены на контроль за уровнем подготовленности и повышение способностей к реализации накопленного двигательного потенциала спортсмена. Общий уровень нагрузки в нем может быть более высоким, чем в предстоящем соревновании (правило превышающего воздействия). Эти два вида контрольно-подготовительных микроциклов используются на заключительных этапах подготовительного и соревновательного периода. Подводящие микроциклы. Содержание этих микроциклов может быть разнообразным. Оно зависит от системы подведения спортсмена к соревнованиям, особенностей его подготовки к главным стартам на заключительном этапе. В них могут решаться вопросы полноценного восстановления и психической настройки. В целом они характеризуются невысоким уровнем объема и суммарной интенсивности нагрузок. Восстановительные микроциклы — завершают серию напряженных базовых, контрольно-подготовительных микроциклов. Восстановительные микроциклы планируют и после напряженной соревновательной деятельности. Их основная роль — обеспечение оптимальных условий для восстановительных и адаптационных процессов в организме спортсмена. Это обусловливает невысокую суммарную нагрузку таких микроциклов, широкое применение в них средств активного отдыха. Соревновательные микроциклы — основной режим, соответствующий программе соревнований. Структура и продолжительность этих микроциклов определяются спецификой соревнований в различных видах спорта, общим числом стартов и паузами между ними. В зависимости от этого соревновательные микроциклы могут ограничиваться стартами, непосредственным подведением к ним и восстановительными занятиями, а также могут включать и специальные тренировочные занятия в интервалах между отдельными стартами и играми.
В практике спорта широко применяются ударные микроциклы. Используются когда время подготовки к какому-то соревнованию ограниченно, а спортсмену необходимо быстрее добиться определенных адаптационных перестроек. При этом ударным элементом могут быть объем нагрузки, ее интенсивность, концентрация упражнений повышенной технической сложности и психической напряженности, проведение занятий в экстремальных условиях внешней среды. Ударными могут быть базовые, контрольно-подготовительные и соревновательные микроциклы в зависимости от этапа годичного цикла и его задач.
Отдельные тренировочные занятия комплектуются в недельные циклы — микроциклы. Существует несколько вариантов построения недельного цикла: а. Две тренировки в неделю и выезд в выходные дни на рельеф; б. Три тренировки в неделю; в. Две тренировки, затем день отдыха и снова две тренировки и два дня отдыха. Но наиболее квалифицированные спортсмены тренируются в режиме: шесть тренировочных дней и один день отдыха, в который, как правило, проводится баня. Во время предсоревновательных сборов, тренировочный цикл строится еще жестче: шесть тренировочных дней в неделю, по две тренировки в день. Однако кроме количества тренировочных занятий микроциклы отличаются также и качеством выполняемых нагрузок в них. В основе построения микроциклов стоит методика регулирования тренировочной нагрузки и отдыха, а также расчет эффекта суммации тренированности. Вариант регулирования нагрузки и отдыха, при котором не происходит изменений в тренированности спортсмена, как правило не используется в построении микроциклов.
Рассмотрим два классических варианта построения микроциклов, при которых наблюдается эффект суммации работоспособности и увеличение тренированности
В первом варианте каждое последующее тренировочное занятие попадает в фазу полного восстановления и сверхвосстановления работоспособности спортсмена после полученной нагрузки. Число занятий в микроцикле, их интенсивность и интервалы между ними зависят от ряда конкретных обстоятельств, в частности: от уровня тренированности и квалификации спортсменов; периодов и этапов тренировки. Нередко после дня отдыха тренированность спортсменов несколько снижается, поэтому в день отдыха, как правило, делается баня, как средство активного отдыха.
Во втором варианте, каждое последующее занятие проводится на фоне недовосстановления работоспособности. В организме спортсмена к концу микроцикла накапливается утомление и создается мощный стимул для восстановления и сверхвосстановления во время отдыха. Каждый новый микроцикл должен начинаться на фоне сверхвосстановления от предыдущего микроцикла. Этот вариант построения микроциклов отличается повышенной плотностью, а число занятий в неделю может достигать 6-12.
Конечно не все занятия в микроцикле равноценны. Выделяют основные (ударные) тренировочные занятия и вспомогательные. Нередки случаи когда все занятия в микроцикле отличаются по своей направленности. Одна тренировка может быть направлена на развитие силы, другая — скоростных качеств. Одна на развитие аэробных возможностей, другая — анаэробных. И так далее. Можно выделить несколько типов микроциклов: собственно-тренировочные, подводящие, соревновательные и восстановительные. Из всего этого разнообразия микроциклов, как из «кирпичей», складываются мезоциклы и макроциклы.
Собственно-тренировочные микроциклы могут иметь общеподготовительную направленность и специально-подготовительную направленность. Также различают ударные микроциклы. Этот тип микроциклов является основным при формировании двигательных качеств: силы, выносливости, ловкости, гибкости, скорости.
Подводящие микроциклы организуются так, чтобы создать эффект наиболее близкий к соревновательной деятельности. Так, например, при подготовке к сложному многодневному стенному восхождению, можно организовать цикл тренировок так, чтобы он иммитировал примерный объем и техническую сложность проходимого каждый день рельефа на восхождении.
Соревновательные микроциклы включают фазу настраивания на восхождение, совершение восхождения и восстановление после него. В скалолазании — настройку на участие в соревновании, настройку на каждый конкретный старт в соревновании и восстановление между стартами и между соревнованиями.
Восстановительные микроциклы следуют как правило после ударных или соревновательных микроциклов. Отличаются невысокой интенсивностью нагрузок, увеличением количества дней отдыха.
Источник