- Фев 15 Комплекс миогимнастических упражнений для лечения мезиального прикуса
- Лечебная физкультура для лица
- Что такое мезиальный прикус
- Упражнения для исправления мезиального прикуса
- Показания и противопоказания
- Мнение эксперта
- Мезиальный прикус у ребенка гимнастика
- Упражнения при дистальном и глубоком прикусах.
- Упражнения при мезиальном прикусе.
- Упражнения при открытом прикусе.
- Упражнения при косом прикусе.
- Мезиальный прикус у ребенка
- Особенности мезиального прикуса
- Три типа медиального прикуса
- Как проявляется патология внешне
- Причины возникновения мезиального прикуса у ребенка
- Диагностика
- Последствия
- Как лечить мезиальный прикус у детей
- Профилактика мезиального прикуса
Фев 15 Комплекс миогимнастических упражнений для лечения мезиального прикуса
Упражнение № 1. Полное дыхание. Продолжительный вдох через нос. Во время вдоха живот «надувается», затем расширяется грудная клетка. При выдохе (через нос) наоборот вначале уменьшается объем груди, затем втягивается живот.
Упражнение № 2. Грудное дыхание. Выдохнуть. Сделать продолжительный вдох через нос. В это время грудная клетка расширяется, а живот втягивается. При выдохе (через нос) – наоборот.
Упражнение № 3. Брюшное дыхание. Выдохнуть. Сделать продолжительный вдох через нос. В это время живот выпячивается. При выдохе (через нос) – живот втягивается.
Упражнение № 4. Навык полного удлиненного выдоха. Ходьба в среднем темпе. Вдох и выдох только через нос. На 3 шага вдох, на 4 шага – выдох.. Через 3-4 дня продолжительность выдоха следует увеличить на 1 счет (5,6 и т.д.).
Упражнение № 5. Вдох и выдох поочередно одной ноздрей (вторую ноздрю плотно прижать пальцем).
Упражнения для тренировки мышц языка и нормализации типа глотания(выполняются в группе на занятиях по развитию речи).
Исходное положение: Сидя перед зеркалом, голова держится прямо, плечи слегка отведены назад и чуть опущены, грудь развернута, живот подтянут, колени согнуты, ноги вместе, пятки вместе.
Упражнение № 1. «Часики». Рот открыт, языком совершать медленные круговые движения по верхней губе, затем по нижней губе.
Упражнение № 2. «Накажем непослушный язычок». Положить язык на нижнюю губу, шлепать по нему верхней губой «на-на».
Упражнение № 3. «Будем красить потолок». Красить комнаты пора, пригласили маляра, он приходит в старый дом с новой кистью и ведром. Ваши язычки – кисть, твердое небо – потолок.
Упражнение № 4. Изобразить работу отбойного молотка. ДДДД…
Упражнение № 5. «Всадники». Сесть верхом на стульчик и, широко открывая рот, щелкать языком.
Упражнение № 6. Язык поднять вверх, прижать к переднему участку твердого неба в области небных складок. Сжать зубы, проглотить слюну, фиксируя положение языка.
Упражнение № 7. Кончик языка поднять вверх, расположить его у переднего участка твердого неба. Переместить язык по своду твердого неба максимально назад к мягкому небу.
Упражнение № 8. Кончик языка поднять вверх, расположить его у переднего участка твердого неба. Переместить язык по небной поверхности зубов справа и слева, касаясь каждого зуба.
Дополнительные специальные упражнения.
Упражнение № 1. Кончиком языка давить на небные поверхности верхних передних зубов до усталости мышц (3-5 мин).
Упражнение № 2. При слегка запрокинутой голове попеременно открывать и закрывать рот, при закрывании рта кончиком языка пытаться достать задний край твердого неба.
Упражнение № 3. Зажать верхними фронтальными зубами нижнюю губу, удержать, затем отпустить ее.
Упражнение № 4. Открыть рот, медленно закрывать его, смещая нижнюю челюсть назад и устанавливая передние зубы в краевом смыкании. Нижнюю челюсть удерживать в этом положении 4-8 сек.
Упражнение № 5 (с деревянным шпателем). Между зубными рядами помещают шпатель (ширина его равна ширине верхних резцов). Прикусить шпатель так, чтобы оказывать давление на небные поверхности верхних зубов и способствовать их отклонению в вестибулярном направлении, а нижних резцов – в язычном.
Источник
Лечебная физкультура для лица
Миогимнастика (миотерапия) — эффективный метод коррекции и профилактики неправильного прикуса. Терапия основывается на регулярном воздействии на различные группы мышц челюстного аппарата при помощи комплекса специальных упражнений. По большому счету, миогимнастика — это лечебная физкультура для мышц лица, в которой используются движения, разработанные специалистами в области ортодонтии. При мезиальном прикусе регулярные тренировки мышц способствуют правильному развитию мышечного аппарата и костной ткани, что приводит к восстановлению положения искривленных коронок и исправлению аномального прикуса
Что такое мезиальный прикус
Мезиальный прикус, который также называют мезиоокклюзией или прогенией — это патологическое развитие нижней челюстной кости: она выдвинута вперед относительно верхней структуры зубного ряда. Внешне мезиальный прикус проявляется так:
- подбородок значительно выступает вперед
- нижняя губа заметно оттопырена
- верхняя губа западает
- нижняя часть лица укорочена
В общем, не очень-то красиво. Эта аномалия развития более характерна для маленьких детей, но может проявиться и у взрослых пациентов, особенно если в детстве ничего не было сделано для ее коррекции. Ведь именно в возрасте от 3 до 7 лет миогимнастика при мезиальном прикусе особенно эффективна, и исправить аномалию развития челюсти можно достаточно быстро. Нужно всего лишь регулярно, дважды в день в течение 10 минут выполнять комплекс несложных упражнений, выполняя следующие правила:
- При выполнении каждого упражнения необходимо делать максимальное усилие, сокращая мышцы, с максимальной же амплитудой движения
- Следует постепенно наращивать интенсивность и количество повторов
- После каждого упражнения нужно выдерживать паузу, которая должна быть равна времени, потраченному на его выполнение
- Для повышения эффективности миогимнастики следует использовать дополнительные приспособления
- Тренировка мышц должна продолжаться до появления чувства легкой усталости
Упражнения для исправления мезиального прикуса
Миогимнастика при мезиальном прикусе может включать следующие упражнения.
- Кончиком языка давите на десенную линию внутренней поверхности зубов в течение нескольких секунд. Выполните несколько «подходов» в течение 5 минут
- В положении сидя слегка наклоните голову назад, немного приоткройте рот и коснитесь передней частью языка основания твердого неба
- Поместите нижнюю губу под передний ряд зубов верхней челюсти, продвигая ее как можно дальше внутрь рта
- Расположите стоматологический шпатель между зубными рядами и прикусите его так, чтобы на режущие края наклоненных верхних зубов оказывалось давление
- Медленно откройте и закройте рот, смещая нижнюю челюсть назад и смыкая передние зубы самыми краями
Показания и противопоказания
Если вы хотите, чтобы ваш профиль был красивым, а зубы — здоровыми, то знайте: миогимнастика полезна не только при прогении, но и при любых других аномалиях прикуса. Она может решить и другие проблемы со здоровьем, такие, как:
- слабое развитие мышц лицевого аппарата
- неправильное положение коронок по отношению к основному ряду
- дисфункция височно-нижнечелюстного сустава
Но в некоторых случаях выполнение таких упражнений все же не рекомендуется, например, при сильной гипертрофии мышц лица, нарушении прикуса III степени (то есть тяжелой патологии), дисфункции сустава челюсти или неправильном развитии челюсти из-за перенесенных заболеваний общего характера.
Мнение эксперта
Миогимнастика дает наилучший результат в детском возрасте, когда происходит активный рост челюсти и ее мышц. Поэтому следует как можно раньше обратить внимание на неправильный прикус ребенка: чем взрослее он будет становиться, тем более длительным станет процесс лечения. Так, до 7 лет есть шанс исправить мезиальный прикус с помощью одних только упражнений, а уже в подростковом возрасте применение миогимнастики рационально лишь в качестве дополнительного терапевтического средства, делая основной упор на грамотное ортодонтическое лечение.
В любом случае не рекомендуется подбирать упражнения самостоятельно, так как применение неправильно составленного комплекса может привести к ухудшению ситуации. Лучше обратиться к специалисту: по результатам детальной диагностики врач подберет упражнения в индивидуальном порядке, с учетом возраста ребенка и особенностей аномалии его прикуса.
Дети не всегда полностью осознают важность таких занятий, поэтому задачей родителей после визита к врачу и демонстрации комплекса миогимнастики становится контроль за тем, чтобы ребенок выполнял назначенные ему упражнения не только правильно, но и регулярно.
Источник
Мезиальный прикус у ребенка гимнастика
Роджерс предложил систему гимнастических упражнений для лечения челюстно-лицевых деформаций.
Основные положения этого метода тренировки недоразвитых и слабо функционирующих мускулов челюстно-лицевого скелета можно формулировать следующим образом.
1. Сокращения упражняемых мускулов должны совершаться с максимальной амплитудой (размахом).
2. Интенсивность сокращения такой мускулатуры должна соответствовать ее физиологической роли, но не быть чрезмерной.
3. Быстроту и продолжительность сокращений мускулов нужно приноровить к особенностям производимого движения. Вначале они должны быть медленными, непорывистыми и проводиться регулярно.
4. Между двумя последовательными сокращениями необходима пауза покоя, продолжительностью по меньшей мере равной продолжительности самого сокращения.
5. Сокращения мускулатуры при каждом упражнении повторяют несколько раз, до появления чувства легкой местной усталости. Это чувство усталости определяет границу продолжительности упражнения, за пределы которой переходить не следует.
6. Миогимнастика применяется у детей начиная с 4-летнего возраста.
В. С. Куриленко положила эти правила в основу миогимнастики при зубочелюстных деформациях и предлагает следующие упражнения.
Упражнения при дистальном и глубоком прикусах.
1. Упражнение выполняют стоя при слегка запрокинутой голове, руки вытянуты вдоль туловища и отведены назад. Нижнюю челюсть выдвигают вперед до смыкания режущих краев нижних зубов с верхними, а затем перемещают кзади.
2. Спустя один месяц проводят те же упражнения с той лишь разницей, что нижнюю челюсть выдвигают так, чтобы нижние передние зубы устанавливались впереди верхних.
3. При недоразвитии круговой мышцы рта (губы большие, вялые, вывернуты, не смыкаются, рот широкий) полезны следующие упражнения: вытягивание губ в трубочку, как для свиста, а затем растягивание мизинцами, как при широкой улыбке, попеременно чередуя такие положения губ.
4. Для упражнения круговой мышцы рта указательные пальцы устанавливают около углов рта, губы не сомкнуты, ребенок стремится сомкнуть губы. В это время, не меняя положения пальцев, создают препятствие для смыкания губ.
5. Для мышц щек полезно следующее упражнение: надуть щеки, сомкнуть губы и кончиками пальцев ритмично поколачивать по щекам.
6. При глубоком прикусе можно рекомендовать упражнения 1, 2, а при недоразвитии мимических мышц — упражнения 3, 4, 5.
Упражнения при мезиальном прикусе.
1. Кончиком языка ребенок должен давить на небные поверхности верхних передних зубов до усталости мышц (приблизительно в течение 3—5 минут).
2. При слегка запрокинутой голове попеременно открывать и закрывать рот, при закрывании рта кончиком запрокинутого языка попытаться достать задний край твердого неба.
3. Подтянуть нижнюю губу, особенно если она отвислая, под верхние передние зубы, а затем отпустить ее.
Упражнения при открытом прикусе.
1. Прижать вытянутые пальцы в области углов нижней челюсти, нижнюю челюсть установить в состоянии покоя (опустить на 1—2 мм), напрягая мышцы, сжать зубы, а затем снова принять первое положение. Повторять упражнение до чувства усталости жевательной мышцы.
2. Деревянную ручку, покрытую резиновой трубкой, или школьную резинку кусать боковыми зубами.
Упражнения при косом прикусе.
Если косой прикус обусловлен смещением нижней челюсти в сторону, можно применить следующее упражнение: максимально открывают рот и нижнюю челюсть перемещают в сторону неправильного смыкания зубов (нижние зубы перекрывают верхние), затем в этом положении нижнюю челюсть поднимают до смыкания зубов и удерживают 4—5 секунд в этом положении, после чего опять опускают.
— Вернуться в оглавление раздела «Стоматология.»
Источник
Мезиальный прикус у ребенка
Последнее обновление: 28.10.2020
Исправление мезиального прикуса у детей важно провести как можно раньше. Данная патология может привести к различным проблемам со здоровьем, и, кроме того, негативно сказаться на внешнем виде, что, в свою очередь, порождает трудности коммуникации с другими ребятами. Хорошая новость — все поправимо. Расскажем, как исправить мезиальный прикус у ребенка, не прибегая к серьезной хирургии.
Особенности мезиального прикуса
Прикусом в стоматологии называют тип смыкания зубов. Существует множество видов деформаций, некоторые из них очень заметны. К таким относится медиальный (мезиальный) прикус. Данная аномалия характеризуется недоразвитой верхней челюстью или сильным развитием нижней. В итоге при смыкании нижняя челюсть значительно выступает.
Медиальный прикус в стоматологии обозначают следующими понятиями: «антериальный прикус», «III класс смыкания по Энглю», «прогения», «нижняя прогнатия», «прогенический прикус».
Часто такая аномалия может совмещаться с открытым перекрестным прикусом.
Три типа медиального прикуса
- Перекрестный — с нарушением соотношения боковых зубов.
- Глубокий — когда передние нижние резцы перекрывают верхние больше, чем на треть высоты коронки.
- Открытый — характеризуется наличием щели при смыкании.
Как проявляется патология внешне
Можно выделить следующие симптомы:
- Верхняя губа западает;
- При смыкании верхние резцы оказываются за нижними;
- Массивный выступающий подбородок;
- Мезиальный прикус обычно влечет за собой нарушение функции жевания и проблемы с речью;
- Болевые ощущения, щелканье, хруст в височно-челюстном суставе при открывании-закрывании рта, жевании.
Причины возникновения мезиального прикуса у ребенка
На появление патологии могут повлиять следующие факторы:
- Слишком короткая уздечка языка.
- Неудобное положение ребенка во время сна.
- Негативное влияние вредных привычек: сосание пальцев и игрушек, слишком долгое использование пустышки и так далее.
- Родовая травма.
- Слишком долгий процесс смены молочных зубов на коренные.
- Наличие заболеваний, которые оказывают непосредственное влияние на развитие и рост костей. Например, такая аномалия может оказаться последствием рахита.
- Преждевременная утрата верхних молочных зубов.
- Генетическая предрасположенность.
- Привычка подкладывать кулак или кисть под подбородок во время сидения.
- Слабое развитие верхней челюсти.
- Наличие различных ЛОР заболеваний.
Диагностика
Чтобы точно определить диагноз и назначить лечение мезиального прикуса, потребуется обращение к специалисту. Если вы заметили признаки аномалии, отведите ребенка к ортодонту. Своевременно принятые меры позволят решить проблему максимально просто и эффективно.
В чем заключается диагностирование:
- Врач внимательно осмотрит лицо в профиль и в фас.
- Далее необходимо снять антропометрические показатели.
- Доктор оценит окклюзию и сделает функциональную пробу.
- Степень выраженности прикуса оценивается при помощи специальных прикусных валиков.
- Также в исследовании аномалии используются дополнительные методы: томография, рентгенография, ортопантомография и т.д.
- Для подтверждения диагноза и оценки состояния прикуса необходима консультация ортодонта.
- Чтобы выявить нарушение функциональности, врачи проводят электромиографию жевательных и височных мышц.
- Кроме консультации ортодонта, в некоторых случаях может потребоваться помощь логопеда и ЛОР врача.
Последствия
Если мезиальный прикус ребенка от 1 года до 5 лет и старше не скорректировать своевременно, то с возрастом это не только станет более трудной задачей, но и могут развиться различные неприятные пластические изменения и заболевания.
Когда малыш подрастет, при отсутствии лечения у него могут наблюдаться:
- Осложнения со стороны височно-нижнечелюстного сустава.
- Развитие заболеваний пародонта.
- Изменение овала лица.
Мезиальный прикус может значительно осложнить протезирование и проведение зубной имплантации.
Своевременное лечение у ортодонта и устранение патологии поможет избежать всех этих неприятных последствий.
Как лечить мезиальный прикус у детей
Мезиальный прикус — довольно сложная проблема, поэтому его исправление может занять несколько лет. Начинать необходимо в самом раннем возрасте на этапе формирования челюсти. Это намного проще, чем, когда она уже сформировалась.
План лечения разрабатывается в зависимости от заболевания или проблем, которые привели к деформации челюсти. Если верхняя челюсть недостаточно развита, применяются методы, стимулирующие ее рост. И, наоборот, если наблюдается сильное развитие нижней челюсти, то проводятся мероприятия, которые помогают сдержать рост кости.
Для лечения мезиального прикуса у ребенка используются различные методы. Среди них:
- Применение специальных ортодонтических аппаратов (трейнеры, брекеты, каппы), они позволяют эффективно провести коррекцию за сравнительно короткий период времени.
- Пластика уздечки языка, проводится в том случае, если недостаточная длина уздечки повлияла на развитие аномалии.
- Миогимнастика позволяет провести коррекцию без особых вмешательств, особенно эффективна у детей дошкольного возраста.
- Массаж верхнечелюстного альвеолярного отростка.
- Использование вестибулярных пластинок, данное приспособление позволяет отучить малыша от вредных привычек.
Кроме того, применяются различные инновации в лечении мезиального прикуса у детей. К ним относятся вестибулярные, эстетический и лингвистические брекет-системы и многое другое. Такие методы позволяют ускорить лечение.
Профилактика мезиального прикуса
Очень важную роль в предупреждении возникновения патологии имеют вовремя принятые профилактические меры. Среди них:
- Грудное вскармливание новорожденного — оно способствует гармоничному развитию челюсти и ее правильному функционированию.
- Периодическая проверка зубов у ортодонта и других специалистов позволит выявить заболевания, которые приводят к возникновению мезиального прикуса на ранней стадии. Это поможет максимально быстро устранить дефекты и предотвратить многие осложнения.
- Очень важно наблюдать за тем, как у ребенка развиваются молочные зубы. Если вы заметили приведенные выше признаки или возникли другие проблемы, незамедлительно обратитесь к врачу.
- Обеспечите вашему малышу здоровый сон и правильное положение тела в постели. Для этого выбирайте качественные ортопедические матрасы и удобные подушки.
- Своевременно отучайте ребенка от вредных привычек. Проследите, чтобы дитя перестало использовать пустышку, для этого существует множество эффективных методов.
Миогимнастика — комплекс мероприятий, который позволяет предотвратить или даже устранить нарушение прикуса. Основной принцип состоит в тренировке определенных мышц для их правильного развития и функционирования.
- С каждым разом ребенок должен наращивать количество и скорость выполнения упражнений.
- Важно максимально сокращать мышцы.
- Интервал между сокращениями должен быть равен продолжительности сокращения.
- Каждое упражнение нужно повторять пока не появится легкое чувство усталости.
- 3-5 минут надавливайте кончиком языка на небную поверхность передних зубов.
- Пусть ребенок запрокинет голову и закроет при этом рот. При закрывании рта требуется дотянуться языком до заднего края твердого неба.
- Попросите малыша подтягивать нижнюю губу под верхние передние зубы.
И, конечно, главное всегда помнить, что эффективным любое лечение будет именно в юном возрасте. Чем старше ребенок, тем сложнее исправить прикус. Однако каким бы он ни был, зубы требуют ежедневного тщательного ухода. Используйте пасты Асепта Baby, Kids или Teens, разработанные с учетом всех возрастных особенностей. Они мягко очищают поверхность зубов, насыщают эмаль кальцием, способствуют ее укреплению, сохраняют улыбку белоснежной.
Изучение клинической эффективности применения лечебно-профилактических средств серии «АСЕПТА» при лечении воспалительных заболеваний пародонта у детей и подростков (И.В. Климова)
Климова Ирина Владимировна, к.м.н., доцент кафедры стоматологии детского возраста Новосибирского государственного медицинского университета.
Кафедра стоматологии детского возраста Новосибирского государственного медицинского университета.
Использование адгезивного бальзама «Асепта®» при лечении воспалительных заболеваний пародонта
Л.Ю. ОРЕХОВА*, д-р мед. наук, профессор, завкафедрой В.В. ТЭЦ**, д-р мед. наук, профессор, завкафедрой С.Б. УЛИТОВСКИЙ*, д-р мед. наук, профессор А.А. ЛЕОНТЬЕВ*, врач-стоматолог А.А. ДОМОРАД**, О.М. ЯКОВЛЕВА**
СПбГМУ им. акад. И.П. Павлова, Санкт-Петербург — *Кафедра терапевтической стоматологии, **Кафедра микробиологии
Клинический опыт применения серии средств «Асепта»
Фукс Елена Ивановна ассистент кафедры терапевтической и детской стоматологии
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Рязанский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (ГБОУ ВПО РязГМУ Минздравсоцразвития России)
Источник